Виды транспортных тарифов кратко

Обновлено: 04.07.2024

система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. Т. т. подразделяются на грузовые и пассажирские.

В СССР грузовые тарифы — часть общей системы плановых оптовых цен (См. Оптовая цена), по которым осуществляются взаимные расчёты между государственными предприятиями (удельный вес личных грузов мал). Исходная база для построения Т. т. — себестоимость перевозок (см. Издержки транспортные). Кроме того, в тарифы включается определённая Прибыль в большем или меньшем размере в зависимости от государственной политики цен. При этом учитываются: назначение перевозимой продукции для народного хозяйства и населения, фондоёмкость и трудоёмкость тех или иных перевозок и ряд др. факторов. Грузовые Т. т. в целом обеспечивают Рентабельность работы транспортных предприятий, но уровень её неодинаков. Например, Т. т. на перевозки высокоценной продукции обеспечивают значительно большую рентабельность, чем тарифы на перевозки массовых грузов производств. назначения.

На водном транспорте Т. т. дифференцированы по бассейнам рек и морей ввиду больших различий в себестоимости перевозок. На речном транспорте (См. Речной транспорт) Т. т. дифференцированы не только по видам грузов, но и по видам перевозок (например, тариф на перевозки круглого леса в плотах иной, чем в судах). На морском транспорте (См. Морской транспорт) различают Фрахты и тарифы. В отличие от тарифов, которые являются плановыми, заранее объявленными ценами длит. действия, применяемыми главным образом на перевозки между портами СССР, фрахт — единовременная цена на перевозку, размер которой устанавливается по соглашению между владельцами судна и его нанимателем, в заграничном плавании.

На автомобильном транспорте (См. Автомобильный транспорт) Т. т. дифференцированы по союзным республикам. В них предусмотрены начисления на строительство автомобильных дорог. На период бездорожья тарифы могут быть повышены на 20%. Для отдельных областей и районов установлены поясные коэффициенты, на которые умножается основной тариф. Они отражают порайонные различия в себестоимости перевозок (например, для районов Заполярья он равен 3, для районов Севера — 2). Плата взимается за выполняемый объём перевозок, измеряемый в т км. В зависимости от степени использования грузоподъёмности автомобиля различают грузы 4 классов. Тарифы 4-го класса вдвое выше 1-го. Наряду с этим применяются и повременные тарифы, то есть плата взимается за автомобиле-час, величина её устанавливается с учётом грузоподъёмности и типа автомобиля.

Т. т. на воздушном транспорте (См. Воздушный транспорт) делятся на 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным ж.-д. транспортом, второй — к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого.

В др. социалистических странах Т. т. по принципам их построения близки к Т. т. СССР. В капиталистических странах применяются разнообразные системы Т. т., в основе которых — капиталистические издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль. В современных условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень Т. т., что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), в которых транспорт является государственной собственностью, тарифы на перевозки многих массовых грузов убыточны. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета, то есть практически за счёт трудящихся-налогоплательщиков.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 6; Чупров А. И., Железнодорожное хозяйство, М., 1878; Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования, М., 1969; Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта, М., 1972, гл. 20; Абрамов А. П., Затраты железных дорог и цена перевозки, М., 1974.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными орга­низациями, осуществляются с помощью транспортных та­рифов. Тарифы включают в себя:

· платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

· сборы за дополнительные операции, связанные с пе­ревозкой грузов;

· правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их пост­роение должно обеспечивать:

· транспортному предприятию - возмещение эксплу­атационных расходов и возможность получения прибыли;

· покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Борьба за клиентов, неиз­бежная в условиях конкуренции, также может вносить кор­рективы в транспортные тарифы. Например, железные до­роги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перево­зок небольших партий грузов, так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тари­фов.

Системы тарифов на различных видах транспорта име­ют свои особенности. Остановимся на их краткой характе­ристике. На железнодорожном транспорте для определе­ния стоимости перевозки грузов используют общие, исклю­чительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной мас­сы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от об­щих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на разме­щение промышленности, так как с их помощью можно ре­гулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повы­шая или понижая с помощью исключительных тарифов сто­имость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные понижен­ные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направле­ниях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники от­дельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сбо­ров, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с гру­зополучателей и грузоотправителей платы за дополнитель­ные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы на­зываются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взве­шивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других опе­раций.

Перечислим основные факторы, от которых за­висит размер платы при перевозке грузов по железной до­роге:

· принадлежность вагона или контейнера;

· количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения сто­имости перевозки грузов используют следующие виды та­рифов:

· сдельные тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

· тарифы из покилометрового расчета;

· тарифы за перегон подвижного состава;

На размер тарифной платы оказывают влияние следу­ющие факторы:

· объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому по­казателю все перевозимые автомобильным транспортом гру­зы подразделяют на четыре класса;

· время использования автомобиля;

· район, в котором осуществляется перевозка, а так­же ряд других факторов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с пе­ревозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в дей­ствие, а также предельный уровень рентабельности, уста­новленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и пор­тов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов. На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой став­ке. Если груз следует по направлению устойчивого грузово­го потока, то перевозка осуществляется системой линейно­го судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.




Расчеты за услуги, оказываемые транспортными орга­низациями, осуществляются с помощью транспортных та­рифов. Тарифы включают в себя:

· платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

· сборы за дополнительные операции, связанные с пе­ревозкой грузов;

· правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их пост­роение должно обеспечивать:

· транспортному предприятию - возмещение эксплу­атационных расходов и возможность получения прибыли;

· покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Борьба за клиентов, неиз­бежная в условиях конкуренции, также может вносить кор­рективы в транспортные тарифы. Например, железные до­роги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перево­зок небольших партий грузов, так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тари­фов.

Системы тарифов на различных видах транспорта име­ют свои особенности. Остановимся на их краткой характе­ристике. На железнодорожном транспорте для определе­ния стоимости перевозки грузов используют общие, исклю­чительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной мас­сы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от об­щих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на разме­щение промышленности, так как с их помощью можно ре­гулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повы­шая или понижая с помощью исключительных тарифов сто­имость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные понижен­ные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направле­ниях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники от­дельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сбо­ров, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с гру­зополучателей и грузоотправителей платы за дополнитель­ные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы на­зываются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взве­шивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других опе­раций.

Перечислим основные факторы, от которых за­висит размер платы при перевозке грузов по железной до­роге:

· принадлежность вагона или контейнера;

· количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения сто­имости перевозки грузов используют следующие виды та­рифов:

· сдельные тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

· тарифы из покилометрового расчета;

· тарифы за перегон подвижного состава;

На размер тарифной платы оказывают влияние следу­ющие факторы:

· объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому по­казателю все перевозимые автомобильным транспортом гру­зы подразделяют на четыре класса;

· время использования автомобиля;

· район, в котором осуществляется перевозка, а так­же ряд других факторов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с пе­ревозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в дей­ствие, а также предельный уровень рентабельности, уста­новленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и пор­тов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов. На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой став­ке. Если груз следует по направлению устойчивого грузово­го потока, то перевозка осуществляется системой линейно­го судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

Если организация пользуется транспортом посредников, цена перемещения единицы продукции между двумя точками определяется ставкой (гate) или тарифом (taгiff). Она устанавливается на основе затрат на предоставляемые услуги, ценности, получаемой потребителем, расстояния перемещения, веса, размеров и стоимости груза, сложности поездки и т.д. Эти тарифы оказывают важное влияние на процессы перемещения грузов и развитие предприятий.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать: транспортному предприятию – возмещение эксплуата-ционных расходов и возможность получения прибыли; покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортные тарифы являются основой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

· платы за перевозку грузов;

· сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правил исчисления плат и сборов, например, правил использования льготных, местных и исключительных тарифов.

Железнодорожный транспорт

Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:

· за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

· подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

· за экспедирование грузов;

· за погрузочно-разгрузочные работы и др.

Факторы размера платы за железнодорожную перевозку

1. Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной отправкой весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

2. Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

3. Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

4. Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

5. Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

6. Количество перевозимого груза.

Автомобильный транспорт

Для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

· сдельные тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

· тарифы из покилометрового расчета;

· тарифы за перегон подвижного состава;

Факторы тарифной платы за автомобильную перевозку:

- объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;

- время использования автомобиля;

- район, в котором осуществляется перевозка и др.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

Речной транспорт

Тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

Морской транспорт

Оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. (голл. vгacht, нем. Fгacht), плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. Понятие фрахт применяется к перевозкам различными видами транспорта (морским, речным, автомобильным, авиационным), однако наиболее распространён в морских перевозках. В фрахт включается не только плата за перевозку грузов или пассажиров, но и в некоторых случаях (в зависимости от условий договора) плата за погрузку и выгрузку. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.

Учет транспортных тарифов в деятельности предприятий

Разумеется, тарифы важны, но предприятия, пользующиеся услугами транспортных организаций, имеют мало возможностей оказывать на них заметное влияние. Крупная компания, конечно, может в ходе переговоров с транспортной компанией добиться хороших условий. Кроме того, если транспортники запрашивают слишком много, крупные компании могут создавать собственные транспортные подразделения. Однако часто тарифы остаются постоянными на основе соглашений, заключаемых между транспортными компаниями, или в результате политики, проводимой органами власти. Например, ассоциации владельцев кораблей устанавливают согласованные тарифы на перевозку грузов между определенными точками перевозок, крупные транспортные картели используют согласованные отраслевые тарифы, а железные дороги, которыми владеет государство, и дорожная индустрия фиксируют цены, пользуясь своей монополией. Частично из-за этого перевозка становится одним из наиболее дорогостоящих компонентов логистики. В реальной жизни все не так плохо, и организации могут достаточно сильно влиять в этой сфере, так как могут выбирать способ перевозки.

Система тарифов для различных видов транспорта имеет свои особенности. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы:

1) общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов [9;с.59];

2) исключительные тарифы — тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности [9;с.62];

3) льготные тарифы, — они применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог [9;с.66];

4) местные тарифы, — их устанавливают начальники отдельных железных дорог [9;с.70]. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги. Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

1) сдельные тарифы на перевозку грузов;

2) тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

3) тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

4) тарифы из по километрового расчета;

5) тарифы за перегон подвижного состава;

6) договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

1) расстояние перевозки;

3) объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автотранспортом грузы подразделяются на четыре класса:

а) грузоподъемность автомобиля;

в) время использования автомобиля;

г) тип автомобиля.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Корректировки в тарифную стоимость вносятся с помощью поправочных коэффициентов.

Если организация пользуется транспортом посредников, цена перемещения единицы продукции между двумя точками определяется ставкой (гate) или тарифом (taгiff). Она устанавливается на основе затрат на предоставляемые услуги, ценности, получаемой потребителем, расстояния перемещения, веса, размеров и стоимости груза, сложности поездки и т.д. Эти тарифы оказывают важное влияние на процессы перемещения грузов и развитие предприятий.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать: транспортному предприятию – возмещение эксплуата-ционных расходов и возможность получения прибыли; покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортные тарифы являются основой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

· платы за перевозку грузов;

· сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правил исчисления плат и сборов, например, правил использования льготных, местных и исключительных тарифов.

Железнодорожный транспорт

Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:

· за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

· подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

· за экспедирование грузов;

· за погрузочно-разгрузочные работы и др.

Факторы размера платы за железнодорожную перевозку

1. Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной отправкой весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

2. Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

3. Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

4. Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

5. Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

6. Количество перевозимого груза.

Автомобильный транспорт

Для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

· сдельные тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

· тарифы из покилометрового расчета;

· тарифы за перегон подвижного состава;

Факторы тарифной платы за автомобильную перевозку:

- объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;

- время использования автомобиля;

- район, в котором осуществляется перевозка и др.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

Речной транспорт

Тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

Морской транспорт

Оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. (голл. vгacht, нем. Fгacht), плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. Понятие фрахт применяется к перевозкам различными видами транспорта (морским, речным, автомобильным, авиационным), однако наиболее распространён в морских перевозках. В фрахт включается не только плата за перевозку грузов или пассажиров, но и в некоторых случаях (в зависимости от условий договора) плата за погрузку и выгрузку. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.

Учет транспортных тарифов в деятельности предприятий

Разумеется, тарифы важны, но предприятия, пользующиеся услугами транспортных организаций, имеют мало возможностей оказывать на них заметное влияние. Крупная компания, конечно, может в ходе переговоров с транспортной компанией добиться хороших условий. Кроме того, если транспортники запрашивают слишком много, крупные компании могут создавать собственные транспортные подразделения. Однако часто тарифы остаются постоянными на основе соглашений, заключаемых между транспортными компаниями, или в результате политики, проводимой органами власти. Например, ассоциации владельцев кораблей устанавливают согласованные тарифы на перевозку грузов между определенными точками перевозок, крупные транспортные картели используют согласованные отраслевые тарифы, а железные дороги, которыми владеет государство, и дорожная индустрия фиксируют цены, пользуясь своей монополией. Частично из-за этого перевозка становится одним из наиболее дорогостоящих компонентов логистики. В реальной жизни все не так плохо, и организации могут достаточно сильно влиять в этой сфере, так как могут выбирать способ перевозки.

Читайте также: