Внутренний мир человека сознательное и бессознательное кратко

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:

Сознание – отличие человека от животных, проявляющееся в способности рассуждать и мыслить абстрактно.

Сознание – высший уровень отражения человеком действительности.

1) Сознание – рефлексивная способность, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя.

2) Мысленное представление и воображение действительности.

3) Сознание связано с речью. Сознание – способность к коммуникации.

Сознание имеет сложную структуру:

– Мышление в целом

– Способность к иррациональному мышлению

– Чувство вины, раскаяния, радости и пр.

– Бессознательные или подсознательные формы реакции и саморегуляции, а так же подавление культурой и воспитанием животных инстинктов.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в структуре сознания. Философская концепция была сформулирована Лейбницем, как низшая форма духовной деятельности, лежащая за порогом осознаваемых представлений.

Фрейд: бессознательное – некая сила, по своей природе противоположная сознанию.

Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:

1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.

2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях

3) Стереотипы – автоматическое поведение.

4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.

Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту, а сознание с помощью социальных норм стремятся ввести подсознание в социально приемлемые рамки.

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.


Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.


B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Жизнь человека – это постоянное взаимодействие с окружающим миром. Важнейшую роль в этом процессе играет психика – системное свойство, основанное на высшей нервной деятельности и заключающееся в отражении объективной реальности в мозгу человека. В психике представлены и упорядочены представления прошлого, настоящего и будущего. Она управляет поведением и деятельностью индивида, обеспечивает эффективное приспособление к среде. Психическая активность человека имеет осознанные и неосознаваемые формы – сознательное и бессознательное.

Понятия и характеристика

С точки зрения осознаваемости психических явлений различают бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Бессознательное

Термин введен основателем психоанализа З. Фрейдом. Это первоначальный уровень психики, совокупность психических проявлений, в которых человек не отдает себе отчета. Оно включает в себя желания, импульсы, наклонности, привычки, которыми индивид не управляет по той причине, что в их отношении отсутствует субъективный сознательный контроль. Бессознательное имеет 3 уровня. Первый уровень – архаичное бессознательное – то, что никогда и ни при каких условиях не может быть осознано:

Подсознание – представления, желания, эмоции, воспоминания, которые:

  • были восприняты психикой в виде сигналов, но, минуя сознание, перемещены в память;
  • перешли из сознания в бессознательное.

При определенных условиях (часто непроизвольно) они могут быть осознаны. К проявлениям подсознания относятся:

  • ошибочные действия – оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;
  • забывание событий, обстоятельств, предметов, с которыми связаны негативные переживания человека;
  • комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления и амбиции;
  • привычки;
  • сновидения, мечты, фантазии.

Предсознание – пограничное психологическое состояние между бессознательным и сознательным. Это смутное, неясное и неточное знание, которое существует в виде спонтанного течения мыслей, образов, ассоциаций, эмоций.


Сверхсознание – высшая форма бессознательного. К нему относят интуицию, вдохновение, эмпатию, предчувствие, предвидение, парапсихологические способности. Сверхсознание присуще людям с высокой познавательной потребностью и способностью достигать этих специфических психических состояний. Благодаря ему человек совершает научные открытия, создает шедевры литературы и искусства.

Сфера бессознательного охватывает такие явления психики как вера, надежда, любовь, страхи, тревоги, предчувствия. В ней формируются неосознанные мотивы, стремления, побуждения индивида, внушенные состояния и установки. Различные проявления бессознательного в значительной мере управляют поведением человека.

Сознательное

Психика как способность восприятия и воспроизведения предметной действительности имеется и у животных, но только человек обладает ее высшим проявлением – сознанием. Сознание – совокупность психических процессов, которые обеспечивают:

  • обобщенное отражение объективного мира;
  • противопоставление себя окружающей среде;
  • целеполагающую деятельность;
  • контроль над поведением личности, управление им;
  • понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем (духовном) мире.

Сознание характеризуется активностью, избирательностью, субъективностью и наличием творческого начала. Функции сознания:

  • познавательная – получение знаний о действительности;
  • творческая – способность создавать что-то новое на основе имеющихся знаний и опыта;
  • коммуникативная – построение отношений;
  • регуляторная – анализ информации об окружающей среде и выстраивание адекватной линии поведения;
  • аксиологическая – реализация ценностей в поведении и поступках.

В структуре сознания различают несколько сфер:

  • эмоциональная – чувства и аффекты;
  • познавательная – восприятие, память, внимание;
  • волевая – способность добиваться поставленных целей;
  • аксиологическая – ценностные представления и ориентации;
  • самосознание – понимание самого себя: своего тела, гендерной специфики, принадлежности к социальной группе, сообществу.


Различают индивидуальное и общественное сознание. Под индивидуальным сознанием понимают совокупность идей, взглядов, чувств, присущих конкретной личности. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, включающая в себя:

  • политические и правовые идеи;
  • накопленный культурный опыт и знания;
  • мораль, религию, этику, эстетику, философию.

Общественное сознание проявляется на нескольких уровнях:

  • обыденное – повседневный житейский опыт;
  • теоретическое – понимание явлений общественной жизни, их логическое обоснование;
  • общественная психология – совокупность общественных настроений, национальный характер, традиции и менталитет;
  • идеология – система взглядов и установок, потребностей и интересов, целенаправленно сформированная для данного общества.

Сознание человека связано с мышлением и речью, формируется в ходе деятельности и социальных взаимодействий человека.

Заключение

Сознательное и бессознательное взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, они противопоставлены друг другу, но едины в психике человека. Бессознательное формирует мотивы и побуждения, эмоционально направляет поведение человека, а сознание отвечает за мыслительную деятельность, принятие решений. Бессознательное хранит всю информацию, получаемую человеком в течение жизни, а сознание оперирует лишь той, что актуальна в данное время. В психике человека бессознательное преобладает над сознанием, руководит им.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

СОЗНАНИЕ.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

Характеристика особенностей сознания:

Функции сознания:

  • отражательная (познавательные процессы и память);
  • креативная (воображение, творчество);
  • преобразующая (определение целей и их достижение),
  • оценочная (формирование эмоций);
  • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

Структура сознания

Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

К интеллектуальным способностям относятся:

  • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
  • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
  • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
  • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

  • сильной — слабой,
  • устойчивой, неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

В эмоциональную сферу входят:

  • чувства,
  • настроения,
  • аффекты,
  • переживания,
  • эмоциональные стрессы.

Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательные психические процессы:

  • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
  • неосознаваемые зрительные ощущения,
  • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
  • бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

Отличие сознания от психики живот­ных.

  • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

В мозг человека непрерывно поступает информация об окружающем мире и о физическом состоянии тела. Часть этой информации попадает в кратковременную и долговременную память, другая часть - в те отделы мозга, которые отвечают за физическое состояние и деятельность и лишь малая доля этой информации осознается человеком. Почему лишь малая доля? Потому что поток этой информации в миллионы раз больше, чем тот, который может переработать сознание человека.

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания:

  • отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • служит основой преобразовательной деятельности человека.

Сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку. Оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира.

Одним из элементов сознания является интеллект.

Интеллект - способность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе деятельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретенного личностного опыта.

Еще одна важная составляющая сознания, - это воля , те. способность человека к самоопределению. Иными словами, можно сказать, что воля - это способность человека регулировать свою деятельность и поведение. Воля необходима человеку для достижения цели.

Человек способен осознавать не только то, что его окружает, но и самого себя.

Самосознание - осознание человеком своих поступков, мыслей, эмоций, оценка своего положения в обществе и себя как личности.

По мере того, как человек взрослеет и приобретает новый жизненный опыт в его сознании происходит глубокое переосмысление жизни. Такое переосмысление и обобщение практического знания человека о других людях является основой формирования отношений к себе как личности.

Сознательное в человеке граничит с бессознательным или подсознанием.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.


Ежедневно бессознательные (неосознанные) действия проявляются непрерывно. Так, человек не осознает такие физические явления как дыхание, биение сердца, рефлексы, инстинкты, также за пределами нашей осознанности остаются действия, которые мы совершаем уже автоматически, не задумываясь над тем, как и почему мы это делаем, например, ходьба, чтение, вождение автомобиля, плавание и т п.

Читайте также: