Уильям моррис биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Джордж Фредерик Уоттс “Поэт Уильям Моррис”

Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе.

В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов.

Интерьеры комнаты Морриса в музее Виктории и Альберта, Лондон

Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписанное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.

Цветы и птицы. Дизайн ковра

Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор — его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля - стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.

Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде.

В 1859 женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Филипп Уэбб и Джон Дирл.

Уильям Моррис умер 3 октября 1896 года в Хаммерсмит, Лондон.

Рыцарское детство и романтический Оксфорд
Уильям Моррис был третьим по старшинству ребенком в многодетной семье евангельских протестантов Уильяма и Эммы Моррис. Отец будущего художника и писателя был финансистом, семейство жило в достатке, а дети получили хорошее образование. Когда Уильяму исполнилось 6 лет, Моррисы переехали в большой особняк Вудфорд-Холл. Здесь, в лесах Эссекса, маленький Уильям в сделанных специально для него рыцарских доспехах катался на пони, зачитывался романами Вальтера Скотта и увлеченно исследовал старинные крепости.

В 1855 году во время путешествия по северной Франции Моррис и Берн-Джонс окончательно решают посвятить себя искусству. Семья была не в восторге – мать считала, что сын должен посвятить себя торговле либо же стать священником. Тем не менее, после получения степени бакалавра Моррис продолжил обучение – на этот раз он посвятил себя архитектуре, а также познакомился с молодым архитектором Филиппом Уэббом.

Летом 1856 года Моррис переехал в Лондон и вместе с Берн-Джонсом снял квартиру в Блумсбери. Он тратил большие деньги на приобретение картин прерафаэлитов, а еще стал учеником одного из них – Данте Габриэля Россетти. Вместе с Моррисом и Берн-Джонсом Россетти выполнил заказ по росписи стен Оксфордского союза, украсив его романтическими фресками на тему легенд о короле Артуре.

Джейн Моррис была одной из любимых моделей братства прерафаэлитов. У нее был роман с Россетти, который неоднократно изображал ее на своих знаменитых полотнах. Моррис был расстроен этим фактом, однако дал жене свободу выбора и время от времени сотрудничал с Россетти в дизайнерских проектах.

В 1881 году Моррис взял в аренду бывшую ткацкую фабрику в Мертоне. Через три года здесь уже работало около ста мастеров, которые красили стекло и создавали витражи по эскизам Морриса. Компания расширялась: в 1883 году она вышла с собственной экспозицией на Международную ярмарку в Бостоне, и в том же году открылся фирменный магазин в Манчестере.

После разногласий с основателем партии, Генри Хайндманом, в декабре 1884 года Моррис основал Социалистическую лигу совместно с друзьями, перешедшими к нему из Демократической федерации. Фридрих Энгельс считал Морриса честным, но не имеющим практических навыков для помощи революции пролетариата.

Годы не щадили Морриса: в начале 1890-х он часто болел, однако совершил еще несколько поездок по местам, связанным с культурными памятками Средневековья. Смерть матери подорвала его душевное состояние, а туберкулез усугубил физические недуги. Уильям Моррис скончался 4 октября 1896 года

Содержание

Биография

В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

Красный дом



Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

Политическая деятельность

Издатель

Цитаты о искусстве

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Моррис


Уильям Моррис (1834-1896) - английский писатель, общественный деятель и издатель, заложивший в искусстве основы стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения прерафаэлитов, неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Издательская деятельность была для Морриса одним из многочисленных страстных увлечений. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование в Оксфорде, затем стал горячим поклонником Карла Маркса. Под его влиянием заинтересовались социалистическим учением Герберт Уэльс и Джордж Оруэлл. Морис писал стихи, памфлеты и социальные утопии, руководил фирмой, выпускавшей мебель и ковры, а в 1891 году основал эстетское издательство, целью которого было возрождать книжные традиции XV-XVI веков.



Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870

Сразу же после окончания университета художник начинает активно работать. Его имя мелькает во многих видах искусства: живописи, литературе, дизайне.
В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита, а вскоре перешел в журнал "Oxford and Cambridge Magazine", где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, Моррис продолжил свое литературное творчество. Давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание сборника "Защита Гвиневры и другие стихи" (1858).



Уильям Моррис. Королева Гвиневра, 1858



Данте Габриэль Россетти. "Сон наяву", 1880. Музей Виктории и Альберта, Лондон

В начале 1860-х годов Моррис занимался строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью и вехой в истории дизайна. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.



Красный дом

Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.


Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс".


Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. Все 53 книги, выпущенные Моррисом тиражами 300-500 экземпляров, сейчас стали библиографической редкостью. Каждая из них была изготовлена на ручном типографском станке и только из бумаги ручной выделки. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).


Моррис являлся автором ряда книг собственного сочинения. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги "Келмскотт-пресс" возродили ремесло книгопечатания времен Гутенберга и Мануция, а также существенно повлияли на улучшение качества массовой книги. Его концепция книги как цельного художественного объекта в начале ХХ века легла в основу типографики и помогла существенно поднять качество массовой книги.





Фронтиспис книги Уильяма Морриса "Вести ниоткуда" (News from Nowhere) издательства Келмскотт-пресс, 1893

Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву - готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI-XIII веков. Но Моррис не занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался "скрестить" готику с натурализмом и считал, что природа - лучший источник вдохновения.



Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)

Моррис призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их.



Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс.

"Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает", - говорил он.
Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне:



Орнамент 1875 года



Орнамент 1860 года



Орнамент 1864 года



Орнаменты 1864 года

В моду стиль Морриса вошел не сразу. В начале 1860-х годов его работы интересовали только друзей и коллег Морриса - дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов.



Архивный образец с изображением гранатов, лимонов и оливок. 1862 год. Этот узор лёг в основу знаменитых обоев Fruit



Современная интерпретация обоев Fruit

Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.



Витраж по эскизам Морриса, Король Артур и сэр Ланселот из серии Тристан и Изольда, 1862 год

Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, "Мир искусства", японское ремесленное движение "Мингей". Без преувеличения можно сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна.
"Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век".
Уильям Моррис, август 1895
Источники: Википедия, AD Magazine
Другие знаменитые издатели:
Альды, Эльзевиры, Дидо, Бодони, Вольф

Читайте также: