Внутренняя империя смысл кратко

Обновлено: 28.06.2024

В ролях: Лора Дерн, Джереми Айронс, Грейс Забриски, Петер Джей Лукас, Гарри Дин Стентон, Джастин Теру, Настасья Кински, Джулия Ормонд, Кшиштоф Майхшак и другие.

Франция — Польша — США

Динамика постижения схожа с принципом избирательного освещения, применяемым Линчем. Даже название картины начинает выделяться на черном фоне не сразу и не целиком, а частями, под слабым лучом прожектора. Экран сумрачен, и во тьме нетрудно запутаться, принять одного человека за другого, не разглядеть лица. Изредка появляются источники света, большей частью искусственные. Например, лампы, дизайн которых разработан самим Линчем: их тусклый, искаженный цветным абажуром свет всегда указывает на что-то важное (в ящике комода под одной из ламп в форме лестницы лишь к развязке героиня находит пистолет). Свет по ходу действия не становится ярче, напротив, меркнет, и вот лампу заменяет нарисованный огонь:в одном из эпизодов камера схватывает картину, на которой две худощавые руки несут в ночи свечу. Противник героини, пришедший в ее мир из иной реальности, в первый раз является перед ней с лампочкой во рту — будто проглотив свет возможного осознания. В момент решающего противостояния героиня стреляет в своего врага, и его лицо начинает плавиться, пропадать в слепящем свете софита. Свет все-таки развеивает тьму, и ничего нет важнее освещения: отсюда комически затянутая сцена, где режиссер бесконечно долго ругается с рабочим, у которого не получается подвесить прожектор на нужной высоте. Закадровый голос рабочего принадлежит Линчу. Кому, как не ему, убежденному буддисту, практикующему двухразовую ежедневную медитацию на протяжении нескольких десятилетий, исследовать методику просветления.

Редактор раздела кино в The Village Voice (2000–2006), постоянный автор The New York Times (2006–2013), сотрудничавший также с The Los Angeles Times, Artforum и Cinema Scope. Сейчас — программный директор в Film Society в Линкольн-центре (Нью-Йорк).






Сегодня смотрела кино, в котором не поняла ничего! Просто НИЧЕГО! Может кто поделиться своими мыслями на этот счет?!

Эксперимент - только это слово может оправдать те три часа аудио-визуального безумия, которые уважаемый режиссер предлагает нам провести в кинотеатре. Начиналось все с режиссерского эксперимента (опробовать новые методы съемки и работы в студии), а в итоге получился своеобразный эксперимент для зрителей – сможете ли вы выдержать весь этот поток сознания и досидеть до финальных титров, не потеряв в процессе просмотра собственный рассудок.

Я не критик, но у меня есть мысли на этот счёт. Просто мысли! Те зайцы в начале фильма изображены очень уж мило. Все знают, что зайцы трусы и прячутся в своей уютной норе. Может быть, так режиссёр хотел показать нутро главной героини, у которой всё было хорошо перед тем, как она начала сниматься в проклятом фильме. К тому же, в дом к тем зайцам заявился незваный гость, может это параллель между началом безумия "Ники" и этим незваным гостем (ведь в начале главная героиня была полностью при своих принципах, а потом вдруг эта проклятая похоть. ). А дальше речь идёт о цыганском проклятии и о повторяющихся эпизодах, в которых разные девушки изменяют своему мужу, беременеют - и за это их ждёт расплата. У цыган измена женщины очень порицается, и смысл в этом во всём есть. А конец я поняла так: та старуха, которая появляется и в начале фильма и в конце, предсказала героине её "заблуд" и последующее безумие, возможно даже она имеет отношение к проклятию. А ещё перед тем, как главная героиня окончательно ушла, она увидела бывшую героиню, которая играла ту же роль, но умерла из-за проклятия, в комнате с мужем и сыном. Я думаю, что таким образом автор сценария выражает то, что если бы не эта измена, не эта ошибка, то всё бы было хорошо, что изменять нельзя и всё такое. Думаю, суть проклятия была в том, чтобы вынудить жертву изменить мужу-ханже и поплатиться за это смертью, увидев перед этим то, что было бы истинным счастьем (муж, сын. ).
ах да, китаянка. Я считаю, что это не случайно, и этот эпизод выражает всё ту же идею: если дырка порвана, и брака не предвидится, то девушка - шлюха и её ничего другого от презрения и блуда в дальнейшем не ждёт.

Это было и в прочих фильмах Линча: когда идеально вписывающаяся теория, как бы объясняющая смысл фильма, распадается на куски ввиду одного или нескольких инородных элементов. Гораздо интереснее спорить, гадать и выяснять позицию другого зрителя о том, что он понял из фильма, нежели чем создатели сами раскроют все карты и покажут, на какие рычаги дергать и какие кнопки нажимать для достижения результата познания. Еще лучше, если ключ подойдет к замочной скважине, открывающей дверь со всеми секретами, но Линч скорее раскидает ворох ключей под ногами зрителя и даже не расскажет, какой замок нужно открыть. Действуйте сами, но нет ничего удивительнее самостоятельного поиска ответа.

Это было и в прочих фильмах Линча: когда идеально вписывающаяся теория, как бы объясняющая смысл фильма, распадается на куски ввиду одного или нескольких инородных элементов. Гораздо интереснее спорить, гадать и выяснять позицию другого зрителя о том, что он понял из фильма, нежели чем создатели сами раскроют все карты и покажут, на какие рычаги дергать и какие кнопки нажимать для достижения результата познания. Еще лучше, если ключ подойдет к замочной скважине, открывающей дверь со всеми секретами, но Линч скорее раскидает ворох ключей под ногами зрителя и даже не расскажет, какой замок нужно открыть. Действуйте сами, но нет ничего удивительнее самостоятельного поиска ответа.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Первый фильм Дэвида Линча со времен выпущенного в 2001-м "Малхолланд Драйва" -- "Внутренняя империя" -- выходит у нас 3 мая. Не в одной копии, а в целых восьми, несмотря на длину почти в три часа и фирменную линчевскую запутанность сюжета. В фильме, опять же в традициях Линча, есть пугающие моменты, но много и смешных. Поклонники фильма, а их уже сейчас немало, сходятся в том, что он воздействует на публику гипнотически. Но увы, уже российская премьера показала, что фильм гипнотизирует лишь тех, кто сам рад поддаться гипнозу. Боюсь, что случайная публика способна сильно подпортить впечатление тем, кто придет на просмотр с пиететом перед мастером.

Кадр из фильма "Внутренняя империя"

Кадр из фильма

Что-то будет на обычных сеансах – да еще в залах за пределами Москвы. Впрочем, может, и лучше будет: придет публика не премьерная, не тусовочная, а та, которой Линч интересен.

"Внутренняя империя", по мнению некоторых критиков, запутаннее прежних лент Линча. Но "Малхолланд Драйв" тоже казался запутанным, пока не стало ясно, что его вторая, якобы сюрреалистическая часть – это то, что происходило на самом деле, а вся длинная первая, якобы реалистическая – предсмертная (а может, посмертная) фантазия главной героини.

Кадр из фильма "Внутренняя империя"

Кадр из фильма

"Внутреннюю империю" тоже можно растолковать просто. Но не хочу навязывать трактовки, тем более что для этого придется выболтать много лишнего. Просто опишу некоторые детали сюжета. Итак, есть актриса, которой предлагают роль в любовной мелодраме; на роль актрисы Линч позвал Лору Дерн, с которой работал в "Синем бархате" и "Диких сердцем", а на роль режиссера – Джереми Айронса (тот признается теперь в интервью, что во время съемок не понимал ни в чем суть его роли, ни о чем фильм Линча в целом). Первый примерно час "Внутренней империи", когда снимается кажущаяся пустяковой мелодрама, чист и ясен. Впрочем, на экране появляются то польская проститутка с сутенером; то польские крестные отцы, ведущие при этом эзотерический разговор; то мелькает фрагмент из ситкома с наложенным смехом, все персонажи которого – кролики (среди тех, кто озвучивал кроликов, обе звезды "Малхолланд Драйва" Наоми Уоттс и Лора Харринг). А в самом начале в доме актрисы возникает зловещая дама, изъясняющаяся загадками и мрачными притчами. Она скажет, что никак не может вспомнить, какое сейчас время: сегодня, послезавтра или вчера. Вчера и послезавтра и впрямь вскоре смешаются.

Кроме того, выяснится еще одна жуткая подробность: что фильм, который делает герой Айронса, уже однажды начинали снимать, но проект пришлось закрыть, поскольку оба исполнителя главных ролей были убиты.

Потом между героиней Дерн и ее напарником, которые должны изобразить страсть между обремененными семьями людьми, вроде бы начинается реальный роман. При том, что у них в жизни тоже есть семьи. Или не начинается: трудно разобраться, спят ли они друг с другом на самом деле или мы видим очередную сцену из снимаемого фильма. С какого-то момента они упорно называют друг друга только именами персонажей – означает ли это, что они потеряли грань между собой реальными и своими героями?

Вдобавок постоянно звучат намеки на то, будто жизнь героини Лоры Дерн как-то раздвоена. Будто она что-то забыла. Будто у нее что-то связано с Польшей. Может, там ее двойник – вторая половина, как в "Двойной жизни Вероники" /Double vie de Veronique, La/ (1991)? Может, останься (окажись?) она в Польше, то прожила бы другую неведомую жизнь, обрела альтернативную судьбу? И героиня Дерн действительно вдруг проваливается в иное измерение, в стылую зимнюю не очищаемую от снега Лодзь, где она, с одной стороны, присутствуя вроде бы незримо, с ужасом наблюдает быт польских проституток, а с другой – ведет со своим мужем (в первой – американской – реальности богатым и влиятельным) параллельную жизнь: сначала просто убогонькую, а потом и низовую жизнь на дне. Голливудская актриса оборачивается нищенкой с фингалами на лице, которая рассказывает загадочному кафкианскому следователю, как ее пытались насиловать и избивать, и как она в ответ кому-то выбила глаз, а кому-то так дала по яйцам, что они у него аж в мозги ввалились.

Альтернативная судьба, которую проживает героиня на дне, мистическим образом достанет ее и в Америке. Незадолго до окончания фильма Линч вроде бы уверит нас, что все виденное было съемкой. Но злоключения героини-актрисы не завершатся и по окончании съемок. Реальности окончательно смешаются и перепутаются, и из иного измерения в мир героини проникнет то, что в фильмах Линча проникает из других измерений всегда и настойчиво: страх.

Кадр из фильма "Внутренняя империя"

Кадр из фильма

Джереми Айронс трактует фильм так: "Есть некая актриса, которую преследуют призраки прошлого. Она снимается в фильме, она неверна своему мужу. И от этого ее переполняет чувство вины, которое погружает ее в ситуацию галлюциногенного невроза.

В финале фильма ей обещан покой" . Впрочем, Айронс тут же добавляет, что каждый из его знакомых, посмотревших "Внутреннюю империю", считает долгом поделиться с ним своей оригинальной версией того, о чем именно фильм; и что его эти версии уже порядком достали.

Читайте также: