Военное сотрудничество россии и китая кратко

Обновлено: 04.07.2024

С момента нормализации двусторонних отношений Китайской Народной Республики и Советского Союза в 1989 году приоритетными направлениями сотрудничества между Пекином и Москвой продолжают оставаться вопросы обороны и безопасности.

Основные направления взаимодействия в сфере обороны можно выделить следующие:

  • военные учения (рост частоты проведения совместных учений и расширение их географического охвата; новым акцентом является взаимодействие по ПРО);
  • военно-техническое сотрудничество (широкий спектр взаимодействия в оборонной промышленности, включая продажу оружия, техническое обслуживание систем вооружений, совместные исследования и разработка, соглашения о лицензировании оружия, передача технологий и обмен техническими знаниями);
  • военные контакты высокого уровня.

К началу 90-х на вооружении армии Китая стояли в основном устаревшие образцы военной техники (советские вооружение и техника 50-х годов) и Пекин всеми силами стремился провести масштабное и быстрое перевооружение.

Выбор Народно-освободительной армии Китая в пользу российских вооружений был сделан по следующим причинам:

  • во-первых, Россия была одной из немногих стран, желающих продавать оружие Китаю после снятия эмбарго;
  • во-вторых, новое оружие было совместимо с техникой НОАК советской эпохи;
  • в-третьих, относительная дешевизна вооружений по сравнению с западными образцами.

В 1990-х и начале 2000-х годов стороны постепенно расширяли оборонные связи, стремясь преодолеть взаимное недоверие.

В частности, было заявлено, что если какая-либо из сторон почувствует угрозу своим интересам в области безопасности, то будет запущен механизм взаимных консультаций. Наконец, в 2004 году Китай и Россия окончательно урегулировали свой пограничный спор (соглашение реализовано в 2008 году), сняв тем самым давнее напряжение в отношениях.

Стоит отметить, что основополагающим фактором, который помог вывести отношения в области безопасности между двумя странами на принципиально новый уровень, являются именно хорошие личные отношения лидеров двух стран — председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина (проведено уже более 20 встреч на высшем уровне). Председатель Си вступил в должность в конце 2012 года, и его первой зарубежной поездкой стала именно Россия, где он стал первым иностранным лидером, посетившим российский военный командный центр.

Несмотря на то что интенсивность проведения военной модернизации Китая и вызывает определённую настороженность в политических кругах в России, это никаким образом не сказывается на качестве развития двусторонних оборонных связей.


Рис. 1. Рост оборонных расходов Китая в период 1989–2012 гг.

Продажи российского оружия Китаю, включая передачу основных систем вооружения и оборонных технологий, а также лицензионные соглашения, выгодны обеим сторонам. Согласно данным Стокгольмского института SIPRI, с 1991 года почти 80 процентов всего оружейного импорта Китая приходится на Россию. С 1992 по 2006 год Китай приобрёл российского оружия на 26 млрд долларов США, в том числе истребители Су-27 и Су-30, ЗРК С-300, ракетные эсминцы и дизельные подводные лодки. Развитие ВТС с Россией позволило КНР значительно нарастить возможности своих ВВС и ВМСК.


Рис. 2. Экспортные поставки российских вооружений и военной техники в Китай в период 1996–2016 гг. в млрд долл. США

В 2012 году доля России на китайском рынке вооружения составила 43 процента (это совпало с ростом импорта из Украины), что значительно ниже максимальных показателей в 87 процентов, достигнутых в период 2000–2005 гг. В 2016 году доля России в китайском импорте вооружений выросла до более чем 64 процентов.

Учитывая зависимость Китая в ключевых российских технологиях (в т. ч. двигателях для самолётов 4-го и 5-го поколения), китайские закупки оружия у России становятся всё более избирательными. Тренд смещается в стороны систем противовоздушной и противоракетной обороны.

В апреле 2015 года Россия подтвердила продажу 4-6 дивизионов систем С-400 в Китай на сумму более 3 млрд долларов с планируемой датой поставки с 2018 года.


Военно-техническое сотрудничество Китая и России является одним из главных компонентов всестороннего стратегического взаимодействия и партнёрства между двумя странами. В последние годы учащаются контакты между армиями двух стран на высоком уровне, углубляется стратегическое взаимодоверие, высокоэффективное практическое сотрудничество в профессиональной деятельности.

Основной диалоговой площадкой высокого уровня военных двух стран является Российско-китайская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Сопредседателями комиссии являются министр обороны России и заместитель председателя Центрального Военного совета Китая.

Справка: Российско-китайская смешанная межправительственная комиссия по ВТС

Российско-китайская смешанная межправительственная комиссия по ВТС образована в соответствии с соглашением между правительствами двух стран по ВТС от 24 ноября 1992 года. Комиссия собирается один раз в год поочерёдно в Москве и Пекине, её состав утверждается соответствующими распоряжениями правительств сторон.

Налаживанию сотрудничества способствуют также следующие механизмы:

Одним из новых направлений российско-китайского сотрудничества является проведение совместных армейских игр.

С 1990 года Китай и Россия провели более 110 официальных военных контактов высокого уровня.


Рис. 4. Интенсивность китайско-российских военных контактов в период 2000–2016 гг. (без учёта саммитов).

Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении числа военных контактов на высоком уровне, что вызвано увеличением масштаба проводимых совместных учений и расширением военно-технического сотрудничества.

С точки зрения китайских экспертов, главным и перспективным военным противником Китая являются США и их союзники в АТР. Политика Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе направлена исключительно на сдерживание Китая, ограничение китайского влияния в регионе и укрепление своих союзников. Как следствие, в последние пять лет Пекин сталкивается с постоянно возрастающими вызовами для своей безопасности со стороны США. В таких условиях Китай крайне заинтересован в развитии добрососедских отношений с Россией и поддержке Москвы.

Эффективным ответом на активность США в регионе, по мнению китайского военного руководства, являются совместные китайско-российские учения (в первую очередь морские), а также открытая демонстрация всё возрастающей китайской военной мощи.


Рис. 5. Места проведения китайско-российских военных учений в период 2012–2016 гг.

С 2012 года Китай и Россия на регулярной основе проводят двусторонние военно-морские учения.

Манёвры проводились в пределах акваторий Японского и Жёлтого морей. Основная цель — углубление российско-китайских связей всестороннего стратегического взаимодействия, повышение совместных способностей противостоять новым вызовам и угрозам.


Рис. 6. Встреча главнокомандующего ВМС НОАК адмирала У Шэнли с руководителем учений от российской стороны адмиралом Л. Сухановым (г. Циндао)



В 2016 году Китай и Россия расширили свой портфель учений, включив в него противоракетную составляющую.


Рис. 7. Военный потенциал сильнейших армий мира по состоянию на 2017 год

Китайско-российское военное сотрудничество — важный фактор обеспечения мира и стабильности на планете. За последнее десятилетие российско-китайские отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнёрства и перешли в стадию отношений партнёрства и стратегического взаимодействия.

Совместными усилиями выработана оптимальная модель сотрудничества, которая вывела отношения между двумя государствами на путь стабильного развития. Развитие российско-китайских отношений принесло обоим государствам и народам двух стран реальные выгоды, стало образцом выстраивания отношений между соседними странами и великими державами.

В 1990-х годах китайские заказы обеспечили выживание российской оборонной промышленности, пострадавшей от крушения СССР, и сохранение её глобальной конкурентоспособности. В свою очередь, после введения в 1989 году западных санкций для Китая Россия стала главным источником передовых вооружений.

Сегодня российская оборонка не зависит в такой степени, как раньше, от китайских закупок, тем не менее КНР остаётся крупным экспортным рынком для российского ВПК, а спрос со стороны НОАК подстёгивает интерес других покупателей. Благодаря российско-китайскому военно-техническому сотрудничеству КНР смогла радикально преобразовать свои вооружённые силы, превратив их в современную военную машину.

Для Пекина российская оборонная промышленность — кратчайший способ получить системы, способные укрепить преимущества НОАК в стратегически важных точках, где возможна военная напряжённость между Китаем и союзниками США. Наконец, сотрудничество в такой деликатной сфере, как вооружение, обеспечивает стратегическую глубину российско-китайского партнёрства, служит важным фактором укрепления политической оси Москва — Пекин в условиях, когда стороны не стремятся заключить формальный военный союз.

Визит Владимира Путина в Китай

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Шанхай, где проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а также примет участие в совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Российско-китайское военно-техническое сотрудничество развивалось непросто, пройдя в своем развитии два этапа. Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 году, но в 1969 году вследствие ухудшения советско-китайских отношений были приостановлены. С 1949 года по 1969 год Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму около 4,1 миллиарда долларов. В 1951-1960 годах КНР было оказано техническое содействие в создании и дооборудовании объектов военного назначения на сумму 439,3 миллиона долларов. Кроме того, в 1949-1962 годах было передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники.

Советские специалисты помогали китайским военным осваивать эту технику. За период сотрудничества в КНР было командировано 5250 военных советников и специалистов, а в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих.

После многолетнего перерыва военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем возобновилось лишь в 1990 году. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года.

В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине.

Важный шаг по пути развития двусторонних военных отношений России и Китая был сделан 11 ноября 1993 года, когда было подписано

Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

Нормативно-правовой базой российско-китайских связей стало подписание 16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества и заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

В соответствии с Договором Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

С КНР военно-техническое сотрудничество наиболее плодотворно развивалось с 1992 года по 2004 год. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов. В том числе истребители СУ-27 производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, а также их модификация СУ-30МКК. Кроме того, российской стороной переданы Китаю лицензии на производство СУ-27.

Российские специалисты участвовали в проектах китайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15.

Благодаря полученной из России конструкторской документации на истребитель Су-27СК, в городе Шеньяне (Китай) с 1998 года организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11.

Эта документация в сочетании с полученным с Украины опытным экземпляром самолета Т-10К (Су-33) облегчила КНР создание палубного истребителя J-15.

В Китай поставлялись также системы и комплексы противовоздушной обороны малой и средней дальности типа "Тор", "Бук", "Тунгуска".

В 2010 году Россия выполнила контракт на поставку Китаю 15 дивизионов зенитных ракетных систем С-300.

В начале 2011 года "Рособоронэкспорт" заключил с минобороны Китая контракт на поставку 150 авиадвигателей АЛ-31Ф (они используются для замены выработавших ресурс двигателей поставленных в Китай из России двухдвигательных истребителей Су-27 и Су-30, а также их китайских копий J-11 и J-16). Затем летом 2011 года был заключен контракт на поставку 123 двигателей АЛ-31ФН (используется на истребителе J-10, разработанном в КНР с помощью Израиля и России). Осенью 2011 года заключен контракт на поставку 184 двигателей Д-30 КП-2, которые нужны китайцам для замены моторов транспортных самолетов Ил-76, производства бомбардировщика H-6. В начале 2012 года "Рособоронэкспорт" заключил с минобороны Китая контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф.

По словам гендиректора "Рособоронэкспорта", с КНР достигнуто большое понимание по многим направлениям, Россия соглашается на кооперацию, совместную разработку, передачу технологий, что позволяет наращивать объемы сотрудничества. КНР интересуется технологиями и самой новой техникой — той, которая только начинает поступать на вооружение в России.

В марте 2013 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолетов Су-35 и четырех подводных лодок класса "Лада". По оценкам китайской стороны, в будущем КНР и Россия могут расширить взаимодействие в области поставок вооружения, в частности, речь может идти о закупке Китаем российских зенитных установок С-400, тяжелых двигателей 117С, транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78.

Подписание контракта между "Рособоронэкспортом" и представителями Китая о закупке Пекином истребителей Су-35 ожидается в 2014 году.

Военное сотрудничество между Китаем и РФ развивается по многим направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в российских учебных центрах проходят обучение экипажи подводных лодок и надводных кораблей, а также летчики и расчеты противовоздушной обороны.

Российский МАКС-2013 оказался первым зарубежным авиасалоном, на котором китайская пилотажная группа на многоцелевых истребителях J10, оснащенных российскими двигателями АЛ-31ФН провела демонстрационные полеты.

Между Россией и Китаем установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере.

15 августа 2013 года в Москве член Госсовета КНР Ян Цзечи и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провели девятый раунд консультаций по вопросам стратегической безопасности.

Свидетельством укрепляющихся связей по военной линии являются проводимые на регулярной основе совместные учения. В 2013 году прошли два совместных российско-китайских военных учения: "Морское взаимодействие 2013" в акватории залива Петра Великого в Японском море (5-12 июля) и антитеррористическое учение "Мирная миссия 2013" на территории Чебаркульского полигона в России (27 июля — 15 августа).

Ежегодное проведение учений сухопутных войск двух стран осуществляется в рамках подготовки к совместным действиям в случае обострения ситуации в Центральноазиатском регионе.

ВМФ России и ВМС Китая тесно взаимодействуют в обеспечении безопасности морских конвоев, которые вывозят из Сирии химическое оружие.

4 февраля 2021 года состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Китая Сергеем Лавровым и Ван И, значение которого сложно переоценить.

В рамках переподписания Договора о дружбе и добрососедстве, который в скором времени истекает, Пекин предложил наполнить новый договор эпохальным содержанием, отражающим не только стремление обеих стран защитить собственную безопасность, безопасность друг друга, но и безопасность сопредельных государств. Фактически можно говорить о том, что Пекин предложил Москве заключение официального военного союза.

Важно отметить, что произошедшее не есть внезапная инициатива Пекина. Судя по многочисленным оговоркам и заявлениям, в том числе, и первых лиц, в закрытом режиме этот вопрос обсуждался едва ли не с 2016 года, а к 2020 произошло серьезное сближение взаимных взглядов.

Так что глобальное геополитическое и сближение между Россией и Китаем является процессом закономерным и неизбежным. Особенно учитывая тот факт, что у обеих стран очень схожие цели и долгосрочные стратегии, которые, к тому же, даже в очень обозримом будущем между собой не пересекаются. А значит, на протяжении минимум полувека, если не больше, между нашими странами не должно возникнуть хоть сколько-нибудь серьезных конфликтов, способных вылиться в вооруженное противостояние.

И на всем этом периоде у нас присутствует общий достаточно серьезный противник и одинаковая геополитическая цель.

Интерес Китая в этом союзе заключается в трех моментах.

Во-первых, это российский стратегический ядерный зонтик. Против одного Китая Соединенные Штаты на ядерную войну (допустим, ограниченную тактическим уровнем боезарядов), пусть и очень теоретически, но пойти могут. А вот в его союзе с РФ – точно нет.

В чем может заключаться российский интерес в таком союзе?

Далее, он подспудно формирует отличный фундамент четкого разделения интересов двух стран в Средней Азии и всем прочем постсоветском пространстве, в котором пока сохраняется слишком высокий уровень неопределенности. И если по Средней Азии и Туркестану возможны очень широкие комбинации выстраивания совместных интересов, то на западных рубежах России Пекин может только поддержать формулировку, что эти земли входят в зону российских стратегических интересов, точно так же как и Тайвань в зону стратегических интересов Пекина.

Понятно, что, кроме преимуществ, возможный военный союз между РФ и КНР также имеет свои спорные моменты. Некоторые из них довольно существенны. Можно сказать, что, учитывая разницу в экономическом весе и размерах кругов внешнеполитических проблем, а также некотором мировоззренческом расхождении, в случае подписания такого договора, Москва оказывается в определенной зависимости от внешней и внутренней политики Пекина. И это действительно так.

Однако верно и обратное. В точно такой же зависимости оказывает и Китай. И коль он согласие на договор выражает, значит, с этой взаимной зависимостью правящая элита страны согласна.

Так что, нельзя исключать, что уже в текущем году, максимум, в 2022, официальный военный союз России с Китаем вполне может быть заключен.


К.полит.н., в.н.с. Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН, зам. директора Сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

Готовится подписание нового соглашения о военном сотрудничестве, которое заменит собой давно устаревший документ 1993 года. Оно превратит многие уже имеющие место мероприятия, включая совместное патрулирование бомбардировщиков, в формализованные и постоянные направления сотрудничества.

В таких условиях с неизбежностью возникает вопрос о природе отношений России и Китая, иными словами — вопрос о возможности военно-политического союза между ними. Стороны неоднократно отрицали намерение создать такой союз.

Вместе с тем Россия и Китай уже имеют документ, которые в весьма расплывчатом виде описывает возможное взаимодействие в военной сфере при возникновении угроз безопасности одной из сторон. Это Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2001 г.

Таким образом, уже сейчас при возникновении военной угрозы одной из сторон Россия и Китай должны, согласно договору, войти в контакт и обсудить возможные совместные действия по устранению этой угрозы. Применение военной силы при этом конкретно не упоминается, но и не исключается.

В сочетании с уже имеющимся договором 2001 года можно сделать вывод о том, что фактически союз уже имеет место быть. Предстоящее новое соглашение о военном сотрудничестве и ряд других шагов будут способствовать его оформлению и закреплению.

Качественный сдвиг в российско-китайских отношениях в военно-политической сфере уже произошел в период 2018 – 2019 гг. Окончательная формализация союзнических отношений может произойти в перспективе, а может и не произойти никогда, по сути это мало чего изменит.

Готовится подписание нового соглашения о военном сотрудничестве, которое заменит собой давно устаревший документ 1993 года. Оно превратит многие уже имеющие место мероприятия, включая совместное патрулирование бомбардировщиков, в формализованные и постоянные направления сотрудничества.

Это сотрудничество касается не только Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2017 г. было проведено совместное учение флотов на Балтике. Ничто не мешает и полетам китайских бомбардировщиков совместно с российскими над Атлантикой.

Новое военное соглашение вполне может включать в себя и более чувствительные элементы, вплоть до помощи КНР в создании системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и интеграции российской и китайской СПРН с обменом данными между ними в автоматическом режиме.

Уже сейчас при возникновении военной угрозы одной из сторон Россия и Китай должны, согласно договору, войти в контакт и обсудить возможные совместные действия по устранению этой угрозы. Применение военной силы при этом конкретно не упоминается, но и не исключается.

В таких условиях с неизбежностью возникает вопрос о природе отношений России и Китая, иными словами — вопрос о возможности военно-политического союза между ними. Стороны неоднократно отрицали намерение создать такой союз.

Таким образом, на фоне продолжающегося сближения двух стран их лидеры не просто избегают говорить о союзе, а предпочли документально закрепить отсутствие каких-либо намерений переходить к такой форме отношений в обозримой перспективе.

С чем связано такое решение? Как оно сочетается с теми шагами, которые Россия и Китай предпринимают на практике?


Прежде всего, имеет смысл рассмотреть, что может представлять сам по себе союз между Россией и Китаем в нынешних условиях.

Примерно в таком же духе были сформулированы условия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г., которым была создана Организация Варшавского договора.

С точки зрения права, Устав НАТО, как и документы Варшавского договора, не содержат каких-либо твердых гарантий применения всем альянсом силы в ответ на атаку на его членов. Между тем, такая уверенность имела место у СССР, да и в целом — у членов НАТО, и это было одним из базовых фактов холодной войны. Проистекавшее из него понимание обеими сторонами крайней опасности даже ограниченного столкновения на периферии обеспечивало поддержание стабильности.

Эта уверенность не могла проистекать из буквы договоров. Она основывалась на этих документах лишь отчасти. Но гораздо большее значение имели реальные политические и военные шаги участников договоров, свидетельствовавшие о намерении выполнить коалиционные обязательства в максимальном объеме, если партнер по коалиции будет атакован. Договор задавал форму партнерства, но никак не обеспечивал его реальным содержанием.

Реальные действия первичны по отношению к букве договора. Швеция не является членом НАТО, но с точки зрения практического военного планирования должна восприниматься и воспринимается в качестве такового еще со времен холодной войны. Характер проводимых совместных учений, обменов военными делегациями, сотрудничество в сфере разведки, военно-техническая политика, участие Швеции в миссиях НАТО за рубежом — тому подтверждение.

Россия и Китай уже имеют документ, которые в весьма расплывчатом виде описывает возможное взаимодействие в военной сфере при возникновении угроз безопасности одной из сторон.

Это Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2001 г., статья 9 которого гласит:

Таким образом, уже сейчас при возникновении военной угрозы одной из сторон Россия и Китай должны, согласно договору, войти в контакт и обсудить возможные совместные действия по устранению этой угрозы. Применение военной силы при этом конкретно не упоминается, но и не исключается. В сущности, такие обязательства выглядят не принципиально слабее, чем норма Устава НАТО — если рассматривать оба документа вырванными из контекста.

Контекст для договора 2001 года был принципиально другим. Россия как военная держава была в глубочайшем кризисе и было неясно, способна ли она в будущем сохранить сколько-нибудь существенную часть советского потенциала. Китай только начинал делать первые шаги в восстановлении своей военной мощи. Обе страны были относительно слабы экономически и проводили политику интеграции в возглавляемый США либеральный миропорядок. Военное сотрудничество было в зачаточном состоянии и главным образом предназначалось для того, чтобы обеспечить страховку на случай уж совсем явной американской агрессии — сценарий, казавшийся тогда почти невероятным.

Разумеется, нормы договора в тех условиях не стоило воспринимать слишком серьезно.

В нынешней ситуации обе страны окрепли и в экономическом, и в военном отношении. Обе страны находятся в системном конфликте с США, охватывающем все аспекты отношений и не имеющим никаких перспектив быстрого разрешения. На протяжении почти 15 лет Россия и Китай проводят учения, планомерно повышая оперативную совместимость своих войск.

Эти учения постепенно охватывают все новые сферы военной деятельности. Налажен постоянный диалог генеральных штабов и советов безопасности. Связи на высшем и высоком уровне между Россией и Китаем являются наиболее интенсивными, и в целом сотрудничество по всем параметрам соответствует тому, что имеет место между военными союзниками.

В сочетании с уже имеющимся договором 2001 года можно сделать вывод о том, что фактически союз уже имеет место быть. Предстоящее новое соглашение о военном сотрудничестве и ряд других шагов будут способствовать его оформлению и закреплению.

Что будет в случае нападения США на Китай? Например, американской атаки на китайские силы, пытающиеся решить проблему воссоединения Тайваня с материком? Мы не можем спрогнозировать. Возникает ситуация стратегической неопределенности, которая, на этапе планирования возможной американской операции против Китая будет вынуждать противника (т.е. США) готовиться к негативному для себя сценарию (вступлению в войну России).


Вне рамок противостояния США и западному миропорядку позиции России и Китая могут по многим направлениям различаться. Россия проводит самостоятельную политику одновременного развития отношений со всеми азиатскими странами, включая Индию, Японию, Вьетнам, независимо от их отношений с КНР. Пекин точно также проводит политику активного развития связей со странами Европы вне зависимости от отношений этих стран с Россией. Примером может служить механизм 16+1 в рамках которого Китай развивает отношения со странами Центральной и Восточной Европы.

Стороны ценят собственную независимость, при этом Россия, являясь меньшей по размерам экономикой, по возможности избегает слишком крупных китайских кредитов или китайского контроля над стратегически важными российскими активами.

Означает ли это, что стороны не могут действовать вместе? Ничего подобного. Ни НАТО, ни покойный Варшавский договор не являлись полноценными союзами великих держав. Это были иерархически выстроенные группировки из сверхдержав и их вассалов и полувассалов, да еще и объединенных общей идеологией разной степени жесткости.

Старые союзы, собственно, и строились вокруг общей цели (общего врага) на определенное время и не исключали разности интересов по второстепенным направлениям политики. Здесь можно вспомнить Фашодский кризис 1898 г., возникший между Великобританией и Францией (союзниками в Первой мировой войне) в рамках борьбы за Африку, который едва не закончился войной. Сразу после завершения Первой Мировой Великобритания и Франция вступили в ожесточенную политическую борьбу за передел Ближнего Востока, увенчавшуюся соглашением Сайкс-Пико.

Это нормальная модель отношений крупных держав, существовавшая всегда, и по отношению к которой НАТО и ОВД были девиациями, связанными с идеологическим характером конфликта между ними. Подобные второстепенные противоречия не исключают упорной совместной борьбы во имя общей цели. Таким образом, качественный сдвиг в российско-китайских отношениях в военно-политической сфере уже произошел в период 2018 – 2019 гг. Окончательная формализация союзнических отношений может произойти в перспективе, а может и не произойти никогда, по сути это мало чего изменит.

Читайте также: