В поэме мцыри романтический сюжет романтические герои романтический пейзаж подтвердите это кратко

Обновлено: 05.07.2024

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Композиционное построение поэмы

Мцыри" представля­ет собой романтическую поэму.
Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет - бегство героя
из неволи и стрем­ление обрести свободу.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в её
исповедальности.
Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно.
Во многом это свойственно поэтам-романтикам.
Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов
героя и автора.
Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью
является сво­бода.
Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв
В тот дивный мир тревог и битв…
"Тоска по родине святой" выражается не только в жела­нии
вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет
и жажда самоутверждения.
В этом смысле побег на Кавказ - это способ обретения
собственного "я".
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды.
Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения,
который заключается в противостоянии человека
враждебному миру природы.
Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой
героя с барсом.
Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя,
прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с
са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его
тесная связь с природой.
Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев
"о тайнах неба и земли", а в ходе повествования сам не раз
сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой Для них навек, как зверь степной…
«. И дей­ствительно, на третий день странствий природа
из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти,
на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу,
он снова возвращается к монастырю.
Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими
действиями только ускоряет свершение того,
что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет.
На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на
сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя.
Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений,
"не молит о прощенье".
Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от
невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду.
Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «
"Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю".
Помимо конфликта между человеком и судьбой,
в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт.
Он заключается в противоречии между стремлениями
Мцыри и его потенциальными возможностями.
Отсюда сравнение героя с "в тюрьме воспитанным цветком".

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является
динамичность.
Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная
линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится
значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма уникальное произ­ведение, один из
лучших образцов поэтики романтизма.
О верности Лермонтова этому литературному течению
свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные
приёмы, используемые автором, и особенности по­строения
сюжета.
Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых,
индивидуальных черт.
Это именно синтез традиционных романтических и
новаторских приёмов автора.

В поэме мцыри говорится о мальчике который хотел убежать из монастыря к себе на родину. Я здесь не вижу романтического сюжета

В романтических произведениях всегда ощущается прямая оценка автором его ге­роев и их поступков, изображенных собы­тий. Лермонтов открыто прославляет сво­бодолюбие Мцыри, его мужество, жажду жизни, полной “тревог и битв”, о которой мечтает юноша. События, изображенные в романтических произведениях, всегда яркие, исключительные, в них с необы­чайной силой раскрывается характер ге­роя (побег Мцыри из монастыря в грозу,

встреча с молодой грузинкой, блуждания в мрачном лесу в поисках потерянной до­роги на родину, бой с барсом и победа Мцыри).

Автора интересуют не столько сами события, сколько внутренний мир героя, отсюда использование Лермонтовым моно­лога-исповеди Мцыри, помогающего “рас­сказать его душу”, познакомить читателя с его мыслями, чувствами, переживаниями.

В центре романтических произведений всегда личность яркая, мятежная, ге­роическая – таков и Мцыри. Герою Лер­монтова присущи не только мужество, си­ла воли, презрение к смерти, но и спо­собность жить одним всепоглощающим чувством, одной страстью:

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Это высказывание Мцыри и все его даль­нейшие поступки подчеркивают его свобо­долюбие, стремление познать “блаженство вольности” и исключительную целеуст­ремленность. Атмосфера смирения и по­корности чужда пламенной, мятежной на­туре юноши. Умирающий Мцыри в по­следний момент прощания с жизнью думает о “родине святой”, до которой ему не удалось дойти.

Дуя романтических произведений ха­рактерна яркая контрастность героев (Мцыри – монахи). Хотя в поэме Лермон­това дан монолог Мцыри, но вниматель­ный читатель ощущает, что герой поэмы все время противопоставляет свое пред­ставление о жизни убеждениям монахов, словно вступая с ними в спор. Для мона­хов главное в жизни – смирение, жизнь без потрясений и бурь, отказ от радостей земных во имя вечного счастья “в святом заоблачном краю”.

Для Мцыри главное – свобода, вольность, жизнь, полная радос­тей, волнений, тревог, борьбы, жизнь ак­тивная с ее напряжением, бурями, опас­ностями, готовность героя поменять “рай и вечность” за несколько минут пребыва­ния на родине. Таковы два контрастных представления о жизни и их несовмести­мость, отсюда и резкое противопоставле­ние Мцыри себя – монахам:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Пейзаж в романтических произве­дениях, как правило, экзотический (кру­тые скалы, горы, поросшие дремучим ле­сом, бурные потоки), является важней­шим средством раскрытия характера героя. “Седой, незыблемый Кавказ”, вся окружающая природа близка мятежной натуре Мцыри. Не случайно он постоянно слышал зов могучей природы, находясь в монастыре, и чувствовал, что понимает ее язык. Обратите внимание на метафоры и сравнения, которые использованы в ре­чи Мцыри при описании горных хребтов, скал (строфа 6).

Пейзаж помогает по­чувствовать психологическое состояние героя (его душе близка гроза, он тонко чувствует красоту окружающего мира, в его словах ощущаются радость, удивле­ние). Природа в поэме – не фон, а актив­ная сила: она вызывает и радость, и от­чаяние героя, в тот момент, когда ощуща­ет в ней враждебную силу (наступление ночи в конце второго дня скитаний).

Последнее желание Мцыри – быть похороненным вне стен монастыря, чтобы ощутить еще раз, как прекрасен мир, который ему приходится покидать так ра­но, почувствовать прощальный привет родного Кавказа.

Какую роль играет звук монастырского коло­кола в поэме?

Далекий звон монастырского колокола является для Мцыри свидетельством по­стигшей его катастрофы: неожиданным для него самого является возвращение на то место, с которого он отправился в путь: “Вернулся я к тюрьме своей”. Это был ко­нец мечты вырваться на свободу, найти до­рогу на родину. Звон церковный сравнива­ется с ударами железа, бьющего в грудь и лишающего последней надежды Мцыри:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Попробуйте доказать точность утверждения В. Г Белинского, что Мцыри – “любимый идеал на­шего поэта”.

Справка. Идеал – это совершенное воплощение в данном случае в худо­жественном образе черт, которые особен­но высоко ценит в человеке автор про­изведения.

В Мцыри, любимом образе Лермонтова, поэт воплотил черты, близкие ему самому: свободолюбие, жажду активной жизни, полной бурь и тревог, мятежность, неже­лание покоряться судьбе, бесстрашие, му­жество, исключительную целеустремлен­ность (в одном из ранних стихотворений у поэта есть такие строки: “Мне нужно дей­ствовать”). Так ярко, проникновенно, об­разно передать чувства своего героя мог только человек, близко воспринимающий состояние Мцыри. Читатель это ощущает постоянно и вместе с непокоренным Мцы­ри переживает его трагедию.

Один из современных исследователей поэзии Лермонтова Д. Е. Максимов писал, “что смысл поэмы “Мцыри” заключается в том, чтобы прославить поиски, могуще­ство воли, мужество, мятеж и борьбу, к ка­ким бы трагическим результатам они ни вели”.

В центре романтических произведений всегда личность яркая, мятежная, ге­роическая — таков и Мцыри. Герою Лер­монтова присущи не только мужество, си­ла воли, презрение к смерти, но и спо­собность жить одним всепоглощающим чувством, одной страстью:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Последнее желание Мцыри — быть похороненным вне стен монастыря, чтобы ощутить еще раз, как прекрасен мир, который ему приходится покидать так ра­но, почувствовать прощальный привет родного Кавказа.

Какую роль играет звук монастырского коло­кола в поэме?

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Справка. Идеал — это совершенное воплощение в данном случае в худо­жественном образе черт, которые особен­но высоко ценит в человеке автор про­изведения.

Читайте также: