Употребление ъ ер и ь ерь правописание мягкого знака после шипящих в конце слова кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Употребление ъ (ер) и ь (ерь) . Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

Цели: сформировать твердое представление о правописании мягкого и твердого знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; воспитывать стремление к грамотной речи; гордость за свой язык и его неповторимость.

обучение студентов практическим приемам использования теоретических положений;

приобретение студентами умений и навыков использования различных методов в решении конкретных практических задач;

развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

повторение и закрепление знаний;

развитие научного мышления, речи;

применение навыков сотрудничества, общения с аудиторией.

Вид занятия: интегрированное.

Образовательные технологии: интерактивные, развивающие, игровые.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, релаксационная пауза, словарная работа, создание облака ассоциаций, работа с опорными схемами.

Критерии оценивания:

"5" ставится, если студент выполнил все задания верно.

"4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

"3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

"2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

"1" ставится, если студент не выполнил ни одного задания.

Ход занятия

Организационный этап

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Вступление преподавателя

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы?

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью).

В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш, ж в русском языке всегда твердые).

Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

Актуализация знаний.

Уточнение преподавателя:

Буквы ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке не обозначают звуков, хотя в древнейшую пору они являлись очень краткими звуками [о] и [е]. Сейчас буквы ъ и ь – это формальные разграничители согласных звуков, одним из которых является [j],

ср.: съезд [сjэст], съёмка [сjомка], бьют [б'jyт], бурьян [бyp'jaн] и т.п.

Употребление ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съемный и др. В однокоренных словах изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый и др. пишется Ъ, так как исторически здесь корень -я-(соответствующий корням -им-, -ем-, ср.: вз-я-ть - вз-им-ать, отъ-я-ть - от-ым-ать - разг.), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ём, подъ-ём, разъ-ём-ный и др.).

Уточнение преподавателя:

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы,

2) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный);

3) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

Уточнение преподавателя:

Перед другими гласными Ъ не пишется: контражур, контратака, контрудар, панатлантический, трансурановый и др.

Примечание. Внутри слова (не после приставки) пишется Ъ только в некоторых словах: фельдъегерь, объект, субъект. В слове интерьер пишется Ь, так как здесь нет приставки.

Употребление Ь

Буква ь употребляется не только как разделительный, но и как знак обозначения мягкости согласного, а также как средство различения морфологических признаков.

1. Разделительный Ь пишется:

1) внутри слова (не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я: вальяжный, вьюга, бурьян, интервью, лисья и др.;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, павильон, почтальон, синьор, шампиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Уточнение преподавателя:

Слово фортепьяно и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный.

2. Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква Ь пишется:

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; на конце первой части сложных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

Уточнение преподавателя:

Предлог близ пишется без мягкого знака в отличие от существительного близь;

2) в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (возьму), восьми (восьмой), о просьбе (просьба),

но: бантик (бант), теснить (тесный), резня (резать);

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: косьба, молотьба, горько и др.; также после мягкого л [л'] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза.

3. Как средство различения морфологических признаков Ь употребляется у существительных женского рода (в отличие от существительных мужского рода), ср.: ночь, печь, мощь,

но: меч, плащ;

в повелительной форме глаголов: плачь - плачьте,

но: плач (громкий);

в наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящий (кроме наречий уж, невтерпеж, замуж): вскачь, невмочь, сплошь, лишь и др.

4. Буква Ь не пишется в следующих случаях:

1) между двумя мягкими согласными л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюзия, ралли и др.;

2) в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: мошенничать, конченный, корчма, наборщик, сочный, мощный и под.;

3) между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания Ь после л: параллельный): гвоздь, месть, порознь, смерть, смерч, власть и т.п. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ср.: [гвос'т'], [см'эр'т']).

Контроль исходного уровня знаний

Самостоятельно заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в школе.

Ь на конце слов после шипящих

Проверка самостоятельной работы.

Ь на конце слов после шипящих

женского рода 3 склон. в им.п

ти шь , до чь

1. мужского рода 2 склон. в им.п : но ж , ме ч

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение зада ч

кратких прилагательных: могу ч , певу ч

настежь, навзничь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

1. в н.ф.гл.: беречь, жечь

2. в повелит.наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа : решаешь, поёшь

вишь, бишь, лишь, ишь

Работа на карточках

Упражнение 1.

Спишите, вставляя, где необходимо, Ь или Ъ.

Ад. ютант, ад. ектив, без. ядерный, бревен. чатый, бур. ян, гил. отина, гон. щик, интерв. ю, из. ян, клян. чить, компан. он, кур. ер, восем. сот, милл. он, необ. ятный, об. егорить, об. ятый, об. ективный, об. ескураженный, об. ездчик, от. явленный, пред. являть, пред. усмотреть, пред. осенний, п. едестал, пред. юбилейный, пан. европейский, помещич. ий, раз. удалый, руж. ем, рыбач. его, раз. уверить, раз. яренный, сверх. ядовитый, с. экономить, сверх. естественный, с. емный, трех. язычный, двух. этажный, трех. осный.

Закрепление изученного материала.

Работа в группах. Проблемное задание.

Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях.

Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией.

Раскрывая скобки, образуйте слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните аудитории написание и значение слов.

(опрос 5 студентов):

Без- (аварийный, емкостный, апелляционный);

об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть);

от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить);

раз- (единенный, езженный, сад, общить);

сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).

Комментированный диктант.

Продиктуйте, объясняя написания слов.

(студенты диктуют по цепочке):

1. Вз. яренный, на заседание врываюсь лавиной (Маяковский).

2. П. ер помнил, что при княжне всегда были компан. онки (Л. Толстой).

3. Мне страшна главным образом обыден. щина (Чехов).

4. Долины ноч. еще об. емлет (Пушкин).

5. Она стоит у бюста, опершись на п. едестал, и следит за ним (Гончаров).

6. И в. явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (Пушкин).

7. Каштанка с. ела много, но не наелась, а только оп. янела от еды (Чехов).

8. В начале под. ема Герберт заметил свежие следы, принадлежавшие каким-то крупным животным, возможно опасным хищникам (Жюль Верн).

9. Жизнь устроена так д. явольски искус. но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Горький).

10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч. я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Толстой).

11. С. емка прошла творчески малопродуктивно (Черкасов).

12. И гул под. емлется кругом (Лермонтов).

13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об. ехать своих гусар (Л. Толстой).

14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матерью (Л. Толстой).

15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред. ыдущего (И. Павлов).

16. Был сен. тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под. езжал к Дремову (М. Горький).

17. Долговязый суб. ект вздохнул и пожал плечами (Чехов).

Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)

Буквицы Еръ и Ерь в древнерусском письме обозначали короткие гласные звуки, и передавали образ сотворения в различных фазах:

Еръ означает, что это надо создавать (процесс создания).

Ерь означает, что это уже создано (законченный вариант творения).

Вот примеры употребления данных буквиц:

ПОСТЪ ( полное очищение собственных телес ) – т.е. сотворяем очищение тела, система находится в процессе творения, поэтому стоит буквица Еръ.

ЛЬСЪ (лес) – в данном слове употребляется две формы, т.е. лес уже есть (Ь), но при этом он продолжает расти, значит находится в процессе творения (Ъ).

ЛЬНЬ (лень) – здесь нет никакого сотворения, всё прекратилось.

ЛЬСТЬ (лесть) – льстьилъ (льстил).

КЪНУНГЪ (конунг) – тот, кому доверено перенести Кон в другое место. Т.е. выбирали человека, которому доверяли, и он переносил устой, объяснял людям, что надо его соблюдать. Поэтому, когда в Скандинавию ушли наши Рода, там появились конунги. Сейчас переводчики говорят, что Конунг, это тоже Князь; но это не так, конунг ПЕРЕНОСИТ, а князь ХРАНИТ.

Видите, какие богатейшие и глубинные образы.

Кроме того, впервой русской азбуке, созданной просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, буква Ъ была 29 буквой, обозначающей сверхкраткий гласный звук, и использовалась, чтобы правильно разбивать строку на слова (до перехода к применению пробелов). Например: къБогомъизъбраномуцарю.

Определите стиль и тип текста.

Обозначьте тему и основную мысль текста.

Составить план текста.

Подготовить 3 вопроса к одногруппнику по тексту.

Составления облака ассоциаций

Процесс творения сотворение создание искусство мир БОГ результат действие.

Ролевые игры на основе текста

Подведение итогов. Релаксационная пауза.

Работа с текстом песни

Там, где спесь кичится норовом,
Где богема чаще с говором,
время – как песок,
Каменеет для раскаянья,
Тает в ломаном кривлянии
с пятки на носок.

В подковерной казуистике
Гниль шельмует правду мистикой,
тина – что вода.
Там в дебатах между тризнами,
Подтираясь эвфемизмами,
кроют в три ряда.

Как мне
страх и сомнения
Взять в кулак.

В бой слов
вызвать к радению
Твердый знак.

Между сутью и прочтением
Траектория горения,
вам ли трактовать?
Кто догонит, с тем останется,
Кто возьмет, с того и станется –
твердых не подмять!

Задания к тексту

Какое значение автор текста придает твердому знаку?

Как художественная речь способствует выражению замысла автора?

Объясните жанровое и видовое своеобразие произведения.

Какова эстетическая позиция автора?

Задания для самостоятельной работы.

Выполнить тестовые задания:

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) реч..ка, обез..яна, лиш..

2) спряч. л..стить, нян..чить

3) неб..ющийся, настеж. под..ячий

4) без..ядерный, призадумаеш..ся, нож..

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) запрёш..ся в комнате, промокший плащ..

2) исполнить туш. ветер свеж..

3) отвлеч..ся от дела, пять дач..

4) несёш..ся с горы, озимая рож..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ. уже брееш..ся

3) дорогая брош. береч..ся от огня

4) упасть навзнич. компот из груш..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) сорвать ландыш. явная фальш..

2) атлет могуч. помоч.. друзьям

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпёж..

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) разберёш..ся во всём, с узких плеч..

2) боевой клич. пробить бреш..

3) суп горяч. покориш..ся судьбе

4) разреж.. полностью, купить щёлоч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) ты веселиш..ся от души, лес дремуч..

2) зажеч..ся от ветра, попасть в пустош..

3) прилетел грач. плохо отражаеш..ся

4) прилеч.. отдохнуть, сыграть туш..

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2) Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3) После напряжённого рабочего дня хорошо спит..ся.

4) Одной рукой узла не завяжеш..

Вариант 2

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) выбьеш..ся в люди, надеть плащ..

2) любиш.. науку, береч..ся от напастей

3) день хорош. неукротимая мощ..

4) большой тираж. отреж..те хлеб

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) спелый овощ. пришлось напряч..ся

2) мягкий калач. намаж..те маслом хлеб

3) леч.. спать, полная чуш..

4) соревнуеш..ся с ними, играют туш..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) упрочиваеш.. позиции, вкусный калач..

2) съеш..те пирожок, гореч.. во рту

3) создать роскош. выйти замуж..

4) охраняемый багаж. длинная реч..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) искусный трубач. попасть в глуш..

2) быстро состариш..ся, ударить наотмаш..

3) настич.. неприятеля, костюм хорош

4) сжеч.. мусор, решить пять задач..

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отправ..те, взять на абордаж. спрячеш..ся

2) надсеч. горюч. милых барышен..

3) проч. разбираеш..ся, девят..сот

4) звер..ский, впряч. реч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) занавес..те, стакан вишен. пустош..

2) вол..номыслие, ухаживаеш. из старинных чаш..

3) вафел..ница, пренебреч. какая-то блаж..

4) уйдёш. из тёмных чащ. бел..чонок

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Чудным звоном заливает..ся колокольчик.

2) Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.

3) Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.

4) За ветром не угониш..ся.

Домашнее задание.

История буквиц ЕР и ЕРЬ.

Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

В каких случаях используется Ъ?

2. Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

Рекомендованная литература

Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2015. – 243 с.

Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 505с.

Дополнительная:

Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М: АСТ, 2009. – 432 с.

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 287с.

Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2011.

Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702с.

Тема: Употребление ъ (ер) и ь (ерь). Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

Цели: сформировать твердое представление о правописании мягкого и твердого знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; воспитывать стремление к грамотной речи; гордость за свой язык и его неповторимость.

обучение студентов практическим приемам использования теоретических положений;

приобретение студентами умений и навыков использования различных методов в решении конкретных практических задач;

развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

повторение и закрепление знаний;

развитие научного мышления, речи;

применение навыков сотрудничества, общения с аудиторией.

Вид занятия: интегрированное.

Образовательные технологии: интерактивные, развивающие, игровые.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, релаксационная пауза, словарная работа, создание облака ассоциаций, работа с опорными схемами.

Критерии оценивания:

"5" ставится, если студент выполнил все задания верно.

"4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

"3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

"2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

"1" ставится, если студент не выполнил ни одного задания.

Ход занятия

I. Организационный этап

2. Проверка присутствующих.

4. Вступление преподавателя

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы?

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью).

В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш, ж в русском языке всегда твердые).

Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

II. Актуализация знаний.

Уточнение преподавателя:

Буквы ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке не обозначают звуков, хотя в древнейшую пору они являлись очень краткими звуками [о] и [е]. Сейчас буквы ъ и ь – это формальные разграничители согласных звуков, одним из которых является [j],

ср.: съезд [сjэст], съёмка [сjомка], бьют [б'jyт], бурьян [бyp'jaн] и т.п.

Употребление ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съемный и др. В однокоренных словах изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый и др. пишется Ъ, так как исторически здесь корень -я-(соответствующий корням -им-, -ем-, ср.: вз-я-ть - вз-им-ать, отъ-я-ть - от-ым-ать - разг.), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ём, подъ-ём, разъ-ём-ный и др.).

Уточнение преподавателя:

1) Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, которые пишутся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы;

2) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный);

3) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

Уточнение преподавателя:

Перед другими гласными Ъ не пишется: контражур, контратака, контрудар, панатлантический, трансурановый и др.

Примечание. Внутри слова (не после приставки) пишется Ъ только в некоторых словах: фельдъегерь, объект, субъект. В слове интерьер пишется Ь, так как здесь нет приставки.

Употребление Ь

Буква ь употребляется не только как разделительный, но и как знак обозначения мягкости согласного, а также как средство различения морфологических признаков.

1. Разделительный Ь пишется:

1) внутри слова (не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я: вальяжный, вьюга, бурьян, интервью, лисья и др.;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, павильон, почтальон, синьор, шампиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Уточнение преподавателя:

Слово фортепьяно и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный.

2. Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква Ь пишется:

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; на конце первой части сложных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

Уточнение преподавателя:

Предлог близ пишется без мягкого знака в отличие от существительного близь;

2) в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (возьму), восьми (восьмой), о просьбе (просьба),

но: бантик (бант), теснить (тесный), резня (резать);

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: косьба, молотьба, горько и др.; также после мягкого л [л'] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза.

3. Как средство различения морфологических признаков Ь употребляется у существительных женского рода (в отличие от существительных мужского рода), ср.: ночь, печь, мощь,

но: меч, плащ;

в повелительной форме глаголов: плачь - плачьте,

но: плач (громкий);

в наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящий (кроме наречий уж, невтерпеж, замуж): вскачь, невмочь, сплошь, лишь и др.

4. Буква Ь не пишется в следующих случаях:

1) между двумя мягкими согласными л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюзия, ралли и др.;

2) в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: мошенничать, конченный, корчма, наборщик, сочный, мощный и под.;

3) между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания Ь после л: параллельный): гвоздь, месть, порознь, смерть, смерч, власть и т.п. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ср.: [гвос'т'], [см'эр'т']).

II. Контроль исходного уровня знаний

1. Самостоятельно заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в школе.

Ь на конце слов после шипящих

2. Проверка самостоятельной работы.

Ь на конце слов после шипящих

женского рода 3 склон. в им.п

1. мужского рода 2 склон. в им.п: нож, меч

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение задач

кратких прилагательных: могуч, певуч

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

1. в н.ф. гл.: беречь, жечь

2. в повелит. наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь

вишь, бишь, лишь, ишь

3. Работа на карточках

Упражнение 1.

Спишите, вставляя, где необходимо, Ь или Ъ.

Ад. ютант, ад. ектив, без. ядерный, бревен. чатый, бур. ян, гил. отина, гон. щик, интерв. ю, из. ян, клян. чить, компан. он, кур. ер, восем. сот, милл. он, необ. ятный, об. егорить, об. ятый, об. ективный, об. ескураженный, об. ездчик, от. явленный, пред. являть, пред. усмотреть, пред. осенний, п. едестал, пред. юбилейный, пан. европейский, помещич. ий, раз. удалый, руж. ем, рыбач. его, раз. уверить, раз. яренный, сверх. ядовитый, с. экономить, сверх. естественный, с. емный, трех. язычный, двух. этажный, трех. осный.

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах. Проблемное задание.

Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях.

2. Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией.

Раскрывая скобки, образуйте слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните аудитории написание и значение слов.

(опрос 5 студентов):

Без- (аварийный, емкостный, апелляционный);

об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть);

от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить);

раз- (единенный, езженный, сад, общить);

сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).

3. Комментированный диктант.

Продиктуйте, объясняя написания слов.

(студенты диктуют по цепочке):

1. Вз. яренный, на заседание врываюсь лавиной (Маяковский).

2. П. ер помнил, что при княжне всегда были компан. онки (Л. Толстой).

3. Мне страшна главным образом обыден. щина (Чехов).

4. Долины ноч. еще об. емлет (Пушкин).

5. Она стоит у бюста, опершись на п. едестал, и следит за ним (Гончаров).

6. И в. явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (Пушкин).

7. Каштанка с. ела много, но не наелась, а только оп. янела от еды (Чехов).

8. В начале под. ема Герберт заметил свежие следы, принадлежавшие каким-то крупным животным, возможно опасным хищникам (Жюль Верн).

9. Жизнь устроена так д. явольски искус. но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Горький).

10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч. я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Толстой).

11. С. емка прошла творчески малопродуктивно (Черкасов).

12. И гул под. емлется кругом (Лермонтов).

13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об. ехать своих гусар (Л. Толстой).

14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матерью (Л. Толстой).

15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред. ыдущего (И. Павлов).

16. Был сен. тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под. езжал к Дремову (М. Горький).

17. Долговязый суб. ект вздохнул и пожал плечами (Чехов).

4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)

Буквицы Еръ и Ерь в древнерусском письме обозначали короткие гласные звуки, и передавали образ сотворения в различных фазах:

Еръ означает, что это надо создавать (процесс создания).

Ерь означает, что это уже создано (законченный вариант творения).

Вот примеры употребления данных буквиц:

ПОСТЪ (полное очищение собственных телес) – т.е. сотворяем очищение тела, система находится в процессе творения, поэтому стоит буквица Еръ.

ЛЬСЪ (лес) – в данном слове употребляется две формы, т.е. лес уже есть (Ь), но при этом он продолжает расти, значит находится в процессе творения (Ъ).

ЛЬНЬ (лень) – здесь нет никакого сотворения, всё прекратилось.

ЛЬСТЬ (лесть) – льстьилъ (льстил).

КЪНУНГЪ (конунг) – тот, кому доверено перенести Кон в другое место. Т.е. выбирали человека, которому доверяли, и он переносил устой, объяснял людям, что надо его соблюдать. Поэтому, когда в Скандинавию ушли наши Рода, там появились конунги. Сейчас переводчики говорят, что Конунг, это тоже Князь; но это не так, конунг ПЕРЕНОСИТ, а князь ХРАНИТ.

Видите, какие богатейшие и глубинные образы.

Кроме того, впервой русской азбуке, созданной просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, буква Ъ была 29 буквой, обозначающей сверхкраткий гласный звук, и использовалась, чтобы правильно разбивать строку на слова (до перехода к применению пробелов). Например: къБогомъизъбраномуцарю.

Вопросы к тексту

Определите стиль и тип текста.

Обозначьте тему и основную мысль текста.

Составить план текста.

Подготовить 3 вопроса к одногруппнику по тексту.

Составления облака ассоциаций

Процесс творения  сотворение  создание  искусство  мир  БОГ  результат  действие.

Ролевые игры на основе текста

IV. Подведение итогов. Релаксационная пауза.

Работа с текстом песни

Там, где спесь кичится норовом,
Где богема чаще с говором,
время – как песок,
Каменеет для раскаянья,
Тает в ломаном кривлянии
с пятки на носок.

В подковерной казуистике
Гниль шельмует правду мистикой,
тина – что вода.
Там в дебатах между тризнами,
Подтираясь эвфемизмами,
кроют в три ряда.

Как мне
страх и сомнения
Взять в кулак.

В бой слов
вызвать к радению
Твердый знак.

Между сутью и прочтением
Траектория горения,
вам ли трактовать?
Кто догонит, с тем останется,
Кто возьмет, с того и станется –
твердых не подмять!

Задания к тексту

Какое значение автор текста придает твердому знаку?

Как художественная речь способствует выражению замысла автора?

Объясните жанровое и видовое своеобразие произведения.

Какова эстетическая позиция автора?

V. Задания для самостоятельной работы.

Выполнить тестовые задания:

1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) реч..ка, обез..яна, лиш..

2) спряч. л..стить, нян..чить

3) неб..ющийся, настеж. под..ячий

4) без..ядерный, призадумаеш..ся, нож..

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) запрёш..ся в комнате, промокший плащ..

2) исполнить туш. ветер свеж..

3) отвлеч..ся от дела, пять дач..

4) несёш..ся с горы, озимая рож..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ. уже брееш..ся

3) дорогая брош. береч..ся от огня

4) упасть навзнич. компот из груш..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) сорвать ландыш. явная фальш..

2) атлет могуч. помоч.. друзьям

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпёж..

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) разберёш..ся во всём, с узких плеч..

2) боевой клич. пробить бреш..

3) суп горяч. покориш..ся судьбе

4) разреж.. полностью, купить щёлоч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) ты веселиш..ся от души, лес дремуч..

2) зажеч..ся от ветра, попасть в пустош..

3) прилетел грач. плохо отражаеш..ся

4) прилеч.. отдохнуть, сыграть туш..

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2) Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3) После напряжённого рабочего дня хорошо спит..ся.

4) Одной рукой узла не завяжеш..

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) выбьеш..ся в люди, надеть плащ..

2) любиш.. науку, береч..ся от напастей

3) день хорош. неукротимая мощ..

4) большой тираж. отреж..те хлеб

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) спелый овощ. пришлось напряч..ся

2) мягкий калач. намаж..те маслом хлеб

3) леч.. спать, полная чуш..

4) соревнуеш..ся с ними, играют туш..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) упрочиваеш.. позиции, вкусный калач..

2) съеш..те пирожок, гореч.. во рту

3) создать роскош. выйти замуж..

4) охраняемый багаж. длинная реч..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) искусный трубач. попасть в глуш..

2) быстро состариш..ся, ударить наотмаш..

3) настич.. неприятеля, костюм хорош

4) сжеч.. мусор, решить пять задач..

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отправ..те, взять на абордаж. спрячеш..ся

2) надсеч. горюч. милых барышен..

3) проч. разбираеш..ся, девят..сот

4) звер..ский, впряч. реч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) занавес..те, стакан вишен. пустош..

2) вол..номыслие, ухаживаеш. из старинных чаш..

3) вафел..ница, пренебреч. какая-то блаж..

4) уйдёш. из тёмных чащ. бел..чонок

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Чудным звоном заливает..ся колокольчик.

2) Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.

3) Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.

4) За ветром не угониш..ся.

VI. Домашнее задание.

История буквиц ЕР и ЕРЬ.

Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

В каких случаях используется Ъ?

2. Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

Рекомендованная литература

Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2015. – 243 с.

Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 505с.

Дополнительная:

Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М: АСТ, 2009. – 432 с.

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 287с.

Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2011.

Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702с.

Что такое старая (дореформенная, дореволю­ционная) орфография?

Это орфография русского языка, бывшая в употреблении с петровских времен до реформы правописания 1917–1918 годов. За эти 200 лет она, конечно, тоже менялась, и мы будем говорить о правописании конца XIX — начала ХХ века — в том состоянии, в котором его застала последняя ре­форма.

Чем старая орфография отличается от современной?

Как употреблять ъ (ер, твердый знак)?

Как употреблять ѳ (фиту)?

Имена собственные: Агаѳья, Анѳимъ, Аѳанасій, Аѳина, Варѳоломей, Голіаѳъ, Евѳимій, Марѳа, Матѳей, Меѳодій, Наѳанаилъ, Парѳенонъ, Пиѳагоръ, Руѳь, Саваоѳъ, Тимоѳей, Эсѳирь, Іудиѳь, Ѳаддей, Ѳекла, Ѳемида, Ѳемистоклъ, Ѳеодоръ (Ѳёдоръ, Ѳедя), Ѳеодосій (Ѳедосій), Ѳеодосія, Ѳеодотъ (Ѳедотъ), Ѳеофанъ (но Фофанъ), Ѳеофилъ, Ѳера­понтъ, Ѳома, Ѳоминична.

Географические названия: Аѳины, Аѳонъ, Виѳанія, Виѳезда, Виѳинія, Виѳлеемъ, Виѳсаида, Геѳсиманія, Голгоѳа, Карѳагенъ, Коринѳъ, Мара­ѳонъ, Парѳія, Парѳенонъ, Эѳіопія, Ѳаворъ, Ѳеодосія, Ѳермофилы, Ѳес­салія, Ѳессалоники, Ѳивы, Ѳракія.

Народы (и жители городов): коринѳяне, парѳяне, скиѳы, эѳіопы, ѳиване.

Имена нарицательные: анаѳема, акаѳистъ, апоѳеозъ, апоѳегма, ариѳметика, диѳирамбъ, еѳимоны, каѳолическій (но католическій), каѳедра, каѳизма, киѳара, левіаѳанъ, логариѳмъ, мараѳонъ, миѳъ, миѳологія, моноѳелитство, орѳографія, орѳоэпія, паѳосъ (страсть, но Пафосъ — остров), риѳма, эѳиръ, ѳиміамъ, ѳита.

Когда писать ѵ (ижицу)?

Что надо знать про окончания?

Прилагательные в мужском и среднем роде, имеющие в форме именительного падежа единственного числа окончания -ый, -ій, в родительном падеже окан­чиваются на -аго, -яго.

Прилагательные в женском и среднем роде во множественном числе оканчива­ются на ‑ыя, -ія (а не -ые, -ие, как сейчас). Местоимение третьего лица женского рода она в родительном падеже имеет форму ея, в отличие от винительного её (сей­час везде её).

Что надо знать про приставки?

В приставках, оканчивающихся на согласную з (из-, воз-, раз-), она сохраняется перед по­следующим с: разсказъ, возсіялъ, изсякъ. В приставках без- и чрез-/через- конеч­ное з сохраняется всегда: безполезный, черезчуръ.

Самое сложное: как писать ять?

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.

Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять —
Такъ и надобно писать.

Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ…

Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.

Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.

Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить…

Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться…

Что же делать нынешнему любителю дореформенной орфографии, желающе­му постичь все тонкости правописания ятя? Нужно ли идти по следам гимна­зистов Российской империи и учить наизусть стихи про бедного беса? К сча­стью, все не так безнадежно. Есть ряд закономерностей, которые в совокупно­сти охватывают значительную часть случаев написания ятя — соответственно, их соблюдение позволит избежать самых распространенных ошибок. Рассмо­трим эти закономерности поподробнее: сперва опишем случаи, где ятя не мо­жет быть, а затем — написания, где ять быть должен.

Во-первых, ять не пишется на месте того е, которое чередуется с нулем зву­ка (то есть с пропуском гласной): левъ (не *лѣвъ), ср. льва; ясенъ (не *ясѣнъ), ср. ясный и т. д.

Во-вторых, ять не пишется на месте е, которое сейчас чередуется с ё, а также на месте самого ё: весна (не *вѣсна), ср. вёсны; медовый, ср. мёдъ; исключения: звѣзда (ср. звёзды), гнѣздо (ср. гнёзда) и некоторые другие.

В-третьих, ять не пишется в полногласных сочетаниях -ере-, -еле- и в неполно­гласных сочетаниях -ре- и -ле- между согласными: дерево, берегъ, пелена, время, древо, привлечь (исключение: плѣнъ). Также, как правило, не пишется ять в со­четании -ер- перед согласным: верхъ, первый, держать и т. п.

В-четвертых, ять не пишется в корнях слов явно иноязычного (неславянского) происхождения, в том числе собственных именах: газета, телефонъ, анекдотъ, адресъ, Меѳодій и т. д.

Что касается написаний, где ять должен быть, назовем два основных правила.

Первое, наиболее общее правило: если в слове сейчас пишется е перед твердым согласным и оно не чередуется с нулем звука или с ё, с весьма боль­шой вероятностью на месте этого е в дореформенной орфографии нужно пи­сать ять. Примеры: тѣло, орѣхъ, рѣдкій, пѣна, мѣсто, лѣсъ, мѣдный, дѣло, ѣхать, ѣда и многие другие. Важно учитывать упомянутые выше ограничения, связанные с полногласием, неполногласием, заимствованными словами и т. д.

Второе правило: ять пишется на месте нынешнего е в большинстве грамма­тических морфем:

Кроме того, в нелегкой борьбе с правилами употребления ятя может помочь знание других славянских языков. Так, очень часто на месте ятя в соответству­ющем польском слове будет написано ia (wiatr — вѣтеръ, miasto — мѣсто), а в украинском — і (діло — дѣло, місто — мѣсто).

А нет ли чего попроще?

Н. П. Богданов-Бельский

Мы привыкли к тому, что в современной русской письменности буквы Ъ и Ь – это твердый и мягкий знаки, звуков они не обозначают. Но так было не всегда.

В древнерусском языке (как и в старославянском) гласные различались по долготе и краткости. Например, звук [а] был долгим, а звуки [о] и [э] – краткими. И еще существовали особые гласные, похожие на очень краткие [ŏ] и [ĕ] ([э]). Они произносились так коротко, что в некоторых позициях в слове больше походили на слабый призвук. Возникли эти гласные еще в праславянском языке.

В кириллице обозначались:

В лингвистике эти гласные называют редуцированными, т.е. ослабленными. Также по отношению к ним использовались термины: гласные неполного образования, сверхкраткие, глухие, иррациональные. Последний термин предложил академик Ф.Ф. Фортунатов, акцентируя внимание на том, что данные звуки несоизмеримы по длительности с остальными гласными, они еще короче, чем обычные краткие гласные праславянского языка – *о и *е. Все праславянские и древнерусские гласные, кроме редуцированных, были гласными полного образования, то есть всегда произносились отчетливо.

Примечание. В настоящее время в русском языке гласные произносятся отчетливо только в положении под ударением. В безударных слогах все они в той или иной степени подвергаются редукции. Возможно, редуцированные древнерусского языка звучали сходно с ослабленными гласными, которые мы произносим, например, в первых двух слогах слов воротничок и переходящий.

Но вернемся к древнерусским ослабленным гласным.

Редуцированный звук [ŏ], впоследствии обозначаемый в кириллице буквой Ъ, возник из кратких гласных *ŏ и *ŭ, унаследованных праславянским языком из языка праиндоевропейского.

Примеры (напомним, что латинскими буквами под звездочкой записываются гипотетически восстановленные праславянские слова):

*plodŏs > плодъ. Конечный согласный в праславянском слове утратился, а краткий гласный в последнем слоге стал еще короче и превратился в редуцированный. То же самое произошло в слове *suns > сынъ.

Редуцированный звук [ĕ], позже обозначаемый буквой Ь, развился из краткого гласного *ĭ.

Пример: *lĭnŭs > льнъ (совр. русск. лён). Краткий гласный в корне слова превратился в редуцированный, то же произошло во втором слоге.

Редуцированные были слогообразующими, как и все гласные. Поэтому количество слогов в древнерусских словах часто не совпадает с современным.

Слово дом в современном русском языке является односложным, а в древнерусском и старославянском оно состояло из двух слогов: до-мъ. Та же ситуация – со словами плод и плодъ. В последнем примере можно наблюдать еще одну разницу в произношении. Если сейчас слово плод звучит как [плот], то в древнерусском слове последний согласный произносился без оглушения, звонко, потому что следом за ним шел гласный звук: [плодъ].

В зависимости от позиции в слове редуцированные гласные могли либо произноситься относительно отчетливо, либо превращаться в незначительный призвук. В первом случае говорят о сильных позициях редуцированных, во втором – о слабых.

Слабые позиции редуцированных:

  1. В абсолютном конце слова (кроме односложных слов). Примеры: домъ, столъ, конь, достоинъ.
  2. Перед слогом с гласным полного образования, т.е. нередуцированным: кънига, чьто, правьда, съпати.
  3. Перед слогом с редуцированным в сильной позиции (обычно ударным): жьньць (жнец), дьньсь (днесь).

Сильные позиции редуцированных:

  1. Под ударением: тъпътъ (топот), тьмьнъ (тёмен).
  2. Перед слогом с редуцированным в слабой позиции: сънъ (сон), дьнь (день), горькъ (горек).

В древнерусском языке написание по большей части совпадало с произношением. Но уже с XI века в дошедших до нас рукописях наблюдаются ошибки в употреблении редуцированных: писцы иногда пропускали Ъ и Ь или, наоборот, ставили эти буквы там, где их этимологически не было, а также заменяли их буквами О и Є, обозначающими гласные полного образования. Это позволило лингвистам предположить, что в XI веке в древнерусском языке начался процесс, затянувшийся не менее чем на столетие и приведший к огромным переменам на фонетическом уровне. Начались перемены с того, что редуцированные гласные в слабых позициях полностью исчезли, а в сильных позициях изменили звучание и совпали по произношению с гласными полного образования [о] и [э]. Данный процесс в науке именуется падением редуцированных. О его последствиях мы еще расскажем на страницах этого сайта.

Хотя буква Ъ в конце слова не обозначала никакого звука примерно с XII века, на письме она сохранялась еще несколько столетий, до 1918 года. Такое правило правописания было данью традиции.

Читайте также: