Великий раскол мордовцев сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье кратко описаны события длительного процесса разногласий, сопровождающие великий раскол Церкви.

Основной период раскола – 1378 по 1417 гг. Предпосылки возникли гораздо раньше.

Раскол Запада и Востока

Итогом длительного процесса отдаления церквей стало исповедование католичества Западом, православия – Востоком.

В письме к патриарху Константинополя Михаилу в 1043 г. Лев (папа римский) настаивал на признание верховной роли Римской кафедры. Михаил готов был идти на любые уступки, кроме умаления авторитета Византии.

В 1054 г. посольство Рима прибыло с визитом в Константинополь. Цель: примирения с патриархом, закрепление главенствующей роли Рима.

Общение не сложилось. Михаил желал проучить высокомерных служителей. Так началась Великая схизма – разрыв отношений между римскими поместными церквями и Константинополем. После более века церкви пытались наладить отношения.

Попытки перемирия и окончательный распад

Новым фактором, напомнившим о напряженной ситуации, стало разорение латинского квартала в Византии в XII веке. Репутация Востока упала.

Сын Михаила Андроник II в начале правления стремился к возрождению православия. Он свергал епископов поддерживающих условия унии и выпускал заключенных. За содеянное император был отлучен папой от церкви.

К концу правления Андроник, как и все его последователи, вплоть до 1453 г. предпринимали попытки сближения.

Захвативший в XV веке Константинополь султан Мехмед II изгнал все униатское духовенство. Новым патриархом был избран человек, категорически отрицающий католицизм. Это привело к окончательному расколу. Патриарх Константинополя стал главой Церкви следующих стран:

  • Сербии,
  • Болгарии,
  • дунайских княжеств,
  • Руси.
  • Англия,
  • Венгрия,
  • Польша,
  • Дания,
  • Северная Италия.

За Авиньон выступали:

  • Неаполь,
  • Сицилия,
  • Кипр,
  • Уэльс,

В 1409 г. этом году для решения конфликта между куриями был созван Вселенский собор в Пизе. Ни папа Римский Григорий XII, ни Авиньона Бенедикт XIII не явились. Собор лишил власти обоих, и выбрал Александра V. Столицей нового папы стала Пиза.

Каждый из 3 пап Западной церкви стремился занять главенствующее место, избавиться от соперников.

В ноябре 1417 г. все 3 папы были свергнуты Вселенским собором в Констанце и выбран 4 ‐ й представитель – Мартин V (Великий). Бывшие папы признали кандидатуру Мартина и были удостоены сана кардиналов.

Исключением стал Бенедикт XIII. Отказавшись признавать нового главу церкви, он провел остаток жизни в замке Испании. После кончины его последователи долгое время назначали новых антипап, но ни одно государство не признавало их кандидатуры. Последним антипапой пытавшимся возобновить раскол считается Феликс V (1439-1449).

На данный момент к законным папами церковь относит представителей Рима. Другие понтифики считаются антипапами.

Великий раскол, Д. Л. Мордовцев - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:
Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Даниил Лукич Мордовцев - автор многочисленных популярнейших в XIX веке романов и повестей, посвященных истории России и Украины. "Великий раскол" - это захватывающее повествование о трагических событиях XVII столетия, одной из основных причин которых явилась церковная реформа. Деятельность патриарха Никона вызвала раскол Русской Церкви и привела к возникновению старообрядческих течений, самоотверженно боровшихся за свои идеи. Писатель с болью и откровением рассказывает о тяжелой жизни и страшной участи противников Никона: протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой и других. Не ускользают от пристального взгляда Мордовцева и душевные метания своенравного и упрямого Никона. Перед читателем разворачивается во всем многообразии красок жизнь русского народа в то противоречивое и жестокое время. Роман населен большим количеством действующих лиц, но все они - от царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, до ничем, казалось бы, не примечательного монаха-чернеца - не.

Даниил Мордовцев - Великий раскол

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Великий раскол"

Описание и краткое содержание "Великий раскол" читать бесплатно онлайн.

Исторический роман из эпохи царствования Алексея Михайловича

Даниил Лукич Мордовцев

Глава I. Попытка к возврату

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года из ворот Воскресенского монастыря, что под Москвою, выехало несколько саней. В передних, с высокою спинкою, обитых черною материею, виднелась массивная фигура в черном высоком клобуке, на котором, при мерцании звезд и движении саней, искрились разноцветные огоньки дорогих камней. Против него, на переднем сиденье, виднелась другая человеческая фигура, над которою высился большой крест, тоже искрившийся огоньками. Проходившие в это время по дороге люди, завидя передние сани и крест, поспешно отошли в сторону и упали ниц.

Ночь была морозная, тихая. На небе вызвездило. Необыкновенно ярко выступали из мрачного покрова, раскинувшегося над землею, то трепетные и мигающие, то яркие и дрожащие искры далеких огней, брошенных неведомою силою в пространство, и чем дольше всматривался в них глаз, тем далее, казалось, уходили они в мрачную, беспредельную даль и пустоту, так что становилось чего-то страшно. Страх этот ясно изображался на бледном лице того, который сидел на переднем сиденье первых саней и держал в руках высокий металлический крест: он, по временам, испуганно взглядывал на это темное, усеянное звездами небо, на котором, среди других звезд, неподвижно стояла страшная, хвостатая звезда, словно огненная метла, брошенная на небо хвостом на полдень, — и тихо шептал молитву.

Поезд двигался скоро, резко визжа полозьями по снегу. Возницы, сидевшие на передках саней, тихо, без слов, но торопливо подгоняли лошадей длинными бичами. Во всех санях виднелись черные клобуки — и весь этот ночной поезд с черными клобуками представлял что-то таинственное, загадочное.

— Что крест-от так дрожит у тебя в руках? — спросил вдруг тот, у которого на клобуке искрились драгоценные камни.

— Страховито видение сие, великий государь, — отвечал державший крест, указывая на комету.

— То знамение Божие — перст огненный, им же Он, сый и грядый, судьбы мира пишет.

— К добру ли знамение то, великий государь?

— Судьбы Его кто исповесть? Может на врагов моих и сквернителей церкви российской указует тот палец огненный, а может на меня.

Через дорогу, впереди саней, промелькнуло что-то серенькое и попрыгало по снегу к ближайшему перелеску.

— Стой, останови сани! — повелительно сказал последний голос. — Заяц перебежал дорогу… Лукав бес — ненавидит добро… Поди, Иванушко, осени крестом дорогу.

Тот, кого называли Иванушкой, вылез из первых саней, держа перед собою высокий крест, прошел вперед и, трижды осенив крестом дорогу, молча воротился на свое место.

Поезд снова двинулся. Опять завизжали полозья, звонко, резко, словно бы под ними кто-то вскрикивал от боли, жалуясь на холод. Снова безмолвно смотрели с неба чьи-то страшные очи да огненный палец — не палец, а целая горящая пятерня указывала на что-то далекое, невидимое. Иногда лес заслонял собою горизонт и снежную, утопавшую во мраке равнину, и тогда казалось, что вдоль дороги, по сторонам, двигались какие-то тени в саванах, из-под которых простирались длинные руки, словно закоченевшие от холода.

Время переходило уже за полночь, и в ночном воздухе слышалось что-то похожее не то на продолжительный, неумолкаемый стон, не то на далекую протяжную и плачущую музыку. Сидевший в передних санях словно как бы вздрогнул и вытянулся, к чему-то прислушиваясь.

— Меня зовут… по мне встосковались храмы Божий, — радостно сказал он.

То слышался далекий звон московских церквей к заутрени. Скоро близость Москвы стала сказываться все яснее и яснее. Потянулись изгороди, заборы, боярские подгородные усадьбы. Чаще попадались обозы, гуськом тянувшиеся в город, к раннему базару.

— Савина монастыря власти, — отвечали из первых саней.

— Подвысь! Вольно! С Богом!

И сторожа, при виде креста в санях, в недоумении сняли шапки и стали креститься.

Поезд с крестом проехал прямо в Кремль и остановился у Успенского собора. В соборе в это время шла заутреня. Служил ростовский митрополит Иона, временный блюститель патриаршего престола. Народу была полна церковь, так полна, что во время молитвенных возглашений иподиакона вся церковь представляла колышущуюся массу голов, которые, по-видимому, не вмещались в тесных стенах обширного храма и во всяком случае не могли делать истовые размашистые поклоны, как то требовалось обычаем. В спертом от дыхания воздухе свечи, которых зажжены были целые леса, горели тускло, оплывали и чадили. Но при всем том в храме царствовала благоговейная тишина и только слышались сдержанные старческие покашливанья да вздохи сокрушенных сердец, а то и просто вздохи обычая — что так-де надоть, крепче будет. Над всем этим господствовал звонкий, грудной, хотя тоже, в силу обычая, для большей истовости несколько гнусивший голос псаломщика — митрополичьего поддьяка, высоко и шибко забиравшего большею частью там, где не следовало. Читалась уже вторая кафизма. Голос чтеца гулко отдавался под сводами храма, как бы силясь вырваться на морозный воздух из этой душной, пропитанной восковым чадом атмосферы.

Что такое? Не царь ли идет?… Голос псаломщика дрогнул; но чтение не прекращалось.

Стена молящихся насунулась вперед и уперлась о самый амвон. Те, которые занимали середину церкви, шарахнулись в стороны, как овцы, прижимаясь к стенам и колыхая паникадилами, которые чуть не попадали — да упасть было некуда — попадали только некоторые свечи.

Показались ряды монахов с заиндевевшими от мороза бородами. За монахами — высокий, блестящий золотом и самоцветными камнями крест. За крестом — высокая, коренастая, осанистая фигура в черном клобуке, на котором блестит и искрится отливающий всеми цветами радуги налобный крест. Лицо вошедшего за крестом — бледное, суровое, с выражением чего-то повелительного, непреклонного, скорее жесткого и отталкивающего: глаза, которые никогда, кажется, не смотрели нежно на ребенка, губы, которые никогда, кажется, не знали поцелуя любви и ласки.

Все головы оборотились к нему, и все, казалось, замерло с испугу. Один поддьяк не прерывал чтения, хотя и его голос срывался и дрожал.

— Перестань читать! — раздался, как удар кнута, повелительный голос, который так часто когда-то слышали эти стены; а теперь и стены, казалось, дрогнули от испуга: так давно они не слыхали этого знакомого, страшного голоса — более шести лет не слыхали его.

Слова читавшего кафизмы замерли в горле, на полслове остановился, словно бы перед ним разверзлась бездна. А в этот момент откуда-то раздались стройные, плавные звуки, как будто бы они исходили из купола, в то время как страшный пришлец твердо и грузно вступал на патриаршее место.

— Исполла эти, деспота!

— Говори ектенью! — второй раз прозвучал по церкви тот страшный голос, который всех приводил в трепет.

А страшный пришлец, сойдя с патриаршего места, плавно, но твердо, словно вдавливая ноги в церковный каменный помост, стал ходить по церкви и прикладываться к образам и мощам. Народ со страхом расступался перед ним, боясь поднять глаза до его глаз, светившихся каким-то фосфорическим светом.

— Иди под благословение! — повелительно обратился он, тотчас после молитвы, к митрополиту Ионе, который продолжал стоять неподвижно, по-прежнему бледный, недоумевающий.

Иона повиновался — подошел, склонив ниже обыкновенного седую голову в богатой митре. За ним робко потянулось прочее духовенство. Пришлец порывисто шептал благословение и также порывисто крестил подходящих, словно ударял ладонью провинившийся пред ним воздух. Никто не глядел в глаза этому страшному пришельцу.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий раскол"

Книги похожие на "Великий раскол" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Содержание

Издание предназначено как для специалистов-филологов, так и для любителей русской литературы и истории. Книгу можно приобрести в следующих магазинах:

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

Отменить ответ

  • Leonid Bog. вчера
    К записи: Ежегодный Освященный Собор РПСЦ отменен из-за коронавируса
  • Ekaterina110975 6 дней назад
    К записи: Создание старообрядческого поселения в Тверской области
  • Leonid Bog. 6 дней назад
    К записи: Ежегодный Освященный Собор РПСЦ отменен из-за коронавируса
  • andy 2 недели назад
    К записи: 160-летний юбилей великого русского мецената
  • Русская вера 2 недели назад
    К записи: Экклезиология войны

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Читайте также: