Устав монашеской жизни кратко о главном

Обновлено: 05.07.2024

Понятие Устав монастыря известно далеко не каждому. Между тем, это — основной закон монастырской жизни конкретной обители. Его можно сравнить в определённой мере по смыслу с Конституцией государства. Монастырский устав — это свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений.

Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию и т.д.), так и литургический раздел.

Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь РПЦ

Не преследуя цели подробного изучения структуры текста и содержания Устава монастыря, ограничусь лишь изложением некоторых извлечений из монастырских уставов. Причём, постараюсь сделать это в доступной форме, понятной обычному невоцерквлённому человеку, мало знакомому с жизнью монастырей.

На кого распространяется Устав Монастыря

Устав монастыря содержит положения, касающиеся как общего уклада жизни обители, так и отдельных моментов нравственного поведения его обитателей. Причём установленные правила обязательны для всех, кто связан с жизнью монастыря. Они касаются Настоятеля обители и монахов, трудников и послушников, лиц, других категорий монастырской иерархии. Распространяются такие Правила и на тех, кто лишь в той или иной степени соприкасается с монастырской жизнью. Совсем не обязательно, чтобы такие лица входили в структуру её иерархии. К примеру, — на паломников, странников, обычных туристов – посетителей обители.

Особенности монастырских уставов

Уютный уголок на территории женского монастыря

Об отношении к вредным привычкам

Среди обитателей обителей, к примеру, среди упомянутых трудников, встречаются лица с вредными привычками. Речь идёт о куреве, алкоголе, азартных играх и т.п. Правила Монастырского устава к подобным вещам однозначно относятся крайне отрицательно. Ни в одном православном монастыре официально нельзя курить. Правилами устава это категорически запрещено. Тем не менее, в ряде случаев живущие там трудники курят где-то в укромным месте, где их не видит настоятель или кто-то из монахов.

Что касается распития спиртного на территории монастыря, то, разумеется, Уставом это также категорически запрещено.

О монастырском укладе жизни

Немного о работе и быте трудников

Одно из приятных послушаний — предпраздничное украшение монастырской территории

Согласно Уставу трудники работают в самом монастыре или на работах за его территорией. Разумеется, продолжительность труда Правилами ограничена. На практике трудники работают по 3-6 часов в день (по 5-6 дней в неделю, воскресенье всегда выходной). На работы их отправляет настоятель или его правая рука. За работу трудники получают кров, еду, душ, изредка какие-то деньги (в основном, особо заслуженным и благочестивым работникам). Ну и конечно же, даётся тот душевный покой, за которым (как подразумевается) трудники сюда в монастырь и приходят.

Работа и бытовые условия монахов и послушников

Стоящие на более высокой ступени иерархии монахи и послушники, разумеется, находятся в более привилегированном положении. Они благославляются на выполнение более квалифицированных работ и получают лучшие бытовые условия.

О паломниках

Иногда настоятель или монахи монастыря могут попросить остановившегося у них паломника помочь им чем-то по хозяйству (напрямую иль намёком).

Иногда это означает то, что если паломник не согласится отработать, то его в дальнейшем не очень-то захотят видеть в монастыре. Но всё зависит от конкретного монастыря и настоятеля. Ситуации бывают разные.

Благословение на постой/ночлег

Солнце светит в монастырское окошко…

В абсолютном большинстве монастырей, согласно Уставу, благословение на постой/ночлег даёт исключительно настоятель монастыря. Иногда таким правом наделён главный священник церкви, куда обращаются нуждающиеся в поисках ночлега. Причём, такое благословение может получить только православный. Иноверцы такой благосклонностью воспользоваться не могут. Таковы Правила.

В женских монастырях такое благословение даёт настоятельница обители.

Причём, в женских монастырях обычно не разрешат ночевать мужчине, независимо от каких-либо его заслуг. Исключение допускается в тех случаях, когда в монастыре есть специальные помещения для размещения паломников подальше от покоев монахинь.

То же самое и в мужском монастыре. Если там имеются отдельные помещения для паломников, то женщину с благословения настоятеля монастыря могут поселить.

В некоторых особо святых и посещаемых монастырях есть большие апартаменты специально для подобных целей — на 100 человек и более.

Все эти особенности также предусмотрены положениями Устава.

О предоставлении трапезы

Трапезная Высокопетровского мужского монастыря

Порой в монастыре можно и отобедать. Уставом это разрешается. Для этого достаточно постучать в дверь трапезной и обратиться с соответствующей просьбой. Однако, в большинстве случаев, и для этого необходимо получить благословение настоятеля или иного священника, имеющего право на выдачу разрешения.

Устав Монастыря об утренних и/или вечерних молитвах

Устав православного монастыря обязательно содержит свод правил (особый раздел), которые устанавливают порядок совершения богослужений.

Смоленский Собор Новодевичьего женского монастыря

Следует иметь в виду, что указанные молитвы (правила) — это не те обычные службы, которые проходят в церквях. Это молитвы проводятся для монахов и живущих там же послушников и трудников. Но проходят они также в церкви. Обычно такие молитвы не такие длинные, как церковные службы — минут по 30-60. Туда не приглашают мирян. Несмотря на это, миряне могут приходить на такие молитвы, если ворота монастыря ещё или уже открыты.

На таких молитвах (правилах) каждый молится самостоятельно. Также каждый самостоятельно подходит к иконам, целует их, совершает другие традиционные действия.

Обязательно ли присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?

Тут также всё зависит от строгости учреждения и от положений Устава конкретного монастыря.

Можно ли сидеть во время службы?

В русских православных церквях во время службы традиционно и согласно Уставу сидеть не принято. А, к примеру, в православных церквях на Балканах это вполне допускается. Для этой цели там почти во всех церквях установлены ряды скамеек для прихожан.

Поцелуй руки священника — что это?

Лик Иисуса Христа

Крестный ход

В соответствии с Правилами богослужений после вечерней либо утренней молитвы в некоторых монастырях (далеко не во всех. ) совершается крестный ход. Каждый присутствующий на этой молитве выбирает икону и вместе со всеми участниками совершает крестный ход вокруг церкви или прочих монастырских построек. Такие крестные ходы проводятся не только на территории обителей, но даже за их пределами. Процессию крестного хода возглавляют старшины (священники монастыря), которые несут кресты и иконы.

Заключение

Таким образом, Устав Монастыря, устанавливая свод правил проживания и порядка совершения богослужений, играют важнейшую роль в жизни как мужских, так и женских православных общежительных обителей.

Надеюсь, что данная публикация помогла Вам хоть чуточку расширить свои познания о монастырской жизни.

Различные буд­ди­ст­ские монашеские уставы вклю­ча­ют при­бли­зи­тель­но от 150 до 250 пра­вил по­ве­де­ния, при­чём часть их (за­пре­ты уби­вать, красть, всту­пать в по­ло­вые от­но­ше­ния и др.) яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной для ис­пол­не­ния, а часть - же­ла­тель­ной. За на­ру­ше­ние пра­вил мо­нах мо­жет быть под­ве­рг­нут на­ка­за­ни­ям, вплоть до из­гна­ния из мо­на­ше­ской об­щи­ны (сан­гхи).

В христианстве по­яв­ле­ние пись­мен­ных монашеских уставов свя­за­но с раз­ви­ти­ем в IV веке об­ще­жи­тель­но­го (ки­но­вит­ско­го) мо­на­ше­ст­ва. Ус­та­вы име­ли це­лью ко­ор­ди­на­цию жиз­ни боль­ших мо­на­ше­ских об­щин: ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний ме­ж­ду мо­на­ха­ми, рас­пре­де­ле­ние ме­ж­ду ни­ми обя­зан­но­стей (по­слу­ша­ний), ус­та­нов­ле­ние рас­по­ряд­ка дня (оп­ре­де­лён­ное вре­мя для мо­литв, тра­пе­зы, по­слу­ша­ния) и т. д.

Хо­тя монашеских уставов свя­тых Па­хо­мия и Ва­си­лия ста­ли ос­но­вой ук­ла­да мо­на­ше­ской жиз­ни, в Ви­зан­тии об­щие во­про­сы су­ще­ст­во­ва­ния мо­на­ше­ст­ва ре­гу­ли­ро­ва­лись государственным и цер­ков­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом (Но­мо­ка­нон и т. п.). В отдельных мо­на­сты­рях мог­ли су­ще­ст­во­вать ме­ст­ные осо­бен­но­сти ук­ла­да жиз­ни на ос­но­ве тра­ди­ций, иду­щих от ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря или обу­слов­лен­ных за­ве­ща­ния­ми кти­то­ров. Не­ко­то­рые пред­пи­са­ния, от­лич­ные от об­ще­при­ня­тых, ка­саю­щие­ся в осн. бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки, встре­ча­ют­ся в разл. мо­на­стыр­ских ти­пи­ко­нах.

Основные пра­ви­ла об­ще­жи­тель­ной мо­на­ше­ской жиз­ни вклю­че­ны в бо­го­слу­жеб­ный Сту­дий­ский ус­тав (IX-X веков). Ны­не боль­шин­ст­во мо­на­сты­рей на пра­во­слав­ном Вос­то­ке (в ча­ст­но­сти, все мо­на­сты­ри Афо­на) ру­ко­во­дству­ют­ся об­ще­жи­тель­ны­ми ус­та­ва­ми, вос­хо­дя­щи­ми к прп. Па­хо­мию.

На Ру­си монашеские уставы пер­во­на­чаль­но за­им­ст­во­ва­лись из византийской Церк­ви. Об­ще­жи­тель­ный Кие­во-Пе­чер­ский монастырь (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра) со вре­ме­ни прп. Фео­до­сия Пе­чер­ско­го ру­ко­во­д­ст­во­вал­ся Сту­дий­ским ус­та­вом в пе­ре­ра­бот­ке пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Алек­сия (1025-1043 годы). Дис­ци­п­ли­нар­ные нор­мы это­го ус­та­ва упот­реб­ля­лись в русских мо­на­сты­рях до XVII века. Особ­но­жи­тель­ные мо­на­сты­ри (мо­на­хи жи­ли в соб­ственных кель­ях и по ин­ди­ви­ду­аль­но­му рас­по­ряд­ку дня) не име­ли пись­мен­но оформ­лен­но­го ус­та­ва.

На про­тя­же­нии XVI-XVII веков по­яв­ля­лись как особ­но­жи­тель­ные, так и об­ще­жи­тель­ные монастырские уставы. В этот пе­ри­од свя­щен­но­на­ча­лие Русской церк­ви не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ло по­пыт­ки упо­ря­до­чить мо­на­стыр­ский ук­лад и сле­дить за стро­гим со­блю­де­ни­ем ус­та­ва (цер­ков­ный со­бор 1503 год, Сто­гла­вый со­бор 1551 год). Со­бор 1681-1682 годов за­пре­тил скит­ское мо­на­ше­ст­во, в сре­де ко­то­ро­го бы­ло силь­ным влия­ние ста­ро­об­ряд­че­ст­ва.

По­ме­ст­ный со­бор Русской церк­ви 1917-1918 годов под­твер­дил пред­поч­ти­тель­ность об­ще­жи­тель­ной фор­мы мо­на­ше­ской жиз­ни и ре­ко­мен­до­вал всем мо­на­сты­рям вве­сти об­ще­жи­тель­ный ус­тав. Это по­ста­нов­ле­ние ос­та­ёт­ся ак­ту­аль­ным для мо­на­ше­ст­вую­щих и ны­не.

Клас­си­че­ским западным монашеским уставом стал ус­тав св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го (середина VI века), в ко­то­ром де­таль­но ра­зо­бра­ны все ас­пек­ты мо­на­ше­ской жиз­ни и уст­рой­ст­ва об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей. В си­лу сво­ей уни­вер­саль­но­сти бе­не­дик­тин­ский ус­тав до­воль­но бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся на хри­сти­ан­ском За­па­де и в начале IX века фак­ти­че­ски вы­тес­нил дру­гие монашеские уставы.

На ру­бе­же VI-VII веков, бла­го­да­ря дея­тель­но­сти ирландского мис­сио­не­ра св. Ко­лум­ба­на, во Франк­ском ко­ро­лев­ст­ве и в Северной Ита­лии, главным образом в мо­на­сты­рях, ос­но­ван­ных Ко­лум­ба­ном или его уче­ни­ка­ми, на­чал вво­дить­ся до­воль­но су­ро­вый ус­тав Ко­лум­ба­на, свя­зан­ный с ирландской мо­на­ше­ской тра­ди­ци­ей. Од­на­ко к концу VII века в ко­лум­ба­но­вых мо­на­сты­рях поя­ви­лась тен­ден­ция к смяг­че­нию это­го ус­та­ва и вве­де­нию в не­го эле­мен­тов бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва.

Но­вый этап в ис­то­рии монашеских уставов на За­па­де свя­зан с по­яв­ле­ни­ем в XI веке но­вых ор­де­нов мо­на­ше­ских. Пер­вые ор­ден­ские ус­та­вы XII-XIII веков (например, ус­тав св. Ро­му­аль­да для ор­де­на ка­маль­ду­лов) ба­зи­ро­ва­лись на ус­та­вах Бе­не­дик­та или Ав­гу­сти­на. Но­вые мо­на­ше­ские ор­га­ни­за­ции (цис­тер­ци­ан­цы и др.) объ­яв­ля­ли се­бя ре­фор­ма­то­ра­ми бе­не­дик­тин­ской тра­ди­ции; св. До­ми­ник в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го монашеского устава уч­ре­ж­дён­но­го им До­ми­ни­кан­ско­го ор­де­на при­зна­вал ус­тав Ав­гу­сти­на.

Ны­не в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви офи­ци­аль­но при­зна­ны четыре монашеских уставов: Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Ав­гу­сти­на, Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го и Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го. Дея­тель­ность всех мо­на­ше­ских ор­де­нов и кон­гре­га­ций ре­гу­ли­ру­ет­ся их кон­сти­ту­ция­ми, ос­но­ван­ны­ми, как пра­ви­ло, на од­ном из этих четырёх ус­та­вов.

Исторические источники:

Древ­ние ино­чес­кие ус­та­вы, со­б­ран­ные свт. Фео­фа­ном За­твор­ни­ком. М., 1994;


Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Содержание

Возникновение

К прочим древнейшим монастырским уставам относятся:

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия, лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение.

Иерусалимский и Студийский уставы



Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Монастырский устав" в других словарях:

Устав (значения) — Устав: Устав древнейший тип написания кириллических букв славянского алфавита, характеризующийся строгой геометричностью, отсутствием наклона букв и промежутков между словами. Устав свод правил, регулирующих организацию и порядок… … Википедия

УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ) — выдающееся произведение русской духовной и научной мысли, воплотившее в себе основные идеалы и понятия Святой Руси, ставшее своего рода энциклопедией отечественной духовности конца XV XVI вв. Создан великим русским святым Нилом Сорским. Состоит… … Русская история

Общежительный устав — Пахомий Великий, автор первого монастырского устава Монастырский устав устав, определяющий правила проживания монахов в общежительных монастырях, а также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно… … Википедия

АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

Корнилий Комельский — (1455 – 19 V 1537 г.), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о К. служит его Житие, написанное в 1589 г. его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, К. в молодые годы… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более… … Большая биографическая энциклопедия

Спасо-Преображенский монастырь (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский монастырь. Монастырь Спасо Преображенский монастырь … Википедия

Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был скорописцем . Более точные сведения… … Биографический словарь

Позволю себе начать свое выступление перед вами воспоминанием о начале моей духовной жизни. Она не начиналась в семье, в школьные или студенческие годы, а началась тогда, когда я в качестве архитектора-реставратора начал работать в музее-заповеднике. Этим музеем-заповедником в 1984 году была Лавра великого подвижника VI века преподобного Давида Гареджeли в Гареджийской пустыне.

В те годы Патриарх задумал переписать Евангелие на пергаменте, украсить Его миниатюрами и драгоценным окладом. И меня представили Его Святейшеству, как молодого человека, который переписывал для себя Евангелие. Так состоялось мое личное знакомство с Патриархом. Вместе с благословением подготовить макет Большого Евангелия, он дал мне Псалтирь на старогрузинском и благословил учиться молиться по этой книге и учить старогрузинский церковный язык. Чтобы не слишком увлечься воспоминаниями и перейти к теме нашего доклада, скажу, что примерно через четыре года после встречи с Патриархом я стал первым и единственным тогда монахом возвращенного в лоно Церкви монастыря прп. Давида Гареджели.

Продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова — духа монашества, который мы получили от Богоносных наших предшественников через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Древность передала нам четыре иноческих устава. Это уставы прп. Пахомия, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана, прп. Венедикта. В Поместных Церквях также хранятся иноческие уставы, которые имеют огромное значение для них, так как ими формировались традиции монашества в той или иной стране.

Все древние уставы, появившиеся в разное время и в разных местах, в одинаковых выражениях и одинаковых чертах передают совершенно одинаковый дух монашества, который ведет нас к источнику нашего иночествования — к Самому Господу нашему Иисусу Христу [5]. Что нам передали великие наши родоначальники, и какое родство имеют сегодняшние монахи с ними? Способствует ли внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу? Приведет ли монаха строгое исполнение заведенного в монастыре порядка к совершенству в духовной жизни?

Чтобы постараться ответить на эти вопросы вспомним, чему нас учат выше перечисленные древние иноческие уставы. Разумность устава зависит от душевного настроения и характера того, кто положил устав. Так было и в случае великих наших отцов, оставивших нам древние уставы. В первую очередь отметим, что они тесно связаны с жизнью их составителей. Рассматривая древние уставы, надо брать во внимание обстоятельства жизни этих великих авв и учителей монашества. В них передаются правила, на формирование которых подавали повод случаи жизни. Определенные дополнения в уставах были обусловлены тем, что эти святые отцы брали во внимание и обстоятельства жизни братии [5].

В нашем докладе невозможно будет рассмотреть все моменты хотя бы одного монастырского устава, поэтому коснемся только некоторых из них. Что преподобные наши отцы говорят о новоначальных, ибо новоначальным можно считать монаха, кто еще не положил начало. Прп. Иоанн Лествичник советует рассмотреть внимательно, не остаемся ли мы еще при начальных правилах, хотя и обучаемся долгое время. Алфавитом монашеской жизни он называет послушание и исповедание помыслов вместе с постом, бдением, молчанием, мужеством, трудом, кротостью, верой, простотой, уничижением, непорочной ненавистью к родителям, братолюбием [6].

[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1. Православное издательство. М.,1993.

[2] Архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения (беседы о духовной жизни из воспоминаний). − М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011.

[3] Преподобный Гиорги Мерчулэ. Житие Святого Григола Хандзтели. Перевод с древнегрузинского протоиерея Иосифа Зетеишвили. — М.: CRITERIUM, 2008.

[4] Грузинская Православная Церковь. Энциклопедический словарь. Авторы-сост. Э. Габизашвили, М. Мамацашвили, А. Рамбазидзе. Тбилиси. 2007.

[5] Древние иноческие уставы, собранные Епископом Феофаном. М., 1892.

[6] Лествица, возводящая на Небо, преподобного Иоанна, игумена Синайской горы. − М.: Лествица, 1999.

[7] Слова Подвижнические, преподобного Исаака Сирина. — М.: Правило Веры, 2009.

[8] Преподобный Паисий (Величковский). Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания.

[10] Схиархимандрит Иоаким (Парр). Беседы на русской земле. — М.: изд. Сретенского монастыря, 2013.

Читайте также: