Вечные ценности рембрандта и веласкеса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Широкое распространение в голландской живописи полулил портрет, жанр. Большую роль в жизни страны играли различные организации, стрелковое общество, группы представителей корпорации медиков и торговых цехов, способствовали появлению группового общественного портрета. Кроме портрета, развивались такие жанры, как пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, но в ней отсутствовал элемент мистицизма, библейские сюжеты изображались как бытовые сцены.

Работа содержит 1 файл

История искусств.docx

В XVII веке в маленькой Голландии работало свыше двух тысяч художников. Производство картин было поставлено на поток. Нередко производство картин опережало спрос, и чтобы прокормится художники занимались другой работой – были служащими, садоводами, содержали трактиры.

Хотя искусство художников было подчинено коммерческим целям, мастерам обычно удавалось избежать фальши. Полотна отличались реалистичностью, цельностью и ясной композицией, свежестью колорита и прекрасной техникой исполнения.

Широкое распространение в голландской живописи полулил портрет, жанр. Большую роль в жизни страны играли различные организации, стрелковое общество, группы представителей корпорации медиков и торговых цехов, способствовали появлению группового общественного портрета. Кроме портрета, развивались такие жанры, как пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, но в ней отсутствовал элемент мистицизма, библейские сюжеты изображались как бытовые сцены.

В 1640 – 1660 годы живопись Голландии переживает расцвет. Самым значительным художником этого времени был Рембрандт.

Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене. Его отцом был зажиточный мельник. Родители дали ему отличное образование, но он увлекся искусством, оставил университет и начал учиться у живописца Якова Сванненбурха. Через три года уехал в Амстердам, где стал брать уроки у Питера Ластмана. В конце 1620-х годов Рембрандт завоевал популярность. В 1630-х годах он поселился в Амстердаме. Было очень много заказов, удачно женится на девушке Саскии из очень состоятельной семьи. Этот брак принес ему творческую независимость, так необходимую художнику, и позволило занятся коллекционированием произведений искусства и антиквариата.

Картина получила название в XIX веке. На самом деле действие происходит не ночью, а днем, при солнечном освещении, что подтверждает характер теней. На картине изображены стрелки капитана Баининга Кока. Заказчик ожидал увидеть традиционный парадный портрет (сцену пирушки или представления зрителю командиром своих подчиненных). Рембрандт создал героико-историческое полотно, изображающее выступление стрелков по приказу капитана. Персонажи взволнованы и динамичны, командир отдает распоряжения, знаменосец поднимает вверх знамя, барабанщик бьет в барабан, стрелки заряжают оружие. Только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, остальные в тени, в движении, перемешанные с фигурами, не имеющими отношения к стрелкам: странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу. Теневая среда картины воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени. Мерцающая тьма переходит в свет.

Диего Веласкес.

Диего Родриго де Сильва Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Благодаря отцу, небогатому дворянину, который заметил способности сына к рисованию, Веласкес становится художником.

Уже в ранних работах заметен интерес Веласкеса к простому человеку. Он пишет седых старцев, молодых людей, веселых мальчишек и гордых андалузских дам.

В 1623 году Веласкес, переехавший в Мадрид, получает должность живописца при дворе испанского короля. Он был ограничен только заказами короля.

В 1629 году он познакомился с Рубенсом. Благодаря Рубенсу (по совету которого) испанский король посылает Веласкеса в Италию.

Веласкес отошол от канона написания заказного портрета. Композиция построена своеобразно. Веласкес изобразил большую призрачную комнату королевского дворца. У левой части зала возле большого холста на подрамнике стоит он сам. Художник пишет портрет королевской четы, которую зритель может видеть в зеркале, висящем на стене за спиной живописца. Очаровательная инфанта Маргарита стоит в середине комнаты в окружении двух менин и карликов. За этой группой располагаются фигуры придворной дамы и кавалера, а на дальнем плане за распахнутой дверью – гофмаршала короля. Первым из европейских живописцев Веласкес показал закулисную сторону жизни королевского двора. С большой выразительностью написаны Маргарита и фрейлины. Живым и подвижным кажется карлик толкающий собаку, а грузная карлица Мария Барбола – напротив застывшей и окаменевшей.



История живописи насчитывает множество столетий, а также стилей, форм и направлений. Однако самым известным и популярным из них было и остается барокко. Живописцы и творцы этой эпохи удивляли своими инновационными идеями, создавали новые направления и работали в интересных и уникальных стилях. Кто же они такие, лучшие представители этой эпохи в мире искусства, и что о них известно?

1. Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо. \ Фото: google.com.ua.

Возможно, мы никогда полностью не узнаем тайну самых потрясающих картин эпохи барокко, но взгляд на историю Караваджо раскрывает некоторые из его тайн. Его жизнь была трагична до невозможности. Он рано осиротел, потеряв большую часть семьи в возрасте десяти лет в период чумной эпидемии. А после того, как он стал свидетелем жестокой казни молодой дворянки в 1599 году, он начал рисовать мстящих женщин, отрубающих мужчинам головы.

Микеланджело стал самым известным художником в Риме в 1600 году и породил стиль барокко, а также технику светотени. Но, когда он не писал, то окружал себя ворами, девицами лёгкого поведения, пьянками, гулянками и драками.

Совсем не обязательно быть специалистом по символам и кодам искусства эпохи Возрождения, чтобы заметить насилие в картинах Караваджо. Возможно, он является рекордсменом по количеству изображений с отрубленными головами, а его работы на религиозные темы вызвали гнев Католической Церкви, потому что он использовал путану в качестве модели для Девы Марии.

Гадалка. \ Фото: doppiozero.com.

Около 1600 года в Риме католическая церковь была самым важным источником покровительства для таких художников, как Караваджо. Он без колебаний раздвигал границы искусства, даже если это оскорбляло чувства Церкви. Одним из самых противоречивых ходов художника было использование моделей из самых бедных слоев населения Рима, включая воров, бродяг и проституток.

Шулера. \ Фото: es.wikiquote.org.

В 1601 году Микеланджело потерял заказ на создание образа Девы Марии для церкви Санта-Мария-делла-Скала в Риме из-за того, что использовал известную путану в качестве модели для изображения Богоматери. Но картина, которая шокировала католиков в Риме, нашла благосклонность за пределами Италии. Позже она была приобретена английским королём Карлом I, а затем вошла во французскую королевскую коллекцию.

Его смелые и откровенные религиозные картины были весьма желательны, но также и значительно отличались от прежних стилей изображения святых. Он наслаждался жестокостью мученичества, рисуя несколько различных сцен, связанных с распятием. Некоторым не нравилось то, как художник изображал святых в естественном и человеческом свете. Другие считали его работы нечестивыми и вульгарными.

А когда в 1606 году Караваджо убил человека, он был вынужден бежать из Рима. Папа Римский наложил на его голову смертный приговор, и Караваджо умер четыре года спустя, так и не получив папского помилования.

Святая Екатерина Александрийская. \ Фото: pt.m.wikipedia.org.

2. Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн. \ Фото: google.com.

Рембрандт был величайшим голландским художником своего времени и одной из самых важных фигур в европейском искусстве. Многочисленные автопортреты, которые он писал на протяжении всей своей жизни, являются своего рода некой визуальной автобиографией.

Он родился 15 июля 1606 года в Лейдене, в семье владельца мельницы. В 1621 году он начал обучение у местного художника, а в 1624-1625 годах находился в Амстердаме, учась у Питера Ластмана, который побывал в Италии и теперь познакомил молодого художника с международными тенденциями.

Ночной дозор. \ Фото: museumkids.nl.

На протяжении всей своей жизни он искал себя, каждый раз пробуя новые техники и стили. Его карьера то стремительно шла в гору, то катилась в тартарары, оставляя после себе череду проблем и неурядиц, в том числе и банкротство с конфискацией имущества. Но несмотря на чёрную полосу в жизни, он продолжал получать заказы.
Рембрандт интересовался рисованием и офортом, а также живописью, и его гравюры были всемирно известны ещё при его жизни.

Синдики. \ Фото: muzei-mira.com.

На протяжении всей своей карьеры он привлекал учеников, которые также служили ему помощниками. Их работы иногда было весьма трудно отличить от работ самого Рембрандта, так как все они досконально подражали ему.

3. Бернини

Джованни Лоренцо Бернини. \ Фото: google.com.ua.

Бернини доминировал в римском художественном мире XVII века, процветая под покровительством своих кардиналов и пап, а также бросая вызов современным художественным традициям. Его скульптурные и архитектурные проекты раскрывают новаторскую интерпретацию сюжетов, использование форм и сочетание средств массовой информации. Прокладывая путь будущим художникам, он сыграл важную роль в создании драматического и красноречивого словаря стиля барокко.

Экстаз Святой Терезы. \ Фото: rome-with-love.ru.

Бернини baldacchino. \ Фото: tes.com.

При папе Урбане VIII Бернини получил первое из нескольких поручений для Собора Святого Петра - огромный мраморный, бронзовый и позолоченный baldacchino, стоявший над папским алтарём. Вскоре после этого он приступил к созданию памятника Урбану VIII, работы, которая определила иконографию будущих папских погребальных памятников.

В более поздних работах собора Петра, помещённых в апсиду, чтобы окружить древний Трон, который, как полагают, принадлежал святому Петру, естественный свет усиливается рассеянными золотыми лучами, создавая Божественную обстановку, и священное произведение сразу же захватывает внимание зрителя. Последней работой Бернини для церкви Святого Петра, начатой при папе Александре VII, был проект гигантской площади, ведущей к церкви. Сам он сравнивал овальное пространство, очерченное двумя отдельно стоящими колоннадами, с матерью-церковью, протягивающей руки, чтобы обнять верующих.

Он также продемонстрировал свои способности архитектора в церкви Сант-Андреа-Аль-Квиринале, а инженерные навыки помогли ему при создании фонтанов.

Фонтан Треви. \ Фото: 25525.ru.

4. Веласкес

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. \ Фото: google.com.ua.

Творчество Веласкеса широко рассматривается как наиболее совершенное изображение испанского барокко. Там, где акцент смещается с ренессансных черт яркого света и математической перспективы, барокко отдаёт предпочтение сущности человечества, показывая вещи так, как их следует видеть.
Развитие светотени означало, что тень стала столь же важной, как и свет, в котором вещи могут быть скрыты или выделены, противопоставлены или выставлены напоказ. Этот эффект часто применялся Веласкесом.

Фрейлины. \ Фото: liveinternet.ru.

Сдача Бреды. \ Фото: ru.wikipedia.org.

Он включил себя во многие свои картины, особенно более поздние. Это подчёркивает неразрывную связь художника с его творчеством, а также намекает на то, что Веласкес видел себя довольно возвышенной фигурой, а не скромным художником.

Слева: карлик Франциско Лезано. \ Справа: Карлик, сидящий на полу. \ Фото: risoval-ko.ru.

5. Рубенс

Питер Пауль Рубенс. \ Фото: google.com.

Рубенс родился в немецком городе Зиген, в Вестфалии. Его отец, Ян Рубенс, адвокат и олдермен Антверпена, бежал из Испанских Нидерландов (современная Бельгия) в 1568 году вместе со своей женой Марией Пипелинкс и четырьмя детьми, чтобы избежать религиозных преследований за свои кальвинистские убеждения.

После смерти Яна в 1587 году семья вернулась в Антверпен, где юный Питер Пауль, воспитанный в римско-католической вере своей матери, получил классическое образование. Его художественное образование началось в 1591 году с ученичества у Тобиаса Верхехта, родственника и пейзажиста со скромным талантом. Год спустя он перешёл в мастерскую Адама Ван Норта, где оставался в течение четырёх лет, пока не стал учеником ведущего художника Антверпена Отто ван Вина, декана Гильдии художников Святого Луки.

Деревенский праздник. \ Фото: walmart.com.

В октябре того же года Пауль сопровождал герцога во Флоренцию, чтобы присутствовать на свадьбе сестры Гонзаги Марии де Медичи с королём Франции Генрихом IV, сцену, которую Рубенс должен был воссоздать четверть века спустя для королевы. К концу первого года он уже путешествовал по всей Италии с этюдником в руках. Сделанные им копии картин эпохи Возрождения дают богатый обзор достижений итальянского искусства XVI века.

В августе 1601 года Рубенс прибыл в Рим. Там новый стиль барокко, провозглашённый Аннибале Карраччи и Караваджо, Микеланджело и Рафаэлем был быстро усвоен Рубенсом. Его первая крупная римская работа была связана с тремя большими картинами для часовни-склепа Святой Елены в базилике Санта-Кроче.

Поклонение волхвов. \ Фото: gallerix.ru.

Триумф Евхаристии. \ Фото: gallerix.ru.

Что уж говорить, а искусство на протяжении веков было, есть и будет бесценным. И совсем неудивительно, что в мире полным-полно желающих, готовых заполучить в свою коллекцию ту или иную картину (чаще всего незаконным путём). Кто-то идёт на преступление ради денег, а кто-то попросту пытается потешить своё самолюбие и совершая дерзкие кражи , уносит картины из-под носа охраны, не оставляя при этом никаких следов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура XVII века Подготовил: Плотникова О.В. Учитель истории и обществознан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура XVII века Подготовил: Плотникова О.В. Учитель истории и обществознан.

Трагический гуманизм; Барокко; Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса; Литера.

Трагический гуманизм; Барокко; Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса; Литература и искусство классицизма; План:

Узнать о развитии культуры в XVII веке Цель:

Узнать о развитии культуры в XVII веке Цель:

Трагический гуманизм С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре Возро.

Трагический гуманизм С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре Возрождения приходят новые направления, среди которых выделяются барокко и классицизм Раннее Возрождение Позднее Возрождений Человек совершенен, является творцом своей судьбы Человек не властен над собой и над своей судьбой, он находится под властью времени и обстоятельств, постоянно пребывает в движении и изменении В чем состояло главное отличие Раннего и Высокого Возрождения от Позднего Возрождения?

Барокко - (от итальянского – причудливый, странный) стиль европейской культур.

Барокко - (от итальянского – причудливый, странный) стиль европейской культуры, возникший в XVII-XVIII вв. в Италии. Основные черты: Обилие декоративных элементов; Стремление к синтезу различных искусств; Зрелищность; Пышность; Изобретательность; Барокко

Площадь Святого Петра в Риме

Площадь Святого Петра в Риме

Алтарь Святого Причастия (Собор Святого Петра)

Алтарь Святого Причастия (Собор Святого Петра)

Давид (Галерея Вилла Боргезе)

Давид (Галерея Вилла Боргезе)

Барокко Питер Пауль Рубенс Алатея Телбот (графиня Арудел)

Барокко Питер Пауль Рубенс Алатея Телбот (графиня Арудел)

Встреча Давида и Авигеи

Встреча Давида и Авигеи

Охота на кабана

Охота на кабана

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса Рембрандт Харменс ван Рейн Диего Велас.

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса Рембрандт Харменс ван Рейн Диего Веласкес

Девушка в окне

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

Портрет женщины с собачкой

Портрет женщины с собачкой

Диего Веласкес Портрет девочки

Диего Веласкес Портрет девочки

Голова оленя

Портрет мужчины

Высшие достижения классицизма связаны с театром. Трагедия Пьер Корнель - («Го.

Царство Флоры

Лето

Крупнейшим архитектурным ансамблем XVIIв. Был ВЕРСАЛЬ, в котором размах и пы.

Крупнейшим архитектурным ансамблем XVIIв. Был ВЕРСАЛЬ, в котором размах и пышность барокко гармонично соединилась с рациональностью и упорядоченностью классицизма










  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 060 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2017 1623
  • PPTX 8.8 мбайт
  • 55 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Плотникова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Английская революция XVII в., результаты которой были закреплены Славной революцией, имела важное значение для судеб не только Англии, но и всей Европы, а в дальнейшем – всего мира. Хотя во многих сферах жизни её результатами оказались не слишком значительные перемены, она нанесла смертельный удар стремлению Стюартов к неограниченной власти (абсолютизму). В стране утвердилась парламентская монархия, были созданы более благоприятные условия для развития экономики, и в частности для укрепления капиталистического уклада. Англия вышла из полосы социальных бурь не ослабленной, а окрепшей, утвердившись на передовых позициях в мире. В то же время Английская революция сопровождалась жестокой и кровопролитной гражданской войной, и её опыт заставлял англичан учиться искать и находить компромиссы в политической, социальной и религиозной сферах. И впредь для решения возникавших перед страной проблем англичане обходились без революций.

Глава 4
Культура стран Европы в XVI–XVII веках


Афинская школа. Фреска. Художник Рафаэль

§ 14. Культура эпохи Возрождения
На пути к Высокому Возрождению

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошёл в историю как время её блестящего и всестороннего расцвета – Высокое Возрождение.

Конечно, даже в эпоху своего расцвета Ренессанс охватывал далеко не всё многообразие итальянской культуры, во многом ещё сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура всё более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только придворно-аристократические круги и часть духовенства, но и все горожане. Светские и духовные владыки часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпторам. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Ме́дичи, герцоги Милана, Ферра́ры; не отставали от них и папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществлять их начинания, ограничивало свободу творчества: художники, архитекторы, скульпторы вынуждены были учитывать вкусы заказчиков.

В истории Италии конец XV – первая треть XVI в. – тяжёлое время. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась лёгкой добычей иноземных армий. И в это трагическое время творили гении мировой культуры. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

Эпоха титанов

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (1452–1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими знаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и огромному трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за течением воды и полётом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и механикой.


Проект парашюта. Рисунок Леонардо да Винчи


Дама с горностаем. Картина Леонардо да Винчи


Можно ли считать Леонардо да Винчи гуманистом, если известно, что он не получил гуманистического образования?

Главный из осуществлённых Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капе́ллы Ме́дичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени, – День, Ночь, Вечер и Утро – при всей их физической мощи отмечены печатью душевной усталости персонажей.


Пьета (Оплакивание Христа). Скульптор Микеланджело

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – собора Св. Петра в Риме. В частности, по его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэ́ль Са́нти из Урби́но (1483–1520), хотя и прожил недолго, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашёл собственный путь в искусстве и достиг вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Его образы светлы, радостны и лиричны, но он умел придать своим творениям и драматическую напряжённость.


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Художник Рафаэль


Увенчание терновым венцом. Художник Тициан

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Северное Возрождение

Так называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая треть XVI в. – это эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. Севернее Альп новая культура распространилась не столь широко, как в Италии, однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.


Эразм Роттердамский. Художник Г. Гольбейн Младший

Эразм был богословом, но совершенно непохожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал всё истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.


Какие черты творчества Эразма Роттердамского свидетельствуют о том, что это человек эпохи Возрождения?

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. небывалого расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших её мастеров – Лу́кас Кра́нах Старший, тесно связавший своё творчество с идеями Реформации (ему принадлежат известные портреты Лютера), и Ганс Гольбе́йн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.


Автопортрет. Художник А. Дюрер

Познание законов государства и общества


Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито

Подведём итоги

Конец XV – первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности талантов личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.


Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капелла – здесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

Вопросы

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в каких странах оно проявилось наиболее ярко?

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

5*. Можно ли сказать, что на описанной Мором Утопии господствует всеобщая несвобода? Обоснуйте свой ответ.

Задания

1. Пользуясь дополнительной литературой (энциклопедии, книги по истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

2. В публицистике на сочинение Т. Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей и попытки уже в XX в. осуществить их на практике. Выскажите своё мнение по этому поводу.

Охарактеризуйте взгляды Макиавелли на природу человека. Перечислите принципы, которым, по мнению Макиавелли, должен следовать государь в своей политике. Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и в наши дни?

§ 15. Литература и искусство XVII века
Трагический гуманизм Сервантеса и Шекспира

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении, изменяется. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более ощущали бессилие человека в мире.


Мигель де Сервантес

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по Испании, где жизнь была совершенно не похожа на мир рыцарей из романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему. Ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всём мире.


Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?


Шекспира воодушевляла вера в человека – хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям – гневу, ревности, зависти. Трагедию своих героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.

Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остаётся Отелло, мучительных сомнений – Гамлет, всепобеждающей любви – Ромео и Джульетта.

Барокко


Экстаз св. Терезы. Скульптор Л. Бернини

Зрелищное искусство барокко папы использовали для целей Контрреформации. Пышность убранства, изобретательность в оформлении храмов, художественные эффекты составляли разительный контраст со скудостью интерьеров протестантских церквей и призваны были подчеркнуть блеск и могущество Католической церкви и папства. Например, знаменитый скульптор и зодчий XVII в. Лоре́нцо Берни́ни (1598–1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Когда во время парадной церемонии на верхней площадке появлялся Папа Римский, его фигура, благодаря ложной перспективе, представала снизу неожиданно большой и потому величественной.

В XVII–XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


Автопортрет с Изабеллой Брандт Художник П. Рубенс

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса

Оставаясь верным своему пути в искусстве, художник почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Переживший смерть горячо любимой жены и единственного сына, не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни продолжал поиски истины в искусстве. Он жил в нужде и был похоронен на общественные деньги.

Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В лицах стариков, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовность и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим всё новые открытия. Из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он предстаёт то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.


Ночной дозор. Художник Рембрандт


Как вы думаете, почему Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?


Портрет инфанты Маргариты. Художник Д. Веласкес

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевский двор. За их жалкой внешностью он различал тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.

Литература и искусство классицизма

В середине XVII в. во Франции утверждается новый стиль – классицизм. Именно в это время во Франции достигла расцвета абсолютная монархия, стремившаяся поставить науку, литературу и искусство на службу себе и направлять их развитие. Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) ориентировался на образцы искусства Античности и Высокого Возрождения. Художники изображали древних богов и героев, драматурги писали пьесы на сюжеты из античной истории и мифологии. В своём творчестве они стремились следовать определённым правилам. Теоретики классицизма считали, что произведение искусства должно быть построено по законам разума, быть величественным, ясным и строгим, свободным от изображения всего неправдоподобного.


Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: