Уйгурский каганат кратко о главном

Обновлено: 03.07.2024

Кочевые государства Центральной Азии регулярно сменяли друг друга, но никогда не нарушая самого главного принципа кочевого мира - приоритета жизни номадов над оседлым обитанием. Только несколько кочевых этносов смогли создать симбиоз между кочевым и оседлым миром. И в первую очередь это каганат уйгуров. Уйгурский каганат - древнетюркское государство, созданное в 744 году и просуществовавшее около сто лет. Оно пало в 840 году под ударами извечных врагов - енисейских киргизов.

Уйгурский каганат располагался на территории бывшего Второго Восточно-тюркского каганата - на востоке это земли Маньчжурии, на севере границы каганата доходили до Байкала, на западе включали Восточный Туркестан, на юге каганата простиралась пустыня Гоби.

Столицей каганата был Ордубалык (Карабалгасун) , располагавшийся на левом берегу реки Орхон (в 17 км от монгольского города Каракорум).

Это была территория, которая в древнетюркских источниках обозначалась как Отекен . Сегодня это Хангайские горы. Отекен был священным центром древних тюрков. И каганы восточно-тюркского каганата располагали свои ставки именно в священных горах Отекен.

История Уйгурского каганата изучена достаточна хороша на основе письменных источников (собственно уйгурских и китайских).

Камнеписные памятники с руническими знаками , которые создавались уйгурами, обнаружены в междуречье Орхона и Селенги. Одним из таких памятников является Карабалгасунская надпись , обнаруженная на территории столицы Ордубалыка.

Основателем Уйгурского каганата является Кутлуг I Бильге Пэйло. Он правил три года и на престол взошёл Моян-чур , который и смог создать сильное централизованное государство.

Моян-чур вёл активную завоевательную политику, что позволило подчинить все крупные кочевые племена единой власти (элю).

Однако власть уйгур была не прочной!

Уже в первые годы существования каганата , родственные тюркские племена начинают восстания против уйгурской власти.

Но уйгуры справились с этим. И в первую очередь не тем, что применяли военную силу. Они создали такой уровень жизни в степи, который сделал её комфортабельной для кочевников, начав процесс урбанизации Великой Степи.

Так, на территории уйгурского каганата, кроме столицы Ордубалыка, было много других городов . Это подтверждается источниками, которые говорят об инициативе именно уйгурских каганов. В летописях Моян-чура, говорится о том, что каган например приказал например согдийским и китайским мастерам, построить город Байбалык на берегу реки Селенга.

Началу уйгурской государственности способствовала слабость Китая. В 755 году в империи Тан грянуло восстание приграничного полководца тюркского происхождения Ань Лушаня .

Ань Лушань (ок. 703 — 29 января 757) — китайский военачальник (цзедуши) согдийского происхождения, который в 755 году возглавил масштабное восстание с целью свержения царствующей династии Тан и захватил столицу империи, Чанъань.

Ань Лушань (ок. 703 — 29 января 757) — китайский военачальник (цзедуши) согдийского происхождения, который в 755 году возглавил масштабное восстание с целью свержения царствующей династии Тан и захватил столицу империи, Чанъань.

Уйгуры оказали помощь императорам Тан в подавлении восстания Аль Лушаня.

Именно благодаря уйгурам , танской династии удалось подавить восстание . В 762 году состоялся последний поход Бёгю-кагана в Китай. Он был сыном Моян-чура. Бёгю-каган отправился в Северный Китай с огромной армией. И благодаря уйгурам восстание было наконец окончательно подавлено. В результате Танская империя восстановила свою власть на всей территории Китая .

В обмен за свои услуги китайцы платили шёлком, которое они отдавали за уйгурских лошадей. Причём лошади были заморенные, а вот шёлк был очень хорошего качества. Каганы и их окружение, а с ними и согдийские купцы, перепродававшие этот шёлк богатели как современные мультимиллиардеры.

Только с приходом к власти нового императора Тан Дэ-Цзуна не взаимовыгодный обмен был прекращен. Китай отказался от военной помощи уйгур и прекратил покупать за шёлк их лошадей.

Уйгурский каганат — государственное образование первой половины первого тысячелетия новой эры, пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату.

Имело три независимых объединения.

  • Первый, самый ранний каганат, был создан в Хангае в 323 году и просуществовал около 200 лет.
  • Второй каганат появился в 523 году и просуществовал чуть более 80 лет. Был уничтожен Тюркским каганатом в 603 году.
  • Через 140 лет появился третий Уйгурский каганат на территориях бывшего Восточно-тюркского каганата.

В 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Восточный Туркестан. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в Турфанском оазисе.

Было принято общее для всех название — уйгуры. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с первыми признаками оседлости у уйгуров. Там были развиты скотоводство, земледелие, а также ремесла и промыслы, развивалось строительство городов и крепостей. Как и в случае с предыдущими тюркскими каганатами, столичные функции выполняла долина Орхона (города Хара-Балгас и Бешбалык). Несмотря на то, что материальная культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские корни, именно уйгуры начали всерьёз насаждать в центрально-азиатских степях оседлую цивилизацию [1] .

Содержание

История

Первые упоминания

1. Юаньхэ (袁紇)

2. Сюеяньто (иногда Сеяньто, сиры)(薛延陀)

3. Циюй(契羽 или 契亦, киби) Кочуют северо-западнее Харашара по реке Инсочуань (鷹娑川, Хурь-хара-усу(?)), но южнее Доланьгэ. Их старейшина Гелен (哥楞) объявил себя Иучженьмохэкеханем (易勿真莫賀可汗). Он и его младший брат Мохэдотэлэй (莫賀咄特勒), оба были очень храбрыми. После смерти Гелена, его сын Хэлишанню (何力尚紐) вместе с племенем вступил в 632 году в китайское подданство. Севернее Лянчжоу, и Ганьчжоу, им была выделена земля, названная Юсичжоу (榆溪州). В 653 переименована в хэлань дудуфу (賀蘭都督府) и передана в управление Янжань духу (燕然都護, en:Protectorate General to Pacify the North). Хэли верно служил Китаю в мире и в войне. В 827 их земли присоединили к Чжэньу (振武)


4. Дубо-Тувинцы(都播, 都波) жили у озера Сяохай (小海, вероятно Хубсугул), на западе граничили с хакасами, на юге с другими уйгурами. Делились на три аймака, каждый со своим старейшиной. Кормились восновном охотой и собирательством, жили в шалашах, не знали календаря. Собирали корни растений, ловили рыбу, охотились на зверей и птиц. Богатые носили одежду из шкур соболей и оленей, бедные из птичих перьев. В качестве дара на свадьбах богатые дарили лошадей, а бедные шкуры оленей и коренья. Покойников клали в гробы и отвозили их в гору или привязывали на деревьях. Законов не знали, пойманный вор возмещал стоимость украденного вдвойне. В 647 впервые отправили послов в Китай и позднее изредка наведывались.

5. Гулигань-Курыканы (骨利幹). Кочевали к северу от Байкала (瀚海). Около 5000 воинов. В их стране много растёт байхэ (百合, сарана), разводят высоких, сильных и выносливых лошадей. Китайцы считали, что их земли простираются до океана и писали о коротких ночах и длинных днях в землях гулиганьцев. Когда они прислали послов к императору Тан, китайцы отправили в их земли юнь хой цзянзюня (雲麾將軍, сопровождающий третий высший ранг, почётное военное звание) Кан Суми (康蘇蜜). Их земли были преобразованы в округ Сюаньцюе (玄闕州). Старейшина Сыцзинь (俟斤) подарил китайцам много лошадей, 10 из них император отбрал для себя и дал им имена. В 662 году их земли переименовали в округ Юйу (余吾州) и подчинили байкальскому наместничеству (瀚海都督府).

6. Доланьгэ-Теленгиты (多覽葛) или Долань (多濫) кочуют восточнее Сюеяньто по реке Тунло (同羅水). Около 10 000 войска. В 646, после разгрома Сюеяньто, доланьгэ во главе со старейшиной Сыцзинь Доланьгэ (俟斤多濫葛). Земли их были переформированы в янжань дудуфу (為燕然都督府, генерал-губурнаторство янжань), старейшина возглавил дудуфат и получил чин ю вэй да цзанцзюнь (右衛大將軍, главнокомандующий правой гвардией, основной 3-й ранг). Ему наследовал Доланьгэ Сайфу(多濫葛塞匐).

8. Баегу-Байырку (拔野古, 拔野固 , 拔曳固) Жили севернее Гоби, восточнее пугу, но западнее мохэ. 60 000 юрт при 10 000 войска. В их стране прекрасные травы, отличные лошади и есть производство железа. В их землях протекает река Кангань (康幹河) в которую кидали на 3 года сосны и доставали их древесину, которая называлась канганьский камень (康幹石) (ср. морёный дуб). Баегу любят охоту и умеют охотятится на оленей на льду озёр, гоняясь за ними на лыжах. Обычаи как у теле, но наречия несколько различаются. В 629 присылали, вместе с другими родами, послов в Китай. В 647 старейшина Сылифа Цюйлиши(俟利發屈利失) подчинился данастии Тан (династия). Земли были присоединины к дудуфату (都督府, примерно: генерал-губернаторство) Юлин (幽陵), старейшина получил чин ювуйвэй да цзанцзюнь (右武衛 大將軍 , главнокомандующий правой воинственной гвардией, 3-й основной ранг). В 656—660 они бунтовали вместе с другими племенами. Их подавил Чжен Жэнтай (鄭仁泰) главнокомандующий левой воинственной гвардии (左武衛大將軍), старейшина был убит. В 742 пожелали восстановить подданство Тан.


11. В Аде-Эдизы (阿跌) или Хэде (訶咥). В 629, вместе с другими племенами присылали послов в Китай. Земли их были названы округом Цзитянь (雞田州). Где-то между 713 и 741 вышли из подчинения тюркам и перешли в танское подданство. Из этого племени происходят заслуженные военные Гуанцзинь (光進) и Гуанянь (光顏).

14. Басими (拔悉蜜, Басмалы). В 649 отправили послов к Танскому двору. В 742 басими и союз уйгур уничтожили тюркского Озмыш-тегин-хана. Басими сочли себя независимыми от тюрок и избрав старейшину Хэла-пига-кэханем (賀臘毗伽可汗, тюр. Бильге-хан), отправили послов с подарками к Танскому двору. Тан Сюань-цзун одарил их пурпурными расшитыми халатами, золотыми шпильками, поясами, шагриновыми сайдаками (魚袋, или поясными сумками для верительных бирок). Через три года каганат басмалов был разгромлен союзом уйгуров и карлуков-гэлолу, в результате чего басмальский Бильге-хан бежал в китайское наместничество Бэйтин и поступил на службу Тан и получил звание цзо ву вэй цзянцзюнь (左武衛將軍, левой воинственной гвардии командующий, ранг 3-й сопровождающий).

15. Хусюэ (斛薛). Кочуют к северу от Доланьгэ. Около 10 000 воинов.

16. Сыцзе (思結). Кочуют на землях прежде занимаемых сюеяньто.

17. Сицзе (奚結). Кочуют севернее Тунло. Вместе с сыцзе 20 000 воинов.

Обычаи

Война с тюрками

В 606 году несколько сотен уйгурских старейшин были казнены тюрками. Уйгуры вышли из состава каганата и сплотились вокруг ханского рода Яологэ — 藥羅葛, по реконструкции Хамильтона: Яглакар [2] . Ставка орды была помещена у реки Селенга. У уйгур было 50 000 строевых воинов, 100 000 семейств всего. Они разводили овец.

Под властью Тан

Когда Халлыг Ышбара-Джагбу хан захватил Бэйтин (северное наместничество, точное местоположение неизвестно), 50 000 уйгуров во главе с Пожунем отбили его. В долине Или (река) уйгуры совместно с китайцами разгромили армию Ашина Хэлу. Вскоре Пожунь был повышен в чинах и отправлен на войну с Кореей. Пожуню наследовал его сын Били (比栗). Его правление было спокойным, зафиксированы некоторые территориальные изменения в уйгурских землях.

Уйгурский князь Хушу (護輸), в чине сыма, поднял восстание. Ван Гюньчо отправился на запад, на войну с тибетцами, Хушу с уйгурами подстерёг и убил его в 727. Хушу не смог удержать власть и бежал к тюркам.

Каганы 3-го Уйгурского каганата

Имя Годы правления Тронное имя на китайском Личное имя на китайском Титул на китайском Имя на тюркском [9]
Кутлуг I Бильге Пэйло 744 — 747 кит. упр. 怀仁可汗 , пиньинь: huarenkehan, палл.: Хуажэнь-кэхань кит. упр. 骨力裴罗 , пиньинь: gulupeiluo, палл.: Гули Пэйло кит. упр. 骨咄禄毗伽阙可汗 , пиньинь: gudulupigaquekehan, палл.: Гудулупигацюэкэхань Qutluğ—Bilgä Kül Qağan
Моян-чур 747 — 759 кит. упр. 英武可汗 , пиньинь: yingwukehan, палл.: Ину-кэхань кит. упр. 磨延啜立 , пиньинь: moyanchuo, палл.: Мояньчо кит. упр. 葛勒可汗 , пиньинь: geleikehan, палл.: Гэлэйкэхань, Bilgä Kül Qağan
Идигянь 759 — 780 кит. упр. 牟羽可汗 , пиньинь: moyukehan, палл.: Моюйкэхань кит. упр. 移地健 , пиньинь: yidijian, палл.: Идицзянь нет Tängri Qağan
Дуньмага 780 — 789 кит. упр. 长寿天亲可汗 , пиньинь: changshoutianqingkehan, палл.: Чаншоутяньцинкэхань кит. упр. 移地健 , пиньинь: dunmohedagan, палл.: Дуньмохэдагань нет Alp Qutluğ Bilgä Qağan
Паньгуань 789 — 790 кит. упр. 泮官特勒 , пиньинь: panguantelei, палл.: Паньгуаньтэлэй кит. упр. 多邏斯 , пиньинь: duoluosi, палл.: Долосы нет Külüg Bilgä Qağan
Ачжо-хан 790 — 795 кит. упр. 奉诚可汗 , пиньинь: fengchengkehan, палл.: Фэнчэнкэхань кит. упр. 阿啜 , пиньинь: achuo, палл.: Ачо нет Qutluğ— Bilgä Qağan
Кутлуг II 795 — 805 кит. упр. 懷信可汗 , пиньинь: huaixinkehan, палл.: Хуайсинькэхань кит. упр. 骨咄禄 , пиньинь: guduolu, палл.: Гудулу кит. упр. 爱腾里逻羽录没密施合禄胡毗伽可汗 , пиньинь: aitengliluoyulumeimishiheluhupigakehan, палл.: Айтэнлилоюйлумеймишихэлехупигакэхань Ay Tängridä Ülüg Bulmıš Alp Qutluğ Uluğ Bilgä Qağan
Кюлюг-Бильге-хан 805 — 808 кит. упр. 滕里可汗 , пиньинь: tenglikehan, палл.: Тэнликэхань кит. упр. 俱錄毗伽 , пиньинь: julupiga, палл.: Цзюйлу Пига Тэнлиехэцзюйлупигакэхань(滕裏野合俱錄毗伽可汗) Ay Tängridä Qut Bulmıš Külüg Bilgä Qağan
Бо-и-хан 808 — 821 кит. упр. 保義可汗 , пиньинь: baoyikehan, палл.: Баоикэхань кит. упр. 李孝誠 , пиньинь: li xiao cheng, палл.: Ли Сяочен кит. упр. 爱登里罗汩密施合毗伽可汗 , пиньинь: aidengliluogumishihepigakehan, палл.: Айденлилогумишихэпигакэхань Ay Tängri-dä Qut Bulmıš Alp Bilgä Qağan
Чин-дэ-хан 821 — 824 кит. упр. 崇德可汗 , пиньинь: chongdekehan, палл.: Чундэкэхань неизвестно кит. упр. 登啰羽錄沒蜜施句主毗伽崇德可汗 , пиньинь: dengluoyumeimishijuzhupigachongdekehan, палл.: Дэнлоюмеймишицзючжупигачундэкэхань Kün Tängridä Ülüg Bulmıš Alp Küčlüg Bilgä Qağan
Чжаоли-хан 824 — 832 кит. упр. 昭禮可汗 , пиньинь: zhaolikehan, палл.: Чжаоликэхань Хэса Телей (曷薩特勒) кит. упр. 愛登裏羅汨沒密施合毗伽昭禮可 , пиньинь: aidengliluomimeimishihepigazhaolikehan, палл.: Айдэнлиломимэймишихэпига Чжаоли-кэхань Ay Tängridä Qut Bulmıš Alp Bilgä Qağan
Кюлюг-бег-хан 832 — 839 кит. упр. 彰信可汗 , пиньинь: zhangxinkehan, палл.: Чжан Синь-кэхань Ху Телэй (胡特勒) кит. упр. 為愛登裏羅汨沒蜜施合句錄毗伽彰信可汗 , пиньинь: aidengliluomimeimishihejulupigazhangxinkehan, палл.: Айдэнлиломимэймишихэцзюлупига Чжан Синь-кэхань Ay Tängridä Qut Bulmıš Alp Külüg Bilgä Qağan
Междуцарствие
Хэса Тэлей (jp:コウソウ特勤) [10]
839 — 840 нет нет нет нет
Уге-хан 840 — 846 кит. упр. 乌介可汗 , пиньинь: wujiekehan, палл.: Узце-кэхань кит. упр. 乌介 , пиньинь: wujie, палл.: Узце нет Öge
Энянь дэлэ-хан 846 — 848 кит. упр. 遏捻可汗 , пиньинь: eniankehan, палл.: Энянь-кэхань кит. упр. 遏捻特勒 , пиньинь: enian telei, палл.: Энянь Тэлэй нет неизвестно

Распавшийся каганат 847 — ок. 856 год

В 847 году последний каган Энянь дэлэ-хан взял с собой жену, сына и 9 воинов, и уехал на запад. Больше его не видели. Знатные уйгуры, укрывавшиеся с ним у татар, стали татарскими пленниками, но вскоре 70 000 кыргызов хана Або заставили их отдать всех пленных кыргызам.

В период с 860 по 873 год старейшина Пугу Цзунь (仆固俊) из Бэйтина — Бешбалыка (Недалеко от Урумчи), вёл войну с Тибетской империей — кит . Тубо Туфань, тиб. bod chen po . Он разгромил тибетского генерала, захватил Харашар и Бюгур. Его посол Дагань Михуайю (達幹米懷玉) просил у императора каганского титула для Пугу. Император согласился в 874 году, но внезапная война Пугу с Тогоном, привела к разгрому уйгур. Танская династия ослабла и перестала поддерживать своих заграничных союзников.

Тан Чжао-цзун (888—904) посещая Фэнсянь (鳳翔 в Баоцзи) узнал от цзедуши Хань Сюня (韓遜), что уйгуры готовы помочь императору войсками. Но академик (翰林學士) Хань Во (韓偓) напомнил императору о тех ужасах, что творили вторгнувшиеся в Китай уйгуры и император не стал нанимать их.

Связи Тан с уйгурами сократились; иногда они приезжали к границы Китая и продавали лошадей и нефрит.

Госсударство уйгурцев

В середине VIII века был создан уйгуро-китайский союз. Под­держиваемые Танским Китаем уйгуры усилили политику ведения грабительских войн. Периодически уйгуры совершали походы про­тив енисейских кыргызов. В 758 году 50-тысячное войско кыргыз­ского кагана потерпело поражение от уйгуров. Кыргызы были вы­нуждены покориться им. Однако это не было полное подчинение, оно ограничивалось тем, что кыргызы платили налоги уйгурам.

Усиление и укрепление позиции уйгуров сказалось и на отно­шении к бывшему союзнику — Китаю: уйгуры стали диктовать ему свои условия. Для уйгурских правителей стало традицией брать в жены китайских принцесс. Они заставляли китайцев покупать лошадей по высоким ценам, а шелк продавать — по низким. Для китайцев это было унижением, равносильным обложению данью.

Война между уйгурами и кыргызами. В IX веке, 820-840-е годы, в Центральной Азии между кыргызами и уйгурами шла про­должительная, иногда с перерывами, война за господство над ко­чевыми народами. Она шла на территории современной Тувинской автономной области. В это время в самом Уйгурском каганате обо­стряются внутренние распри и междоусобицы, что ослабляло его позиции.

Остатки крепости Уйгурского каганата

Остров на озере Тере-Холь

Остров на озере Тере-Холь

Деревянный мост, ведущий к крепости уйгурского кагана

Религиозные верования: манихейство и буддизм. В 762 году уйгурский каган Идиган был покорен древнеиранским религиоз­ным учением Мани и стал распространять его в своем государстве. Учение Мани зародилось в III веке до н. э. в Месопотамии и широ­ко распространилось на многие государства от Европы до Китая. Стержень этого учения составляло понимание, что добро и зло, свет и тьма сосуществуют рядом, что эти противоположные нача­ла имеют созидательную силу. Учение Мани проповедовало отказ от чувства удовлетворенности жизнью, семейных ценностей, при­зывало к аскетизму в жизни, отрешению от мирских благ и т. д. Таким образом, оно отвечало больше интересам правящей верхуш­ки, знати, так как позволяло им держать народ в повиновении и покорности. В итоге жизнь показала, что это верование не отвечает особенностям жизни кочевых народов и через 80 лет манихейство потеряло свое значение среди уйгуров.

Это открыло дорогу распространению буддизма. В 861 году уй­гуры, бежавшие после разгрома Уйгурского каганата на северо- запад Китая, на территорию современного Турфана, создают свое государство и принимают буддизм. Под влиянием буддизма раз­виваются литература и искусство уйгуров. Наряду с буддийскими сообществами среди уйгуров были также и те, кто исповедовал ма­нихейство, шаманизм, несторианское христианство.

Крушение Уйгурского каганата. В 840 году 100-тысячная ар­мия кыргызов пошла в решительное наступление против уйгуров и захватила их столицу Ордо-Балык. Уйгурский каганат был полно­стью разгромлен. Уйгурские племена (тогуз огузы), разделившись в Северной Монголии по нескольким направлениям, были вынуж­дены искать другие места обитания. После этих событий в Цен­тральной Азии возникло государство кыргызов.

Объясните значения слов: Уйгурский каганат, Второй Восточный Тюрк­ский каганат, басмылы, карлуки, теле, манихейство, буддизм.

Проверьте себя:

  1. Когда возник Уйгурский каганат?
  2. Расскажите о войне между уйгурами и киргизами.
  3. Какие причины привели к краху Уйгурского каганата?

Работа с картой: покажите территории Уйгурского каганата.

Рассказ по рисункам: используя рисунки, опишите крепость уйгурского кагана.

На протяжении веков история знала немало государств, отличавшихся в период своего расцвета величием и военной мощью, но сходивших с мировой арены в силу тех или иных объективных причин. Некоторые канули в вечность, не оставив следа, о других же сохранилась память в текстах древних рукописей. Одним из таких был Уйгурский каганат, существовавший в VIII-IX веках на территории Средней Азии.

Уйгурский каганат

Такое название они получили за своё обыкновение передвигаться по степи на телегах с высокими колёсами. Китайские хроникёры описывали уйгуров как низкорослых, но необычайно сильных и выносливых людей, отличавшихся крайней жестокостью и алчностью. Отмечалось также их мастерство в верховой езде и владении луком.

Образование нового каганата

На территории, где жили племена Уйгурского каганата, или, иначе говоря, ханства, появившегося в середине VIII века, в прежние века существовали три других раннегосударственных кочевых образования. Первым из них был каганат, созданный в 323 году в Хангайском горном массиве, расположенном на землях, принадлежащих современной Монголии.

Просуществовав не более 200 лет, он уступил место второму каганату, также не задержавшемуся на исторической арене и в 603 году уничтоженному племенами тюрок, руководимых вождём из рода Ашинов. В их состав входили три племенных образования – басмалы, карлуки и уйгуры. Находясь в постоянном общении с Китаем, они не только стали его союзниками, но и заимствовали его передовую, по тем временам, административную систему.

Началом истории Уйгурского каганата принято считать 745 год, когда в результате острой межплеменной борьбы власть захватил клановый вождь из рода Яглакар по имени Бильге (его изображение приведено ниже). Сам он был уйгуром, и по этой причине созданное им государство получило своё, вошедшее в историю название.

Внутреннее устройство государства уйгуров

Следует отдать должное этому правителю: Уйгурский каганат он создавал на принципах достаточно демократичных и в корне отличавшихся от обычаев той варварской эпохи. Основные административные функции Бильге возложил на представителей десяти родов, составлявших племя тогуз-огузов, ставшее ведущим, но не господствующим в государстве.

Тува в составе Уйгурского каганата

Силой подавив сопротивление басмалов, он предоставил им те же права, что и своим родовым соплеменникам. Даже малые народности, такие как киби, тонгра, хунь, буту и ряд других, были приняты в общую среду на равных правах. Когда же закончилась двадцатилетняя борьба карлуков против Уйгурского каганата, продолжавшаяся с перерывами после смерти Бильге, то и они были уравнены с тогуз-огузами, оказавшись на той же ступени социальной лестницы.

Такая форма внутригосударственного устройства обеспечила ему на первых порах достаточную стабильность. Малые народности при этом имели те же права, что и ведущее племя Уйгурского каганата. Война с тюрками иных кочевых образований лишь укрепила этот союз.

Для своей ставки хан Бильге избрал участок, находившейся между подножием горного массива Хангам и рекой Орхоном. В целом же его владения, граничащие с Китаем, на западе охватывали Джунгарию – значительную по своей площади территорию Центральной Азии, а на востоке – часть Маньчжурии. К дальнейшим территориальным завоеваниям уйгуры не стремились. К середине VIII века этот степной народ уже устал от минувших потрясений.

Наследник верховной власти

После смерти хана Бильге, последовавшей в 747 году, верховная власть в Уйгурском каганате перешла к его сыну Маянчуру, однако своё наследственное право ему пришлось отстаивать в кровопролитной борьбе. Последний период правления его отца был отмечен возникновением в близких к нему кругах оппозиции, недовольной установленными порядками и ждавшей удобного случая к мятежу.

Воспользовавшись смертью правителя, её лидеры спровоцировали бунт среди басмалов и курлуков, развязав тем самым гражданскую войну. Не имея иной возможности подавить сопротивление, Маянчур был вынужден прибегнуть к помощи иноплеменников – татар и кидонян. Впрочем, историки отмечают, что немаловажную роль в благополучном завершении войны сыграло его умение находить во всех затруднительных случаях компромиссные решения.

Утвердив таким образом свою верховную власть, Маянчур приступил к обустройству государства. Начал он с создания мобильной и хорошо обученной армии. Это являлось первостепенной необходимостью, поскольку Уйгурский каганат существовал в период войн, постоянно вспыхивавших на всей территории Центральной Азии. Но, в отличие от отца, молодой правитель приложил все силы к расширению своих владений.

Уйгурский каганат существовал в период

Военные походы Маянчура

Так, в начале 750 года он захватил верховья Енисея, покорив обитавшее там племя чиков, а осенью нанёс поражение татарам, селившимся в Западной Маньчжурии. На следующий год к его завоеваниям прибавились земли кыргызов, граничившие с северо-западными рубежами каганата. Продолжая традиции своего отца, Маянчур давал представителям покорённых им народов равные права с прочими жителями государства.

Важным этапом в истории Уйгурского каганата является оказание им военной помощи представителям правившей в Китае династии Тан. Дело в том, что в 755 году один из видных военачальников китайской армии Ань-Лушань поднял мятеж и во главе многочисленного отряда, сформированного главным образом из тюрков, захватил обе столицы Поднебесной империи - Чанъань и Лоянь. В результате императору ничего не оставалось, как просить помощи у дружественных ему уйгуров.

Маянчур откликнувшись на призыв, дважды посылал в Китай войско, состоявшее из 5 тыс. профессионалов и почти 10-тысячного вспомогательного контингента. Это спасло танскую династию и помогло ей удержать власть, однако за услугу, оказанную уйгурами, пришлось рассчитаться золотом.

Ещё большую сумму император уплатил за то, чтобы его заступники поскорее убрались с территории Поднебесной и прекратили грабежи. Военная операция по наведению порядка в соседней стране чрезвычайно обогатила каганат и положительно отразилась на его экономике.

Принятие манихейской веры

Очередной важный этап в истории Уйгурского каганата наступил, по свидетельству тех же китайских летописей, в 762 году, и связан он был не с военными победами, а с обращением его населения в манихейскую веру. Её проповедником стал миссионер, говоривший на понятном для уйгуров согдийском языке и встреченный ими во время похода в Поднебесную империю.

Религия Мани, или иначе манихейство, зародившись в III веке в Вавилоне, быстро нашла своих последователей во всём мире. Не вдаваясь в детали её вероучения, заметим лишь, что в Северной Африке до принятия христианства манихейство проповедовал будущий святой Августин, в Европе оно породило Альбигойскую ересь, а попав в иранский мир, продвинулось вплоть до Дальнего Востока.

Уйгурский каганат обычаи

Став государственной религией уйгуров, манихейство дало им мощный импульс для продвижения по пути цивилизации. Поскольку оно было тесно связано с культурой, принадлежавшей более развитому Согдийскому государству, расположенному в Центральной Азии, согдийский язык вошёл в употребление наравне с тюркским и дал возможность уйгурам создать свою национальную письменность. Он же позволил вчерашним варварам приобщиться к культуре Ирана, а затем и всего Средиземноморья.

Между тем унаследованные от варварских времён обычаи Уйгурского каганата, несмотря на благотворное влияние новой религии и установившихся культурных связей, во многом оставались прежними, и насилие являлось путём решения многих вопросов. Известно, в частности, что в разные периоды времени два его правителя пали от рук убийц, а один покончил с собой, будучи окружённым толпой бунтовщиков.

Тува в составе Уйгурского каганата

В середине VIII века уйгуры дважды предпринимали попытки захвата территорий, принадлежавших Туве, и пытались подчинить себе обитавшие там племена чиков. Это было весьма трудным делом, поскольку те находились в союзнических отношениях со своими северными соседями – кыргызами – и опирались на их поддержку. По мнению большинства исследователей, именно помощь соседей стала причиной неудачи, постигшей уйгуров и их предводителя Моюн-чура во время первого похода.

Лишь через год, в результате победы в битве на реке Болчу, уйгурскому войску удалось одолеть сопротивление чиков и их союзников кыргызов. Чтобы окончательно закрепиться на завоёванной территории, Моюн-чура приказал возвести ряд укреплений и оборонительных сооружений, а также учредить там военные поселения. В составе Уйгурского каганата Тува находилась вплоть до его падения, являясь северо-западной окраиной государства.

Конфликты с Поднебесной империей

Во второй половине VIII века существенно обострились отношения каганата с Китаем. Особенно заметно это стало после того, как в 778 году к власти там пришёл император Дэцзун (его изображение приведено ниже), весьма неприязненно относившийся к уйгурам и не считавший нужным скрывать свои антипатии. Правивший в те годы в каганате Идигань-хан, желая принудить его к покорности, собрал войско и напал на северные районы страны.

Уйгурский каганат история

Однако он не учёл, что за годы, прошедшие с тех пор, как уйгуры спасали правившую в Китае династию Тан, население Поднебесной увеличилось почти на миллион жителей, а соответственно, возросла и численность армии. В результате его военная авантюра окончилась провалом и лишь усугубила взаимную вражду.

Однако вскоре после этого война с Тибетом заставила китайского императора обратиться за помощью к ненавистным ему уйгурам, и те за определённую плату предоставили в его распоряжение достаточно мощный контингент войск. Сдерживая в течение трёх лет силы Тибета и препятствуя их наступлению на Северный Китай, уйгуры получили от своего нанимателя изрядное количество золота, но, вернувшись после завершения войны домой, столкнулись с совершенно неожиданной проблемой.

Начало внутренних междоусобиц

Отправляя в поход,свои войска, Идигань-хан не учёл, что среди племён, составлявших население каганата, очень многие не только сочувствуют жителям Тибета, но и имеют с ними кровные связи. В результате, возвратившись победителями из чужих земель, уйгуры были вынуждены у себя дома подавлять вспыхивавшие повсеместно мятежи, начало которым положили карлуки и тюргеши.

Не успели воины каганата сломить их сопротивление, как в тылу у них восстали кыргызы, сохранявшие до той поры автономию, но воспользовавшиеся политической нестабильностью для полного отделения. В 816 году положением, создавшимся в результате внутренних конфликтов, воспользовались тибетцы, не оставлявшие надежды отомстить уйгурам за недавнее поражение. Подгадав время, когда основные силы каганата, участвовавшие в подавлении восстания, находились на северных рубежах государства, они напали на столицу Уйгурии Каракорум и, разграбив всё, что можно было унести, сожгли её.

Религиозные войны, захлестнувшие каганат

Последующему распаду Уйгурского каганата, наступившему в середине IX века, способствовали усиливавшиеся с каждым годом сепаратистские настроения среди входивших в него племён. Немаловажную роль в их нагнетании играли религиозные противоречия, причём именно уйгуры становились главным объектом всеобщей ненависти.

Важно учесть, что Уйгурский каганат существовал в период, когда среди степных народов Средней Азии шёл процесс смены веры. Кочевники заимствовали религиозные мировоззрения главным образом из Ирана, Сирии и Аравии, но происходило это крайне медленно, без нажима извне. Так, среди них постепенно укоренялись несторианство, ислам и теистический буддизм (направление буддизма, признающее Творца вселенной). В тех же случаях, когда отдельные племена кочевников попадали в зависимость более сильных соседей, те просто требовали выплату дани и не пытались менять весь круг их мировоззрения.

Уйгурский каганат пал под натиском

Что же касается уйгуров, то они старались силой обратить народы, входившие в состав их государства, в манихейство, для многих чуждое и непонятное в силу недостаточного на тот момент уровня развития. Такую же политику они проводили и в отношении племён, которые, став жертвой очередного набега, оказывались под их влиянием. Не удовлетворяясь лишь получаемой данью, уйгуры заставляли их отказываться от привычного уклада жизни и принимать манихейство, производя тем самым ломку психики своих вассалов.

Начало гибели государства

Подобная практика приводила к тому, что не только целостности, но и самому существованию Уйгурии постоянно угрожало всё большее количество внешних и внутренних врагов. Очень скоро вооружённые столкновения с кыргызами, карлуками и даже тибетцами приняли характер религиозных войн. Всё это привело к тому, что к середине IX века былое величие Уйгурского каганата осталось в прошлом.

Ослаблением некогда мощного государства воспользовались кыргызы, захватившие в 841 году его столицу Каракорум и похитившие всю находившуюся в ней казну. Многие исследователи подчёркивают, что разгром Каракорума по своей значимости и последствиям был сопоставим с падением Константинополя в 1453 году.

Окончательно Уйгурский каганат пал под натиском китайских полчищ, напавших на него в 842 году и заставивших своих прежних союзников отступать вплоть до границ Маньчжурии. Но и столь продолжительное бегство не спасло погибающую армию. Кыргызский хан, узнав, что уйгуры нашли пристанище в землях, принадлежащих татарам, явился с многочисленным войском и предал смерти всех, кто ещё мог держать в руках оружие.

Внезапная агрессия со стороны Китая преследовала не только военно-политические задачи, но и ставила своей целью разгром манихейства, который в дальнейшем открывал дорогу для распространения буддизма. Все религиозные книги маниев были уничтожены, а имущество служителей этого культа передано в императорскую казну.

Племена уйгурского каганата

Последний акт драмы

Однако на этом история уйгуров не закончилась. После разгрома своего, некогда могучего государства им всё же удалось в 861 году, сплотившись вокруг последнего представителя правившей ранее династии Яглакара, создать небольшое княжество в северо-западной части Китая, на территории провинции Ганьсу. Это вновь созданное образование вошло в состав Поднебесной империи на правах вассала.

В течение некоторого времени отношения уйгуров с их новыми хозяевами были достаточно спокойными, тем более что они исправно платили установленную дань. Им даже разрешено было держать немногочисленную армию для отражения набегов агрессивны соседей – племён карлуков, ягмы и чигили.

Когда собственных сил не хватало, на помощь приходили правительственные войска. Но впоследствии китайский император, обвинив уйгуров в разбоях и мятежах, лишил их своей защиты. Этим в 1028 году воспользовались близкие к тибетцам тунгусы и, овладев землями уйгуров, положили конец существованию их княжества. На этом завершилась история Уйгурского каганата, кратко изложенная в нашей статье.

Читайте также: