Вендский крестовый поход 1147 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

То, что славяне жили хорошо и богато, отмечают все христианские хронисты. И несмотря на то, что они относились к славянам-язычникам с высокомерием фанатиков, уверенных в исключительности и превосходстве своей веры, даже они отмечают прекрасные человеческие качества славян. То же Гемольд пишет:

А вот слова христианского епископа Оттона Бамбергского, дважды посетившего земли Поморских славян с целью обращения их в христианство в 1124 и 1127 годах: «. Рыбы там невероятное изобилие, как в морях, так и в реках, озёрах и прудах. За денарий ты бы купил воз свежих сельдей, а если бы я стал рассказывать то, что знаю об их запахе и толщине, меня обвинили бы в чревоугодии. По всей стране множество оленей, ланей и диких жеребчиков, медведей, кабанов, свиней и всякой дичи; масло коровье, молоко овечье с туком, агнцев и овнов, с обилием мёда и пшеницы, с коноплёй и маком, и всякого рода овощами, и если бы там были виноградные лозы, оливы и смоковницы, ты подумал бы, что это земля обетованная, так много в ней плодовых деревьев.

«…Крестоносцы решили двинуться на полабских славян двумя армиями: одна должна была идти с Нижней Лабы против ободритов, другая – из Магдебурга против лютичей. Во главе первой армии стояли Генрих Лев, Конрад, герцог бургундский, архиепископ бременский Адальберт, епископ бременский Дитмар и др. С этой армией должны были соединиться датчане, предводимые обоими своими королями – Свеном и Канутом, которые решили прекратить внутренние усобицы для совместных действий против общих врагов – ободритов.

Во главе второй армии из светских князей стояли пфальцграфы Фридрих Саксонский, Герман Рейнский, маркграфы Альбрехт Медведь и Конрад Мейсенский, а из духовных князей, помимо папского легата, епископа гавельбергского, – архиепископ Фридрих магдебургский, епископы гальберштадтский, мерзебургский, бранденбургский и мюнстерский, а также Вибальд, аббат корвейский. Последний имел виды на о. Руяну, основывая свои притязания на старинной нелепой версии о том, что почитаемый на острове Святовид – это обожествлённый славянами св. Вит, покровитель Корвейского монастыря, которому когда-то немецкие короли будто бы пожаловали остров. Только непоколебимая уверенность немцев в успехе могла побудить аббата двинуться за Лабу для того, чтобы не допустить нарушения прав своего монастыря при предполагаемом дележе славянской территории.

Вместе с тем Никлот искал союзников в предстоящей борьбе и обратился к графу голштинскому Адольфу с напоминанием о заключённом с ним соглашении. Хотя Адольф и не сочувствовал крестовому походу, но он, конечно, отказался помогать Никлоту против своего герцога, Генриха Льва, и единственными союзниками князя оказались руяне.

Уничтожив таким образом суда и любекские гавани и предавши пламени город, Никлот послал два отряда всадников, которые прошли всю землю вагров, истребивши и захвативши в плен осевших здесь немецких колонистов. Лишь колонистов из голштинцев, осевших к западу от верхнего течения Травны, славяне почему-то не тронули. Может быть, Никлот хотел посеять раздор между немцами, внушив подозрение к голштинцам в том, что они действовали заодно со славянами. Если это так, то Никлот блестяще достиг своей цели, так как на голштинцев действительно пало подозрение в измене…

Действия Никлота с суши и руян с моря происходили одновременно и были согласованы: Нилот должен был отвлечь внимание датского войска от кораблей и тем помочь руянам одержать победу. Цель эта была достигнута, и руяне имели на море не меньший успех, чем ободриты на суше… Весь шоненский флот достался победителям, и руяне тем самым удвоили свои силы…

Как видим, немцы поняли всю бессмысленность своего предприятия лишь после того, как славяне дали им жестокий урок, в результате которого оказалось, что вместо ожидаемой лёгкой добычи, крестоносным хищникам грозили в славянской земле одни только лишения…

Главная (южная) армия крестоносцев собралась, как было условлено, в Магдебурге… Основное направление всему походу, очевидно, давал Альбрехт Медведь, который хотел расширить силами крестоносцев пределы своей северной марки за Пену и за Одру. Здесь было уже распространено Оттоном Бамбергским христианство, но, надо думать, что князья скрывали этот факт от массы крестоносцев, возбуждая их алчность перспективой богатой добычи у язычников, по отношению к которым всё считалось дозволенным. Духовные князья соревновались в своих воинственных планах со светскими, причём возглавлявший этих прелатов архиепископ магдебургский мечтал подчинить своей власти независимое поморское епископство и завладеть его обширными доходами в богатом Поморье…

Армия пошла к Поморью той самой дорогой, какой, 20 лет назад ехал Оттон Бамбергский. Пройдя с большими трудностями дремучий лес, отделявший область гаволян от области морочен, крестоносцы вышли к озеру Морице и оказались на языческой территории, не признававшей ни власти немцев, ни христианства. Жители разбегались, спасая, что могли, а крестоносцы опустошали и жгли славянские селения. Был сожжён при этом славянский город Малхон вместе со стоявшим перед его воротами языческим святилищем. Обозначая свой путь грабежами, поджогами и убийствами, армия направилась к Дымину – городу лютичей на Пене, – но, не доходя до этого города, разделилась: часть армии направилась к Щетину.

Полная неудача постигла и ту армию, которая направилась для действия против Щетина, главного города Поморья. Когда крестоносцы обложили этот город, осаждённые выставили на городских валах кресты, в знак того, что они христиане, и тогда среди армии произошло замешательство. Всем стало очевидно, что затеянное предприятие стояло в вопиющем противоречии с идеями, провозглашёнными Бернардом Клервосским и папой, и рядовые крестоносцы поняли, что они одурачены князьями, которые их руками не у язычников, а у христиан хотят захватить новые земли и новые доходы…

К сожалению, на этом немецкое продвижение на восток не прекратилось. В 1150 с помощью интриг и обмана было захвачено Браниборское княжество. Вагрия постепенно и неуклонно христианизировалась путём ползучего просачивания туда переселенцев из Германии и Нидерландов. Единственный, кто пока противостоял христианской агрессии, был ободритский князь Никлот. После крестового похода ему удалось восстановить старое государство ободритов в его прежних границах, за исключением Вагрии и Полабии, захваченных немцами, и подчинить себе соседние приморские племена лютичей – хижан и черезпенян. К сожалению, союз лютичей и ободритов оказался непрочным, и Никлот, не сумев договориться с родственными славянскими племенами, делает фатальную ошибку – чтобы подчинить лютичей, он обращается к немцам. Над землями лютичей прошёлся огонь и меч, что означало, что об объединении северных полабских племён в самостоятельное славянское государство речи быть не могло.

Так политическая раздробленность западных славян привела к их почти полному исчезновению…


В середине XII века на Святой Земле мусульмане собрались с силами и нанесли христианам ряд чувствительных поражений. После падения Эдессы в 1144 г. в Европе возникает идея Второго крестового похода. Несмотря на усиленную подготовку экспедиция не принесла желаемого результата.

Подготовка и организация Второго крестового похода

1 декабря 1145 г. Евгений III издал буллу о новом крестовом походе, направленную к королю Франции. 1 марта следующего года была издана вторая булла, ставшая образцом для всех последующих призывов к крестовым походам.
Она состояла из трех основных частей:

  • рассказ(описание Первого крестового похода и современной ситуации);
  • призыв(пылкое обращение ко всем христианам, побуждающее их защитить восточную церковь);
  • привилегии(отпущение грехов, защита церковью семьи и имущества крестоносцев, запрет на взимание процентов с займов крестоносцев и т. д.).

В булле папы Римского 1145 г. возникла формула, объясняющая военные неудачи христиан их большой греховностью.

Главным проповедником Второго крестового похода стал знаменитый аббат Бернар Клервоский. Его пламенные проповеди во Франции и Германии привлекли к участию в походе огромное количество фанатиков.


Рис. 1. Бернард Клервоский на картине Г. А. Вассхубера.

Ход Второго крестового похода

Руководителями похода стали король Франции Людовик VII и германский король Конрад III . Вместе с двумя монархами участниками Второго крестового похода стали многие знатные люди:

  • от Франции – Робер I де Дре (брат короля), графы Альфонс Жордан Тулузский и Гийом III Неверский, епископы Лангра, Арраса и Лизье;
  • от Германии – герцог Фридрих Швабский (Барбаросса), герцог Сполето Вельф VI и др.

Кратко о событиях Второго крестового похода можно сказать следующее:

  • Датой начала похода стал май 1147 г., когда немецкие крестоносцы выступили в поход из Регенсбурга. Месяц спустя за ними последовала армия Людовика VII.
  • На пути крестоносцев лежали византийские территории. Немецкая армия начала грабеж. Византийский император Мануил предоставил крестоносцам флот для переправы через Босфор. На этом его помощь ограничилась.
  • Армия Конрада III подвергалась постоянным атакам турецкой легкой конницы. При Дорилее состоялось решающее сражение, которое окончилось паническим бегством крестоносцев. Остатки армии в конце ноября 1147 г. вернулись в Никею и соединились с французами.
  • Объединенная армия сделала вторую попытку добраться до Эдессы. В январе 1148 г. у г. Кадмус крестоносцы вновь потерпели сокрушительное поражение от турок.
  • Летом 1148 г. на Коронном совете в Акре собрались главные участники похода и местная феодальная знать. Было принято решение о захвате Дамаска. Осада продолжалась пять дней. В это время к городу стали подходить мусульманские подкрепления. Крестоносцы отступили, потеряв множество людей. В начале августа армия была распущена.

Во время осады Дамаска проявилась небывалая сила Конрада III, который разрубил противника мечом на две части.

Летом 1149 г. между Иерусалимом и Дамаском было заключено перемирие, что официально подтвердило окончание Второго крестового похода.

Вендский крестовый поход против славян

Привычное дело, но все же жаль. В нашей официальной историографии совершенно не рассказывается о южно-балтийских славянах, а ведь это не просто родственная нам часть этноса, но и безусловно важнейшая часть славян.

Именно здесь, на берегах Варяжского (Балтийского) моря, находились главные Храмы славянских Богов: сначала в священной Ретре, а после ее разрушения - в Арконе.

Они, а не какие-то гипотетические викинги, "держали" это море. Не зря оно и именовалось созвучно названию военных дружин руянцев - варягов/руссов. Об этом следует знать - это НАША история. Несколько сотен лет праславянские племена заселяли всю Центральную Европу - от Балтийского моря до Средиземного, создавали союзы и государства.

Но их время прошло, настало время единобожия, а славянские роды упорно не желали расставаться со старыми Богами. И объединяться они тоже не хотели. Так, по одиночке, по очереди, славянские племена и союзы пали под напором новых народов, объединившихся под единым началом королей и одной веры - христианства.

Настала пора и южно-балтийских племен. Противостоять натиску данов, франков и германцев становилось все труднее. Уже не раз и не два славяне теряли территории и влияние, но то все было только начало.



К
репость на острове Руяне

Натиск на Восток (Drang nach Osten)

Первое крупное военное нападение на земли южно-балтийских славян осуществил император Запада Карл Великий еще в 789 году. Всю свою долгую историю славяне самозабвенно резали друг друга, вступая в разнообразные союзы с кем угодно, кроме своих соседей-соплеменников. Франки, германцы и даны с большим удовольствием пользовались этим.

К примеру, еще один император Отто́н I Великий (создатель Священной Римской империи германской нации) с 936 года начал активно создавать на землях славян поселения германских колонистов, так называемые "марки". Поселенцы получали льготы и всемерную поддержку от империи, а славян соответственно гнали взашей. Это было плохо, но как оказалось - худшее было впереди.


На подступах к крепости

Даже будучи разрозненными славяне оставались воинственным и дерзким народом, регулярно восставая против захватчиков и вырезая колонистов. Первые призывы к крестовому походу против славян прозвучали уже в 1107-1108 годах, но состоялся он лишь в 1147 году - во времена Второго крестового похода.

Очередной Папа Римский, Евге́ний III, поддержал призыв монаха (своего учителя) Бернарда Клервосского, уничтожить гнездо неверных на Южной Балтике. В своей булле он призвал крестоносцев действовать решительно, запретил принимать выкупы от славян и более того - требовал подчистую всех уничтожить, а землю забрать себе.



Чего ловить в пустыне - жара, смерть и бессмысленные потери

Силы противостоящих сторон

Самые продуманные немецкие, датские, а также польские и моравские (тоже славяне, но уже ассимилированные) рыцари поняли, что здесь можно нагреть руки гораздо приличнее, чем на Ближнем Востоке. Против полабских славян, проживавших по берегам реки Лаба ( ныне Эльба ): ободритов, лютичей и поморян, было сформировано три армии.

Первая (северная), под началом Генриха Льва, насчитывала около 100 тысяч немецких и датских воинов; вторая (южная), под началом Альбрехта Медведя, состояла из германских и моравских воинов численностью также 100 тысяч, а в дополнение ко всему с востока на пруссов (по другим данным ятвагов) нападали 20 тысяч поляков и, по некоторым данным, русских. В истории этот план известен как Вендский крестовый поход.


Для сравнения: во Втором крестовом походе на Ближний Восток участвовали (усредненные данные) 30 тысяч воинов, а против славян выставили 220 тысяч. Что называется - почувствуйте разницу! Это лишний раз красноречиво говорит о приоритетах Ватикана и алчных аппетитах европейской знати. Ведь речь шла о захвате земель полабских славян.

Как я уже упоминал, славяне были традиционно разобщены и даже нависшая опасность не заставила большую их часть объединиться для отпора завоевателям. Некоторая часть племен в то время была под началом ободритского князя Никлота, именно они смогли оказать самое яростное сопротивление северной армии крестоносцев.


Данных о численности славянских войск нет, но все летописцы едины в утверждении, что и на севере и на юге разрозненные славяне могли выставить лишь слабые отряды объединенных дружин и ополчения. Разве что на востоке, поморяне имели примерный паритет, но это направление было не главным, а отвлекающим.

Начало Вендского крестового похода

Подготовку таких огромных армий невозможно было скрыть. Южно-балтийские славяне безусловно знали о готовящемся вторжении и готовились к его встрече. На совете князей, в главном храмовом городе Ретра, была избрана скифская тактика противостояния. Война началась незадолго до самой интервенции.

Статья подготовлена по материалам историка Д. В. Белоусова: ссылки на видео и сайт.

Святослав _

Автор Святослав _ Пенза Интересуюсь сам и знакомлю своих читателей с удивительной, древней и достойной историей нашего государства - России, наследницы Евразийской империи. © с 28 декабря 2020 года

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию написать

Второй Крестовый поход

История

Взятие мусульманами Эдессы чувствительно отразилось на европейских христианах. После этого было принято решение организовать Второй Крестовый поход. Кратко его события, которые проходили в течение 1147- 1149 годов, закончились полной неудачей крестоносцев. Завоеванная земля не была освобождена, и участники вернулись домой без достигнутых результатов. В итоге позиции христианства существенно пошатнулись.

Ситуация на Востоке и в Европе

Значительно усилившиеся мусульмане стали угрожать христианским землям на Востоке. В первую очередь это коснулось Эдессы, которая была завоевана эмиром Мосула Имад-ад-дин Занги. Произошло такое событие в 1144 году.

Никто не смог прийти на выручку Эдесскому княжеству. У сидевшей на престоле Иерусалима Фульке Мелисенде было очень шаткое положение. Раймунд Антиохийский в это время воевал с Византией. Сложная ситуация была и в Европе. Престол Римского Папы Евгения III был ненадежен. В Италии возникло течение, которое угрожало авторитету церкви. Возглавлял его Арнольд Брешианский. В непростой ситуации находился короля Германии Конрад III, который в это время вел борьбу с Вельфами.

Формирование участников

Французский король Людовик VII

Французский король Людовик VII желал принять участие в Крестовом походе. Для этого он сначала посоветовался с аббатом Сугерия, который дал согласие на такое мероприятие, но предупредил о необходимости хорошей к нему подготовки.

Такую же позицию занял и Римский Папа Евгений III. Для этого он поручил проповеднику Бернарду Клервоскому произнести на государственном собрании воззвание к французскому народу. В речи говорилось о необходимости защиты Гроба Господня от неверных.

На этом решение организовать 2 Крестовый поход, было принято. Оставалось склонить к участию императора Германии. С этой целью Бернард Клервоский специально поехал к Конраду III и сумел уговорить его тоже принять участие.

Планы и цели похода

Людовику VII для похода удалось собрать армию в 70 тысяч воинов. Уже с таким количеством человек можно было решать поставленные задачи, которые состояли в следующем:

Король Сицилии Роджер II

  1. Ослабление силы эмира Занги.
  2. Освобождение Эдессы.
  3. Устранение давления на христианские территории Востока со стороны мусульман.

Учитывая, что в процессе перемещения армии к ней будут присоединяться добровольцы, в итоге ее мощь могла возрасти вдвое. В планы Людовика VII входило начать движения через Италию и дальше морским путем достигнуть Сирии. При этом существовала вероятность, что к походу присоединится король Сицилии Роджер II, который тоже имел желание участвовать в мероприятии.

Однако путь, который предлагал германский король, был иным. Он считал, что нужно по карте перемещаться через Венгрию. Дальше пересечь Болгарию, Сербию, Фракию и Македонию. Именно в таком направлении двигались воины первого Крестового похода. При этом Конрад III настаивал, чтобы французы присоединились к этому варианту. Людовик VII дал согласие на такой план.

Начало движения

Крестоносцы начали движение летом 1147 года. Первым выступил Конрад III. Через месяц должен был начать перемещение своих войск Людовик VII.

Однако такое положение дел не устраивало Роджера II. Изменив маршрут, крестоносцы оставляли его в стороне. Это возмутило короля Сицилии, и он приступил к самостоятельным действиям. Однако направлены они были против интересов крестоносцев. Снаряженный им флот, стал совершать набеги на острова, принадлежащие Византии. Затем произошла оккупация территорий:

Дальше Роджер II заключил договор с африканскими мусульманами. Это было сделано с целью устранения опасности неожиданных нападений.

Путь германцев

Выступление крестоносцев

  1. Основные соперники, против которых был организован Крестовый поход.
  2. Союз Роджера II с египетскими мусульманами.

Появление Людовика VII

В то время когда Роджер II потерпел сокрушительное поражение, Людовик только приближался к стенам Константинополя. Мануил не желал видеть у себя и французские войска. С этой целью он распустил слух о том, что германский поход продвигается очень успешно. Войска одержали ряд побед, и французы там скоро будут не нужны.

Прибыв в Никею, Людовик встретился с Конрадом III и понял хитрость Мануила, которой так легко поверил. Дальнейшие перемещения было решено проводить совместно. К такому выводу пришли оба руководителя похода.

Совместное перемещение и раскол

Теперь уже объединенное войско двинулось в путь. Перемещение шло медленными темпами. Людовик не ожидал таких трудностей похода, поэтому взял с собой обширную свиту. С ним ехала его жена. Постепенно стал выявляться недостаток съестных припасов. В этих условиях пришлось бросить часть багажа.

Людовик направился со своим войском в Антиохию

Постепенно между руководителями похода начал происходить раскол. Со временем он увеличился до такой степени, что армии разделились. Людовик направился со своим войском в Антиохию. Конрад III пошел в Иерусалим.

В Антиохии крестоносцев встретили с почетом. Особенно местному правителю понравилась жена Людовика VII. В этих условиях король Франции чувствовал себя неуютно, но от целей похода отказываться не хотел.

Провал начинаний

Сидевший в Иерусалиме король Балдуин II предложил гостившему у него Конраду III возглавить пятидесятитысячное войско и идти с ним на Дамаск. Такой ход событий в планы похода не входил, однако был принят германским королем. Понимая, какая ему грозит опасность, эмир Дамаска, привлек на свою сторону силы Нурад-Дина. Это был сын умершего эмира Занги.

В этих условиях крестоносцам требовалось соблюдать осторожность, поскольку численность их войска была уже недостаточно велика. Существовала опасность объединения мусульман в единую коалицию.

Подойдя к стенам Дамаска, крестоносцы начали его осаду. Для этого они выбрали наиболее незащищенную часть крепости. Однако все усилия были напрасными. Город держал оборону. Была сделана попытка проведения осады с другой стороны крепости. Однако результат оказался тот же.

Из-за невозможности сломить сопротивление король отдал приказ к снятию осады. Это морально подействовало на крестоносцев. После этого они уже не находили в себе внутренней энергии идти на соединение с французами и продолжать Крестовый поход. В итоге было принято решение возвращаться домой.

Узнав о таком поступке Конрада, Людовик попал в трудное положение. У него не было желания заканчивать бесславно поход. Однако окружающие его советники доказывали обратное. Они обращали его внимание на уход германцев, а, следовательно, об общем ослаблении армии. В конечном счете они сломили упорство короля Франции. В 1449 году Людовик тоже вернулся домой.

Результаты похода

Второй Крестовый поход закончился полным провалом

Второй Крестовый поход закончился полным провалом. Основная причина состояла в том, что его руководители постоянно ссорились. В итоге мусульмане не были ослаблены. Наоборот, они поняли, что с христианами можно бороться и выгнать их с Востока. Возникло мнение, что в неудачном исходе виновна Византия. Сторонники таких взглядов считали, что при организации следующего похода он должен начинаться с покорения Византийского царства. В итоге при четвертом походе так и произошло.

Неудача сильно сказалась на Конраде. Теперь германцы подвергались постоянным насмешкам, потому что именно они потерпели основные поражения. Однако исход событий на Востоке сильно ударил по самолюбию и Людовика. У него даже были мысли сразу же организовать очередной поход.

Длительное проживание восточных христиан на мусульманской территории тоже сказалось на изменении их образа мыслей. Это выразилось в непонимании, возникающем между ними и европейцами.

Особенно темным пятном легла неудача на церковь. Сильно был подорван авторитет проповедника Бернарда. Его даже стали называть лжепророком. Однако об организации нового похода Римский Папа не хотел и слушать. В итоге вопрос о его формировании отпал на некоторое время.

Второй Крестовый поход тщательно изучается школьниками. По этой теме готовятся доклады. Несмотря на его неудачу, он также имеет важное историческое значение.

Читайте также: