Виды целей в менеджменте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня, хочу написать о целях и методах их постановки.

Условно модели поведения людей можно разделить на приспособленческую и целеориентированную. Приспособленцы обычно подчиняются обстоятельствам, любят стабильность и подстраиваются к жизненным условиям, а целеустремленные люди предпочитают брать ответственность за свою жизнь, быть лидерами и прилагать усилия для достижения большего комфорта. Оба типа личности имеют плюсы и минусы, а для общества полезно их сотрудничество. Если вы считаете себя приспособленцем и хотите им оставаться - это здорово, и я считаю, нужно иметь смелость, чтобы признать это в нашем обществе, где постоянно пропагандируется, что лидеры лучше других людей (что совершенно не так: все одинаково хороши и полезны).

Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.

· долгосрочные (стратегические) - на период 5-10 и больше лет

Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.

· тактические - на период от 1 года до 5 лет

Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.

· краткосрочные - на период до года

Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.

Правильно поставив себе цель, вы становитесь очень "опасным", ведь при грамотном планировании и личной эффективности, о которых я много писала на канале, вы ее точно добьетесь. Но есть несколько рисков , из-за которых даже правильно поставленная цель может быть не эффективна и не зажигать вас:

· Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.

· Цель сформулирована через отрицание - вы стремитесь уйти от какой-то проблемы, а не придти к решению причины этой проблемы. Например, вместо "уменьшение количества болезней" лучше написать "улучшение здоровья и самочувствия".

· Цель не откликается вам - она пришла к вам извне, и вы приняв ее за свою, поставили себе.

SMART - это хорошая методика как для небольших проектов, так и для личных краткосрочных целей. Для крупных стратегических целей она не очень подходит, так как обычно они более расплывчатые, и мы не можем конкретизировать их, а условия вокруг сильно меняются с течением времени.

По критериям SMART цель должна быть:

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

· ограниченной по времени (Time-limited)

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.

Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.

Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.

Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу, либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:

· проект или сфера жизни

· направление - часть проекта

· промежуточная цель - точка, достижение которой сильно улучшает ситуацию в этом направлении

· самая мелкая цель - точка, достижение которой приближает к промежуточной цели

Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.

Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.

Цель - это место, куда вы хотите попасть. Чтобы поставить цели, нужно понимать себя, свои желания и интересы. Иначе, есть риск поставить себе не свои, "чужие" цели, которые не будут мотивировать вас добиваться их.

Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.

Хорошая новость в том, что постановка качественных целей - самый сложный и важный этап из всей ее реализации. То есть, нужно только научиться осознанности, понять себя, а дальше будет легче, ведь вы напишите себе стратегию достижения и сможете просто идти по этому плану.

А еще, это абсолютно нормально, когда какие-то глобальные цели теряют свою актуальность. Мы живем в постоянно меняющимся мире, поэтому и цели могут трансформироваться или исчезать, вообще. Важно - почаще размышлять о своих целях и уметь их гибко корректировать.

Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто. Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности.

В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления: Идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат; Потенциальная цель управления – это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности; Реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал.
Классификация целей может осуществляться: по охватываемой сфере (общая, частная цель); по значению (главная, промежуточная, второстепенная); по количеству переменных (одно- и многоальтернативная); по предмету цели (рассчитаны на общий или частный результата); по источникам формирования цели (могут быть заданы из вне и сформировавшиеся внутри организации); по степени важности цели делятся на: стратегические и тактические; по содержанию цели подразделяются на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т.д.; по времени цели различаются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5лет); по форме выражения выделяют цели, которые характеризуются количественными показателями, и описываемые качественно; по признаку времени среди целей различают стратегические, текущие и оперативные; по уровню иерархии определяются миссия, главная, общие и специфические (локальные) цели; По особенности взаимодействия цели могут быть безразличными по отношению друг к другу (индифферентными), конкурирующими, дополняющими (комплиментарными), исключающими друг друга (антагонистическими), совпадающими (идентичными).

Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто. Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности.

В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления: Идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат; Потенциальная цель управления – это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности; Реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал.
Классификация целей может осуществляться: по охватываемой сфере (общая, частная цель); по значению (главная, промежуточная, второстепенная); по количеству переменных (одно- и многоальтернативная); по предмету цели (рассчитаны на общий или частный результата); по источникам формирования цели (могут быть заданы из вне и сформировавшиеся внутри организации); по степени важности цели делятся на: стратегические и тактические; по содержанию цели подразделяются на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т.д.; по времени цели различаются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5лет); по форме выражения выделяют цели, которые характеризуются количественными показателями, и описываемые качественно; по признаку времени среди целей различают стратегические, текущие и оперативные; по уровню иерархии определяются миссия, главная, общие и специфические (локальные) цели; По особенности взаимодействия цели могут быть безразличными по отношению друг к другу (индифферентными), конкурирующими, дополняющими (комплиментарными), исключающими друг друга (антагонистическими), совпадающими (идентичными).

Читайте также: