Виды сетевых ресурсов кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.9 Совместные ресурсы компьютерной сети и виды сетевого взаимодействия (сетевого трафика): M2M, H2M, H2H

Условно говоря, мы разделим сетевой трафик на три вида: трафик который нужно доставлять в режиме реального времени и без задержек, но при этом допустимы небольшие потери (это онлайн игры, видео связь, IP-телефония); данные, которые должны доставляться быстро и без потерь (такой трафик может генерировать обычный пользователь сети Интернет, который смотрит смешнявочки вконтактике); и трафик, который должен доставляться без потерь, но при этом скорость не так важно (эту ситуацию можно описать сетевым взаимодействием двух компьютеров во время бэкапа данных с одного на другой). Повторюсь, что при этом сетевому инженеру абсолютно индифферентно то, что происходит на уровнях выше транспортного, у инженера есть требования к сети и ее пропускной способности и больше, в принципе, ничего не нужно.

1.9.1 Введение

Взаимодействие в компьютерных сетях условно можно разделить на три типа в зависимости от того, кто является конечным потребителем услуги:

Каждый из этих видов сетевого взаимодействия мы обсудим ниже.

1.9.2 Особенности сетевого взаимодействия типа M2M (взаимодействие машина-машина)

С другой стороны, такие задачи, как бэкап данных на удаленный сервер, в принципе не требовательны к пропускной способности компьютерной сети. Простой пример: у вас есть две машины, бэкап с машины А передается по сети на машину Б по каналу с пропускной способностью 10 Мбит/с, этот процесс начинает выполняться автоматически раз в неделю в час ночи, заканчивается передача данных в два часа ночи. Вопрос: что изменится, если пропускная способность уменьшится до 5 Мбит/с? Ответ: собственно, ничего, просто процесс передачи файлов с одного компьютера на другой будет длиться не с часу до двух, а с часу до трех. Серверам от этого хуже не станет, и никто этого в принципе не почувствует.

Сетевое взаимодействие вида M2M

Рисунок 1.9.1 Сетевое взаимодействие вида M2M

В общем, по сетям M2M можно сделать следующий вывод: данных между двумя машинами может передаваться очень много, но, чтобы их передать, сеть не обязательно должна работать очень быстро, а полоса пропускания может быть достаточно узкой. Главное, выполнить минимальные технические требования к каналу связи между узлами сети.

1.9.3 Особенности сетевого взаимодействия типа H2M (взаимодействие человек-машина)

Эта ситуация несколько более сложная, чем взаимодействие M2M, так как в схеме сетевого взаимодействия H2M появляется человек, который легко может что-нибудь сломать или куда-нибудь не туда нажать, а также у каждого человека есть свои субъективные представления о том, как должна работать компьютерная сеть.

Например, есть пользователь, у которого дома стоит персональный ПК, нафаршированный железом последнего поколения, этот ПК по какому-нибудь GPON подключен к интернет-каналу с пропускной способностью 1 Гбит/с, на основе этого у пользователя формируются представления о том, как должно все работать в этом самом интернете. Но вот, в один прекрасный день, этот пользователь попадает в небольшую компанию из 10 человек, у этой небольшой компании есть 10 слабеньких компьютеров, на которых еще трудится какой-нибудь пентиум 4, а наличие 2-ух гигабайт оперативной памяти – настоящее счастье. Маленькая фирмочка берет канал 10 Мбит/c у провайдера, который приходит на роутер DIR-615, купленный в черную пятницу, в 2012 году со скидкой в 30%, а уже с этого роутера интернет раздается всем участникам сети по Wi-Fi.

Естественно, у нашего героя будут неприятные ощущения от пользования такой компьютерной сетью, так как его ожидания были сформированы в совсем других условиях, и от своего рабочего места этот пользователь ждет большего. Но, в данном случае можно сказать, что его ожидания – это его проблемы.

Сетевое взаимодействие вида H2M

Рисунок 1.9.2 Сетевое взаимодействие вида H2M

Вообще, сетевое взаимодействие H2M – это взаимодействия человека с удаленным устройством через компьютерную сеть (и даже скорее всего такое взаимодействие впишется в схему клиент-сервер). Заходя на какой-нибудь сайт со своего ПК, вы становитесь участником процесса взаимодействия H2M. Пользователь корпоративной сети, подключаясь к серверу 1С тоже становится участником взаимодействия H2M. Понятно, что при построении сети, в которой будет взаимодействие H2M, всегда исходят из компромисса между стоимостью этой сети и ее возможностью, а также стоит учитывать следующее: для каких целей строится эта сеть.

1.9.4 Особенности сетевого взаимодействия типа H2H (взаимодействие типа человек-человек)

Последний тип взаимодействия в компьютерной сети, который мы выделили – это взаимодействие между человеком и человеком. Самый требовательный и привередливый тип взаимодействия. Все дело в том, что взаимодействие типа H2H подразумевает обмен голосовым или видео трафиком в режиме реального времени (аудио и видео конференции) или, что еще хуже, это взаимодействие в онлайн играх.

Во взаимодействие H2H есть все недостатки взаимодействия H2M, плюс сюда добавляются дополнительные технические требования, поэтому фраза: ваши ожидания – это ваши проблемы здесь не пройдет. Просто дело в том, что если компьютерная сеть не будет соответствовать определенным техническим требованиям, то никакой аудио или видео конференции у вас не получится.
Давайте сперва немного остановимся на передачи голосового трафика в режиме реального времени и рассмотрим некоторые особенности этого процесса.

Для начала заметим, что передача голоса в режиме онлайн не подразумевает повторной передачи потерянных или испорченных по пути пакетов. Повторная передача хороша для бэкапов, во взаимодействии M2M, но совершенно не годится для голосового общения в режиме реального времени.

Сетевое взаимодействие вида H2H

Рисунок 1.9.3 Сетевое взаимодействие вида H2H

Тут стоит заметить, что в технологии Ethernet нет механизма повторного запроса плохих кадров, но есть механизм обнаружения ошибок, но об этом позже. Если говорить о транспортном уровне модели OSI 7, то там есть два замечательных протокола, которые нас интересуют: протокол UDP, который умеет обнаруживать битые данные и отбрасывать их и протокол TCP, который умеет обнаруживать битые данные, определять исходную очередность отправленных пакетов и много что еще умеет, а также повторно запрашивать передачу. Про эти протоколы мы поговорим в отдельной части, кстати сказать, Cisco в курсе ICND1 ограничивается лишь самыми основными принципами работы этих протоколов, мы же их изучим несколько более подробно.

Вообще при голосовом общение важно, чтобы фразы приходили в правильно порядке, поэтому мы исключаем повторную передачу, также у компьютерной сети есть такой параметр как задержки между пакетами/кадрами. Задержка в 40 мс считается приемлемой, вообще до 150 мс задержки терпимы и можно общаться. Если задержка приблизится к значению 0.4 секунды, ваши пользователи ощутят сильный дискомфорт от общения, если же задержка становится больше 0.4 секунды, то общаться уже не получится.

У компьютерной сети есть такой параметр как Jitter, который показывает разницу во времени при прохождении пакетов по сети, обратите внимание: задержка и Jitter параметры разные, Jitter высчитывается на основе задержек. Разница во времени при прохождении пакетов по сети должна быть минимальной, в идеальном случае ее быть в принципе не должно.

Допустим из точки А в точку Б вы отправляете пакеты X и Z. Пакет X шел из точки А в точку Б 1.2 секунды, а пакет Z шел по вашей сети 1.6 секунд, Jitter в этом случае равен 0.4 секунды. Но, допустим пакет X у нас первый, а Z – второй. Мы их отправляем в сеть с разницей во времени 0.1 секунду, но пакет X идет 2 секунды, а пакет Z 1.5 секунды, таким образом пакет Z дойдет до точки Б быстрее и нарушится изначальная последовательность.

Все вышеописанное касается голосового трафика в режиме онлайн, теперь немного о видео трафике в режиме онлайн. Все, что мы сказали про голосовой трафик, в той же степени касается и видео, но сюда добавляется еще и жесткие требования к полосе пропускания. Дело в том, что пакеты с аудио данными небольшие и для их передачи можно использовать узкую полосу пропускания, но совсем другое дело пакеты с видео данными, которые довольно внушительны по своему объему. Поэтому напрашивается вывод: если ваша сеть работает плохо с голосовым трафиком в режиме онлайн, то с видео трафиком она не будет работать и подавно.

Если вы хотите смоделировать сетевое взаимодействие типа H2H, то вам не подойдет Cisco Packet Tracer, для этих целей лучше использовать GNS3, а в качестве источника и получателя можно использовать такую замечательную штуку как VLC-плеер, в этом курсе я не буду использовать GNS, поэтому тем, кому это будет интересно, смогу самостоятельно разобраться.

1.9.5 Выводы

Подведем итог: компьютерные сети строятся для разных целей и обслуживают разных клиентов, для каждой из целей есть свои определенные требования. Условно мы выделили три вида сетевого взаимодействия:

Сразу стоит отметить, что одна и та же компьютерная сеть может нормально обслуживать все три взаимодействия. В качестве примера можете взять свою домашнюю сеть.

Поскольку жизненно важная информация расположена централизованно, т.е. сосредоточена на одном или нескольких серверах, нетрудно обеспечить ее регулярное резервное копирование (backup).

Избыточность

Благодаря избыточным системам данные на любом сервере могут дублироваться в реальном времени, поэтому в случае повреждения основной области хранения данных информация не будет потеряна — легко воспользоваться резервной копией.

Количество пользователей

Сети на основе сервера способны поддерживать тысячи пользователей. Сетями такого размера, будь они одноранговыми, было бы невозможно управлять.

Аппаратное обеспечение

Так как компьютер пользователя не выполняет функций сервера, требования к его характеристикам зависят от потребностей самого пользователя.

Комбинированные сети

Существуют и комбинированные типы сетей, совмещающие лучшие качества одноранговых сетей и сетей на основе сервера. Многие администраторы считают, что такая сеть наиболее полно удовлетворяет их запросы, так как в ней могут функционировать оба типа операционных систем.

Операционные системы для сетей на основе сервера, например Microsoft Windows NT/2000/2003 Server или Novell® NetWare®, в этом случае отвечают за совместное использование основных приложений и данных. На компьютерах-клиентах могут выполняться любые операционные системы Microsoft Windows, которые будут управлять доступом к ресурсам выделенного сервера и в то же время предоставлять в совместное использование свои жесткие диски, а по мере необходимости разрешать доступ и к своим данным. Комбинированные сети — наиболее распространенный тип сетей, но для их правильной реализации и надежной защиты необходимы определенные знания и навыки планирования.

Резюме

В одноранговых сетях каждый компьютер функционирует как клиент и как сервер. Для небольшой группы пользователей подобные сети легко обеспечивают разделение данных и периферийных устройств. Вместе с тем, поскольку администрирование в одноранговых сетях нецентрализированное, обеспечить развитую защиту данных трудно.

Сети на основе сервера наиболее эффективны в том случае, когда совместно используется большое количество ресурсов и данных. Администратор может управлять защитой данных, наблюдая за функционированием сети. В таких сетях может быть один или нескольно серверов, в зависимости от объема сетевого трафика, количества периферийных устройств и т.п. Существуют также и комбинированные сети, объединяющие свойства обоих типов сетей. Такие сети довольно популярны, хотя для эффективной работы они требуют более тщательного планирования, в связи с этим и подготовка пользователей должна быть выше.

Если вы студент, значит перед вами стоит тысяча возможностей. Найдите в себе силы, чтобы использовать хотя бы одну из них.

Вопросы к экзамену

Для всех групп технического профиля

Учу детей тому, как надо учиться

Часто сталкиваюсь с тем, что дети не верят в то, что могут учиться и научиться, считают, что учиться очень трудно.

Лекция 07. Информационные ресурсы сети Интернет

В настоящее время интенсивно развивается Интернет - компьютерная сеть, охватывающая весь мир. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра. Кроме того, Интернет предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.

Пользователи Internet получают информацию в виде гипертекста, являющегося основным способом представления данных. Термин Гипертекст, применяемый в последнее время в сочетании с прилагательным мультимедийный, означает документ, содержащий текстовые, звуковые и изобразительные фрагменты. Особенностью такого документа является наличие выделенных ключевых слов, всякого рода кнопочек и иконок, щелчки по которым воспроизводят соответствующие фрагменты, которые могут и не входить в состав данного документа, а находиться в памяти другого компьютера. Выделенные поля, активизация которых вызывает отображение следующих кадров, представлены в гипертекстовом документе ссылками на соответствующий фрагмент в пределах файловой системы данного компьютера или адресами URL для вызова недостающих компонентов из сети. Идеи гипертекста в том или ином виде присутствуют в различных справочных системах, в частности в системе помощи Windows всех версий (Help-система). Для описания гипертекстовых документов в Internet используется специальный язык HTML - HyperText Markup Language. Таким образом, можно сказать, что гипертекст - это многостраничная информация различного вида, связанная в различных страницах многочисленными ссылками.

В настоящее время Internet не является отдельной сетью – на самом деле это сообщество сетей (именно поэтому Internet называют "сетью сетей"), в которое сейчас входит более 2 миллионов компьютеров во всем мире. И если вы подключены к сети, являющейся частью Internet, то вы имеете доступ к ресурсам любого из них.

Все программное обеспечение, которым можно пользоваться для работы в сети Интернет, можно поделить на две части. Это телекоммуникационные пакеты и абонентское программное обеспечение для работы в сети Интернет.

Телекоммуникационные пакеты используют для подключения к хосту сети, пользуясь обычными телефонными линиями. При этом пользователю предоставляется возможность работы на одном из хостов сети в режиме online, т.е. он может пользоваться всеми ресурсами узла сети так, как если бы он работал на его терминале.

Абонентское программное обеспечение обеспечивает обслуживание процессов получения и просмотра информации абонентом сети Интернет. Среди огромного количества программ этого назначения наиболее широко известны web-обозреватели Internet Explorer, Opera и Mozilla, пакеты обслуживания почты и новостей Eudora, службы Microsoft Outlook, Outlook Express и др.

Информационный ресурс — это данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

Поиск информации в Интернете

Если ваш компьютер имеет подключение к Интернету и на нем установлена программа просмотра web-страниц – браузер (например, в операционной системе Windows стандартное приложение Интернет Explorer), то у вас есть возможность поиска информации в Интернете из любого места на компьютере. Такая возможность обеспечивается наличием в Интернете поисковых серверов.

Поисковыми серверами называют выделенные компьютеры, которые автоматически просматривают все ресурсы Интернета и индексируют их содержание.

3. Знак + между словами равносилен операции логического умножения: И (AND). Указав в запросе ключ , получим все документы, в которых имеются эти два слова одновременно, но они могут быть расположены в любом порядке и в разброс.

Нахождение информационных ресурсов в каталогах. В каталогах Интернета хранятся тематически систематизированные коллекции ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы World Wide Web. Ссылки в такие каталоги заносятся не автоматически, а их администраторами. Занимающиеся этим люди стараются сделать свои коллекции наиболее полными, включающими все доступные ресурсы на каждую тему. В результате пользователю не нужно самому собирать все ссылки по интересующему его вопросу, но достаточно найти этот вопрос в каталоге - работа по поиску и систематизации ссылок уже сделана за него.

Как правило, хорошие каталоги сети Интернет обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, списки последних поступлений, списки наиболее интересных из них, выдачу случайной ссылки, автоматическое оповещение по электронной почте о свежих поступлениях.

Существуют также специализированные поисковые серверы:

1. Поиск E-mail, адресов и людей/компаний: Fourl I Directory, Lookup, Nynex Inreactive Yellov Pages for business, Phone Directory.

2. Поиск программного обеспечения: FTP Search, Snoopie, Jumbo.

3. Поиск в телеконференциях: DejaNews.

4. МЕТАПОИСК-универсальный метод поиска: SavvySearch, All-in-One Search Page, Metasearch, Searchers, Starting Pointmetasearch, W3 Search Engines.

На многих информационных серверах имеются ссылки на такие поисковые серверы.

Поиск информации на отдельном web-узле. Каждому пользователю Интернета часто приходится решать задачу поиска информации на отдельном web-узле. Если вы связываетесь с Интернетом через модем, то, очевидно, что чем больше вы тратите времени на поиски, тем дороже стоит получаемая информация. Следовательно, умение быстро разобраться в структуре узла и способах навигации (т.е. путей перемещения с одной web-страницы узла на другую) становится полезным навыком.

Для быстрого поиска информации на web-узле можно предложить следующие варианты:

а) путем начального задания адреса вручную в строке URL(Адрес) или выбора документа из списка истории браузера (программы просмотра web-страниц), если таковая уже накоплена;

б) по гипертекстовым ссылкам;

в) по каталогам узла с помощью обрезания строки ранее введенного адреса (URL), последовательно поднимаясь от каталога к каталогу вверх к корню сервера.

Один из самых эффективных способов ускорения работы с web-страницей - это активное использование средств автоматического поиска. Такой подход особенно практичен для многоэкранных страниц с информационных узлов, когда визуальное ознакомление с материалом становится слишком трудоемким. Поиск на странице можно произвести по терминам, введенным в специальный поисковый шаблон, который активизируется в браузерах клавишами Ctrl+F или через меню Правка-Поиск на этой странице или нечто подобное.

1. Поиск на web-странице всякий раз проводится вверх или вниз по странице в зависимости от указания направления в шаблоне, начиная с начала (если вниз) или с конца документа (если вверх), независимо от того, какая часть страницы отображается на экране на момент начала поиска.

2. Допустимо введение в шаблон не только единичного термина, но и фразы, что делается одной строкой без использования специального синтаксиса. Специальная пометка в шаблоне позволяет искать с учетом регистра символов.

3. Найденное слово или фраза выделяются в тексте, и происходит автоматическое перемещение к их местоположению, однако выделенное поле не всегда можно наблюдать.

4. Если при старте поиска уже есть выделенная область текста, то поиск начинается именно с нее в заданном в шаблоне направлении, само содержимое выделенного поля участия в поиске уже не принимает, так же как и оставшаяся часть страницы. Отметим, что всякий раз, когда поисковая процедура закончена, на странице остается выделенная область текста, соответствующая последнему совпадению. Если необходимо выполнить поиск с новыми терминами, то следует сначала снять уже существующее выделение кликом мыши в любой точке текста, иначе в новом поиске будет участвовать только часть страницы вверх или вниз от выделенной области в зависимости от направления, заданного в шаблоне.

5. Надписи, выполненные в графике, не откликаются на поисковые запросы.

Еще одно замечание сделаем относительно возможности еще до нажатия на гиперссылку отследить адрес (URL), по которому она осуществит переход. Когда указатель мыши встает на ссылку (без нажатия), то в строке состояния браузера появляется соответствующий адрес. Эту информацию можно использовать для предварительной оценки целесообразности такого перехода, она также полезна и в случае применения разработчиком специальной графической карты гипертекстовых ссылок (UsemapClientSide), когда отдельные фрагменты сомкнутой воедино картинки могут являться ссылками на различные ресурсы.

Глобальная сеть – очень подвижная система, которая постоянно меняется и по структуре, и по содержанию. Там, где сегодня Вы нашли массу интересной информации, завтра Вы ее можете не увидеть. Адреса сайтов могут со временем изменяться.

Путеводитель по интернет ресурсам (примеры информационных ресурсов сети Интернет):

В чем разница? В первом случае перед передачей данных устанавливается соединение. После данные перемещаются строго по установленному соединению. Наиболее популярный пример коммутации каналов – телефонная сеть.

коммутация

А вот коммутация пакетов работает несколько иначе, и именно к этому типу относятся современные компьютерные сети. Данные делятся на части, также именуемые пакетами. Эти части не зависят друг от друга и передаются отдельно. Каждый пакет может проходить через сеть разными путями.

коммутация пакетов

Главное преимущество второго типа – отказоустойчивость. Например, если какой-то из промежуточных узлов выйдет из строя, данные будут передаваться через доступные для этого узлы. При поступлении пакета на промежуточную точку (узел) определяется дальнейший путь: это и есть маршрутизация. Задача маршрутизации, которая описана выше, должна решаться на всех промежуточных этапах.

Разделение по технологии передачи:

  • широковещательные сети (данные, переданные в сеть, доступны всем устройствам этой сети);
  • точка-точка (передача от одного устройства к другому, иногда с наличием промежуточных узлов).

компьютерные сети

По протяженности компьютерные сети делятся на:

  • персональные;
  • локальные;
  • муниципальные;
  • глобальные;
  • объединение сетей (пример – сеть Интернет).

Рассмотрим каждую из них более подробно:

протяженности компьютерные сети

Стандарты стали решением таких проблем, как несовместимость сетевого оборудования, разные протоколы и несовместимость программного обеспечения. Именно по этим причинам раньше оборудование от разных производителей не взаимодействовало посредством сети.

Используется 2 типа стандартов:

  1. Dejure (юридические, формальные стандарты).
  2. De Facto (стандарты фактические).

Первые стандарты принимаются той организацией, которая имеет право их принимать (по формальным законам стандартизации). Вторые же никто целенаправленно не принимал: они установились сами собой, как происходит с новыми технологиями, резко набирающими популярность среди пользователей. Хороший пример такой технологии – стек протоколов TCP/IP, который на данный момент является основой сети Интернет.

Самыми важными стандартами являются:

  1. ISO (Международная организация по стандартизации) приняла стандарт на эталонную модель взаимодействия открытых систем.
  2. Консорциум W3C (World Wide Web Consortium) – веб-стандарты.
  3. IAB (Совет по архитектуре Интернета) – протоколы Интернет.
  4. IEEE (Институт инженеров по электронике и электротехнике) – технологии передачи информации.

Стоит отметить, что IEEE также принимает стандарты в различных областях электроники и электротехники. Разработкой для стандартов компьютерных сетей занимается их комитет под номером 802:

IEEE

А вот IAB состоит из нескольких частей:

  • IRTF (Группа исследователей Интернет) – долгосрочные исследования на перспективу;
  • IETF (Группа проектирования Интернет) – занимается выпуском стандартов на сетевые протоколы;
  • RFC (запрос комментариев) – документы, описывающие работу различных протоколов (формально это не стандарты).

Используя другие протоколы, оборудование и программное обеспечение просто не смогут использоваться в сети Интернет.

Каждый из документов RFC обладает своим номером и описывает конкретный интернет-протокол:

    • RFC 791 – протокол IP;
    • RFC 792 – протокол ICMP;
    • RFC 793 – протокол TCP;
    • RFC 826 – протокол ARP;
    • RFC 2131 – протокол DHCP.

    Консорциум W3C отвечает за веб-стандарты. Документы W3C формально не называются стандартами, а именуются рекомендациями.

    К рекомендациям World Wide Web Consortium относятся:

    • HTML;
    • CSS;
    • XML;
    • архитектура веб-сервисов.

    Итак, стандарты предназначены для того, чтобы работать с Интернетом с любого устройства, с любой операционной системы, независимо от производителя и используемого программного обеспечения. Чтобы лучше разобраться в тонкостях работы протоколов и технологий, читайте стандарты IEEE, рекомендации W3C и документы RFC.

    Продолжаем разбирать компьютерные сети и переходим к протоколам.

    К слову, модель TCP/IP во многом перекликается с приведенной выше OSI, так как функции многих уровней совпадают:

    Програмирование с использованием OpenGL

    Краткая характеристика ресурсов интернета

    Информационныересурсы Интернета - это вся совокупность информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи этих технологий. К их числу относятся, например:

    • система телеконференций Usenet;

    • система файловых архивов FTP (File Transfer Protocol);

    • информационная сеть WWW;

    • информационная система Gopher;

    • информационная система WAIS (Wide Area Information Service);

    • информационные ресурсы LISTSER V;

    • справочные книги Х.500;

    • справочная служба WHOIS;

    • информационные ресурсыMailbase и TRICKLE;

    • удаленный доступ к ресурсам Telnet.

    Главный режим доступа к информационным ресурсам Интернета - on-line. Даже серверы электронной почты обмениваются информацией друг с другом в интерактивном режиме по протоколу SMTP (Simple Mail Transfer Protocol).

    В отечественных условиях, несмотря на бурное развитие телекоммуникаций, основным средством доступа к Интернету является электронная почта.

    Приведем краткую характеристику перечисленных выше ресурсов сети.

    Электронная почта во многом похожа на обычную почтовую службу. Корреспонденция подготавливается пользователем на своем рабочем месте либо программой подготовки почты, либо просто обычным текстовым редактором. Программа подготовки почты вызывает текстовый редактор, который пользователь предпочитает всем остальным программам этого типа. Затем пользователь должен вызвать программу отправки почты (программа подготовки почты вызывает программу отправки автоматически). Стандартной программой отправки является sendmail, работающая как почтовый курьер, который доставляет обычную почту в отделение связи для дальнейшей рассылки. В Unix-системах sendmail сама является отделением связи. Она сортирует почту и рассылает ее адресатам. От пользователей персональных компьютеров, имеющих почтовые ящики на своих машинах и работающих с почтовыми серверами через коммутируемые телефонные линии, могут потребоваться дополнительные действия. Так, например, пользователи почтовой службы Relcom должны запускать программу UUCP (Unix-to-Unix Copy Protocol), которая осуществляет доставку почты на почтовый сервер.

    Система файловых архивов FTP. Это огромное распределенное хранилище всевозможной информации, накопленной за последние 10-15 лет в сети. Любой пользователь может воспользоваться услугами анонимного доступа к этому хранилищу и скопировать интересующие его материалы. Объем программного обеспечения в архивах FTP составляет терабайты информации, и ни один пользователь или администратор сети просто физически не может обозреть эту информацию. Кроме программ в FTP-ap-хивах можно найти стандарты Интернета RFC, пресс-релизы, книги по различным отраслям знаний, главным образом по компьютерной проблематике, и многое другое. Практически любой архив строится как иерархия каталогов. Многие архивы дублируют информацию из других архивов (так называемые зеркала - mirrors). Для того чтобы получить нужную информацию, вовсе не обязательно ждать, пока информация будет передана из Авст ралии или Южной Африки, можно поискать "зеркало" где-нибудь ближе, например в Финляндии или Швеции. Для этой цели существует специальная программа Archive, которая позволяет просканировать FTP-архивы и найти тот, который устраивает пользователя по составу программного обеспечения и коммуникационным условиям.

    Gopher. Это еще одна распределенная информационная система Интернета. В основу ее интерфейсов положена идея иерархических каталогов. Внешне Gopher выглядит как огромная файловая система, которая расположена на машинах сети. Первоначально Gopher задумывался как информационная система университета с информационными ресурсами факультетов, кафедр, общежитий и т.п. До сих пор основные информационные ресурсы системы сосредоточены в университетах. Gopher считается простой системой, легкой в установке и администрировании, достаточно надежной и защищенной. Количество серверов Gopher на 1994 г. превышало число серверов WWW в 1,5 раза, и до 1995 г. темпы роста установок серверов Gopher опережали все остальные ресурсы сети. В России Gopher-серверы не так распространены, как во всем мире; профессионалам больше нравится World Wide Web.

    WAIS. Это распределенная информационно-поисковая система Интернета. WAIS разработана четырьмя ведущими американ скими компаниями, и первое время она была коммерческим продуктом, пока не появилась свободно распространяемая версия - free WAIS. В основу системы положен принцип поиска информации с использованием логических запросов, основанных на применении ключевых слов. Клиент "обшаривает" все серверы WAIS на предмет наличия на них документов, удовлетворяющих запросу. Система широко применяется как поисковая машина в других информационных сервисах Интернета, например в WWW и Gopher. Наиболее известным проектом, где была применена WAIS, является электронная версия энциклопедии "Бри-таника".

    LISTSER V. Это, строго говоря, не сервис Интернета, а система почтовых списков BITNET. Однако это очень популярный ресурс в глобальных компьютерных сетях, и в Интернете существуют шлюзы для доступа к нему. LISTSER V специально ориентирован на применение в качестве транспорта электронной почты. Доступ к нему в интерактивном режиме затруднен. В мире насчитывается много сотен списков LISTSER V, которые организованы по группам интересов, например существуют группы разработчиков программ ядерно-физических расчетов EGS-4 или группы любителей научной фантастики. LISTSER V во многом пересекается с Usenet, однако это не мешает существованию как одной, так и другой системы.

    Х.500. Это европейский стандарт для компьютерных справочных служб. Базы данных Х.500 содержат информацию о пользователях сети, их электронные и обычные адреса, идентификаторы и реальные имена, должности и места службы. Кроме того, хранится информация не только о физических лицах, но и об организациях. В последнем случае дается краткое описание основных направлений их деятельности.

    WHOIS. Это служба, аналогичная по назначению системе Х.500, но являющаяся детищем Интернета. Работа с системой WHOIS несколько отличается от работы с Х.500 в силу ее организации. WHOIS - распределенная система, поэтому запросы отправляются по всему множеству серверов WHOIS в Интернет, если только не указан адрес конкретного сервера.

    Mailbase. Это система, во многом повторяющая описанный выше ресурс LISTSER V.

    TRICKLE. Это доступ по почте к архивам RTF, который организован через специальный шлюз. Этот шлюз имеет навигацион ные средства для поиска нужной информации в сети, пользователь может вести с ним своеобразный диалог по почте, выбирая нужную информацию путем ввода специальных команд TRICKLE.

    Существуют и другие ресурсы, к которым можно получить доступ по почте.

    Telnet - одна из самых старых информационных технологий Интернета. Она входит в число стандартов, которых насчитывается три десятка на полторы тысячи рекомендуемых официальных материалов сети, называемых RFC (Request For Comments).

    Под telnet понимают триаду, состоящую из telnet-интерфейса пользователя, telnet-процесса и telnet-протокола. Эта триада обеспечивает описание и реализацию сетевого терминала для доступа к ресурсам удаленного компьютера.

    В настоящее время существует достаточно большое количество программ - от Kermit до различного рода BBS (Bulletin Board System), которые позволяют работать в режиме удаленного терминала, но ни одна из них не может сравниться с telnet по степени проработанности деталей и концепции реализации.

    Telnet как протокол описан в стандарте RFC-854 (май, 1983 г.). Его авторы Дж. Постел (J.Postel) и Дж. Рейнолдс (J. Reynolds) во введении к документу определили назначение telnet так: "Назначение telnet-протокола дать общее описание, насколько это только возможно, двунаправленного, восьмибитового взаимодействия, главной целью которого является обеспечение стандартного метода взаимодействия терминального устройства и терминал-ориентированного процесса. При этом протокол может быть использован и для организации взаимодействия "терминал-терминал" (связь) и “процесс-процесс” (распределенные вычисления)".

    Telnet строится как протокол приложения над транспортным протоколом TCP. В основу telnet положены три фундаментальные идеи:

    • концепция сетевого виртуального терминала NVT (Network Virtual Terminal);

    • принцип договорных опций (согласование параметров взаимодействия);

    • симметрия связи "терминал-процесс".

    При установке telnet-соединения программа, работающая с реальным терминальным устройством, и процесс обслуживания этой программы используют для обмена информацией спецификацию представления правил функционирования терминального устройства КУТ. Спецификация N¥7 - это стандартное описание наиболее широко используемых возможностей реальных физических терминальных устройств, позволяющее преобразовать в стандартную форму способы отображения и ввода информации.

    Читайте также: