Венгрия в 18 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этот благодатный край издревле привлекал разные племена. Здесь на многие километры простиралась равнина, лишь на севере ее сменял каскад живописных гор. Мощная, полная рыбы, река Дунай несла свои воды с севера на юг. Теплый комфортный климат позволял выращивать богатый урожай.

Со времен каменного века

I век нашей эры был ознаменован тем, что западную часть венгерских земель захватил могущественный Рим, назвав их Паннагонией. Восточные степи заселили языги, с юга грозили своим превосходством готы. Спустя два века Византия, укрепляя свою власть, использовала эту порабощенную территорию в сражениях с готами. Бои были тяжелыми и кровопролитными, они ослабили народ, который уже начал объединяться в единое государство.

От монгольского до турецкого ига

Предками венгров историки называют мадьяр – кочевников, облюбовавших сначала бескрайние степи Южного Урала, а затем перебравшихся через Украину на территорию средней части Дуная.

Порабощенные мадьяры веками, передавая от поколения к поколению, крепили свою национальную идентичность. В 1 000 году вся Европа признала законную власть и существование Венгерского королевства. Это стало возможным при правлении короля Иштвана Святого, присоединившего к своим землям Трансильванию, Словакию, Хорватию.

Но войска королевства не устояли против хорошо обученных и прошедших много боевых сражений монгольских полков. В XIII веке татаро-монгольские завоевания не обошли стороной Венгрию, как и многие другие государства.

Через сотню лет наступил очередной виток благополучия Венгрии. Она значительно расширила свои владения – от Балтики до Балкан, от Адриатики до Черного моря. Все еще могущественная Византия распространила власть венгерского короля – своего ставленника – и в Болгарии, и в Молдавии, и в Сербии.

Так продолжалось около 300 лет. Со временем территория Венгерского королевства становилась все меньше под натиском удачливых соседей – Турции и Австрии.

Торжеству Османской империи не было предела. В середине XVI века, наголову разбив венгерские войска и укрепив свое господство на среднем Дунае (а это центр Европы), турки строили грандиозные планы. Они желали и дальше покорять европейские страны и распространить в них ислам.

Зловещая тень Австрии

Но планам османов не суждено было сбыться. Они недооценили растущее могущество австрийской династии Габсбургов, также строивших планы по поводу Венгрии. Правителей Австрии эта страна манила своими природными богатствами.

Территория Венгрии была поделена между двумя могущественными державами. Со временем австрийская империя одержала верх. Очищать венгерские земли от турков австрийцам помогали и местные партизаны.

Обращаясь к своей истории, венгры говорят: неизвестно, что было хуже – турецкое или австрийское иго. 180 лет Венгрия являлась вассалом своего сильного соседа. Здесь веками исповедали две веры – католицизм и протестантство. Династия Габсбургов не раз устраивала кровавую расправу над венгерскими протестантами, навязывая католическую веру.

И это не могло пройти бесследно. Горожане и крестьяне объединились в своей борьбе с австрийцами. Тем пришлось обратиться за помощью к России, и мартовская венгерская революция 1848 года была подавлена.

Современная республика

Проиграв в Первой мировой войне, Австрия была вынуждена дать Венгрии полную свободу. История Австро-Венгрии закончилась, в 1919 году на карте мира появилось новое государство. Республика была провозглашена советской, но в годы Второй мировой войны поддержала фашистскую Германию.

Став парламентской республикой и пережив сложные военные времена 40-х годов прошлого столетия, держава укрепила свои позиции на мировой политической арене. Правительство Венгрии провело серьезные реформы, направленные на поддержку суверенитета. В начале 2000-х годов страна была принята в состав Европейского Союза.

Венгрия не похожа на своих европейских соседей. Ее самобытность объясняется тем, что на культуру страны веками накладывали отпечаток Османское владычество и Австрийская империя. Но свое национальное единство мадьяры сохранили и приумножили.


Битва при Мохаче. Картина Берталана Секея. 1866 год Magyar Nemzeti Galéria / Wikimedia Commons

На протяжении всего XIX века в Венгрии шел процесс переосмысления истории раннего Нового времени и формирования национального мифа. Самым глав­ным для венгров оказался вопрос о том, что необходимо было предпринять, чтобы воссоздать территориальное единство и государственный суверенитет Венгерского королевства, которое прекратило существовать в начале XVI века. И к концу XIX века многим стало казаться, что самое важное, что было сделано в этом направлении, — это антигабсбургские походы трансильванских князей и в первую очередь Освободительная война Ференца Ракоци начала XVIII века.

В 1526 году в Венгрии состоялась битва при Мохаче, которую венгерская армия проиграла османам. После этого Венгерское королевство оказалось разделен­ным на три части.

Центральная часть перешла под власть султана.

Северные, северо-западные и северо-восточные части королевства образовали так называемую Королевскую Венгрию, вошедшую в состав владений Австрий­ского дома — то есть оказались под властью династии Габсбургов. При этом Королевская Венгрия сохранила многие признаки собственной государствен­ности. Габсбурги как венгерские короли отдельно короновались венгерской короной Святого Иштвана, а значит, формально и символически эта часть Венгрии оставалась отдельным королевством. В стране продолжали действо­вать основополагающие законы, определявшие характер и принципы государ­ственного устройства. Сохранилось двухпалатное Государственное собрание, и никакой королевский указ не мог получить статус закона, если оно его не утвердило. Благодаря этому взаимоотношения политически полноправной части венгерского общества с центральной властью в большой степени основы­вались на договоре и поиске компромисса. На заседаниях Государственного собрания вотировались налоги, например именно сословия давали Габсбургам деньги на военные расходы, и шла постоянная полемика вокруг того, какие Венгрии нужны законы и государственные институты.

Наконец, третья часть Венгерского королевства обособилась и образовала Тран­­сильванское княжество, признавшее вассальную зависимость от Осман­ской империи, но в относительно мягкой форме: султан мог произвольно назна­чать и снимать выбранных сословиями князей, получал дань и требовал, чтобы трансильванская армия участвовала в его походах, но во внутреннюю жизнь княжества не вмешивался. В результате трансильванским князьям уда­лось сохранить княжеский двор, основу которого составляло политически силь­ное венгерское дворянство, собственное законодательство и венгерский язык: трансильванская политическая элита перешла в протестантизм, и вен­гер­ский язык (а не латынь, как у католиков) стал у них не только языком богослу­жения, но и образования, литературы и искусства. Таким образом, трансиль­ван­ские князья смогли реализовать свою концепцию Венгрии, хотя и под вла­стью османов.

Освободительные походы трансильванских князей

Идея возрождения к жизни единой суверенной Венгрии никогда не теряла своей актуальности. При этом трансильванская политическая элита считала, что Османская Порта — меньшее зло, чем монархия Габсбургов, и венгерское государство нужно воссоздавать именно вокруг Трансильванского княжества.

В XVII веке начался период антигабсбургских походов трансильванских князей. В них личные амбиции политиков тесно переплетались с геополитическими интересами Габсбургов, Порты и различных групп внутри венгерской элиты. В 1604–1606 годах против Вены восстал прежде лояльный ей Иштван Бочкаи — венгерский дворянин из Трансильвании, в 1605-м избранный князем, — под зна­менем защиты попираемых Габсбургами политических и религиозных прав. В 1620-е годы трансильванский князь Габор Бетлен трижды ходил похо­дами на Венгрию и участвовал в Тридцатилетней войне на стороне противни­ков Габсбургов — Евангелической унии, не скрывая, что действует в интересах султана. На рубеже 1670-х и 1680-х годов под свои знамена собрал недоволь­ных венгерский дворянин Имре Тёкёли, обещавший османам передать под их власть всю Венгрию.

В целом то, что Габсбурги не ликвидировали остатки суверенитета венгерских сословий и на бумаге признали права протестантских конфессий, — несомнен­ная заслуга такого раздражающего фактора, как Трансильвания.

В 1683 году войска султана (в составе которых были и части из Трансильвании) дошли до Вены и осадили ее, но объединившимся европейским государствам удалось ее отстоять, начать контрнаступление и в конце концов освободить от османов значительную часть Венгрии.

Трансильванское княжество перешло под власть Габсбургов. Теперь оно фор­мально-юридически вновь составляло единое целое с Венгерским королев­ством, но управлялось из Вены: австрийцы навели там достаточно жесткий военно-фискальный порядок, часть политической элиты добровольно вер­нулась в католичество.


Ференц II Рако­ци. 1812 год Wikimedia Commons

Форсирование централизации и наступление Контрреформации вызвали в Тран­­сильвании недовольство. В 1703 году, когда, казалось, международная обстановка благоприятствовала этому, трансильванский князь Ференц II Рако­ци поднял восстание. Вскоре оно переросло в широкое социальное движение — освободительную войну, которая продолжалась до 1711 года. Повстанцам уда­лось отвоевать значительные территории, но там им пришлось создавать инсти­туты централизованного государства и собирать с населения, измож­денного войной, налоги, чтобы продолжать борьбу, так что они стали терять поддержку внутри страны; их расчет на широкую международную поддержку тоже не оправдался.

С другой стороны, Габсбурги поняли, что им следует пойти на уступки. В ре­зуль­тате часть повстанцев во главе с генералом Шандором Каройи договори­лась с Габсбургами о том, что война будет прекращена на условиях полной амнистии. По иронии, императора на переговорах представлял венгерский граф Янош Палфи.

Часть восставших сложила оружие, а наиболее непримиримые удалились в изгнание. Сам Ракоци отказался принять эти условия и нашел убежище в Турции. В Венгрии наступил период мирного развития и бесконфликтной интеграции в Габсбургскую монархию.

Революция и соглашение

В конце XVIII — первой половине XIX века в страну стали проникать идеи Просвещения и раннего либерализма. Это вызвало усиление цензуры и доста­точно подозрительное отношение к инакомыслию во всей монархии Габсбур­гов, но особенно в Венгрии — поскольку в Вене считали, что она всегда готова к новому восстанию.

Основная масса венгерского провинциального дворянства была с политической точки зрения апатичной. Но к рубежу XVIII–XIX веков в стране сформирова­лась узкая прослойка образованных дворян, которые, будучи в целом лояль­ны­ми Австрийскому дому, активно участвовали в политической жизни: и на ме­стах, и в Государственном собрании они спорили о насущных социаль­ных ре­формах, улучшении благосостояния народа, культурном развитии страны и на­ции. Всю первую половину XIX века они постоянно обсуждали, что в Западной Европе богатеет предпринимательский класс и благодаря ему раз­виваются промышленность, общество и культура, а в Венгрии процветает феодализм и многочисленные препоны не дают развиваться промышленности и торговле. Кроме Государственного собрания эти вопросы обсуждались в так называемых казино — аристократических клубах, куда приходили в первую очередь для раз­говоров о политике, аристократических салонах и в клубах-читальнях, куда присылали столичные газеты. В среде этих людей пришедшие с Запада либеральные идеи нашли благодатную почву.

В марте 1848 года, когда в европейских столицах друг за другом стали подни­маться волнения, в Вену пришло известие о том, что в Пеште люди тоже выходят на улицы, требуя ввести буржуазные свободы. В ответ на это Габсбур­ги, не имея другого выхода, санкционировали практически все буржуазные преобразования — приняв так называемые апрельские законы. Но вскоре во всей Европе началось наступление контрреволюции, и венский двор, зару­чившись поддержкой русского царя, приступил к расправе над революцией; армия начала наводить порядок. Революция в Венгрии переросла в нацио­нально-освободительную войну, одним из кульминационных моментов кото­рой стало низложение Габсбургов: революционное правительство в изгнании формально разорвало отношения страны с династией, которая к этому времени правила Венгрией уже 300 лет.

В конце концов революция была подавлена, боевых революционных генералов казнили. Исторически сложившиеся различия в управлении разными терри­ториями Австрийской империи были отменены, вся власть сосредоточилась в Вене, а исполнительные полномочия на местах передали правительственным комиссарам.

В рамках этого двуединого государства венгры получили максимально воз­можный суверенитет, и политически активная часть общества занялась обу­стройством венгерского государства.


Король Франц Иосиф I в Пеште 8 июня 1867 года. Цветная литография. 1867 год Brown University Library

Формирование мифа

Параллельно со строительством государства происходило активное исследо­вание национальной истории и в том числе поиск ее национального смысла.

Тут нужно помнить, что на территории Венгрии находилось множество на­родов, сохранивших свои традиции и языки, и все они требовали для себя практически того же, чего венгры добились от венского двора. Но либералы XIX века считали, что правом на суверенитет обладают только крупные наро­ды, имеющие собственную государственно-политическую традицию. В венгер­ском контексте это были этнические мадьяры, утверждавшие, что они являют­ся носителями наиболее развитой культуры и языка и что именно они создали страну и потому являются гарантами ее свободного и справедливого устрой­ства и территориального единства. По закону о национальностях, с одной сто­роны, все подданные королевства составляли единую политическую венгер­скую нацию, с другой — немадьярские народы могли реализовывать нацио­наль­ные чаяния (использование родного языка, объединение в культурно-про­светительские общества и т. п.), но без получения прав коллективных субъек­тов — то есть они, например, не могли создать автономный округ по нацио­наль­ному признаку.

В результате венгерские историки сформировали такую конструкцию.

Главной целью национальной истории с 1526 года было воссоздание террито­риального единства Венгрии. В 1867 году эта цель была наконец достигнута. Главным угнетателем и душителем венгерской свободы была Вена — посколь­ку, получив территории и материальные и людские ресурсы, двор мало забо­тился о том, чтобы изгнать османов. Фактически Габсбурги были еще боль­шим злом, чем османы. Главными поборниками венгерской свободы и вен­герского воссоединения были трансильванские князья с их антигабсбургскими похо­да­ми. А самым важным эпизодом этой борьбы — Освободительная война под пред­водительством Ракоци.

Конечно, это в известной мере парадоксальная ситуация: именно Габсбурги создали такой духовный и политический климат, который позволил элите обвинять их во всех грехах, при этом продолжая быть составной частью их государства.


Битва между куруцами и лабанцами. Картина неизвестного художника. XVIII век Wikimedia Commons

Конечно, несмотря на то, что после заключения соглашения 1867 года страна обладала достаточно большой степенью независимости, в обществе сохраня­лось разделение: те, кто требовал полной, стопроцентной государственной сво­боды и суверенитета, считали себя наследниками куруцев — и клеймили как габсбургианцев тех, кто полагал, что в стране удалось создать достаточно стабильную систему и в ближайшее время лучше развивать ее и использовать все ее возможности. Поэтому отсылки к освободительным войнам постоянно всплывали в публичном дискурсе и память о них оставалась далеко от чисто научной сферы.

Интересно, что после Второй мировой войны, когда в Венгрии к власти пришли коммунисты, а страна стала частью Восточного блока, новая официальная идео­­логия инкорпорировала трансильванских князей с их освободительными походами в свою теорию классовой борьбы, представив это как национально-освободительную борьбу против иноземных угнетателей, а из вождей анти­габ­сбургских движений сделав предшественников революционеров 1848 года и коммунистов XX столетия.


Предки венгров — мадьяры — угорский народ (ряд учёных (Немет, Закиев) считает их союзом тюркских и угорских племён), кочевавший в заволжских степях южного Урала и на территории исторической Башкирии. Политика Хазарии способствовала переселению венгров на территорию Украины, откуда они в составе древневенгерской конфедерации племён вторгаются на Средний Дунай, способствуя падению Великой Моравии. Этот период истории Венгрии известен как эпоха завоевания родины на Дунае. В 934 году натиск венгров достигает Баварии, однако поражение в битве на реке Лех (955) способствует тому, что мадьяры довольствуются Средним Дунаем. Геополитически они становятся наследниками аварского каганата — диктатурой кочевников над славянским населением. Венгры некоторое время колеблются между католической Германией и православной Византией, но вскоре делают стратегический выбор в пользу первой.

Расцвет Венгерского королевства

Монгольское вторжение (XIII век) и его последствия

В 1241 году до Венгрии докатилась волна монгольского вторжения. 11 апреля венгерско-хорватское войско было разбито в сражении при Шайо, а король Бела IV (1235—1270) бежал в Хорватию. Монгольское нашествие привело на территорию Венгрии новые половецкие (куманские) орды беженцев, а также способствовало укреплению связей с католической Европой.

В 1301 году умирает последний король из династии Арпадов. Вакантный венгерский престол занял Карл-Роберт Неаполитанский. При нём утверждается венгерское рыцарство.

Второй расцвет

При Людовике власть венгерского короля распространялась на обширных территориях Восточной Европы от Балканского полуострова до Балтийского моря, от Чёрного — до Адриатики. На востоке её власть признали Валахия и Молдавия. Утвердив венгерскую власть в Хорватии, Людовик отнял у Венеции Далмацию, которой она завладела в начале XIII века. На Дунае Людовик, отбросив турок, начавших движение к северу по взятии Адрианополя, временно присоединил к Венгрии Бдынскую Болгарию и распространил свое влияние на Сербию и Боснию (Стеф. Твердко), хотя, впрочем, баны и короли Боснийские и прежде были подручниками венгерских королей. Как сын Елизаветы, сестры бездетного короля Польского Казимира III, Людовик в 1370 году получает польскую корону, а вместе и Галич, из-за которого шла тогда война Литвы с Польшей.

Людовик, не имея сына, завещал Венгрию своей старшей дочери Марии, ставшей, по договору с Карлом IV, невестой его сына Сигизмунда, предназначенного, таким образом, в короли Венгрии. Как брат чешского короля (Вацлава, или Венцеслава), Сигизмунд имел много приверженцев именно в Словакии. За Марию правила мать Елизавета Боснийская. Отказавшись от Венгрии, Польша призвала в 1384 году другую дочь Людовика, Ядвигу. В самой Венгрии начались волнения. В Хорватии, а затем и в Венгрии, выбрали Карла Неаполитанского (из Анжуйской династии), который, по прибытии в Венгрию, был умерщвлен, по наущению Елизаветы, в 1386 году, за что она и Мария попали в плен к хорватам, причём Елизавета была убита. Мария же была освобождена явившимся и вступившим, наконец, в права свои Сигизмундом.

25 сентября 1396 года турки в Никопольском сражении уничтожают 70-ти тысячное рыцарское войско венгерского короля Сигизмунда [1] . Немало досаждали венгерскому королю чешские гуситы. Далмация снова подпала под власть Венеции. При Сигизмунде возникли первые сербские поселения в Венгрии. Сигизмундов зять и наследник Альбрехт, первый государь Венгрии из дома Габсбургов, † уже в 1439 году, оставив сына Ладислава Постума. Но венгры, боясь регентства, выбрали польского короля Владислава, вскоре погибшего в войне с турками в битве при Варне в 1444 году. Против него защищала права Ладислава Постума северная, словацкая Венгрия, с чешским полководцем Яном Искрой, подчинившим себе все северные области и опиравшимся на гуситскую Чехию (1440-62).

В 1458 году королем избран Матвей Корвин, при котором Венгрия достигла определенного расцвета. Он успешно отражал притязания турок, гуситов и Габсбургов.

Упадок Венгрии (1490—1526)

После смерти Матвея Корвина в Венгрии начался упадок. Королевство сжималось под напором преуспевающих соседей: австрийских Габсбургов и Османской империи. В этот период Венгрией правила польская династия Ягеллонов. Обострились внутренние противоречия: поднимали голову магнаты, бунтовали крестьяне.

Турецкое иго



В 1526 году турки при Мохаче нанесли венграм жестокое поражение, ставшее роковым для Венгрии, её целостности и независимости. Новый венгерский король Янош Запольяи становится вассалом турецкого султана. В 1541 году турки захватили Буду и Пешт. Большая часть венгерских земель попала под власть османов и была административно организована в Будинский пашалык, подразделявшийся на несколько санджаков (районов). Торжествующая Османская империя заняла Среднедунайскую равнину, включив в свои владения самое сердце Европы, которое турки планировали превратить в плацдарм для покорения новых территорий и дальнейшего распространения ислама.

Но отпор со стороны австрийских Габсбургов привёл к фактическому разделу венгерских земель на турецкую и австрийскую части. При этом к австрийцам по договору 1547 года отошли земли со смешанным венгерско-славянским населением, а к туркам — собственно венгерские и венгеро-румынские области. Административная власть османов в центральной Венгрии продержалась до 1699 года, хотя ряд самых южных венгерских земель были освобождены лишь к 1718 году. Сопротивление турецкому владычеству оказывали как венгерские партизаны-гайдуки, так и австрийцы, заинтересованные в аннексии Венгрии в качестве сырьевого придатка Австрийской империи.

Под властью Габсбургов (1687—1867)

В 1687 году Австрия вытеснила турок с территории Венгрии и Трансильвании. Одновременно Габсбурги совершили кровавую расправу над массой венгерских протестантов (резня в Пряшеве). В том же 1687 году на сейме в Пожони (теперь Братислава) Венгрия по предложению Леопольда признала наследственные права на корону Венгерскую за мужским коленом Габсбургов.

Мадьярская оппозиция, отстаивая либеральную программу, преследовала и национально-венгерские цели, достигла введения венгерского языка в делопроизводство и основания Венгерской академии наук (1825). При Фердинанде I (1835—1848) всё резче обозначались новые политические течения и образовались партии (три), ведшие между собой борьбу, в которой крепли и развивались национальное самосознание и мадьяризм. На консервативную партию, состоявшую из значительной части высшего дворянства и меньшинства низшего, с Дешеффи (Dessewffy) во главе, опиралось правительство. Сильнейшей была партия либеральная, представлявшая оппозицию, с графом Баттяни и Кошутом во главе. Кроме части высшего дворянства, готового поступиться своими привилегиями для блага нации, к оппозиции принадлежало большинство низшего дворянства и народ. Они требовали прав для недворянских сословий, равенства перед законом, свободы печати и т. д., и кое-чего успели достигнуть (в 1840-х годах). Либерально-консервативная умеренная партия, со Ст. Сечени во главе, не имела большой силы. Правительственная система Меттерниха вызывала в Венгрии все большее и большее недовольство, умеряемое лишь популярностью эрцгерцога-палатина в 1796—1847 годах Иосифа Австрийского. Венгерский язык решительно становился официальным вместо прежней нейтральной латыни.

Венгерская национальная революция

Февральская революция 1848 года во Франции наэлектризовала политическую ситуацию во всей Европе. Венгрия не стала исключением. 15 марта 1848 года в Пеште толпы горожан требовали освобождения венгров от власти Габсбургов, свободы печати и вероисповедания, создания национальной армии и отмены крепостного права [2] . Император согласился предоставить венграм относительную автономию, однако рост межнациональных противоречий, откровенный сепаратизм и антимонархизм оппозиции вынудил Австрию призвать для подавления мятежа русские войска во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем, который и подавил выступление венгров к августу 1849 года.

В наказание император отделил от Венгрии Трансильванию, Воеводину, Банат, Хорватию и Славонию. Высшие административные посты заняли австрийцы. Однако внешнеполитические поражения вынудили австрийское руководство искать компромисс с венгерской оппозицией.

Австро-Венгрия (1867—1918)



Поражение в войне с Пруссией побудило Австрию к созданию дуализма, то есть к предоставлению Венгрии (которая включала также Трансильванию, Банат и Хорватию) полной автономии. На заседании Государственного собрания в феврале 1867 года объявлено восстановление венгерской конституции 1848 года (с немногими изменениями), учреждение особого ответственного министерства с графом Дьюлой Андраши во главе; урегулированы финансовые отношения (Венгрия участвует в общих расходах на 30 %). Венгрия отделена от Австрии государственным устройством, законодательством и управлением, но объединена с нею династией и некоторыми общими ведомствами (военным, иностранных дел). 8 июня 1867 года было торжество коронования Франца-Иосифа в Будапеште по старым обычаям.

30 декабря 1916 года в Будапеште под именем Карла Четвёртого взошёл на трон последний венгерский король Карл Первый. В 1918 он отстранился от управления государством и умер в изгнании в 1922 году. В 2004 причислен к лику блаженных Католической церковью.

Венгерская Народная Республика (1918—1919)

Венгерская Советская Республика (1919)

После распада Австро-Венгрии после Первой мировой войны на территории Венгрии 31 октября 1918 года образовалось самостоятельное национальное государство, которое возглавил граф Михай Каройи. Первое правительство не смогло вывести страну из кризиса. В январе 1919 года румынские войска оккупировали Трансильванию, что не могло не отразиться на популярности венгерского правительства. Власть перешла к социал-демократам, которые вступили в альянс с коммунистами. 21 марта 1919 года была провозглашена Венгерская советская республика. Была создана венгерская Красная Армия, которая в июне 1919 года совершила победоносный поход в Словакию. 6 августа румынские войска вошли в Будапешт и положили конец Советской республике.

Регентство Хорти (1920—1944) и диктатура Салаши (1944—1945)

Венгерская народная республика (1949—1989)

В 1956 году в Венгрии произошло антикоммунистическое восстание (Венгерское восстание 1956 года). Советское правительство во главе с Никитой Хрущевым решило вмешаться и подавить восстание. [4]

Коммунистическое правление было окончательно свергнуто в 1989 году, коммунистическая партия переименована в социалистическую.

Республика Венгрия

В результате реформ Венгрия превратилась в парламентскую республику. В марте 1990 года прошли первые многопартийные выборы в Государственное собрание, победу одержали оппозиционные партии, правительство возглавил Йожеф Антал. Главными приоритетами нового курса были объявлены рыночная экономика, частная собственность, возвращение в Европу. Была проведена приватизация, в 1991 году Советская армия окончательно покинула территорию Венгрии. Однако реформы сопровождались экономическими трудностями: росла безработица, упал уровень жизни, девальвирован форинт, возникли проблемы с МВФ. В 1994 году власть возвратилась к обновленным социалистам, которые и назначали премьер-министров последующие годы. За это время наблюдались обострения напряжённости на национальной почве со Словакией и Румынией, где венгры проживают как меньшинства. С 1999 года Венгрия — член НАТО, а с 1 мая 2004 — член ЕС.

С 1526 по 1686 г. основные области Венгрии находились под игом турецких захватчиков. Уцелевшие от погрома северная часть и задунайский край вошли в состав австрийской монархии Габсбургов; Трансильвания образовала государство, вассальное по отношению к Турции.

До последнего времени историки искусства рассматривали этот период как перерыв в художественной жизни страны. Однако новейшие исследования существенно изменяют этот взгляд, и сейчас 17 век предстает как время острой общественной борьбы, находившей свое отражение и в искусстве. Это была прежде всего борьба за освобождение страны от турок — утверждение веры в то, что будущее изменится и будет достойным великого исторического прошлого. Это была борьба растущего бюргерства против феодалов, наконец — вероисповедная борьба католиков и протестантов, чрезвычайно обострившаяся в первой трети 17 в., в период наступления контрреформации.

Значительную роль в это время в Венгрии играла и гравюра, связанная с иллюстрированием книг. Инициатором гравюры в Венгрии был бургомистр города Шопрон гуманист Криштоф Лакнер (1571—1631), занимавшийся в качестве дилетанта ювелирным делом и гравированием. Около 1620 г. он награвировал вид родного города. Широкое развитие получила гравюра политического значения, взяв на себя в известной степени задачу широкой и наглядной информации о важнейших, в первую очередь военных событиях. К концу века чрезвычайно распространились гравюры, изображавшие освобождение Буды от турок. Гравюра стала полем и орудием борьбы протестантов и католиков. Центром протестантской гравюры стал Эперьеш, где работал венгерский гравер Михай Яраи (ок. 1668). Заметное место в венгерской гравюре 17 в. занял эстергомский епископ, бывший крепостной Дьёрдь Селепченьи (1595—1685), в 1650—1660-х гг. выполнивший портретные гравюры кардинала Петера Пазманя и короля Фердинанда IY в соответствующем обрамлении барочных завитков, мифологических фигур, свитков, труб и т. п. Из иностранных граверов особенно примечательны оба Яноша Шпильбергера (оба уроженцы Кошице): они были одновременно и живописцами, писали и гравировали пейзажи и фигурные композиции.

Но живопись входила в быт не только в этих формах; чрезвычайно устойчивым было обыкновение (как в кругах дворянства, так и бюргерства) изготовлять для похоронных обрядов портреты усопших, их гербы, а также эпитафии. Портреты, иногда в рост, преследовали задачу точно запечатлеть черты покойного, но не отличались большими художественными достоинствами.

В 17 в. можно назвать несколько имен венгерских художников, составивших себе имя за рубежами своей родины, но прибавлявших к своей подписи слово hungarus (венгр). Таковы Якоб Богдань (ок. 1660—1724; работал в Лондоне), портретисты Янош Привитцер (работал в Англии и Испании в 1627—1647) и Янош Шпиленбергер (Шпильбергер) (1628—1679; работал в Германии и Австрии), автор своеобразных натюрмортов Тобиаш Страновиус (1684—1724) и другие.

В венгерском изобразительном искусстве этот исторический период связан с новым этапом в развитии портрета.

Весьма тесно связан был с венгерским искусством чешский художник Ян Купецкий (1667—1740). Им был написан в высшей степени выразительный портрет воина в латах, при мече, с беспокойно мятущимся взглядом жестокого лица (ок. 1703; Будапешт, Национальная галерея). В этом портрете ярко ощущается время острейших конфликтов и суровой борьбы.

Среди венгерских художников 18 в. Адам Маньоки (1673—1757) — самое значительное явление. Обстоятельства перебрасывали его от одного двора к другому. В 1703—1707 гг. он был придворным портретистом в Берлине, а с 1707 по 1711 г., в самый разгар вооруженного восстания, был художником Ференца Ракоци II. После Сатмарского мира 1711 г. и эмиграции Ракоци Маньоки работал в Гданьске, а затем, с 1712 по 1723 г., у польского короля Августа. С 1724 по 1731 г. Маньоки снова пишет портреты в Венгрии; после 1731 г. работает в Саксонии и умирает в Дрездене придворным художником саксонского курфюрста. В творчестве Маньоки заметна изменчивость и неровность манеры. Пышный саксонский двор диктует ему язык барочного парадного портрета с париками, латами, колоннами и драпировками; в венгерских портретах 1720-х гг. нет этого блеска, столь чуждого протестантской среде бывших приверженцев Ракоци.

После Сатмарского мира 1711 г. и эмиграции Ракоци габсбургская Австрия стала распоряжаться всей Венгрией, приспособляя ее в качестве аграрной колонии к потребностям своей империи. Но в подавлении сопротивления помимо террора необходима была агитация, направленная на перестройку сознания всех классов венгерского народа. Ведущую роль играла при этом католическая церковь, и главным образом иезуиты, которые строили церкви и лицеи, расписывая их возможно более впечатляющим образом. Этим объясняется, что на протяжении трех четвертей 18 в. в архитектуре и изобразительном искусстве Венгрии преобладающее положение занимали произведения, связанные с церковными заказами.

Австрийские правители строили в Венгрии немного, лишь изредка пытаясь какой-нибудь огромной постройкой напомнить о своем могуществе. Так была предпринята переделка, собственно, постройка заново дворца в Буде (не сохранился). Другая постройка — воздвигнутый Антоном Эрхартом Мартинелли (1684—1747) Дом Инвалидов, превращенный позднее в ратушу. Это огромное четырехэтажное, с четырьмя внутренними дворами здание имеет даже на узких фасадах по двести окон. Архитектор тщетно пытался оживить его монотонность тосканскими пилястрами и входами — выступами ризалитов, украшенными скульптурой.

Большой интерес представляют новые католические церкви и замки магнатов. Однако эта архитектура — впрочем, довольно однообразная — не достигала уровня итальянских, немецких или французских образцов, которым в той или иной степени подражала. К лучшим образцам относятся иезуитская церковь в Тренчине, построенная в 1711—1712 гг. учеником Андреа Поццо Кристофом Таушем (1673—1731); иезуитская церковь в Надьсомбате (Трнаве); к этому же типу приближается и университетская церковь в Будапеште (1736—1742), церковь миноритов в Эгере (1758—1773).

Более интересное и своеобразное развитие являют фресковые росписи, в особенности алтарные и плафонные, как в церквах, так и в других подведомственных церкви учреждениях.

Примерно до 1730 г. в Венгрии ведущие позиции в строительстве и живописных росписях занимают иностранцы: Давиде Антонио Фоссати (1708—1779), Готтлиб Антон Галлиарди (работал в 1720-х гг.) л особенно Антонио Галли Биббиена (1700—1774). Они создают на стенах и плафонах католических церквей виртуозные иллюзорные изображения архитектуры.

К 1780-м гг. в связи с формированием буржуазных отношений начинают меняться и художественные вкусы; потребностям зрителя может отвечать лишь иное, более рассудительное и рассу ждающее искусство. Это учитывают и церковные заказчики. Одним из характерных мастеров переходного периода был Кракер (1717—1779). Иоганн, или Янош, Кракер родился в Вене и умер в Эгере, где им в период между 1765 и 1778 гг. было выполнено много фресковых росписей, значительная часть которых погибла. На его работы оказал сильное влияние один из виднейших епископов того времени, меценат Карой Эстерхази; указания и настояния заказчика требовали вместо туманного пафоса и барочной динамики большей повествовательной ясности и известной трезвости прозаического рассказа.

Одному из лучших мастеров австрийского барокко Иоганну Лукасу фон Гильдебрандту (1668—1745) в Венгрии принадлежат два прекрасных произведения раннего периода его творчества. Это дворец графа Гарраха в Фельтороне и особенно его прообраз—дворец в Рацкеве, построенный для Евгения Савойского, отмеченный соразмерностью частей и необычайным изяществом. Знаменитый строитель венского Бельведера и в венгерских постройках сумел соединить черты репрезентативности с некоторым уютом, развив ризалиты здания и выделив вход с его арками, нишами и увенчивающим центральную часть куполом волнистого очертания.

В барочных замках вельмож второй половины 18 в. наметились черты перехода к классицизму. Но барочные элементы долго еще применялись в строительстве частных домов буржуазии, украшая фасады, ворота, наличники окон совсем небольших построек. Они, например, придают своеобразную прелесть площадям и улицам города Шопрон.

Скульптура не занимала в искусстве Венгрии 18 в. такого значительного места, как живопись и архитектура. Но и здесь могут быть отмечены интересные работы, главным образом австрийских скульпторов, внесших своеобразно венгерские черты в скульптурное оформление.

Выразительные статуи для барочных церквей создал в Венгрии австрийский скульптор Иоганн Антон Краусс (работал ок. 1769—1773). Этот мастер пафосной пышной декламации умело использовал в своих церковных алтарных декорациях и цвет, и золото, и театральную мимику, и выразительность жестов, и сложную динамику драпировок (например, фигура епископа в соборе в Ясо, коленопреклоненный Ференц Борджа в иезуитском храме в Эгере и др.). Церковные алтари этой эпохи совмещают черты храма, дворца и театра. Золоченые, высоко вознесенные балдахины увенчивают сложные, перегруженные орнаментом сооружения. Колонны с узорчатыми, мерцающими позолотой капителями образуют затененные ниши, из которых с манерной аффектацией выступают сильно жестикулирующие, повышенно экспрессивные фигуры святых; гирлянды золотых цветов несут похожие на амуров порхающие ангелы. Среди ценных деревянных скульптур этой эпохи надо выделить фигуры св. Иеронима из Тиханьского аббатства, а также св. Роха из Эгервара (ок. 1755; Будапешт) с замечательно переданным выражением страдания и очень сдержанной и гармонической расцветкой. Предположительными их авторами считают Шебештьена Штульгофа и Ф.-Я. Штрауба. В них видны живые традиции как венгерской, так и южнотирольской деревянной резьбы.

В прикладном искусстве 18 в. развился новый вид оформительского творчества — кованое железо. Генрих Фассола (1730—1779) широко вводит в обиход очень красивые изделия, вносящие в облик венгерских городов особую ноту (ворота, оконные решетки, фонари, лестничные перила и т. п.).

Конец 18 в. ясно свидетельствует о наступающем переломе. Такие симптомы, как отказ Иосифа II от откровенно насильственных методов онемечения подвластных ему народов, постепенное падение значения церкви, якобинский заговор, за которым стояли два тайных общества, появление и развитие просветительской литературы, — признаки нового века. Даже в церковном зодчестве угасающее барокко сменяется трезвым и несколько прозаическим искусством Якоба Фельнера (1722—1780), переход к классицизму которого порой проявляет себя в таких сдержанно-строгих зданиях, как лицей в Эгере. Однако бесчисленные варианты построенных им церквей с высоким фасадом, с двумя четырехгранными башнями по бокам скорее свидетельствуют о конце старого, чем о начале нового. 18 век изживает себя. Наступают иные времена, применительно к которым можно будет в полную силу говорить не только об истории искусства в Венгрии, но и об истории венгерского искусства.

Читайте также: