Указ это кратко тгп

Обновлено: 02.07.2024

Справочный материал содержит список основных терминов и понятий по теории государства и права. Словарь будет полезен школьникам старших классов и студентам при подготовке к экзаменам, тестам, ЕГЭ.

Словарь терминов по теории государства и права

А

Анархизм — отрицание всякой и любой власти. Это система политических представлений, в которых главным фактором сознания выступает отрицательная оценка государства через знак "вред", "зло". Это антигосударственнический тип политического сознання.

Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

Акты применения права — индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими.

Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который выносится специальными компетентными органами и содержит уяснения (уточнения) и разъяснение нормативного смысла юридических текстов.

Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу - монарху.

Авторитаризм (автаркия) — один из видов политического режима, при котором – в отличии от демократии - государственная власть служит реализации интересов и взглядов властвующей элиты (партии, бюрократии и т. д.).

Аристократия (от греч. aristos - лучший и . кратия) — форма государственного правления, при которой власть традиционного принадлежит представителям знати.

Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, который принял данную норму.

Б

Бюрократия (от франц. bureau) — система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, отделенного от общества стоящего над ним, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

В

Власть — есть возможность проводить внутри социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Вина — особое субъективное (морально-психологическое) отношение лица к совершаемому им правонарушению, которое существует в форме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности (легкомыслия и небрежности).

Всенародное голосование (референдум) — принятие непосредственно гражданами нормативного или иного решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, как правило, обладающее высшей юридической силой.

Выборы — это особая процедура волеизъявления граждан, на основе которой происходит формирование представительных или иных органов публичной власти.

Г

Гарантии законности — это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Государственный орган — звено (элемент) механизма гос-ва, учавствующее в осуществлении ф-ций гос-ва и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственная территория — это пространство, в пределах которого определенное государство осуществляет свою верховную власть, свой суверенитет.

Господство — такое положение, при котором интересы и потребности данной общественной группы, детерминируясь, объективно и неизменно определяют сод-е отправления власти безотносительно к к объему участия членов этой группы в непосредственном принятии государственных решений.

Государственная власть — концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственный режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственное принуждение — психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное управление — целенаправленное воздействие гос-ва, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государство — политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство (1) — правовая организации публичной политической власти. Государство по своей сущности это организация производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества (Четв).

Государство (2) — политико-территориальная, суверенная и легитимная организация публичной власти социально неоднородного общества (сословного, классового, этнически гетерогенного и т.д.), выступающая в качестве организатора общих дел и посредника в разрешении конфликтов в обществе на основе интересов господствующей ее социальной группы, обладающая аппаратом принуждения, издающая законы и взимающая налог с населения (Сем).

Гражданское общество — свободное демократическое правовое общ-во, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав чел-ка и гр-на, органично вырабатывающее механизм ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.

Гражданство — политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина.

Д

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их (разновидности: сделкоспособность и деликтоспособность).

Деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).

Демократия — форма государственного устройства, основанная на принципах народовластия, равенства и свободы. Это форма государства, государственный строй в самом шнроком зна-чении. этих категорий.

Декларация — правовой документ (акт), провозглашающий основные принципы или отдельные нормы; имеющие силу рекомендаций.

Декрет — наименование особо важных нормативных актов.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует и/или влияет на осуществление государственной власти; в отличии от авторитарных режимов – демократический режим служит реализации прежде интересов всего общества или его большинства.

Децентрализация — процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства; расширение прав субъектов федерации (штатов, земель), региональных образований (департаментов, областей) и местного самоуправления.

Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Е

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Естественное право — право, возникшее помимо государственной власти и основанное на объективных закономерностях существования и развития человека и/или общества. Совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих от воли конкретного законодателя.

З

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативных акт, принятии в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать политику развития общества путем принятия законов.

Законодательство — совокупность законов и других нормативных правовых актов высшего органа законодательной власти, а также нормативных указов ПрезидентаРФ и нормативных постановлений ПравительстваРФ.

Закономерности развития политической системы — объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм полит. явлений на различных этапах бытия.

Законность — 1) это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц; 2) это высший принцип деятельности органов государства, общественных объединений, должностных лиц и поведения физических лиц, выражающийся в соблюдении правовых предписаний.

Законотворчество — это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.

И

Идеология — система идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта.

Индивидуальное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Исполнение права — способ реализации права, при котором субъект совершает активные действия, выполняя тем самым требования, содержащиеся в обязывающих нормах (их диспозициях).

Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-управленческую и организационную деятельность.

Источник права — форма внешнего общедоступного выражения содержания права, т.е. форма закрепления и существования правовых норм (правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент и др.).

Институт права — группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений из различных областей жизни.

Институты общества — устойчивые социальные или политические установления, учреждения, объединения и общности, выполняющие необходимые для общества социальные либо политические функции.

Исторический тип государства — взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

К

Кодификация — вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др).

Компетенция — юридически закрепленный объем, круг прав и обязанностей органа г-ва, общественной организации. Полномочия - строго очерченный перечень прав и обязанностей, а так же способов их реализации, предоставяемых должностному лицу.

Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в организованных сообществах распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Консолидация — форма систематизации, совершенная путем объединения первоначальных норм без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конституция — особый нормативно-правовой акт, 1) принимаемый в форме закона или всенародного голосования – референдума, 2) имеющий высшую юридическую силу и 3) обладающий высокой степенью защищенностью от произвольных изменений или отмены; 4) обладающий учредительным значением для государственного и общественного строительства.

Конфедерация (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

____________

Источник информации: Теория права и государства. Учебное наглядное пособие./ СПб.: 2010. 81с.


Оглавление

  • 1. Предмет, метод и функции теории государства и права
  • 2. Происхождение государства
  • 3. Основные теории происхождения государства
  • 4. Сущность и основные признаки государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Предмет, метод и функции теории государства и права

1. Теория государства и права — одна из юридических дисциплин, совокупность которых называется юриспруденцией.

Юриспруденция — это наука, изучающая политические и правовые отношения в обществе. Помимо юриспруденции эти отношения изучаются также политологией и социологией.

Юридическое знание предполагает особый, юридический подход к общественным явлениям. Оно стремится:

• к юридическому определению государства. Государство изучают как правовой порядок, как совокупность формально определенных правил, распределяющих отношения подчинения и управления между лицами;

• к юридическому пониманию самого права. В этой связи право понимается как выражение справедливого порядка отношений между людьми. Признание справедливого характера правовых норм является для юриспруденции обязательным и специфичным, отличающим ее от иных способов исследования права.

Правовые и политические отношения исследуются в юриспруденции с различными целями и различными методами, которые приводят к различным результатам, являющимся предметом юридических наук. В зависимости от этого выделяют следующие группы юридических дисциплин.

1. В группу исторических юридических дисциплин входят: история римского права; история национального государства и права; история государства и права; история политических и правовых учений.

Исторические юридические дисциплины исследуют правовые системы, которые утратили юридическую силу, но сохраняют значимость для современного мира как образцы правового мышления. Исторические дисциплины используют исторический, генетический и сравнительно-исторический методы. Исторический метод — это мысленное воссоздание явлений прошлого по сохранившимся источникам (следам его существования в настоящем времени). Генетический метод — поиск причин какого-либо правового явления, выявление условий, при которых появилось то или иное правовое явление. Поскольку историческое знание, в том числе и история права, имеет дело с процессом, т. е. изменением во времени, в нем применяется сравнительно-исторический метод. Он предусматривает сравнение состояний одноименных (либо существенно похожих) правовых институтов по признакам. Это позволяет выявить произошедшие в праве изменения.

Исторические юридические дисциплины создают дескриптивную модель государства и права, дающую описание и объяснение политических и правовых явлений.

Цель отраслевых дисциплин — исследование объективных регулирующих возможностей действующего права. Право предстает для человека как совокупность велений и разрешений, которые иногда не даны явным образом в текстах законодательства, а должны быть извлечены (реконструированы) из законодательства для того, чтобы создать модель правомерного (ненаказуемого) правового поведения.

Отраслевая юриспруденция создает прескриптивную модель права, предписывающую то, как правомерно поступать в конкретной правовой ситуации.

К отраслевой юриспруденции относятся науки уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового права и др. Частью отраслевой юриспруденции выступают прикладные юридические науки: криминалистика, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, юридическая психология, правовая статистика, юридическая кибернетика. Их специфика в том, что они используют идеи неюридических наук (физики, химики, медицины) для решения правовых проблем.

2. В отечественной литературе сложились две точки зрения о предмете теории государства и права:

• теория государства и права исследует общие закономерности возникновения, развития, строения и функционирования государства и права;

• теория государства и права исследует их сущность в соотношении с государственными и правовыми явлениями.

Эти точки зрения не исключают друг друга и являются взаимодополняющими. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и сущность, и закономерности права исследуются не на конкретных примерах существования того или иного национального государства и права. Последние не могут показать в полной мере ни сущности, ни закономерности права. Национальные образцы государства и права — развивающиеся образования, которые не выявили еще полностью своего содержания, а часто даже в неразвитом состоянии правовой и политической системы уже присутствуют черты деформации, искажающие сущность как права, так и государства.

Исследование государства и права в рамках теории носит нормативный характер: исследуется должное, т. е. отвечающее представлению о совершенстве справедливости состояния государства и права.

4. Под функцией понимается обнаружение сущности, необходимых фундаментальных характеристик изучаемого объекта. Выделяют следующие функции:

аксиологическую (оценивающую): теория государства и права создает масштаб оценки для реально существующего государства и права;

методологическую: теория создает систему фундаментальных категорий, отображающих сущность права и государства, которые используются в отраслевых дисциплинах для изучения специфики проявления права в сфере гражданских, уголовных, конституционных и других правоотношений;

прогнозирующую: теория государства и права предвидит создание тех или иных государственных или правовых институтов в реальном обществе, если развитие этого общества носит прогрессивный, устойчивый характер. Кроме того, теория формулирует выводы и предложения о наиболее рациональной государственной организации и правовой системе, а также прогнозирует, какое воздействие на общество будет оказывать то или иное решение в сфере права.

Читайте также: