Умк по истории кратко

Обновлено: 07.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы . Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Требования ФГОСа: недостаточно только учебника, необходимо использовать методические пособия!

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:

§ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

§ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

§ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

§ построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

• Образовательные цели и результаты рассматриваются с точки зрения деятельной парадигмы;

• С позиций деятельного подхода главной целью обучения и воспитания является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся;

• Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т.е универсальных (метапредметных) действий.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно-образовательной средой:

1) комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2) совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) 3) системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде

Центральное место в современной информационно образовательной среде принадлежит учебно-методическому комплексу(УМК)

ФГОС: информационно образовательная среда (ИОС) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:

· учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях;

· учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; v дополнительной литературой;

· ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Главные проблемы внедрения УМК в практику

• Неготовность ( и нежелание) значительной части учителей

• Неготовность системы педобразования к обучению новым педагогическим технологиям

• Неготовность рынка к правильному позиционированию и продвижению нового типа продукта

УМК: включает в себя

1. Учебные пособия (Учебник, раб. тетрадь, книги для чтения, хрестоматия);

2. Научная и художественная литература;

3. Методическая литература (тесты, поурочные разработки);

4. Наглядные ср-ва обучения.

Чтобы выбрать УМК надо руководствоваться программой, типом образовательного учреждения, уровнем освоения материала;

Средства обучения истории – это всё многообразие матер. предметов для изучения истории. По характеру они бывают: документ. и худож.; по виду восприятия: зрительные, слуховые, зрительно-слуховые; по способу передачи матер-ла: технические, статичные, динамичные; по организационным формам: демонстрационные, раздаточные.

Наглядные ср-ва обучения:

1. вещественные памятники прошлого (одежда, медали, фотогр.);

2. изобразительно-наглядные пособия (кино, макеты, скульптура);

3. условно-графические наглядные пособия (карты, схемы, графики, диаграммы).

В целом УМК должны обладать следующим набором свойств

1. КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умения делового общения (работа в парах, группах). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала.

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ – это предметно-методические механизмы, обеспечивающие практическое применение получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и20 создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность – это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.

3. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ – новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet- адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации

4. ИНТЕГРАЦИЯ – важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира


Данная концепция разработана с учетом необходимости введения нового учебника по истории, в связи с развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, а также с повышением общественного интереса к истории.

Главные задачи, которые ставит перед собой концепция следующие:

− повышение качества школьного исторического образования

− развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования

− формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Целью концепции является создание целостной картины по основным этапам развития российского государства и общества, а также формирование образа истории России, роль России в мире и вклад народов, населяющих Россию в развитие культуры и истории [1, с. 2].

Основные задачи концепция ставит следующие:

− рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

− определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

− определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности [1, с. 5].

Методологической основой концепции является определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести: базовые ценности гражданского общества — социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход — как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма [1, с. 10].

Курс отечественной истории носит особый потенциал для решений важнейших педагогический задач и приоритетов. Приоритеты и задачи следующие:

  1. Многоуровневое представление истории: курс отечественной истории включает в себя мировоззренческую задачу, которая раскрывает своеобразие и неповторимость российской истории, её связь с ведущими процессами мировой истории. Эта задача достигается из-за синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.
  2. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: в курсе отечественной истории имеются широкие возможности раскрытия разнообразных сторон исторических процессов (экономика, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и обществ и т. д.) это обеспечивает особое положение курса отечественной истории перед другими гуманитарными дисциплинами в школе.
  3. Человек в истории: историко-антропологический подход не обошел стороной и преподавание в школе. Благодаря этому подходу происходит человеческое наполнение истории, что прививает к ней ещё больший интерес. И происходит формирование у учеников чувства патриотизма, человечности, гражданственности, что достигается путем рассмотрения деяний конкретных личностей.
  4. Историко-культурологический подход: пространство диалога, а именно многообразие культур народов, вошедших в состав России на разных этапах развития, способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к богатому культурно-историческому пространству.

Общие рекомендации кподготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории.

Ключевыми сторонами УМК являются; Россия является неотъемлемой частью мирового исторического процесса; патриотизм, обоснованный через массовой героизм, в первую очередь через изучения освободительных войн, а именно отечественных (Отечественная война 1812 года и Великая отечественная война 1941–1945 годов); взаимосвязь культур в связи с огромным числом различных народов и конфессий, проживающих на территории России; формирование гражданской идентичности; увеличение часов по истории культуры и повседневности.

Учебно-методический комплекс по истории России: информативное пространство ипознавательная модель.

При разработке новой концепции появилась необходимость создания нового учебного методического комплекса. И первую ступень в нем занимает учебник, учебник должен соответствовать всем задачам и приоритетам концепции. При этом информативные стороны учебники так же должны претерпеть изменения. Он должен не только давать информацию, но и мотивировать учеников на самостоятельный поиск информации в других информационных источниках, так же школьники должны сами рассуждать, анализировать исторические тексы и делать выводы. Учитель в свою очередь должен способствовать формированию у учеников умений критически мыслить, анализировать ресурсы, делать выводы.

Интернет-ресурсы в свою очередь должны стать проводником в поисках информации.

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя следующие учебные инструменты:

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторический атлас;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

5) книгу для чтения [2, с. 56].

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь электронный вариант.

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:

1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;

2) тематическое планирование;

3) предметные и курсовые методические пособия [2, с. 57].

Современный учебник по курсы отечественной истории является ядром учебно-методического комплекта и обязан быть:

− универсальным носителем исторического знания,

− способом развития познавательной деятельности учащихся.

− Современный учебник истории:

− должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;

− быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат — хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;

− стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);

− быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;

− быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности) [2, с. 27].

Учебник должен содержать в себе обобщение, в котором описано содержание и место курса в школьном историческом образование. Число параграфов должно быть на треть меньше, чем число часов, выделенных на изучение курса, это сделано для того, чтобы выделить больше времени для других форм деятельности, помимо работы с учебником.

Перед каждым параграфом ставится проблемный вопрос, на который ученики должны ответить после изучение данного параграфа, причем в самом параграфе ответа нет, а параграф выступает в роли помощника для учеников, чтобы те смогли сформулировать свой ответ.

Учебник обязан организовать познавательную деятельность у учеников и для её организации в учебнике включены следующие компоненты:

1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);

2) система вопросов и заданий для учащихся;

3) элементы методических рекомендаций [1, с. 13].

Ступени изучения отечественной истории вобщеобразовательной школе.

В наше время школьное историческое образования основано на концентрической системе. В начальных классах при изучении рассказов по истории России происходит социализация учащихся.

Задача основной школы – это формирование базовых исторических знаний об основных этапах пути развития России и ее место в истории мира.

В старших классах историческое образование происходит на основе дифференцированного обучения, в связи с запросами учеников обучение происходит, либо на базовом уровне, либо на глубоком уровне. В курсах исторического образования старших классов происходит расширение историко-методологических, культуроформирующих, а также личностных компонентов. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

− сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии;

− сформированность умений оценивать различные исторические версии [3, с. 58].

Также стоит вопрос об изменении структуры обучения в основной школе. Самым оптимальным вариантом является линейная система обучения, курс обучения будет строиться линейно с 5 по 10 классы. А для 11 класса предусмотрено разделение на базовый и профильный уровень. Для базового уровня предлагается изучение истории России в мировом контексте. А для профильного уровня – направление усилий на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Концепция представляет девять разделов по изучению курса отечественной истории в школе. Разделы содержат краткую информацию по определенному периоду развития истории России, в которых даны все персоналии, основные события и даты, понятийный аппарат, список литературы для изучения раздела, а также методические рекомендации для учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): отечественная история, учебник, базовый уровень, задача, Российская Федерация, авторский текст, внеурочная деятельность, мировая история, мировой исторический процесс, основная школа.

Похожие статьи

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время это могут быть учебники следующих линий

Использование краеведческого материала на уроках истории.

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого

Основная задача такого урока — сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у.

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике.

Школьный проект. Внеурочная деятельность. Автор: Сучкова Светлана Валентиновна.

Проект объединяет не только учителей истории, но и классных руководителей, т. к. такая

Школьный проект направлен на приобщение школьников к познанию истории, культуры.

Программа элективного курса по историческому краеведению.

Занятия по элективному курсу тесно связаны с основным курсом отечественной истории, опираются на них и содействуют углубленному изучению истории России

– углубление знаний учащихся об истории родного села. Задачи курса

Внеурочная деятельность школьников.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике.

В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Программа внеурочной деятельности по математике.

Задачи по организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма– от этических бесед.

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории.

История развития образования | Статья в журнале.

История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со

Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное

Особенности развития образования в XX в. середина и конец 30-х годов, школа вернулась к.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа. Модель формирования предметных компетенций учащихся.

Понимание исторического источника учащимися как.

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте

В психолингвистической парадигме понимание текста трактуется на двух уровнях: во

Использование исторического источника в процессе обучения истории не является.

1. Основным источником знаний и средством обучения яв­ляется школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскры­вались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось та­кое определение школьного учебника. Учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Часто учебник выступает в качестве основного источника по­строения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомога­тельную роль или бывает вообще не нужен. В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учеб­ников, учитывающих дифференциацию процесса обучения.

В учебниках каждая глава может начинаться с плана-схе­мы — своеобразного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассни­ков даны рекомендации: что нужно вспомнить из предшест­вующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобще­ний, дополнительный текстовой материал содержатся в конце разделов. Этот материал выполняет роль книги для чтения или служит основой для подготовки к семинарам.

Но как бы ни различались школьные учебники, в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Все содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновелики­ми и иметь законченный, целостный характер. Число парагра­фов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (документы, отрывки, справки), пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Ядро основного текста составляют знания о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно 1/3 содержания. При объяснении на уроке 1/3 составит дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания.

Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Как правило, развернутое изложение сочетается в учебнике с конспективным, основные факты даются подробно, образно, дополняются доку­ментами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справ-си, делая учебник менее сложным.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для пони­мания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу одинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ним может идти только параллельно. Дополнительные же иллюст­рации можно использовать, а можно и нет.

Основную часть методического аппарата учебника составля­ют вопросы, и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю да­ют возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет диф­ференцировать работу учащихся.

Работа учащихся по учебнику предусматривается для учени­ков с 5 по 11 класс с постепенным усложнением. Учащиеся сред­него звена находят в учебниках определение понятий, выводы и обобщения, делают зарисовки схем, простейших изображе­ний, учатся составлять простые планы. Ученики старших клас­сов проводят анализ учебников разных авторов, составляют сложные планы тем и разделов, используют учебник как спра­вочное пособие, пишут свои варианты изложения тех или иных вопросов, сравнивают изложение содержания учебника с пер­воисточниками.

2. Общественно-государственная экспертиза учебной литературы и Федеральный комплект программ и учебников по истории. Принципы составления учебно-методических комплексов. Информационное обеспечение учителей истории в условиях вариативности программ и учебников.

Книга для учителя. Учебные пособия по истории. Рабочие тетради. Хрестоматии. Книги для чтения. Иллюстративные пособия. Методическая литература. Научно-популярная и художественная литература по истории. Перспективы развития учебно-методического комплекса. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Роль календарно-тематического планирования, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разделов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Повторительно-обобщающие уроки. Значение поурочного планирования. Методические рекомендации и методические пособия как варианты расширенного планирования.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы . Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Требования ФГОСа: недостаточно только учебника, необходимо использовать методические пособия!

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:

§ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

§ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

§ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

§ построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

• Образовательные цели и результаты рассматриваются с точки зрения деятельной парадигмы;

• С позиций деятельного подхода главной целью обучения и воспитания является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся;

• Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т.е универсальных (метапредметных) действий.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно-образовательной средой:

1) комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2) совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) 3) системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде

Центральное место в современной информационно образовательной среде принадлежит учебно-методическому комплексу(УМК)

ФГОС: информационно образовательная среда (ИОС) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:

· учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях;

· учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; v дополнительной литературой;

· ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Главные проблемы внедрения УМК в практику

• Неготовность ( и нежелание) значительной части учителей

• Неготовность системы педобразования к обучению новым педагогическим технологиям

• Неготовность рынка к правильному позиционированию и продвижению нового типа продукта

УМК: включает в себя

1. Учебные пособия (Учебник, раб. тетрадь, книги для чтения, хрестоматия);

2. Научная и художественная литература;

3. Методическая литература (тесты, поурочные разработки);

4. Наглядные ср-ва обучения.

Чтобы выбрать УМК надо руководствоваться программой, типом образовательного учреждения, уровнем освоения материала;

Средства обучения истории – это всё многообразие матер. предметов для изучения истории. По характеру они бывают: документ. и худож.; по виду восприятия: зрительные, слуховые, зрительно-слуховые; по способу передачи матер-ла: технические, статичные, динамичные; по организационным формам: демонстрационные, раздаточные.

Наглядные ср-ва обучения:

1. вещественные памятники прошлого (одежда, медали, фотогр.);

2. изобразительно-наглядные пособия (кино, макеты, скульптура);

3. условно-графические наглядные пособия (карты, схемы, графики, диаграммы).

В целом УМК должны обладать следующим набором свойств

1. КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умения делового общения (работа в парах, группах). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала.

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ – это предметно-методические механизмы, обеспечивающие практическое применение получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и20 создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность – это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.

3. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ – новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet- адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации

4. ИНТЕГРАЦИЯ – важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира

Читайте также: