Вече это в древней руси кратко

Обновлено: 18.04.2024

Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вече в Новгороде

Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

Конец вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным. В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.





Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Содержание

Общие сведения

Рыночные собрания

Функции веча

Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко, в княжеских областях Руси в домонгольский период было своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая, но и не полностью республиканская в отличие от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал ещё И. Н. Болтин, высказавший мнение, что и княжеская, и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке). Известны случаи, когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежали полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу, нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, при жизни которого киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами, развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским при его жизни горожанам-вечникам было не договориться, и те были вынуждены ждать смерти князя, чтобы потом активно выместить свое недовольство.


Социальный состав

Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть.

— Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378


В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель, с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества Литовского, то там вечевой уклад сохранился до Люблинской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален), однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати.

Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако вечевые акты XV — начала XVI веков, где, несмотря на всенародный характер городского веча, упоминаются не все городские сословия вечников, показывают, что естественные для кастового [уточнить] общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде



Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.

В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах.

Конкретная топография и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг. археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью — в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м², в последующих трудах — 1200—1500 м² и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре.

Правда, в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более, как ему казалось, просторном месте, к югу от Николо-Дворищенского собора. Существует также теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-Дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В. Л. Янина, которая даже попала в учебники.

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей [3] , вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством — на нём утверждена Новгородская судная грамота. Вечевые собрания — одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт). Оно выдавало грамоты на владение землёй церквям, а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Кроме общегородского, в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц.

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору.

1.2.1. Вечевые порядки.


Вече – от славянского вѣтъ — совет.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси, одна из форм прямой демократии.

  • Равные.
  • Различные (в зависимости от социального статуса).

Периодичность созыва.

Определённой периодичности не существовало. Вече собиралось по мере необходимости по звону колокола на главной площади.

Присутствующие криком выражали своё согласие- несогласие. Если меньшинство не желало подчиняться большинству, то происходили ссоры и потасовки.

ВАЖНО!

Вече не подменяло княжеской власти, не являлось постоянным, систематически организованным политическим институтом

Исключение: Новгородская и Псковская республики.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.



«Новгородское вече". Работа А.П. Рябушкин.

В древней и средневековой Руси важную роль в политической системе общества играло вече.

Этот коллективный орган управления нередко принимал главные решения, связанные с жизнью определенной территории.


Участие в нем свободных жителей позволяет некоторым исследователям говорить о сложившейся в те времена специфичной формы демократии (это что?). Давайте вместе посмотрим так ли это и разберемся, какие функции выполняло вече.

Вече — это.

Собиралось с целью обсуждения общих проблем и вопросов политической, духовной, экономической сферы. Выступает формой прямой демократии, сложившейся на территории славянской цивилизации.

В русских летописных сводах (что это?) вече упоминается в двух смыслах:

  1. как народная сходка для совещания по насущной проблеме;
  2. как народное собрание, выражающее мнение народа при принятии властных решений.

История возникновения вече

Истоки вече лежат в племенных собраниях, возникших еще в догосударственный период. В ранние времена оно решало большинство актуальных проблем территории, включая вопросы внешних отношений.

С появлением Древнерусского государства оно стало инструментом ограничения княжеской власти, которым активно пользовалась феодальная знать (это кто?). Первые летописные упоминания об этом органе в Новгороде относятся к 1016 году, а в Киеве к 1068 году.

Власть

В некоторых территориях о вече вспоминали только в экстренных случаях. Тогда оно могло становиться сосредоточением сил, выступавших против князя, и его решения приобретали форму протеста.

В связи с ослаблением централизованной власти в период феодальной раздробленности (с 30-х годов XII века) вече все больше приобретает политическую роль. В его компетенцию входили вопросы:

  1. выбор должностных лиц;
  2. обеспечение приемлемых условий торговли;
  3. распоряжение ресурсами административной единицы (земельные, финансовые и другие);
  4. решение социальных и культурных проблем;
  5. внешнеполитические вопросы.

Порядок работы вече

В большинстве мест строго определенного порядка работы земств не существовало. В источниках отсутствуют сведения о должности председателя этого органа.

Согласно заведенному обычаю, открывал собрание тот, кто его созывал. Точный подсчет голосов не производился — для принятия решения необходимо было единогласие или мнение подавляющего большинства участников.

Никто не протоколировал ход и итоги работы. Исключение составлял Новгород, где по важным вопросам составлялись вечевые грамоты, отражавшие принятые решения.

Они должны были исполняться князем, подчиненными ему чиновниками либо самим народным собранием. Более подробно о вече на Руси можно узнать здесь:

Собрание

Заключение

Вече в истории — это основная форма самоуправления, существовавшая повсеместно на Руси с догосударственных времен. Оно позволяло коллективно решать актуальные проблемы своей территории, а в некоторых случаях — политические вопросы.

По мере усиления централизации и княжеской власти этот орган начал постепенно отмирать (в Новгороде ликвидирован насильственно), так как не соответствовал формировавшемуся монархическому режиму (это что?).

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Те же Фоменко и Носовский Великий Новгород, вообще в Ярославль перенесли.

Нужно ограничивать власть элит, и раньше вече этим и занималось.

Масштабы государств сейчас не позволяют таким образом решать вопросы. Замучаетесь все выслушивать и забудете кто-что говорил. Без выборной системы сейчас не прожить, хотя в небольших общинах вече по прежнему эффективно.

Читайте также: