Умственная отсталость это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Олигофрения

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

Олигофрения

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Диагностика олигофрении

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Умственная отсталость (олигофрения): причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Причины появления умственной отсталости

Умственная отсталость является результатом грубого органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребенка и/или в первые месяцы его жизни. Особенно опасным является воздействие на плод патологических факторов в первый триместр беременности, когда происходит закладка и интенсивное формирование мозговых систем.

Вирус Зика.jpg

Выявление причин умственной отсталости представляет определенные трудности, поскольку это психическое заболевание является результатом совокупного воздействия внешних и наследственных факторов на разных этапах формирования нервной системы. К таким факторам относят:

  • генетические нарушения, возникающие на этапе оплодотворения и приводящие к недоразвитию головного мозга;
  • наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной, сердечно-сосудистой систем, зрения и слуха;
  • микроцефалия – врожденное или приобретенное уменьшение головного мозга с ограничением возможности его роста;
  • гидроцефалия – увеличение количества жидкости в полостях мозга с изменением нейродинамики мозговых процессов;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • воспалительные процессы в головном мозге (менингиты, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические инфекции);
  • травмы мозга (родовая травма, наложение акушерских щипцов или применения других механических приемов ведения родов, сдавливание головки ребенка при прохождении через родовые пути, длительная асфиксия во время родов);
  • токсическое влияние на плод алкоголя, психоактивных веществ, некоторых лекарственных веществ, употребляемых матерью, интоксикации, радиоактивное и рентгеновского облучения половых клеток родителей и самого плода;
  • тяжелые соматические заболевания (с интоксикацией, дистрофией);
  • врожденные нарушения обмена веществ (аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов), которые приводят к изменениям функционирования головного мозга.
  • нарушения обмена аминокислот: фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия и др.;
  • нарушения обмена органических кислот и углеводов: галактоземия, фруктозурия и др.;
  • болезни накопления: мукополисахаридозы (синдромы Гурлер, Гунтера и др.); липидозы (болезнь Тея – Сакса, болезнь Гоше, Нимана – Пика и др.); гликогенозы (болезнь Помпе и др.);
  • лейкодистрофии;
  • обменно-гормональные нарушения: неэндемические формы гипотиреоза, псевдогипопаратиреоз Олбрайта и др.;
  • другие метаболические нарушения минерального, билирубинового и других видов обмена.

Классификация заболевания

Выделяют клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости.

В группу дифференцированной умственной отсталости относят заболевания со специфической клинической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из главных проявлений. Чаще всего это генетически обусловленные нарушения.

К клинически недифференцированным формам умственной отсталости относятся нарушения, причину которых точно установить не удается и специфическая клиническая картина болезни отсутствуют.

Классификация дифференцированных форм умственной отсталости

  1. Синдромы с множественными врожденными аномалиями:
    • хромосомные заболевания;
    • генетические синдромы с неясным типом наследования;
    • моногенно наследуемые синдромы.
    1. Наследственные дефекты обмена.
    2. Факаматозы (системные врожденные заболевания, поражающие кожу, нервную систему и глаза).
    3. Неврологические и нервно-мышечные заболевания, для которых характерно наличие умственной отсталости.
    1. Микроцефалия.
    2. Гидроцефалия.
    3. Краниостеноз.
    4. Врожденный гипотиреоз.
    1. Алкогольная фетопатия.
    2. Инфекционные эмбриофетопатии.

    Несмотря на разнообразие причин умственной отсталости, общие механизмы развития приводят к сходной клинической картине.
    Умственная отсталость характеризуется психическим недоразвитием с недостаточностью интеллекта, нарушением способностей и навыков, затрудняющим адекватную социальную адаптацию пациента.

    Клинические признаки умственной отсталости:

    • психическое недоразвитие разной степени выраженности;
    • недоразвитие не только интеллектуальной деятельности и личности больного, но и психики в целом;
    • признаки недоразвития не только мышления, но и восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и др.;
    • недостаточная способность к обобщению и абстракции.

    Легкая (IQ от 50 до 69 единиц): большинство пациентов при обучении в специализированных школах по специально разработанным программам овладевает навыками чтения, письма, счета, приобретают трудовые навыки, не требующие высокой квалификации.

    Умеренная (IQ от 35 до 49 единиц): с раннего детства дети отстают в развитии, не овладевают в полном объеме навыками самообслуживания, нуждаются на протяжении жизни в постороннем контроле и уходе.

    Тяжелая (IQ от 20 до 34 единиц): уровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах, к развернутому речевому высказыванию не способны. Владеют лишь элементарными навыками самообслуживания, в быту беспомощны, нуждаются в постороннем контроле и уходе.

    Глубокая (IQ менее 20 единиц): речевые навыки отсутствуют или речь состоит из отдельных слов, часто не понимают обращенной к ним речи, не владеют простыми навыками самообслуживания, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре, предоставленные сами себе остаются неподвижными или находятся в монотонном бессмысленном возбуждении.

    Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов возбуждения и торможения. В разные периоды жизни процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения и наоборот. Для больных с преобладанием процессов возбуждения характерна двигательная расторможенность, повышенная импульсивность. Лица с преобладанием процессов торможения – вялые, инертные.

    Интеллектуальные способности и социальная адаптация в результате тренировки и реабилитации со временем могут незначительно улучшаться.

    Умственная отсталость может быть:

    • с отсутствием или слабо выраженными нарушениями поведения;
    • со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

    Переход в фазу обострения обусловлен стрессовой ситуацией, соматическим заболеванием, черепно-мозговой травмой, эндокринной перестройкой организма, сочетанием нескольких факторов.

    Выделяют три диагностических критерия умственной отсталости:

    • клинический критерий (наличие органического поражения головного мозга);
    • психологический критерий (стойкое нарушение познавательной деятельности);
    • педагогический критерий (низкая способность к обучению и усвоению знаний).
    • данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями;
    • данные о кровном родстве родителей;
    • данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до и во время беременности, сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях.
    • данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;
    • данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, способности устанавливать и поддерживать контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, справляться со своими социальными обязанностями др.
    • степень ориентирования в окружающей обстановке, во времени;
    • способность поддерживать диалог с врачом, давать связные и последовательные сведения, понимать сложные логико-грамматические конструкции;
    • сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей);
    • уровень знаний об окружающем мире, степень ориентации в вопросах общежития, окружающего пациента социума;
    • особенности мотивационно-потребностной сферы;
    • особенности памяти, внимания, работоспособности;
    • особенности эмоциональных проявлений;
    • сопутствующие психические и психоневрологические расстройства, имеющиеся на момент обследования.

    При неврологическом исследовании определяются расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы, экстрапирамидные нарушения, расстройства координации движений, чувствительности, функций вегетативной нервной системы.

    С помощью специальных тестов, таблиц и шкал (тест Векслера, таблицы Шульта, счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи, шкалы по Дембо-Рубенштейн, проективные тесты, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.) проводят исследование внимания, памяти, умственной работоспособности, индивидуально-психологических особенностей, определение уровня обучаемости и оценки уровня развития интеллекта.

    Инструментальные методы исследования направлены на поиск возможных органических поражений центральной нервной системы:

    • реоэнцефалографическое исследование;
    • эхоэнцефалографическое исследование;
    • МРТ головного мозга;

    Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

    Сегодня мы поговорим о таком понятии как "умственная отсталость". В настоящее время этот термин рекомендован Международной классификацией болезни. Наиболее полное определение термина "умственная отсталость" – это совокупность различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний (в первые три года жизни ребенка), которые проявляются в интеллектуальной недостаточности и могут приводить к нарушению социальной адаптации.


    Для умственной отсталости характерны: преобладание в клинической картине интеллектуальной недостаточности и отсутствие ее нарастания с возрастом ребенка.

    Болезненный процесс, поразивший нервную систему ребенка, может привести к деструкции (разрушению) не только уже сформированных участков мозга, но и вызвать недоразвитие тех участков, которые еще не закончили свое формирование.

    Умственная отсталость: причины

    Причины умственной отсталости многочисленны:

    • генные и хромосомные мутации,
    • хронические заболевания родителей,
    • внутриутробные инфекции,
    • вирусные заболевания (наиболее опасным заболеванием является краснуха),
    • различные химические вредности (свинец, алкоголь, наркотики, ряд лекарственных препаратов),
    • стрессы матери во время беременности,
    • радиация и многие другие.

    Важно знать, что при умственной отсталости страдает не только интеллектуальная деятельность, но и все психические процессы в целом. Признаки недоразвития можно заметить в особенностях речи, моторики, мимики. У детей с умственной отсталостью болезнь наиболее ярко проявляется в особенностях мышления. Как правило, болезнь затрагивает наиболее высшую форму мышления – абстракцию. Это непосредственно устанавливается в процессе педагогической работы с детьми. Дети с умственной отсталостью с трудом усваивают счет и решают задачи, зачастую не понимают их смысл, решают чисто механически, "по штампу", с трудом воспринимают помощь взрослого.

    Также затруднен перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в аналогичные условия другого задания. Все мыслительные процессы характеризуются выраженной замедленностью. У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. При запоминании материала не способны в нем выделить существенное, не могут воспроизвести основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно. Речь у детей с умственной отсталостью маловыразительна, фразы упрощенные, имеет место низкий словарный запас.

    Умственная отсталость у детей и подростков. Прогноз

    Дети и подростки, страдающие умственной отсталости неодинаковы по особенностям своего характера, как в прочем и все мы. Среди них можно встретить ласковых и послушных, конфликтных и агрессивных, ленивых и трудолюбивых. Поэтому только одной интеллектуальной недостаточностью нельзя объяснить особенности поведения детей, страдающих умственной отсталостью. Однако стоит отметить, что большинству из них присущи следующие черты:

    • отсутствие инициативы и самостоятельности,
    • трудность с переключением на новую деятельность,
    • подражание другим детям,
    • легкая внушаемость.

    Согласно современным представлениям выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

    Нарушение любого вида деятельности у пациентов с умственной отсталостью находится в тесной связи с уровнем интеллектуальной недостаточности.

    Ребята с легкой умственной отсталостью обнаруживают достаточную работоспособность и старательность. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключения, проявляют достаточную продуктивность и целенаправленность. Они довольно неплохо разбираются в практических ситуациях, заинтересованы в своем жизнеустройстве, хорошо учитывают особенности данной конкретной обстановки и неплохо приспосабливаются к ней.

    Сохранность практической направленности объясняет тот факт, что при наличии благоприятных условий среды и правильной организации коррекционно-воспитательной работы дети с умственной отсталостью могут приобрести трудовые и социальные навыки (в соответствии с уровнем их развития). Повышенная подражательность и внушаемость могут быть с успехом использованы родителями и педагогами в целях воспитания у них правильных форм поведения. И, наоборот, при отсутствии правильного воспитания и контроля ребята, будучи несамостоятельными и внушаемыми, легко могут попасть под отрицательное влияние со стороны.

    При условии верно подобранных форм лечебной педагогики происходит коррекция поведения, нивелирование, связанной с отставанием в психическом развитии педагогической и социальной запущенности, а также стимуляция интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, приобретать профессиональные навыки. Очень важно начать как можно раньше коррекционную деятельность и обучение умственно отсталого ребенка, для его дальнейшего выхода в самостоятельную жизнь.

    Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Дети и подростки с легкой умственной отсталостью имеют возможности к интеграции в общественную и социальную жизнь, овладению профессиональными навыками (преимущественно прикладного характера) для работы в различных сферах. Приоритетной задачей системы среднего профессионального образования является создание доступной среды и условии для профессиональной деятельности.

    Возможно и успешное трудоустройство, ведь успешность профессиональной деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями мотивации, эмоциональных реакций, возможностями волевого контроля поведения, личностными проявлениями и т.д. Трудовые навыки у данной категории детей формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они успешно адаптируются к условиям обычного производства, в особенности при выполнении однообразных (ставших привычными) трудовых операций, не требующих быстрого и частого переключения внимания, самостоятельного планирования (примеры видов труда: ручные, швейные, сапожные, слесарные, столярные, озеленительные, плотничные, подсобные и т.д.).

    Семья ребенка с отставанием в интеллектуальном развитии должна сознательно участвовать в его лечении и реабилитации. Невозможно достичь значительного успеха в лечебном и коррекционном процессах, помочь ребенку найти, раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, достичь максимума возможного развития без верного и понимающего отношения семьи.

    При более тяжелой степени умственной отсталости – пациенты обычно мало работоспособны, не могут длительно чем-либо заниматься, с трудом сосредотачиваются. Часто поступки мало мотивированны и определяются сиюминутными влечениями и желаниями. Пациенты нуждаются в постоянном контроле и уходе со стороны родителей, так как пациенты не способны в дальнейшем к самостоятельной жизни. Как правило, имеются все показания для оформления пособия по инвалидности.

    Диагноз умственная отсталость

    Диагноз "умственная отсталость" устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик. По результатам обследования ребенку может быть предложено прохождение центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦМППК) (при согласии родителей) с целью получения медицинского заключения для определения специальных условий обучения и воспитания.

    Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ располагает всеми необходимыми условиями для диагностики и оказания помощи детям с умственной отсталостью.

    Индивидуальный подход, учитывающий психические и физические возможности каждого ребенка, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы являются залогом больших возможностей для дальнейшего лечения и реабилитации.

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.

    Причины умственной отсталости у детей

    • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
    • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
    • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
    • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
    • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.

    Степени умственной отсталости

    Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.

    Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

    Традиционный термин Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней
    Дебильность Легкая УО (F70)
    Нерезко выраженная имбецильность Умеренная УО (F71)
    Выраженная имбецильность Тяжелая УО (F72)
    Идиотия Глубокая УО (F73)

    Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

    Клиническая картина олигофрении

    Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

    1. Клинический — повреждение головного мозга;
    2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
    3. Педагогический — сниженная обучаемость.

    Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
    Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
    Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.
    Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.
    Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, - все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

    Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

    Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

    Занятия для детей с умственной отсталостью

    При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
    Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

    Программа занятий включает:

    • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
    • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
    • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
    • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
    • улучшение коммуникативных навыков; ;
    • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

    Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

    Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?



    Королёва Виктория Николаевна - ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

    стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

    Читайте также: