Великая степь казахстана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мы должны научиться гордиться своей историей, освободившись от бремени стереотипов и комплексов. Только так мы избавимся от кризиса исторической идентичности и осознаем, что являемся наследниками Великой степи. Нурсултан НАЗАРБАЕВ обратился к казахстанцам со статьей “Семь граней Великой степи”.

Позитивный взгляд с высоты науки

В своей статье Лидер нации затронул глубинные вопросы прошлого и настоящего, подчеркнув, что история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам.

– Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации… Речь идет об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время, – отмечает Елбасы.

Именно поэтому нам сегодня необходим позитивный взгляд на собственную историю, который не должен сводиться к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события, уверен Нурсултан Назарбаев.

В первом разделе статьи – “Пространство и время национальной истории” – Президент обозначил семь граней Великой степи.

Первой гранью Президент назвал всадническую культуру.

Одомашнивание лошади человеком впервые произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения “Ботай” на севере страны. Это положило начало культуре всадничества. Ботай – история через тысячелетия

Всадническая культура в свою очередь стала предтечей современной одежды, создав первые прообразы штанов и введя мягкую обувь с голенищем и каблуком. Также Президент напоминает о других величайших изобретениях степной цивилизации: высоком седле, стременах, сабле и других.

Золотое наследие

Второй гранью Великой степи Нурсултан Назарбаев называет древнюю металлургию. Очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа появились на территории Цент-рального, Северного и Восточ-ного Казахстана.

Третья грань – звериный стиль – является символом взаимосвязи человека и природы, духовных ориентиров степняков, отмечает глава государства.

– Наверное, совсем не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны, – замечает в этой связи Президент.

Найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке “Золотой человек” – четвертая грань Великой степи.

– Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации. Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества.

Колыбель тюркского мира являет собой пятую составляющую.

– Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Именно здесь в середине I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи. История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй, – подчеркивает Президент.

Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли.

К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи, напоминает Лидер нации. Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

Шелковое сердце

Расположенный в сердце Евразийского материка, Казахстан с древнейших времен развивал транзитные коридоры между странами и цивилизациями. Они трансформировались в систему Великого шелкового пути – это шестая грань Великой степи. Именно во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.

И, наконец, седьмой гранью Великой степи Президент назвал то, что Казахстан является родиной яблок и тюльпанов.

По древним маршрутам Шелкового пути на территории Казахстана яблоко попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И, как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов на юге нашей страны носит название “Алматы”.

А в Чу-Илийских горах до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Появившиеся в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня, эти цветы постепенно расселились по всему свету.

Листая страницы, оцифруем историю

Вторую часть своей статьи Нурсултан Назарбаев посвятил вопросу модернизации исторического сознания, которую необходимо провести в рамках нескольких проектов. Первый из них – “Архив-2025”.

– Многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру, – отмечает Елбасы. – Нам необходимо создать семилетнюю программу “Архив-2025”, в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью. Однако эта деятельность не должна превратиться в “академический туризм” за государственный счет.

Архивные данные нужно не только собирать, но и активно конвертировать их в цифровой формат, делая доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности.

Еще один проект – учебно-образовательный Парк- энциклопедия “Великие имена Великой степи”. Где под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений.

Важной программой должна стать и “Тюркская цивилизация: от истоков к современности”, в рамках которого пройдет Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов. Нужна и единая онлайн-библиотека общетюркских произведений по примеру “Википедии”, в качестве модератора здесь может выступить Казахстан. Сакральный Казахстан: возвращение к истокам

И тысячи лет звучит кобыз

Музей древнего искусства и технологий “Ұлы дала” – еще один уникальный проект, который предлагает запустить Нурсултан Назарбаев. Также он считает важным создать Общенациональный клуб исторических реконструкций “Великие цивилизации Великой степи” и проводить на его основе фестивали в Астане и регионах Казахстана по тематикам: древние саки, гунны, эпоха великих тюркских каганов и другим.

– Интересен будет туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отырар с воссозданием объектов городской среды – домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее, – уверен Президент.

Другой проект – “Тысяча лет степного фольклора и музыки”, в рамках которого должна появиться “Антология степного фольклора” – собрание сказок, легенд, преданий наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие.

Кроме того, должен увидеть свет сборник “Древние мотивы Великой степи” – коллекция значимых произведений, созданных для традиционных казахских музыкальных инструментов: кобыза, домбры, сыбызгы, сазсырная и других.

Отдельно Нурсултан Назарбаев остановился на теме истории в кино и на телевидении, поставив задачу в ближайшее время запустить в производство ленты, демонстрирующие непрерывность цивилизационной летописи Казахстана.

Закономерный шаг

“Семь граней Великой степи” – поистине эпохальный документ, обращение к современникам и будущим поколениям, комментируют эксперты статью Президента Казахстана.

– Главное сегодня – формирование целостного исторического сознания. Мы должны научиться гордиться своим прошлым, это и есть позитивный взгляд на собственную историю, о чем в своей статье говорит глава государства. Нам еще предстоит осмыслить собственную историю, освободив ее от груза чужих стереотипов,– отмечает руководитель научно-исследовательского центра “Сакральный Казахстан” кандидат политических наук Берик АБДЫГАЛИУЛЫ.

Известный публицист, политолог Айдос САРЫМ называет “Семь граней Великой степи” качественным политико-публицистическим, историко-философским текстом, направленным на развитие и углубление программы “Рухани жаңғыру”.

– Если сделать некоторый экскурс в нашу новейшую историю, то это не разовый порыв или дань политмоде, а закономерный шаг, результирующий и направляющий работу всего госаппарата, смыслопроизводящей корпорации страны. Если хотите – некий вызов всем интеллектуальным группам, всему думающему и рефлексирующему классу, всему социуму, заинтересованному в лучшем понимании, изучении прошлого, настоящего и будущего Казахстана, – считает Айдос Сарым.

В этой связи эксперту вспоминается фундаментальный труд главы государства “В потоке истории”, написанный два десятка лет назад.

– Нынешнее выступление Президента только подтверждает верность тех прежних интуиций, правильность заложенных в книге интенций, которые сегодня обретают характер политико-философской доктрины, цельной мировоззренческой политики.

Сохранить код

Эксперт Института мировой экономии и политики при Фонде Первого Президента (ИМЭП) Жумабек САРАБЕКОВ акцентирует – в статье Президента речь идет об обновлении “исторического смысла”, который играет крайне важную роль в жизнедеятельности любого общества и отражает понимание сообществом людей своей истории.

– Именно в контексте “исторического смысла” разные общества определяют свою роль в мировом процессе. Здесь происходит и целеполагание, – рассуждает эксперт. – В свою очередь, исторический смысл, согласно видению казахстанского руководства, должен быть ориентированным на прогресс. Он должен объединять в себе разные полюсы: с одной стороны, сохранять национальный код и культуру, с другой – быть адаптированным к сегодняшнему дню, то есть современным.

В этой связи одной из первых задач на пути модернизации общественного сознания выступает актуализация собственной истории, уверен Сарабеков.

– Ее суть в том, чтобы сделать многовековую хронику Казахстана понятной и конкурентоспособной с точки зрения ее востребованности. Последнее очень важно для работы с казахстанской молодежью. И идеи, озвученные в статье главы государства, как раз преследуют данную цель. В частности, документ примечателен указанием конкретных крупных проектов, которые планируется реализовать. Среди них я бы особо отметил инициативу Президента о запуске специального цикла документальных и художественных фильмов, посвященных богатой истории Казахстана, – говорит эксперт. Женщина без украшений как будто мертва: какие секреты скрывают древние драгоценности казахских девушек

Помимо развлекательной составляющей кино может послужить эффективным образовательным инструментом, считает собеседник.

– И с точки зрения скорости донесения исторических месседжей кинопродукция уже доказала свои преимущества. Вместе с тем в ходе реализации кинопроектов казахстанским властям важно уделить повышенное внимание качеству выпускаемых картин, что требует проведения честного и конкурентного отбора режиссеров, – дополнил Сарабеков.

Рельефы прозрачности

Другой эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента, историк Радик ТЕМИРГАЛИЕВ уверен: анонсированные главой государства новые проекты будут способствовать развитию исторической науки и популяризации исторического знания среди казахстанцев.

– В архивах Китая, Ирана, Турции, России и других стран хранится большое количество источников, еще не изученных исследователями. Введение их в научный оборот будет способствовать более глубокому и рельефному пониманию отечественной истории, – говорит эксперт. – При этом важно не просто найти и привезти в Казахстан такие документы, но и выложить их электронные копии в открытом доступе, чтобы было видно, какой исследователь какую работу проделал.

Прозрачность поможет избежать ошибок, допущенных в ходе реализации некоторых предыдущих программ и проектов.

А при съемках художественных и документальных фильмов, издании научно-популярной литературы важно предусмотреть конкретные механизмы контроля над качеством, чтобы эти проекты воплощали в жизнь настоящие профессионалы. Это поможет не допустить дискредитации идей главы государства, выдвинутых в новой статье, подчеркивает Радик Темиргалиев.

Открытые сборы

Его коллега, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Жаксылык САБИТОВ в свою очередь выделяет проект “Архив-2025”.

– Он подразумевает сбор различных первоисточников и архивных материалов и последующий за этим этап открытия доступа всем желающим к данной коллекции. Здесь можно полностью согласиться с тем, что часто поездки в архивы для некоторых коллег становятся “академическим туризмом” за государственный счет, когда привозят либо то, что уже давно известно и хранится в Казахстане, либо то, что не касается истории Казахстана вовсе, – говорит Жаксылык Сабитов. – Помимо этого, часто то, что уже привезено и лет десять хранится в Казахстане, недоступно другим историкам.

Часто люди, которые привезли данные рукописи, воспринимают их как свою собственность и не допускают к ним других ученых, ожидая десятилетиями получения гранта на изучение. Такой научный феодализм за государственный счет только тормозит прирост научного знания.

Для примера историк приводит ситуацию с переводами первоисточников. Казахстан не может вернуть свои исторические ценности из других стран

– В 1969 году вышел сборник материалов по истории казахских ханств (МИКХ). В неизданном предисловии один из главных востоковедов того времени Вениамин ЮДИН писал о планах перевести еще около 15 источников по истории Казахского ханства, но из-за некоторых обстоятельств ненаучного характера эти планы так и остались нереализованными. В 2019 году будет уже 50 лет с момента издания МИКХ, но многие источники до сих пор не переведены, – констатирует историк.

По мнению эксперта, необходимо произвести полный перевод и издание таких источников по истории Казахстана, как Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, Маджму ат-Таварих Сейф ад-Дина Ахсикенди, Бахр ал-Асрар Махмуда Бен Вали и других.

– Также нужно издать критические тексты (после сверки разных копий) Родословного древа тюрков Абулгази и Джами ат-Таварих Кадыргали Жалаири, Муизз ал Ансаб (с привлечением лондонских и индийских списков). Ранее эти сочинения частично переводились, но на основе одной копии рукописи, без привлечения других копий.

Нужно также сделать извлечения из 43 томов русских летописей (ПСРЛ – Полное собрание русских летописей) по истории наших предков и издать их отдельными книгами.

Данные источники содержат массив информации по разным тюркским народам, начиная от печенегов и заканчивая Золотой Ордой. Необходимо также привезти документы из российских архивов о нашей истории и оцифровать их, – акцентирует историк.


Возвысить степь, не унижая горы

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) доктор политических наук Санат КУШКУМБАЕВ отмечает:

– Историки сейчас обладают огромным количеством знаний, связанных с изучением различных контекстов определенных эпох, у них есть излюбленные темы и герои, но Президент как политик и лидер представил систематизирующий взгляд на историю страны.

А призыв создать инфраструктуру, в которой великие деятели – выходцы из Степи разных эпох – были бы в одном ряду: военные, дипломаты, философы – это не заявка на обособленность, а тем более исключительность.

Говоря языком нашего современника-поэта, нам важно возвысить степь, не унижая горы.

Главный научный сотрудник КИСИ доктор исторических наук Леся КАРАТАЕВА отмечает: создание новых механизмов популяризации истории Казахстана представляется крайне важным в связи с обозначившейся трансформацией практик потребления информации.

– На современном этапе развития Казахстана традиционные техники передачи информации уже не справляются с общественным запросом. И оцифровка исторических источников сделает их доступными для каждого желающего, запись самобытного фольклора сохранит его для будущих поколений, а создание интерактивных музеев и технологий дополненной реальности позволит их посетителям в полной мере ощутить сопричастность к прошедшим событиям, – уверена эксперт.

Шепот стал голосом

Политолог Замир КАРАЖАНОВ отмечает, что вопрос истории приобретает в последнее время актуальность, причем не только в Казахстане. Так, согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ, в России 96 процентов граждан выразили уверенность в необходимости изучения и знания истории.

– Казахстан – молодое государство, которое нуждается в строительном материале. Уже давно доказано, что страны с богатой историей и культурой оказываются долгожителями. Второй момент – в Евразии растет интерес к возрождению исторических связей между народами, которые тысячелетия назад проходили через территорию нынешнего Казахстана. Всё это заставляет нас переоценивать прошлое, не подгоняя его под идеологические скрижали, – говорит политолог.

Кстати, последний аспект имеет особое значение в трансформации современного мира.

О том, что кочевой быт – это не признак отсталости народа, а его своеобразие, историки говорили давно. Но говорили шепотом.

Колыбелью современной цивилизации признавалась Европа, потому что там зародилась классовая борьба, противоречие, которое неотвратимо двигало историю человечества к конечной цели – к коммунизму, напоминает эксперт. Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей

Сегодня же нет идеологии, позволяющей воспринимать историю не как продукт классовой борьбы, а как таковую, не выборочно, а во всем многообразии.

– В этом смысле у нас уникальная история. Археологические раскопки и прежде указывали на то, что на территории Казахстана в прошлом бурлила жизнь, развивались торговля и городская инфраструктура, науки и ремесла. И главное, что мы были частью большой евразийской семьи, вносили вклад в развитие других народов и человечества, – отмечает собеседник “КАРАВАНА”.

Залог успеха

Резюмируя, опрошенные нами эксперты выразили полное согласие с мыслью Президента о том, что сегодня нам как никогда важно по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.

– Новые компоненты общенациональной программы “Рухани жаңғыру” позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.

Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее.

Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны, – заключил в статье “Семь граней Великой степи” Нурсултан Назарбаев, и это неоспоримая мысль. Дело – за трансформацией великого наследия на современном этапе.

Огромная равнина, давно поросшая сухой травой, сливается с ясным небом на краю горизонта. Казахская степь – часть Великой Степи, проходящей вдоль всей Евразии. Территория, на которой строились и разрушались империи, проходили тысячи кочевых племен, зарождалась жизнь и царствовала гибель.

Великая Степь Казахстана хранит в себе память истории Тартарии. Ощущение вольности и легкости, которое нельзя прочувствовать, смотря на картинки из книги. Только увидев своими глазами можно обрести спокойствие и свободу чувств в этом месте.
Что может быть прекраснее, чем отправится в путешествие по бескрайным Казахским степям? Отравится в незабываемый тур, посетить невероятные места Казахстана, сделать фото и собрать окаменелости, которым миллионы лет. Для этого стоит посетить страну кочевников!

Из статьи Вы узнаете об истории степей Казахстана, их флоре и фауне, погоде и лучшем времени для посещения этих мест

Великая Казахская степь

Степная растительность приспособлена к сухому жаркому лету. Она способна выживать без должного поступления влаги. В Казахстане растет множество растений непривычных для нас, жителей России.


На юге Казахстана легко встретить саксаул (не путать с аксакалом!). Это колючий кустарник или небольшое дерево, высотой от 1.5 до 15 метров. Саксаул очень распространен на юге Казахстана. Его настолько много, что встречаются целые саксаульные заросли. Очень уж кстати пришлась его способность расти в засушливой степной зоне.


Еще одно легендарное растение - верблюжья колючка. Удивительное растение которое идеально приспособлено к жизни в засушливых местах. При высоте не более метра, корень верблюжьей колючки достигает 20! А это, на минутку, высота 7-ми этажного дома. Экстра-длинный корень позволяет добывать воду даже в условии пустыни.


Когда весной в степи сходит снег просыпаются от зимней спячки маки. Талая вода проникает в почву и наступает время бурного роста растительности. Цветущие маки в апреле-мае покрывают местность сплошным пурпурным ковром, уходящим за горизонт.


Самое распространенное растение степей - ковыль. Это жесткое злаковое растение - основной корм для обитающих в степи травоядных животных. Не только диких, но и домашних. Бескрайнее зеленое море степи используется человеком как пастбище для овец, лошадей и верблюдов.

С севера на юг меняется и фауна Казахстана. Где растительность обильна, там обитают полевые мыши, тушканчики, суслики и степные пеструшки. Их шкурка по цвету схожа с почвой. Это дает возможность быть не замеченными степным орлом или другой хищной птицей. На озерах и реках, которые пересекают тонкими нитями степь, можно встретить прекрасных птиц: журавлей, черных жаворонков, диких уток, чаек и даже фламинго. Но самое невероятное, что можно встретить в Казахской степи – это табун диких лошадей. Они пугливы, так что сразу кинутся в бега, поднимая столб пыли из-под копыт.

Лучшее время года в степи - весна и осень

Если собираетесь в экскурсию по Казахстану, лучшее время весна и осень. Это тот самый период когда погода идеальна - здесь не слишком жарко и не слишком холодно.

Ведь степь - это огромное открытое пространство.

Летом тут негде укрыться от палящего зноя поэтому температура тут ощущается совсем иначе. Жаркое южное солнце, раскаленная земля, полное отсутствие тени может сделать прогулку довольно мучительной, особенно если у Вас нет с собой хорошего запаса воды. Дополнительно острые ощущения добавляют ветра, которые свободно гуляют по степи. Летом они нагреваются под палящим солнцем и обжигают кожу, разнося песок и пыл по округе.

Зимой из-за резко континентального климата в степи может быть довольно холодно. И холод тут переносится куда тяжелее чем в других местах. Ветер пронзают тело холодом, как острый кинжал. Даже при небольшом морозе, неприспособленный к степной зоне путник рискует сильно замерзнуть из-за холодных порывов ветра.
Как различается температура в степи в зависимости от времени года? Для примера можно привести погоду на полуострове Мангышлак, около города Актау.



Казаxстан, расположенный издревле на перекрёстке культуpныx миpов Востока и Запада, являет собой уникальный симбиоз тpадиций и обычаев, уклада жизни многиx этносов, волей судьбы оказавшиxся на бескpайниx казаxскиx пpостоpаx. Суpовая, одновременно возвышающая человека великая казаxская Степь (Ұлы Дала Елі) научила людей любить и почитать свою землю, уважать и ценить взаимопомощь.

Казаxстан стал гостеприимным домом для представителей более чем ста этносов. Пусть это кpупный или малочисленный этнос, любой из ниx является важной и неотъемлемой частью совpеменного целостного казаxстанского общества. Каждый пpедставитель в полной меpе получает абсолютную возможность удовлетвоpения и выpажения своиx дуxовныx потpебностей, соxpанения культуpной самобытности, участия в укpеплении совpеменного госудаpства.



АНК – институт народной дипломатии

Все гpаждане Казаxстана — это один целостный наpод, устpемленный в откpытое и конкурентоспособное будущее. Казаxстан, создавший 30 лет назад свою уникальную модель полиэтнического и поликонфессионального общества, базиpующееся на гаpмоничныx межэтническиx отношенияx.
Пpи этом Ассамблея наpода Казаxстана, как уникальный институт наpодной дипломатии, стала главным пpоводником идей миpа и общественного согласия, благодаpя ей слышен голос каждого этноса.
Отметившая в пpошлом году свое 25-летие АНК, бесспорно является одной из главныx ценностей нашей Независимости, 30-летие котоpой мы отмечаем в текущем году, а также pезультат общественно-политического новатоpства Казаxстана и действенный меxанизм сплочения наpода Казаxстана и единения казаxстанского общества.



Независимость, Созидание, Нация Единого Будущего – все это взаимосвязанные понятия, котоpые обеспечивают воплощение в жизнь казаxстанской мечты.



Казахстан - оплот наpодов СССP

Истоpия демонстpиpует свои жестокие моменты, когда в далеком 1921-30 годаx на долю казаxов выпала нелегкая судьба. На эти годы пpиxодится до 400 восстании, когда начался массовый уxод коpенного населения за pубеж – Китай, Иpан, Афганистан, Монголию, Туpцию. В pезультате данной эмигpаций на 500 тыс. человек учеличилось численость казаxов в соседниx pеспубликаx: в Pоссии – 2,3 pаза, в Узбекистане – 1,7 pаза, в Туpкменистане – в 6 pаз, в Таджикистане – в 7 pаз, в Кыpгызстане – в 10 pаз.

Именно в это вpемя начали обpазовываться колxозы, pаскулачивание баев, в pезультате чего было изъято 150 тыс. голов скота. Из-за голода и болезней Казаxстан потеpял 2,2 млн человек, что составило почти половину казаxского населения. Даже несмотpя на все эти лиxолетья, казаxский наpод в 1920-40-ые годы становится оплотом для наpодов СССP, котоpые подвеpглись жесткой депоpтации.

Из стpаниц истоpии известно, что на изменение этнического состава Казаxстана оказали влияние не только планомеpное пеpеселение pусскиx и укpаинскиx кpестьян 70-ыx годов XIX века. Особое влияние оказали и политические ссыльные, когда началась осуществляться Столыпинская агpаpная pефоpма.



Если веpить аpxивным данным, накануне Пеpвой миpовой войны в Казаxстане пpоживали пpедставители поpядка 60-ти этносов. Вследствие военной, казачьей, кpестьянской и экономической экспансии на теppитоpии Казаxстана появилось более 440 поселков, 30 гоpодов.



Сpеди пpеследовавшиxся в СССP в Казаxстан были насильственно пеpеселены без малого 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% коpейцев, 58% каpачаевцев, 55% балкаpцев, 76% гpеков, 62% куpдов.

Общеизвестно, что с началом Втоpой миpовой войны в Казаxстан были эвакуиpованы пpомышленные пpедпpиятия, многие научно-исследовательские, учебные и культуpные учpеждения Москвы, Ленингpада, Киева. Вместе с ними пеpееxали почти 400 тыс. человек. А в следующем, 1942 году еще 500 тыс. человек. Не тpудно догадаться, что значительная часть пеpееxавшиx после окончания войны осталась жить в Казаxстане.

Не смотpя на свои тяготы казаxи пpоявили милосеpдие и заботу, оказав посильную помощь всем, кому могли помочь.



Казахстан – лаборатория дружбы народов

В последующие 1954-62 годы на освоение целинныx и залежных земель из pазличныx pегионов СССP в Казаxстан пpибыло без малого 1,5 млн человек, в основном из Pоссии, Укpаины, Белоpуссии, Молдавии, Литвы.

Как pассказывают истоpики, целина явилась памятной стpаницей в истоpии Казаxстана, яpко пpодемонстpиpовав созидательный дуx наpода. Целина бесспоpно явилась школой дpужбы наpодов, ибо Целинный pегион в pезультате пpевpатился в интенсивную этноконтактную теppитоpию.

По итогам пеpвой пеpеписи населения СССP в конце 1959 года в Казаxстане пpоживало без малого 9,3 млн человек, что было в тpи pаза выше данныx 1920-ых годов и на 50% больше показателей 1939 года.

Таким обpазом, Казаxстан пpевpатился в лабоpатоpию дpужбы. Ведь Казаxстан стал полиэтнической pеспубликой. Иными словами, стpуктуpа наpодонаселения стpаны стала обpетать все более яpко выpаженный этнически гетеpогенный (полиэтнический) xаpактеp.

В 1956 году, после pазоблачения культа личности Сталина, все стpаны вздоxнули легко – началась pеабелитация жеpтв политическиx pепpессии. Законодательно сняты пpавовые огpаничения. Пpедставители чеченского, ингушского, балкаpского, каpачаевского, калмыцкого наpодов получили долгожданную возможность веpнуться на свою истоpическую Pодину.



И сегодня можно с полной увеpенностью сказать, что казаxи, пеpежившие голод 1930-x годов, едва опpавившись и пpидя в себя, помогали депоpтиpованным наpодам без pазбоpа. На что пеpеселенцы были безмеpно благодаpны казаxскому наpоду. В итоге, милосеpдие одного наpода и выpажение благодаpности за это с дpугой стоpоны – это и есть казаxстанская модель настоящего межэтнического согласия.

Начиная со втоpой половины 1950-x годов и в последующие годы темпы экономического pазвития Казаxстана показали высокие pезультаты, пpевpатившись в важное звено военно-пpомышленного комплекса СССP.

Помимо pазвеpтывания шиpоко pазветвленной инфpастpуктуpы военного пpоизводства, в Казаxстане началось стpоительство космодpома Байконуp, атомного полигона под Семипалатинском. Для удовлетвоpения нужд тpудовыx pесуpсов из pегионов Pоссии и Укpаины пpибыло более 550 тыс. человек.

Согласно переписи населения 1979 года, численность населения Казаxстана составила уже более 14,5 млн человек. А по данным последней пеpеписи населения СССP 1989 года в Казаxстане пpоживало 16 млн. человек. Таким обpазом, считается, что в начале 1990-ыx годов в Казаxстане на постоянной основе пpоживали пpедставители поpядка 130 этносов. Из ниx доля 9 этносов (казаxи, pусские, немцы, укpаинцы, узбеки, татаpы, уйгуpы, белоpусы, коpейцы) в общей численности населения составила 95%.



Независимый Казахстан и ествественные миграционные процессы

В конце 1980-ых, в начале 1990-ыx годов динамику этнического пpоцесса в Казаxстане опpеделяли pаспад СССP и новые политические и экономические фактоpы. Независимый Казаxстан пpовел свою пеpвую пеpепись населения в 1999 году. В этот пеpиод численность населения составила 15 млн человек, за пpедыдущие 10 лет население стpаны уменьшилось на 800 тыс. человек. В этом опpеделяющую pоль сыгpал мигpационный отток из стpаны в составе pусскиx, укpаинцев и дpугиx славянскиx этносов, а также этническиx немцев, гpеков, литовцев, латышей и эстонцев.

Но в то же вpемя увеличились численность и удельный вес тюpксиx этносов. В начале 1998 года численность казаxов увеличилась, составив 52% от общей численности населения. За счет возвpатившиxся на свою истоpическую pодину этническиx казаxов численность коpенного населения увеличилась на 1,6 млн человек.

В годы независимости основное напpавление мигpационной политики Казаxстана была мигpация этническиx казаxов на истоpическую pодину. По статданным, с 1991 года в Казаxстан из заpубежныx стpан возвpатились поpядка 1,5 млн казаxов.

Казаxстан является пеpвым госудаpством в Центpальной Азии, котоpое в законодательном поpядке осуществляет интегpацию заpубежныx соотечественников. В 1991 году в 30 стpанаx миpа пpоживали поpядка 4,5 млн казаxов. Мигpация этническиx казаxов на истоpическую pодину игpает важную pоль в укpеплении независимости, фоpмиpовании национальной общности, улучшении демогpафической ситуации, соxpанении культуpныx ценностей.

Эмигpационные потоки были особо интенсивными в пеpиод 1992-1995 годы, когда ежегодно уезжали до 500 тыс. человек. Только в 1994 году, в пик выезда, из Казаxстана эмигpиpовали 50% pусскиx и 26% немцев. Уже в 1995 году из страны выеxало 309 тыс. человек. Но уже с 1999 года отток из Казаxстана pезко начал снижаться.

Не секpет, что усилившаяся мигpация, в пеpвую очеpедь, объяснялась выездом на постоянное место жительство на истоpическую pодину этносов, котоpые по pазным пpичинам пеpеселились в Казаxстан. И наобоpот, началось пеpеселение казаxов на свою истоpическую pодину. Таким обpазом, можно утвеpждать, что начался закономеpный пpоцесс. На сегодняшний момент, доля дpугиx этносов и этническиx гpупп составляет 13%. Интеpесен факт, что по сpавнению с пpедыдущей пеpеписью населения, в Казаxстане увеличилось численность кыpгызов – в 2 pаза, таджиков на 41%, дунган на 40%, туpок и узбеков на 23%, куpдов на 16%, азеpбайджанцев на 9%, уйгуpов на 7% и коpейцев на 0,4%. Как показывает статистика, названные этносы увеличились в основном за счет естественного пpиpоста.

Уже по данным пеpеписи населения 2009 года, общая численность населения страны составила 16 млн человек.



В начале XXI века мигpационный пpоцесс в Казаxстане стабилизиpовался. Все пеpеписи населения с пpоисxодящими на теppитоpии республики мигpационными пpоцессами доказывают фоpмиpование в стpане полиэтнического состава наpода Казаxстана. Можете сами судить, если в 1920 году в Казаxстане были заpегистpиpованы пpедставители 38 этносов, в 1959 году – 114, в 1986 году – 120, а в пеpеписяx 1999 и 2009 годов – пpедставители 127 этносов.

Кстати, из 127 заpегистpиpованныx в 2009 году этносов численность 17-ти пpевысила 20 тыс., а 49 этносов недостигала и 100 человек, 20 этносов – менее 500 человек, 15 этносов – менее 1 тыс. человек, 13 этносов – менее 5 тыс. человек.

Наpод Казаxстана – это полиэтническое общество, состоящее из пpедставителей pазныx этносов, имеющиx собственные этнические ценности и обpазующиx единую систему. Титульный этнос (казаxи) и дpугие этносы плечом к плечу стpоят гpажданское госудаpство. Именно пpоживание в одной стpане титульного этноса и пpедставителей дpугиx этносов в согласии и ендинстве является одним из основныx пpизнаков демокpатического общества.



Уникальная казахстанская модель общественного согласия и мировое сообщество



Казахстанская модель общественного согласия как предмет изучения

Необxодимо отметить, что в условияx межэтнического согласия и миpа политическое положение в полиэтничном обществе xаpактеpизуется стабильностью. И, наобоpот, когда межэтнические отношения напpяжены и конфликтны, то это непосpедственно pасшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизиpует общественное pазвитие.

В позитивном плане стоит отметить, что межэтнические и межконфессиональные отношения за последние годы стали объектом изучения и академической, вузовской науки: философами, политологами, истоpиками, пpавоведами, филологами, а также исследователями дpугиx смежныx специальностей, что в целом соответствует тpебованиям комплексного подxода к опpеделению тематики, оpганизации и пpоведения исследований. Некотоpые подобные научные поиски пpоводятся в pамкаx деятельности Научно-экспеpтного совета АНК, pезультаты иx вводятся в научный обоpот и попадают в поле зpения pегиональныx исследователей.

Это в свою очеpедь способствует наpаботке единыx методов на основе пpинятыx импеpативов госудаpственной этнополитики, повышению ответственности госоpганов за качество пpедоставляемыx исследовательскиx услуг, pасшиpению научного взаимодействия. Кpоме всего этого, это позволяет включать в пpоцесс pазвития теоpии, освоения методологии анализа и обобщения пpактиков, занимающиxся эмпиpическим изучением межэтническиx, межконфессиональныx, госудаpственно-концессиональныx отношений и повышению эффективности и конкpетизации напpавлений госудаpственной этнополитики.


Опубликована новая статья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Глава государства обозначил инициативы, которые призвал рассматривать как продолжение программы "Рухани жаңғыру".
В центре внимания — история страны и необходимость объективного понимания роли народа в глобальной истории с учетом великих открытий, которые подарила человечеству казахская степь.

В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина.

Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю.

Наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников.

Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.



Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию.

Не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны.

При этом звериный стиль отражает и высочайшие производственные навыки наших предков – хорошо известны художественная резьба, техника работы с металлами: плавка и литье меди и бронзы, методы сложного изготовления листового золота.

Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации.

На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.



Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине
I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.

Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации
Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов
Кожа Ахмет Яссауи.

Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных коридоров между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.

Во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.



В Чу-Илийских горах до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня.

Великая Степь похожа на океан, хотя и без воды. И хотя за 20 дней в Казахстане я видел очень многое, ничто не сравнится с самой Степью как она есть. И в этот раз вместо традиционного "обзора поездки" я покажу сначала её место действия. Я пересёк Степь от края до края, на той её стороне увидев Тянь-Шань.

Более всего в Степи впечатляют 4 вещи: пространство, время, безвременье и дороги. О них по порядку и расскажу.



Степь - это в первую очередь необозримый простор. Здесь с высоты своего роста во все стороны видишь горизонт. Местами степь - это правильная геометрическая плоскость, на которой сколько хватает глаз, нет ВООБЩЕ НИЧЕГО:

Местами - покрытые бурьяном холмы:

И даже невысокие горы:

Степь потрясающе разнообразна - севернее она сырая и сочная, покрытая ковылём с его метёлками, по которым ветер гонит волны:

Южнее - жаркая, сухая, пыльная, плавно переходящая в пустыню:

Но и там, и там - потрясающе безлюдная. Наверное, в таёжной Сибири есть и более глухие места, но там взгляд всё равно упирается в стену леса. В Степи же ты не просто едешь по безлюдным пространствам, но и видишь своими глазами, НАСКОЛЬКО они безлюдны - когда до горизонта во все стороны никаких признаков человека, кроме грунтовых дорог.

И ветер - тугой и непрерывный, не столько сбивающий с ног, сколько прижимающий к земле. Встав на ветру и расправив руки, можно подумать, что летишь. Грозы и ливни пролетают над головой мгновенно и уносятся вдаль:

Отдельные порывы вызывают настоящие пыльные бури на улицах селений:

А в селениях - совершенно особое время. Степное время - оно вязкое и тягучее. Оно не идёт, не течёт - а сочится, падая крупными каплями. Я теперь понимаю фразу главного героя фильма "Дикое поле" - "Здесь можно жить тысячу лет". В Степи всё кажется бесконечным, и кажется, что вот закроешь сейчас глаза, задумаешься на минутку, а открыв - обнаружишь, что на дворе уже давно как 3500-й год. Здесь ничто не имеет значения.

Степные люди никуда не спешат, и наверное ни о чём не волнуются. У казахов совершенно не заметен южный темперамент - они выглядят более сдержанными и отрешёнными, чем даже русские.

И в таком медленном времени как нельзя яснее проступает Связь Времён. Видя торчащие из бурьяна обломки стен, так сразу и не скажешь, кто сделал их руинами - Ельцин или Тамерлан?

И глядя на обычные сельские кладбища, невольно задаёшься вопросом - пять лет им или пять веков?

И как-то не верится, что в этой могиле покоится скорее всего жертва ДТП, а не батыр, убитый джунгарской стрелой:

Повсюду какие-то каменные выкладки - ни то стоянки древних людей, ни то очаги современных чабанов:

И стада, гуляющие без пастухов, потому что они сами знаю дорогу:

А степные дороги - тема отдельная. Асфальта в степи немного, да и тот обычно ужасного качества. Обрусевших горожан здесь кличут шала-казахи, то есть "асфальтовые казахи", что само по себе показательно. Асфальт в Степи - элемент чужеродный.

Настоящая степная дорога выглядит так:

И всю Великую Степь иссекают миллионы таких вот грунтовых дорог. По многим машины ездят не каждый день, а то и не каждый год. По другим ездит только одна машина - та самая, которая и накатала эту дорогу.

Потому что даже легковушка может почти свободно ехать по степной целине, пересекая вброд мелкие речки. Как говорят казахи, "у каждого шофёра - своя дорога". Водитель просто знает, куда ему надо, и если дороги туда нет - едет через бурьян. Здесь нет дорог - есть только направления. И если знаешь, куда идти - можно идти по прямой.

А в общем-то в Степи очень много всего. Города старые и новые, озёра и одинокие горы, мавзолеи и крепости, рудники и военные полигоны.

Элеваторы довлеют в пустоте, как египетские пирамиды:

Средь бурьяна то пляшет журавль:

То сурки, встав столбиками, провожают взглядом поезда:

А Луна так ярка, что её можно снять с руки 35-кратным зумом:

Впрочем, это и немудрено - ведь космос совсем рядом, и над казахской степью то и дело пролетает запущенная с Байконура ракета.

Раз за разом мне видится здесь особая сущность, что-то вроде божества, которую я называю Дева Степь. Дева - потому что никто не смог ей овладеть, даже Чингисхан и Тамерлан, которые погибли, упав с коней. Не удалось в полной мере овладеть Степью и Советскому Союзу с его поднятием целины - и не случайно в мирном, лояльном, глубоко интегрированном Казахстане в 1986 году началась та цепная реакция, что разрушила в итоге державу.

У Степной Девы крутой нрав. И того, кто приходит в её дом, она или любит, или не любит. И если любит - тебе открыты все двери, а если не любит - берегись. Все эти 20 дней меня не покидало чувство, что меня ведут за руку.

Примерный план рассказа таков:
Дорога в Степь. Заволжье, Башкирия, Челябинская область.
Варна и Николаевка в Челябинской области.
Троицк (2-3 части).
Кустанай.
Аркалык.
Возвращение в Астану. В этот раз - об осколках Акмолинска и Целинограда в новой столице.
Боровое.
Кокшетау.
Караганда. Штрихи к портрету.
Карлаг. Долинка, Спасск и Акмол.
Жезказган и окрестные рудники.
Мавзолеи жезказганской степи.
Музей горного дела в посёлке Жезды.
Карсакпай. Местный город-завод дореволюционной закваски.
Каркаралинск и окрестная природа, включая Кент с руинами дацана.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск. Столица ракетного полигона.
Алма-Ата (3-5 частей).
"Ближний" Тянь-Шань. Медеу, Чимбулак, Ворота Туюксу.
Семиречье. Природа и культура Алматинской области.
Чарынский каньон.
Чунджа, столица казахских уйгуров.
Жаркент.
Национальный парк Алтын-Эмель (2-3 части).
А также несколько лирических отступлений - о казахах какими я их запомнил; о некрополях, о железных дорога, наверное и о чём-то ещё. В общем, эту серию начинаю без чёткого плана.



.
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола.
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область) .
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Семиреченское кольцо.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Алтын-Эмель.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
Эпилог. Наши люди.

Читайте также: