Устав монашеской жизни кратко о главном
Обновлено: 05.07.2024
Понятие Устав монастыря известно далеко не каждому. Между тем, это — основной закон монастырской жизни конкретной обители. Его можно сравнить в определённой мере по смыслу с Конституцией государства. Монастырский устав — это свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений.
Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию и т.д.), так и литургический раздел.
Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь РПЦ
Не преследуя цели подробного изучения структуры текста и содержания Устава монастыря, ограничусь лишь изложением некоторых извлечений из монастырских уставов. Причём, постараюсь сделать это в доступной форме, понятной обычному невоцерквлённому человеку, мало знакомому с жизнью монастырей.
На кого распространяется Устав Монастыря
Устав монастыря содержит положения, касающиеся как общего уклада жизни обители, так и отдельных моментов нравственного поведения его обитателей. Причём установленные правила обязательны для всех, кто связан с жизнью монастыря. Они касаются Настоятеля обители и монахов, трудников и послушников, лиц, других категорий монастырской иерархии. Распространяются такие Правила и на тех, кто лишь в той или иной степени соприкасается с монастырской жизнью. Совсем не обязательно, чтобы такие лица входили в структуру её иерархии. К примеру, — на паломников, странников, обычных туристов – посетителей обители.
Особенности монастырских уставов
Уютный уголок на территории женского монастыря
Об отношении к вредным привычкам
Среди обитателей обителей, к примеру, среди упомянутых трудников, встречаются лица с вредными привычками. Речь идёт о куреве, алкоголе, азартных играх и т.п. Правила Монастырского устава к подобным вещам однозначно относятся крайне отрицательно. Ни в одном православном монастыре официально нельзя курить. Правилами устава это категорически запрещено. Тем не менее, в ряде случаев живущие там трудники курят где-то в укромным месте, где их не видит настоятель или кто-то из монахов.
Что касается распития спиртного на территории монастыря, то, разумеется, Уставом это также категорически запрещено.
О монастырском укладе жизни
Немного о работе и быте трудников
Одно из приятных послушаний — предпраздничное украшение монастырской территории
Согласно Уставу трудники работают в самом монастыре или на работах за его территорией. Разумеется, продолжительность труда Правилами ограничена. На практике трудники работают по 3-6 часов в день (по 5-6 дней в неделю, воскресенье всегда выходной). На работы их отправляет настоятель или его правая рука. За работу трудники получают кров, еду, душ, изредка какие-то деньги (в основном, особо заслуженным и благочестивым работникам). Ну и конечно же, даётся тот душевный покой, за которым (как подразумевается) трудники сюда в монастырь и приходят.
Работа и бытовые условия монахов и послушников
Стоящие на более высокой ступени иерархии монахи и послушники, разумеется, находятся в более привилегированном положении. Они благославляются на выполнение более квалифицированных работ и получают лучшие бытовые условия.
О паломниках
Иногда настоятель или монахи монастыря могут попросить остановившегося у них паломника помочь им чем-то по хозяйству (напрямую иль намёком).
Иногда это означает то, что если паломник не согласится отработать, то его в дальнейшем не очень-то захотят видеть в монастыре. Но всё зависит от конкретного монастыря и настоятеля. Ситуации бывают разные.
Благословение на постой/ночлег
Солнце светит в монастырское окошко…
В абсолютном большинстве монастырей, согласно Уставу, благословение на постой/ночлег даёт исключительно настоятель монастыря. Иногда таким правом наделён главный священник церкви, куда обращаются нуждающиеся в поисках ночлега. Причём, такое благословение может получить только православный. Иноверцы такой благосклонностью воспользоваться не могут. Таковы Правила.
В женских монастырях такое благословение даёт настоятельница обители.
Причём, в женских монастырях обычно не разрешат ночевать мужчине, независимо от каких-либо его заслуг. Исключение допускается в тех случаях, когда в монастыре есть специальные помещения для размещения паломников подальше от покоев монахинь.
То же самое и в мужском монастыре. Если там имеются отдельные помещения для паломников, то женщину с благословения настоятеля монастыря могут поселить.
В некоторых особо святых и посещаемых монастырях есть большие апартаменты специально для подобных целей — на 100 человек и более.
Все эти особенности также предусмотрены положениями Устава.
О предоставлении трапезы
Трапезная Высокопетровского мужского монастыря
Порой в монастыре можно и отобедать. Уставом это разрешается. Для этого достаточно постучать в дверь трапезной и обратиться с соответствующей просьбой. Однако, в большинстве случаев, и для этого необходимо получить благословение настоятеля или иного священника, имеющего право на выдачу разрешения.
Устав Монастыря об утренних и/или вечерних молитвах
Устав православного монастыря обязательно содержит свод правил (особый раздел), которые устанавливают порядок совершения богослужений.
Смоленский Собор Новодевичьего женского монастыря
Следует иметь в виду, что указанные молитвы (правила) — это не те обычные службы, которые проходят в церквях. Это молитвы проводятся для монахов и живущих там же послушников и трудников. Но проходят они также в церкви. Обычно такие молитвы не такие длинные, как церковные службы — минут по 30-60. Туда не приглашают мирян. Несмотря на это, миряне могут приходить на такие молитвы, если ворота монастыря ещё или уже открыты.
На таких молитвах (правилах) каждый молится самостоятельно. Также каждый самостоятельно подходит к иконам, целует их, совершает другие традиционные действия.
Обязательно ли присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?
Тут также всё зависит от строгости учреждения и от положений Устава конкретного монастыря.
Можно ли сидеть во время службы?
В русских православных церквях во время службы традиционно и согласно Уставу сидеть не принято. А, к примеру, в православных церквях на Балканах это вполне допускается. Для этой цели там почти во всех церквях установлены ряды скамеек для прихожан.
Поцелуй руки священника — что это?
Лик Иисуса Христа
Крестный ход
В соответствии с Правилами богослужений после вечерней либо утренней молитвы в некоторых монастырях (далеко не во всех. ) совершается крестный ход. Каждый присутствующий на этой молитве выбирает икону и вместе со всеми участниками совершает крестный ход вокруг церкви или прочих монастырских построек. Такие крестные ходы проводятся не только на территории обителей, но даже за их пределами. Процессию крестного хода возглавляют старшины (священники монастыря), которые несут кресты и иконы.
Заключение
Таким образом, Устав Монастыря, устанавливая свод правил проживания и порядка совершения богослужений, играют важнейшую роль в жизни как мужских, так и женских православных общежительных обителей.
Надеюсь, что данная публикация помогла Вам хоть чуточку расширить свои познания о монастырской жизни.
Различные буддистские монашеские уставы включают приблизительно от 150 до 250 правил поведения, причём часть их (запреты убивать, красть, вступать в половые отношения и др.) является обязательной для исполнения, а часть - желательной. За нарушение правил монах может быть подвергнут наказаниям, вплоть до изгнания из монашеской общины (сангхи).
В христианстве появление письменных монашеских уставов связано с развитием в IV веке общежительного (киновитского) монашества. Уставы имели целью координацию жизни больших монашеских общин: регулирование отношений между монахами, распределение между ними обязанностей (послушаний), установление распорядка дня (определённое время для молитв, трапезы, послушания) и т. д.
Хотя монашеских уставов святых Пахомия и Василия стали основой уклада монашеской жизни, в Византии общие вопросы существования монашества регулировались государственным и церковным законодательством (Номоканон и т. п.). В отдельных монастырях могли существовать местные особенности уклада жизни на основе традиций, идущих от основателя монастыря или обусловленных завещаниями ктиторов. Некоторые предписания, отличные от общепринятых, касающиеся в осн. богослужебной практики, встречаются в разл. монастырских типиконах.
Основные правила общежительной монашеской жизни включены в богослужебный Студийский устав (IX-X веков). Ныне большинство монастырей на православном Востоке (в частности, все монастыри Афона) руководствуются общежительными уставами, восходящими к прп. Пахомию.
На Руси монашеские уставы первоначально заимствовались из византийской Церкви. Общежительный Киево-Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра) со времени прп. Феодосия Печерского руководствовался Студийским уставом в переработке патриарха Константинопольского Алексия (1025-1043 годы). Дисциплинарные нормы этого устава употреблялись в русских монастырях до XVII века. Особножительные монастыри (монахи жили в собственных кельях и по индивидуальному распорядку дня) не имели письменно оформленного устава.
На протяжении XVI-XVII веков появлялись как особножительные, так и общежительные монастырские уставы. В этот период священноначалие Русской церкви неоднократно предпринимало попытки упорядочить монастырский уклад и следить за строгим соблюдением устава (церковный собор 1503 год, Стоглавый собор 1551 год). Собор 1681-1682 годов запретил скитское монашество, в среде которого было сильным влияние старообрядчества.
Поместный собор Русской церкви 1917-1918 годов подтвердил предпочтительность общежительной формы монашеской жизни и рекомендовал всем монастырям ввести общежительный устав. Это постановление остаётся актуальным для монашествующих и ныне.
Классическим западным монашеским уставом стал устав св. Бенедикта Нурсийского (середина VI века), в котором детально разобраны все аспекты монашеской жизни и устройства общежительных монастырей. В силу своей универсальности бенедиктинский устав довольно быстро распространился на христианском Западе и в начале IX века фактически вытеснил другие монашеские уставы.
На рубеже VI-VII веков, благодаря деятельности ирландского миссионера св. Колумбана, во Франкском королевстве и в Северной Италии, главным образом в монастырях, основанных Колумбаном или его учениками, начал вводиться довольно суровый устав Колумбана, связанный с ирландской монашеской традицией. Однако к концу VII века в колумбановых монастырях появилась тенденция к смягчению этого устава и введению в него элементов бенедиктинского устава.
Новый этап в истории монашеских уставов на Западе связан с появлением в XI веке новых орденов монашеских. Первые орденские уставы XII-XIII веков (например, устав св. Ромуальда для ордена камальдулов) базировались на уставах Бенедикта или Августина. Новые монашеские организации (цистерцианцы и др.) объявляли себя реформаторами бенедиктинской традиции; св. Доминик в качестве основного монашеского устава учреждённого им Доминиканского ордена признавал устав Августина.
Ныне в Римско-католической церкви официально признаны четыре монашеских уставов: Василия Великого, Августина, Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского. Деятельность всех монашеских орденов и конгрегаций регулируется их конституциями, основанными, как правило, на одном из этих четырёх уставов.
Исторические источники:
Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994;
Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.
Содержание
Возникновение
К прочим древнейшим монастырским уставам относятся:
Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).
Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия, лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение.
Иерусалимский и Студийский уставы
Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.
Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Монастырский устав" в других словарях:
Устав (значения) — Устав: Устав древнейший тип написания кириллических букв славянского алфавита, характеризующийся строгой геометричностью, отсутствием наклона букв и промежутков между словами. Устав свод правил, регулирующих организацию и порядок… … Википедия
УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ) — выдающееся произведение русской духовной и научной мысли, воплотившее в себе основные идеалы и понятия Святой Руси, ставшее своего рода энциклопедией отечественной духовности конца XV XVI вв. Создан великим русским святым Нилом Сорским. Состоит… … Русская история
Общежительный устав — Пахомий Великий, автор первого монастырского устава Монастырский устав устав, определяющий правила проживания монахов в общежительных монастырях, а также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно… … Википедия
АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия
Корнилий Комельский — (1455 – 19 V 1537 г.), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о К. служит его Житие, написанное в 1589 г. его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, К. в молодые годы… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более… … Большая биографическая энциклопедия
Спасо-Преображенский монастырь (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский монастырь. Монастырь Спасо Преображенский монастырь … Википедия
Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был скорописцем . Более точные сведения… … Биографический словарь
Позволю себе начать свое выступление перед вами воспоминанием о начале моей духовной жизни. Она не начиналась в семье, в школьные или студенческие годы, а началась тогда, когда я в качестве архитектора-реставратора начал работать в музее-заповеднике. Этим музеем-заповедником в 1984 году была Лавра великого подвижника VI века преподобного Давида Гареджeли в Гареджийской пустыне.
В те годы Патриарх задумал переписать Евангелие на пергаменте, украсить Его миниатюрами и драгоценным окладом. И меня представили Его Святейшеству, как молодого человека, который переписывал для себя Евангелие. Так состоялось мое личное знакомство с Патриархом. Вместе с благословением подготовить макет Большого Евангелия, он дал мне Псалтирь на старогрузинском и благословил учиться молиться по этой книге и учить старогрузинский церковный язык. Чтобы не слишком увлечься воспоминаниями и перейти к теме нашего доклада, скажу, что примерно через четыре года после встречи с Патриархом я стал первым и единственным тогда монахом возвращенного в лоно Церкви монастыря прп. Давида Гареджели.
Продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова — духа монашества, который мы получили от Богоносных наших предшественников через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Древность передала нам четыре иноческих устава. Это уставы прп. Пахомия, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана, прп. Венедикта. В Поместных Церквях также хранятся иноческие уставы, которые имеют огромное значение для них, так как ими формировались традиции монашества в той или иной стране.
Все древние уставы, появившиеся в разное время и в разных местах, в одинаковых выражениях и одинаковых чертах передают совершенно одинаковый дух монашества, который ведет нас к источнику нашего иночествования — к Самому Господу нашему Иисусу Христу [5]. Что нам передали великие наши родоначальники, и какое родство имеют сегодняшние монахи с ними? Способствует ли внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу? Приведет ли монаха строгое исполнение заведенного в монастыре порядка к совершенству в духовной жизни?
Чтобы постараться ответить на эти вопросы вспомним, чему нас учат выше перечисленные древние иноческие уставы. Разумность устава зависит от душевного настроения и характера того, кто положил устав. Так было и в случае великих наших отцов, оставивших нам древние уставы. В первую очередь отметим, что они тесно связаны с жизнью их составителей. Рассматривая древние уставы, надо брать во внимание обстоятельства жизни этих великих авв и учителей монашества. В них передаются правила, на формирование которых подавали повод случаи жизни. Определенные дополнения в уставах были обусловлены тем, что эти святые отцы брали во внимание и обстоятельства жизни братии [5].
В нашем докладе невозможно будет рассмотреть все моменты хотя бы одного монастырского устава, поэтому коснемся только некоторых из них. Что преподобные наши отцы говорят о новоначальных, ибо новоначальным можно считать монаха, кто еще не положил начало. Прп. Иоанн Лествичник советует рассмотреть внимательно, не остаемся ли мы еще при начальных правилах, хотя и обучаемся долгое время. Алфавитом монашеской жизни он называет послушание и исповедание помыслов вместе с постом, бдением, молчанием, мужеством, трудом, кротостью, верой, простотой, уничижением, непорочной ненавистью к родителям, братолюбием [6].
[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1. Православное издательство. М.,1993.
[2] Архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения (беседы о духовной жизни из воспоминаний). − М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011.
[3] Преподобный Гиорги Мерчулэ. Житие Святого Григола Хандзтели. Перевод с древнегрузинского протоиерея Иосифа Зетеишвили. — М.: CRITERIUM, 2008.
[4] Грузинская Православная Церковь. Энциклопедический словарь. Авторы-сост. Э. Габизашвили, М. Мамацашвили, А. Рамбазидзе. Тбилиси. 2007.
[5] Древние иноческие уставы, собранные Епископом Феофаном. М., 1892.
[6] Лествица, возводящая на Небо, преподобного Иоанна, игумена Синайской горы. − М.: Лествица, 1999.
[7] Слова Подвижнические, преподобного Исаака Сирина. — М.: Правило Веры, 2009.
[8] Преподобный Паисий (Величковский). Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания.
[10] Схиархимандрит Иоаким (Парр). Беседы на русской земле. — М.: изд. Сретенского монастыря, 2013.
Читайте также: