Военная реформа фрунзе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В марте 1924 года М.В. Фрунзе был утвержден заместителем председателя Реввоенсовета СССР и народного комиссара по военным и морским делам СССР, а с апреля 1924 года стал также начальником Штаба РККА и начальником Военной академии. Под его руководством в СССР была завершена начатая Л.Д. Троцким военная реформа 1924-1925 гг. Она проводилась в обстановке оживления экономики, вызванного НЭПом. И относительная политическая стабильность к тому времени тоже установилась - белые армии были разгромлены, оппозиция подавлена, а все конфликты проходили только внутри партии большевиков и мало интересовали большинство населения, которому было все равно: что Троцкий, что Зиновьев, что Сталин. Поэтому удалось за короткие сроки провести сокращение армии и оптимизировать управленческое звено.

1. Как всё начиналось

1.1 Состояние армии

Состояние вооружённых сил к началу 1921 года

Артилерииский паркБроневые силыБоевая авиацияПехотные силыЧисленность1260 шт.122 бронепоездов 300 бронеавтомобилей 80 танков228 самолетов Свыше 5 млн.СостояниеОсталось от Гражданской войныв основном иностранных марокизношенные и разнотипныесниженная боеспособность

Январь 1924 г. выдался на редкость холодным. С 16 по 18 января М.В. Фрунзе как член ЦК РКП (б) участвовал в работе XIII партийной конференции, которая подвела итоги дискуссии, навязанной партии Троцким и его сторонниками. Оппортунисты требовали отмены решения X съезда РКП (б) о запрещении фракций и группировок. Конференция подавляющим большинством осудила антиленинскую, фракционную борьбу троцкистов, наметила мероприятия по обеспечению и развитию внутрипартийной демократии, усилению вербовки в партию рабочих от станка, с тем чтобы привлечь в ее ряды не менее 100 тыс. коренных пролетариев. М.В. Фрунзе активно отстаивал ленинскую партийную политику, резко выступал против Троцкого.

М.В. Фрунзе. 1922 г.

Решением Пленума была образована специальная комиссия Реввоенсовета СССР для подготовки проекта военной реформы. Возглавить ее было поручено М.В. Фрунзе. На него возлагалось общее руководство разработкой и проведением в жизнь основных мероприятий по укреплению Вооруженных Сил. В ходе военной реформы намечалось реорганизовать органы управления Вооруженными Силами, осуществить территориальное строительство армии в сочетании с кадровым, создать национальные формирования, усовершенствовать работу военного тыла. Кроме того, предусматривалось внести изменения в организационно-штатную структуру войск, перестроить систему подготовки кадров, ввести единоначалие в армии и на флоте, улучшить идейно-политическое воспитание личного состава.

1.2 Условия в стране

1.3 Первые шаги

марта 1924 г. постановлением СНК СССР М.В. Фрунзе назначается заместителем председателя Реввоенсовета СССР. Выдвижение на столь высокий пост Фрунзе встретил с энтузиазмом, хотя его и тревожили резкие разногласия с Троцким. Смущали и весьма неопределенные обязанности общего заместителя.

марта М.В. Фрунзе выступил на Всесоюзном совещании по территориальным формированиям.

Должность главкома, как изжившая себя в мирных условиях, упразднялась, а его аппарат расформировывался. Вместо Штаба РККА создавались три самостоятельных органа управления: Штаб РККА, Главное управление РККА я Инспекторат РККА. Штаб РККА становился основным оперативным органом управления, на который возлагалась также задача организации подготовки населения страны к обороне.

2. Ход реформы

2.1 Принципы комплектования армии

красный армия война реформирование

Инспекторат РККА, возглавляемый бывшим главкомом С.С. Каменевым, ведал боевой подготовкой и инспектированием Вооруженных Сил. Политуправление Реввоенсовета СССР стало называться Политическим управлением РККА. Его возглавлял А.С. Бубнов.

Материальное обеспечение Вооруженных Сил сосредоточивалось в специальных управлениях во главе с начальником снабжения И.С. Уншлихтом. По вопросам снабжения ему подчинялись управления родов войск (артиллерийское, военно-инженерное, связи, броневых сил), а их боевой подготовкой руководил Инспекторат РККА. Кроме того, реорганизовывались управления Военно-Воздушных Сил, Военно-Морских Сил, военно-санитарное и военно-ветеринарное.

Тогда же в Военной академии РККА были открыты снабженческий факультет для подготовки военных специалистов тыла с профилирующей кафедрой военной промышленности и восточное отделение (ставшее вскоре факультетом). Вводились полевые занятия по общей тактике и тактике конницы. Соответствующие нововведения осуществлялись и в других военно-учебных заведениях.

М.В. Фрунзе был необыкновенно прозорлив в определении перспектив развития Красной Армии. Он поставил вопрос об ускорении ее технической оснащенности.

Внешнеполитические условия благоприятствовали сокращению Советских Вооруженных Сил, так как в то время международному империализму еще не удалось преодолеть последствия антивоенных выступлений в своих странах, а также разразившегося после мировой войны экономическою спада. Полоса дипломатического признания СССР в 1924 г. расценивалась некоторыми политическими обозревателями как второе триумфальное шествие Советской власти. Зловещая тень интервенции, нависшая над советскими границами, постепенно рассеивалась. Мир капитализма все больше ощущал неумолимое приближение экономического кризиса, и он искал из него выхода, как и прежде, на необъятном рынке России. Германия, страдавшая от контрибуции Антанты и от потери Эльзас-Лотарингии, была вынуждена первой пойти на возобновление дипломатических отношений с Советской Россией.

В осуществлении советской военной реформы нужно было исходить из того, что лимит постоянной численности Советских Вооруженных Сил на 1 октября 1924 г. устанавливается в 562 тыс. человек, не считая переменного (приписного) состава.

.2 О сроках службы

По новому постановлению для всех родов Сухопутных войск определялся единый двухгодичный срок службы, для специалистов Воздушного Флота - 3 года и Военно-морского флота - 4 года. Призыв на действительную службу проводился один раз в год, осенью, а призывной возраст был повышен до 21 года. Отсрочки и льготы по семейному положению отменялись.

В последующем требования директивы были включены во Временный устав внутренней службы, который впервые в истории Советских Вооруженных Сил определил обязанности всех должностных лиц по воспитанию подчиненных. Это не только способствовало повышению действенности партийно-политической работы, но и помогало идейно-теоретическому росту командных кадров.

Апрельский (1924 г.) Пленум ЦК партии одобрил создание территориальных формирований.

.3 Социокультурные изменения

2.4 Руководящие документы

Переход Красной Армии на мирное положение, образование СССР открыли новые возможности и для развития национальных формирований.

Приказом РВС СССР от 9 июня 1924 г., подписанным М.В. Фрунзе, предусматривалось создание помимо уже существовавших к тому времени шести национальных военных школ ряда новых, предназначенных для подготовки национальных командных кадров. Уже к ноябрю 1924 г. функционировало 18 военно-учебных заведений, среди них кавалерийская школа северокавказских горских национальностей, 6-я объединенная татаро-башкирская, 3-я объединенная школа (польская) красных коммунаров имени Уншлихта в Москве и др.

Национальные части и соединения, составлявшие десятую часть численности РККА, комплектовались по общим штатам. В них несли военную службу трудящиеся национальных окраин, это способствовало укреплению дружбы и братства народов СССР. Национальные части формировались путем постепенного развертывания, начиная с подготовки командно-политического состава, с популяризации среди населения военной службы, проведения учета и других подготовительных мер.

Красная Армия получила новые уставы:

· Устав внутренней службы,

· Устав гарнизонной службы,

· Строевой устав (две части),

· Устав по стрелковому делу,

· Боевой устав кавалерии (две части),

· Боевой устав артиллерии,

· Боевой устав бронесил РККА; в 1925 г. -

· Дисциплинарный устав Красной Армии,

О необходимости введения новых руководящих документов М.В. Фрунзе говорил сразу после войны, В порядке инициативы штаб войск Украины и Крыма при активном участии командующего разработал проекты уставов кавалерии и пехоты, проект наставления для авиационных начальников, о чем М.В. Фрунзе докладывал на совещании военных делегатов XI съезда РКП (б).

2.5 О единоначалии

В ноябре - декабре 1924 г. пленум Реввоенсовета СССР под председательством М.В. Фрунзе выработал требования учебной программы подготовки войск. В этом документе указывалось, что личный состав необходимо готовить прежде всего к активным наступательным действиям, добиваться в ходе обучения отработки четкого взаимодействия родов войск в бою и операции.

С марта 1924 г. Фрунзе решал важнейшие вопросы и военном ведомстве страны, ибо Троцкий долгое время числился больным. После антипартийных писем, рассылавшихся без ведома ЦК, и вынужденного выступления на XIII съезде РКП (б) с показной самокритикой воочию раскрылось двурушничество Троцкого. Январский (1925 г.) Пленум РКП (б) признал невозможным дальнейшее его пребывание в РВС СССР, поскольку он активизировал антипартийную деятельность. На основании решения Пленума ЦК Президиум ЦИК СССР 26 января 1925 г. принял предложение Троцкого об освобождении его от обязанностей наркомвоенмора и председателя РВС СССР. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР был назначен М.В. Фрунзе, а его заместителем - И.С. Уншлихт. В состав Реввоенсовета были включены П.И. Баранов, А.С. Бубнов, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, А.И. Егоров, В.П. Затонский. В.И. Зоф, М.М. Лашевич, Г.К. Орджоникидзе, Ш.З. Элиава, Хедыр-Алиев.

февраля 1925 г. Совет Народных Комиссаров назначил М.В. Фрунзе членом Совета Труда и Обороны СССР.

В апреле 1925 г. начальник Политуправления РККА А.С. Бубнов был избран секретарем ЦК РКП (б). Это способствовало усилению связи высшего военно-политического органа с Центральным Комитетом партии.

2.6 О флоте, авиации, артиллерии, бронетехники, стрелковых войсках

Наркома беспокоило состояние военной авиации. На начало 1924 г. Военно-Воздушный Флот насчитывал всего 341 боевой самолет (без учебных и тренировочных).

Для производства самолетов и авиамоторов был создан специальный авиатрест. С ним непосредственно сотрудничало управление Военно-Воздушных Сил, которое возглавлял П.И. Баранов. Его высокие организаторские способности были известны М.В. Фрунзе еще по гражданской войне. Помощником П.И. Баранова по предложению М.В. Фрунзе был назначен И.К. Гамбург.

Фрунзе тут же позвонил председателю Высшее совета народного хозяйства Ф.Э. Дзержинскому. Благодаря срочно принятым мерам древесина перестала лимитировать авиастроение.

Военную авиацию создавали, как говорится, всем миром. Скудный государственный бюджет зачастую восполнялся энтузиазмом.

Большой вклад в развитие авиации внесло Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). 5 апреля 1925 г. М.В. Фрунзе выступил на торжественном заседании, посвященном двухлетию этого общества. Михаил Васильевич с удовлетворением доложил, что если в 1922 г. за границей было куплено 90 процентов самолетов, в 1923 г. - около 50 процентов, то уже в 1925 г. потребность в самолетах полностью удовлетворялась отечественной авиационной промышленностью.

Много внимания М.В. Фрунзе уделял и броневым силам республики. В начале 1925 г. танковая эскадра была реорганизована в отдельный танковый полк, состоявший из 4 танковых батальонов. Это был первый танковый полк Красной Армии. Переводились на полковую организацию и бронепоезда. Полк состоял из двух дивизионов по два бронепоезда в каждом. Отдельные автоброневые отряды сводились в дивизионы по 12 бронемашин в каждом.

Новый состав Реввоенсовета СССР во главе с М.В. Фрунзе принял действенные меры для значительного усиления артиллерии. В 1924 г. вся артиллерия РККА насчитывала 1268 стволов. За год общее количество орудий увеличилось в 2,4 раза.

Весной 1925 г. Реввоенсовет СССР признал необходимым усилить огневую мощь кавалерии, но в то время такой возможности не представилось, поэтому утверждение штатов кавалерийских соединений и частей было отложено на год. Начало реорганизации стрелковых войск положил приказ Реввоенсовета от 7 октября 1924 г., который вводил новую организацию кадровых соединений, частей и подразделений. По новому штату дивизия состояла из 3 стрелковых полков, артиллерийского полка, кавалерийского эскадрона, а также специальных подразделений боевого и материального обеспечения. Численность дивизии военного времени была определена в 12800 человек. На ее вооружении полагалось иметь 54 орудия, 270 пулеметов (в том числе 189 станковых) и 243 гранатомета. Хотя количество личного состава дивизии 1924 г. уменьшилось по сравнению с дивизией 1923 г. на 16 процентов, ее огневая мощь возросла. Если в 1923 г. на стрелковый батальон дивизии приходилось 8,2 станкового пулемета и 2,6 орудия, то в 1924 г. - уже 30 пулеметов (в том числе ручных) и 6 орудий.

Численность кадровой дивизии мирного времени устанавливалась в 6516 человек. Это диктовалось необходимостью сохранить ставшей своего рода традиционной дислокацию войсковых соединений и частей и не превысить установленную норму личного состава для сухопутных сил. Для территориальных дивизий вводились штаты нормального и сокращенного состава. Численность постоянного состава дивизии нормального типа была уменьшена с 2382 человек до 2150 человек, а дивизия сокращенного типа увеличена с 1457 человек до 1802 человек.

Военная реформа сопровождалась большим подъемом военно-теоретической работы. Проводились многочисленные съезды и совещания командного состава различных родов войск в масштабе Вооруженных Сил и в военных округах, на которых обсуждались оперативно-тактические вопросы, перспективные задачи обучения и воспитания данного рода войск. Так, в 1924-1925 гг. состоялись съезды пехотных, кавалерийских, артиллерийских начальников, начальников связи, снабжения и других. В их работе принимали участие члены Реввоенсовета СССР во главе с М.В. Фрунзе. На страницах военной печати развернулись творческие дискуссии по всем актуальным вопросам военного строительства. Особенно активной была дискуссия по проблеме организации стрелковых войск, начавшаяся по инициативе Фрунзе. В это время все шире развертывали свою деятельность военно-научные общества.

На 1 января 1926 г. В РККА было 610 тысяч человек в составе:
1. 70 стрелковых дивизий; а) 13 кадровых дивизий усиленного состава;

б) 22 кадровых дивизий сокращенного состава;

в) 35 территориальных дивизий;

г) 7 территориальных резервных стрелковых полков.

2. 11 кавалерийских дивизий.

3. 8 кавалерийских бригад.

4. 6987 орудий всех калибров.

5. 30162 пулеметов.

6. 60 танков.

7. 99 бронеавтомобилей.

8. 42 бронепоезда.

9. 694 самолета.

10. 3 линкора, 2 крейсера, 8 эсминцев, 9 подводных лодок, 12 сторожевых катеров (на Балтийском море).

11. 2 крейсера, 4 эсминца, 6 подводных лодок, 21 сторожевой катер (на Черном море).

Боевым смотром Красной Армии, завершившей военную реформу, стал парад войск Московского гарнизона, состоявшийся 1 мая 1925 г. На торжествах присутствовали делегаты XIV партконференции, конкретизировавшей ленинские положения о полной и окончательной победе социализма в СССР, рассмотревшей вопросы хозяйственного развития страны. Среди гостей были и делегаты III съезда Советов.

В речи, обращенной к участникам парада, М.В. Фрунзе остановился на значении первомайского праздника как Дня международной солидарности трудящихся, подчеркнул, что вместе с трудящимися Советского Союза Красная Армия - боевой авангард мирового пролетариата - демонстрирует военную мощь Страны Советов, заявляет о своей непреклонной воле к защите завоеваний Октябрьской революции. Находившиеся в тот день на гостевых трибунах зарубежные дипломаты не могли не заметить, что как по численности, так и по представленным родам войск этот парад значительно отличался от предыдущих. Не было прежней пестроты в обмундировании. Все части были одеты в добротные защитного цвета гимнастерки. Выделялись лишь роты военморов Балтийского флота. Нельзя было не обратить внимания и на возросшую мощь РККА. По Красной площади проходили танки, бронеавтомобили, пулеметы на мотоциклах и автомобилях, самокатчики, радиотелеграфные части, а в воздухе пронеслась эскадрилья самолетов…

в СССР. С окончанием гражд. войны и демобилизацией вооруж. сил возникла насущная необходимость разрешить ряд важнейших вопросов строительства Армии и Флота в мирных условиях: комплектования, прохождения службы, подготовки командного и политич. состава, боевой и политич. подготовки и воспитания личного состава и др. на основе обобщения опыта 1-й мировой и гражд. войн. Красная Армия находилась в тяжелом состоянии. Комиссия ЦК РКП(б) во главе с С. И. Гусевым, обследовавшая состояние Вооруж. Сил в нач. 1924, пришла к выводу, что "Красной Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в настоящее время нет. В настоящем виде Красная Армия небоеспособна". В февр. 1924 пленум ЦК РКП(б) принял решение о радикальном обновлении воен. руководства и проведении коренной воен. реформы. 25 марта 1924 был утвержден новый состав Реввоенсовета СССР (А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, Л. Д. Троцкий, И. С. Уншлихт, М. В. Фрунзе, Ш. З. Элиава и др.). Пред. РВС до 25 янв. 1925 был Троцкий, с 26 янв. 1925 - Фрунзе. Важнейшим элементом реформы явилось окончат. оформление и укрепление смешанной системы строительства Красной Армии (кадровая армия и терр.-милиционные формирования). Переход к смешанной системе, начатый уже в 1923, был продиктован сокращением численности Вооруж. Сил СССР до крайнего предела (562 тыс. ч.), обусловленным экономич. (острый недостаток средств) и политич. причинами. При этом армия не могла содержать необходимого числа воинских соединений и обеспечить казарменное обучение воен. делу всего годного призывного контингента. Создание терр.-милицион. частей было вынужденной мерой, к-рая, несмотря на серьезные недостатки (гл. обр. недостаточная боевая подготовка), являлась единств. возможным выходом из создавшегося положения и обеспечивала в осн. воен. подготовку военнообязанных при сравнительно небольших затратах. В 1925 из 77 пех. дивизий 46 являлись территориальными, в кавалерии - только 1 дивизия. Технич. рода войск оставались кадровыми.

В. р. успешно решила вопросы районирования терр. формирований, их комплектования, прохождения в них службы, обеспечения их постоянными наиболее квалифицированными кадрами командно-политич. состава, организации обучения и воспитания и т. д. Особое внимание было уделено обеспечению руководящей роли рабочего класса, Коммунистич. партии в терр. формированиях. В. р. привела к укреплению нац. формирований в Красной Армии, организация к-рых началась в 1923 по решению XII съезда РКП(б). Эти формирования увеличили мобилизац. возможности СССР и сыграли важную роль в укреплении дружбы народов, приобщив к делу защиты Родины все народы СССР. Нац., как и терр., формирования явились важной формой связи Сов. гос-ва с широкими массами трудящихся. В 1925 в нац. частях и соединениях находилось 10% личного состава Вооруж. Сил СССР.

В. р. перестроила и всю систему управления Вооруж. Силами. Функции всесторонней воен. подготовки страны к обороне были возложены на Штаб РККА, роль к-рого была резко усилена. Строительство, комплектование и устройство быта Вооруж. Сил были переданы вновь созданному Гл. управлению РККА. Было перестроено руководство технич. войсками: в строевом отношении они были подчинены соответствующим управлениям, а в отношении снабжения - нач. снабжения РККА. Коренному пересмотру подверглись принципы и методы работы центр. воен. аппарата и руководства его войсками. Была объявлена решительная борьба с канцелярско-бумажным методом руководства, резко сокращена бумажная отчетность, переписка, усилено живое общение с войсками. Одновременно было проведено резкое сокращение численности центр. аппарата и улучшение его состава. Были устранены политически ненадежные, консервативные, в воен. отношении отсталые элементы. На их место были выдвинуты молодые кадры из рабочих и крестьян, прошедшие школу гражданской войны, воспитанные Коммунистич. партией. Был реорганизован и укреплен окружной и местный воен. аппарат. Губернские и соответствующие им по правам воен. комиссариаты были реорганизованы в терр. управления, на к-рые возложено выполнение функций воен. отделов соответствующих Исполкомов Советов. Уездные и соответствующие им воен. комиссариаты были сохранены в качестве осн. учетно-мобилизац. аппаратов на правах отделов уездных и соответствующих им Исполнит. комитетов Советов.

В годы В. р. была подвергнута коренной реорганизации организационно-штатная структура Сов. Вооруж. Сил. В результате этой реорганизации была ликвидирована многотипность штатов соединений и созданы единые организац. формы, повышена мобилизац. готовность Вооруж. Сил, усилена их технич. оснащенность и боеспособность. Численность армии была к 1 окт. 1924 сокращена до 530 тыс. за счет ликвидации многочисл. излишних тыловых учреждений.

В. р. была решена одна из важнейших и сложнейших задач - качеств. усиление состава и коренное улучшение системы подготовки и совершенствования командных кадров Вооруж. Сил, что позволило в 1925 перейти к единоначалию, как организационно наиболее целесообразной форме руководства Красной Армией.

Одновременно была проделана большая работа по укреплению парт.-политич. органов и улучшению всей парт.-политич. работы в армии и флоте, укреплена система и организация обучения и воспитания личного состава Вооруж. Сил, внедрены в армию совр. уставы и наставления, разработанные на основе сов. воен. науки, на опыте прошедших войн, укреплена дисциплина и организованность. Была реорганизована система снабжения Вооруж. Сил в соответствии с новыми условиями хоз. развития страны.

Смешанная система строительства Вооруженных Сил существовала в СССР до сер. 30-х гг. В связи с нараставшей угрозой военной опасности и ростом армий империалистич. гос-в необходимо было повысить боеготовность Вооруженных Сил. Терр.-милиционная система уже не соответствовала новым условиям развития Сов. гос-ва. Поэтому по инициативе ЦК в 1935-38 терр.-милиционные формирования были упразднены и вся армия переведена на кадровое положение.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Проведенная в 1924—1925 гг. реформа организационной структуры коснулась всех родов войск, но особенно пехоты.

В отличие от буржуазных военных теоретиков, которые в будущей войне решающую роль отводили техническим родам войск: авиации, танкам и т. д., советская военная наука считала, что решающая роль и в будущей войне будет принадлежать пехоте.

Несмотря на гигантское развитие техники и возросшую роль технических войск, основным и решающим родом войск оставалась пехота, и от ее боеспособности прежде всего зависел исход войны. Пехота способна вести бой в любое время и в любых условиях, способна собственными силами решать многие боевые задачи, и только она способна удержать захваченную местность.

Пехота обладает способностью маневрировать в самых разнообразных условиях местности и погоды, в любое время, вести своими средствами наиболее упорный и длительный бой, завершать бой рукопашной схваткой, удерживать захваченную местность.

Пехота, говорилось в этом уставе, предназначается для следующих, только ей посильных задач: а) путем упорного, настойчивого движения, сочетаемого с огнем, преодолевать все препятствия, сооружаемые противником, сойтись с ним грудь с грудью, рукопашной схваткой сломить его сопротивление и уничтожить его живую силу; б) занять, закрепить и удержать местность, отражая все попытки противника овладеть этой местностью.

Все другие рода войск содействуют пехоте в выполнении ее боевых задач. Но пехота должна быть готова действовать самостоятельно и располагает для этого необходимой живой силой и огневыми средствами.

Проводившаяся в 1921—1923 гг. реорганизация пехоты в основном была связана с сокращением армии. Каждое повое сокращение армии неизменно влекло за собой пересмотр и изменение штатов пехотных частей и соединений. Однако реорганизация штатной структуры в основном свелась к количественным сокращениям. Важнейшие принципиальные изменения заключались, во-первых, в ликвидации бригадного звена в дивизии, а также отдельных стрелковых бригад (Приказ РВСР № 1674/323, 1922 г.), во-вторых, в создании корпусов как оперативных соединений стрелковых дивизий (Приказ РВСР № 2477/428, 1921 г.). В результате непрерывных штатных реорганизаций к моменту реформы имелись четыре различных штата стрелковых дивизий: 1) внутренней стрелковой дивизии, 2) приграничной стрелковой дивизии, 3) стрелковой дивизии отдельной Кавказской армии и 4) стрелковой дивизии Туркестанского фронта.

Таксе положение в пехоте было совершенно нетерпимо. Вот почему встал вопрос о пересмотре тактической организации советской пехоты, о создании реальной пехоты, сообразно материальным ресурсам страны и реальным возможностям в отношении подготовки войск и командного состава.

Реввоенсовет СССР поставил задачу немедленно создать организацию, однотипную для всей пехоты, которая должна соответствовать тому вооружению, которым страна фактически располагала, создать в мирное время такую стрелковую роту, какой она должна быть по своей организации и вооружению во время войны.

12 июля 1924 г. президиум Совета по подготовке РККА решил вынести этот вопрос на обсуждение пленума Совета с приглашением командующих округов. Президиум поручил Штабу РККА подготовить к пленуму Совета проект организации взводов в роте с придачей им станковых и ручных пулеметов и учесть возможность упразднения отделений как промежуточной инстанции между звеном и взводом. Было высказано пожелание поднять дискуссию в печати по этому вопросу, а также произвести опыты в школах командного состава.

После учений там же состоялось пленарное заседание Совета по подготовке РККА под председательством М. В. Фрунзе. В результате длительного обсуждения Совет по подготовке РККА пришел к следующим выводам: необходимо провести однотипную организацию всех рот полка, которая должна соответствовать имеющемуся вооружению; стрелковые взводы иметь в составе трех стрелковых из двух пулеметных звеньев, звенья желательно впредь именовать отделениями, а существующие отделения можно упразднить; один из стрелковых взводов можно временно вооружить станковыми пулеметами.

Это предложение получило горячую поддержку со стороны командного состава армии, который болезненно переживал отсутствие единства ротной организации и необходимость обучать красноармейцев на несуществующем оружии.

В основном дискуссия развертывалась вокруг трех вопросов: 1) об использовании пулеметов в роте, 2) об отделенном командире и 3) о количестве и составе звеньев и их наименовании.

Подсчет наличия автоматического оружия показал, что каждая стрелковая рота может быть вооружена четырьмя ручными и двумя станковыми пулеметами. Но как распределить эти пулеметы в роте? Исходя из тактических свойств тяжелых пулеметов (малая подвижность, трудность маскировки и др.), некоторые считали нецелесообразным передавать их в стрелковые взводы, так как они-де снизят маневренность взвода, и предлагали создать для них отдельный пулеметный взвод, находящийся в непосредственном подчинении командира роты, причем, как правило, в бою они должны вести огонь с укрытых позиций и дальних дистанций, стреляя в интервалы и через головы своих войск. Легкие же пулеметы предлагалось распределить между стрелковыми взводами.

Однако большинство участников дискуссии придерживалось другой точки зрения и предлагало передать стрелковым взводам не только легкие, но и тяжелые пулеметы. Исходя из опыта империалистической и гражданской войн, когда тяжелые пулеметы отлично работали в стрелковых цепях, а зачастую и впереди их, они утверждали, что нормальным огнем станкового пулемета должен быть огонь с передовой линии и совместное маневрирование тяжелых пулеметов с передовыми наступающими подразделениями. Это увеличит огневую силу взводов и усилит их маневренность. М. В. Фрунзе, принявший участие в этой дискуссии, считал целесообразным передачу части станковых пулеметов стрелковым взводам.

Менее острые споры вызвал вопрос об отделенном командире. Подавляющее большинство участников дискуссии высказалось за упразднение промежуточной инстанции между взводом и звеном, за упразднение должности отделькома, не имеющего определенных обязанностей как в бою, так и в мирное время. Лишь очень немногие высказывались за сохранение командира отделения в прежнем виде.

Спор шел и по вопросу о звеньях во взводе и об их наименовании. Многие предлагали переименовать звено в отделение, а командира звена приравнять по квалификации и тарификации к командиру отделения.

На основе итогов дискуссии, отзывов командующих округами, а также опираясь на опыты, проведенные в Высшей стрелковой школе, Штаб РККА, руководимый М. В. Фрунзе, внес на рассмотрение Реввоенсовета СССР план реорганизации советской пехоты, полностью согласованный с материальными возможностями страны. Штаб наметил следующую организацию советской пехоты: чтобы дать взводу ударную силу, ему необходимо иметь три стрелковых отделения, а чтобы осуществить маневрирование огнем и движением, необходимо иметь во взводе не менее двух легкопулеметных отделений. Тем самым командир взвода получает возможность сочетать огонь пулеметов и движение стрелков, организовать свой маневр. Поскольку военная промышленность не могла в то время обеспечить необходимое количество легких пулеметов, один из ручных пулеметов во взводе временно подлежал замене станковым пулеметом, в которых недостатка не было.

Роту намечалось иметь в составе трех стрелковых взводов, одного станково-пулеметного взвода и. взвода управления. Станково-пулеметный взвод иметь в составе двух пулеметов, с последующим доведением до пятипулеметного состава по мере замены станковых пулеметов в стрелковых взводах ручными пулеметами. При этом важно подчеркнуть, что структура взвода и роты была установлена одинаковой для мирного и военного времени.

Учитывая необходимость подготовки на случай войны потребного числа пулеметчиков (отработка запаса), а также затруднительность разворачивания трех рот в батальонах при наличных их кадрах, М. В. Фрунзе предложил восстановить третьи роты в батальонах, по численности кадров равных прочим ротам, за счет получаемой от настоящей реорганизации экономии.

Реввоенсовет СССР утвердил предложенный М. В. Фрунзе план реорганизации пехоты, и в октябре 1924 г. были введены новые штаты стрелковых войск2, которые установили единую и однообразную организацию советской пехоты. По новому штату рота имела три стрелковых взвода (по 32 человека в каждом), один пулеметный взвод (два станковых пулемета, 14 человек), взвод управления (7 человек) и отделение связи (6 человек). Каждый стрелковый взвод имел три стрелковых отделения (по 7 человек), одно отделение станкового пулемета (5 человек) и одно отделение ручного пулемета (4 человека), причем по мере увеличения производства легких пулеметов они должны были заменить станковые пулеметы во взводах. (Самое., низшее подразделение пехоты — звено было переименовано в отделение, а ее командир — в отделенного командира.)

Такое насыщение стрелковой роты легкими и станковыми пулеметами (на каждую роту 5 станковых и 3 легких пулемета, а на полк — 45 станковых и 27 легких пулеметов) поставило советскую пехоту по силе огня выше пехоты многих капиталистических стран.
Стрелковый батальон по новым штатам состоял из трех стрелковых рот (по 124 человека в каждой), одной пулеметной роты (54 человека), взвода батальонной артиллерии (два орудия, 20 человек), отделения связи (9 человек).

Стрелковый полк состоял из штаба полка (11 человек), которому подчинялись: взвод конных разведчиков (21 человек), взвод связи (32 человека) и взвод музыкантов (17 человек); политической части (7 человек); полковой школы (37 человек постоянного состава); трех стрелковых батальонов; полковой батареи (6 трехдюймовых орудий, 115 человек); химического взвода (11 человек); хозяйственной части (16 человек) с хозяйственной ротой (99 человек); ветеринарной части (6 человек) и санитарной части (19 человек).

Таким образом, новая штатная структура полка включала в себя полковую артиллерию, что делало полк более сильной, боеспособной частью и превратило его в общевойсковую единицу. Значительное увеличение хозяйственной группы было связано с реформой снабжения, которая сделала полк основной снабжающей единицей.

Штат стрелковой дивизии состоял из штаба дивизии (34 человека) с отдельной ротой связи (125 человек), политотдела дивизии (16 человек), трех стрелковых полков (по 1781 человеку в каждом), одного артиллерийского полка (841 человек) четырехбатарейного состава (в каждой батарее по 6 орудий), отдельного кавалерийского эскадрона (131 человек), части военно-хозяйственного снабжения (2 человека), санитарной части (3 человека). Всего штат дивизии состоял из 6501 человека.

Высшим тактическим соединением стрелковых войск являлся корпус, командованию которого (3 человека) были подчинены следующие части и учреждения: штаб корпуса (30 человек) с отдельной ротой связи (232 человека), управление инженера корпуса (1 человек) с отдельным саперным батальоном (637 человек), управление артиллерии корпуса (2 человека) с отдельным полевым тяжелым артиллерийским дивизионом в составе двух батарей шестиорудийного состава (342 человека), две или три стрелковые дивизии, санитарная часть (2 человека), часть военно-хозяйственного снабжения (2 человека).

Таким образом, проведенная в 1924 г. реорганизация стрелковых войск привела к созданию единой и однообразной организации пехоты, структура которой находилась в соответствии с материальными возможностями страны, состоянием вооружения и командных кадров. Вместо четырех различных штатов дивизии, существовавших до реорганизации, был создан единый штат кадровой стрелковой дивизии. Было ликвидировано ненормальное положение, когда в полку существовали различные ио своей организации, вооружению и методам обучения роты.

В результате реорганизации была значительно усилена артиллерия пехотных войск за счет создания полковой артиллерии и увеличения числа орудий в дивизионной и корпусной артиллерии. Если на 1 октября 1923 г. в стрелковых войсках имелось 55 артиллерийских дивизионов и 45 отдельных батарей, в которых насчитывалось 956 орудий, то на 1 октября 1924 г. было уже 136 артиллерийских дивизионов, в которых насчитывалось 2688 орудий.

Однако в связи с необходимостью уложить численность армии в установленную правительством норму не представлялось возможным содержать все кадровые дивизии по этим штатам. По ним содержались кадровые дивизии приграничных округов, а дивизии внутренних округов содержались по штатам сокращенного состава с численностью 4965 человек.

Структура дивизий усиленного и сокращенного состава в отношении количества и вида организационных единиц была в основном одинаковой. Изменения штатов были произведены внутри организационных единиц, входивших в состав дивизий. Например, в дивизиях сокращенного состава число стрелков в ротах было меньше, вместо пулеметной роты в батальоне дивизии имели батальонные пулеметные взводы и т. д.

В территориальных войсках были также введены штаты дивизий нормального и сокращенного состава.

На 1 октября 1925 г. общий состав стрелковых войск насчитывал: 13 кадровых дивизий усиленного состава, 13 кадровых дивизий сокращенного состава, 33 территориальных дивизии нормального состава, 3 территориальных дивизии сокращенного состава и 17 управлений стрелковых корпусов.

Дальнейшие улучшения в организационную структуру пехотных войск с целью поднятия их мобилизационной готовности были внесены с 1 октября 1926 г.

Во-первых, практика показала, что управление стрелкового корпуса, имея административные функции, фактически вводило в управление войсками дополнительную, излишнюю инстанцию, так как обучение в частях проводилось по программам, разработанным в центре под наблюдением управления дивизии. Управление корпуса, построенное как административный орган, дублировало свою работу с работой управлений дивизий и округов. Поэтому с 1 октября 1926 г. корпус получил новый штат, который представлял собой лишь оперативно-инспекторский аппарат численностью в 17 человек.

Во-вторых, в связи с переходом в артиллерии к трех-орудийным батареям была пересмотрена организация артиллерийского полка стрелковой дивизии. По новому штату он состоял из трех дивизионов, из них два трех-батарейных и один четырехбатарейный. Полковые батареи были заменены дивизионами из двух батарей. В каждой батарее — три орудия (76-мм).

В-третьих, были созданы резервные территориальные полки для проведения допризывной подготовки и обучения излишков от призыва. Штаты их были рассчитаны на расквартирование полков в пределах целых губерний с выброской рот и взводов в уезды.

На 1 октября 1926 г. общий состав стрелковых войск по сравнению с октябрем 1925 г. увеличился на три территориальных дивизии и семь территориальных резервных полков.

Стрелковая рота является тактической единицей пехоты, включающей в себя, кроме пехотных, также взвод станковых пулеметов, а пулеметная рота — огневой единицей, мощной огневой силой в руках командира батальона.

Стрелковый батальон является высшей пехотной единицей. Стрелковый полк рассматривался уже как общевойсковая единица.

Реорганизованная, укрепленная, усиленная пулеметными и артиллерийскими средствами советская пехота являлась надежной и решающей силой Красной Армии.

Хозяйственная и политическая стабилизация советского государства позволила провести важные мероприятия по усилению обороноспособности страны.

В 1924 — 1928 гг. была осуществлена военная реформа, которая укрепила советские вооруженные силы в организационном отношении и повысила их боеспособность. Для разработки проекта реформы и руководства ее проведением была создана комиссия во главе с М.В.Фрунзе, назначенным в январе 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.

В ходе военной реформы подверглась перестройке ор­ганизационно-штатная структура и вся система управления Красной Армии. Резко сократилось количество служащих аппарата управления. Расширилась сеть военных учебных заведений, готовивших кадры командиров для Красной Армии и Флота.

Читайте также: