Успенский собор в звенигороде кратко

Обновлено: 02.07.2024

Успенский собор на Городке - это знаменитый четырехстолпный белокаменный одноглавый храм, который находится в Подмосковье, в городе Звенигород. Он считается классическим памятником раннемосковского зодчества, возведенном в XIV-XV веках. Главное достояние собора - расположенные внутри росписи начала XV столетия, считается, что их авторы - Даниил Черный и Андрей Рублев.

История возникновения храма

История Успенского собора на Городке

Успенский собор на Городке был построен в древней исторической части Звенигорода. Городком в Древней Руси называли крепость, которая была обнесена валами со всех сторон, частично это укрепление сохранилось и до наших дней. Заказчиком строительство Успенского собора на Городке был князь Юрий Дмитриевич, который занимал место великого князя Московского с 1433 по 1434 годы. Сам собор строили мастера из Москвы, которые незадолго до этого завершили работы на церкви Рождества Богородицы, расположенной на Сенях.

Звонницу Успенского собора на Городке построили только в начале XIX столетия. Тогда же появился придел, построенный в честь святого великомученика Георгия. После того как в стране установилась советская власть, культовое сооружение закрылось, это произошло в 30-е годы. Снова он был открыт в 1946 году. С конца 90-х годов считается подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Архитектура собора

Успенский собор в Звенигороде

История Успенского собора на Городке весьма увлекательна. Ведь это первый из четырех белокаменных московских храмов, который полностью сохранился до наших дней, при том, что был построен на рубеже XIV-XV веков. Наряду с собором Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, собором Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря и Троицком собором Троице-Сергиевой лавры.

Архитектура собора Успения пресвятой Богородицы в Звенигороде чрезвычайно похожа на подобные постройки в Москве того времени. Они преимущественно ориентированы на период зодчества, который можно отнести к Владимиро-Суздальскому княжеству XIII века. При этом нужно отметить, что московские постройки все-таки имеют ряд принципиальных отличий, которые их выделяют по сравнению с домонгольскими прототипами.

Среди особенностей Успенского собора на Городке, в отзывах это отмечается отдельно, является то, что храм отличается от большинства построек домонгольского периода. Он совсем небольшой крестово-купольный с четырьмя столпами, увенчанный только одним куполом. На восточной стороне у него три алтарные апсиды, а три остальных фасады имеют более традиционное деление на вертикальные прясла, которые завершают закомары.

По вертикали членение фасады выполнено в форме лопаток, к которым примыкают тонкие полуколонки, завершающиеся резными капителями. Точно такие же полуколонки разделяют алтарные аспиды, при этом их стены декорированы тончайшими вертикальными тягами. Имеется широкая тройная лента растительного орнамента, которая разделяет фасады храма по горизонтали, она органично сменяет пояс домонгольских построек.

Верхнюю часть алтарных аспид Успенского собора на Городке в г. Звенигород украшает двойная лента, выполненная из каменной резьбы, такая же есть и на барабане купола. В центральных пряслах фасадов можно увидеть арки, обрамленные на колонах перспективными порталами. Окна, которые изначально были вытянутыми и узкими по вертикали, до наших дней сохранились только сбоку фасадов, а также посередине центральной апсиды. При этом они так же имели обрамление.

Внешние детали

Архитектура Успенского собора

Из этой статьи вы уже узнали историю собора. Успенский собор на Городке примечателен еще и большим количеством удивительных и примечательных внешних деталей. Например, на кровле храма можно рассмотреть позакомарное покрытие. Помимо них, завершающих каждое из прясел, присутствует ступенчатый верх собора, который усложнен еще четырьмя закомарами по углам, а также поясом из декоративных традиционных кокошников, расположенных в основании барабана купола.

Интересно, что этот собор Успения Божией Матери, в отличие, например, от владимиро-суздальского зодчества, имеет килевидные формы окон, кокошников, порталов и закомар. Все это важная отличительная часть московской архитектуры, существовавшей в XIV-XV веках. Однако сейчас их увидеть не удастся, формы оконных проемов, как и кровля самого собора, сильно изменены из-за более поздних ремонтов и реконструкций.

Храм при этом расположен на высоком подклете, к верху его формы слегка сужаются, что подчеркивает особую стройность здания. Важной особенностью являются внутренние конструкции, которые представляют собой пары восточных столбов, смещенных к алтарным аспидам. Это позволяет максимально расширить центральное пространство под куполом. Примечательно, что такой же архитектурный прием использовался и при строительстве собора в Троице-Сергиевом монастыре, но здесь все сделано более аккуратно и деликатно. За счет этого композиция не теряет зрительного равновесия и гармонии. Все пропорции очень изящны, а своим богатым убранством собор выделяется среди культовых сооружений того времени.

Фрески

Звенигородский Успенский собор на Городке был расписан фресками практически сразу после окончания строительства. Скорее всего, это было выполнено представителями придворной столичной среды. До наших дней сохранились только фрагменты росписей, которые в 1918 году удалось отыскать комиссии по сохранению древнерусской живописи под руководством исследователя церковного искусства и археологии Николая Протасова и реставратора Григория Чирикова.

В том же году советский искусствовед представил отчет, в котором высказал предположение об авторе фресок. По его мнению, мастера, расписывавшие собор, должны были относиться к рублевской школе.

Фрагменты живописи, которые удалось разыскать членам экспедиции, находились в барабане купола, а также на восточных столбах, в алтаре, на северной стене храма и в северо-западном углу.

Роспись храма

В барабане купола удалось обнаружить два ряда праотцов, а на нижних поясах фигуры пророков. Из них до наших дней сохранилось лишь изображение Даниила. Все эти фрагменты росписи позволили составить представление об уникальном стиле росписи храмов в XV столетии. Исследователи отметили, что в нем сочетались крупные и прозрачные краски, а также легкие драпировки, тонкие кисти рук и ступни ног выполнены максимально изящно.

Небольшой, но ценный фрагмент фресок сохранился на северной стене храма, которая была закрыта после реставрации крылом иконостаса. Знаток древнерусской живописи Виктор Филатов определил ее как часть масштабной сцены Успения Богоматери.

Росписи восточных столбов

Больше всего росписей сохранилось на восточных столбах-пилонах, которые изначально были закрыты высоким иконостасом, поэтому их не трогали при поздних реконструкциях храма. Их широкие плоскости были обращены на запад к прихожанам, представляя собой три регистра изображений.

В верхнем из них были изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей, святых Лавра и Флора. Примечательно, что их изображения можно встретить еще в домонгольких древнерусских храмах. Святые представлены не только как целители тела, но и человеческих душ. Под ними расположились высокие Голгофские кресты. Не исключено, что эти композиции долгое время были закрыты праздничными иконами.

Монашеские мотивы

Ангел вручает преподобному Пахомию монашеский устав

Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой - разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление. Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным.

Преподобный Варлаам и его ученик царевич Иоасаф

Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках. Скорее всего, над ними работали разные мастера.

Черты московской школы иконописи

На фресках пилонов можно узнать традиционные черты столичной иконописи XV века, например, узкие фигуры с непропорционально большими головами и миниатюрными конечностями, изящные линии, за счет которых фигуры мучеников становятся похожи на перевернутые чаши. Возникает ощущение, что драпировки наполнены воздухом и неплотно прилегают к телам. Сам рельеф кажется округлым, будто выточенным.

Также выделяется особый тип лаков с припухшими бровями и будто готовыми закрыться глазами. Все это создает ощущение тишины и сосредоточенности. Такое же состояние ощущается и в композициях нижних стен, которые передают мирную беседу наставника с учеником. Неспешные жесты демонстрируют полное согласие и принятие учения. На божественность проповеди указывает поднятая вверх рука ангела.

Звенигородский чин

Именно с этим собором связывают одни из самых популярных древнерусских икон, которые, как считается, написал Андрей Рублев. Во время экспедиции 1918 году здесь были обнаружены три иконы, когда-то входившие в состав так называемого поясного деисусного чина. Это Спас Вседержитель, Апостол Павел и Архангел Михаил. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее. Стоит отметить, что изначально деисусный чин состоял из семи или девяти икон, но обстоятельства, при которых удалось обнаружить эти произведения искусства, до конца неизвестны.

Остаются сомнения даже в том, что первоначально иконы писались именно для этого храма. К Звенигородскому чину относится еще и икона с изображением Иоанна Предтечи, которая хранится в этом же храме.

Шедевры мировой иконописи

Где находится Успенский собор на Городке

Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.

От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.

Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.

Где находится храм?

Адрес Успенского собора

Адрес Успенского собора на Городке: Звенигород, улица Городок, дом 1. Это действующий храм, так что паломники могут попасть сюда на службу.

В отзывах об Успенском соборе на Городке многие отмечают, что это великолепный храм, который является образцом уникального древнерусского зодчества в Подмосковье. Одно из немногих мест, где можно увидеть подлинные фрески и иконы, написанные русскими мастерами сотни лет назад.

Успенский собор в Звенигороде

Успенский собор – самый древний каменный храм, сохранившийся на московской земле до наших дней. Храм был построен в 1399-1400 гг. князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским, о чем гласит мраморная доска на его стене.

В 1389 году Дмитрий Донской завещал Звенигород своему младшему сыну – Юрию. Известно, что в 1399 году Юрий вернулся из победоносного похода на крымских татар с богатой добычей, часть которой потратил на возведение Успенского собора.

Успенский собор – жемчужина раннемосковского зодчества. Одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм сложен из белого кирпича. Фасады, расчлененные пилястрами на три прясла, сейчас скрыты под поздней четырехскатной кровлей, но до ремонтов они завершали кили закомар.

Легкое сужение всех форм собора по высоте подчеркивает стройность здания. Особенностью его внутренней конструкции является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Но такой архитектурный прием выполнен деликатно, благодаря чему гармоничность здания не была нарушена.

Стройность, изящные пропорции и красота внутреннего убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Храм расписан Андреем Рублевым и его учениками. К сожалению, до наших дней сохранились лишь незначительные фрагменты фресок.

В начале XIX столетия к западному порталу храма примкнула двухъярусная звонница, перекрытая восьмидольным куполом со шпилем.

Успенский собор на Городке (Звенигород)

Успенский собор на Городке — четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Содержание

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Успенский собор — первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Успенский собор на Городке (Звенигород)

Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Раскрытые фрагменты первоначальной живописи располагаются в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и северной стене храма, в северо-западном углу хор. Остальные сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-х годах XIX века.

Успенский собор на Городке (Звенигород)

В барабане купола были представлены в два яруса праотцы, а ниже поясные фигуры пророков, из которых сохранилось изображение пророка Даниила. Уже эти фрагменты росписи дают представление об особом стиле раннего XV века, сочетающего в себе мощь крупных, представленных в движении фигур и нежные, прозрачные краски, лёгкость драпировок и изящество тонких кистей рук и ступней ног.

Небольшой фрагмент фрески на северной стене храма, закрытый после реставрации боковым крылом иконостаса, был определён Виктором Филатовым как часть большой сцены Успения Богоматери.

Полнее всего сохранились росписи восточных столбов-пилонов, закрытые ранее высоким иконостасом и поэтому не тронутые при позднейших ремонтах храма. На их широких плоскостях, обращённых на запад к молящимся в храме, представлены три регистра изображений. В верхнем регистре изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей Флора и Лавра. Их изображения на предалтарных столпах встречаются ещё в домонгольских древнерусских храмах, к примеру, в соборе Антониева монастыря в Новгороде. Святые Флор и Лавр показаны здесь не только как целители тела, но и как исцелители человеческих душ. Ниже расположены высокие Голгофские кресты. Возможно, что эти композиции были закрыты иконами праздничного и деисусного чинов иконостаса.

Обе сцены фактически представляют собой фресковые иконы, входившие в местный ряд иконостаса вместе с другими образами, написанными на досках. Они были исполнены, по-видимому, двумя разными мастерами. Во фресках пилонов ярко проявляются характерные черты московской живописи XV века: узкие фигуры с небольшими головами и маленькими конечностями, изящные, струящиеся линии, в особенности красивые силуэты полуфигур мучеников, похожие на перевёрнутые чаши. Драпировки кажутся наполненными воздухом и не прилегающими плотно к телам. Рельеф кажется округлым, словно выточенным. Особый тип ликов с как бы припухшими бровями и готовыми закрыться глазами создаёт особое состояние сосредоточенности и тишины. То же состояние отражено и в композиции нижних сцен, передающих тихую, мирную беседу наставников и учеников. Спокойные, неспешные жесты показывают согласие и принятие учения, на божественность которого указывает поднятая вверх рука ангела.

С Успенским собором связаны одни из самых знаменитых древнерусских икон, приписываемых кисти Андрея Рублёва. В 1918 году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Обстоятельства, при которых иконы были найдены, остаются до конца неизвестными. Существуют серьёзные сомнения в том, что первоначально иконы были созданы именно для этого храма, при котором были найдены. В настоящее время в соборе хранится ещё одна икона с поздним изображением Иоанна Предтечи, когда-то также относившаяся к Звенигородскому чину.

Живопись икон Звенигородского чина принадлежит к высочайшим шедеврам не только русской, но и мировой иконописи. Из всех русских произведений раннего XV века именно эти иконы наиболее близки лучшим византийским образцам, обладая так же и некоторыми специфически русскими чертами. К византийским чертам икон можно отнести их особую идеальность, эллинистическую гармонию, а также пластичность форм, не лишённых при этом лёгкости, пространственные развороты фигур. Особенности, указывающие на их русское происхождение, заключаются в повышенной роли выразительного силуэта, чистоте и звучности цвета и особой эмоциональной открытости и сердечности образов.

Стиль икон перекликается с другими произведениями круга Андрея Рублёва, а необыкновенное качество центральной иконы чина позволяет приписать её работе самого́ прославленного мастера.

Адрес: ул. Городок, 1, Звенигород, Московская обл., Россия, 143180

Читайте также: