Уровни политической культуры юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

62. Политическая культура: сущность, функции, типы

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Профессия обязывает юриста вникать во все сферы общественной жизни. Однако атмосфера закрытости бывшего советского общества сказалась на его политической культуре. Поэтому имеет место некоторая политическая неуверенность, растерянность, дефицит политических убеждений. Часто-густо это становится препятствием взвешенной политической стратегии в правоохранительной деятельности.
Как известно, закон запрещает юристам вступать в какие-либо политических партий. Но внепартийность не значит где-политизированности. Юрист имеет право на собственные политические взгляды, которые, однако, не должны влиять на юридическую деятельность.
По мнению некоторых исследователей, термин “политическая культура” появился в 50-х годах XX ст. Содержание этого понятия трактуется по-разному, что проявляется в многочисленных дефинициях.
Политическая культура является составной частью духовной культуры. Она вобрала в себя те структурные элементы всех видов политических субкультур, которые необходимы в юридической деятельности. Поэтому политическая культура юриста тесно связана с политической культурой общества, отдельных социальных групп и лиц.
Принято виокреслювати аспекты политической культуры:
1) ментальный эпитет политической системы (сознание субъектов политического процесса);
2) качественное состояние функционирования институтов политической системы;
3) качественная совокупность политических ценностей информации.
Самым оптимальным является третий аспект, поскольку политическая культура рассматривается в контексте развития мышления юриста. Здесь политическое мышление выступает средством оценки политических событий, поведения отдельных людей в политических структурах, что имеет важное значение для рассмотрения юридического дела.
Рассмотрим компоненты, которые определяют политическую культуру юриста. Прежде всего, это знание политической истории Украины, поскольку Украина понесла багатоколоніального давления, которого не пережил ни один народ в Европе, сознательное усвоение и критическое осмысление им исторических и современных политических ситуаций. Это означает, что политическая культура как общественный феномен прежде всего требует интеллектуального осмысления исторического опыта украинского народа. Информационный фонд по истории Украины составляет основу политической культуры юриста. Лишь теоретически осмыслив прошлое, можно осуществить многоаспектный культурологический аспект политической истории Украины, ее политико-культурных элементов. Социальная память в вопросах политики, отношения к собственной истории, практики, политической борьбы активно влияет на формирование политической культуры юриста, поскольку усваиваются политические уроки, глубоко осознается национально-политическая идея.
Сформированные таким образом политические взгляды и знания юриста дают возможность более эффективно анализировать и оценивать явления общественной жизни. Так или иначе юрист при исполнении служебных обязанностей вступает в политические отношения, политические диалоги с коллегами и гражданами. Поэтому важно формировать высокий уровень политической культуры юриста, способность четко ориентироваться в политических ситуациях, разъяснять цель и смысл политических событий гражданам. Однако независимо от политических предпочтений, главным в деятельности юриста есть право. То есть прежде всего юрист должен формировать в себе политическую беспристрастность.
Политическая культура юриста - это знание политической истории Украины, современной политической ситуации, их оценка и использование в профессиональной деятельности в пределах позитивного права.
Не менее важной является способность каждого юриста выработать политический иммунитет против деформации чувств и убеждений, которые становятся причиной неправильного, а то и ложного толкования политического положения в Украине. Поэтому нужно развивать навыки осмысления и политико-правовых реалий в Украине.
Содержание политической культуры юриста содержит такой компонент, как убеждение и осознание политических ценностей. Политическая культура юриста способствует подъему культуры юридической деятельности, обеспечивает вдумчивое, сознательное отношение к выполнению служебных обязанностей. Она прежде всего встает для юриста средством утверждения общечеловеческих ценностей, предвидения перспективы дальнейшего развития украинского общества, предостерегает от слепого подражания чужая (время вражеской") мысли.
Речь идет о умение юриста осмысливать свое отношение к правовой действительности с политических позиций. При этом доминирует способность политической оценки национальной идеи, которая является теоретическим основанием политической культуры. В свою очередь осознание национальной идеи способствует формированию у юристов глубоких патриотических чувств, адекватного понимания временных политических, идеологических и экономических трудностей. Однако, политическая нейтральность неопределенность юриста положительно сказывается на выполнении профессионального долга.
Важным компонентом политической культуры юриста является также умение предсказывать политические последствия собственной профессиональной деятельности. Юрист не должен быть пассивным наблюдателем политической жизни страны. Он должен овладевать политическую науку, осознавать цель развития украинского общества и применить это при решении конкретных жизненных ситуаций.
Одним из методов демократизации и правового развития Украины является наиболее полное урегулирование общественных отношений правовыми нормами. Именно политическая культура дает возможность понять, что правовые и экономические реформы обязательно должны сопровождаться политическими. Дело в том, что решить правовые проблемы неправовыми и силовыми методами невозможно. Это особенно касается Украины, где политические надежды и чаяния постепенно превращались в политические ориентации. Следовательно методологического значения в деятельности юриста приобретает украинская политическая этика, вмещающий сочетание национальных и общечеловеческих ценностей.
В процессе выполнения служебного долга юрист должен руководствоваться государственными целями, предусмотренными Конституцией Украины. Только с позиции конституционной культуры и интересов государства он способен справедливо решать политические инциденты в правовой деятельности. Политические права человека, закрепленные в Конституции Украины, юрист обязан охранять, поскольку в противном случае могут возникнуть правовые последствия.
В целом политическая культура юриста является основой решения правовых проблем при исполнении служебного долга. Специфику политической культуры нации предопределяет своеобразие национальной культуры в целом, поскольку першовитоком духовно-ментальные алгоритмы этноса. Различные формы культуры по-разному связаны с “душой народа”.
Основными принципами политической культуры юриста являются: государственная идеология, идейность, духовность и нравственность, культура диалога, политический иммунитет, логичность, справедливость.
Государственная идеология как принцип политической культуры юриста определяется основным законом страны - конституцией. Предел политического плюрализма очерчивается правовым чувством. Появление новых государственных идеологий должна восприниматься юристом однозначно. Ведь на идеологии формируется право, которое реализуется в основном юристом. Кроме этого, обновляется не только право, но и сама политическая система, развиваются собственные национальные идеалы, устраняется фрагментарность в политической сфере украинского общества и др. Это обязывает юриста повышать уровень политической культуры, знать механизмы политика-правовой действия, поскольку он как субъект политической жизни должен способствовать государству, распространять и внедрять политико-культурные ценности. Однако при этом действия юриста должны подчиняться праву и праву.
Национальная идейность как принцип политической культуры юриста предполагает понимание общего политического курса государства, на основе которого формируется правовая политика. Содержание этого принципа отражает основные составляющие национальной идеи - государственность, самостоятельность, соборность, миролюбие, демократизм, которые определяют массовую политическую сознательность граждан. Истоки национальной идейности юриста берут начало в исторической сознания и исторической памяти украинского народа. Поэтому можно утверждать, что этот принцип пронизывает сферу не только правовой деятельности, но и всей жизни юриста. Без идей, в том числе национальных, и осмысленного отношения к собственной истории политическая культура юриста лишена перспективы, что приводит к правовому нигилизму, уныния в возможностях государства, растворение целостности украинского национального бытия.
Важными принципами политической культуры юриста является духовность и нравственность, которые основаны на общечеловеческих ценностях и национальной морали. Ведь политическая культура юриста развивается вместе с национальной моралью. В то же время происходит некоторая моралізація политики (мораль возникла раньше от политики) и блокируется политизация морали. Второе явление нежелательное по определенным причинам. В частности, в некоторых регионах Украины преобладает русская ментальность, или неконструктивный национализм. Такие ультратенденції в политике крайне опасны. Поэтому она должна руководствоваться естественным правом, национальной моралью, что способствует моральной социализации политической культуры юриста. Также этот принцип обеспечивает формирование нравственного сознания в политических отношениях юриста, направляет его в сторону здравого смысла, что дает возможность успешно решать морально-политические, идейно-нравственные проблемы служебной деятельности.
В политике невозможно избежать противоречий, служебных конфликтов и т.п. Поэтому с политической культурой связан такой принцип, как способность к культурного диалога. Речь идет о переводе конфликта с эмоционального состояния в интеллектуальный, достижения взаимопонимания между собеседниками. Этот принцип предусматривает искусство общения юриста в политико-правовом поле, вырабатывает меры методы вероятных политических конфликтов, защищает политические права человека, исключает политическую инертность юриста, ориентирует массовую политическую культуру на модерна демократическую политическую культуру, основанную на позициях украинского национального патриотизма.
Принцип политического иммунитета наиболее присущ именно политической культуре юриста, который имеет определенные преимущества (без вмешательства высших инстанций) в политических отношениях благодаря знанию права. Его собственные взгляды и представления основываются на юридическом мышлении, конституционной культуре, что дает возможность выработать собственное политическое видение решения правоохранительных проблем. Такая относительная самостоятельность обеспечивает творческое выработки новых идей, формирует индивидуальное политическое мышление.
Политическая культура юриста немыслима без такого принципа, как логичность мышления. Он связан прежде всего с интеллектом лица, с ее умением сориентироваться в многообразии общественно-политических явлений, взглядов. Ведь их изменение даже без изменения идеологии государства - это вполне нормальное явление. Однако при этом должна существовать допустимый предел нестабильности взглядов, которая вписывается в рамки логического. Кроме этого, логичность нужна для связи политической культуры современности с политической культурой прошлого, политической культуры юриста с политической культурой общества.
Известно, что в политике часто используются некорректные методы политической борьбы, фактически существует рынок правды, где каждый по своему толкует ее. Отдельные политики прибегают к обману, искажение исторических сведений, инсценировки политического давления и т.д. Это обязывает юриста придерживаться принципа справедливости. Она всегда контролируется совестью юриста, внутренним императивом служебного долга, политическим доверием и верой в человека вообще. Справедливость в политико-юридическом жизни характеризуется оценкой политических явлений, миролюбием, доброжелательностью, признанием определенных политических моделей, что предотвращает деформацию политической культуры личности. Этот принцип обязывает юриста совершенствовать элементы политической культуры на основе конкретного знания корней и причин повышенной, так и заниженной политизации граждан. Тем более, что одно и второе явление имеет прямое отношение к правопорядка.
Важной задачей в исследовании политической культуры юриста является определение ее функций - политической оценки результатов юридической деятельности, формирования политической культуры юриста, выработки политической ориентации при исполнении служебного долга, предотвращения деформации политического сознания юриста, благоустройство политика-юридических культурных процессов, формирования украинской политической элиты.
Содержание функции политической оценки результатов правовой деятельности заключается в том, что принятые юристом неправильные решения могут получить негативный резонанс в обществе, поскольку многие правонарушений имеют политическую окраску. Тогда будут возникать негативные оценки деятельности органов государственной власти, состояния политической культуры государства в целом. В свою очередь недостатки правовой деятельности непосредственно влияют на ряд политических явлений, становятся определенной лазейкой для разворовывание национальных богатств. Поэтому борьба с преступностью, особенно в сфере экономики, имеет политический характер. Это же касается административно-правовых и гражданско-правовых нарушений. Следовательно, высокий уровень политической культуры юриста является своеобразным фактором демократического правового государства Украины, дополняет профессиональную культуру, обеспечивает приоритет общенациональных дел. Политическая культура дает возможность выявить не только ментальный уровень политиков (то есть их самооценку), но и их конкретное поведение в той или иной политической ситуации. Политическая культура в основном отражает предыдущий опыт и меняется гораздо медленнее, чем другие элементы политической системы. Кроме этого, результаты правовой деятельности непосредственно влияют на политический климат коллективов юридических учреждений. Члены коллектива, которые видят эффективность своей работы, положительно воспринимают правовые нормы, чувствуют действенную политику государства и верят в выбранный политический курс.
Юрист, несмотря на высокий социальный статус, прежде всего гражданином Украины. Поэтому его политическая культура направлена на формирование прежде всего гражданской культуры. Это означает, что юрист должен руководствоваться законами Украинского государства, быть примерным гражданином, подчинять собственно гражданское жизни конституционным нормам. В результате такой гражданской социализации, формирования гражданского сознания у юриста производится эффективное восприятие украинских политических реалий.
Рассматривая такую функцию, как формирование политической ориентации в юридической деятельности, надо подчеркнуть, что политическая культура играет роль трансляции для каждого юриста. Ведь во многих случаях ему нужны знания политических намерений той или иной социальной группы, в частности, знание программных требований политических партий Украины, их идей, предвыборной компании, расстановки политических сил и т.п., что поможет эффективно влиять на состояние правопорядка в Украине, вырабатывать адекватные профилактические мероприятия. Высокий уровень политической культуры юриста дает ему возможность ответить на вопрос: какая политическая партия сможет осуществить позитивные сдвиги в обществе, реализовать (а не только предложить) действенное регулирование общественных отношений, не нанося ущерб украинской национальной ментальности?
Важной является функция предотвращения деформации политического сознания юриста. К сожалению, в правовой деятельности еще и до сих пор проявляются негативные тенденции политической психологии, связанные с ощущением неполноценности, опасением изменения политического курса государства, фактами нетерпимости к инакомыслию. Все это последствия культурных деформаций. Нынешнее состояние политической культуры характеризуется морально-политическим кризисом как следствием узурпации части власти бюрократией, консервативного социально-политического блока, мафии, порожденных ленинским политическим разгулом, сталинским “преисподней” и брежневской вседозволенностью. Это порождает у некоторых юристов безразлично отношение к становлению цивилизованного правопорядка.
Политическая культура имеет функцию упорядочения политика-юридических культурных процессов в Украине. Речь идет о творческое использование духовной культуры с целью наполнения норм поведения граждан политико-юридическим содержанием. Сюда можно отнести уважение к личности, уровень правопорядка, состояние правосудия, развитие социально-правовой активности и др. Эти процессы имеют и обратную силу, поскольку непосредственно влияют на совершенствование элементов политической культуры личности юриста. В этом случае оправданным является доминирование идеологии, которая определяет направление использования достижений культуры в праве.
Важнейшей функцией политической культуры является формирование политической элиты общества. Эту функцию призвана обеспечить прежде всего хорошо продуманная система образования (в частности социологической и политологической), через которую передается содержание духовности национальной элиты, транслируется культура. Элита как активная группа авторитетных интеллектуальных человек является носителем национальной идеи.
Одну из слоев национальной элиты составляют юристы. Украинских юристов сплачивает национальная идея. Политико-правовая украинская элита постоянно пыталась опережать действия государства, формировать дееспособные модели правовых норм.
Формирование новой национально-политической элиты осуществляется на основе многомерного подхода. Это дает возможность налаживать политическое взаимодействие между региональными элита-мы, различными слоями граждан, доходить компромиссных решений и т.п. Несмотря на то что региональная элита Украины имеет несколько разную политическую, культурную и экономическую ориентации, ей нужно объединяться, поскольку Конституция Украины ставит задачу систематически отстаивать государственные интересы народа путем взвешенной, организованной политической активности юристов.
Известно, что между политической и правящей элиты есть существенное отличие. Если для первой группы важен талант и одаренность, то для второй - политическое лидерство. Однако для подъема уровня профессионализма элиты необходимы оба компонента, поскольку украинская политическая элита должна действовать в политико-правовом поле, тогда национальная идея может одержать победу.
Следовательно, политическая культура юриста - это сложный социально-культурный феномен. Она включает политическое сознание, культуру политико-правового поведения, способствует культуре функционирования юридического учреждения в целом. Здесь сочетается политическая наука с конкретными политико-правовыми действиями на основе духовной, моральной, правовой и других видов культур.
Политическая культура дает возможность юристу избегать стандартизированных, одномерных, регламентированных мировоззренческих взглядов в правовой деятельности, предотвращать авторитарности, фрагментарности, амбивалентности, нецілісності, неорганічності в политической культуре не только юрист, но и общества в целом.

Главный блок должен включить подробную характеристику основных структурных элементов, а также видов политической культуры.

Нужно также показать связь между политической культурой и профессиональной деятельностью юриста.

Литература

1. Бакштановский В. И., Согамонов Ю. В. Игра по правилам: (Политическая этика в гражданском обществе) .- м.: Знание, 2010.-63 с.

3. Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект //Полис.- 2009.- №6.- с. 32-41.

4. Гаджиев К. С. Политическое сознание или политическая культура //Кентавр.- 2008.- №10-12.- с.14-25.

5. Горшенев В. М., Бенедик И. В. Юридическая деонтология. - К.: УМК ВО, 2008.- 79 с.

6. Денисов А. А. Политическая культура //Международная жизнь.- 2007.- №10.- с. 79-90.

7. Дженусов А. И. Политическая культура: концептуальные аспекты //Социально-политический журнал.- 2007.- №11-12.- с.75-84.

9. Мельник В. А. Политология.- Мн.: Высшая школа, 2008.- 479 с.

10. Петр Н. О. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии //Полис.- 2008.- №1,- с. 36-51.

11. Поливаева Н. П. Политическое сознание //Государство и право.- 2009.- №5.- с. 129-138.

12. Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции.- М. : Наука, 2009.- 237 с.

13. Скакун О. Ф., Овчаренко И. Н. Юридическая деонтология.- Х. : Основа, 2008.- с.40-81.

14. Соловьев А. И. Политическая культура(преподавателям политологии и истории) //Кентавр.- 2009.- №6.- с. 130-146.

15. Фарукшин И. Х. Политическая культура общества //Социально-политические науки.- 2010.- №4.- с. 103-112.

Характеристика основных юридических специальностей.

1.Основные черты профессии юриста.

2.Правовой статус основных юридических специальностей.

Первый раздел может содержать общую характеристику профессии юриста (преимущественно государственный характер; непосредственная связь с социальными аномалиями; творческий характер и др.).

Дальнейшие разделы должны включать подробную характеристику правового статуса основных юридических специальностей (судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса).

Литература

1. Конституция Украины. - Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - №30. Конституция ЛНР.

8. Горшенев В. М., Бенедик И. В. Юридическая деонтология. - К.: УМК ВО, 2008.- 79 с.

10. Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста.- М. : БЕК, 2008.- 330 с.

11. Кузнец Н. В. Введение в юридическую специальность (деонтологический аспект) .- Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2009.- с.5-25.

12. Кукушкин В. М. Твоя профессиональная этика.- М. : Просвещение, 2008.- 173 с.

13. Никитин А. Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 2008.- 173 с.

14. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. //Под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова.- М. : Щит-м, 2008.- 327 с.

15. Скакун О. Ф., Овчаренко И. Н. Юридическая деонтология.- Х. : Основа, 2009.- 263с.

16. Омельянченко Г. Прокурор как субъект проверки законности и обоснованности судебного постановления в Украине // Право Украины. - 2009. - №4. - С. 56.

17. Омельянченко Г. Защитник как субъект обжалования приговора, который не вступил в законную силу // Право Украины. - 2009. - №7. - С. 64.

18. Бородин М. Участие прокурора в гражданском процессе: отдельные аспекты // Право Украины. - 2009. - №11. - с.52.

19. Подкопаєв В. Этика судей: международный опыт и проблемы регулирования в Украине // Право Украины. - 2008. - №6. - С. 103.

20. Настюк В. Роль правовой культуры в формировании профессионализма работника таможенных органов // Право Украины. - 2008. - №5. - С. 101.

21. Василюк С., Косило А. Зарубежный опыт привлечения судей к дисциплинарной ответственности // Право Украины. - 2009. - №2. - С. 131.

22. Голосниченко И. Правосознание и правовая культура в развитии Украинской государству // Право Украины. - 2008. - №4. - С. 24.

23. Конох М., Хридочкин А. Правовое сознание и правовая культура студенческой молодежи в зеркале общественного мнения // Право Украины. - 2008. - №3. - С. 82.

24. Третьяк С. Правовое обеспечение правовой культуры населения как условие создания основ гражданского общества // Право Украины. - 2008. - №4. - С. 26.

Определение данного явления есть предмет широкой дискуссии в мировой литературе, однако среди всего многообразия позиций и взглядов можно вынести за скобки некоторые относительно бесспорные положения, признаваемые значительным большинством исследователей. Может возникнуть вопрос: зачем вообще затрагивать данную проблему в курсе конституционного права? Политическая культура – предмет политологии, правовая культура – предмет общей теории права, культура вообще – предмет культурологии. Однако и то и другое, во-первых, непосредственно отражается на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, а во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования. Не имея представления о политической и правовой культуре соответствующего общества, мы не поймем, например, партийную систему Китая, не увидим принципиального различия между реализацией одинаковых конституционных положений о правах человека и гражданина во Франции и в Габоне.

Выше в § 6 гл. II мы затрагивали вопрос о культуре в связи с конституцией, а теперь осветим его несколько шире, имея в виду условия функционирования конституционного права в целом, а особенно воздействия его на политическую систему.

Культура общества вообще представляет собой единство материальных и духовных сторон его жизни. Это в полной мере относится к политической и правовой культуре как проявлениям общей культуры общества в определенных сферах жизни. Материальная культура в нашем случае – это предметы, созданные или приспособленные для функционирования политических и правовых институтов. Например, мы вряд ли можем представить себе парламент, эффективно действующий вне специального здания, где есть залы для заседаний, кабинеты, оборудование и т.п. (вспомним, что выше говорилось о здании бразильского парламента). Но материальная культура в данной сфере при всей своей важности и необходимости имеет все же подчиненное значение. Главное – культура духовная, высокоразвитое политическое и правовое сознание.

Мы можем выделить два уровня этого сознания. Верхний уровень– это политическая и правовая идеология, то есть система знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей, например стремиться к демократическому функционированию власти, обеспечению реальности прав и свобод человека и гражданина и т.д. Нижний уровень – это политическая и правовая психология*, которая непосредственно определяет поведение людей (наряду, разумеется, с внешними факторами). Между обоими уровнями существует известная взаимозависимость, но применительно к отдельным людям и их группам, порой весьма значительным, достаточно часто наблюдается противоречие. Человек считает себя демократом, знает, как нужно действовать демократическим образом, однако если такой образ действий ему почему-либо неудобен, кажется неэффективным, то, сознавая ценность демократии, он готов поступиться ею в конкретном деле, оправдывая себя в лучшем случае тем, что в конечном счете действует на благо людей, а следовательно, и той же демократии. В правовой сфере можно привести еще более примитивный пример: человек знает, что красть нельзя, в принципе согласен с этим, однако для себя в конкретном случае допускает исключение. Здесь речь не о тех, кто убежден, что демократия вредна для общества или что красть можно и нужно, ибо не крадут лишь дураки. У таких людей все сознание антисоциально, и их не так уж много. А вот таких, у кого идеология и психология влияют на их поведение несовпадающим образом, к сожалению, порой оказывается и большинство.

* Не смешивать с психологией как наукой об отражении действительности в сознании.

Особенно опасно, когда в руках такого человека с раздвоенным сознанием оказываются публично-властные полномочия. При их реализации он склонен часто, полагая, что действует в высших интересах, нарушать права других субъектов отношений, в которых участвует как носитель публичной власти, и тем дискредитировать эту власть, подрывая доверие к ней. Недоверие же общества к публичной власти чревато опасностью разрушения всякого правопорядка и гибели самого общества. Поэтому политическая и правовая культура развитых обществ всегда предусматривает систему институциональных и процедурных гарантий от возможного злоупотребления властью, а люди в политическом и правовом отношении настолько культурны, что в любой момент готовы оказать противодействие такому злоупотреблению.




Мы не говорим здесь уже о таком явлении, как психология толпы, в которой человек зачастую ведет себя вопреки своим убеждениям, поскольку под влиянием окружающих уровень его интеллекта, его волевые качества резко снижаются. Поэтому, например, для непосредственного принятия гражданами важных публично-властных решений предпочтительнее институт референдума, при котором гражданин голосует отдельно от других, в кабине, в удобное для себя время, продумав свое волеизъявление, чем даже тайное голосование на публичном собрании немедленно после горячего обсуждения вопроса, когда сказывается влияние не столько логичных, сколько эмоциональных выступлений.

Политическая и правовая культура – явление сложное не только с точки зрения уровней их в сознании человека, но и потому, что различается в зависимости от исторических условий жизни конкретного общества и его составных частей. Мы можем поэтому говорить о существовании различных субкультур. Например, заметны различия в политической и правовой культуре государств, население которых в своей массе исповедует христианскую или мусульманскую религию, восприняло англосаксонскую или романскую правовую систему. Политическое и правовое поведение отдельных людей зачастую определяется их принадлежностью к той или иной общественной группе, ценностями, которые разделяются этой группой. Имеются даже субкультуры преступных сообществ.

Таким образом, политическая и правовая культура общества, отражающая достигнутый им уровень социально-экономического, политического и духовно-культурного развития, есть непременное условие действенности и результативности конституционного права.

Определение данного явления есть предмет широкой дискуссии в мировой литературе, однако среди всего многообразия позиций и взглядов можно вынести за скобки некоторые относительно бесспорные положения, признаваемые значительным большинством исследователей. Может возникнуть вопрос: зачем вообще затрагивать данную проблему в курсе конституционного права? Политическая культура – предмет политологии, правовая культура – предмет общей теории права, культура вообще – предмет культурологии. Однако и то и другое, во-первых, непосредственно отражается на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, а во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования. Не имея представления о политической и правовой культуре соответствующего общества, мы не поймем, например, партийную систему Китая, не увидим принципиального различия между реализацией одинаковых конституционных положений о правах человека и гражданина во Франции и в Габоне.

Выше в § 6 гл. II мы затрагивали вопрос о культуре в связи с конституцией, а теперь осветим его несколько шире, имея в виду условия функционирования конституционного права в целом, а особенно воздействия его на политическую систему.

Культура общества вообще представляет собой единство материальных и духовных сторон его жизни. Это в полной мере относится к политической и правовой культуре как проявлениям общей культуры общества в определенных сферах жизни. Материальная культура в нашем случае – это предметы, созданные или приспособленные для функционирования политических и правовых институтов. Например, мы вряд ли можем представить себе парламент, эффективно действующий вне специального здания, где есть залы для заседаний, кабинеты, оборудование и т.п. (вспомним, что выше говорилось о здании бразильского парламента). Но материальная культура в данной сфере при всей своей важности и необходимости имеет все же подчиненное значение. Главное – культура духовная, высокоразвитое политическое и правовое сознание.

Мы можем выделить два уровня этого сознания. Верхний уровень– это политическая и правовая идеология, то есть система знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей, например стремиться к демократическому функционированию власти, обеспечению реальности прав и свобод человека и гражданина и т.д. Нижний уровень – это политическая и правовая психология*, которая непосредственно определяет поведение людей (наряду, разумеется, с внешними факторами). Между обоими уровнями существует известная взаимозависимость, но применительно к отдельным людям и их группам, порой весьма значительным, достаточно часто наблюдается противоречие. Человек считает себя демократом, знает, как нужно действовать демократическим образом, однако если такой образ действий ему почему-либо неудобен, кажется неэффективным, то, сознавая ценность демократии, он готов поступиться ею в конкретном деле, оправдывая себя в лучшем случае тем, что в конечном счете действует на благо людей, а следовательно, и той же демократии. В правовой сфере можно привести еще более примитивный пример: человек знает, что красть нельзя, в принципе согласен с этим, однако для себя в конкретном случае допускает исключение. Здесь речь не о тех, кто убежден, что демократия вредна для общества или что красть можно и нужно, ибо не крадут лишь дураки. У таких людей все сознание антисоциально, и их не так уж много. А вот таких, у кого идеология и психология влияют на их поведение несовпадающим образом, к сожалению, порой оказывается и большинство.

* Не смешивать с психологией как наукой об отражении действительности в сознании.

Особенно опасно, когда в руках такого человека с раздвоенным сознанием оказываются публично-властные полномочия. При их реализации он склонен часто, полагая, что действует в высших интересах, нарушать права других субъектов отношений, в которых участвует как носитель публичной власти, и тем дискредитировать эту власть, подрывая доверие к ней. Недоверие же общества к публичной власти чревато опасностью разрушения всякого правопорядка и гибели самого общества. Поэтому политическая и правовая культура развитых обществ всегда предусматривает систему институциональных и процедурных гарантий от возможного злоупотребления властью, а люди в политическом и правовом отношении настолько культурны, что в любой момент готовы оказать противодействие такому злоупотреблению.

Мы не говорим здесь уже о таком явлении, как психология толпы, в которой человек зачастую ведет себя вопреки своим убеждениям, поскольку под влиянием окружающих уровень его интеллекта, его волевые качества резко снижаются. Поэтому, например, для непосредственного принятия гражданами важных публично-властных решений предпочтительнее институт референдума, при котором гражданин голосует отдельно от других, в кабине, в удобное для себя время, продумав свое волеизъявление, чем даже тайное голосование на публичном собрании немедленно после горячего обсуждения вопроса, когда сказывается влияние не столько логичных, сколько эмоциональных выступлений.

Политическая и правовая культура – явление сложное не только с точки зрения уровней их в сознании человека, но и потому, что различается в зависимости от исторических условий жизни конкретного общества и его составных частей. Мы можем поэтому говорить о существовании различных субкультур. Например, заметны различия в политической и правовой культуре государств, население которых в своей массе исповедует христианскую или мусульманскую религию, восприняло англосаксонскую или романскую правовую систему. Политическое и правовое поведение отдельных людей зачастую определяется их принадлежностью к той или иной общественной группе, ценностями, которые разделяются этой группой. Имеются даже субкультуры преступных сообществ.

Таким образом, политическая и правовая культура общества, отражающая достигнутый им уровень социально-экономического, политического и духовно-культурного развития, есть непременное условие действенности и результативности конституционного права.


Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующим мотивам политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям и условиям действия личности в политической сфере.

Личность должна осознавать – по крайней мере в общем – основные закономерности развития политической жизни, принятые в обществе правила и нормы участия в политике, а также свои (личностные, групповые и т.д.) политические потребности. В этой связи речь идет о политической культуре – о способности личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); умение личности исполнять основные формы активности и участия в политической жизни с целью оказания влияния на решение социально-политических проблем.

В жизни общества политическая культура выполняет ряд функций: познавательную, идентификации, ориентационную, воспитательную, регулятивную, коммуникативную, интеграции, социализации, адаптации [по: 56; 134].

Познавательная функция. Политическая культура вооружает людей, знаниями, необходимыми для деятельности в политической сфере. Это дает индивиду (личности, гражданину) возможность самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную позицию. Фактически эта функция – основополагающая, она обусловливает реализацию остальных функций политической культуры.

Функция идентификации. Она раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

Ориентационная функция, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Воспитательная функция. Содействуя интеллектуальному развитию человека, политическая культура формирует стойкий интерес и заинтересованность в общественно-полезной, социально-политической деятельности. Такой интерес является наиболее действенным побудителем повышения политической активности человека.

Регулятивная функция. Она обнаруживается в непосредственном или опосредованном влиянии на поведение индивида, деятельность организации, оценивании субъектов политики, политического процесса и принятия определенных решений.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Функция интеграции обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Функция социализации характеризует приобретение человеком определенных навыков и свойств, политические функции и интересы.

Функция адаптации выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.

Следует обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве определений политической культуры и выделении ее функций, речь идет о политической культуре социальных групп, общества. Однако для политико-психологического анализа важно различать политическую культуру общества, социальной группы и отдельной личности.

Если политическая культура общества – это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп, отражающая главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, то политическая культура личности – это несколько иное.

Политическая культура личности – это система исторически сложившихся взглядов, убеждений ценностных ориентаций, присущих человеку как участнику политической системы, политического процесса; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им соответствующее значение.

Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.

Политико-психологический анализ предполагает включение в структуру политической культуры личности следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционально-психологического, ценностно-ориентационного, поведенческого.

Когнитивный компонент характеризуется знанием и пониманием личностью политических проблем общества; структуры, функций и деятельности социально-политических институтов; механизмов политической власти, принятия политических решений и их реализации; собственного места в политической системе общества. В целом когнитивный компонент отражает уровень политической компетентности личности, ее политический интеллект.

Мотивационный компонент политической культуры личности включает политические потребности и интересы, потребность в политическом участии, факторы, побуждающие к актам политического поведения, политической деятельности.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют эмоции и чувства, возникающие в связи с участием личности в политических процессах. Это – жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, чувство патриотизма (любовь к Родине, ненависть ее врагам), эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоции и чувства – важнейшая составляющая политического сознания, политического самосознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регуляции политических отношений.

Ценностно-ориентационный компонент. Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни и др.) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д. [134].

Все компоненты политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, мотивов, потребностей и интересов, эмоций и чувств, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному субъекту.

Наряду со структурой политической культуры личности не менее важную роль для политико-психологического анализа представляет вопрос о типах политической культуры.

Патриархальная (или приходская) политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители такой политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним негативное или позитивное отношение, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская (или гражданская) политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Политическую культуру современного российского общества можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные ценности западного и восточного типов. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.

Как видим, анализ политической психологии личности предполагает учет общепсихологических, социально-психологических и индивидуально-психологических подходов. С другой стороны, он требует обращения к более специфическим характеристикам, имеющим отношение к политологическим и, еще уже, к политико-психологическим аспектам. Такой целостный подход позволяет прийти к пониманию личности и ее политико-психологической структуры, к анализу политической социализации личности на различных этапах ее развития, к оценке психологических факторов в проявлении политической активности и политического участия, к выявлению психологических особенностей политической культуры личности и общества.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте основные трактовки личности в политической психологии.

2. Какую роль, по-Вашему, играют личностные детерминанты в политике?

3. Насколько уместно, как Вы считаете, учитывать биологическую (индивидную) составляющую структуры личности для характеристики личности политика?

4. Каковы проблемы участия женщин в политической жизни современной России?

5. Какими чертами характера, по Вашему мнению, должны обладать политики в современной России?

6. Какие черты характера свойственны человеку как субъекту политики, проявляющиеся в его отношении к политическим событиям, политическим ситуациям?

7. Что включает в себя мотивационная сфера личности с точки зрения политической психологии?

8. Что такое политический интерес и политические ценности?

9. Каковы основные проблемы политической социализации личности в детском и юношеском возрасте?

10. Какие неполитические факторы оказывают влияние на процесс политической социализации личности?

11. В чем заключаются проблемы политического участия граждан в жизни современного российского общества?

12. Каковы наиболее распространенные виды мотивов политического участия?

13. Каковы резервы расширения и активизации в политике человеческого фактора?

14. Как выглядит собирательный психологический портрет активного сторонника политической организации?

15. В чем заключаются функции политической культуры общества?

16. Чем характеризуются мотивационный и поведенческий компоненты политической культуры личности?

17. Чем отличаются патриархальная, подданническая и активистская политическая культура?

18. Как бы Вы охарактеризовали уровень политической культуры граждан современной России?

Читайте также: