Урри социология за пределами обществ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дж. Урри подчеркивает, что необходимость парадигмального теоретического сдвига в современной науке обусловлена множеством форм мобильности и вообще движения, к которым сегодня предрасположены буквально все социальные образования. По мнению английского социолога, до сих пор в социологии было недооценено влияние различных форм мобильности и передвижений, а также коммуникации на социальные отношения и институты, например, трансформации семьи в зависимости от типа и регулярности общения между ее членами.

Кроме того, пока социологи не уделили должного внимания анализу разнообразных форм и способов передвижения и коммуникации в повседневной жизни людей (вождение автомобиля, телефонные переговоры и т.д.). При этом Дж. Урри подчеркивает, что мобильность сама по себе не является чем-то принципиально новым, но в современном мире качественно изменились ее интенсивность и масштабы, а также технические средства. Люди стали не просто больше передвигаться в пространстве, они стали передвигаться быстрее и дальше, но при этом само время пребывания в дороге сокращается. Возникают новые виды мобильности, которые дополняют традиционные, накладываются на них, дополняют их. Дж. Урри выделяет пять форм мобильности:

1) телесные путешествия в процессе перемещений в повседневной жизни, разнообразные миграции людей;

2) воображаемые путешествия посредством представления образов новых мест;

3) виртуальные мобильности, особенностью которых является их мгновенность, обусловленная современными средствами телекоммуникации;

4) коммуникативные взаимодействия посредством телефона, почты и т.п.;

5) физические перемещения объектов.

Новым качеством мобильностистановится ее растущая независимость от контроля со стороны государства, от границ и специальных институтов. Потоки людей, денег, информации, ресурсов становятся все менее организованными и структурированными, подрывая целостность и управляемость обществ и в конечном счете ставя под вопрос их существование в прежнем виде.

Мобильности образуют потоки, направляемые руслами. Дж. Урри выделяет пять видов русел:

1) системы морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта;

2) системы грузоперевозок, в том числе почтовая система;

3) кабельная система – телефонная, телевизионная и компьютерная, которая передает информацию и транслирует имиджи;

4) наземные и околоземные радиоволновые передачи информации, изображений и звука;

5) спутниковые или внеземные радиоволновые и другие передачи символов.

Социальные образования стремятся группироваться вокруг этих русел, чтобы получить доступ к мобильностям: производства располагаются там, где есть выход на транспортные узлы, научные и учебные центры нуждаются в Интернете, для домашнего использования люди приобретают спутниковые телевизоры с максимальным количеством каналов, спутниковые навигаторы и мобильные телефоны. В то же время отсутствие доступа к руслам и потокам мобильности становится фактором исключения из общественной жизни, определяет новые формы социального неравенства.

Важнейшей характеристикой мобильностиво всех ее разнообразных формах является ее безопасность и возможности снижения рисков. Дж. Урри подчеркивает, что в условиях универсальности мобильности ее безопасность становится одним из атрибутов неравенства индивидов и групп. Дорогие и престижные автомобили являются одновременно и более безопасными, защищенные каналы передачи и получения денег, информации и т.п. ценятся выше, чем незащищенные.

Джон Урри - современный британский социальный теоретик, который рассматривает процессы, происходящие в современных обществах, с точки зрения глобального порядка, предлагая объяснение этих процессов посредством мобильности.

Распространению глобализационных процессов способствуют силы, созданные человеком, а именно машины, технологии и прочие материальные предметы, которые позволяют радикально сокращать временные расстояния и пространства, разделяющие людей. И возрастающая роль таких процессов ведет к тому, что человеческий и физический миры сильно взаимосвязаны и их невозможно рассматривать отдельно. И таки образом, невозможно рассматривать лишь человеческие общества. И тут Урри предлагает новые правила социологического метода относительно анализа современных обществ. Они состоят в том, чтобы рассматривать общества не как отдельные единицы, а в сравнении с другими обществами в рамках национальных государств, кроме того, границы этих обществ проницаемы, и что именно образует границу каждого общества трудно разобрать.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Коротко о книгах Урри Дж. СОЦИОЛОГИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОБЩЕСТВ: ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ ДЛЯ XXI СТОЛЕТИЯ / Пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012.336 с.

В настоящей работе ведущий британский социальный теоретик Джон Урри утверждает, что традиционное основание социологии - исследование общества - утрачивает свое значение в мире, где происходит постепенное стирание границ. Если социология намерена внести свой вклад в понимание "постсоциетальной" эпохи, она должна забыть о жестких социальных конструкциях, существовавших до наступления глобального порядка, и сосредоточить внимание на различных видах физического и виртуального движения и перемещения. Предлагая такую "социологию мобильностей", Урри рассматривает путешествия людей, идей, образов, объектов, посланий, мусора и денег через международные границы и анализирует влияние, оказываемое такими "мобильностями" на восприятие времени, пространства, жизни и гражданства.

Шкаратан О. И. СОЦИОЛОГИЯ НЕРАВЕНСТВА. ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. М : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.

Эта книга вышла в свет, когда в мире поставлены под сомнение доминировавшие в конце XX в.

иллюзии об отмирании классов, о торжестве общества всеобщего благоденствия и процветающего среднего класса. Ход новейшей истории подтвердил бесспорный ренессанс обострившегося классового противостояния, возрастающие масштабы неравенства людей, сжатие шансов для выходцев из социальных низов. При анализе современной России учитываются особенности страны, связанные с ее принадлежностью к евроазиатской цивилизации. Обоснована *идея формирования в ней неоэтакратического общества, не являющегося подлинно буржуазным. Показано, что в России сложилась дуалистическая стратификация, сочетающая сословную (доминирующую) и социально профессиональную иерархии.

Для широкого круга читателей - специалистов в области социальных и экономических наук, а также всех интересующихся проблемами современного мира и России. Книга может служить студентам и аспирантам в качестве учебного пособия при изучении проблем современного общества, его социальной структуры и стратификации.

стр. Великий П. П. РОССИЙСКОЕ СЕЛО. ПРОЦЕССЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / Под редакцией Ю. С. Воронова. Саратов, 2012. 340 с.

В монографии рассматриваются особенности социальной трансформации российского села в постсоветские два десятилетия. На материалах многолетних социологических исследований проведен анализ сельской реальности в проекции изменений форм собственности, трудовой занятости, восходящей и нисходящей социальной мобильности, благополучия. Обоснованы технология преодоления эксклюзии и дискриминации сельских жителей, способствующие исправлению ситуации, восстановлению достойного уровня социальной ответственности государства и общества за положение 38 млн. селян, кормильцев и граждан России. Анализируя эмпирические свидетельства кризиса созидания в агросфере, автор разрабатывает конструкты поддержки восходящих тенденций сельской реальности.

Для специалистов в области социальных наук, студентов и преподавателей вузов, всех, кто интересуется вопросами современного положения российской деревни.

стр. Брубейкер Р. ЭТНИЧНОСТЬ БЕЗ ГРУПП. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. с.

Журналисты, политики и исследователи описывают этнические, расовые и национальные конфликты как борьбу внутренне однородных этнических групп, отделенных от других подобных групп непроницаемыми границами. В своей книге американский социолог бросает вызов этому общепринятому "группизму". Но он не просто обращается к стандартным конструктивистским метафорам "текучести" и "множественности" идентичности. Конструктивизм сам превратился в набор клише. Настоящая книга предлагает перейти от изучения идентичности к изучению идентификации, от групп к проектам создания групп, от общей культуры к категоризации, от сущности к процессу. Брубейкер показывает, что этничность, раса и нация представляют собой не объекты внешнего мира, а способы его видения, интерпретации и репрезентации.

Книга адресована широкому кругу читателей - социологам, политологам, историкам.

стр. АНТРОПОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ: ГРАНИЦЫ ЗАНЯТОСТИ В ЭПОХУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смироновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2012. 236 с.

Книга продолжает цикл изданий по социологии и антропологии профессий. Помимо переводов классических текстов, а также специально подготовленных для этого издания материалов, в сборник вошли статьи, написанные по докладам международного симпозиума "Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям". Авторы обсуждают особенности различных теоретических подходов к исследованию профессий, изучают характер профессиональных траекторий, структурные и символические границы занятости в эру кризисов, неустойчивости рынков труда и социальной политики. Адресовано социологам и социальным антропологам, историкам и философам, исследователям культуры и управления - всем, кого интересуют вопросы производства знания, труда и работы, определения профессионализма, особенности жизненного мира и социального статуса разнообразных видов занятий.

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ / Под ред. В. Ф. Колбанова, Л.

Л. Рыбаковского. М.: Экон-информ, 2012. 417 с.

Книга посвящена анализу демографической ситуации современной России. Рассматриваются произошедшие за последние шесть лет сокращение смертности, повышение рождаемости, изменение миграционной ситуации и оздоровление демографического развития России в целом и ее субъектов.

На материалах выборочных социологических опросов молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, проведенных в 2006 и 2010 гг. в 18 субъектах РФ, приводится анализ репродуктивного и самосохранительного поведения, от изменения которых зависит дальнейшая судьба рождаемости и смертности населения страны. Дается анализ грядущих трудностей, ожидающих демографическое развитие России в период до 2025 года. Авторы книги пытаются с помощью располагаемой ими статистической и социологической информации показать, что при проявлении политической воли, как это было в середине первого десятилетия XXI века, можно и во втором десятилетии не допустить демографической катастрофы, более того, сохранить в России восходящую демографическую динамику.

Давыдов А. П. НЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В РОССИИ. М.: "Мысль", 2012 г. 644 с.

Книга раскрывает идеи о смысле личности в русской культуре;

о соборно-авторитарных основаниях нашей культуры, которые противостоят личности;

расколе между старым и новым, культурной статикой и социальной динамикой, свободой и несвободой;

о мышлении писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, - анализирующих логику этого раскола. Рассматривается каким образом принцип личности / идея свободы/либеральная идея впервые появились в России на страницах художественных произведений, и как они разворачиваются в произведениях современных писателей - Виктора Пелевина, Владимира Маканина и Виктора Ерофеева. Русский писатель, ангажированный идеей личности, возникает в книге как образ коллективного аналитика русской культуры, своеобразного совокупного российского Библеиста, протестующего против архаики в себе, определенным образом желающего свободы и анализирующего свой путь к ней.

В книге отражен опыт методологических сопоставлений мышления А. С. Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, А. Н. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М.

А. Булгакова. Автор полагает, что через исследование способа анализа этими писателями человеческой реальности происходит поиск путей выживания современной России.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

БЛАГОДАРНОСТИ 8
I. ОБЩЕСТВА 9
II. МЕТАФОРЫ 37
III. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 76
IV. ЧУВСТВА 116
V. ВИДЫ ВРЕМЕНИ 154
VI. МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ 190
VII. ГРАЖДАНСТВА 231
VIII. СОЦИОЛОГИИ 269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 302
ЛИТЕРАТУРА 305

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ

Государство-лесничий (19 век) Государство-садовник (20 век )
не интересуется частными деталями жизни общества; поддерживает порядок в лесу в целом. уделяет исключительное внимание порядку, регулярности и стройности того, что следует выращивать, а что искоренять
социальные науки служили одним из элементов такого садоводства – облегчали экономию социетальных ресурсов; выявляли растения, нуждающиеся в культивации; определяли точные условия роста определенных культур
Новый глобальный порядок предполагает возвращение к государству-лесничему и отказ от модели государства-садовника

Понятие общества играло центральную роль в социологическом дискурсе, особенно в США. Вместе с тем в разных социологических направлениях это понятие использовалось совершенно разными, противоречащими друг другу способами … если понятие общества имеет смысл, то лишь будучи встроенным в анализ системы обществ национальных государств.

Социология за пределами обществ ( Sociology beyond societies ) – это социология, отвечающая метафоре лесничества, а не садовничества.

Три метафоры пространства (или социальных топологий): регион, сеть, текучая среда.

Различение каналов и потоков

Различение глобальные сети и глобальные текучие среды

Ни глобальное, ни локальное не могут существовать друг без друга. Они образуют симбиотическую, необратимую, неустойчивую систему связей, в которой все подвергается преобразованию в ходе миллиардов итераций, носящих планетарный характер. Небольшие возмущения в системе могут привести к ее непредсказуемому и хаотическому распаду.

Социально-физические гибриды (системы) характеризуются большим числом элементов, которые взаимодействуют во времени физически и информационно, образуя петли положительной и отрицательной обратной связи. Системы такого типа рассеянным образом взаимодействуют со своей средой, а также обладают историей, необратимо разворачивающейся во времени. Они порождают хаотичные, непреднамеренные и нелинейные, удаленные в пространстве и/или во времени последствия. Эти последствия непредсказуемы.

Сложный характер итеративных процессов : хотя мы и наблюдаем рекуррентность (повторяемость, повторное проявление, возвращение назад), рекуррентные действия могут создавать неравномерность, нелинейность и – при радикальном изменении параметров – внезапные бифуркации в социальном мире.

Самая существенная проблема: сложные изменения могут не иметь никакой связи с агентами действий, реально пытающимися изменить мир.

Большинство людей большую часть времени предпринимают действия, которые носят итеративный характер, без малейшего представления о глобальных связях и последствиях того, что они делают.

Агентами действий выступают не столько человеческие существа, сколько множество человеческих и внечеловеческих актантов, являющихся типичными мобильными, блуждающими гибридами

Совокупность социальных трансформаций служит социальным основанием для социологии мобильностей.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И КОНЦЕПТЫ

Объекты … представляются ключевым элементом, определяющим способы выполнения людьми тех или иных действий.
Действие – некое достижение, которое реализуется при помощи различных объектов.
Действия совершаются в процессе формирования и преобразования цепей или сетей, состоящих из людей и нелюдей.
Человек и материал взаимодействуют посредством многообразных комбинаций и сетей, которые, в свою очередь сильно различаются по степени устойчивости во времени и пространстве.
Эти сети в зависимости от обстоятельств производят не столько социальный порядок, сколько упорядочивание. (С.117)


  • Объекты-путешественники (картины на выставке в музее)
  • Объекты-командированные (их привозят домой в качестве сувениров)
  • Объекты-туристы (пребывание-в-путешествии)

Способы гибридизации сред (С.130)

Место сборки стоит понимать как соединение всех компонентов, а не только физических компонентов, составляющих объект. Другие компоненты – информационные или имиджевые (С.100)

Объекты, задающие визуальную рамку + технологии обрамления (С.130)

Сообщество не обязательно возникает на основе того или иного типа поселений и может сложиться даже в отсутствии близкого проживания отдельных членов. Географическая близость не порождает с необходимостью локальность, а последняя не всегда влечет за собой возникновение общины.

В сегодняшнем мире географическая близость, локальность и общинность не совпадают почти никогда.

1.2. БУНДЫ
Бунд означает сообщество, членство в котором является предметом сознательного и свободного выбора на основе взаимных чувств и эмоций. Вопреки точки зрения Вебера, аффективное основание бунда не является иррациональным или бессознательным. Аффективная преданность бунду вполне сознательна, рациональна и не традиционна.

Шмаленбах дополнил термином бунд традиционную дихотомию Gemeinschaft – Gesellschaft .

Бунды, в отличие от Gemeinschaft не всегда устойчивы и стабильны.

Места могут быть понимаемы как уплотнения, как совокупности пространств, в которых соединяются, взаимодействуют и фрагментируются различные области реляционных сетей и потоков.

1.5. В целом можно заключить, что обменивающиеся большими объемами информации виртуальные сообщества, скорее, создают мир, нежели просто описывают его.

1.6. Говорить о сообществе – значит, говорить метафорически или идеологически.

Преобразованная социология должна сделать время центральным звеном своих рассуждений, [т.к.] мобильности целиком и полностью зависят от фактора времени.

Хотя абсолютного времени как такового не существует, есть различные режимы времени, обладающие разнообразными потенциалами по преобразованию физического и социального мира. Такие типы времени следует признать социальными в той же мере, что и природными – рассматривать в качестве гибридных образований.

Время – локальное, внутреннее свойство любой системы наблюдения или измерения.

Время – объективно данная социальная категория мысли, производимая в обществах и, следовательно, по-разному определяемая в каждом из них.

Время стало одним из центральных элементов организации современных обществ, а следовательно, и их основополагающих социальных (и научных практик).

Люди – темпоральные субъекты, одновременно ориентированные на часовое время и дисциплинируемые им.

Люди и животные не просто испытывают влияние часового времени, но сами являются часами

Кайрологическое время основано на использовании опыта прошлого для выработки ощущения того, что в какой-то момент будущего должно произойти определенное событие или что пришло время что-то сделать.

Память не может быть простым воспроизведением прошлого, оно, скорее, должно восприниматься как нечто темпоральное. Оно представляет собой наслоение одного прошлого на другое таким образом, что ни один его элемент не присутствует в неизменном виде, но трансформируется по мере накопления новых (С.169)

Нации и национализм

Центральным элементом любой нации является автонарратив.

Неонационализм – гражданский, а не этнический национализм (С.221)

Концепция ограниченного общества (брит. социология) – каждое общество признается суверенным социальным образованием с центром в виде государства, которое регулирует права и обязанности всех членов общества.

Читайте также: