Урбанизация в москве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как использовать рост города во благо его жителей? Какая проблема в Москве бросается в глаза? Читайте блиц-интервью руководителя городского программного центра по предпринимательству, местному развитию и туризму, представителя Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рюдигера Аренда.

- Какие, на Ваш взгляд, у Москвы есть проблемы с точки зрения градостроительной политики?

- Первое, что сразу чувствуется - это пробки. Загруженность все еще очень актуальна для Москвы. Однако я могу отметить и положительную динамику - машин на улицах города стало меньше.

Кроме того, не могу обойти стороной и общественный транспорт. Он удобный, комфортный и во многом решает проблему пробок.

- Урбанизация стала привычным явлением для многих стран во всем мире. Надо ли регулировать прирост городов?

- Я совершенно не вижу проблемы в урбанизации. Это нормальное явление, и в нем огромное количество преимуществ.

Если правительство действительно занимается развитием города, то урбанизация приносит исключительно пользу, помогая людям получить более высокий уровень жизни и грамотно использовать свой опыт.

Плохо, что многие страны не видят положительных моментов в урбанизации и пытаются с этим бороться. Именно в такой борьбе и заключается главная проблема.

Зачастую города просто не готовы к росту урбанизации. Потому что она растет, а транспорт не развивается. Нет комфортных условий для притока населения, что и создает проблемы.

В этом случае надо правильно распределять ресурсы, делать инвестиции, чтобы урбанизация стала позитивным фактором и позволила городу развиваться, а людям жить лучше.

- Как вы оцениваете Московский урбанистический форум в плане обмена опытом и идеями?

- Мероприятие очень полезное. На этой площадке происходит огромный обмен опытом. Огорчает лишь языковой барьер, но это компенсируется получаемой информацией.

Считаю, что подобные форумы помогают изменить город в лучшую сторону, сделать его устойчивым и комфортным для жителей.

Мир сильно меняется. Никогда раньше так остро не стояли перед городскими и региональными властями во всем мире проблемы смягчения последствий изменения климата, снижения загрязнения атмосферного воздуха, сокращения неравенства и другие вопросы устойчивого развития. Дорожную карту в решении всех этих проблем задает Глобальная повестка ООН до 2030 года и, в частности, концепция целей устойчивого развития (ЦУР), принятая в 2015 году. Бороться с глобальными вызовами можно только объединив усилия. Резолюцию подписали 193 страны, включая Россию. В документе зафиксировано 17 целей, которые направлены на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия жителей.

Стратегии устойчивого развития сейчас вырабатываются на уровне стран, регионов, отдельных мегаполисов. Так, например, в 2030 году доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетике Евросоюза достигнет 60%, использование ископаемого топлива будет повсеместно ограничено: в Париже запретят бензиновые и дизельные автомобили, а Великобритания, Германия и ряд других стран полностью прекратят продажи транспорта с двигателем внутреннего сгорания.

Устойчивые города

Этот проект позволил участникам оценить потенциал ЦУР как инструмента для улучшения качества жизни людей, решения сложных вопросов, требующих целостного подхода, среди которых сбалансированное развитие городов, качество воздуха, городская мобильность, чистая вода и санитария.

В рамках пилотного проекта разрабатывалась система индикаторов, позволяющая оценить достижение той или иной цели устойчивого развития с использованием десятков показателей. Систему создавали с учетом опыта и идей, которые применимы на очень разных территориях — например, от Бразилии в проекте участвовал штат Парана, от Норвегии — округ Викен, от Германии — город Бонн.

Эксперт отмечает, что при оценке выполнения каждой ЦУР обязательно учитывается множество индикаторов. Так, например, среди показателей эффективности усилий по ликвидации голода есть и доступность магазинов, и процент ожирения населения, и другие параметры.

Подробнее про высокие достижения российской столицы по отдельным показателям, входящим в оценку развития территории по нескольким ЦУР, — в нашем слайд-шоу:

Экология

Для экологической политики любого крупного города первоочередными задачами являются качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов. Москва еще в 2012 году приняла транспортную политику с приоритетом развития экологически чистых видов общественного транспорта.

Функционирует в городе интеллектуальная транспортная система (ИТС), использующая инновационные разработки для повышения безопасности движения. Развивается альтернатива как личному, так и общественному транспорту: на долю столицы приходится 85% отечественного рынка каршеринга, вводятся меры по поддержке электрокаршеринга и электротакси, внедряется прокат электросамокатов и велосипедов.

Активно работает Москва и над выработкой недорогостоящих и масштабируемых решений проблемы изменения климата. Так, в целях контроля и снижения парниковых газов в городе ежегодно организуется сбор информации о расходе энергетических ресурсов, обращении с отходами и сточными водами и иные данные, используемые для расчета выбросов парниковых газов. Результаты инвентаризации выбросов парниковых газов, информация о деятельности города в области снижения воздействия на климат и адаптации к климатическим изменениям раскрываются на международной платформе CDP.

Вовлечены в мониторинг экологического состояния и жители. Портал Мосэкомониторинг, созданный в 2018 году, является официальным и достоверным источником о состоянии воздуха в Москве. Сведения по 16-ти анализируемым загрязняющим веществам аккумулируются с 54-х автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, расположенных на территории Москвы. Данные обновляются каждые 20 минут и для удобства пользователей визуализированы в виде интерактивной карты. С 2019 года на сайте доступны онлайн-трансляции с камер видеонаблюдения за наиболее интересными событиями в области экологии Москвы, реализована возможность участия жителей в интерактивных опросах.

Социальная сфера

Эффект программ, которые разработаны в Москве по этим направлениям, был особенно заметен в 2020 году, когда на фоне пандемии социально-экономические условия многих семей ухудшились.

Москва сохранила свои обязательства в сфере социальной защиты и остается безусловным лидером среди субъектов России по душевым расходам на социальную политику. Эффективно организована работа по преодолению бедности посредством предоставления социальных выплат, льгот и оказания адресной помощи. С 2020 года размеры большинства городских выплат — людям старшего возраста, семьям с детьми, на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — увеличились на 5,6%.

Сегодня в столице реализуется пилотный проект, призванный повысить доход семей, оказавшихся в трудной ситуации. Зачастую бедность вызвана объективными причинами, препятствующими выходу на работу: необходимостью присмотра за детьми или тяжелобольными членами семьи. В рамках проекта предусмотрен комплекс социальных услуг, устраняющих барьеры для трудоустройства: от приоритетного зачисления детей в детские сады до обеспечения патронажного ухода и лечения алкогольной зависимости. После информационной кампании 3000 семей выразили желание участвовать в проекте, 500 из них уже обрели самостоятельный источник дохода.

Ведется работа по снижению уровня смертности — ранней диагностике опасных недугов. Для выявления онкологических заболеваний реализуется программа профилактических осмотров в амбулаторной онкологической сети, медицинским организациям предоставляются гранты за каждый выявленный случай рака. Количество сосудистых центров и ангиографических установок в столице — на мировом уровне, что обеспечивает доступность экстренной помощи кардиологическим пациентам. Результат: смертность от злокачественных новообразований снизилась до 214,7 на 100 000 населения, а от болезней системы кровообращения — на 25% по сравнению с 2019 годом.

Достижения Москвы в сфере образования зафиксированы во многих международных исследованиях. И оценка по показателям ОЭСР это подтверждает: доля населения в возрасте 15–19 лет, обучающегося в общественных или частных учреждениях, в российской столице достигает 100%, тогда как средний показатель по ОЭСР — 84,6%. Высшее образование имеют 74,8% человек в возрасте от 25 до 65 лет при целевом показателе ОЭСР — 45,7.

Город в цифре

Прошлый год с локдаунами и массовыми переходами организаций на работу в удаленном режиме стал для многих городских агломераций сигналом о том, что цифровизация всех сфер городской жизни имеет критическое значение для устойчивого развития.

Свыше 13 млн человек пользуются и 380 сервисами электронных государственных услуг. Например, цифровая платформа Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) охватывает все поликлиники и службы скорой помощи города — массив медицинских данных обрабатывается с помощью технологии искусственного интеллекта.

Столица будущего

Ответственный подход бизнеса тоже становится все заметнее, чему способствуют стимулы и со стороны инвесторов, и со стороны властей. Промышленные предприятия Москвы сейчас перестраивают производства в соответствии с экологическими принципами, внедряют самые современные зеленые технологии. Экотрансформация Москвы также подразумевает и создание новых предприятий, которые будут решать задачи города в сфере устойчивого развития, например заниматься переработкой городских отходов. Столичные власти уже подписали концессионное соглашение с инвестором о строительстве двух заводов по утилизации илового осадка: полученный продукт будет поставляться цементным заводам для использования в качестве биотоплива.

Ответственный подход бизнеса Москвы к экологической повестке становится все заметнее, чему способствуют стимулы и со стороны инвесторов, и со стороны властей.

Безусловно, использование правильных критериев оценки, обмен опытом и успешными практиками способствуют улучшению качества жизни и сохранению ресурсов планеты. Но это всего лишь инструменты и ориентиры. Проекты, о которых сегодня шла речь, наглядно показывают, что ключ к успеху — синергия трех основных участников городской жизни: жителей, бизнеса и власти. Достичь устойчивого развития можно только путем взаимодействия и объединения усилий всех сторон.

Ситуация и проблемы урбанизации в России выглядят достаточно интересно и разнообразно. В период после ВОВ толчком к урбанизации стала переброска многих промышленных предприятий за Урал. Но потом, в период после развала СССР, стала наблюдаться дезурбанизация. Люди, из-за тяжелой экономической ситуации, старались максимально переехать на дачные участки.

В дальнейшем, после определенной нормализации ситуации в современной России, стала наблюдаться гипертрофия столичного Московского региона. Его рост все время набирает обороты, особенно если сравнивать ситуацию с ситуацией на других территориях страны. О том, какой уровень и темпы набирает этот процесс в РФ и как это коррелирует по сравнению с показателями в других странах, попробуем детально разобраться в данной статье.


Что это такое

Урбанизация – это усиление позиции городских населенных пунктов со всех сторон, начиная от численности, заканчивая культурой и развитием общества. Этому процессу подвержены большинство государств мира. Связано это с непрерывным технологическим ростом, а также со стремлением молодежи покинуть депрессивные регионы.


Текущее состояние

Но, одного этого числа будет недостаточно. Ведь есть определенные характеристики особенностей миграционного движения населения России. Мало того, что плотность в Центральном районе гораздо выше, чем в Северных регионах. Cамый высокий и самый низкий уровень урбанизации распределен также с учетом регионального фактора по России. Обусловлено это несколькими моментами и особенностями:

  • Сложными климатическими условиями в некоторых регионах страны.
  • Неравномерностью инфраструктуры и других различных благ.
  • Культурными особенностями.

Развитие

Как видно из статистических данных, наибольшая концентрация населения в городах наблюдается на европейском юге и севере России, А также в Западном экономическом районе. Именно здесь уровни этого показателя наиболее высоки.

Минимальная численность городского населения наблюдается в Крыму и республиках Кавказа. Связано это в первую очередь с определенными культурными особенностями.

По годам

Анализируя данные Росстата, в Российской Федерации уровень урбанизации начиная с 2013 года выглядит следующим образом:

  • 2013 год – 74%.
  • 2014 год – 74,2%.
  • 2015 год – 74%.
  • 2016 год – 74,09%.
  • 2017 год – 74,3
  • 2018 год – 74,4%.
  • 2019 год – 74,59%.

Как видно, этот показатель изменяется в сторону увеличения, хотя темпы довольно малы.


Правда, стоит отметить, что если отсутствуют какие-либо глобальные потрясения как с точки зрения политической ситуации в стране, так и учитывая экономические факторы, ни в какой другой стране мира эти показатели в процентах или абсолютных численных значениях не изменяются достаточно быстро. Даже там, где достаточно высокий уровень урбанизации, резких скачков не наблюдалось на небольшом временном интервале.

По городам и регионам

Если рассматривать, какой уровень урбанизации в регионах страны, то ситуация в 2019 году выглядит таким образом, по данным Росстата:

  • В Центральном федеральном округе уровень наиболее высокий и составляет 82,3%.
  • В Северо-Западном федеральном округе он составляет 84,5%.
  • В Южном федеральном округе – 62,7%.
  • В Северо-Кавказском ФО – 50,1%.
  • В Приволжском – 72,09%.
  • В Уральском – 81,5%.
  • в Сибирском федеральном округе – 84,3%.
  • В Дальневосточном федеральном округе – 72,9%.
  • По Крымскому федеральному округу этот показатель достигает 58,3%.


Если проводить непосредственно анализ городов, то ситуация будет следующей:

  • В Санкт-Петербурге – 100%;
  • В Москве – 98,7%;
  • В Севастополе – 93%.

Сравнение с другими странами

Учитывая все вышеперечисленные статистические данные, интересно сравнить данный показатель в стране с основными цифрами уровня урбанизации в других государствах:

  1. Лидируют с показателями в 100% Гонконг, Кувейт, Монако, Науру, Сингапур;
  2. Незначительно отстает с показателем в 99,1% Катар.
  3. Далее идет Бельгия со своими 98%.
  4. Затем целый блок государств, с показателями от 97% до 91% – это Сан-Марино, Уругвай, Мальта, Исландия, Израиль, Аргентина, Япония, Нидерланды, Иордании, Люксембург;
  5. С показателем от 89,4% до 80% в рейтинге идут следующие страны по убыванию этого числа – Габон, Бахрейн, Венесуэла, Андорра, Дания, Чили, Швеция, Бразилия, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Австралия, Финляндия, Оман, Саудовская Аравия, Великобритания, США, Норвегия, Южная Корея, Канада, Доминикана, Колумбия, Мексика, Ливия, Франция, Испания;

Далее идет еще ряд государств с более низкими показателями:

  • На 48 месте Белоруссия с показателем 78,6%.
  • На 60 месте Россия с отметкой 74,4%.
  • Украина занимает 73 позицию в мировом рейтинге со своим показателем 69,4%.
  • Следующая за ней идет Эстония.

Наименее урбанизированными являются преимущественно отстающие страны азиатско-тихоокеанского региона и экваториальной Африки, например, такие как Руанда, Самоа, Бурунди, Нигер, Новая Гвинея, Непал, Сент-Люсия. Уровень городского населения здесь составляет не более 20%.


Как видно, большее количество населения живет в городах в тех странах, где наблюдается высокий технологический уровень развития или площадь страны не позволяет развивать сельское хозяйство на довольно интенсивном уровне. Так, например, для Японии эти два фактора сложились в одно весомое целое. По этой причине большинство японцев живет исключительно в городских агломерациях.

Что же касается государств с минимальными показателями, то здесь все объясняется достаточно просто -это отсутствие крупных городских центров, которые способны дать работу населению. В результате чего люди вынуждены заниматься любым видом сельскохозяйственных работ для того, чтобы вырастить для себя продукты пропитания.

Поэтому, проводя анализ, наиболее благополучными выглядят страны, где эта цифра колеблется в интервале 70 – 90%. Именно здесь имеются высокотехнологичные города, которые позволяют развивать общество и в то же время, присутствуют сельские населенные пункты, которые продолжают развивать сельское хозяйство или фермерство.

Проблемы

Важно понимать, что еще около 150 лет назад в городах проживало около 30% населения теперь уже развитых стран. Тогда как за 150 лет эти цифры поменялись местами. Проблемы, которые захватывают такие типы сообществ представлены следующими негативными моментами:

  • Транспортным коллапсом.
  • Ухудшением экологической ситуации.
  • Трудностями водоснабжения.
  • Психологической нагрузкой на человека в связи с повышенным темпом жизни и невозможностью провести время на природе.

Но, несмотря на это качество жизни выше именно в крупных населенных пунктах.

19 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Город-остров: как новая урбанистическая концепция изменит Москву

Дом — работа — дом

Такие районы появились в 50-е годы XX века. В то время Москва стала стремительно обрастать однотипными пятиэтажками и девятиэтажками, недалеко от которых обязательно находились школа, детский сад и поликлиника. В остальном с инфраструктурой здесь были проблемы: прогуляться вдоль красивых бульваров и горящих витрин жители приезжали в центр; новые кварталы строились ближе к новым заводам и производствам — индустриализация создавала новые рабочие места и новых москвичей и москвичек, которые переезжали в большой город.

Город как бизнес-центр


Город не отстаёт от девелопера и планирует вблизи строительство двух больших арен: для регби и клуба ЦСКА. Обещают, что здесь откроется также серфинг-парк и центр водных видов спорта с глубоководным бассейном. Будут и зимние виды спорта: центр кёрлинга, академия хоккея и ледовая арена.

Стиль жизни в городе меняется — стремясь быть более технологичным, быстрым, экологичным. Он требует переосмысления пространства. Поэтому мы видим, как по всему миру происходят перемены: в Париже план к 2022 году сделать пешеходной большую часть центра, а в Британии принц Уэльский строит городскую деревню. Правительства и застройщики предлагают горожанам почувствовать себя в центре внимания и стать главными героями города, где нет часовых пробок и разные районы равно привлекательны в качестве своей среды.

Читайте также: