Уровни подготовки медицинских сестер в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Планирование и организация додипломной подготовки медицинских сестер являются одним из важнейших направлений в предопределении тенденций в структуре медицинских кадров на перспективу. Необходимыми условиями реализации этой задачи является определение численности приема и выпуска специалистов со средним медицинским образованием, уточнение профиля их подготовки с учетом потребности, численности населения, естественной убыли и перспективных задач реформирования и реструктуризации отрасли.

Подготовка специалистов со средним медицинским образованием осуществляется по 10 специальностям (лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, стоматология, фармация, ортопедическая стоматология, лабораторная диагностика, медицинская оптика, монтаж и техническое обслуживание медицинской техники) в 450 средних учебных заведений, в том числе 118 колледжах и 14 училищах при вузах.

С 1970 по 1990 г в Российской Федерации в 1,5 раза возрос прием в средние медицинские учебные заведения, в 1,44 раза – выпуск средних медицинских работников. Аналогичны показатели по высшим учебным заведениям: прием возрос в 1,26 раза, а выпуск - в 1,2 раза. В эти годы отмечалось заметное улучшение структуры приема и выпуска врачей и среднего медицинского персонала в пользу последних: в 1970г их соотношение при приеме было 1:2,9, в 1980 г- 1:3,1, в 1990 г –1:3,4,в 2001- 1 :2,8, а при выпуске – соответственно 1: 3,5, 1 : 3,1 , 1: 4,2, 1:3,2

При такой структуре приема и выпуска специалистов с высшим и средним медицинским образованием следовало бы ожидать адекватных изменений в практическом здравоохранении. Но, как показывает анализ динамики показателей обеспеченности населения врачами и средними медицинскими работниками за период с 1970г по 1990г, реальная кадровая ситуация в здравоохранении свидетельствует об обратном: обеспеченность врачами возросла в 1,56 раза, а обеспеченность средним медперсоналом лишь в 1,32 раза; соотношение врачи / средние медработники соответственно по годам составило: в 1970 г - 1: 3,2, в 1980 г - 1:2, 9, а в 1990 1: 2,5. В настоящее время он составляет 2,4.

В таблице 4 представлена динамика приема и выпуска специалистов средними медицинскими учебными заведениями РФ. В течение трех лет с 1990 по 1993 гг. прием сократился на 33 % с 110,1 тыс. человек в 1990г до 73,8 тыс. в 1993г. Выпуск сократился с 95,2 тыс. чел. в 1993 до 60,4 тыс. в 1995г. Этот период характеризуется снижением численности среднего медицинского персонала с 1816,7 в 1990 г до 1405,9 в 1995 г и обеспеченности населения этой категорией специалистов с 123 на 10 тыс. населения в 1990 г до 95,3 в 1995 г. С 1993 по 1999 г несколько увеличился ежегодный прием в средние медицинские учебные заведения с 73,8 тыс. в до 79,9 тыс. За последние два года прием существенно сократился и не достигает 1993 года. Выпуск средних медицинских

работников за последние 10 лет сократился на 34,8 %, причем выпуск медицинских сестер сократился наполовину (55,0 %), акушерок на 39,8%, фельдшеров на 10,6%, лаборантов на 62,7 %. Таким образом, отрицательная динамика приема и выпуска специалистов со средним медицинским образованием не соответствует основным тенденциям развития кадрового потенциала и современным задачам, стоящим перед Российским здравоохранением.

Приём и выпуск врачей и средних медицинских работников

в Российской Федерации в 1970-2000 гг. (в тыс. человек).

- в средние учебные заведения

- в высшие учебные заведения

- соотношение врачи / СМП

- в средних учебных заведениях

- в высших учебных заведениях

- соотношение врачи / СМП

Решение целого ряда задач по реформированию здравоохранения, внедрение новых медицинских технологий, введение современной модели сестринской помощи в практическое здравоохранение, потребовало подготовки медицинских сестер с более высоким уровнем образования, специалистов, способных не только качественно оказывать сестринскую помощь населению, но и разрабатывать мероприятия по её совершенствованию.

В Российской Федерации создана многоуровневая система подготовки сестринских кадров. Система включает 4 профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки специалистов.

1-й уровень (базовый), в колледжах и училищах - медицинская сестра широкого профиля, обеспечивающая общий уход и наблюдение за пациентом, способная оказать неотложную помощь (срок обучения 2г 10 мес);

2-й уровень (повышенный), в колледжах - предусмотрен преимущественно для руководителей структурных подразделений лечебно-профилактических

Приём и выпуск средних медицинских работников

в Российской Федерации в 1990-2001 гг.

в том числе по специальностям:

по уровню образования:

Источник: отчётная форма 2НК МЗ РФ

учреждений или резерва на них. Выпускники могут работать преподавателями сестринского дела в медицинских училищах и колледжах. (срок обучения 10 мес. на базе среднего медицинского образования);

3-й уровень - высшее сестринское образование направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров –руководителей сестринских служб. Эти специалисты могут работать менеджерами, главными медсестрами многопрофильных крупных больниц и медицинских центров, преподавателями в образовательных учреждениях, заниматься научной деятельностью (срок обучения 4 года на базе среднего специального образования).

4-й уровень послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура) предполагает подготовку специалистов, способных обеспечить проведение научных исследований в области сестринского дела и прикладных с ним дисциплинах.

Подготовка специалистов со средним медицинским образованием повышенного уровня осуществляется в 118 колледжах. За период с 1995г по 2001 г этими учебными заведениями подготовлено 29380 человек со средним медицинским образованием повышенного уровня, из них 15053 медицинских сестер, 1481 – акушерок, 9076 - фельдшеров, 979 - лаборантов.

Особое место в условиях реформы отраслевого образования и повышения престижа сестринской специальности занимает высшее сестринское образование. Всесоюзным совещанием средних медицинских работников в 1989 г в Туле был определен курс на развитие высшего сестринского образования в России.

В 2001-2002 учебном году на факультетах высшего сестринского образования (ВСО) в 30 медицинских вузах обучалось 6692 студента. За период с 1993 по 2001гг ежегодный прием на эти факультеты возрос с 381 до 2156 человек, из них в 2001 году принято 275 – дневную форму обучения, 246 – на вечернюю, 1635 – на заочную. За этот период подготовлено 2533 специалистов с высшим сестринским образованием. (Табл. 5).

В системе здравоохранения Оренбургской области работает 8955 врачей и провизоров и 24633 специалистов со средним медицинским образованием. В последние годы отмечается увеличение численности врачей с 7260 чел. в 1991г до 8955чел. в 2001, среднего медперсонала с 20995чел. в 1991г до 25555чел. в 2001г. Обеспеченность населения врачебными кадрами и средним медперсоналом имеет тенденцию к увеличению и превышает Российские показатели. При этом соотношение численности врачебного и среднего медицинского персонала составляет 1: 2,85. Данный показатель несколько выше Российского, но существенно ниже показателя 1960 г (1:4,1). В Оренбургской области на 1 врача приходится 213 чел. населения, в среднем по России - 268 чел. В экономически развитых странах этот показатель составляет: в США – 413 чел, в Канаде – 485 чел., Великобритании – 624 чел (61). По Оренбургской области расчет этого показателя произведен, исходя из общей численности

Сеть факультетов высшего сестринского образования

в Российской Федерации на 2001 год

Приём по формам обучения

Обуч. на всех курсах

С-Петербургский ГМУ им. И.И. Мечникова

С-Петербургский ГМУ им. И.Б. Павлова

ММА им. Сеченова

Источник: статистическая форма 2НК МЗ РФ

врачей. Если рассчитать количество жителей на 1 врача участковой службы, то в Оренбургской области этот показатель составит 1165 чел.

Укомплектованность физическими лицами, как врачебных должностей, так и среднего медперсонала ниже нормативного и составляет 65% и 80% соответственно. Коэффициент совместительства среднего медперсонала составляет 1,2. В последние годы отмечается тенденция к увеличению данного показателя, что является следствием низкого уровня заработной платы, нерегулярности её выплаты, социальной незащищенности работников здравоохранения.

На долю медицинских сестер, фельдшеров и акушерок приходится в среднем 79,7 % от общей численности среднего медицинского персонала (соответственно: медицинских сестер – 63,5% , фельдшеров – 11,8%, акушерок - 4,5%). Средний возраст этой категории работников составляет 36 лет. Среди вновь прибывших специалистов в ЛПУ 32% составляют молодые специалисты.

Рис.1 Динамика приёма в средние медицинские учебные заведения Оренбургской

области по специальностям: сестринское, лечебное и акушерское дело в 1995-2001 гг.

уровня 1997 г. В последующие годы тенденция сокращения приема на медсестринское отделение сохранялась и достигала 54,4 % от уровня 1997 г. Прием на медсестринские отделения к 2001 году составил немногим более половины от уровня 1995 года. (Рис.1)

Проведенный анализ выпуска и прибытия среднего медицинского персонала к месту работы позволил установить, что к профессиональной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях Оренбургской области в 1999 году приступило 625 человек со средним медицинским образованием, т.е. 70,3% от общего числа этой категории выпускников, в 2000 г - 536 чел. (69,8%). Представляло особый интерес проведение анализа трудоустройства выпускников средних медицинских учебных заведений по отдельным специальностям. Результаты представлены на рисунке 2. Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что медицинские сестры лучше трудоустраиваются по сравнению с выпускниками других специальностей, в частности фельдшерами и акушерками, что является отражением существующего спроса на этих специалистов. Данная ситуация соответствует тенденции роста численности медицинских сестер в Оренбургской обрасти за последние 5 лет. Вместе с тем, имеет место несоответствие динамики численности сестринского персонала и приема на медсестринские отделения в средние учебные заведения. Большинство выпускников, окончивших фельдшерские отделения, трудоустраиваются медицинскими сестрами,

Рис. 2. Трудоустройство средних медицинских работников в Оренбургской области в

2000 году по специальностям.

что является экономически невыгодным, учитывая произведенные затраты на их обучение.

Переход страны к системе рыночных отношений, изучение и внедрение международного опыта меняют концепцию управления персоналом, методологию практической реализации задач управления в целях повышения эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. В 1995 г в медицинском колледже г.Оренбурга организована подготовка специалистов сестринского дела повышенного уровня. Обучение первых групп проходило по очной форме и было рассчитано на 1 год. На вторую ступень путем конкурсного отбора приглашались выпускники базового уровня. Вскоре стало ясно, что данная форма обучения неприемлема, так как трудоустройство выпускников в соответствии с уровнем образования оказалось невыполнимым. Поэтому в 1999 году возникла новая система подготовки, наиболее рациональная, удобная и приемлемая для практического здравоохранения. Согласно требованиям Госстандарта на повышенный уровень подготовки были приняты студенты, имеющие дипломы медицинской сестры, фельдшера и акушерки со стажем работы не менее 3 лет и работающие на должностях главных и старших медсестер различных подразделений города Оренбурга.

Обучение таких студентов проводится четвертый год на бюджетной основе по целевым направлениям Главного Управления здравоохранения Администрации области, которое оказывает необходимую поддержку в совершенствовании и реформировании сестринского дела. Сегодня крупное лечебное учреждение само формирует группу, в которую входят главные и старшие медицинские сестры. С 1995 по 2002 гг. в Оренбургском медицинском колледже подготовлено 164 специалиста с повышенным уровнем образования, в том числе 70 старших и главных медицинских сестер.

В подготовке медицинских сестер - менеджеров и преподавателей ведущая роль принадлежит факультету высшего сестринского образования Оренбургской медицинской академии. Состоялось 5 выпусков специалистов этого профиля, всего 230 человек. Положительным моментом в организации подготовки медицинских сестер с высшим образованием является то, что студенты факультета, являясь сотрудниками лечебно-профилактических учреждений, могут обучаться в академии на вечернем отделении. Все они имеют среднее медицинское образование и опыт работы по специальности от 1 до 5 лет. Медсестры, проживающие в городах и районах области, обучаются на заочном отделении. Значительную часть материала они изучают самостоятельно при консультативной и контролирующей функции преподавателей.

Изменения в кадровой политике здравоохранения требуют государственных решений, связанных с созданием и обеспечением системы социально-экономического стимулирования сестринского персонала, формированием научно-обоснованных подходов к управлению, планированию, подготовке и использования сестринских кадров и их рациональным соотношением и взаимодействием с другими работниками здравоохранения.

Предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и об­щественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.

организа­ции новых видов помощи, связанных не только с болезня­ми или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и

обществен­ного здоровья. В настоящее время в России изучается меж­дународный опыт, проводятся его глубокий анализ,

кор­рекция и адаптация к социально-экономическим услови­ям с учетом национальных традиций. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела. Сестринское дело располага­ет значительными кадровыми ресурсами и реальными

по­тенциальными возможностями. Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повыш­ения эффективности и усиления роли средних меди­цинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются ос­новные принципы первичной медико-социальной по­ мощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из состав­ляющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здра­воохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле — в области образования, научных исследо­ваниях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение со­циальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской дея­тельности, охрана труда в учреждениях здравоохра­нения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальней­ шее внедрение в практику.

3. Разработка методических рекомендаций по ведению сестринского процесса как научного метода организации сестринской практики, сестринской докумен­тации наблюдения за пациентом.

4. Разработка методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский пер­сонал ЛПУ.

Уровни подготовки медицинских сестер в России. Сестринские периодические издания

К 1994 году в России сформировалась трехуровневая система сестринского образования. Каждому уровню подготовки специалистов соответству­ет свой Государственный образовательный стандарт (тре­бования к минимуму содержания подготовки по специаль­ности). Дисциплины определяют основные направления

в Министерстве юстиции

4 сентября 2020 года,

регистрационный N 59649

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 475н

Медицинская сестра/медицинский брат

Содержание

I. Общие сведения

Деятельность среднего медицинского персонала в области сестринского дела

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Сохранение и поддержание здоровья, улучшение качества жизни населения, оказание медицинской помощи

Средний медицинский персонал по уходу

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность больничных организаций

Деятельность в области медицины прочая

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенная трудовая функция

уровень (подуровень) квалификации

Оказание первичной доврачебной медико-
санитарной помощи населению по профилю "сестринское дело"

Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях

Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни

Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала

Клиническое использование крови и (или) ее компонентов

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "сестринское дело"

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Медицинская сестра участковая

Медицинская сестра патронажная

Медицинская сестра приемного отделения

Медицинская сестра палатная (постовая)

Медицинская сестра перевязочной

Медицинская сестра процедурной

Медицинская сестра стерилизационной

Требования к профессиональному образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело"

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело" или "Акушерское дело" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Сестринское дело"

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации

специалиста по специальности "Сестринское дело"

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на

работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также

внеочередных медицинских осмотров (обследований)

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

- тренинги в симуляционных центрах;

- участие в конгрессных мероприятиях

Соблюдение врачебной тайны, принципов медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами

Соблюдение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих медицинскую деятельность

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4356).

Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием”


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием”

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325), приказываю:

Утвердить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 10 февраля 2016 г. № 83н

Квалификационные требования
к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Обзор документа

Утверждены квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним профобразованием.

Требования дифференцированы по специальностям. Указано, каким уровнем профобразования необходимо обладать для занятия соответствующих должностей.

Также приведены требования к дополнительному профобразованию. В их числе повышение квалификации не реже раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: