В ф зуев кратко

Обновлено: 01.07.2024

Василий Фёдорович Зуев (1 (12) января 1754, Санкт-Петербург — 7 (18) января 1794, Санкт-Петербург [1] ) — выдающийся русский ученый-биолог, путешественник. Академик Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1787).

Содержание

Биография

Ещё в будучи студентом Академического университета Зуев участвовал в известной экспедиции Палласа, который посылал его для научных работ и наблюдений на Уральские горы, в Обдорск, в Берёзов для исследования Оби до Ледовитого океана, на Индерские горы и т. д. [2] .

Во время этих поездок Зуев собирал разные достопримечательности и редкости, обогатившие науку в учёных описаниях Палласа. Многие страницы в путевых записках Палласа принадлежат Зуеву. В 1781 академия поручила Зуеву исследование края, не затронутого прежними экспедициями, а именно вновь приобретенных Россией территорий между реками Бугом и Днепром, устьем Днепра и его лимана с окрестностями.

Труды

Путешествие Зуева особенно богато столкновениями с административными и другими лицами, которые создавали много затруднений нашим учёным путешественникам прошлого столетия. Зуев был человек с характером, и, в случае необходимости, умел постоять за себя.

Примечания

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Зуев (Василий Федорович, 1754 - 1794) - академик, родился в Петербурге в семье солдата, учился в Академической гимназии и Академическом Университете, в 1774 г. командирован за границу, в Лейдене и Страсбурге изучал, главным образом, естественную историю, но также и физику, химию, метафизику и прочее. По возвращении из-за границы, Зуев подвергся испытанию в Академии Наук и за диссертацию "Idea metamorphoseos insectorum ad caetera animalia applicata" сделан адъюнктом Академии; в 1787 г. произведен в академики. Еще в бытность свою студентом академического университета, Зуев участвовал в известной экспедиции Палласа , который посылал его для научных работ и наблюдений на Уральские горы, в Обдорск, в Березов для исследования Оби до Ледовитого океана, на Индерские горы и т. д. Во время этих поездок Зуев собирал разные достопримечательности и редкости, обогатившие науку в ученых описаниях Палласа. Многие страницы в Путевых Записках Палласа принадлежат Зуеву. В 1781 г. Академия поручила Зуеву исследование края, не затронутого прежними экспедициями, именно вновь приобретенных тогда мест между реками Бугом и Днепром, устьем Днепра и его лимана с окрестностями. В своих "Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 г." (СПб., 1787; немецкий перевод, Дрезден, 1789), Зуев описывает все достопримечательное, встретившееся ему на этом длинном пути, приводит исторические и статистические данные о различных местностях, сообщает сведения, касающиеся быта, образованности, нравов и верований жителей, например, о духоборцах (он называет их "духоверцами"), цыганах и цыганском языке, дает наружное описание теперь уже исследованного Чертомлыцкого кургана и пр. Путешествие Зуева особенно богато столкновениями с административными и другими лицами, которые делали много затруднений нашим ученым путешественникам прошлого столетия. Зуев был человек с характером, и, в случае необходимости, умел постоять за себя. Мемуары Зуева, напечатанные в изданиях Академии, относятся, главным образом, к зоологии; некоторые из видов, впервые описанных Зуевым, удержали навсегда его имя (Muraena alba Zuiew, Meraena fusca Zuiew и т. п.). Русские статьи свои Зуев помещал преимущественно в "Новых Ежемесячных Сочинениях" ("О действии воздуха на тело человеческое", "Об огненных на воздухе явлениях", "О торфе", "О кормовых средствах" и др.), отчасти также в "Исторических Календарях". Комиссия об учреждении училищ пригласила Зуева к участию в ее трудах, и поручила ему составить для народных училищ "Начертание естественной истории" (Санкт-Петербург, 1786; 5-е изд., 1814). По отзыву Палласа, этот труд Зуева превосходил все тогдашние иностранные руководства по этому предмету. Зуев был еще профессором естественной истории в Главном народном училище, учрежденном в 1784 г. в Санкт-Петербурге для образования учителей, одно время и редактором ежемесячного издания "Растущий Виноград", в 1785 - 1787 гг. составлявшегося учениками народного училища; участвовал в переводе "Естественной Истории" Бюффона (10 ч., СПб., 1789 - 1803); перевел "Описание растений Российского государства" Палласа (ч. I, СПб., 1788), а вместе с Ф. Томанским - Палласово "Путешествие по разным провинциям Российского государства" (5 т., СПб., 1773 - 78). О Зуеве ср. ст. Сухомлинова в "Древней и Новой России" (1879, ¦ 2).

Именем Зуева назван полуостров Зуева (Таймыр, берег Харитона Лаптева).

В этой экспедиции Зуевым было проведено много самостоятельных работ, в особенности на севере Сибири и на Полярном Урале.

В 1771 г. Зуев был послан в самостоятельную поездку от Челябинска на нижнюю Обь. Поездка продолжалась, вместе с обратным путем, почти год. Это был наиболее значительный самостоятельный маршрут, проделанный Зуевым в экспедиции Палласа. 26 февраля 1771 г. Зуев выехал из Челябинска. Зимой на санях он проехал к Березову через Тобольск, из Березова летом направился в лодке по Оби в Обдорск [Салехард], из Обдорска проделал около 600 верст на оленях по тундре, добираясь к Карской губе через Полярный Урал.

Завершив путешествие от Обдорска к Карской губе и обратно, Зуев продолжал исследование района Нижней Оби. В январе 1772 г. он присоединился в Красноярске к отряду Палласа.

До последнего времени этот труд оставался неопубликованным и был известен лишь в сокращенном изложении Палласа, использовавшего рукопись Зуева.

По богатству сообщаемых сведений, и по исключительной точности и разносторонности наблюдений описание Зуева является одним из лучших среди описаний подобного рода в литературе XVIII века.

Экспедиция Палласа закончилась 30 декабря 1774 г. После возвращения в Петербург Зуев был направлен Академией за границу вместе с Н. Я. Озерецковским, посещал занятия в Лейденском и Страсбургском университетах, в 1779 г. вернулся в Россию и был утвержден адъюнктом Академии наук.

Интересные материалы об экспедиции Зуева содержатся в его путевых донесениях Академии. Всего таких писем и донесений сохранилось 15. По ним можно представить бытовую сторону экспедиционных работ. В одном из писем от 30 августа 1781 г. рассказывается о столкновении Зуева с харьковским генерал-губернатором, посадившим Зуева на гауптвахту и всячески издевавшимся над ним. В ряде писем содержатся тщетные просьбы о высылке жалованья, необходимого для продолжения пути.

В октябре 1782 г. экспедиция вернулась в Петербург. Зуев передал Академии 25 чучел птиц, коллекции минералов, 87 флаконов с рыбами, два ящика с насекомыми, восемь географических и топографических карт, 15 видов разных городов и восемь пакетов гербария.

Вскоре указ был все же отменен. В 1787 г. Зуев был произведен в академики. Умер Зуев всего 40 лет от роду.

Зуев выделяется среди путешественников XVIII века (и не только XVIII) уже тем, что первое свое шестилетнее путешествие по России он совершил юношей, проделав большой самостоятельный маршрут на север Сибири, который один мог бы составить славу любому путешественнику, и написав тогда же превосходный труд о хантах и ненцах. За свою первую экспедицию Зуев по праву может быть назван самым замечательным юным путешественником в истории путешествий и географических открытий.

Зуев Василий Федорович (1754—1794) — академик, профессор учительской семинарии, написал первый отечественный учебник по естествознанию.

В учебнике материал располагался в определенной системе, был изложен живым, образным языком, дающим ясное представление об описываемом объекте; автор описывал не только внешний вид животного или растения, но и его образ жизни, строение, размножение. Много внимания уделялось использованию описываемых растений и животных.

При характеристике домашних животных давались практические советы по уходу за ними, указывались способы борьбы с болезнями.

Отличительной чертой учебника явилось отсутствие стремления использовать знакомство с природой для религиозного воспитания. В учебнике был представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), отбор объектов для изучения осуществлялся исходя из практического значения их для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествознания. В предисловии к учебнику определялись учебно-воспитательные задачи школьного естествознания, давались методические указания, как преподавать естествознание; там же В. Ф. Зуев отмечал, что естествознание должно давать учащимся знания, необходимые в жизни.

В. Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а, изучая окружающую природу, совершать с учащимися экскурсии в горы, на поля, в леса,

включать в учебные занятия изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Все это дает возможность признать, что во второй половине XVIII века зародилась русская методика преподавания естествознания, основоположником которой явился В. Ф. Зуев.

Естествознание должно стать предметом изучения с первых дней пребывания детей в школе. Это необходимо по целому ряду соображений.

1) Естествознание в младших классах необходимо, как основа для будущих систематических курсов. Ведь и ботаника, и зоология и т. д. — это курсы систематические, курсы обобщающие. Их цель, их задача привести сознание учащихся к более сложным обобщениям, к более сложным выводам и заключениям, к законам. Одна из причин, почему ботаника, зоология и т. д. так трудны для учащихся, заключается в том, что в сознании учащихся нет начала, нет представлений о самых обычных явлениях и связанных с их познанием самых элементарных понятий, самых простейших обобщений. Как бы ни был элементарен систематический курс ботаники, но он неизбежно вынужден опираться на массу самых первичных понятий из мира растений: берёза, сосна, дуб, свёкла, картофель, глухая крапива и т. д. А мы только что видели, что у многих учащихся подобных понятий или совсем нет или они очень невысокого качества. Несомненно, многие, изучая ботанику, продолжают, не имея необходимого для этого продолжения начала.

Читайте также: