Устав пермского края кратко

Обновлено: 05.07.2024

Законодательная власть в Пермском крае осуществляется многонациональным народом РФ (ч. 1 ст. 3 Устава Пермского края) в лице населения края. Население края осуществляет законодательную власть непосредственно, а также через орган законодательной власти (ч. 2 ст. 3 Устава).

Формами непосредственного осуществления законодательной власти являются референдум (ч. 3 ст. 3 Устава) и гражданское участие в управлении делами государства в соответствии с федеральными законами (ст. 11 Устава).

Согласно ст. 11 Устава формы гражданского участия предусматривают: а) право обращения гражданина и их объединений в органы государственный власти края; б) организацию и проведение независимой общественной экспертизы социально значимых решений органов государственный власти края; в) участие в разработке нормативных правовых актов органов государственной власти каря; г) право гражданского контроля деятельности государственной власти края. Допускаются иные формы гражданского участия, не запрещенные законом.

Наибольший объем полномочий осуществляется через орган законодательной власти. Орган законодательной власти входит в систему органов государственной власти края наряду с высшим должностным лицом, высшим органом исполнительной власти, судами и иными государственными органами власти края, образуемыми в соответствии с Уставом [154] .

Органом законодательной власти Пермского края является Законодательное собрание. Законодательное собрание - это самостоятельный орган государственной власти. Он является выборным, коллегиальным, постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом власти края. Законодательное Собрание реализует полномочия населения края по осуществлению власти в сфере правотворчества и правового контроля, а также другие полномочия, предусмотренные федеральными законами, уставом и законами края.

Основными задачами Законодательного собрания являются: обеспечение законодательного регулирования общественных отношений; определение единой политики экономического, социального и культурного развития; защита интересов населения во взаимоотношениях с Российской Федерацией и субъектами РФ.

Основные функции Законодательного собрания: осуществление правовой регламентации различных сфер общественной жизни, порядка формирования и функционирования системы органов государственной власти, основных принципов организации местного самоуправления; контроль за реализацией Устава края и других правовых актов Законодательного собрания.

Полномочия Законодательного собрания начинаются с момента открытия первого заседания Законодательного собрания нового созыва. Первое заседание созывается председателем Законодательного собрания предыдущего созыва.

Структура Законодательного собрания. Законодательное собраниеявляется однопалатным органом. Оно состоит из 60 депутатов, избранных на 5 лет. Депутат может быть отозван избирателями в порядке и по основаниям, установленным законом края.

Органами Законодательного собрания являются комитеты, постоянные и временные комиссии, депутатские объединения (фракции) и депутатские группы. Фракции в Законодательном собрании образуются в обязательном порядке, а депутатские группы - на добровольной основе. Работой Законодательного собрания руководят председатель, первый заместитель и два заместителя председателя.

Кроме того, Законодательное собрание вправе принимать решение о создании коллегиальных совещательных и консультативных органов при Законодательном собрании.

С целью координации работы комитетов и комиссий, оказания помощи председателю Законодательного собрания в организации деятельности Собрания создается консультативный совет Законодательного собрания. В его состав входят председатель, первый заместитель, два заместителя председателя Собрания, председатели комитетов, руководители депутатских объединений (фракций) и депутатских групп.

В работе консультативного совета вправе принимать участие с правом совещательного голоса губернатор края, полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании, председатель Правительства края, полномочный представитель Правительства каря, руководитель аппарата Законодательного собрания, начальник государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания.

Для обеспечения деятельности Законодательного собрания создается аппарат. Руководитель аппарата Законодательного собрания назначается Законодательным собранием.

Для подготовки текстов проектов законов во втором чтении создаются рабочие группы. Рабочие группы образуются из числа депутатов. В их состав входят также губернатор края (его представитель), представитель Правительства края, специалисты.

Формы деятельности Законодательного собрания. Основной организационно-правовой формой деятельности Законодательного собрания является заседание. Формами деятельности являются так же депутатские слушания, депутатские расследования, а также иные мероприятия, проводимые комитетами, комиссиями, депутатскими объединениями (фракциями), депутатскими группами.

Работу Законодательного собрания организуют председатель и его заместители.

Право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы согласно Уставу принадлежит депутатам Законодательного собрания, комитетам, комиссиям, депутатским объединениям (фракциям), депутатским группам, губернатору края, Правительству края, представительным органам местного самоуправления, депутатам Государственной Думы, избранным на территории Пермского края, представителям края в Совете Федерации, Совету муниципальных образований края.

В пределах своей компетенции правом законодательной инициативы обладают: избирательная комиссия края, уполномоченный по правам человека края, контрольно-счетная палата края.

Инициатива изменения положений Устава принадлежит губернатору края, не менее 1/3 депутатов Законодательного собрания, не менее 1/3 представительных органов муниципальных образований.

Проекты законов в области местного самоуправления подлежит согласованию с органами местного самоуправления.

Выражение недоверия. Законодательное собрание вправе выразить недоверие губернатору, председателю Правительства и руководителю финансового органа, в назначении, на должность которого оно принимало участие.

В ст. 27 Устава закрепляются формы взаимодействия Законодательного собрания с другими органами государственной власти края.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Статус Пермского края
    • Статья 2. Человек и государственная власть Пермского края
    • Статья 3. Население и государственная власть Пермского края
    • Статья 4. Символика Пермского края
    • Статья 5. Границы Пермского края
    • Статья 6. Территориальная организация Пермского края
    • Статья 7. Предметы ведения и полномочия Пермского края
    • Статья 8. Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи Пермского края
    • Статья 9. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 10. Гарантии участия граждан в референдумах и выборах
    • Статья 11. Формы гражданского участия в управлении делами государства
    • Статья 12. Гарантии получения информации о деятельности органов государственной власти Пермского края
    • Статья 13. Иные права и свободы человека и гражданина
    • Статья 14. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
    • Статья 15. Система органов государственной власти
    • Статья 16. Законодательное Собрание Пермского края
    • Статья 17. Формы деятельности Законодательного Собрания Пермского края
    • Статья 18. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Пермского края
    • Статья 19. Субъекты права законодательной инициативы
    • Статья 20. Губернатор Пермского края
    • Статья 21. Вступление губернатора Пермского края в должность
    • Статья 22. Система исполнительных органов государственной власти Пермского края
    • Статья 23. Правительство Пермского края
    • Статья 24. Выражение Законодательным Собранием Пермского края недоверия председателю Правительства Пермского края, руководителю финансового органа Пермского края
    • Статья 25. Государственные должности Пермского края
    • Статья 26. Цели и основы взаимодействия органов государственной власти Пермского края
    • Статья 27. Формы взаимодействия органов государственной власти Пермского края
    • Статья 28. Взаимоотношения органов государственной власти Пермского края и органов государственной власти Российской Федерации
    • Статья 29. Система нормативных правовых актов Пермского края
    • Статья 30. Приоритетные сферы и направления развития Пермского края
    • Статья 31. Реализация приоритетных направлений развития Пермского края
    • Статья 32. Принципы социально-экономического развития Пермского края
    • Статья 33. Осуществление гражданами Российской Федерации конституционного права на местное самоуправление
    • Статья 34. Взаимоотношения органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления
    • Статья 35. Территориальная целостность Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 36. Законодательное обеспечение особого статуса Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 37. Особенности устройства государственной власти Пермского края на территории Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 38. Организация местного самоуправления на территории Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 39. Представительство Коми-Пермяцкого округа Пермского края в Законодательном Собрании
    • Статья 40. Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 41. Глава Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 42. Обеспечение сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа
    • Статья 43. Социально-экономическое развитие Коми-Пермяцкого округа
    • Статья 44. Особенности действия нормативных правовых актов на территории Коми-Пермяцкого округа в переходный период
    • Статья 45. Переходные положения в части полномочий по исполнению законов и иных нормативных правовых актов Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского края
    • Статья 46. Принятие Устава Пермского края, внесение изменений в Устав Пермского края
    • Статья 47. Вступление в силу настоящего Устава
    • Статья 48. О признании утратившими силу отдельных актов

    (в ред. Законов Пермской области
    от 06.08.1997 N 825-123, от 31.07.2000 N 1055-155,
    от 06.03.2001 N 1370-215, от 12.10.2001 N 1765-312,
    от 04.04.2002 N 112-18, от 05.11.2002 N 447-81,
    от 30.12.2002 N 592-116, от 30.06.2003 N 854-160,
    от 30.10.2003 N 1046-211, от 30.06.2004 N 1455-292)

    Законодательное Собрание Пермской области,
    признавая права и свободы человека и гражданина, стремясь обеспечить благополучие, гражданский мир и согласие в обществе, исходя из исторически сложившейся самобытности и культуры населения области,
    признавая необходимость закрепления правового статуса Пермской области и создания правовой основы для ее всестороннего развития, руководствуясь ст. 66 Конституции Российской Федерации,
    (абз. в ред. Закона Пермской области от 30.10.2003 N 1046-211)
    принимает настоящий Устав, который действует на территории Пермской области в качестве основного нормативного правового акта области.
    На территории Пермской области признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и другими международно-правовыми актами, признаваемыми Российской Федерацией.

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Пермская область - равноправный субъект в составе Российской Федерации и обладает на своей территории всеми властными полномочиями субъекта Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
    В настоящем Уставе термины "Пермская область" и "область" в соответствующих падежах используются в одном значении.
    (абз. введен Законом Пермской области от 30.10.2003 N 1046-211)

    1. Центром Пермской области является город Пермь.
    2. Пермская область имеет свой герб и флаг. Герб Пермской области и флаг Пермской области, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Пермской области.

    1. Вся власть в Пермской области исходит от многонационального народа Российской Федерации и осуществляется им в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом на всей территории области непосредственно, путем референдумов, свободных выборов и иных форм прямого волеизъявления населения, а также через образуемые им органы государственной власти области и местного самоуправления.
    (п. 1 в ред. Закона Пермской области от 04.04.2002 N 112-18)
    2. Отдельное лицо или группа лиц не могут присваивать себе право на осуществление власти в Пермской области.

    Органы государственной власти обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства, в том числе путем законодательного закрепления гарантий:
    на получение гражданами необходимой, достаточной и достоверной информации;
    на осуществление гражданами общественного контроля.
    (ст. 3-1 введена Законом ПО от 31.07.2000 N 1055-155)

    1. Отношения между гражданином и органами государственной власти Пермской области основываются на приоритете и защите прав человека и гражданина как высшей ценности, равенстве каждого перед законом и судом, участии граждан в управлении государственным и делами и отправлении правосудия, равном доступе к государственной службе.
    Для обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан законом Пермской области может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в Пермской области.
    (абз. введен Законом ПО от 06.08.1997 N 825-123)
    2. Органы

    Ранее действовал Устав Пермской области, принятый 6 октября 1994 года, который утратил силу в связи с принятием краевого устава.

    Устав Пермского края принят Законодательным собранием Пермского края 19 апреля 2007 года. 28 апреля того же года губернатор Олег Чиркунов подписал принятый устав.

    Структура

    Устав состоит из 10 глав и 48 статей.

    Напишите отзыв о статье "Устав Пермского края"

    Ссылки

    : неверное или отсутствующее изображение

    Отрывок, характеризующий Устав Пермского края

    – Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
    Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.

    Читайте также: