Укрепление законности в связи с переходом к нэпу кратко

Обновлено: 06.07.2024

Введение нэпа сопровождалось основательным пересмотром правовой политики советского государства. В стране развернулась широкая дискуссия по вопросу о революционной законности. Неспособность правовой системы "военного коммунизма" обеспечить стабильность правовых отношений явственно обозначила необходимость установления нового правопорядка. Последний должен был бы опираться на традиционные правовые элементы (общезначимость, общеобязательность, гарантированность с помощью государственного механизма и т.д.), обеспечивающие его эффективность и "жизнеспособность" на новом этапе становления советского государства (связанного с объявлением новой экономической политики), но не затрагивающие основополагающих принципов построения государственного механизма, определенных на начальном этапе советского строительства. Данный процесс, начавшийся в конце 1921 г., заключался в частичной реабилитации традиционных правовых теорий, концепций, институтов, в том числе и института законности.

О необходимости укрепления законности в РСФСР впервые публично было сказано на IX Всероссийском съезде Советов. IX Всероссийский съезд Советов постановил, что "укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов Советских Республик на судебные органы" . Положение о судоустройстве в РСФСР (1922 г.) отменяло трибуналы, за исключением военных, а также деление судов на общие и чрезвычайные. Таким образом, была фактически создана новая, советская судебная система, четкую организацию которой осуществлял Народный комиссариат юстиции. Советская судебная концепция базировалась на следующих положениях : советский суд выражает волю трудящихся (орган власти пролетариата и крестьянства); советский суд должен быть выборным; гласность и публичность заседаний, устное судопроизводство; в осуществлении правосудия должны принимать участие трудящиеся граждане независимо от пола; суд должен руководствоваться "социалистическим правосознанием".

IX Всероссийский съезд Советов // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 4. Ст. 42.
Положение о судоустройстве РСФСР: Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.
См.: Третьякович А.А., Хлопаева М.Е. Укрепление системы советского правосудия в 1919 - 1921 гг. // История государства и права. 2006. N 12.

Выступая на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, М.И. Калинин говорил: "До настоящего момента существовал только один подход к праву: что бы ни стояло на пути укрепления советской власти, оно должно было быть уничтожено. Но теперь времена изменились. Нашей великой задачей является сделать так, чтобы народ почитал закон" . Характеризуя этот период, А. Трайнин писал: "Сейчас переломный момент, когда власть зовет к законности. Ибо законность - это торжество нормы над инстинктом, законность - это верность законам, равно обязательная для власти и граждан. Законы могут быть либеральные или консервативные, полезные и вредные, но законность не бывает дурной или хорошей. Есть законность как некая правовая ценность, единая и в революции, и в реставрации: законность как следование законам, без которых ни одна регулярная власть в мире, буржуазном или пролетарском, обойтись не может" . Конечно же, данное понимание законности являлось сугубо теоретическим и не могло найти своего практического применения хотя бы потому, что предполагало основательную юридическую подготовленность судебно-следственного персонала. Однако пролетарские судьи (как уже отмечалось нами ранее), не имевшие соответствующей квалификации и восполнявшие профессиональную некомпетентность "революционным правосознанием", просто-напросто не могли сохранять верность законам, так как нельзя хранить то, чего не знаешь. Вместе с тем сама попытка теоретического обоснования феномена "законности" являлась свидетельством определенной стабилизации политического режима.

Из выступления М.И. Калинина на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции // Четвертый Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. М., 1922. С. 95.
Трайнин А. О революционной законности // Право и жизнь. 1922. N 1. С. 24.

Важным событием в процессе формирования революционной законности стало утверждение правового централизма, обусловленного необходимостью создания на территории России единого правового пространства. Данный этап характеризовался следующими основными чертами: признавалось недопустимым правотворчество на местах; нормативно-правовым актам центральной (федеральной) власти придавался общеобязательный характер; за нарушения декретов или за неточное исполнение предусмотренных ими директив предусматривались определенные юридические санкции. На III сессии ВЦИК IX созыва (1922 г.) был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, принято Положение об адвокатуре, Положение о прокуратуре, Положение о порядке производства уголовных дел. Данные акты послужили основой для формирования в Советской России правовой базы системы юстиции и действующей в соответствии с ней "революционной законности" . Особое внимание проблеме "революционной законности" было уделено на XIV партийной конференции, где было заявлено о том, что торжество революционной законности является важнейшей задачей партийной деятельности. Законность при этом понималась как единообразное понимание и обязательное выполнение всех законов советской власти, недопущение самостоятельного толкования законов местными волостными и районными исполнительными комитетами . Утверждение в СССР системы революционной законности, в основе которой лежал непререкаемый авторитет государства, воплощенный в государственных законах, означало отказ от революционного правосознания как основной базы для принятия судебных решений. Государство не собиралось мириться с никем и ничем не контролируемым судебным произволом, характеризовавшим первые годы Советской власти.

См.: Хлопаева М.Е. Идея судебного усмотрения в период становления советской власти // История государства и права. 2006. N 11.
См.: Сольц А. Революционная законность и наша карательная политика. М., 1925. С. 69.

Требование соблюдения строжайшей дисциплины судебными органами, многие работники которых разделяли нигилистический подход к праву, привело к централизации системы судов, завершившейся в середине 30-х годов. Первоначально предполагалось развивать проверку судебных решений в порядке надзора, чтобы суды высших инстанций рассматривали большее количество дел по жалобам . Эта проверка, однако, вскоре превратилась просто в передачу Верховному Суду СССР дел из народных судов, что практически лишало полномочий кассационные инстанции на республиканском и областном уровнях. Централизация судебной системы власти возрастала, что видно по увеличению состава членов Верховного Суда СССР, в котором в 1929 г. было 8 человек, в 1938 г. - 45, а в 1946 г. - 69 человек . Кроме централизации контроля за деятельностью органов юстиции, принятый партией новый курс, направленный на тоталитаризацию законности, предполагал упор на укрепление правовой системы, использование ее в качестве "школы обучения и переобучения ненадежных элементов среди рабочих" и имел целью восстановить среди населения авторитет правовых процедур .

См.: Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. С. 143.
См.: Добровольская Т. Верховный Суд СССР. М., 1964. С. 56.
См.: Вышинский А. Революционная законность и наши задачи. С. 2.

Устанавливая жесткий политический контроль за деятельностью судов, политическое руководство было заинтересовано в создании стабильной судебной системы, представлявшей хотя бы видимость правосудия.

Данное обстоятельство помогает объяснить отмеченный западными учеными кажущийся парадокс, заключающийся в том, что в эпоху "великих чисток" соседствовали государственный террор и почитание абсолютным большинством советских людей писаного права . В результате вытеснения правового нигилизма идеями Вышинского советское общество в 30-х годах двинулось в сторону формально-правового догматизма, при котором правовые нормы объявлялись основным гарантом законности и существования социально-экономической системы. Именно в это время в СССР окончательно сформировались основные элементы системы тоталитарной квазизаконности, характеризующие (в той или иной степени) советскую правовую систему на всех последующих этапах ее развития.

Как отмечает во вступительной фразе своего очерка "Сталинизм и советская правовая культура" Р. Шарлет, "одним из парадоксов советской истории является то, что наивысшего подъема движение за возрождение законности достигло именно в 30-е гг., т.е. в пик Великих чисток" (цит. по кн.: Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. С. 145).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В 1922 г. была создана и единая судебная система в РСФСР, состоящая из 4 инстанций: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный судья и два народных заседателя, губернский суд. Верховный суд РСФСР и его коллегии. Верховный суд являлся надзорной инстанцией для всех судов, кассационной – для губернских, а по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией. Продолжали действовать и специальные суды (военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии на­родных судов, земельные комиссии и т.п.).

Судьи и заседатели избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих, имеющих стаж ответственной работы. Предварительное следствие вели народные следователи (при губсудах), действовавшие под наблюдением прокуратуры.

В правоприменительной деятельности использовался, как и ранее, принцип целесообразности, что приводило к расширению права суда тол­ковать закон. При этом элементы правового нигилизма сочетались с тен­денцией усилить репрессивную уголовную политику. Тем не менее, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. закрепил публичность и глас­ность в качестве принципов производства по уголовным делам, кроме тех, которые содержали государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдываю­щие обвиняемого. Суд не ограничивался формальными доказательствами, но сам осуществлял их отбор. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кас­сационный порядок пересмотра судебных решений с возможной отменой приговора или прекращением дела, или возвратом его на новое рассмот­рение.

С созданием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) кодексы РСФСР стали основой для кодификационной работы в других национальных республиках. Они же послужили основой союзного законодательства. Однако срок действия им был отведен незначитель­ный. Утверждение в стране тоталитарного режима, отказ от нэпа привели и к отказу от зафиксированных в кодексах правовых норм.

Был утвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей —Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.

Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.

Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.

10 июля 1923 г. второй сессией ВЦИК десятого созыва был принят Гражданский процессуальный кодекс,который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.

Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и др. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвертая содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение судебных решений и определений.

Гражданский процессосновывался на принципах устности, гласности, публичности производства, равенства всех перед законом, ведения дела на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс в любой стадии процесса (подача иска, судебное разбирательство и т. д.). Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска.

Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей.

Лицами, участвующими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба на решение суда в губернский суд или Верховный суд. Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

В установленных законом случаях дело могло слушаться в закрытом заседании.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСРбыл принят 25 мая 1922 г. третьей сессией ВЦИК девятого созыва. 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК РСФСР 1922 г.

УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а последние — на статьи. Всего было 465 статей.

Кодексом устанавливались такие принципы уголовного судопроизводства,как гласность и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор.

УПК регламентировал порядок дознания и следствия.При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварительное следствие не допускался. Надзор за законностью возлагался на прокуратуру.

В судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало.

Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров, производство по возобновлению дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и особые производства.

В УПК имелись нормы об исполнении приговора.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1961 г., когда в действие вступил УПК РСФСР 1960 г.

Введение нэпа сопровождалось основательным пересмотром правовой политики советского государства. В стране развернулась широкая дискуссия по вопросу о революционной законности. Неспособность правовой системы "военного коммунизма" обеспечить стабильность правовых отношений явственно обозначила необходимость установления нового правопорядка. Последний должен был бы опираться на традиционные правовые элементы (общезначимость, общеобязательность, гарантированность с помощью государственного механизма и т.д.), обеспечивающие его эффективность и "жизнеспособность" на новом этапе становления советского государства (связанного с объявлением новой экономической политики), но не затрагивающие основополагающих принципов построения государственного механизма, определенных на начальном этапе советского строительства. Данный процесс, начавшийся в конце 1921 г., заключался в частичной реабилитации традиционных правовых теорий, концепций, институтов, в том числе и института законности.

О необходимости укрепления законности в РСФСР впервые публично было сказано на IX Всероссийском съезде Советов. IX Всероссийский съезд Советов постановил, что "укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов Советских Республик на судебные органы" . Положение о судоустройстве в РСФСР (1922 г.) отменяло трибуналы, за исключением военных, а также деление судов на общие и чрезвычайные. Таким образом, была фактически создана новая, советская судебная система, четкую организацию которой осуществлял Народный комиссариат юстиции. Советская судебная концепция базировалась на следующих положениях : советский суд выражает волю трудящихся (орган власти пролетариата и крестьянства); советский суд должен быть выборным; гласность и публичность заседаний, устное судопроизводство; в осуществлении правосудия должны принимать участие трудящиеся граждане независимо от пола; суд должен руководствоваться "социалистическим правосознанием".

IX Всероссийский съезд Советов // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 4. Ст. 42.
Положение о судоустройстве РСФСР: Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.
См.: Третьякович А.А., Хлопаева М.Е. Укрепление системы советского правосудия в 1919 - 1921 гг. // История государства и права. 2006. N 12.

Выступая на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, М.И. Калинин говорил: "До настоящего момента существовал только один подход к праву: что бы ни стояло на пути укрепления советской власти, оно должно было быть уничтожено. Но теперь времена изменились. Нашей великой задачей является сделать так, чтобы народ почитал закон" . Характеризуя этот период, А. Трайнин писал: "Сейчас переломный момент, когда власть зовет к законности. Ибо законность - это торжество нормы над инстинктом, законность - это верность законам, равно обязательная для власти и граждан. Законы могут быть либеральные или консервативные, полезные и вредные, но законность не бывает дурной или хорошей. Есть законность как некая правовая ценность, единая и в революции, и в реставрации: законность как следование законам, без которых ни одна регулярная власть в мире, буржуазном или пролетарском, обойтись не может" . Конечно же, данное понимание законности являлось сугубо теоретическим и не могло найти своего практического применения хотя бы потому, что предполагало основательную юридическую подготовленность судебно-следственного персонала. Однако пролетарские судьи (как уже отмечалось нами ранее), не имевшие соответствующей квалификации и восполнявшие профессиональную некомпетентность "революционным правосознанием", просто-напросто не могли сохранять верность законам, так как нельзя хранить то, чего не знаешь. Вместе с тем сама попытка теоретического обоснования феномена "законности" являлась свидетельством определенной стабилизации политического режима.

Из выступления М.И. Калинина на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции // Четвертый Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. М., 1922. С. 95.
Трайнин А. О революционной законности // Право и жизнь. 1922. N 1. С. 24.

Важным событием в процессе формирования революционной законности стало утверждение правового централизма, обусловленного необходимостью создания на территории России единого правового пространства. Данный этап характеризовался следующими основными чертами: признавалось недопустимым правотворчество на местах; нормативно-правовым актам центральной (федеральной) власти придавался общеобязательный характер; за нарушения декретов или за неточное исполнение предусмотренных ими директив предусматривались определенные юридические санкции. На III сессии ВЦИК IX созыва (1922 г.) был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, принято Положение об адвокатуре, Положение о прокуратуре, Положение о порядке производства уголовных дел. Данные акты послужили основой для формирования в Советской России правовой базы системы юстиции и действующей в соответствии с ней "революционной законности" . Особое внимание проблеме "революционной законности" было уделено на XIV партийной конференции, где было заявлено о том, что торжество революционной законности является важнейшей задачей партийной деятельности. Законность при этом понималась как единообразное понимание и обязательное выполнение всех законов советской власти, недопущение самостоятельного толкования законов местными волостными и районными исполнительными комитетами . Утверждение в СССР системы революционной законности, в основе которой лежал непререкаемый авторитет государства, воплощенный в государственных законах, означало отказ от революционного правосознания как основной базы для принятия судебных решений. Государство не собиралось мириться с никем и ничем не контролируемым судебным произволом, характеризовавшим первые годы Советской власти.

См.: Хлопаева М.Е. Идея судебного усмотрения в период становления советской власти // История государства и права. 2006. N 11.
См.: Сольц А. Революционная законность и наша карательная политика. М., 1925. С. 69.

Требование соблюдения строжайшей дисциплины судебными органами, многие работники которых разделяли нигилистический подход к праву, привело к централизации системы судов, завершившейся в середине 30-х годов. Первоначально предполагалось развивать проверку судебных решений в порядке надзора, чтобы суды высших инстанций рассматривали большее количество дел по жалобам . Эта проверка, однако, вскоре превратилась просто в передачу Верховному Суду СССР дел из народных судов, что практически лишало полномочий кассационные инстанции на республиканском и областном уровнях. Централизация судебной системы власти возрастала, что видно по увеличению состава членов Верховного Суда СССР, в котором в 1929 г. было 8 человек, в 1938 г. - 45, а в 1946 г. - 69 человек . Кроме централизации контроля за деятельностью органов юстиции, принятый партией новый курс, направленный на тоталитаризацию законности, предполагал упор на укрепление правовой системы, использование ее в качестве "школы обучения и переобучения ненадежных элементов среди рабочих" и имел целью восстановить среди населения авторитет правовых процедур .

См.: Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. С. 143.
См.: Добровольская Т. Верховный Суд СССР. М., 1964. С. 56.
См.: Вышинский А. Революционная законность и наши задачи. С. 2.

Устанавливая жесткий политический контроль за деятельностью судов, политическое руководство было заинтересовано в создании стабильной судебной системы, представлявшей хотя бы видимость правосудия.

Данное обстоятельство помогает объяснить отмеченный западными учеными кажущийся парадокс, заключающийся в том, что в эпоху "великих чисток" соседствовали государственный террор и почитание абсолютным большинством советских людей писаного права . В результате вытеснения правового нигилизма идеями Вышинского советское общество в 30-х годах двинулось в сторону формально-правового догматизма, при котором правовые нормы объявлялись основным гарантом законности и существования социально-экономической системы. Именно в это время в СССР окончательно сформировались основные элементы системы тоталитарной квазизаконности, характеризующие (в той или иной степени) советскую правовую систему на всех последующих этапах ее развития.

Как отмечает во вступительной фразе своего очерка "Сталинизм и советская правовая культура" Р. Шарлет, "одним из парадоксов советской истории является то, что наивысшего подъема движение за возрождение законности достигло именно в 30-е гг., т.е. в пик Великих чисток" (цит. по кн.: Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. С. 145).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: