Вхутемас и вхутеин кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 1920 году появились Высшие художественно-технические мастерские. Здесь лидеры авангарда учили будущих архитекторов, скульпторов и дизайнеров думать по-новому.

Новое образование

История ВХУТЕМАСа началась за три года до его официального появления — в 1917 году. Радикальные перемены, вызванные революцией, ожидали не только государственную систему, но и образование.

Основой образовательной реформы стали предложения студентов Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Еще до революции они призывали забыть про академическую программу и на ее месте создать индивидуальные художественные мастерские, куда студенты могли поступить без экзаменов и сами выбрать себе наставников.

Теоретические рассуждения воплотились в жизнь в 1918 году. Сначала упразднили Императорскую Академию художеств, затем создали новые образовательные центры — Свободные государственные художественные мастерские. Постепенно они открывались по всей стране, а в Москве появились сразу две: первая — на базе Строгановского училища, вторая — на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Второй этап реформы начался через два года. Студенты и профессура были единогласны в необходимости вернуться к более традиционному формату обучения с научно-обоснованной программой.

Эксперименты и свобода

В школе было восемь факультетов: живописный, скульптурный, архитектурный, полиграфический, текстильный, керамический, металлообрабатывающий и деревообделочный. Но все главные эксперименты студентов ждали на Основном отделении — вводном курсе, аналогичном форкурсу в Баухаусе, где студентам всех специальностей предстояло освоить общие законы восприятия и передачи цвета, узнать основы пространственного мышления и формообразования, познакомиться с ритмом и композицией.

1.jpg

2.jpg

К примеру, преподаватель ВХУТЕМАСа Александр Родченко просил студентов создавать натюрморты из нетипичных для этого жанра предметов — кирпичей, листов железа, бумаги, стекла. Он считал их не менее эстетичными, чем старинные графины или фрукты. Студенты сначала недоумевали, но потом поняли, что без этого понять эстетику нового искусства невозможно.

Летающие города и агиттекстиль

ВХУТЕМАС во многом опередил свое время. Идеи, техники и подходы, которые придумывали преподаватели и студенты, часто удивляли не только их ближайших коллег, но и мировое сообщество. Среди выпускников школы — художники Александр Дейнека, Татьяна Маврина, Александр Лабас, Андрей Гончаров, скульптор и график Владимир Кудряшев, архитекторы Иван Леонидов и Георгий Крутиков, дизайнеры и мастера киноплаката братья Стенберги.

3.jpg

Владимиров В. Н. Элеватор. Производственное задание на выявление и выражение формы, 1922. (Музей Москвы)

4.jpg

Именно во ВХУТЕМАСе зародилась школа архитектурного конструктивизма. С 1924 года на архфаке преподавал лидер нового направления Александр Веснин. На производственных практиках студенты изучали, как устроены кинофабрики, хлебозаводы и цеха. Логика и расчет промышленной архитектуры тогда ценились очень высоко. Педагоги старались подтолкнуть студентов к производству оригинальных идей вместо копирования старых образцов. Самые известные студенческие работы того времени — это Центральный рынок на Болотной площади Михаила Барща и Михаила Синявского, Дворец труда Сергея Кожина и Ивана Соболева, Институт библиотековедения Ивана Леонидова и Летающий город студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

На текстильном факультете зародился знаменитый агиттекстиль — феномен, во многом связанный именно с выпускниками ВХУТЕМАСа. Здесь преподавали Варвара Степанова, Николай Соболев, Людмила Маяковская, Надежда Удальцова. Будущие керамисты работали исключительно с фарфором и фаянсом, проектировали сервизы и занимались мелкой пластикой, расписывали керамику. На скульптурном факультете работали с глиной, деревом и разными породами камня, а также с такими неклассическими для того времени материалами как металл, фанера, проволока, стекло и даже бумага. С 1927 по 1930 гг. во ВХУТЕМАСе преподавала Вера Мухина.

9.jpg

10.jpg

У живописного факультета было три отделения: станковое, театрально-декорационное и монументальное. На станковом мастерскими руководили Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Александр Герасимов, Александр Древин, Александр Осмеркин и Роберт Фальк. Студенты в театрально-декорационном отделении в основном оформляли шествия и агитационные мероприятий. Преподаватели: Александр Веснин, Федор Кондратов, Петр Кончаловский, Александр Куприн и др. Самым многочисленным было монументальное отделение. Здесь сочеталась архаика (исследовательские поездки по древнерусским городам, изучение фресковой живописи, реставрация) и современная роспись. Преподавали Павел Кузнецов, Илья Машков, Николай Чернышев, Владимир Фаворский.

В 1927 году ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, который был расформирован через 3 года. Одни факультеты вошли в состав уже существовавших к тому моменту учебных заведений, другие стали самостоятельными институтами. Так появились Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт и Текстильный институт.

В год столетия со дня создания ВХУТЕМАСа Музей Москвы запускает масштабный выставочный проект с подробным рассказом о факультетах, экспериментальной учебной программе и студенческих проектах. Работа выставки запланирована до 7 февраля 2021 года с перерывом на период с 13 ноября по 15 января. Параллельно в режиме онлайн музей запускает онлайн-программу с презентациями книг и альбомов, встречами с исследователями авангарда и искусствоведами, лекциями о влиянии ВХУТЕМАСа на современную архитектуру и дизайн, а также воркшопами по иллюстрации и каллиграфии. Все трансляции будут доступны для просмотра на YouTube-канале Музея Москвы и в Zoom по регистрации.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – всемирно известный комплексный архитектурно-художественный вуз эпохи авангарда. ВХУТЕМАС вместе с немецкой школой Баухаус сформировали основы мировой архитектуры и дизайна ХХ века.

Образован в Москве осенью 1920 г. путем слияния Первых и Вторых Свободных Государственных художественных мастерских (I и II СГХМ, созданных в ходе Первой реформы художественного образования в 1918 г. на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества). Располагался в двух зданиях, принадлежавших училищам: на ул. Рождественка (ныне комплекс зданий МАРХИ) и ул. Мясницкая (ныне здание РАЖВЗ Ильи Глазунова).

Этапы развития школы связаны с именами трех ректоров:

во ВХУТЕМАСе преподавали крупнейшие мастера советского искусства

Архитекторы:

Живописцы и графики:

Скульпторы:

Пионеры дизайна:

С начала первого учебного года (1920) в структуре ВХУТЕМАСа были образованы восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, металлообрабатывающий и деревообделочный, текстильный и керамический.

В мастерских шли поиски объективных научных основ художественного образования широкого профиля, на основе уникальных новаторских методик разрабатывались концепции пропедевтических дисциплин:

На Архфаке сформировались два отделения:

  • академическое (лидер И. Жолтовский)
  • новейших изысканий (Н. Ладовский).

В структуру Живфака входили три отделения: станковое, театрально-декорационное и монументальное.

Выпускники Скульптфака получали квалификацию в области монументальной, декоративной и портретной скульптуры.

Большое внимание уделялось практической стороне обучения на производственных факультетах. Здесь формулировались основные принципы нового вида творческой деятельности – художественного конструирования (дизайна).

Важным событием для ВХУТЕМАСа стало участие во Всемирной выставке в Париже летом 1925 г., на которой демонстрировались лучшие работы студентов Архфака, Дерфака и Метфака, а за представленный новаторский курс пропедевтических дисциплин ВХУТЕМАС получил Гран-при.

Важным событием для ВХУТЕМАСа и архитектурного сообщества стала Международная выставка СА во ВХУТЕМАСе в августе 1927 г. (организатор – ректор Новицкий).

В сентябре 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В результате этой перестройки должна была усилиться ориентация вуза на подготовку специалистов для дерево- и металлообрабатывающей промышленности, керамического и текстильного производства, полиграфии.

Осенью 1930 г. ВХУТЕИН был расформирован.

Архфак и архитектурное отделение МВТУ образовали АСИ (с 1930 г. – МАИ, с 1970 г. – МАРХИ).

Живфак и Скульптфак были объединены с соответствующими факультетами ленинградского ВХУТЕИНа в Институт пролетарского искусства.

Производственные факультеты были переданы инженерно-техническим вузам Москвы.

Полиграффак был соединен с полиграффаком ленинградского ВХУТЕИНа, образовав художественное отделение московского Полиграфического института (ныне Политех).

Текстильный факультет стал художественным отделением вновь созданного Текстильного института (ныне РГУ им. А.Н. Косыгина).

С воссозданием Строгановского училища (1945 г.) была возрождена подготовка специалистов в области дизайна, интерьера, прикладного искусства (ныне МГХПА им. Строганова).

Педагогическая система, разработанная во ВХУТЕМАСе, была унаследована ведущими художественными вузами России.

Справку составили: Иванова-Веэн Л.И., Лаврентьев А.Н.

В настоящее время учебные работы, выполненные студентами ВХУТЕМАСа, оцениваются наравне с произведениями художников русского авангарда, и находятся:

Что общего у денег и почтового рожка? Как это неудивительно, но они родственники. В стародавние.

Christie’s выставила на торги русские книги

Собрание литературных произведений с иллюстрациями русских авангардистов Поля Дестриба будут.

Древнейшие произведения искусства

Считается, что искусство настолько же древнее, как сам человек, и это действительно так. Более.

Наша рассылка



В конце 1926 года общепластическое образование было существенно реорганизовано, ограничено в пользу специального. На Основном отделении стали учиться только один год, причем начальная специализация вводилась сразу же со второго полугодия. Как показала история, это стало началом конца школы. Когда Основное отделение, связывавшее все многообразие факультетов (на приведенной схеме очевидна ключевая роль Основного отделения в структуре школы), было ослаблено, она стала механически распадаться. Отдельные факультеты к концу двадцатых годов все более напоминали как бы самостоятельные институты. Тенденции к специализации нарастали и извне.

В 1930 году ВХУТЕМАС был расформирован, и на его базе был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.

Можно представить себе, какой огромностью, своего рода космической системой, был ВХУТЕМАС, состоявший как бы из планетарных миров, факультетов, орбиты которых заполнены множеством планет и спутников личностей. Легко вообразить, как они то испытывали притяжение друг к другу, сплачивая всю систему, то, наоборот, взаимно отталкивались, напрягая, разрывая ее. Действительно, история ВХУТЕМАСа многомерна, противоречива. Теоретические идейные дискуссии, творчески профессиональные, практические и методические споры, естественно сопровождающие рождение всякого нового дела, происходили во ВХУТЕМАСе в атмосфере постоянного глубокого конфликта между художественными факультетами, прежде всего живописным, большинство преподавателей которого хотели восстановить традиционную систему художественного воспитания (а потому требовали реформирования Основного отделения), и производственными факультетами, многие из руководителей которых стремились к гегемонии и мечтали подчинить весь институт интересам только нового — дизайнерского образования.

Представляется, что деятельность В. Фаворского как ректора ВХУТЕМАСа (1923—1926) в этих условиях исторически особенно значительна. Он оказался убежденным и деловым сторонником реформы художественного образования и не только не дал в обиду Основного отделения, но и привел в определенную систему его программу, наладил учебный процесс.

Вместе с тем, свободный от какого-то ни было ликвидаторства по отношению к станковым искусствам, он всемерно поддерживал их преподавание во ВХУТЕМАСе.

Как же возник ВХУТЕМАС? Что вызвало его к жизни? Непосредственные факты создания ВХУТЕМАСа сейчас общеизвестны. Он был образован в 1920 году путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, которые, в свою очередь, представляли собой преобразованное Строгановское промышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества.

Декрет Совета народных комиссаров об образовании ВХУТЕМАСа был подписан В. И. Ульяновым (Лениным) 29 ноября 1920 года. На нынешний, юбилейный год, год столетия со дня рождения В. И. Ленина, приходится пятидесятилетняя годовщина основания ВХУТЕМАСа, непосредственно связанная с именем вождя Великой Октябрьской революции. Знакомство с историей создания ВХУТЕМАСа убеждает, что он возникал хотя и важнейшим, но компонентом общей реформы художественного образования, которая начала проводиться деятелями Отдела ИЗО Наркомпроса непосредственно под руководством А. В. Луначарского с первых лет Революции.

Кружки самодеятельного искусства, курсы по подготовке инструкторов эстетического воспитания для детей и взрослых, совещания заведующих художественно-промышленными мастерскими, конференции учащих и учащихся художественных и художественно-промышленных мастерских. Какие только съезды, совещания, конференции не проводились Отделом ИЗО. Какие решения, проекты, декларации не принимались! И тем не менее через весь этот хаотический поток событий и постановлений ясно вырисовывается план масштабно задуманной реформы художественного образования. Она должна была включать в себя три неразрывно связанных звена: 1) профессиональное художественное образование, которое охватывало бы целую сеть учебных заведений разного типа, и высших, и средних; 2) эстетическое воспитание в средней школе; 3) эстетическое просвещение взрослых при клубах, домах культуры и других просветительных учреждениях. Такая система была диалектичной — она рассчитана на возрастную преемственность художественного образования; и всеохватывающей — она намечала пути эстетического воспитания широких народных масс. Думается, не потеряла актуальности программа изобразительного искусства для единой трудовой школы, разработанная в Школьном подотделе ИЗО. Насколько можно судить по ее текстам, курс изобразительного искусства в школе мыслился как своего рода пропедевтическое художественное образование для детей, тесно увязанное с учебным процессом и спецификой того или другого детского возраста.

Реформа художественного образования началась с ликвидации Императорской академии художеств декретом от 12 апреля 1918 года. Новой формой учебного заведения стали Государственные свободные художественные мастерские. Какое разнообразие типов и вариаций этих мастерских возникло по всей стране! И производственные, и синтетические, и промышленные, и живописно-скульптурно-архитектурные, и просто художественные.

Единым для них, однако, было стремление слить Обучение искусству с трудом, с практикой, с жизненно важной деятельностью. И одновременно — половодье изостудий, кружков рисования, художественных мастерских и для детей, и для взрослых. Все более или менее активные художники работали тогда преподавателями или в профессиональных художественных школах, или в самостоятельных изокружках и детских студиях.

К началу 1920 года среди учащихся и преподавателей Московских государственных мастерских возникла идея о переформировании школы в Единое художественно-техническое учебное заведение. Они обратились за поддержкой в ВСНХ, в Главпрофобр, в Главный комитет сооружений. При поддержке этих организаций, при личном участии Луначарского декрет о создании ВХУТЕМАСа был проведен через СНК. С точки зрения общественно-политической важности, художественный вуз этим декретом ставился в один ряд с высшими техническими учебными заведениями, декрет о которых был принят несколько ранее.

ВХУТЕМАС вырос из самой революционной действительности, из ее высокой романтики, из резких столкновений старого с новым. Это определило особенности педагогической концепции ВХУТЕМАСа. Формально подходя, трудно говорить о подобной единой концепции. Она нигде не изложена и не зафиксирована. Практически ее как будто и не было. На первом этапе — это индивидуальная педагогика, унаследованная ВХУТЕМАСОМ от Свободных мастерских. В ходе изживания индивидуальных мастерских почти на каждом факультете сформировалась своя, особая система педагогики, как правило, более плодотворная там, где она была связана с влиянием крупной творческой личности. Это прежде всего школа Фаворского на печатно-графическом факультете. На Архитектурном факультете, где до 1926 года было два отделения, — классической архитектуры и новейших исканий, — это академическая педагогика И. Жолтовского и, с другой стороны, педагогика, развивавшаяся под преимущественным воздействием психо-аналитического метода преподавания, созданного и развиваемого Н. Ладовским.

Программы различных факультетов ВХУТЕМАСа составлялись при посредстве и при консультации представителей различных предприятий и отраслей промышленности и хозяйства: ВСНХ, Моссовета, Мосдрева, текстильных комбинатов, транспортных организаций, фарфоровых заводов.

На Деревообделочном факультете проектировали школьную мебель по заданию Наркомпроса, мебель для клубов и общежитий, внутреннее оборудование жилячейки по типам жилища, разработанным Стройкомом РСФСР. На Металлообрабатывающем факультете создавали проекты оборудования для трамваев, железнодорожных вагонов, кабин аэропланов. Здесь проектировали аэросани и кинопередвижки, выставочное оборудование. Не вина, а беда вхутемасовцев, что материальная культура нашей промышленности еще не была подготовлена к осуществлению их первых дизайнерских проектов.

Педагогика Основного отделения наиболее очевидно показывает связь ВХУТЕМАСа с развитием новейших управлений русской живописи 1900-х—1910-х годов. В известной мере она является теоретическим обобщением их практики, применением в школе ее результатов.

Интересно было бы проследить связи ВХУТЕМАСа с общими программами реформы художественного образования, которые разрабатывались в Отделе ИЗО Наркомпроса.

Важнейшим центром научно-исследовательских разработок в сфере пространственных искусств стал Институт художественной культуры (ИНХУК), созданный с целью формирования науки, исследующей аналитически и синтетически основные элементы как отдельных искусств, так и искусства в целом.

Как известно, первым председателем ИНХУКа был Кандинский, среди активных его членов — К. Малевич, Татлин, А. Веснин, Л. Попова, Родченко, Удальцова. Большинство из них были преподавателями ВХУТЕМАСа. Несколько позже при ИНХУКе возникла специальная рабочая группа архитекторов, во главе которой стоял Ладовский.

Примечательно: если на первых этапах материал для художественных дисциплин Основного отделения давало главным образом станковое искусство, то новую методику преподавания особенно много внесли архитекторы и прежде всего Н. Ладовский. Еще предстоит реконструировать и исследовать его педагогическую систему. Но даже по известным данным его вклад особенно велик. Уже к 1920-му году им был разработан так называемый психо-аналитический метод преподавания, который тогда же стал применяться им совместно с его единомышленниками Докучаевым и В. Кринским на Архитектурном факультете ВХУТЕМАСа. Первая половина XX века — время сознательного осмысления основ творчества — благоприятствовала деятельности Ладовского. «В современной архитектуре учет психологии восприятия приобретает все большую роль в вопросах формообразования.

Как сейчас становится очевидным, на большинстве факультетов ВХУТЕМАСа коллективный и индивидуальный методы обучения как бы стихийно сосуществовали, сочетались, часто удачно дополняя друг друга. До 1929 года сохранялось правило, по которому студент выбирал себе уже на первом курсе руководителя и работал с ним до защиты диплома. Вместе с тем, он мог ходить на курсы любых других преподавателей, сравнивать, сопоставлять. Характерно, например, что на Архитектурном факультете одновременно читались курсы теории композиции Гинзбургом и Докучаевым, лидером конструктивистов с членом группы АСНОВА, — представителями двух спорящих друг с другом главных творческих направлений советской архитектуры двадцатых годов. Педагогика Основного отделения была совершенно новым делом и, естественно, ее формирование сопровождалось большими противоречиями, односторонними увлечениями и ошибками. Научно-аналитическую систему преподавания художественной формы в 1924 году попытались с Основного отделения распространить на структуру Института, подчинив ей весь характер обучения. ВХУТЕМАС был реорганизован в три факультета: Плоскостно-цветовой, куда вошли Графическое, Живописное и Текстильное отделения, Объемный со Скульптурным и Керамическим отделениями, и Пространственный — с Архитектурным, Металлообрабатывающим и Деревообрабатывающим отделениями. Эта реконструкция была настолько искусственной, схематичной, механической, что не выдержала никакого испытания практикой. Фактически, на деле она не была проведена в жизнь, оставив по себе лишь еще некоторое количество бумажных тезисов и положений о ВХУТЕМАСе. Преувеличенно рационалистическое онаучивание искусства, своего рода художественная наукомания, была свойственна многим деятелям ВХУТЕМАСа. Живую ткань произведения, творчество хотели всемерно, всецело статистически разложить на отдельные элементы. Думается, что даже сейчас, с позиций современного опыта, опасность онаучивания пластических дисциплин для новой системы художественной педагогики остается актуальной.

Представляется, однако, что в практике ВХУТЕМАСа сама атмосфера школы с ее жаркими спорами, бесконечными перестройками, стихийным сочетанием индивидуальных и коллективных методов обучения, напряженной борьбой мнений в определенной степени излечивала от формализованного онаучивания искусства.

Атмосфера ВХУТЕМАСа — это и жизнь коммунами на полуголодном пайке, это и мастерская Машкова, всем коллективом во главе с ним самим с санками и топорами отправляющаяся зимой в лес за дровами, это и ежедневная гимнастика в той же мастерской для укрепления здоровья.

Учебные цели и структура ВХУТЕМАС.Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессио­нально-технического образования". ВХУТЕМАС состоял из восьми специализирован­ных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных фа­культетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным. Деревообделочный и металлообрабатывающий фа­культеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название "дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипло­мированных дизайнеров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, выяснения роли дизайнера в форми­ровании этой сферы творчества, методов дизайн-проекти­рования.

Обучение во ВХУТЕМАСе строилось "от общего художественно-пластического образования, через специ­альное художественное к профессиональному образова­нию". Соответственно была построена и структура ин­ститута: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым "концентрам" (направлениям): графическо­му, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному.

Металлообрабатывающим факультетом (Метфак) с 1922 года руководил Александр Родченко. Первые два года студен­ты овладевали общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, раз­витие изобретательных, комбинаторских и композицион­ных способностей и т.д.). Затем студенты специализировались на двух отделениях: конструкторском (разработка формы и конструирование вещи в целом) и композици­онном (красочная композиция и лицевая обработка ме­талла). Наряду с общеобразовательными, студенты Мет­фака изучали такие специальные теоретические предме­ты, как машиноведение, химия, детали машин, техноло­гия металлов, искусствоведение, история, искусство обра­ботки металлов, теория художественной обработки метал­лов, организация производства. Кроме того, проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, сле­сарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, скани, гальванопластике, декоративной обработке металлов.

С 1925-26 учебного года основ­ную художественно-творческую дисциплину на деревообделочном факультете (Дерфак) - композиция мебели ("мебелестроение") преподавал Эль Лисицкий. Лисицкий ориентировал студентов на разработку оборудования и мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. При этом была характерна ориентация на встроенное и транс­формированное оборудование.

Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и метал­ла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля. В 1929 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной шко­лы дизайна - был создан центр по подготов­ке дизайнеров.Не сразу был найден термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использо­вали термин "инженер-художник", на метфаке этот тер­мин использовали в более громоздком варианте: "инже­нер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин "художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло "инженер-художник".

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) сыграл выдающуюся роль в форми­ровании новой художественной культуры, становле­нии советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века. На 1920-е годы приходится этап формирования дизай­на (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которо­го проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий были подготовлены первые советские дипломированные дизайнеры.

В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами :архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному искусству в составе ВСНХ. Тогда же в 1920 году были организованы Высшие Художественно- Технические Мастерские ВХУТЕМАС (директор А. Родченко) , которые просуществовали до 1932 года.

ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) - Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.

Родченко Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства дизайна. В 1920-30 преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа, станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства ХХ века.

Российское направление развития дизайна

В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами :архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному искусству в составе ВСНХ. Тогда же в 1920 году были организованы Высшие Художественно- Технические Мастерские ВХУТЕМАС (директор А. Родченко) , которые просуществовали до 1932 года.




ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) - Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.

Родченко Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства дизайна. В 1920-30 преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа, станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства ХХ века.

Читайте также: