Вещное право древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сложное и самобытное учение о собственности. Первоначальное понятие собственности "мое потому что мое" впоследствии было дополнено основанием "мое в силу чего-то еще".

Способы приобретения собственности:

собственной доблестью (occupatio)

покупка у собственника или при наличии договора комиссии

пользование в течение 10 лет (движимость), 20 лет (недвижимость)

Не вели к установлению права собственности:

находка (идет в казну)

залог - не вещное право в Индии, а основание (подтверждение законности) для пользования.

Особенности залога:

отождествляется с поклажей,

подтверждает законность договора займа, 1 из необходимых формальных условий его заключения. Обеспечение залога.

Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность.

Объекты вещных прав: движимые (рабы, скот, зерно, домашний инвентарь) и недвижимые вещи. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуального владения землей – захватывающий обрабатываемую землю, владетель обрабатываемой земли, получающий обрабатываемую землю, получающий поле. В последующем индивидуализация – только для необрабатываемой земли, а обрабатываемая земля становится объектом "общинного" вещного права, оборот которого усложнен:

Хорошо известны арендные отношения и сервитуты, например, на общинные оросительные сооружения.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ:Договор купли-продажи. Договор займа. Договор поклажи. Регулировался как залог. Срок хранения не ограничен. Вещи возвращается в полном телесном объеме без изменений депоненту лично. За недобросовестность наказание как ворам. Риск случайной гибели – на собственнике, но депозитарий – ответственность за сохранности вещи. Порок хранения наказывался. Открытая поклажа – право депозитария пользоваться депозитом, напоминала ссуду. Запечатанная поклажа – таких прав не предоставляла.

Договора (личного) найма.

Договор перевозки.

Договор поручения.

Договор дарения.

14. Преступления и наказания по Законам Ману. Организация суда и правила судопроизводства.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

• государственные преступления;• преступления против собственности;• преступления против личности;• преступления, посягающие на семейные отношения.

Законы Many знают также понятие необходимой обороны: убийство, со-

вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите жен-

щин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:• смертная казнь в различных вариантах;• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);• штрафы;• изгнание;• тюремное заключение.

Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер.

Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой

Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих обществен­ные отношения, в Древней Индии не было. Правила, определявшие поведение индийцев в их повседневной жизни, состояли из норм, носивших религиозный характер. Они были этическими, а не правовыми.

Сборниками указанных норм являлись дхармашастры - Законы Ману, Дхармашаст- ра Яджнавалькьи, Дхармашастра Нарады и др. Они составлялись брахманами для своих учеников. Кроме того, в Древней Индии большое значение имели артхашастры - сочи­нения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы. Особую известность среди них получила Артхашастра Каутильи.

В Законах Ману всего 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в гл. VIII и IX, имеют непосредственно правовое со­держание. Прочие разъясняют и закрепляют варновое (кастовое) устройство.

Вещное право. В соответствии с Законами Ману существовали, в частности, следую­щие способы возникновения права собственности: наследование; получение в виде дара; покупка; завоевание (для кшатриев); исполнение работы (для вайшиев и шудр); получение милостыни; получение жертвоприношения (для брахманов).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать пра­во собственности ссылкой на добросовестное владение. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значи­тельное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.

Обязательственное право. В основном в Законах Ману говорится об обязательствах из договоров. Рассматривались следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывался договор займа. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственни­ков умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяли большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения до­говора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману дол­жен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматривались также обязательства из причинения вреда. В каче­стве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с муж­чиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достояни­ем, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законами Ману назывались следующие виды преступлений:

- преступления против собственности;

- преступления против личности;

- преступления, посягающие на семейные отношения (против нравственности);

- преступления против правосудия.

Наиболее опасными считались государственные преступления - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Преступлениями, посягающими на се­мейные отношения, считались прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

- смертная казнь (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, за­травливание собаками и др.);

- бритье головы (для брахмана приравнивалось к смертной казни);

- членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

Законы Ману По данной теме мы уже выполнили реферат Законы Ману подробнее – древнейший памятник права Древней Индии, сборник правовых и религиозно-нравственных предписаний, по преданию принадлежавший Ману – прародителю всего человечества. Представляет собой одну из 19 дхармашастр, входящих в литературу смрити, священных писаний индуизма. Нормы поведения одновременно наполнены правовым, моральным и религиозным содержанием. Появлению дхармашастр способствовало социально-классовое расслоение общества.

Первые упоминания о законах Ману датируются XIX в. до н. э.

Законы Ману (Manavadharmasastra) включают 12 глав и 2685 стихов и являются памятником сакрального права. Среди дхармашастр законам Ману принадлежит особое место, они закрепляли разные формы эксплуатации, рабство. В законах наблюдается попытка систематизировать нормы права, при этом не выделяются преступления и правонарушения.

Законы Ману имеют характерные черты:

  • на первый план выходит сословно-варновое деление общества (кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры);
  • присутствует определенная логика изложения материала;
  • нет выделения отдельных сфер права;
  • норму права нельзя отделить от моральной и религиозной норм;
  • варны носят наследственно-профессиональный характер.

Многие нормы ориентированы на охрану собственности (движимое имущество), в них рассматривают договоры купли-продажи, займа, дарения, личного найма и др. Среди гарантий исполнения договора лежит залог, заклад или поручительство. Подробно разрабатывается, но еще не грамотен в юридическом смысле договор займа, процветает ростовщичество. Наемные работники и рабы упоминаются вместе, наемный труд презирается, что обуславливает тяжелые условия найма.

Готовые работы на аналогичную тему

Публичное и судейское право в законах Ману

В Древней Индии налогами облагались отдельные виды деревьев, животные, полезные ископаемые, некоторые виды доходов. К общественно полезным работам относились литургии (постройка каналов, укреплений, дорог и др.). В соответствии с Артхашастре раджа был обязан защищать своих подданных, поддерживать в стране мир.

Судебная система Древней Индии включала царский суд и суд брахманов. В царский суд входили царь и брахманы, знатоки законов. Судопроизводство было обязательной, официальной функцией царя. Если царь не мог присутствовать на суде, судебную деятельность осуществляли брахманы в количестве трех человек: специалист по этимологии ( Агорведе По данной теме мы уже выполнили контрольную работу АПП подробнее ), специалист по логике (Ригведе) и специалист по ритуалу (Самоведе). Права и обязанности брахманского суда отображены в 12 главе законов Ману.

В древнеиндийском обществе господствовала интеллектуальная дифференциация, брахманами становились наилучшие знатоки Вед.

Обязательственное право в законах Ману

В законах Ману регламентированы договоры дарения, займа, купли-продажи, перевозки и т.д.

В Законах прописаны общие положения о договоре:

  • договор является недействительным, если заключен человеком в нетрезвом или в невменяемом, страдающим от болезни, а также ребенком, стариком или не уполномоченным лицом;
  • договоры, заключенные рабами – недействительны, однако, если договор заключается в пользу хозяина раба, то его рекомендуется оставить;
  • при заключении договора предусматривается добровольное согласие сторон;
  • договор, заключенный с помощью насилия или обмана, является недействительным;
  • если должник не располагает необходимым для уплаты долга имуществом, то он должен долг отработать;
  • должники высшей варны могли отдавать долг постепенно, им предоставлялась отсрочка.

Виды договоров в Древней Индии:

  1. Договор займа. Указывал на расцвет ростовщичества. При этом присутствуют элементы самоуправства кредитора над должником, первый из которых обладал над вторым практически неограниченной властью. Были не редкостью принуждение путем захвата, использование хитрости и силы.
  2. Договор личного найма. Наемные работники и рабы характеризуются в специальной главе артхашастр, где их положение уравнивается. В Древней Индии к наемному труду относились с презрением. Условия наемного труда были тяжелые, не выполнивший работу наемник подвергался штрафу.
  3. Договор купли-продажи. У представителей высших варн существовал ряд ограничений на занятия торговой деятельностью. Были ограничения на торговлю людьми. Договор являлся нестабильным и мог быть расторгнут без всяких причин в течение 10 дней после заключения сделки.

Наследственное и вещное право в законах Ману

Для индийского общества было характерно глубокое имущественное расслоение. Отдельно сохранялись черты патриархальных и общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность. К объектам частной собственности относились: домашний инвентарь, зерно, скот, рабы.

В Древней Индии не получила распространение частная собственность на землю, однако законы Ману указывают на наличие в общине имущественной дифференциации и выделении индивидуальных земельных владений.

В законах Ману перечислены возможные законные способы приобретения имущества: получение в качестве дара или находки, наследование, покупка, ростовщичество, завоевание, получение приношений, исполнение работы.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra ( sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “ Jaty ” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Читайте также: