Власть и интеллигенция в 50 60 годы кратко

Обновлено: 03.07.2024

ОТТЕПЕЛЬ" И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ 50-х - 60-е гг.

1. Изменения в в культурной жизни страны

1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.

С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма.

После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

1.2. В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений.

Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

1.3. Шестидесятники. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работади писатели критического направления Ю.Нагибин, А.Яшин, И.Эренбург и др. (авторы сборника Литературная Москва).

2. Система образования и коммунистического воспитания

2.1. На основании закона о реформировании средней школы (от 24 декабря 1958 г.), которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).

Однако перестройка школы, включая производственное обучение, оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате, к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.

2.2. Высшая школа получила огромное развитие. В 1950-1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции).

В то же время не были преодолены пережитки классового подхода. Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

2.3. Система коммунистического воспитания. ВСТАВКА

3. Научно-техническая революция в СССР

3.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной проблемы в период реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры.

Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские Академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном городе Дубна.

3.2.Основные направления научно-технических изысканий.

3.2.1. В области физики и химии. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б.Н. Константинов, П.Л. Капица, А.А. Логунов и др.), атомной физики (И.В. Курчатов, А.П. Александров, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.). Нобелевской премией были отмечены достижения советских химиков и физиков - Н.Н. Семенова, И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, П.А. Черенкова, И.М. Франка, Н.Г. Басова, А.М. Прохорова.

В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон, что привело к развитию нового направления - физики высоких и сверхвысоких энергий. В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер; пластические массы, превосходящие по своим свойствам металлы.

3.2.2. Самолетостроение и космонавтика. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

3.2.3. Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и биофизики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е.О. и Б.Е. Патонов).

3.3. Гуманитарные науки.

3.3.1. После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие.

Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения: Вестник истории мировой культуры, Мировая экономика и международные отношения, История СССР, Вопросы языкознания и др. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

3.3.2. Одновременно гуманитарные науки продолжались использоваться в целях идеологизации сознания. Для дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах были введены новые общественные дисциплины Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма. Повсеместно вводилась система политзанятий на предприятиях, учреждениях, армии; открывались университеты марксизма-ленинизма. Еще раньше, сразу после войны, для подготовки руководящих партийных кадров в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее Всесоюзное общество Знание).

4. Новые тенденции в художественной жизни страны

4.1. Оттепель в литературе.

4.1.1. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.

Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш соврменник и др.).

4.1.2. Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны.

Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева Не хлебом единым, повести В. Гроссмана Все течет. Другим значительным произведением на эту тему стал Один день Ивана Денисовича А. Солженицына.

Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. Гранина, А. Яшина, Ю. Германа и др.

Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

4.1.3. Самиздат. В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.

Первый самиздатовский машинописный журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века.

Здесь же появлялись и произведения политической публицистики. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.

4.2. Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

В этот период продолжали активно работать М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве.

4.3. Архитектура. В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев).

Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, 1965-1967 гг. - здание СЭВ в Москве. В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.

4.4. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

4.5. Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).

По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.

Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

5. Новое идеологическое наступление

на интеллигенцию

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

6. Массовая культура.

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).

7. Народное искусство и художественные промыслы.

Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.

6.1. Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.

6.2. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

6.3. С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

6.4. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.


Период Оттепели в СССР относится к рубежу 1950-1960-ых годов, когда руководителем государства был Никита Сергеевич Хрущев. Он занимал должность первого секретаря КПСС с 1953 по 1964 год. Эпоха Хрущева в истории СССР была отмечена рядом реформ, весьма спорных по своим результатам.

Начало процесса

Первыми событиями, которые можно отнести к Оттепели Хрущева можно считать амнистию 1953 года и прекращения ряда дел сталинского периода, например, Ленинградского или “Дела врачей”.

Никита Хрущев

Рис. 1. Никита Хрущев.

В большей степени советские граждане почувствовали оттепель с 1956 года, когда началась критика “культа личности” Сталина. Это совпало с внешнеполитическими событиями, например, с нормализацией отношений Австрией и с Югославией и ее лидером Тито, так как при Сталине его считали едва ли врагом, как и страны НАТО. С 1953 года началась проверка дел и реабилитации бывших заключенных, а также расстрелянных, особенно, в 1930-ые годы, среди них были и бывшие маршалы – Тухачевский, Блюхер, Егоров. В 1957 году началось возвращение в места своего проживания депортированных народов:

  • Балкарцев и карачаевцев.
  • Чеченцев и ингушей.
  • Калмыков.

Были восстановлены их республики, но на другие народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, немцам Поволжья.

Однако, такие меры не мешали власти в 1956 году подавлять просталинские выступления в Тбилиси или преследовать Бориса Пастернака за публикацию романа “Доктор Живаго” в Италии.

К 1957 году СССР покинули все иностранные военнопленные. В том же году запрещено присвоение населенных пунктам и объектам народного хозяйства имен живых государственных деятелей. Также был снят запрет 1936 года на аборты и проведен VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Хрущев Никита

Рис. 2. Хрущев Никита.

События оттепели 1959-1964 годов

В 1958 году из советского Уголовного Кодекса удалено понятие “враг народа”, однако, в государстве сохранилась и продолжала применять смертная казнь. В 1962 году была расстреляна демонстрация в Новочеркасске, а в 1964 арестован Иосиф Бродский.

Одновременно с этим началась новая волна гонений на православную церковь, впервые с конца 1930-ых годов. Десталинизация достигла своего пика в 1961 году, когда XXII съезд КПСС в очередной раз осудил культ личности. По всей стране провел массовый демонтаж памятников бывшему руководителю СССР, были переименованы многие города и другие объекты. Полемика по поводу культа личности привела к разрыву в декабре 1961 года дипломатических отношений с Албанией до 1990 года. Тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили около Кремлевской стены.

В 1955-1964 годах заметно ослабла цензура, поэтому начали публиковаться произведения Солженицына. В те годы продуктивно работали следующие кинорежиссеры: Чухрай, Хуциев, Гайдай, Данелия.

Концом “Оттепели” принято считать осень 1964 года, когда Хрущева сняли со всех руководящих постов. Некоторые ее процессы по инерции продолжались до 1968 года, то есть до подавления выступлений в Чехословакии.

Никита Хрущев Оттепель

Рис. 3. Никита Хрущев Оттепель.

Что мы узнали?

Кратко о главном о хрущевской оттепели рассказывает школьный курс истории 9 класса. Даже беглого знакомства с ее событиями достаточно для понимания того, что это был неоднозначный процесс. В ряде сфер государство допустило либерализацию, о и репрессивные меры применялись.


Интеллигенция всегда и во все времена настроена критически к власти. И конфликты между властью и интеллигенцией были во все времена. Поучительно как они решались в советское время. Это особенно важно рассмотреть сейчас, когда возник новый конфликт, спровоцированный реформой Российской академии наук. Как показывает исторический опыт советского времени этот конфликт между властью и ученым сообществом опасен не только для ученых (об этом сейчас говорят и пишут многие), но и для власти тоже, причем для власти - в первую очередь.

Время комиссаров

Одной из самых серьезных проблем победившей советской власти были взаимоотношения с интеллигенцией. В своем большинстве российская интеллигенция к власти большевиков отнеслась критически, большевики отвечали взаимностью. Хорошо известны и уже неоднократно цитировались, например, высказывания Ленина об интеллигенции, в том числе и то, где он утверждал, что этот социальный слой не мозг нации, а дурно пахнущая субстанция.

Практически уже в первый послереволюционный год сложилась модель взаимодействия советской власти и творческой интеллигенции. Она была впервые опробована в военном строительстве. Как известно, в Красной армии был создан институт комиссаров, главная функция которых состояла в контроле за военными командирами, в основном выходцами из офицеров царской армии. Комиссар отвечал за политическое воспитание бойцов и политическую благонадежность командира, но будучи профессионально некомпетентным человеком, он в чисто военном плане должен быть уважать профессионализм военспеца. К этому его понуждала ответственность за успех порученного дела, в случае провала он, как и военспец мог ответить за это не только карьерой, но и головой.

Своя интеллигенция

Неплохо было бы и нашим функционерам и чиновникам поучиться у истории. А она нам говорит, что в России любой конфликт чиновника и интеллигенции всегда заканчивался отставкой чиновника.

Культура и власть в послевоенные годы.Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

вместимыми с социалистическим мировоззрением. М. М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступления лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов. В Москве состоялся первый Международный конкурс музыкантов и исполнителей им. П. И. Чайковского. Одним из его лауреатов стал пианист из США Ван Клиберн. Получил развитие международный туризм.

Народное образование и высшая школа.

Народное образование и высшая школа.Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946—1950 гг. они подготовили около 3,4 млн рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950—1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959—1965 гг. высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн выпускников.

Развитие науки.

Развитие науки.Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. От-

Читайте также: