Важнейшие риторические тропы и фигуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эти таблицы будут полезны при отработке задания № 7 ОГЭ по русскому языку (см. демонстрационный вариант).

ТРОП (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

Метафора — один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Осуществляется за счет переноса названия с одного предмета на другой на основе внешнего или внутреннего сходства.

Высокий. 1. Большой по протяженности снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении (высокая гора, высокий дом). 2. перен. Выдающийся по своему значению, очень важный, почетный. Данная метафора характерна для книжного стиля: высокий долг, высокая награда.

Метонимия — один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Заключается в употреблении одного слова вместо другого на основе близости, смежности во времени или пространстве, исходя из причинно-следственных связей, которые установились между явлениями, событиями, фактами.

Олицетворение - наделение неживого предмета явлениями, свойствами живого, одушевленного существа. Часто встречается в публицистическом стиле речи.

Перифраза — замена оборотом речи отдельного слова с целью большей выразительности. Блюститель закона — судья. Третий Рим — Москва. Использование перифраз характерно для официально- делового стиля: денежные средства (деньги)




Аллегория — употребление слов и выражений в переносном (ал- легорическом) смысле: огнеборцы (пожарные). Аллегория всегда требует разъяснения.

Выделим несколько групп риторических фигур. Первая группа фигур в которых структура фразы определяется соотношением значения слов в ней. Это антитеза, градация и инверсия.

Градация — усиливает впечатление за счет постепенного изменения (нарастания или убывания) значения слова или словосочетания. Здесь речь идет о степни экспрессивности или выразительности выражения слова, фразы.

Инверсия - Это непрямой, обратный, порядок слов в предложении. Прямым порядком слов называют обычный, наиболее употребительный, обратный – менее употребительный. Пошли в поле – прямой; в поле пошли – обратный. Изменяя порядок слов в предложении, мы изменяем смысл высказывания.

Вторая группа фигур речи представляет собой такие риторические фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи. Это фигуры: повтор, параллелизм и период.

Повтор как риторический прием это повторение темы, повторение общего тезиса речи, повторение ключевых слов. Более того, повтор создает ритм речи, делает ее в определенном смысле музыкальной, а значит легкой для усвоения. Слушающий уже настраивается на определенную модель фразы, пониает , что ему ждать. К таким повторам относятся анафора и эпифора.

Анафора — единоначатие. Слова в предложении начинаются с одного и того же слова, словосочетания. Этим достигается своеобразный параллелизм в структуре речи, ее особая логичность:

«Когда они [бандиты] в масках и без масок хватали на улице детей, женщин и стариков. Били их прикладами, стреляли для острастки поверх голов и непосредственно в людей.

Когда они взламывали двери, врывались в дома и квартиры, вы-таскивали оттуда испуганных граждан.

Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко).

Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.(А.Блок).

Третья группа – это те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а следовательно, привлекают внимание адресата. Это фигуры риторического обращения; Риторического восклицания; риторического вопроса, одобрения; умаления. Сюда можно отнести иронию, намек.

Ирония - лукавое иносказание. Слова и фразы располагаются таким образом, что ставится под со- мнение серьезность того, о чем сообщается в тексте.

Фразеологические единицы — устойчивые обороты в языке и речи. Употребляются в переносном значении. Например, в своих речах А.Ф. Кони неоднократно использовал обороты: средь бела дня, бог знает, концы в воду, всплыть на поверхность, нечистый на руку, свести концы с концами, сживать со свету и др. Создают особую образность судебной речи: рвать на себе волосы, умывать руки, делать из мухи слона и т.д.

Метафора — один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Осуществляется за счет переноса названия с одного предмета на другой на основе внешнего или внутреннего сходства.

Высокий. 1. Большой по протяженности снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении (высокая гора, высокий дом). 2. перен. Выдающийся по своему значению, очень важный, почетный. Данная метафора характерна для книжного стиля: высокий долг, высокая награда.

Метонимия — один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Заключается в употреблении одного слова вместо другого на основе близости, смежности во времени или пространстве, исходя из причинно-следственных связей, которые установились между явлениями, событиями, фактами.

Олицетворение - наделение неживого предмета явлениями, свойствами живого, одушевленного существа. Часто встречается в публицистическом стиле речи.

Перифраза — замена оборотом речи отдельного слова с целью большей выразительности. Блюститель закона — судья. Третий Рим — Москва. Использование перифраз характерно для официально- делового стиля: денежные средства (деньги)

Аллегория — употребление слов и выражений в переносном (ал- легорическом) смысле: огнеборцы (пожарные). Аллегория всегда требует разъяснения.

Выделим несколько групп риторических фигур. Первая группа фигур в которых структура фразы определяется соотношением значения слов в ней. Это антитеза, градация и инверсия.

Градация — усиливает впечатление за счет постепенного изменения (нарастания или убывания) значения слова или словосочетания. Здесь речь идет о степни экспрессивности или выразительности выражения слова, фразы.

Инверсия - Это непрямой, обратный, порядок слов в предложении. Прямым порядком слов называют обычный, наиболее употребительный, обратный – менее употребительный. Пошли в поле – прямой; в поле пошли – обратный. Изменяя порядок слов в предложении, мы изменяем смысл высказывания.

Вторая группа фигур речи представляет собой такие риторические фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи. Это фигуры: повтор, параллелизм и период.

Повтор как риторический прием это повторение темы, повторение общего тезиса речи, повторение ключевых слов. Более того, повтор создает ритм речи, делает ее в определенном смысле музыкальной, а значит легкой для усвоения. Слушающий уже настраивается на определенную модель фразы, пониает , что ему ждать. К таким повторам относятся анафора и эпифора.

Анафора — единоначатие. Слова в предложении начинаются с одного и того же слова, словосочетания. Этим достигается своеобразный параллелизм в структуре речи, ее особая логичность:

«Когда они [бандиты] в масках и без масок хватали на улице детей, женщин и стариков. Били их прикладами, стреляли для острастки поверх голов и непосредственно в людей.

Когда они взламывали двери, врывались в дома и квартиры, вы-таскивали оттуда испуганных граждан.

Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко).

Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.(А.Блок).

Третья группа – это те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а следовательно, привлекают внимание адресата. Это фигуры риторического обращения; Риторического восклицания; риторического вопроса, одобрения; умаления. Сюда можно отнести иронию, намек.

Ирония - лукавое иносказание. Слова и фразы располагаются таким образом, что ставится под со- мнение серьезность того, о чем сообщается в тексте.

Фразеологические единицы — устойчивые обороты в языке и речи. Употребляются в переносном значении. Например, в своих речах А.Ф. Кони неоднократно использовал обороты: средь бела дня, бог знает, концы в воду, всплыть на поверхность, нечистый на руку, свести концы с концами, сживать со свету и др. Создают особую образность судебной речи: рвать на себе волосы, умывать руки, делать из мухи слона и т.д.

Риторические тропы для убеждения и творчества

Риторические тропы можно использовать в разных сферах: в рекламе, политике, юморе, психологии. Но цель одна — убеждение. В конце концов, риторика предназначена именно для этого. Дальше в статье мы покажем, каким образом тропы можно применять, чтобы переубедить собеседника и повлиять на его мнение. Не обойдем вниманием и художественную сторону (писательское мастерство) — их использования в диалогах или для яркого выражения мыслей автора.

Мы условно разделим риторические тропы на 3 группы — эмоции, усиление, искажение. Теперь о каждой более подробно.

Эмоции

Астеизм: вежливое выражение отрицательных эмоций.

Уважаемый господин!

Вы оскорбили мою жену и настоящим я призываю вас к дуэли.

Ваш самый послушный слуга,

Чарльз Хоутри.

Из-за эмоций мы можем угодить в ментальную ловушку. Когда мы поддаемся им, особенно если они негативны, трудно убедить человека чем-либо. Чтобы избежать этого, выражайтесь мягче.

Апостроф: разговаривать с воображаемым человеком или абстрактной идеей.

Небеса спрашивают меня, почему он так со мной разговаривает?

Апостроф выходит за рамки нормальной речи, позволяя оратору выражать мысль или чувство, которое не вписывается в нормальный разговор. Это, как правило, вопрос, объяснение или выражение разочарования. Его часто применяют для того, чтобы ярче выразить свои эмоции.

Паранетик: выражение эмоций через призыв действовать каким-то образом.

Вы чувствуете вибрации? Думаю, теперь вы можете быть творческими. Получить тот сок, текущий…

Стоп! Не говори этого! Я не могу это слышать!

Паранетик — это способ командовать толпой или человеком. Его нужно озвучивать в виде неконтролируемой вспышки (особенно гнева). Это также важный сигнал о силе эмоций, которые испытывает человек и, следовательно, он подразумевает важность ситуации.

Усиление

Адинатон: декларация о невозможности, часто в явно преувеличенном сравнении.

Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем грешник попадет в Царство Небесное.

Когда происходит нечто, что мы считаем маловероятным, мы потрясены и хотим выразить эту чрезвычайную эмоцию. Легкий способ сделать это — использовать контрастное сравнение.

Амплификация: троп, используемый для общего усиления, улучшения или преувеличения аргументации, чтобы привлечь к ней внимание и заставить казаться больше, чем есть на самом деле.

Я ждал дни, шел сквозь ветер, дождь и град, чтобы быть первым из тех, кто увидит такого прекрасного, великого человека!

Когда мы преувеличиваем, то заставляем обращать внимание других людей на эти слова. Это может быть важной тактикой в ситуациях, где требуется быть убедительным.

Анабасис: поэтапное повышение смысла или акцента в каждой фразе или предложении.

Мы должны ответить. Мы должны сражаться! Мы должны победить вражескую армию.

Анабасис использует принцип новизны, где мы лучше всего запоминаем то, что сказано последним или недавно. Вы можете получить власть над своей речью, если будете постепенно наращивать силу речи, ее мощь. Анабасис можно также использовать, чтобы показать растущую уверенность.

Искажение

Паралогия: использование двусмысленного или неоднозначного языка.

Похоже, результаты эксперимента имеют ценность (какую ценность? для кого?).

Счастливые мужчины и женщины гуляют в парке (женщины тоже счастливые?).

Дисфемизм: это вставка одного слова в середину другого слова.

Дисфемизм подразумевает, что оратора так переполняют эмоции, что он потерял контроль над языком и не может найти слова, которые точно передадут то, что он чувствует. Следовательно, он просто должен изобрести новое слово. Слова-вставки часто являются ругательными словами и добавляют сильную эмоцию, которая часто связана с ними.

Гипертрофия: преувеличение важности.

Если вы останетесь до утра, то будете героем!

Когда мы что-то преувеличиваем, все остальное на фоне кажется мелким. Для других это может иметь малую важность, но вы подчеркиваете, что ничего величественнее этого события не было со времен падения Римской империи.

Изучайте риторические фигуры, они придадут вашей речи образность и яркость. А ваши герои, если вы пишете роман, получат свой уникальный язык, который запомнится читателям.

Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.

Среди наиболее распространённых фигур речи:

См. также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Риторические фигуры" в других словарях:

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — см. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь

риторические фигуры — см. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь

Риторические фигуры — экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия

риторические фигуры — см. фигуры речи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь

риторические фигуры — РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь

риторические фигуры — В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов

Фигуры речи — В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Читайте также: