Умственная работоспособность это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Работоспособность человека - умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов: физиологические - возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых; физические - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность; психические - включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое. Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность. В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Однако, не смотря на достаточно частое обращение внимания ученых к данной проблематике, влияние самочувствия на умственную активность раскрыто не достаточно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таки образом, мы можем констатировать, что тема нашего исследования является актуальной.

Объект исследования – факторы, влияющие на умственную работоспособность.

Предмет исследования − самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.

Цель исследования – выявить влияние различных факторов на умственную работоспособность человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: выявить влияние:

1) музыки на умственную работоспособность человека.

2) проветриваемость помещения на умственную работоспособность человека.

3) различных ярких украшений на умственную работоспособность человека.

Описание проекта 1. Понятие об умственной работоспособности человека

Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность. Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта [3, С.16-17]. Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели. За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых. Темп роста умственных показателей растет с возрастом ребенка. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. У здоровых детей 6—7 лет, которые поступают в школу, но не готовы к обучению, работоспособность снижается на 50 % процентов от тех детей которые готовы к обучению в школе. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, повышается обычно уже к концу первого полугодия. Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников [16]. В повседневной жизни необходимо чередование умственной деятельности с физической. Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях. Резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний[17].

2. Факторы , влияющие на умственную работоспособность

Известно, что музыка тоже влияет на работу мозга. Поп музыка – это единственный стиль музыки, который не влияет на человека никак. Такую музыку включают чаще всего для того, чтобы создать фон. В вопросе о рок музыке мнения ученых и психологов расходятся. Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок – концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти.

Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же время ценят искренние отношения с людьми.

А классическая музыка наиболее благотворно, чем любая другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.

Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно – сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.

Западные учёные, провели много исследований и пришли к следующему выводу:

Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. В случае, если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, т.е. она упрощает боль.

Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта.

Ее советуют слушать для снятия стресса, успешного усвоения учебного материала, от головной боли, для возобновления сил.

Музыка Моцарта, как и других композиторов – классиков, оказывает благотворное влияние не только на умственные способности, но и на организм в целом.

Во многих детских садах европейских стран часто включают музыку этих композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой.

3. Условия эффективной умственной работоспособности

4 . Принцип доминанты А . А . Ухтомкого

В 1911 году отечественный физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский сформулировал принцип доминанты. Согласно этому принципу во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции. Т.е. при одновременном возбуждении разных центров коры головного мозга, более важный в данный момент доминирующий центр способен стягивать к себе возбуждение из других центров. Таким образом, доминирующий очаг возбуждения начинает работать еще интенсивнее.

5 . Методы исследования .

5.1 Организация исследования и контингент обследуемых.

5.2 Методы исследования влияния музыки на умственную работоспособность человека.

Испытуемым предлагалось выучить четверостишья при прослушивании разной музыки (рок-музыка, поп-музыка, классическая) и в тишине (для контроля). Все виды музыки звучали негромко.

5.3 Методы исследования влияния проветривания помещения на умственную работоспособность человека.

Учеными доказано, что воздух, который мы вдыхаем, напрямую оказывает влияние на наше самочувствие, работоспособность, сон и жизнедеятельность в целом.

При выдыхании выделяется углекислота. Если помещение, заполненное людьми, длительное время не проветривать, то превышение углекислоты может достигнуть свыше 20% от допустимой нормы. Именно данный фактор является зачастую распространенной причиной мигреней, усталости, недомогания и дискомфорта .

Для проведения исследования мы запускали участников разных групп в помещение, которое проветривали на протяжении целого дня и в помещение, в котором все окна и двери были закрыты 24 часа.

5.4 Методы исследования влияния ярких украшений на умственную работоспособность человека.

Для данного исследования мы провели анкетирование и спросили у участников, легко ли им сконцентрироваться на задании, когда по всему помещению развешаны разные яркие украшения.

Умственный труд - работы, связанные с приёмом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В современных условиях: разнородность информации, дефицит времени, личная ответственность приводит к эмоциональному перенапряжению, сердечно сосудистым заболеваниям, нервным заболеваниям.

Виды умственного труда:

1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:

Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.

2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.

Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.

3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.

4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.

Условия, способствующие повышению умственного труда:

2. необходимо соблюдать определенный ритм работы

3. последовательность и систематичность в работе

4. правильное чередование умственного труда и отдыха

5. упражнение и тренировка

6. комплексы психофизиологических нагрузок

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Меры борьбы с развивающимся утомлением:

1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, напри­мер, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесо­образно снизить мощность выполняемой работы.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — напри­мер, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выпол­нении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика

Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.

В данной статье описано особенности и содержание коррекционной и медико-биологической работы по формированию и развитию умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом, даны виды работ по формированию работоспособности, по развитию умственного труда. Также говорится о том, что проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач педагогики. И, как говорится, нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека. Из-за временно наступающих колебаний тонуса активности нарушается адекватный характер деятельности. Вместе с тем проблема эта имеет известный теоретический интерес: более подробный анализ измененной работоспособности позволит подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения и может служить показателем при проведении восстановительной работы при выработке трудовых рекомендаций, при психотерапии и обучении. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между одиннадцатью и тринадцатью часами, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамики умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.


3. Гринько Л. А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003, №3.

Одной из важных причин неуспеваемости младших школьников с умственной отсталостью является нарушение умственной работоспособности. Умственная работоспособность является интегральным понятием. Она включает в себя и особенности нейродинамических характеристик деятельности (особенности памяти и внимания), и в значительной степени зависит от структуры и степени тяжести психического дефекта. В связи с этим изучение умственной работоспособности требует комплексного подхода, где необходимо учитывать не только колебания внимания, но также и общий уровень интеллекта, особенности психической регуляции деятельности, особенности мотивации и прочее.

Проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач педагогики. Нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека (которая может быть восстановлена под влиянием терапевтических и коррекционно-педагогических воздействий). Из-за временно наступающих колебаний тонуса активности нарушается адекватный характер деятельности. Вместе с тем проблема эта имеет известный теоретический интерес: более подробный анализ измененной работоспособности позволит подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения и может служить показателем при проведении восстановительной работы при выработке трудовых рекомендаций, при психотерапии и обучении.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономично расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество-точность ее лишь на 9%. В 11-12 лет наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя, но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущим возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет(мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%, в 15-16 и 16-17 лет продуктивность и точность работы возрастает на 14-26% [1].

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом. У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако, устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывания. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня - проявление саморегулирующееся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса двигательне беспокойство) над активным внутренним торможением.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамики умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях [2].

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов.

По динамике изменений в течение дня можно выделить по крайней мере девять типов работоспособности: 1) ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; 2) исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня; 3) исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня; 4) непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня; 5) при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня; 6) при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня; 7) при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня; 8) улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй; 9) ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

Помимо суточной работоспособности, отчетливо выражено и недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе спадает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности. В понедельник у учащихся всех классов регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно-и слухомоторных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойственен не только более высокий уровень показателей умственной и физической работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха. Организм, несмотря на утомление, мобилизирует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности,- явление так называемого конечного порыва [3].

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу. У учащихся 7-8 классов и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг регистрируется существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочнение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако, при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.

В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание 2 или 3-ми (но не первыми и не последними уроками). Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например: физику, математику, иностранный язык) – лучше чередовать их с менее трудными (историей, географией). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (4 или 5-ми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определённым сочетанием, совокупностью трёх основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся [4].

Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На 4-м уроке наблюдается весьма значительное снижение работоспособности. На 5 уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а затем она резко падает к 6-му уроку.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут. Исключение составляют ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на втором и последующих уроков, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Правильно подобранные физические упражнения оказывают наиболее благоприятное действие, способствуют снижению монотонности в работе, а также благоприятно отражаются на эмоциональности занятий. Наблюдается увеличение объема сделанной работы; улучшаются качественные показатели умственной работоспособности, школьники значительно быстрее включаются в работу, труд их становится более сосредоточенным, они меньше отвлекаются, внимание активизируется на протяжении всего урока, что имеет тесную связь с работоспособностью учащихся.

Для большинства учащихся школы VIII вида характерны отсутствие интереса к умственной работе, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности. Обучение, опирающееся преимущественно на словесные средства, затрудняет использование возможностей для развития детей. Педагог специальной школы должен избегать стереотипных, шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала. Легко отвлекаемые и быстро утомляемые дети становятся белее собранными, повышается их интерес к деятельности.

Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется в чрезмерной раздражительности, нарушении аппетита и сна, повышенной заболеваемости, низкой работоспособности и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В первой половине учебных занятий у большинства учащихся работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и ещё больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснение учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы, чем у школьников начальных классов. Тем не менее, к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния ЦНС оказываются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и особенно с данными после первого урока проявляется к концу третьего часа занятий. Наиболее резкие изменения функционального состояния ЦНС учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий [4].

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособности проявляются у учащихся в начальных классах на первых трёх уроках, а в средних и старших - на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда

Физическая и умственная работоспособность является как бы обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность! Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы. Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т. е. состоянием, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. Но всегда основным итогом утомле является снижение эффективности труда, его продуктивности.

[ Основу профессиональной работоспособности человека составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические качества (память, внимание, восприятие, особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата). Все это оказывает влияние на продуктивность труда.

Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания.

Таким образом, профессиональная работоспособность человека зависит от многих факторов. Проявляется она, повторяем, в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности труда. Естественно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Наукой накоплены экспериментальные данные о том, что именно возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта.

В возрасте 18—20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, С. Фульд и У. Равен (США) оценили умственную работоспособность 30-летнего человека в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80% и 60-летнего — 75%. Исследования, проведенные среди инженерно-технических работников, показывают, что в возрасте 20—29 лет у них наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременная память и ее объем, анализ и синтез в мыслительных операциях, наименьшее количество ошибок при вычислительных операциях и др.

По данным зарубежного ученого Г. Лемана, изучавшего научные достижения 244 исследователей, сделавших 993 открытия в области химии, наивысший период творческой активности у них приходится на 30—35 лет, к 50 годам происходит спад до половины от максимума, а к 70 годам она сохраняется на уровне 5—10%. Им же показано, что выдающиеся литературные произведения создаются в возрасте до 45 лет.

У поэтов этот период приходится на 10—15 лет раньше, чем у прозаиков. После 50 лет начинается ослабление функциональных возможностей организма, которое компенсируется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными факторами среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. Это связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце. При общей физической нагрузке утомление в большой степени связано с тем, что дыхание и кровообращение не обеспечивают необходимый энергетический баланс работающих органов и тканей. Поэтому нарастает недовос-становление их функций.

Но это, заметьте, при общем физическом утомлении.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического труда шлейф утомления растягивается на 3—4 дня, а после напряженного умственного даже на 10—12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии — слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30—40 ккал (т. е. 240—320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы.

Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам.

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях-кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых паталогий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

Если мы еще раз обратимся к таблице 13 с характеристиками степеней переутомления, составленной известным психологом К. Платоновым, то увидим, что средства физической культуры и спорта рекомендуются им как одно из первоочередных средств профилактики переутомления и поддержания работоспособности .у

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откладывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного ритма. После эпизодической работы ночью обычно недостаточно отдыхают днем, в результате возникает перенапряжение нервной системы и, как следствие, несколько дней вялого, малопродуктивного состояния. Тем более вредна систематическая работа по ночам, приводящая к хроническому переутомлению.

При обычном ежедневном цикле работы наблюдается и недельная периодика работоспособности, относительный максимум которой фиксируется во вторник—среду—четверг, что также следует учитывать при планировании своей деятельности.

Работа представителей многих профессий связана с выездами в командировки, в том числе и дальние. Нередко у тех, кто пересек несколько (более трех) часовых поясов на авиалайнере, возникает болезненное состояние — десинхроноз как следствие резкого изме-нения режима сна и отдыха. Он характеризуется усталостью, плохим самочувствием, бессонницей, которые приводят к снижению работоспособности на третьи сутки. Однако пластичная нервная система человека способна адаптироваться к новым внешним условиям. Опыт спортсменов, выезжающих на соревнования в различные точки земного шара, доказывает, что сроки вынужденной перестройки биологического ритма в новых условиях сокращаются при активном двигательном режиме.

Вообще, как уже отмечалось, физическая и умственная работоспособность, возможность человека быстрее адаптироваться и переносить разнообразные условия труда, географо-климатические изменения места работы находятся в прямой зависимрсти от уровня его разносторонней физической подготовленности. И здесь мы подходим к проблеме обеспечения высокой профессиональной продуктивности труда через обеспечение психофизической готовности (работоспособности) молодого специалиста к труду с высокой интенсивностью и производительностью.

Известно, что способность человека к длительному и интенсивному труду во многом ограничивается его индивидуальными физическими возможностями. Однако физический потенциал человека, его физиологическая граница интенсивности труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта. Такие занятия повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость, обеспечивают ускорение процесса врабатываемости на рабочем месте, способность к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и тем самым обеспечивают высокую интенсивность и индивидуальную производительность труда.

Все это еще раз подчеркивает необходимость и важность для будущего специалиста уже в годы обучения позаботиться об обеспечении своей физической и психической готовности к напряженному профессиональному труду. Естественно, что достижение хорошей общей физической подготовленности, знания о рациональном применении средств физической культуры в режиме труда, занятия спортом, и не только спортом вообще, а еще лучше — профессионально-прикладными для будущей профессии видами, будут всемерно способствовать выполнению этой задачи.

Читайте также: