Вассально ленные отношения кратко

Обновлено: 28.04.2024

Объ­ём обя­зан­но­стей вас­са­ла за­ви­сел от ве­ли­чи­ны дер­жа­ния (ле­на, фье­фа). Главным ви­дом служ­бы яв­ля­лась во­ен­ная, или сто­ро­же­вая: вас­сал был обя­зан не­сти её за свой счёт лич­но, а так­же пре­дос­тав­лять и сна­ря­жать не­ко­то­рое чис­ло вои­нов (в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров ле­на, фье­фа) в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка (обыч­но 40 дней в го­ду) для за­щи­ты зе­мель сень­о­ра. Кро­ме то­го, вас­сал был обя­зан со­став­лять сви­ту сень­о­ра, уча­ство­вать в за­се­да­ни­ях его су­да и его совета (ку­рии фео­даль­ной), как пра­ви­ло, три раза в год - на Ро­ж­де­ст­во, Пас­ху и Пя­ти­десят­ни­цу.

На­ко­нец, вас­сал брал на се­бя обя­за­тель­ст­во ока­зы­вать сень­о­ру фи­нан­со­вую по­мощь (со­дер­жать за­мок, при­ни­мать сень­о­ра и его сви­ту, вы­пла­чи­вать осо­бые сум­мы в стро­го оп­ре­де­лён­ных слу­ча­ях: по­свя­ще­ние стар­ше­го сы­на сень­о­ра в ры­ца­ри, за­му­же­ст­во старшей до­че­ри, вы­куп сень­о­ра из пле­на, оп­ла­та его уча­стия в кре­сто­вом по­хо­де). Со сво­ей сто­ро­ны, сень­ор был обя­зан, по­ми­мо пе­ре­да­чи вас­са­лу зем­ли в дер­жа­ние, обес­пе­чить за­щи­ту его лич­но­сти и иму­ще­ст­ва, не дей­ст­во­вать в ущерб его ин­те­ре­сам. Вассалитет не ущем­лял лич­ной не­за­ви­си­мо­сти вас­са­ла и был вы­го­ден обо­им уча­ст­ни­кам до­го­во­ра. На­ру­ше­ние от­но­ше­ний вассалитета влек­ло за со­бой рас­тор­же­ние до­го­во­ра, от­ня­тие фье­фа и не­ред­ко вой­ну.

Воз­ник­но­ве­ние, ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие сис­те­мы вассальных отношений от­ли­ча­лось су­ще­ст­вен­ны­ми ре­гио­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Прин­ци­пы вассалитета бе­рут своё на­ча­ло в вар­вар­ских ко­ро­лев­ст­вах (V-VI века) и по­лу­ча­ют оформ­ле­ние во Франк­ском го­су­дар­ст­ве (VIII-IX веков) в ви­де раз­да­чи ко­ро­лём зе­мель, дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва и др. ис­точ­ни­ков до­хо­да за служ­бу. Пер­во­на­чаль­но зем­ли пе­ре­да­ва­лись вас­са­лу по­жиз­нен­но в ка­че­ст­ве бе­не­фи­ция, но по­сте­пен­но пре­вра­ти­лись в на­след­ст­вен­ное дер­жа­ние (к IX-XI векам).

В пе­ри­од тер­ри­то­ри­аль­ной раз­дроб­лен­но­сти вассалитет со­став­лял ос­но­ву по­ли­тического строя западноев­ропейских феодальных мо­нар­хий и слу­жил един­ст­вен­ной фор­мой свя­зи фео­далов как со­ци­аль­ной груп­пы, обес­пе­чи­ваю­щей её един­ст­во. С об­ра­зо­ва­ни­ем со­слов­ной мо­нар­хии и фор­ми­ро­ва­ни­ем цен­тра­ли­зованных национальных го­су­дарств вассалитет по­сте­пен­но ут­ра­тил своё зна­че­ние. В XIII-XVI веках во­еннная служ­ба вас­са­лов по­сте­пен­но за­ме­ня­лась пла­те­жа­ми, ар­мия ста­нови­лась на­ём­ной, а за­тем про­фес­сио­наль­ной. В эту эпо­ху рас­ши­ре­ние прав на зем­лю сде­ла­ло воз­мож­ным её от­чу­ж­де­ние и по­сле­дую­щую скуп­ку вы­ход­ца­ми из не­бла­го­род­ных сло­ёв. Вассалитет как ин­сти­тут был уп­разд­нён в хо­де ев­ропейских ре­во­лю­ций XVIII-XIX веков.

Прежде чем разобраться в сущности вассальных отношений, важно понять, что это за отношения. Вассал переводится как "слуга", отсюда и их суть. Это отношения между сеньором и феодалом, в которых сеньор лично зависел от воли феодала. Развивались эти отношения в 7-8 веке, хотя их отклики прослеживались еще очень долго.Вассальные отношения начинались с клятвы. Вассалам могли стать феодалы и государственные военнослужащие. Далее власть передавалась детям, внукам, правнукам и так далее. В свою очередь, феодалы были зависимы от короля и его воли. По первому же зову они были обязаны явиться ко двору или сформировать войско. Кроме того они должны были отслужить 40 дней в армии. Что не мало важно, не только сеньор был зависим от феодала, феодал перед сеньором тоже имел некоторые обязанности. Он обязан был помогать ему материально и присутствовать в его совете. В свою очередь вассал также оказывал помощь своему вассалу, военную, в случае чего должен был защищать от врагов. Разорвать эти отношения могли в случаи вины того или иного.

Содержание

Вассалитет в Западной Европе



Крупные феодалы (герцоги и графы) имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от короля. Многие герцоги и графы могли чеканить свою монету.

Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением клятвы верности и совершением соответствующего ритуала (коммендация, позднее — оммаж), во время которого вассал вкладывал свои ладони в ладони сеньора, а тот передавал вассалу меч.

Вассалитет в Средней Азии

Система вассалитета в Средней Азии закончила формироваться к XI — XIII векам. К этому времени пожалованная земля (икта) переходит в наследственную. Как и в Европе, владелец икта нес военную (гражданскую) службу, а также взимал налоги с крестьян. Однако вследствие более сильной централизованной власти, азиатские феодалы не имели таких больших вольностей в отличие от европейских феодалов.

Вассалитет в Японии

В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Японский феодализм распространялся и на город. Японский город феодальной эпохи оставался бесправной и податной территорией. На грани XII—XVIII вв. в городах Японии проживало около 4 млн человек, но из них лишь около 1 млн были ремесленниками и торговцами.

Спецификой феодального режима Японии была необычайная многочисленность самураев, которые зачастую не имели земли. Поэтому возникала своеобразная система материального обеспечения вассалов — коку, рисовый паек.

Вассальные государства

При победе в войне одно государство могло стать по отношению другому вассальным государством, с сохранением некоторой автономности. Правитель побеждённого государства становился вассалом короля-победителя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Становление и развитие вассально-ленной системы. Рыцарство.


В большинстве государств Западной Европы процесс формирования феодальных отношений завершается в IX—XI вв. В некоторых странах, например в Италии и Франции, феодальная система в основных чертах сложилась уже в X веке; в других, таких как Германия и Англия, этот процесс обычно заканчивался только к концу XI века. Века. феодализация в скандинавских странах шла еще медленнее. В конце XIX века в большинстве стран Западной Европы и в Византии господствовали феодальные производственные отношения. При всей своеобразности развития отдельных стран в них отчетливо видны общие черты, характерные для установившегося феодального способа производства. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчин в сочетании с небольшим индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян уже в той или иной форме зависит от феодального землевладельца и сильно эксплуатируется с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется различными средствами внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община в это время становится зависимой или крепостной общиной, а традиционные формы общинного землепользования используются феодалами для подавления крестьянства.

Сельское хозяйство этого периода характеризуется низкой рутинной техникой и ее медленным развитием, поскольку производство основано на небольшом, карликовом фермерском хозяйстве. Естественное сельское хозяйство доминировало на ранней стадии развития феодализма; обмен был незначительным, торговые отношения не развивались; ремесло только начало отделяться от сельского хозяйства; доминирует развивающаяся рента и связанная с ней система хозяйства Баршина, аналогичная системе господства, характерной для Vi. I. Ленин в работе "Развитие капитализма в России" ссылается на Россию XVIII-XIX веков.

Однако мелкое крестьянское хозяйство, хотя и управлялось феодалом, было более продуктивным, чем крупное рабовладельческое хозяйство или труд земледельца в первобытном сообществе. Установление феодальных отношений в Европе в IX-XI веках в целом привело к росту экономики: были расчищены леса, проведены новые земли, особенно разоренные в последние века Римской империи, проведены ирригационные работы, расширены площади, занятые виноградниками и оливковыми рощами, улучшены породы домашних животных.

Лошадь использовалась как рабочее животное. Начал использовать усовершенствованный легкий плуг. Ремесло развивалось, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных профессий и обмена.

Характерной чертой социальных и политических отношений, сложившихся в Европе в середине XI в. Развитая в XIX веке, была неразрывной связью между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Большая вотчина была не только экономической единицей, но и небольшим независимым государством — сеньорией. Что касается населения своих владений, то феодал был не только землевладельцем, но и правителем — сеньором, в руках которого находились суд, администрация, военные и политические силы. Эта организация общества имела господство в Европе в X-XI веках. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.

Основные классы феодального общества.

Общество разделилось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян. Крепостные находились в тяжелейшем положении повсюду, в некоторых странах (например, во Франции), которые уже в X—XI веках составляли большинство крестьян. Они полагались на свое благословение как в личной, так и в основной и судебной сферах и особенно сильно эксплуатировались. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только с землей); они были ограничены своим наследственным имуществом, имуществом и даже подвижничеством, поскольку последние считались собственностью феодала. Кроме того, они выполняли ряд унизительных обязанностей и облагались налогом с выплат, которые подчеркивали их личную зависимость. К разряду крепостных постепенно добавлялись и бывшие рабы. В некоторых странах этот наиболее зависимый слой крестьян называли "сербами", хотя в древнем значении этого слова они уже не были рабами. Крепостное право было определяющей формой зависимости в тот период, когда закончилось зарождение феодальных отношений, а позднее, по крайней мере, до конца XII в. В конце XIX века, когда она начала уступать другим, более легким формам зависимости.

Несколько легче было положение лично свободных крестьян, численность которых в некоторых странах (в Англии, Германии, Южной Франции, Италии) в середине XI в. В конце XIX века он был еще довольно большим. Они могли больше обладать ловкостью, а во многих случаях и своими земельными активами. Однако они эксплуатировались в судебной, а иногда и в землевладельческой зависимости от феодального землевладельца и постепенно терялись и

Своим трудом зависимые крестьяне содержали правящий класс.

Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах

Феодальная иерархия и крестьянство.

Передача Теодора вассалу — вступление во владение - носила название Инвеститура.

Помимо выполнения основных обязанностей в пользу сеньоры и его репутации на военной службе (обычно 40 дней в течение года) вассалу никогда не приходилось причинять вред, и сеньора, по просьбе последнего стрелка, используя свои силы в своих владениях, в своей судебной курии и в известных случаях, определенные вотчинные обычаи, оказывала ему любую финансовую поддержку.

Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала в случае нападения врагов и помогать ему в других трудных случаях.

Из—за путаницы вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных отношений конфликты на этой почве были обычным явлением в IX-XI веках. Война считалась законным способом разрешения всех споров между феодалами. Крестьяне больше всего страдали от межвоенных войн, поля которых топтали, сжигали деревни и разорялись при каждом дальнейшем столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.

Крестьяне находились вне феодальной иерархической лестницы, давившей на него всем весом своих многочисленных ступеней.

Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри правящего класса, объединяла и объединяла всех своих членов в один привилегированный слой, укрепляла их классовое господство, сплачивала их против эксплуатируемого крестьянства.

Быт и нравы феодалов.

Основным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и связанный с ней грабеж. Поэтому вся жизнь и нравы феодалов были в основном подчинены потребностям войны.

В IX—XI веках Европа была покрыта феодальными замками. Замок - обычное жилище феодала - был одновременно крепостью, ее убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу управлять всем близлежащим графством и держать все население в подчинении. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров. Замки обычно строились на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было хорошо обозревать окрестности и где было легче защищаться от врага.

Основной род войск в Европе X-XI вв. В конце XIX века она превращается в тяжеловооруженную кавалерию. Каждый феодал обязан благословением конной службе. Отсюда и происходит собирательное название каждого феодального воина - "рыцарь" (немецкий рыцарь фон Райдер - всадник, всадник-воин). Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинным тяжелым копьем. Он также пользовался топором и топором; кольчуга и щит служили для защиты. На голове был надет шлем, а лицо было защищено специальной металлической решетчатой пластиной — козырьком. Позже, в XII-XIII веках, появились рыцарские латники.

Феодалы, которые всю свою жизнь проводили в войнах, насилии и грабежах и презирали труд, особенно светский, обычно отличались дикими нравами, крайним невежеством, грубостью и жестокостью. Больше всего они ценили физическую силу. Идеализированный кодекс "рыцарского" поведения, рисовавший рыцаря благородным защитником слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе гораздо позже — в XII—XIII веках. Но даже тогда он не соответствовал реальному облику рыцаря-феодала и оставался в лучшем случае просто недостижимым идеалом. С суровым рыцарем-варваром раннего средневековья он особенно не имел ничего общего.

Рыцарство - это особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие ассоциируется с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья фактически все светские феодальные воины принадлежали к рыцарству. Но чаще этот термин используется в отношении средних и мелких феодалов, в отличие от знати.

Возникновение рыцарства относится ко времени раннего средневековья (7-8 вв.), когда широко распространенными были условные формы вотчины, сначала пожизненные, позже наследственные. При передаче земель в его вражде ж сеньор ( с ), а получатель - вассал последнего, что означало эту военную службу ( обязательную военную службу не более 40 дней в году ) и выполнение некоторых других обязанностей в пользу сеньоры. К ним относились финансовая "помощь" в посвящении сына в рыцари, свадьба дочери, необходимость выкупить находящегося в плену сеньора. Согласно обычаю, вассалы присутствовали на суде сеньора и присутствовали на его совете. Церемония установления вассальных отношений называлась оммаж, а также клятва верности сеньору - фуа. Если размер земли, полученной для службы, был разрешен, новый владелец, в свою очередь, передавал часть ее своим вассалам в качестве феодала (субинфеодация). Таким образом, многоуровневая система вассальности ("верховная власть", "феодальная иерархия", "феодальный лидер") развивалась от верховного правителя до одноуровневых рыцарей, которые не имели своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражали принцип: "Мой вассал не является моим вассалом", тогда как, например, в Англии (Зальцбургская клятва 1085 года) была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевской армии.

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию землевладения и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Таким образом, вместе с утверждением военных отношений было сформировано рыцарство как военно-феодальное сословие, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военные стали его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определенные особые сословные взгляды, этические нормы, традиции и культурные ценности.

Воинская обязанность рыцарей заключалась в защите чести и достоинства верховного правителя и, прежде всего, земли от посягательств со стороны соседних феодальных правителей в межобщинных войнах и войск других государств в случае внешнего нападения. Между тем граница между защитой собственных владений и завоеванием чужих земель была довольно зыбкой, и защитник справедливости часто оказывался захватчиком на самом деле, не говоря уже о кампаниях по завоеванию, организованных королевской властью, таких как многочисленные поездки немецких императоров в Италию или сам папа Римский в качестве крестовых походов.

Рыцарское войско было могущественной силой. Его вооружение, тактика боя соответствовали военным задачам, масштабу военных операций и техническому уровню своего времени. Рыцарская конница, защищенная металлическими военными доспехами, играла важную роль в бою для пеших воинов и крестьянских ополчений.

Участие в рыцарской армии требовало определенной безопасности, а земельный приз был не только наградой за службу, но и необходимым материальным условием ее выполнения, поскольку рыцарь приобретал как боевого коня, так и дорогое тяжелое оружие (копье, меч, булаву, доспехи, доспехи для коня) собственными средствами, не упоминая о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи насчитывали до 200 деталей, а общий вес военной техники составлял до 50 кг; их сложность и цена со временем росли. Подготовка будущих воинов служила системе рыцарской подготовки и воспитания. В Западной Европе мальчики в возрасте до 7 лет росли в семье, позже, до 14 лет, они выросли при дворе сеньора как паж, затем оруженосцы, и, наконец, их посвящение в рыцари было отмечено.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, обладать "семью достоинствами рыцарства": верховой ездой, фехтованием, умелым обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Посвящение в рыцари символизировало вступление в привилегированное сословие, вступление в его права и обязанности и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю, посвященный рыцарь ударил посвящаемого мечом по плечу, произнес формулу посвящения, надел шлем и золотые шпоры, вручил меч - символ рыцарского достоинства – и щит с гербом и девизом. Посвященный, в свою очередь, дал обет верности и обязался соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (дуэлью) - демонстрацией воинской выучки и мужества.

Рыцарские традиции и особые этические нормы развивались на протяжении веков. В кодексе чести был заложен принцип лояльности по отношению к верховному главнокомандующему и долга. К рыцарским достоинствам относились воинское мужество и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарской фамилии. Осуждали скаредность и скупость, измену не прощали.

Но идеал не всегда соответствовал реальности. Что касается грабежей в чужих землях (например, взятия Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские "подвиги" приносили горе, разорение, позор и позор не только гражданам. Крестовые походы способствовали развитию идей, обычаев, морали рыцарства и взаимодействию западных и восточных традиций. В свое время в Палестине возникли специальные организации западноевропейских феодалов, духовно-рыцарские ордена для защиты и расширения владений крестоносцев. К ним относятся Орден иоаннитов (1113), Орден тамплиеров (1118), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордена Калатравы, Сант-Яго, Алькантары.

В Прибалтике известны орден меченосцев и Ливонский орден. Члены ордена давали монашеские обеты (отказ, отказ от собственности, целомудрие, послушание), носили одежду, аналогичную монашеской одежде, и в том числе военные доспехи.

У каждого ордена была своя отличительная одежда (например, белый плащ с красным крестом у тамплиеров). Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой избранным магистром, утвержденным Папой. При магистре действовал Капитолий (Совет), с законодательными функциями.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую сторону средневековой литературы с ее особым вкусом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости против христианского аскетизма, прославила подвиг и не только воплощала в себе рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, прощаясь по-французски, по-испански "в песнь с моей стороны") появилась РЫЦАРСКАЯ КРЕСТОВАЯ поэзия (напр. Лирика трубадуров и т во Франции и м в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представляющий так называемую "к литературу" (от французского куртуа - вежливый, рыцарский ) с обязательным культом дам.

Читайте также: