Уровень притязаний подростка кратко
Обновлено: 05.07.2024
Одним из важных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам: уровень (высокая, средняя, низкая); соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
Уровень притязаний – характеризует уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от школьного возраста к юношескому. В средних классах самооценка у многих детей завышена (приблизительно у 80 %). Резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 16лет, когда школьник переходит в старший класс (50 % на 50 %). По исследованиям ученых значительно не меняется в юношеском возрасте. Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного.
На главную Подросток Личностное развитие Исследование самооценки у учащихся юношеского возраста - Самооценка и уровень притязаний
Исследование самооценки у учащихся юношеского возраста - Самооценка и уровень притязаний |
Подросток - Личностное развитие | ||||||||
Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей самооценки и уровня притязаний в период ранней юности и их содержательная интерпретация. Представлена возрастная специфика динамических особенностей проявлений самооценки и уровня притязаний подростков. Анализируются особенности соотношения самооценки и уровня притязаний юношей и девушек, продемонстрированы тенденции взаимосвязей и различий проявления самооценки и уровня притязаний подростков на нижнем и верхнем пределах возраста. Ключевые слова: самосознание, образ-Я, самооценка, уровень притязаний, аффект неадекватности, ранняя юность. Prokhorova N.V. ORCID: 0000-0003-3639-8842, Student, National Research University “Higher School of Economics” PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ESTEEM AND LEVEL OF TEENAGERS’ ASSERTION Abstract The article presents the analysis of the results of an empirical study of the psychological features of self-esteem and the level of assertion in early adolescence and their meaningful interpretation. It presents the age specificity of the dynamic features of self-esteem manifestation and the level of assertion of teenagers. The main features of self-esteem ratio and the level of assertion of boys and girls are analysed, the tendencies of interrelations and differences in the manifestation of self-esteem and the level of assertion of teenagers on the lower and upper age limits are demonstrated. Keywords: self-awareness, self-image, self-esteem, level of assertion, affect of inadequacy, early adolescence. Уже классическими стали тезисы, подтвержденные в отечественной и зарубежной психологии о том, что важным этапом становления самооценки и уровня притязаний является период ранней юности [7, С. 12], когда принимаются ответственные решения, которые определяют всю будущую жизнь человека: формирование мировоззрения и убеждений, поиск смысла жизни, профессиональное и личностное самоопределение. Самооценка и уровень притязаний юношей и девушек занимают ведущее место в процессе социализации личности, поиска своего места в будущей самостоятельной жизни. Однако, в условиях ослабления роли ответственности государственных институтов в определении ориентиров профессионального и личностного направления подрастающего поколения, возможно усиление несогласованности и противоречивости уровня притязаний и самооценки учащихся старших классов школы. Все вышеприведенное позволяет констатировать социальную значимость и необходимость системных психологических исследований самооценки и уровня притязаний современных подростков, что и обусловило выбор темы статьи. Необходимость дальнейшего изучения взаимоотношений между самооценкой и уровнем притязаний обусловлена не только их сложностью, влиянием (специфика этих взаимоотношений оказывает влияние на развитие личности, самосознания, процессов саморегуляции поведения и деятельности), но и тем, что в русле современных научных взглядов углубление представлений о развитии и функционировании самооценки и уровня притязаний предполагает движение в направлении динамического и структурного объединения в единое целое, в динамическую систему Цель статьи заключается в обобщении данных эмпирического исследования возрастной специфики самооценки и уровня притязаний подростков. Достижение этой цели происходило путем решения ряда задач: выявление динамических особенностей становления самооценки и уровня притязаний личности в период ранней юности; установление характера связи между самооценкой подростков и их уровнем притязаний. Нижняя граница анализируемого возрастного периода (10-ый класс): реалистичная (адекватная) самооценка – 52% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 30% и высокая – 22%), завышенная самооценка (очень высокая) – 37%, заниженная (низкая) самооценка – 11%. Верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичная (адекватная) самооценка – 73% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 40% и высокая – 33%), завышенная самооценка (очень высокая) – 21%, заниженная (низкая) самооценка – 6%. Как видим, в 11 классе более отчетливой становится тенденция к росту адекватности самооценки, снижается полюсность ее представленности. Подтверждение этой тенденции получает свое отражение и в результатах исследования, полученных с помощью методики количественного измерения самооценки (С.А. Будасси): 10-ый класс: адекватная самооценка – у 35% респондентов, тенденция к завышению самооценки – 28%, завышенная самооценка – 30%, заниженная самооценка – 7%. Половина 11-классников демонстрирует адекватную самооценку, у 30% юношей зафиксирована тенденция к завышению, а в 17% завышенной самооценки, заниженная самооценка зафиксирована лишь у 3% опрошенных. По методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан были выявлены следующие показатели: нижняя граница раннего юношеского возраста (10-ый класс) – реалистичный уровень притязаний – 59% исследуемых (соответственно – средний уровень – 38% высокий – 21%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 28%, заниженный (низкий) уровень – 13%; верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичный (адекватный) уровень притязаний – 79% исследуемых (соответственно – средний уровень – 39% и высокий – 40%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 18%, заниженный (низкий) уровень – 3%. Анализ приведенных выше результатов исследования позволяет констатировать, что большинство учащихся и 10-ого и 11-ого классов демонстрируют реалистичный (адекватный) уровень притязаний, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития, однако на верхней границе возраста этих исследуемых на 20% больше, чем в 10-ом классе. В 11-ом классе на 10% уменьшилось количество лиц с завышенным (очень высоким) уровнем притязаний, которые характеризуются нереалистичным, некритичным отношением к собственным возможностям. Уменьшается также количество юношей и девушек (на 10%), которые имеют заниженный (низкий) уровень притязаний, то есть недооценивают свои возможности и способности, не доверяют себе, не уверены в своих силах, что является индикатором неблагоприятного развития личности. Сравнительный анализ диагностических показателей уровня притязаний подростков на нижний и верхний пределы возраста по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан обнаружил постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний. Такие возрастные закономерности развития уровня притязаний можно объяснить тем, что проблема становления субъекта саморазвития становится именно в юношеском возрасте, когда решаются важнейшие задачи личностного развития: построение и интеграция целостного образа Я, достижение самоидентичности, личностное, социальное и профессиональное самоопределение. За логикой и закономерностями становления личности, юноши и девушки в начале взрослой жизни должны определить свои ценности, жизненные намерения и взять ответственность за их реализацию [2, С. 99]. Самые существенные различия диагностических показателей уровня притязаний подростков на основе самоописаний и в процессе выполнения деятельности выявлено в 10-м классе. Для доказательства статистической разницы между этими показателями был использован t-критерий Стьюдента. Выявлена статистическая разница показателей на уровне p Ключевые слова 8 (495) 120-07-03 Заказать обратный звонокЗапись на прием к специалисту ЦентраПсихотерапевт Мартынов Сергей ЕгоровичПсихолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма ФёдоровнаПсихолог Копьёв Андрей ФеликсовичКонфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья АлександровнаНочевкина Алёна ИгоревнаПсихолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.Психолог Михайлова Анна ДмитриевнаПсихолог, семейный психолог, коуч Волкова ТатьянаДетский психолог Горина ЕкатеринаПсихолог Светлана ТкачеваКлинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна ВячеславовнаОснователь беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла СеменовнаПсихиатр Фролов Алексей МихайловичПодростковый психолог Каравашкина ЕленаВедущий логопед Кухтина Алла ЮрьевнаПодростковый психолог Максимов Алексей ВячеславовичДетский психолог Таранова Ирина ЮрьевнаПсихолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина ГригорьевнаПсихолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия АлексеевнаПсихиатр Медведев Владимир ЭрнстовичКлинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина СергеевнаВрач-психотерапевт Сивков Евгений ЕвгеньевичВ переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфофобии. Вот один пример. В детстве Витя был очень хорошеньким мальчиком, окружающие особенно восхищались его красивыми кудрями. К 14 годам он стал, по его самооценке, заметно дурнеть, потерял свою привлекательность, в частности у него стали редеть волосы. Это совпало еще с одним драматическим обстоятельством. В 13 лет Витя очень нравился одной девочке, но его она в это время не интересовала. В 14 лет роли переменились: он увлекся этой девочкой, а она перестала его замечать. Эти два обстоятельства соединились в сознании подростка в единый комплекс, породив убеждение, что он крайне непривлекателен. Если бы мальчик сразу поделился своими переживаниями с кем- то из взрослых, его легко можно было успокоить. Но Виктор держал эти болезненные переживания в глубочайшей тайне до 24 лет. Результат: тревожность, пониженный уровень притязаний, трудности в общении, застенчивость и другие психологические проблемы, которые не исчезли полностью после того, как была разъяснена и потеряла значение породившая их причина. Поскольку наружность — важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно зиать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта). Важной проблемой является ожирение, избыточный вес. Юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличаются от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки и мальчики. В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается заметное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно спадает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов. Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как меняется это свойство с возрастом? Проверку адекватности самооценочных суждений затрудняют различия в объектах и способах самооценки. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов. Так же, кстати, формируются самооценки и в обыденном сознании: я решил трудную задачу — значит, я умный; я нравлюсь окружающим — значит, у меня приятная внешность. В юношеском возрасте, сравнительно с подростковым, происходит заметный рост притязаний. Если у подростков высота притязаний, определяемая по среднему арифметическому уровня трудности выбираемых задач, равна 4,23 (при а 2,34), то у старшеклассников — 5,89 (при о 2,02, различия достоверны). Высота притязаний выступает, как известно, одной из основных характеристик целей человека. Интересно в этой связи посмотреть, какие цели ставят перед собой старшеклассники в отношении развития различных сторон своей личности. При этом необходимо учитывать неоднородность уровня притязаний, наличие в нем двух сторон — целей, которых человеку хотелось бы достичь, и целей, достичь которые он считает себя способным. Их принято соответственно обозначать как идеальные и реальные цели. В дополнение к обычной процедуре — оценке развития у себя этих особенностей, сторон личности в настоящий момент (актуальная самооценка) мы просили школьников также указать уровни: (1) который они хотели бы достичь и (2) который, по их мнению, они могут, способны достичь. Последние, вслед за, мы обозначили соответственно как уровни желаемого успеха и ожидаемого успеха, рассматривая их как операциональные выражения идеальной и реальной цели. На рис. 11 видно, что вариационные кривые IX и X классов, по существу, совпадают: в обоих случаях наиболее выраженными оказываются значения, характеризующие этот уровень как достаточно высокий. В отличие от уровня желаемого успеха пик здесь располагается в зоне хотя и вполне высокой, но все же отстоящей от возможного максимума. Другими словами, как и следовало, ожидать, данный уровень оказался более реалистичным. Читайте также:
|