Война в сирии 2021 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Протесты в Сирии начались с довольно обычных для 2011-го года требований: освободить политзаключенных, отменить чрезвычайное положение (оно действовало с 1963-го), восстановить личные, политические и экономические свободы, ликвидировать коррупцию. Массовые выступления начались после задержания группы подростков: они рисовали антиправительственные граффити на заборах и стенах домов в городе Дераа. В полиции их подвергли неоправданно жесткому обращению и пыткам. Узнав об этом, родственники и друзья пришли к участку и потребовали освободить ребят. В ответ полиция открыла огонь.

Убийство нескольких человек спровоцировало массовые демонстрации, которые быстро перекинулись на другие города: ровно десять лет назад, 15 марта 2011 года, тысячи человек откликнулись на призывы в соцсетях и вышли на улицы в Дамаске, Алеппо, Дейр-эз-Зоре, Хасеке, Дераа и Хаме. Протесты закончились столкновениями между демонстрантами и полицией.

Сердце арабского мира

Массовые восстания против государственной власти в Сирии быстро перекинулись с больших городов на более мелкие и в сельскую местность. Всего через год стороны конфликта — власти во главе с президентом Башаром Асадом и оппозиция — будут обвинять друг друга в применении химического оружия, а в крупных городах страны начнутся ожесточенные бои.

В 2013-м станет очевидно, что сирийская война — это уже не внутренний конфликт, он разрастается и затрагивает интересы других стран, причем не только непосредственных соседей Сирии. Возможные последствия конфликта теперь касаются даже тех, кто находится за тысячи километров от региона, и потому в конфликт вовлекается все больше внешних игроков

Стремительное наступление террористов, как и резкий рост числа беженцев (уже к 2013 году из страны бежали более двух миллионов человек), стали самыми острыми проблемами. Захват боевиками значительных территорий Сирии и Ирака летом 2014 года станет поводом для введения войск США и союзников.

Протестующие у мечети Аль-Омари в Босре в марте 2011 года

Протестующие у мечети Аль-Омари в Босре в марте 2011 года

Фото: Khaled al-Hariri / Reuters

Pro и contra

Положение в стране действительно могло обернуться полным провалом президента Башара Асада: северные, северо-восточные и восточные части страны быстро перешли под контроль оппозиции и террористов. В их руках оказались и крупные месторождения нефти в провинциях Хасеке и Дейр-эз-Зор. Однако на помощь Асаду вовремя пришла Россия — в конце сентября 2015-го Совет Федерации одобрил запрос президента Владимира Путина на использование Вооруженных сил за пределами России. Сразу после этого российская авиационная группа нанесла первые точечные авиаудары по объектам ИГ.

Сломанное домино


Россия способствует прекращению огня в стране, репатриации беженцев и сглаживанию сепаратистских тенденций

15 марта 2011 года группа из 200 протестующих собралась в Дамаске, чтобы потребовать политических реформ и отставки президента Башара Асада. Собрания организовывались по примеру Туниса и Египта, где подобные акции привели к существенным политическим переменам и отставке правителей. Демонстранты были недовольны ограничениями свободы слова и собраний — в стране с 1963 года действовало чрезвычайное положение, запрещавшее митинги.

Полиция нашла авторов граффити, их арестовали, и, по утверждениям самих подростков, подвергли пыткам. 18 марта родители арестованных пришли к зданию полиции, требуя справедливого разбирательства. Как сообщали СМИ, правоохранители открыли огонь по демонстрации, погибли три человека. 19 марта похороны погибших превратились в многотысячный митинг.

сирия


Постпред РФ при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов — о том, почему Россия выступает против политизации помощи для Сирии

сирия

Однако вскоре стало понятно, что протестующие не удовлетворятся реформами. В конце апреля Дамаск применил армию и бронетехнику для разгона протестующих в Дераа. В ответ те организовали вооруженные ячейки, а в июле 2011 года создали Сирийскую свободную армию. Так началась эта война.

Десять лет спустя

Остаться у власти на протяжении 10 лет войны Асад смог только благодаря поддержке большей части населения в Сирии, считает ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Правители Туниса и Египта такой поддержки не имели, потому их режимы были свергнуты за несколько недель.

сирия


Президент МККК Петер Маурер — о том, чем ситуация в этой стране отличается от сирийской и как на поток беженцев повлияла пандемия

По уровню прироста ВВП в 2007 году (более актуальных данных у World Bank нет) Сирия была на уровне Израиля и Кувейта, превосходя средний показатель по региону (5,7% против 5,1%).

По данным ООН, за прошедшие с начала конфликта десять лет Сирию были вынуждены покинуть свыше 5,6 млн человек. Большая их часть бежала в Турцию, Ливан, Германию. Отчет МККК показал, что свыше 70% населения страны (13,4 млн) нуждаются в помощи, 36% лишились жилища, свыше трети остались без источников дохода.

По оценке главы делегации МККК в Дамаске Филиппа Шперри, сирийский кризис еще далек от завершения, хотя полномасштабные военные действия в большинстве районов страны уже прекратились.

сирия


Восстановлению подлежит

По состоянию на март 2021 года Дамаск контролирует большую часть территории Сирии. Однако треть страны — весь левый берег Евфрата с богатыми нефтяными полями — под курдскими группировками, поддерживаемыми США. Очаг сопротивления остается и в Идлибе, где совместный патруль проводят Россия и Турция. Там же находится район Африн, где с 2018 года действуют протурецкие силы.

сирия


Тем не менее процесс восстановления Сирии — той, что под властью Дамаска, — продолжается. По данным российского Минобороны, в арабскую страну с начала конфликта вернулось уже около 2 млн беженцев. Правительство САР пообещало облегчить процесс возвращения и обеспечить всех прибывающих жильем и документами.

По подсчетам президента Башара Асада на восстановление страны сейчас нужно свыше $400 млрд, срок восстановления — свыше 10–15 лет.

Как заметил Борис Долгов, помочь Сирии в восстановлении могли бы монархии Персидского залива. Страны, изначально поддерживавшие силы, воюющие против Асада, сейчас пересматривают свою позицию.

— Это происходит постепенно, ключевую роль здесь сыграл тот фактор, что Асад смог переломить ситуацию и остаться у власти. И они понимают, что им придется с ним считаться. Сейчас монархии следят за тем, как развернется президентская гонка — выборы в Сирии должны состояться в мае-июне этого года. По итогам, возможно, произойдет дальнейшее сближение Дамаска с арабскими странами, — заметил востоковед.

сирия


Мы намерены пригласить общественность из дружественных нам стран для наблюдения за ходом выборов, чтобы подтвердить демократический выбор сирийцев. Попытки некоторых стран Запада бойкотировать сирийские выборы и заранее признать их нелегитимными обречены на провал, мы всё равно проведем голосование, — заверил парламентарий.

Ранее газета As-Sharq Al-Awsat заявила, что Франция готовит обращение к ЕС с требованием признать выборы в САР нелегитимными. В последний раз президентские выборы в Сирии проходили в 2014 году. ЕС, США и страны залива не признали их итоги.

Возвращаться без примет

сирия


Именно арабские страны приняли решение выгнать Сирию из ЛАГ в то время, когда мы нуждались в их поддержке. Некоторые из них поддерживали терроризм и вооруженные банды, снабжая их деньгами и используя их. Главное — не символическое возвращение. Главное — чтобы мы вернулись к единой арабской политике, чтобы страны признали за Сирией ее суверенитет и право на охрану своих границ, — подчеркнул политик. — Как только это осознание произойдет, мы вернемся в ЛАГ. Надеюсь, это произойдет в ближайшее время, до конца года.

беженцы


Основная тематика трехсторонних переговоров Москвы, Анкары и Дохи — возвращение сирийских беженцев и поставки гуманитарной помощи, чему препятствуют односторонние санкции стран Запада.


Иллюстрация: AP

С начала войны в Сирии минуло 10 лет. С марта 2011 года события в этой арабской республике перевернули жизни миллионов людей, нанесли мощнейший удар по её экономике, спровоцировали конфликты и рост внутренней напряжённости как в соседних странах, так и по всему Ближнему Востоку. Сегодня, 9 марта, агентство France-Presse (AFP) представляет прошедшее десятилетие сирийской войны в цифрах.

По данным ООН и зарубежных мониторинговых организаций, более 387 000 человек погибли, почти 5,6 миллиона бежали за границу, в основном в соседние страны — Турцию, Ливан и Иорданию. Из них более одного миллиона детей сирийских беженцев родились на чужбине за последнее десятилетие.

6,7 млн человек оказались внутренне перемещёнными лицами. Они были вынуждены покинуть свои дома в результате боевых действий на всей территории Сирии. Многие из них до сих пор живут в лагерях и центрах временного размещения.

Около 13,4 миллиона человек в стране нуждаются в гуманитарной помощи.

Десять лет боевых действий необратимо изменили карту Сирии и жизни более 20 миллионов человек, которые всё ещё живут в этой арабской стране. По данным ООН, в настоящее время свыше 13 млн человек проживают в районах, контролируемых правительством в Дамаске, которое осуществляет власть на более 60 процентов территории Сирии.

До 3 млн человек живут в северо-западном регионе страны, контролируемом преимущественно различными террористическими группировками и протурецкими фракциями из числа так называемой сирийской вооружённой оппозиции.

По данным неправительственной организации World Vision, экономический урон сирийской экономике за десять лет вооружённого конфликта оценивается в 1,2 триллиона долларов США.

Главная довоенная статья доходов страны — экспорт нефти — до сих пор не восстановлена, так как основные месторождения чёрного золота остаются под контролем курдского ополчения и американских войск в регионе.

В 2019 году Министерство энергетики САР заявило, что 70 процентов линий электросетей и подачи топлива были выведены из строя из-за войны.

С марта 2011 года курс сирийского фунта к доллару США девальвировал почти вдвое — на 98%. В 33 раза выросли цены на продукты питания по сравнению со средним пятилетним довоенным показателем.

По данным Всемирной продовольственной программы ООН, 12,4 миллиона человек в Сирии каждый день находятся в поисках пропитания. По данным британской благотворительной организации Save the Children, более 60 процентов детей в Сирии страдают от голода или недоедания. Два миллиона сирийцев, по оценке ООН, живут в крайней бедности.

Около 70 процентов всех медицинских работников бежали из страны из-за конфликта, в то время как только 58 процентов больниц полностью функционируют.

По данным Детского фонда ООН, более 2,4 миллиона детей в Сирии не ходят в школу.

В ходе активной фазы операции, которая продолжалась с 30 сентября 2015 года по 11 декабря 2017 года, освобождены ключевые сирийские города, включая Тадмор (Пальмира), Алеппо и Дейр-эз-Зор. Правительство президента Башара Асада восстановило контроль над 88% территории страны, в то время как до начала антитеррористической операции России в САР под контролем Дамаска находилось менее 10% территории арабской республики.

Десять лет назад в Сирии начался конфликт, который перерос в войну. События в арабской стране повлияли на жизнь миллионов людей. Напряженная обстановка коснулась и соседних стран. В 2021 году до сих пор идут боевые действия.

Ситуации в Сирии продолжает накаляться


Стало известно, что ситуация в Сирии накаляется. По базе американских вооруженных сил был нанесен ракетный удар. Кто его нанес – неизвестно. Американцы подтвердили факт нападения. К счастью, обошлось без жертв.

Ранее говорилось, что конфликт практически исчерпан. С марта 2019 года боевые действия практически не велись. Но пока рано говорить об окончании войны. На это есть несколько причин. Судьба Сирии не только в руках самих сирийцев. В военных действиях активно принимают участие американские, турецкие и российские военные.

Почему в Сирии началась война


С 1963 по 2011 год в Сирии действовало чрезвычайное положение. Собрания, где участвовало более пяти человек, были запрещены. Регулярно проходили аресты и задержания. К власти пришел Башар аль-Асад, на него были возложены большие надежды. Но политику не удалось улучшить положение в области прав человека.

В 2011 году в Сирии начали проходить массовые акции протеста. Сирийцы начали требовать прекращения чрезвычайного положения, восстановления политических и экономических свобод, борьбы с коррупцией. Через несколько дней начались протесты в других городах. Некоторые из них заканчивались столкновениями и кровопролитием. Сирийский президент признал свою неправоту и принял некоторые требования протестующих. Но стычки на этом не закончились.

Постепенно конфликт разросся до регионального, а позже – до международного. На территорию Сирии были введены войска Ирана, США и России.

Последствия войны в Сирии


Война в Сирии привела к кризису небывалого масштаба. Более 12 млн человек были вынуждены покинуть свои дома. Половина из них уехали в другие страны (Ливан, Ирак, Египет, Турция, Иордания, Европа), остальные нашли убежища в Сирии.

Многие дома были разрушены в результате боев, их восстановлением некому заниматься. После окончания острой фазы конфликта, лишь 100 тыс. сирийцев вернулись в родную страну. Другие боятся арестов и преследований.

Более 90% жителей Сирии живут за черной бедности. 12 млн сирийцев находятся на грани голода.

Кризис в Ливане, где у богатых сирийцев хранились накопления и коронавирус нанесли еще один удар на жителей арабской страны. Дорожают продукты, подымаются цены на лекарства, а зарплаты стоят на месте. Средняя зарплата – 25 долларов. Для нормальной жизни нужно не менее 300 долларов.

Судьбы тысячи сирийцев остаются неизвестны. Многие убиты, часть остается за решеткой. Участники боевых действий совершают военные преступления – аресты, пытки, запугивания.


Уходящий год может стать во многом решающим для Сирии: проявившиеся в этот период тенденции, возможно, определят развитие страны в кратко- или даже среднесрочной перспективе. В 2021 г. САР впервые с начала гражданской войны избежала полномасштабных военных действий с участием крупных соединений сухопутных войск и авиации. Это особенно важно в контексте того, что в целом общевойсковые военные кампании армейского уровня в Сирии не проводились после того, как президенты России и Турции подписали дополнительные протоколы к меморандуму по Идлибу в марте 2020 г.

За указанный период в Сирии осуществлялись лишь ограниченные военные акции, направленные на точечное уничтожение с помощью авиации и артиллерии ячеек террористов в Идлибе без изменения линии соприкосновения сторон. Также была проведена полицейская операция на сирийском юго-западе, в ходе которой правительственные силы пытались разоружить примиренных еще в 2018 г. повстанцев и окончательно урегулировать их статус на территориях, давно уже считающихся подконтрольными сирийскому режиму.

Прежде всего речь идет об отсутствии внятной дорожной карты политического урегулирования (ясно, что положения резолюции 2254 уже практически невыполнимы) и о неготовности противоборствующих сторон — правительства и оппозиции — идти на компромиссы. Неспособность добиться каких бы то ни было подвижек в работе конституционного комитета, по сути, единственного проекта, направленного на выработку оппонентами общей позиции, лишь подтверждает этот тезис. Разделенность Сирии на сферы влияния с внешним военным присутствием будет сохраняться. В случае разбалансировки, ухудшения отношений в треугольнике Россия — Турция — США или выхода из игры какого-либо внешнего актора и нарушения равновесия возможно возобновление крупных общевойсковых операций. Лишь перезапуск мирного процесса самими сирийцами позволит выйти из нынешней стагнации, постоянно грозящей обвалиться в эскалацию.

Уходящий год может стать во многом решающим для Сирии: проявившиеся в этот период тенденции, возможно, определят развитие страны в кратко- или даже среднесрочной перспективе. В 2021 г. САР впервые с начала гражданской войны избежала полномасштабных военных действий с участием крупных соединений сухопутных войск и авиации. Это особенно важно в контексте того, что в целом общевойсковые военные кампании армейского уровня в Сирии не проводились после того, как президенты России и Турции подписали дополнительные протоколы к меморандуму по Идлибу в марте 2020 г.


Прежде всего речь идет об отсутствии внятной дорожной карты политического урегулирования (ясно, что положения резолюции 2254 уже практически невыполнимы) и о неготовности противоборствующих сторон — правительства и оппозиции — идти на компромиссы. Неспособность добиться каких бы то ни было подвижек в работе конституционного комитета, по сути, единственного проекта, направленного на выработку оппонентами общей позиции, лишь подтверждает этот тезис. Разделенность Сирии на сферы влияния с внешним военным присутствием будет сохраняться. В случае разбалансировки, ухудшения отношений в треугольнике Россия — Турция — США или выхода из игры какого-либо внешнего актора и нарушения равновесия возможно возобновление крупных общевойсковых операций. Лишь перезапуск мирного процесса самими сирийцами позволит выйти из нынешней стагнации, постоянно грозящей обвалиться в эскалацию.

Идлиб

Турция и Сирийская национальная армия

В настоящее время в идлибской зоне деэскалации может находиться 9–15 тыс. турецких военнослужащих, удерживающих более 60 опорных пунктов. Однако это число может быть удвоено в течение суток при введении подкреплений турецких войск, располагающихся вблизи границы. Кроме того, турецкая артиллерия, ракетные системы (Т-300) и авиация могут применяться с территории самой Турции.


Для России продолжение авиаударов — это важный сигнал своему сирийскому союзнику: Москва по-прежнему привержена борьбе с терроризмом и не намерена останавливаться ни при каких обстоятельствах. Поэтому в ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать полного прекращения активности ВКС РФ над Идлибом. В конце концов, точечные бомбардировки позиций ХТШ не могут причинить ущерб ни турецким военным, ни гражданскому населению и вряд ли спровоцируют потоки беженцев в Турцию.

Кроме того, происходит передислокация подразделений СНА в военные лагеря вне населенных пунктов. Из сфер ответственности СНА была изъята правоохранительная деятельность, которая теперь передана гражданской полиции.

В целом уровень турецких инвестиций и участия в работе гражданских и военных структур северо-востока Сирии, управляемого оппозиционным Временным правительством и СНА, пока позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни населения и обеспечивать его основные потребности. Однако на фоне финансового кризиса в Турции и падения курса лиры в этих районах могут вновь проявиться негативные тенденции, вызванные экономическими причинами. Это может привести к срыву процесса интеграции оппозиционных группировок в единую СНА и возродить попытки установления контроля отдельных фракций над теми или иными источниками доходов, что вновь спровоцирует вооруженные столкновения между ними. Таким образом, все те проблемы, которые по большей части были преодолены, могут дать знать о себе с новой силой.


В течение 2021 г. террористическая группировка ХТШ лишь укрепила свое положение в Идлибе. Это связано с некоторым изменением подходов Турции к событиям вокруг этого сирийского региона. Если раньше, как минимум до лета 2020 г., Анкара рассматривала возможности роспуска ХТШ или даже проведения против этого альянса ограниченной военной операции, то затем, вероятно, сочла подобные методы нецелесообразными.

При этом ХТШ находится в турецких списках террористических группировок. Однако для Анкары главной угрозой является не Хайат Тахрир аш-Шам, а миллионы сирийских беженцев, которые в случае захвата Идлиба войсками Асада неизбежно двинутся в Турцию. Турецкая сторона также опасается, что вместе с беженцами (и под видом беженцев) в страну переместятся и сами боевики ХТШ, не пожелавшие сдаться или погибнуть. Это, конечно, несет гораздо большую угрозу, нежели наличие радикалов по другую сторону границы. Турецкое командование, вероятно, исходит из того, что любые противоречия между протурецкими группировками СНА и террористами ХТШ приведут лишь к ослаблению противостоящих Асаду сил.

Следует учитывать, что в настоящее время СНА обладает военным превосходством над ХТШ, однако наиболее боеспособные и многочисленные силы СНА находятся за пределами Идлиба, на сирийском северо-востоке, и в большей степени нацелены на военные операции против курдов. Вероятно, турецкое командование полагает, что в случае гипотетического разгрома ХТШ сами повстанцы будут обескровлены. Турция ослабит их своими же руками, но затем ей же придется компенсировать боеспособность оппозиции за счет собственных военнослужащих, развернутых в Идлибе.

Проблема также видится в том, что в Турции считают, что уничтожение ХТШ не предотвратит попыток Асада вернуть Идлиб силовым путем: Дамаск не делает различий между ХТШ и вооруженной оппозицией, считая их всех террористами. А это значит, что и вопрос беженцев не будет снят.

ХТШ остается сильной и прагматичной вооруженной группировкой, нацеленной на укрепление своей власти за счет увеличения финансовых источников, реорганизации военной структуры и подавления недовольства местного населения. Турция закрыла глаза на действия этих радикалов в Идлибе: она не препятствовала подавлению их соперников, часть из которых стала только еще более зависимой от Анкары, и организации удовлетворительно работающей административной системы.

Последний фактор тоже объясняет, почему Турция отказывается в настоящий момент бороться с ХТШ. Действующая под эгидой ХТШ административная система так или иначе справляется со своими прямыми задачами, и её ликвидация потребует от Анкары дополнительных финансовых вливаний в Идлиб для создания новой системы с нуля.

С другой стороны, для Анкары оказалось достаточно проблематичным заставить силы ХТШ отойти на 6 км к северу и 6 км к югу от трассы М4. Это было необходимо для создания российской и турецкой зон безопасности, предусмотренных сочинскими договоренностями по Идлибу в марте 2020 г. Пока что турецким военным удалось создать зону безопасности исключительно вдоль самой проезжей части: наиболее опасные участки дороги были обнесены полевыми укреплениями и бетонными блоками. Однако российская сторона по-прежнему считает это недостаточным для обеспечения безопасности совместных патрулей, которые не проводились с осени 2020 г.

Также следует иметь в виду, что в Анкаре не считают необходимым удержание Идлиба — в отличие от районов северо-востока Сирии — вплоть до окончательного политического решения в Сирии. По этой причине как экономические, так и военно-политические инвестиции в этот регион идут значительно меньше, чем в оппозиционные районы сирийского северо-востока. Отсюда также и нежелание проводить дорогостоящую во всех отношениях операцию против ХТШ. Возможны сценарии, согласно которым Турция выведет свои войска из Идлиба, сохранив свое военное присутствие лишь на северо-востоке. Сегодня, надо отметить, предпосылок для реализации подобных сценариев не просматривается. Скорее всего, это будет возможно лишь при смене власти в Анкаре, но и в этом случае, вероятно, должно быть найдено компромиссное решение по поводу сирийских беженцев из Идлиба.

Демократические силы Сирии между Россией и США


Если в Идлибе сухопутная военная операция Асада и его союзников стала невозможной по причине развертывания здесь турецкого военного контингента, то на северо-востоке, наоборот, присутствие сирийских войск, российской военной полиции и вооруженных сил США на территориях, удерживаемых ДСС, не позволило Турции и СНА начать наступление в 2021 г.

Возможные параметры операции Турции против ДСС обсуждались как российской стороной, так и на встречах Р. Эрдогана с Дж. Байденом. Однако Россия и США, располагавшие соответствующими ресурсами на северо-востоке, дали понять Турции, что считают турецкую операцию неприемлемой и будут препятствовать ее проведению.

Вероятной причиной отмены турецкого наступления стало и то, что Россия и Турция, по всей видимости, так и не смогли прийти к взаимопониманию и по поводу необходимости вывода турецких сил из южных районов зоны деэскалации Идлиб. В этих районах могла бы состояться российско-сирийская военная операция, которая могла бы привести к разблокированию участка трассы М4 и созданию вокруг нее зоны безопасности, предусмотренной соглашением по Идлибу от марта 2020 г. Турция, в свою очередь, смогла бы начать наступление на северо-востоке в приграничной полосе (32 км), откуда формирования ДСС также должны были быть выведены на основании сочинского меморандума.

В то же время сирийский северо-восток, возможно, стал свидетелем координации усилий российских и американских военных, которые принимали меры для того, чтобы оградить регион от новой военной кампании. В частности, сообщалось, что американцы открыли воздушное пространство над некоторыми районами северо-востока Сирии. В результате российская военная авиация смогла провести демонстративные полеты над районами предполагаемой военной операции Турции и СНА против ДСС, что сделало ее крайне рискованной. Кроме того, российские военные самолеты были замечены на военной базе Камышлы на северо-востоке.

В то же время Россия пыталась и продолжает пытаться подтолкнуть связанных с альянсом ДСС сирийских курдов, чьи делегации в течение года неоднократно посещали Москву, к диалогу с Дамаском по существу, без оглядки на американское военное присутствие в регионе. Подразумевается, что сами сирийские курды должны начать дистанцироваться от Соединенных Штатов еще до того, как Вашингтон примет окончательное решение о выводе своих сил из Сирии.

С другой стороны, Москва может по-прежнему использовать турецкие угрозы курдским формированиям на северо-востоке Сирии, чтобы расколоть ДСС, подтолкнуть бойцов и целые подразделения этого альянса, находящиеся вне американской зоны контроля, к полному примирению с Дамаском и вхождению в его силовые структуры. Наиболее вероятный вариант постепенной реинтеграции этих территорий в состав сирийского правительства — сценарий Дараа и Кунейтра на юго-западе Сирии, который предполагает сохранение местной администрации и процесс примирения боевиков ДСС с режимом.

Юго-запад Сирии

Сохранение относительной стабильности на юго-западе Сирии связано с желанием России и далее поддерживать статус-кво в провинциях Дараа и Кунейтре. Несмотря на проведение здесь летом 2021 г. ограниченной операции с целью разоружения части примиренных раннее повстанцев, российская сторона, вероятно, стремится сохранить способность местных оппозиционных советов автономно управлять поселениями и осуществлять свои функции в рамках сирийского государства.

В то же время для России неприемлемо присутствие никем не контролируемых вооруженных групп в этом районе: они могут примкнуть к различными экстремистским движениям или заниматься подрывом безопасности, нападая на правительственные войска. Кроме того, Иордания и Израиль также были заинтересованы в наведении здесь порядка для возможной реализации ограниченных экономических проектов. Главным условием было недопущение такой ситуации, в которой примиренные оппозиционеры были бы замещены проиранскими боевиками, вынашивающими планы по созданию в этом регионе плацдарма для атак на Израиль. Поэтому задача состояла в том, чтобы урегулировать статус примиренных повстанцев, но не допустить их полного подавления силами режима.

В связи с этим, несмотря на поднятие сирийских государственных флагов и создание в качестве уступки Асаду контрольно-пропускных пунктов в этих оппозиционных анклавах, реальная власть сирийского режима там по-прежнему в основном остается формальной. В частности, процесс разоружения боевиков оппозиции в этих районах так и не завершился: многие примеренные повстанцы урегулировали свой статус, но не сдали оружие.

Будущее этого региона и дальше будет предметом российско-сирийских переговоров. Возможное строительство газопровода из Египта в Ливан через Дараа и Кунейтру — единственный экономический проект с возможным участием Дамаска, поддерживаемый США. Соответственно, он может вывести из-под санкций другие проекты с участием Иордании и иных арабских государств. Амман также заинтересован в сохранении статус-кво в Дараа и Кунейтре, через которые может пройти газопровод. Сохранение анклавов оппозиции, пусть и разоруженных, но под контролем России, позволит не допустить создания баз проиранских формирований, деятельность которых могла бы привести к эскалации обстановки из-за ответных действий со стороны Израиля.

Читайте также: