Влияние состояния здоровья детей на успеваемость и поведение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 - 17 лет).

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения - у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - у 81%, из них 32% - вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часов в день; в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 - 12 - в основной и 13 - 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого - гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно - психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

ВложениеРазмер
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.

Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, - соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.

Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.

Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.

Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.

Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.

Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :

1) сохранение и укрепление физического здоровья,

2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Радченко Снежана Александровна

Роль успеваемости в развитии школьника огромна. Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Именно поэтому проблема неуспеваемости для меня, как учителя, особенно значима. Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее, на мой взгляд, значимых являются заболевания как физические, так и психические, стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи состояния здоровья и успеваемости школьников, их преодоление и предупреждение. Предполагаю, что физическое и психическое здоровье, школьная тревожность приводит к снижению успеваемости.

Объект - школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Предметом является влияние состояния здоровья учащихся средней общеобразовательной школы на успеваемость.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, гласит Устав Всемирной организации здравоохранения.

Нередко учитель переоценивает возможности своих воспитанников и требует от них выполнения непосильных заданий. Не менее часто он считает возможности детей крайне ограниченными и дает им слишком легкую работу. Как тот, так и другой подход в равной мере могут отрицательно сказаться на развитии и состоянии здоровья учащихся, на их нервной системе.

Известно, что работоспособность детей и подростков тесно связана с состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, учащиеся, страдающие ревматизмом , в межприступном периоде имеют пониженную работоспособность и быстрее устают при умственной работе и труде. Дети, имеющие функциональные и особенно органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, имеют крайне низкую работоспособность по сравнению со своими сверстниками - здоровыми школьниками. Учащиеся, страдающие хроническим тонзиллитом , имеют низкую работоспособность. Они быстро утомляются на уроках, у них плохая память и как следствие всего этого плохая успеваемость. У школьников, перенесших кратковременные заболевания ( катары верхних дыхательных путей и ангины ), еще в течение одной-полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность. Это выражалось в том, что в процессе учебных занятий у них наблюдалось более раннее и более значительное по сравнению с другими ослабление физиологических функций.

Найти более правильный подход к учащимся, которые имеют разные отклонения в состоянии здоровья, учителю может помочь врач. В отношении же учащихся, отнесенных к числу практически здоровых, но имеющих разные уровни физического развития, врач, как правило, никаких указаний учителю не дает, за исключением отдельных указаний по организации уроков технологии и физической культуры. Однако правильная организация обучения должна предусматривать дифференцированный подход к учащимся не только соответственно состоянию их здоровья, но и уровню физического развития.

А. В. Беляев, обобщая результаты обследования физического развития учеников школы, пришел к выводу, что успешные и напряженные умственные занятия, без регулярных физических упражнений, ведут к ослаблению физических качеств учеников.

Увеличение нагрузки у подростков выше среднего физического развития не приводит к ослаблению устойчивости тренированности их организма. У подростков же ниже среднего физического развития при этих же условиях возникают такие изменения различных физиологических функций, которые указывают на крайне слабую устойчивость тренированности организма.

В некоторых случаях завышенные ожидания родителей также могут стать причиной неуспешности. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости.

Независимо от исходной причины, развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки окружающих.

Главное, что должны сделать взрослые (родители и учителя) в этом случае, - обеспечить ощущение успеха. Необходимо понимать родителям и учителю, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем - только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности и иронии оценен взрослыми.

Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. В результате со временем развивается состояние нервного истощения. При этом повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учёбе будут продолжаться снижаться.

Двигательная активность - самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организованных занятий с подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему. Не стоит пренебрежительно относиться к физкультминуткам на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.

Динамика работоспособности может быть различной и в течение дня, и в течение урока. Я уже говорила о том, что сохранение высокого уровня успешности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывая физическое и психическое развитие ученика, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды. Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса, отличаются низким уровнем успеваемости и неблагоприятной динамикой.

Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

Нужны наблюдения, беседы с родителями, пробовать различные варианты заданий, опроса, изменение темпа работы, заинтересовать ученика своим предметом, а уже потом развивать у ученика навыки и умения. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание учителя к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведении, появляется старание к успешности. Нужно постараться больше узнать о каждом своем ученике и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делать поспешных выводов, не спешить изложить свое категоричное мнение родителям.

Исследования показали, что у школьников, имеющих затруднения в успеваемости, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции, можно предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.

Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.

Как помочь своему ребенку стать более организованным?

Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

shkolnik.jpg

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

· Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.

· Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

· Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Организация рабочего места школьника

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

· для обучающихся в 1-4 классах - 15 мин.;

· для обучающихся в 5-7 классах - 20 мин.;

· для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

· для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;

· для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Правильное питание

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 100

условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями, нуждаются со стороны педагога в дифференцированном к ним подходе и создании для них щадящего режима.

Несмотря на то что в последние годы заболевание ревматизмом резко сократилось, однако оно продолжает оставаться.

Дети, страдающие ревматизмом, отличаются повышенной утомляемостью, больше других пропускают занятия. В периоды между приступами болезни у них отмечаются нарушения со стороны сер­дечно-сосудистой, центральной нервной системы и других органов. Они могут испытывать боли в суставах, в области сердца, головные боли при физических нагрузках, у них развивается одышка. Во время занятий больные дети чаще, чем здоровые сверстники, отдыхают. К концу учебного дня у них резко падает работоспособность и возникают неблагоприятные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (учащается пульс, повышается артериальное давление и др.). Дети, перенесшие ревматическое поражение нервной системы (хорею), рассеянны, неусидчивы на уроках, отличаются повышенной раздражительностью, плохой памятью, сниженной работоспособностью. Выполнение самостоятельных заданий вызывает у них большие затруднения. По сравнению со здоровыми детьми среди больных ревматизмом в 3 раза больше неуспевающих, чаще это дети с выраженными поражениями сердца и перенесшие хорею.

На течение ревматического процесса неблагоприятно влияют отрицательные эмоции. Об этом должен помнить учитель и создавать положительный эмоциональный климат на уроке и в общении с такими учениками. Сдача экзаменов для детей, страдающих ревматизмом, является повышенной учебной нагрузкой, которая иногда приводит к глубоким физиологическим сдвигам. В целях сниже­ния отрицательного воздействия учебной нагрузки педагогам по рекомендации врача необходимо для таких учащихся вводить облегченный режим занятий: предоставлять дополнительный выходной день среди недели, освобождать от последних уроков, уменьшать объем домашних заданий, устанавливать рациональный режим дня дома. Их целесообразно по согласованию со школьным врачом освобождать от экзаменов. Щадящий режим занятий благоприятно сказывается на работоспособности учащихся. У выполняющих его реже отмечается обострение ревматического процесса, вследствие чего дети меньше пропускают занятия в школе.

Перевод учащихся на облегченный режим занятий требует от педагога большого такта и индивидуального подхода к детям, страдающим ревматизмом, поскольку не все из них легко соглашаются на такой режим. Старшеклассники и отстающие ученики отказываются пропускать уроки, чтобы не отстать по программе, их травмирует сознание своей неполноценности. Все это должен учитывать учитель, тем самым способствуя охране здоровья детей.

Снижение работоспособности под влиянием учебной нагрузки наблюдается и у детей с нарушениями сосудистого тонуса. У некоторых учащихся учебная работа вызывает нервно-психическое перенапряжение, которое является ведущей причиной, вызывающей гипертоническую болезнь. Во время экзаменов у детей с нарушением сосудистого тонуса по гипертоническому типу выраженные реакции сердечно-сосудистой системы возникают чаще, чем у здоровых.

У школьников с гипертоническим состоянием также отмечается ухудшение работоспособности под влиянием учебной нагрузки. Увеличение умственной нагрузки в старших классах усиливает гипотонию. Исследования по изучению влияния учебного процесса на работоспособность учащихся с гипотоническими реакциями показали, что к концу учебного дня у них уменьшается скорость и точность работы.

Успеваемость у детей с сердечно-сосудистыми нарушениями постепенно снижается вследствие повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ослабления памяти и т. д.

В результате широкого проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в системе здравоохранения СССР многие хронические заболевания у школьников не имеют явного клинического выраже­ния, поэтому педагоги иногда дают этим учащимся учебную нагрузку такую же, как и здоровым. Однако многими исследованиями доказана зависимость между состоянием здоровья, работоспособностью, поведением и успеваемостью детей и подростков. Эта зависимость и определяет необходимость дифференцированной нагрузки и индивидуального подхода педагогов к школьникам с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Восстановление функций организма и работоспособности учащихся, перенесших заболевание, наступает не сразу. В зависимости от перенесенного заболевания продолжительность периода восста­новления различна. В восстановительный период у школьников отмечается снижение сопротивляемости организма в течение 6—8 недель. Переболевшие дети отличаются от здоровых прежде всего повышенной утомляемостью. Они с трудом выдерживают учебный день, отпрашиваются с уроков, жалуются на головные боли. Они рассеянны, плохо запоминают материал. У этих школьников отмечается ослабление процесса активного внутреннего торможения, к концу учебного дня ослабевают оба корковых процесса — раздражительный и тормозной, тогда как у здоровых ослабляется только тормозной. Таким образом, учебная нагрузка вызывает дополнительные напряжения физиологических функций в первые дни занятий после болезни.

Сроки реконвалесценции зависят от состояния здоровья школьника и от характера заболевания. Не у всех школьников нормализация физиологических показателей после клинического выздоров­ления наступает в сроки, установленные для основной массы больных детей (табл. 1).

Примерные сроки допуска детей, перенесших острые заболевания, к занятиям по труду в мастерских (по Аю А. Крюковой, 1965)Особенно глубокие изменения физиологических показателей вызывают такие длительно протекающие заболевания, как скарлатина, воспаление легких и др. Педагогам и родителям необходимо в период восстановления оберегать таких учащихся от излишнего нервного возбуждения, чрезмерного утомления, чтобы не нанести ущерба здоровью и не вызвать серьезных осложнений.

На работоспособности детей сказываются заболевания органов зрения и слуха. Дети с близорукостью и слабослышащие быстро утомляются, работоспособность их снижена.

Итак, дети-реконвалесценты, страдающие обострением хронических заболеваний, функционально ослабленные, нуждаются в индивидуальном подходе, в облегченном режиме занятий и отдыхе для сохранения и укрепления здоровья. Педагоги в период реконвалесценции не должны предъявлять учащимся таких же требований и нагрузок, как к здоровым их сверстникам.

Для оздоровления и повышения работоспособности учащихся организуются загородные школы и классы. Режим и условия занятий в них существенно отличаются от обычных школ. В теплую погоду уроки проводятся на свежем воздухе. Перемены между уроками по 20 мин. Учащиеся занимаются 2 ч утром и 2 ч во вторую половину дня, в перерыве между занятиями — полуторачасовой дневной сон. Уроки на дом не задаются. Освободившееся время используется на занятия физической культурой и для работы на опытном участке. В результате учащиеся получают дополнительный месяц активного отдыха. При таком режиме занятий успеваемость повышается, заболеваемость снижается, улучшается физическое развитие.

Опыт организации загородных школ и классов практикуется в ряде зарубежных стран: Франции, Болгарии, Чехословакии и др. Так, в Чехословакии учащиеся после длительных заболеваний пребывают в этих школах от 14 дней до 2—6 месяцев.

Во многих школах нашей страны дифференцирован подход к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья. Детей берут на диспансерный учет и распределяют на следующие группы: сердечно-сосудистая патология; заболевания уха, горла, носа; хронические неспецифические заболевания легких; понижение остроты зрения; нарушение осанки; отставание в физическом развитии. В таких школах проводятся индивидуальные лечебно-профилактические мероприятия, введен индивидуальный щадящий режим. Педагоги учитывают психологические особенности этих детей. Общение их со школьниками особенно чуткое, внимательное и доброжелательное.

В результате лечебно-профилактических и педагогических действий в этих школах наблюдаются положительные сдвиги в функциональном состоянии организма, работоспособности и успеваемости детей и подростков. Педагоги, постоянно осуществляя дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья, способствуют его укреплению, совершенствованию развития, преодолению второгодничества и повышению успеваемости.

Читайте также: