Управляемость судна это кратко

Обновлено: 04.07.2024

— свойство судна быстро реагировать на действие руля — слушаться руля.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Смотреть что такое "УПРАВЛЯЕМОСТЬ СУДНА" в других словарях:

Управляемость корабля — (судна) мореходное качество, определяющее способность корабля (судна) выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе и поворотливостью. Корабли… … Морской словарь

Управляемость — судна, способность судна двигаться по заданной траектории; одно из мореходных качеств судна. В У. различают устойчивость на курсе (См. Курс судна) – возможность судна следовать прямолинейно, и поворотливость – способность изменять… … Большая советская энциклопедия

УПРАВЛЯЕМОСТЬ — судна способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления (руля) в соответствии с выбранной судоводителем траекторией движения … Большой энциклопедический политехнический словарь

управляемость — и; ж. Способность подчиняться управлению (о машинах, механизмах). У. судна. Улучшить у. самолёта … Энциклопедический словарь

управляемость — и; ж. Способность подчиняться управлению (о машинах, механизмах) Управля/емость судна. Улучшить управля/емость самолёта … Словарь многих выражений

ЦИРКУЛЯЦИЯ СУДНА — (от лат. circulatio круговращение) траектория перемещения центра тяжести судна во время поворота (одно из его мореходных качеств) или собственно процесс поворота судна. Параметры Ц. с. (диаметр, выдвиг, смещение) характеризуют управляемость судна … Большой энциклопедический политехнический словарь

Циркуляция судна — траектория центра масс судна при перекладке руля на некоторый угол и удержании его в этом положении. Ц. с. часто называется также сам процесс поворота судна, имеющий 3 периода: манёвренный (по времени совпадающий с продолжительностью… … Большая советская энциклопедия

МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА судна — совокупность свойств, присущих судну как движущемуся в воде упругому телу: плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, непотопляемость, мореходность, прочность. М.К. определяют возможность эксплуата ции судна в бассейнах с различными… … Морской энциклопедический справочник

ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА — Способность судна изменять направление движения. Наряду с устойчивостью на курсе П.С. характеризует одно из важнейших мореходных качеств управляемость. П.С. оценивается по минимальному диаметру установившейся циркуляции судна при максимальном… … Морской энциклопедический справочник

Корма (задняя оконечность судна) — Корма, задняя оконечность судна. Форма подводной части К. влияет на сопротивление воды движению судна, его управляемость и на условия работы судового движителя, а очертания её надводной части определяют удобство расположения судовых устройств… … Большая советская энциклопедия

Избранное

Судовые устройства разделяют на общесудовые и специальные. К общесудовым относят устройства, устанавливаемые на каждом суд­не независимо от его типа и […]

Избранное

INMARSAT включает в себя три составляющие: Космический сегмент представляет из себя 4 спутника-ретранслятора, находящихся на геостационарных орбитах над экватором на […]

Избранное

Определение ВМТ

ВМТ или верхняя мертвая точка — это положение поршня в цилиндре ДВС, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и […]

Транспортное судно Fairpartner

Транспортное судно Fairpartner

Управляемостью называется способность судна быть поворотливым и устойчивым на курсе.

Поворотливостью называется способность судна подчиняться действию руля, а устойчивостью на курсе - способность сохранять заданное направление движения.

Вследствие влияния на движение судна различных возмущающих факторов (волн, ветра), для обеспечения устойчивости на курсе требуется постоянное вмешательство рулевого.

Таким образом, качества, характеризующие управляемость судна, являются противоречивыми.

Так, чем более поворотливо судно, т. е. чем быстрее оно меняет направление своего движения при повороте руля, тем менее оно устойчиво на курсе.

При проектировании судна оптимальное значение того или иного качества выбирают в зависимости от назначения судна. Основным качеством пассажирских и грузовых судов, совершающих дальние рейсы, является устойчивость на курсе, а буксиров - поворотливость.

Способность судна самопроизвольно отклоняться от курса под влиянием внешних сил называется рыскливостью.

Для обеспечения требуемой управляемости в кормовой части судна устанавливают один или несколько рулей. Если на движущемся со скоростью v судне переложить руль на угол α, то на одну сторону руля начнет действовать давление набегающего потока воды — равнодействующая гидродинамических сил Р, приложенная в центре давления и направленная перпендикулярно к поверхности руля. Приложим в центре тяжести судна взаимно уравновешенные силы P1 и Р2, равные и параллельные Р. Силы Р и Р2 образуют пару сил, момент которой МВР поворачивает судно вправо, МВР = Рl, где плечо пары l= GA cosα + a.

Схема сил, действующих на судно при перекладке пера руля

Силы действующие на судно при перекладке пера руля

Приближенно можно считать, что центр тяжести судна лежит на мидель-шпангоуте, а величина а сравнительно мала. Тогда GA = 0,5L; l=0,5Lcosα и MВР=0,5PLcosα.

Силу Р1 разложим на составляющие Q = P1 cosα = P cosα и R = P1 sinα = Psinα. Сила Q вызывает дрейф, т. е. перемещение судна перпендикулярно к направлению движения, а сила R уменьшает его скорость.

Элементы циркуляции судна: DЦ – диаметр циркуляции; DТ – тактический диаметр циркуляции; β – угол дрейфа

Элементы циркуляции судна

Таким образом, сразу же после перекладки руля на борт ЦТ судна начнет описывать в горизонтальной плоскости кривую, постепенно переходящую в окружность, называемую циркуляцией. Диаметр окружности DЦ, которую начнет описывать центр тяжести судна после начала установившейся циркуляции называется диаметром циркуляции.

Расстояние между ДП до начала циркуляции и после поворота судна на 180° - тактическим диаметром циркуляции DT. Мерой поворотливости судна является отношение диаметра циркуляции к длине судна. Угол между ДП судна и касательной к траектории движения судна при циркуляции, проведенной через центр тяжести судна, называется углом дрейфа β.

При движении на циркуляции судно кренится на борт, противоположный перекладке руля, под действием центробежной силы инерции, приложенной в центре тяжести судна, и гидродинамических сил, приложенных к подводной части судна и рулю. Для обеспечения хорошей управляемости на малых ходах (в стесненной акватории, при швартовке), когда обычный руль неэффективен, применяют средства активного управления.

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

19.05.2015 16:54
дата обновления страницы













Понятие об управляемости

Управляемость - это способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его
под действием пера руля. Управляемость объединяет в себе - устойчивость движения и поворотливость судна, знание которых имеет важное практическое значение для обеспечения безопасности мореплавания. В результате действия обтекающих масс воды и воздуха на корпус судна, винт и руль даже при отсутствии ветра и волнения (штиль) судно отклоняется с заданного курса. Самопроизвольный уход судна с курса на ходу при прямом положении пера руля называется рыскливостью.

Перекладкой руля судно удерживается на курсе. Рыскливость зависит от архитектурных и конструктивных типов судов, загрузки, крена и дифферента, количества винтов, а также других факторов.

Если перо руля вывести из диаметральной плоскости (ДП) судна, то судно будет совершать движение по криволинейной траектории. Эта траектория, описываемая центром тяжести судна, называется циркуляцией.

Различают четыре периода циркуляции: предварительный, маневренный, эволюционный и установившейся циркуляции.

Предварительный период - время от момента подачи команды рулевому до начала перекладки пера руля.

Маневренный период - время от момента начала перекладки руля до момента окончания.

Эволюционный период - время от момента окончания перекладки руля до момента, когда элементы движения примут установившийся характер.

Период установившейся циркуляции - с момента движения центра тяжести судна по замкнутой кривой.

В начальный, эволюционный период циркуляции на перо руля, выведенное из ДП, действует гидродинамическая сила, одна из составляющих которой направлена перпендикулярно к ДП, и вызывает дрейф судна. Под действием упора винта и боковой силы судно движется вперед и смещается в сторону, противоположную перекладке руля. Поэтому наряду с дрейфом возникает обратное смещение судна в сторону, противоположную повороту. Траектория циркуляции в первый момент искажается. Обратное смещение уменьшается по мере возрастания центробежной силы инерции, приложенной к центру тяжести судна и направленной во внешнюю сторону поворота. Обратное смещение выносит судно за внешнюю сторону циркуляции. И хотя оно не превышает полуширины судна, учитывать его надо, особенно при крутых поворотах в узкости.

В период установившейся циркуляции моменты сил, действующих на руль и корпус судна, уравновешиваются и судно совершает движение по окружности. Нарушение параметров движения судна может произойти при изменении угла перекладки руля, скорости судна или под воздействием внешних сил.

Рис. 163. Элементы движения судна на циркуляции: Dг - тактический диаметр циркуляции, Du - диаметр установившейся циркуляции, L1 - выдвиг - расстояние между положениями центра тяжести судна в начальный момент циркуляции и после поворота на 90° L = (0,6ч-1,2), h - обратное смещение, L1 ) - прямое смещение - расстояние от линии первоначального курса до центра тяжести судна после поворота на 90°: / L3 = (0,4-b0,6), b - угол дрейфа

Основные элементы циркуляции судна- диаметр и период. Диаметр циркуляции характеризует поворотливость судна. Различают тактический диаметр циркуляции DT и диаметр установившейся циркуляции Da (рис. 163).

Тактический диаметр циркуляции DT - это расстояние между первоначальным курсом судна и после его поворота на 180 0 и составляет 4-6 длин морских транспортных судов.

Диаметр установившейся циркуляции Dц - это диаметр окружности, по которой движется центр тяжести судна во время установившейся циркуляции.

Тактический диаметр циркуляции примерно на 10 % больше диаметра установившейся циркуляции.

Диаметр циркуляции зависит от многих факторов: длины, ширины, осадки, загрузки, скорости судна, дифферента, крена, стороны и угла прокладки, количества гребных винтов и рулей и др.

При циркуляции, ДП судна не совпадает с касательной к криволинейной траектории движения центра тяжести. В результате этого образуется угол дрейфа |3. Нос судна смещается внутрь кривой циркуляции, а корма во внешнюю сторону. С увеличением скорости угол дрейфа увеличивается, и наоборот. Из-за наличия угла дрейфа судно на циркуляции занимает полосу воды больше своей величины. Это необходимо учитывать судоводителям при маневрировании и расхождении в стесненных условиях плавания.

Следующий элемент, характеризующий поворотливость судна - период циркуляции. Это время, за которое судно поворачивается на 360 Он зависит от скорости судна и угла перекладки руля. С увеличением скорости и угла перекладки руля период циркуляции уменьшается.

Рис. 164. Действие сил на циркуляции

При перекладке руля в первоначальный момент появляется крен судна в сторону поворота. Он исчезает в начале движения на циркуляции и при дальнейшем движении судно получает крен в обратную сторону поворота. Это объясняется тем, что вначале на судно действует кренящий момент АТкр, возникающий от силы Р - давления воды на перо руля и силы R бокового сопротивления (рис. 164). При дальнейшем повороте судна на него начинают действовать центробежная сила инерции К, приложенная к центру тяжести судна (G) и направленная во внешнюю сторону поворота, и сила бокового сопротивления R. Эти две силы образуют момент М кр, значительно больший, чем /Икр, который кренит судно на борт, противоположный переложенному рулю (противоположную сторону поворота). Вышеизложенное объяснение упрощено. В действительности распределение сил во время поворота сложнее.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Читайте также: