Вклад белинского в педагогику кратко

Обновлено: 02.07.2024

I. Биография
II. Педагогические взгляды:
1. Роль и сущность воспитания
2. Цель и задачи воспитания
3. Содержание и методы
школьного воспитания
4. Умственное образование
5. Воспитание в семье
III. Заключение

3. БИОГРАФИЯ

Виссарион Григорьевич
Белинский (1811—1848гг.)
-выдающийся
революционер-демократ,
русский литературный
критик, отразил в своих
произведениях протест
против крепостного права,
защищал интересы
крестьянства.

4. БИОГРАФИЯ

В.Г.Белинский родился в семье
флотского врача.
Выучившийся чтению и письму у
учительницы, был отдан в уездное
училище, откуда в 1825 году
перешёл в губернскую гимназию,
где не окончил курса, потому что
гимназия не удовлетворяла его. В
1829 году он был зачислен в
студенты по словесному
факультету.

5. БИОГРАФИЯ

6. БИОГРАФИЯ

7. Педагогические взгляды

8. РОЛЬ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

9. РОЛЬ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Ребенок не вещь, не игрушка в руках
воспитателя
В каждом ребенке есть хорошие стороны.
Искусство воспитания состоит в том,
чтобы их выявить, развить,
сформировать.
Педагоги должны заниматься не подавлением
у детей выдуманных пороков, а устранением
причин, вызывающих детские проступки.
Борьбу с отрицательным поведением детей
необходимо сочетать с развитием их
положительных свойств и качеств.

10. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

11. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Белинский считал необходимым
воспитание детей в духе любви к своей
родине.
Цель воспитания:
подготовка бесстрашных борцов за
лучший общественный строй, при
котором не будет угнетения и все люди
станут равноправными гражданами
своей свободной
родины.

12. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Семейное воспитание должно развивать в
детях общественные интересы и
стремления.
Родители должны любить в ребенке
будущего человека, основой любви
родителей к детям должна быть не любовь
к себе, а любовь к истине и к человечеству.
Отношения между родителями и детьми
должны покоиться на взаимном уважении
взрослых к личности ребенка и доверии.
Взрослые должны развивать в ребенке все
хорошее, поддерживать в нем его
стремление к совершенствованию.

13. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

За искоренение семейного деспотизма,
против употребления наказаний,
унижающих достоинство ребенка.
Следует давать мальчикам и девочкам равное
образование.
Важное значение детской литературы в
нравственном воспитании в семье.
Детский писатель, должен обладать
передовыми убеждениями и высоким
моральным обликом, любить детей, знать их
возрастные особенности, владеть
выразительной образной речью.

14. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Основное положение педагогической теории
Белинского: гармоническое развитие человека.
1. Физическое воспитание
Задача: охранять здоровье детей,
развивать их физические силы, ловкость и
гибкость путем установления правильного
образа жизни, организации игр,
выполнения гимнастических упражнений.
Необходимость соблюдения правил личной
и общественной гигиены и усвоения
естественнонаучных знаний о человеке.

15. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

2. Нравственное воспитание
Против формального подхода(только
посредством назиданий).
Необходимо, чтобы дети полюбили добро.
Воздействовать на чувства детей, а не на
их сознание.
В младшем возрасте следует развивать в
детях расположение к хорошему и
отвращение к дурному.
Детский рассудок, как и чувства, требует
развития. Поэтому нужно развивать
сознание юноши.

16. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

2. Нравственное воспитание
Белинский указывал, что надо учитывать
уровень развития воспитанников. Он
советовал не пичкать детей моральнодидактическими рассуждениями,
докучливыми разговорами о приличном
поведении, которые действуют слабо.
Большое значение придавалось развитию
воли, выработке закаленного характера,
которые необходимы, чтобы вести
настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои
убеждения, не боясь трудностей и
препятствий.

17. УМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Должно быть общечеловеческим, иметь в
виду развитие всех умственных сил будущего
человека, формирование у него мировоззрения
и сознательных убеждений.
Учащиеся должны не только усвоить знания,
но и приобрести цельное научное
мировоззрение. Необходимо ликвидировать
разрыв между теорией и практикой.
Против преподавания религии, за светское
образование и повышение его уровня.
Важнейшие учебные предметы - гуманитарные
науки; большое значение имели
естественные науки

18. УМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Белинский был крупнейшим идейным
вождем своего времени, вокруг него
объединялись все передовые люди, борцы за
свободную Россию.
Он разработал теорию народности искусства,
литературы, просвещения и воспитания.
В педагогике он глубоко обосновал идею
народного воспитания в его прогрессивном
понимании.
Педагогические идеи Белинского сыграли
огромную роль в общей борьбе против
крепостнического воспитания и школы
муштры и зубрежки.

20. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Виссарион Григорьевич Белинский Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) Выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства.

Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта. Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.

В. Г. Белинский высказывал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развить, сформировать. Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств. В. Г. Белинский высказывал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развить, сформировать. Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины. Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека. Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным. Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры. Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.

Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий. Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.

Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки. Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки.

Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии. Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.

Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Взрослые должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нем его собственное стремление к совершенствованию. Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Взрослые должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нем его собственное стремление к совершенствованию.

Педагогические идеи Белинского сыграли огромную роль в общей борьбе прогрессивных сил России против крепостнического воспитания и школы муштры и зубрежки Педагогические идеи Белинского сыграли огромную роль в общей борьбе прогрессивных сил России против крепостнического воспитания и школы муштры и зубрежки

Виссарион Григорьевич Белинский (30.05(11.06).1811 – 26.05(07.06).1848) – видный социальный мыслитель, литературный критик, публицист – был выдающейся личностью, сыгравшей огромную роль в общественно-политической и литературной жизни России. Его творческий гений был всеобъемлющ, он смотрел на мир необычайно широко, стремясь постигнуть законы его развития во всей их сложности и противоречивости.


Виссарион Григорьевич в истории русской критики и публицистики – это культурный герой нового времени, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие русской мысли и споры о котором не утихают и в наши дни.

Да и сама критическая деятельность неистового Виссариона (так его называли и друзья, и противники) далеко выходила за рамки чисто литературной критики, ибо она становилась критически-оценочным отношением не только к литературно-художественным произведениям, но и к самим явлениям общественной жизни, ее проявлениям в науке, искусстве, нравственности, религии.

Будучи человеком больших дарований, чуткости и восприимчивости, выступив непримиримым критиком современных ему общественных пороков, он обладал неиссякаемой любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее.

Чем дальше от эпохи В.Г.Бе­линс­ко­го, тем очевиднее становятся неповторимость, неразгаданность и непостигаемость его творческой индивидуальности, что и вызывает необходимость активного возвращения идей Белинского в круг современного российского образования.

Первый разночинец

Виссарион Григорьевич принципиально отличался от других русских литературных критиков и общественных деятелей 1830-1840‑х годов уже тем, что не вышел из дворянской среды и не имел в себе классических барских черт. Он первый разночинец и типичный интеллигент первой половины XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской.

Виссарион родился 30 мая (11 июня) 1811 года в городе Свеаборге (ныне – Суоменлинна, Финляндия), крепости на Финском заливе, в семье флотского врача. Домашний уклад был религиозным, отец Григорий Никифорович происходил из семьи бедного священника села Белыни Чембарского уезда Пензенской губернии, который имел репутацию праведника и аскета. Двое его братьев стали монахами.

Отец Виссариона был незаурядным человеком. Он вначале поступил в Тамбовскую духовную семинарию, кстати, и фамилия его была Белынский, данная по обычаю, издавна существовавшему в семинариях, различать своих воспитанников по городам и селам, в которых они родились.

В 1816 году Григорий Никифорович по болезни был уволен со службы со званием штаб-лекаря, вернулся вместе с семьей в родные края, был назначен уездным врачом в Чембаре. К 1830 году дослужился до чина коллежского асессора, вместе с которым получил право на потомственное дворянство. Однако служба Г.Н.Белинского проходила с большими осложнениями, вызванными отсутствием в его поведении слепого повиновения требованиям служебных регламентов, за что он быстро приобрел репутацию строптивого чиновника.

Демократическое и нонконформистское поведение Григория Никифоровича, безусловно, заложило архетипические основы мировоззрения юного Виссариона, как и то, что в доме отца, у его друзей и знакомых выписывались журналы, имелись библиотеки, подраставшим детям помогали приобрести свои книги. В семье Белинских регулярно устраивались праздники и литературные вечера с чтением классических произведений русских писателей. Отец научил Виссариона латыни.

Большую роль в формировании прогрессивных взглядов юного Виссариона сыграла его учеба в Чембарском уездном училище, открытом при активном участии отца и его друзей из разночинцев.

В училище Белинский пробыл 4 года и по окончании его поступил в Пензенскую гимназию, где вскоре начал проявляться его в отца строптивый характер.

В 1829 году, недоучившись полгода в Пензенской гимназии, Виссарион поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета, пользовавшегося большим авторитетом у передовой молодежи. Здесь он меняет природную фамилию на более благозвучную – Белинский.

В итоге молодой человек не окончил полного курса ни гимназии, ни университета.

В поисках педагогического поприща

Подавленный случившимся, молодой человек снова должен был решать, как и на что жить дальше, где работать. Все попытки обратиться к педагогической деятельности закончились неудачей. Ему пришлось перебиваться случайными заработками в качестве переводчика и поденного журналиста.

На этом педагогическая деятельность В.Г.Белинского в учебных заведениях обрывается. Собственный педагогический опыт оказался краток, но он продолжал заниматься педагогикой в качестве домашнего учителя. Виссарион Григорьевич даже пытался сдать специальный экзамен, чтобы приобрести право работать учителем и в учебных заведениях, но не смог этого добиться.

Так называли современники В.Г.Бе­линс­ко­го, впрочем, как и одним из властителей дум нескольких поколений.

Именно так с древнегреческого переводится имя Виссарион. Безусловно, это символично. На протяжении всей своей взрослой жизни Виссарион Григорьевич продолжал сохранять глубокий интерес к вопросам воспитания и народного образования.

Будущее русской литературы, ее всенародное значение В.Г.Белинский связывал с успехами просвещения. В публицистической и общественной деятельности он постоянно обращался к вопросам воспитания, размышлял над его целями и содержанием, методами и средствами. Педагогические проблемы, поднимаемые им, получали многостороннее освещение и в философских трактатах, и в публицистических статьях, были неоднократно предметом общественных дискуссий и журнальной полемики.

В его многочисленных работах на общие и литературные темы, статьях педагогического характера, отзывах о произведениях поэтов и писателей, 60 рецензиях на учебные и детские книги, во всем его обширном литературном наследстве он с позиций гуманизма и демократизма дал развернутое изложение своих педагогических и психологических воззрений.

Емкую характеристику Белинскому-педагогу дал П.Ф.Каптерев: «В лице Белинского русская педагогия впервые доросла до сознания необходимости, прежде всего и больше всего, воспитывать человека, а цель воспитания видеть в развитии человечности. Эта основная педагогическая идея выражена Белинским вполне отчетливо.

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения, а все люди станут равноправными гражданами своей свободной Родины. Главным в поведении человека является неустанная борьба с общественным злом, с отжившими косными общественными порядками, а не сочувствие ближнему или углубление в свой внутренний мир.

Не только разум как способность к познанию истины и чувство как орудие любви интересуют В.Г.Бе­линс­ко­го, но и воля как способность к действию в реальных условиях. Он горой стоял за всестороннее участие воспитанников в общественной деятельности. Именно это участие, а не индивидуальная борьба с самим собой в целях нравственного совершенствования есть основной путь нравственного воспитания человека.

Личное совершенствование человека возможно только в правильно организованном обществе. Он искренне верил в абстрактное справедливое общество, которое может быть построено при помощи просвещения и воспитания и охватывает все сферы и виды воспитания. Поэтому у В.Г.Белинского центр тяжести перемещался с процесса воспитания и перевоспитания отдельных индивидуумов на отыскание путей изменения общественного устройства.

Из разработанной им теории народности литературы Виссарион Григорьевич сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей Родине. Белинский призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, – смелость, находчивость, стойкость духа и трудолюбие.

Весной 1848 года у Белинского возобновилось удушье, кашель опять мучил его днем и ночью. Он редко выходил из дому и чаще стал повторять, что жить ему остается недолго. До последней минуты жизни Виссариона Григорьевича две женщины преданно и самоотверженно ухаживали за ним – его жена и свояченица.

Открыто выражать свое сочувствие умершему было запрещено. Даже его имя не позволялось упоминать в печати.

…Похоронная процессия шла молча по улицам Петербурга. Немногие друзья провожали тело Белинского до Волкова кладбища. К ним присоединились несколько неизвестных. Они оставались до самого конца печальной церемонии на кладбище и следили за всем, хотя следить было ровно не за чем.

Неистового Виссариона отпели, и друзья бросили молча по христианскому обычаю горсть земли в его могилу, в которой уже начинала проступать вода…

Белинскому, конечно, очень не повезло с историческим временем, но, как известно:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.

Что ни век, то век железный.

…обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.

Виссарион Григорьевич разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.

ВложениеРазмер
Белинский В.Г. 66.83 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.Г. БЕЛИНСКОГО

по предложенному плану

Виссарион Григорьевич Белинский

1.Виссарион Григорьевич Белинский.

30.05(11.06).1811 г., Свеаборг, сейчас Суоменлинна, Финляндия, - 26.05(07.06).1848 г., Петербург.

2. В России в конце XVIII — начале XIX в. уровень образования был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и другие. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

В конце государственного периода истории русской педагогики в умственной жизни народа образовалось два сильных течения, разделившие между собой образованную Россию: западничество и славянофильство.

В состав русского государства мало-помалу вошло так много разных племён и народностей, что обойтись без заимствования невозможно. Многие в народе противились нововведениям, признавали их не только ненужными, но и вредными для народа, подавляющими его самобытное творчество, его собственный оригинальный уклад жизни и развитие.

В 40-х и 50-х гг. Х1Х в. западничество и славянофильство оформилось, вступили в борьбу одно с другим, выдвинули каждое ряд выдающихся деятелей, которые и сформулировали учения того и другого. Главным догматом славянофилов был такой: русский народ есть народ особенный, своеобразный, который идёт в своём развитии своим особым путём и скажет миру своё слово, более ценное, чем слово других западных народов. Русский народ создаст свою культуру, более глубокую, более совершенную, чем материалистическая и рационалистическая западная культура. Главный догмат западников был таков: русский народ живёт и развивается по тем же законам, по такому же порядку, как и другие народы. Русский народ отстал и от других народов и может сравняться с ними, может превзойти их только в тесном духовном и материальном единении с ними, широко пользуясь всеми культурными благами других народов.

Такие различия и сильные течения нашли своё отражение в педагогических идеях. Представителем в педагогии западничества можно признать В.Г. Белинского.

3. Виссарион Григорьевич разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.

В центре педагогических размышлений В.Г. Белинского - категория личности . Личность - индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека, определяемое сферой его непосредственных жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух основных факторов: природы (которую в период увлечения немецким идеализмом В.Г. Белинский понимал как форму проявления божественной идеи) и общества, действующего на человека, прежде всего, через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Белинский резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть "чистая доска". Ребёнок, считал Белинский, - это "дерево в зерне", его нельзя заставить приносить "арбузы вместо орехов", и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит главная роль; им решается "участь человека". Социально-историческую роль воспитания Белинский преувеличивал, особенно в начальный период, когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания - содействие формированию такой личности, "живоносным" началом которой служит "любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении".

Также В.Г. Белинский подчёркивал важность развития в человеке чувства национального достоинства и любви к родине , заставляющего "пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому". Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравственное воспитание , которое, неуклонно расширяя сферу нравственного отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во "вторую природу" человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естественной и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту.

Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Белинский не отделял нравственного воспитания от физического . Одним из "первейших элементов человечности" Белинский считал "чувство изящного", придавая большое значение эстетическому воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внешнего облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека. Осуществление человеком творческой миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критичного отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Главная роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, которые развивают навыки самостоятельного, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Белинский отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению.

Учить детей, считал Белинский, нужно с 6 лет, следуя принципам систематического и научно обоснованного, а не случайного ("путём игр и забав") обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В младшем школьном возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, основанные на индуктивном пути познания и наглядности, значение которой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Белинский уделял учебной литературе, считая, что учебник должен иметь ясную педагогическую цель, соответствовать уровню современной науки и должен быть написан хорошим литературным языком.

Один из главных образовательных факторов Белинский видел в детском чтении, отводя особую роль детской литературе: "Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон". Он требовал от детских писателей "не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя", а показывать правдиво, "во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе". Выступая против ограничений детской литературы в содержании, Белинский подчёркивал вместе с тем, что избирал "предметы те же, что и для взрослых", писатель должен их "излагать сообразно с детским понятием".

4. Пронизанная идеей всестороннего развития, направление которому задавалось демократическим идеалом личности, педагогическая теория Белинского была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко выступал против ханжества "светского" воспитания, формирующего человека, для которого главное "казаться", а не "быть", равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика которых была составной частью его публицистической деятельности.

Таким образом, целью воспитания В.Г. Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.

Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.

2. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 399 с.

3. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. – М.: Издательство Владос-пресс, 2006. – 351 с.

Читайте также: