Уголовное право сша кратко

Обновлено: 04.07.2024

Источники уголовного права США имеют некоторые черты:

Характерна сложность правовой системы, Запутанность и архаичность правовых норм

Наличие 53-х уголовно правовых систем, которые делятся на 50 систем штатов, одну Федеральную систему, одну систему округа Колумбия и одну - Пуэрто-Рико. Американская система формировалась в условиях федерализма. Федеральная система действует с некоторыми исключениями на территории всей страны, а система штатов - на территории соответствующих штатов. Такое построение правовой системы США в целом называется дуализм права.Федеральные уголовно-правовые предписания содержатся в Конституции США 1787г., в актах Конгресса и в некоторых подзаконных актах.

Конституция США Содержит положения к уголовному праву:

Запрет (З.) на применение необычных и жестоких наказаний, З.на взыскание необычно высоких штрафов, З.издавать законы, имеющие обратную силу, З. на лишение имущества без законного судебного разбирательства

Многие уголовно-правовые положения находятся в ч.2 раздела 18 (например, такие, как штраф, тюремное заключение, смертная казнь).

В 1984 г. был издан комплексный закон “ о контроле над преступностью”, в котором содержались основные положения, упорядочивающие назначение наказаний.

В 1994 г.- закон “о борьбе с общественной преступностью” увеличил число случаев применения смертной казни до шестидесяти.

Источниками уголовного права США являются и подзаконные акты, издаваемые Президентом, департаментами и ведомствами федерального правительства. В них, в частности , разъясняются и детализируются конкретные уголовные законы, устанавливаются условия их применения.

К источникам уголовного права штатов относятся: Конституция США, Конституции штатов, уголовное законодательство штатов, подзаконные акты, издаваемые властями.

Все 50 штатов имеют свои, законодательно оформленные, конституции, среди которых самой старой является Конституция штата Нью-Хэмпшир 1784г. и самой новой- Конституция штата Колорадо 1965г..

Среди норм регламентирующих вопросы, связанные с введением и пименением норм уголовного наказания, есть немало прямо противоречащих друг другу. Напр.,Конституция штата Флорида запрещает неопределенные наказания, а Конституция штатов Мичиган и Мэрилэнд, напротив, дают законодательным собраниям такое право.

Помимо Конституций уголовно-правовые положения содержатся также и в иных уголовных законах.

В США также действует аналогия права. Если на территории какого-либо штата совершается преступление, не предусмотренное федеральным законодательством штата, то по аналогии применяется законодательство штата. Существенным вопросом является уяснение соотношения между нормами федерального уголовного права и права штатов.

По действию федеральных законов в пространстве можно выделить 2 группы: а) федеральные уголовные законы, действующие на всей территории страны, б) действующие лишь в отдельных ее частях.

Некотор. Терр-и наход. на особом правовом положении. Напр., для Округа Колумбия Конгресс издает специальные законы, в т.ч. уголовные, которые предусматривают исчерпывающий перечень преступлений. Особый статус предусмотрен и для индейских резерваций. В случае коллизии между одинаковыми по содержанию законами штата и федерации предпочтение отдается последним.

Источники уголовного права США имеют некоторые черты:

Характерна сложность правовой системы, Запутанность и архаичность правовых норм

Наличие 53-х уголовно правовых систем, которые делятся на 50 систем штатов, одну Федеральную систему, одну систему округа Колумбия и одну - Пуэрто-Рико. Американская система формировалась в условиях федерализма. Федеральная система действует с некоторыми исключениями на территории всей страны, а система штатов - на территории соответствующих штатов. Такое построение правовой системы США в целом называется дуализм права.Федеральные уголовно-правовые предписания содержатся в Конституции США 1787г., в актах Конгресса и в некоторых подзаконных актах.

Конституция США Содержит положения к уголовному праву:

Запрет (З.) на применение необычных и жестоких наказаний, З.на взыскание необычно высоких штрафов, З.издавать законы, имеющие обратную силу, З. на лишение имущества без законного судебного разбирательства




Многие уголовно-правовые положения находятся в ч.2 раздела 18 (например, такие, как штраф, тюремное заключение, смертная казнь).

В 1984 г. был издан комплексный закон “ о контроле над преступностью”, в котором содержались основные положения, упорядочивающие назначение наказаний.

В 1994 г.- закон “о борьбе с общественной преступностью” увеличил число случаев применения смертной казни до шестидесяти.

Источниками уголовного права США являются и подзаконные акты, издаваемые Президентом, департаментами и ведомствами федерального правительства. В них, в частности , разъясняются и детализируются конкретные уголовные законы, устанавливаются условия их применения.

К источникам уголовного права штатов относятся: Конституция США, Конституции штатов, уголовное законодательство штатов, подзаконные акты, издаваемые властями.

Все 50 штатов имеют свои, законодательно оформленные, конституции, среди которых самой старой является Конституция штата Нью-Хэмпшир 1784г. и самой новой- Конституция штата Колорадо 1965г..

Среди норм регламентирующих вопросы, связанные с введением и пименением норм уголовного наказания, есть немало прямо противоречащих друг другу. Напр.,Конституция штата Флорида запрещает неопределенные наказания, а Конституция штатов Мичиган и Мэрилэнд, напротив, дают законодательным собраниям такое право.

Помимо Конституций уголовно-правовые положения содержатся также и в иных уголовных законах.

В США также действует аналогия права. Если на территории какого-либо штата совершается преступление, не предусмотренное федеральным законодательством штата, то по аналогии применяется законодательство штата. Существенным вопросом является уяснение соотношения между нормами федерального уголовного права и права штатов.

По действию федеральных законов в пространстве можно выделить 2 группы: а) федеральные уголовные законы, действующие на всей территории страны, б) действующие лишь в отдельных ее частях.

Некотор. Терр-и наход. на особом правовом положении. Напр., для Округа Колумбия Конгресс издает специальные законы, в т.ч. уголовные, которые предусматривают исчерпывающий перечень преступлений. Особый статус предусмотрен и для индейских резерваций. В случае коллизии между одинаковыми по содержанию законами штата и федерации предпочтение отдается последним.

Оглавление

Глава 1 Общая характеристика
1.1 Источники уголовного права США………………………….………….3
1.2 Действие уголовных законов в пространстве……………….………….5
Глава 2 Преступление
2.1 Понятие преступления………………………………………. …………8
2.2 Классификация преступлений ………………………………….………..8
2.3 Основания уголовной ответственности………………………. ………..9
2.4 Субъект преступления …………………………………….……..……. 12
2.5 Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность . ….….13

Файлы: 1 файл

УП.doc

Глава 1 Общая характеристика

    1. Источники уголовного права США………………………….………….3
    2. Действие уголовных законов в пространстве……………….………….5

    Глава 2 Преступление

    2.2 Классификация преступлений ………………………………….………..8

    2.3 Основания уголовной ответственности………………………. ……… ..9

    2.4 Субъект преступления …………………………………….……..……. 12

    2.5 Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность . ….….13

    Глава 1. Общая характеристика

    1.1 Источники уголовного права в США

    Основными источниками уголовного права США являются общее, или прецедентное, право и статутное право, т. е. законодательство.

    Источниками федерального уголовного законодательства являются: Конституция США 1787 г., акты Конгресса, подзаконные акты, а также нормы международного уголовного права, в незначительной степени — право индейских племен.

    Конституция США содержит ряд положений либо непосредственно уголовно-правового характера, либо имеющих отношение к уголовному праву. Среди них такие, например, как запрет на издание законов, имеющих обратную силу, на применение жестоких и необычных наказаний, на лишение жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства и др. В Конституции (раздел 3 ст. 111) даже закреплено определение такого преступления, как измена.

    В США нет федерального уголовного кодекса в его общепринятом понимании. Большую роль в регулировании уголовно-правовых отношений на федеральном уровне играют подзаконные акты, издаваемые президентом, министерствами и ведомствами федерального правительства. Как правило, эти акты детализируют, конкретизируют нормы федеральных законов. Но иногда и сами они устанавливают уголовную ответственность за те или иные деяния.

    Основными источниками уголовного законодательства штатов являются: Конституция США, конституции штатов, уголовные законы, прежде всего уголовные кодексы, и подзаконные акты.

    Ни один нормативный акт, издаваемый в штатах, не может противоречить Федеральной Конституции. Применительно к уголовному праву конституции штатов имеют как сходства с нею, так и отличия от нее. Общее состоит в том, что они, как правило, закрепляют вышеперечисленные положения Конституции страны. Отличия заключаются в том, что они содержат либо более детальную их регламентацию, либо положения, которых в ней нет. Например, в Конституции штата Орегон (§ 37 ст. 1) запрет налагать жестокие и необычные наказания дополнен указанием о том, что тяжкое убийство карается смертной казнью, если только присяжные не выскажутся за пожизненное тюремное заключение.

    Вообще, в конституциях штатов вопросам наказания уделяется большое внимание. Это касается целей наказания, видов приговоров и способов их приведения в исполнение. Например, в Конституции Аризоны сказано, что смертная казнь должна приводиться в исполнение с использованием удушающего газа. Однако в конституциях некоторых штатов можно встретить положения более общего характера, причем весьма важные. Например, Конституция Огайо запрещает привлекать к ответственности и наказывать за одно и то же преступление дважды (§ 10), а также выдавать лицо за преступление, совершенное в этом штате (§12).

    В системе права штата уголовный кодекс чаще всего представлен в виде главы или раздела его свода законов. Так, УК штата Нью-Йорк — это гл. 40, УК штата Иллинойс — гл. 38; а УК штата Огайо — раздел 29, УК штата Кентукки — 50. Широко распространенной является практика регулирования при помощи подзаконных актов. Такие акты издаются губернаторами и местными органами власти — в городах и округах. В них не только конкретизируются нормы законов, но нередко и самостоятельно предусматривается уголовная ответственность, иногда в довольно высоких пределах.

    В заключение следует отметить, что источником уголовного права США также являются заключенные ими договоры (раздел 2 ст. III и ст. VI Конституции). Так, например, только при наличии соглашения об экстрадиции, заключенного США с соответствующим государством, возможна выдача лица, совершившего предусмотренное федеральным законодательством международное преступление (пиратство, угон самолета, незаконная торговля наркотиками и др.). В весьма ограниченных пределах источником уголовного права США является право индейских племен.

    1.2 Действие уголовных законов в пространстве

    Применение уголовных законов на определенной территории и в отношении определенного круга лиц в США нередко представляет собой довольно сложную задачу, обусловленную особенностями американского федерализма, а также нечеткостью его регулирования.

    Этот принцип имеет несколько аспектов. Первый касается полномочий федеральных властей принимать и соответственно применять уголовные законы в пределах всей страны, включая штаты.

    Этот принцип, являясь общепризнанным в международном праве, означает, что государство оказывает своим гражданам покровительство, включая защиту за рубежом, в обмен на соблюдение своего законодательства.

    В связи с тем, что после Второй мировой войны многочисленный военный персонал, а также связанные с ним гражданские лица, в том числе члены семей, были дислоцированы в различных частях света; возникла необходимость в специальном регулировании вопроса юрисдикции в случаях совершения ими там преступлений. Для его решения США заключили соответствующие двухсторонние соглашения с государствами пребывания, согласно которым получили право на создание там военных судов, наделенных базирующейся на национальном принципе юрисдикцией в отношении определенных видов преступлений, если их субъектами являются американские военнослужащие.

    Ранее этот принцип суды англосаксонской системы права, в том числе американские, применяли гораздо реже, нежели суды стран континентальной системы права. Однако в последние десятилетия они стали прибегать к нему довольно часто.

    Этот принцип означает, что государство может применять свой закон в отношении деяния, совершенного за его пределами лицом, не являющимся его гражданином, если потерпевший — его гражданин.

    Универсальный (космополитический) принцип

    Основным и, можно сказать за небольшими исключениями, единственным принципом действия уголовных законов штатов в пространстве является территориальный принцип.

    Подобно тому как федерация осуществляет свою юрисдикцию на основе национального принципа, штаты это делают на основе принципа гражданства, но, конечно, в более ограниченных пределах.

    Действие уголовного закона на индейских территориях

    На индейских территориях может, при соответствующих обстоятельствах, осуществляться юрисдикция федеральная, определенного индейского племени или штата. Однако объем и соотношение компетенции этих субъектов права в вопросах применения уголовного закона неодинаковы.

    Глава 2. Преступление

    2.1 Понятие преступления.

    Определение преступления. По вопросу определения понятия преступления уголовное право США характеризуется чрезвычайной пестротой и разнообразием. В законодательстве сложилась следующая картина: в федеральном законодательстве его вообще нет, как нет в уголовных кодексах отдельных штатов (например, УК штата Огайо) и УК Округа Колумбия; в кодексах большинства штатов можно обнаружить лишь различные варианты формального определения. Вот несколько примеров, иллюстрирующих такое положение.

    Уголовное право США формировалось на основе английского общего права. Преобладающую роль в уголовно-правовой сфере играли судебные прецеденты. Однако постепенно вопросы противоправности и наказуемости конкретных деяний стали решаться посредством принятия соответствующего законодательства.

    Федеральное уголовное законодательство впервые было кодифицировано в разделе о преступлениях изданного в 1873-1877 гг. Свода законов США, затем в существенно измененном виде вновь систематизировано в 1909 г. и, наконец, реформировано в 1948 г. в качестве части 1 Титула 18 Свода законов США[12].

    Принимавшиеся УК штатов отличались плохой юридической техникой, почти полным отсутствием уголовно-правовых дефиниций, изобилием пробелов и противоречий. Все это и обусловило необходимость проведения реформы уголовного права[13].

    В осуществлении реформы решающую роль сыграл подготовленный Институтом американского права Примерный УК 1962 г.[14] Примерный УК не являлся действующим кодексом, а служил ориентиром для законодательства штатов. На его основе или с учетом его положений в дальнейшем были приняты УК штатов (например, УК штата Нью-Йорк 1967 г. УК штата Пенсильвания 1973 г. и др.). Этот УК отличался тщательной разработкой определений и представлял собой довольно стройную законодательную конструкцию. Кроме того, кодекс отказывался признавать общее право источником уголовного права и содержал единообразную для всех штатов трактовку важнейших институтов уголовного права.

    § 2. Источники уголовного права США

    Система источников уголовного права США во многом предопределена американским федерализмом. В США функционирует 53 самостоятельные правовые системы (общефедеральная юрисдикция, правовые системы 50 штатов, округа Колумбия, территории Пуэрто-Рико). Поэтому целесообразно говорить об уголовно-правовых нормах, действующих как на всей территории США, так и на территории конкретного штата.

    К федеральным источникам уголовного права относятся Конституция США, общефедеральные законы и подзаконные акты.

    Конституция США (1787 г.) содержит ряд норм уголовно-правового характера:

    разд. 3 ст. 1, регулирующий вопросы привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц;

    разд. 8 ст. 1, предписывающий, что Конгресс имеет право устанавливать наказание за подделку государственных ценных бумаг и монет, определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в море;

    разд. 9 ст. 1, запрещающий принимать билли об опале (законодательные акты, объявляющие определенное лицо виновным в тяжком преступлении без судебного разбирательства и предусматривающие смертную казнь) и законы expostfacto(законы, имеющие обратную силу);

    разд. 2 ст. 2, предоставляющий президенту право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования за преступления, совершенные против США, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента;

    разд. 3 ст. 3, содержащий дефиницию государственной измены, под которой понимается ведение войны против США, присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг;

    разд. 2 ст. 4, устанавливающий, что лицо, обвиненное в каком-либо штате в измене, фелонии или ином преступлении, скрывающееся от правосудия и обнаруженное в другом штате, подлежит выдаче по требованию исполнительной власти штата, из которого оно бежало, для препровождения в штат, в юрисдикцию которого входит это преступление.

    Билль о правах (1791 г.) также содержит ряд уголовно-правовых предписаний:

    никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и тоже преступление (ст.

    уголовный закон должен заранее устанавливать сферу своего действия (ст. 6);

    не должны взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания (ст. 8);

    подневольные работы применяются лишь в качестве наказания за преступление (ст. 13);

    ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства и не может отказать лицу, подчиненному его власти, в равной для всех защите закона (ст. 14).

    Подзаконные акты, издаваемые президентом и правительством, также являются источниками уголовного права.

    К источникам уголовного права штатов относятся конституции штатов и уголовное законодательство. Конституционно-правово^ регулирование общественных отношений в уголовной сфере имеет определенную специфику. Хотя многие конституции штатов и повторяют предписания общефедеральной Конституции, они в значительной мере детализируют отдельные положения уголовного права. Причем степень детализации в каждом штате различна. Например, Конституция штата Иллинойс устанавливает, что мера уголовного наказания должна определяться с учетом тяжести совершенного преступления и необходимости возвращения правонарушителя к полезной для общества жизни.

    Приговор не может устанавливать лишение всех прав и состояния либо конфискацию всего имущества. Ни одно лицо не может быть выслано из штата за то преступление, которое совершено в штате (разд. 11 ст. 1).

    Нормы некоторых конституций по-разному регламентируют одни и те же институты уголовного права. Так, Конституция штата Флорида запрещает приговаривать преступника к неопределенному сроку заключения, а Конституция штата Мичиган дает возможность издавать законы, предусматривающие такие наказания.

    Разнообразие конституционно-правового регулирования во многом объясняется исторически сложившейся в США практикой самостоятельного решения штатами целого ряда правовых вопросов.

    Источниками уголовного права являются также и отдельные титулы Свода законов штата, регулирующие вопросы преступления и наказания. В отечественной юридической литературе такие титулы рассматриваются в качестве уголовного кодекса штата, поскольку по своей структуре и функциям они соответствуют общепринятым представлениям о кодифицированном законодательстве. Так, действующий с 1967 г. УК штата Нью-Йорк имеет четкую структуру. Он состоит из четырех частей:

    Это позволяет считать его логически законченным нормативным актом.

    Подзаконные акты, издаваемые высшими и местными органами исполнительной власти, также являются источниками права.

    Прецедентное право (судебное решение по конкретному делу, применяемое в отношении других сходных случаев) следует рассматривать в качестве специфичного источника уголовного права. Однако несмотря на то, что США принадлежат к англосаксонской правовой системе, роль прецедента в уголовно-правовой сфере существенно ограничена действующим законодательством.

    В настоящее время правотворческая роль судов сводится к принятию таких прецедентов, которые толкуют законодательные термины и устанавливают правила применения отдельных норм.

    Так, в 1957 г. Верховный суд США (обобщив ряд принятых ранее решений) постановил, что военные трибуналы не могут привлекать к уголовной ответственности матерей, жен и детей военнослужащих, а также гражданских лиц, работающих на военных базах, квалифицируя их противоправные действия по Кодексу военной юстиции. Данная категория граждан находится в сфере действия общеуголовного законодательства.

    Прецедентное право имеет и свои отрицательные стороны, поскольку суд, принимая решение, прежде всего учитывает конкретно-историческую обстановку в стране, а не руководствуется исключительно законодательством. Так, в 1972 г. Верховный суд постановил (по делу Фурмана), что применение смертной казни является жестоким и необычным наказанием, противоречащим 8 и 14 поправкам к Конституции. А в 1976 г. Верховный суд решил (дело Грегга), что смертная казнь сама по себе не составляет нарушения Конституции[16]. Но в любом случае, прецедентное право до сих пор остается важнейшим источником уголовного права США.

    Проблема толкования уголовного закона американскими юристами решалась по-разному. Первоначально господствовала доктрина точного (буквального) толкования. Однако в англосаксонской правовой системе такой подход оказался малопригодным, поскольку уголовное законодательство изобиловало пробелами, а юридическая техника была слишком далека от совершенства. Поэтому на смену доктрине точного толкования приходит доктрина расширительного толкования. Причем расширительно стали толковать не только основные уголовно-правовые понятия, но и признаки конкретных преступных деяний. Безусловно, это привело к расширению судейского усмотрения и как следствие - к судебному произволу.

    Если текст закона допускает различное толкование терминов, то они должны толковаться в интересах достижения общих целей уголовного законодательства (§ 105 УК штата Пенсильвания). К таким целям уголовного законодательства (согласно § 104 УК штата Пенсильвания и § 1.05 УК штата Нью-Йорк) относятся:

    запрет или предупреждение поведения, которое неоправданно причиняет или угрожает причинить значительный вред интересам личности или общества.

    предупреждение о характере поведения, объявленного преступным, и о наказании, которое может быть назначено.

    предотвращение объявления преступным безупречного поведения.

    защита правонарушителей от сурового, не соответствующего поведению или произвольного наказания.

    дифференциация на разумных основаниях опасных и малозначительных преступлений и преступников для справедливого и индивидуального отношения к ним.

    предупреждение посягательств посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний, социального восстановления личности преступника, а также изоляции осужденных, когда это требуется в интересах охраны общества.

    Действие уголовного закона во времени и по кругу лиц подчинено общим правилам и урегулировано в Конституции США, Билле о правах и конституциях штатов.

    Действие уголовного закона в пространстве обусловлено федеративным государственным устройством. В Титуле 18 Свода законов США дается определение территории США (§ 5), специальной морской юрисдикции (§ 7). Определяются также такие термины как судно США (§ 9) и летательный аппарат (§ 7).

    С точки зрения действия федерального уголовного закона в пространстве, его нормы подразделяются на две группы. Первую группу составляют нормы, действующие на всей территории США, а вторую - действующие в определенных местностях.

    Нормы первой группы устанавливают ответственность за:

    посягательства, затрагивающие интересы нескольких штатов (например, угон автомобилей);

    посягательства, затрагивающие интересы федеральных учреждений (почты), либо Соединенных Штатов в целом (государственная измена).

    Нормы второй группы устанавливают ответственность за все посягательства на:

    территориях, принадлежащих федеральным властям (заповедники, национальные парки);

    объектах, находящихся под контролем военного ведомства (военные базы);

    судах, плавающих под американским флагом в открытом море, и на самолетах, находящихся в полете в воздушном пространстве над открытым морем[17].

    Если лицо совершает преступление, не предусмотренное федеральным законодательством, на территории, подпадающей под федеральную юрисдикцию, то оно привлекается к ответственности по законодательству штата (§ 13 Титула 18 Свода законов США).

    Применение законодательства на индейских территориях имеет некоторые особенности. Согласно § 1152 на индейских территориях действует исключительная юрисдикция Соединенных Штатов. Однако данное правило не действует в случае, когда один индеец совершил преступление против личности или имущества другого индейца и был наказан по законам племени, если по условиям соответствующего договора исключительная юрисдикция в отношении таких преступлений предоставлена индейским племенам.

    Если индеец совершает какое-либо из перечисленных в § 1153 тяжких преступлений (убийство, кровосмешение, тяжкое телесное повреждение, берглэри, ограбление, поджог, нападение с опасным оружием и др.) на индейской территории, то он привлекается к уголовной ответственности, как и любое другое лицо, по законам США. Если данное преступление не предусмотрено Титулом 18 Свода законов США, то индеец привлекается к ответственности в соответствии с законом штата, на территории которого такое преступление было совершено.

    Основными источниками уголовного права США являются общее, или прецедентное, право и статутное право, т. е. законодательство.

    Источниками федерального уголовного законодательства являются: Конституция США 1787 г., акты Конгресса, подзаконные акты, а также нормы международного уголовного права, в незначительной степени – право индейских племен.

    Конституция США содержит ряд положений либо непосредственно уголовно-правового характера, либо имеющих отношение к уголовному праву. Среди них такие, например, как запрет на издание законов, имеющих обратную силу, на применение жестоких и необычных наказаний, на лишение жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства и др. В Конституции (раздел 3 ст. 111) даже закреплено определение такого преступления, как измена.

    В США нет федерального уголовного кодекса в его общепринятом понимании.

    Основными источниками уголовного законодательства штатов являются: Конституция США, конституции штатов, уголовные законы, прежде всего уголовные кодексы, и подзаконные акты.

    Ни один нормативный акт, издаваемый в штатах, не может противоречить Федеральной Конституции. Применительно к уголовному праву конституции штатов имеют как сходства с нею, так и отличия от нее. Общее состоит в том, что они, как правило, закрепляют вышеперечисленные положения Конституции страны. Отличия заключаются в том, что они содержат либо более детальную их регламентацию, либо положения, которых в ней нет. Например, в Конституции штата Орегон (§ 37 ст. 1) запрет налагать жестокие и необычные наказания дополнен указанием о том, что тяжкое убийство карается смертной казнью, если только присяжные не выскажутся за пожизненное тюремное заключение.

    Вообще, в конституциях штатов вопросам наказания уделяется большое внимание. Это касается целей наказания, видов приговоров и способов их приведения в исполнение. Например, в Конституции Аризоны сказано, что смертная казнь должна приводиться в исполнение с использованием удушающего газа. Однако в конституциях некоторых штатов можно встретить положения более общего характера, причем весьма важные. Например, Конституция Огайо запрещает привлекать к ответственности и наказывать за одно и то же преступление дважды (§ 10), а также выдавать лицо за преступление, совершенное в этом штате (§ 12).

    Состояние современного уголовного законодательства штатов трудно понять без хотя бы небольшого экскурса в его историю.

    Как уже отмечалось, еще до начала 60-х годов прошлого века оно представляло собой картину весьма неприглядную. Каждый или почти каждый штат имел свой кодекс. Однако в большинстве случаев он был таковым лишь по названию, ибо состоял из принятых в разное время актов или норм, нередко расположенных в алфавитном порядке. Законодательство штатов, принятое в разное время, испытало влияние различных школ и направлений в карательной политике и доктрине уголовного права, а также социально-экономических и политических условий, отличаясь друг от друга по всем основным параметрам (структура, круг уголовно наказуемых деяний, регулирование вопросов Общей и Особенной части, санкции за сходные или одинаковые преступления).

    В системе права штата уголовный кодекс чаще всего представлен в виде главы или раздела его свода законов. Так, УК штата Нью-Йорк – это гл. 40, УК штата Иллинойс – гл. 38, а УК штата Огайо – раздел 29, УК штата Кентукки – 50.

    Не все уголовно-правовые нормы в штатах кодифицированы, многие из них можно обнаружить в других главах или разделах сводов законов, а также в отдельных законах.

    Широко распространенной в штатах является практика регулирования уголовно-правовых отношений при помощи подзаконных актов. Причем такие акты издаются не только высшими органами исполнительной власти, прежде всего губернаторами, но и местными органами власти – в городах и округах. В последних издаются акты, которыми не только конкретизируются, адаптируются к местным условиям нормы законов, но нередко и самостоятельно предусматривается уголовная ответственность, иногда в довольно высоких пределах. Такая практика базируется на соответствующих законодательных положениях. Так, например, в п. 1 ст. 10.00 УК штата

    В большинстве штатов в силу существующих там запретов – судебных (как, например, в штате Нью-Йорк), а чаще законодательных (например, в штате Огайо – ст. 2901.03 УК или в штате Кентукки – ст. 500.020 УК) – наказывать по нормам общего права нельзя. На такое решение вопроса, во всяком случае в некоторых штатах, подвигла позиция Примерного УК (п. 1 ст. 1.05).

    В большинстве же штатов, где преступления общего права упразднены, законодательство содержит разного рода оговорки, дополнения или исключения, по существу позволяющие считать общее право источником уголовного права. Так, например, в ст. 939.10 УК штата Висконсин, наряду с положением об отмене преступлений общего права, указывается, что правила общего права, не противоречащие Уголовному кодексу, сохраняются. Чаще всего оговорки касаются таких вопросов, как обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (самооборона, принуждение, крайняя необходимость, невменяемость и др.). Но даже в штатах, законодательство которых не содержит никаких оговорок, судьи для уяснения используемых в нем терминов (тяжкое или простое убийство, ограбление, нападение, изнасилование и др.) вынуждены прибегать к соответствующим положениям общего права. Другими словами, оно широко применяется для истолкования и практического применения уголовного законодательства, в частности для определения признаков конкретных преступлений, лишь названных, но не раскрытых в нем[46].

    В США существовали различные взгляды на проблему пределов судебного толкования. Раньше всех появилась доктрина точного толкования (strict construction), направленная на ограничение сферы применения уголовно-правовых норм. Со временем, особенно в начале XX в., когда у господствующего класса возникла потребность в значительном расширении прав исполнительной власти, прежде всего в области экономики, наметился существенный отход от этой доктрины. На смену ей приходит доктрина расширительного толкования, позволявшая усилить уголовную репрессию или даже распространить ее на новые области. Отмечается, например, что Закон Смита, принятый в 1940 г. в целях борьбы с гитлеровской агентурой, путем расширительного истолкования был распространен (кстати, вопреки конституционным положениям) на участников коммунистического движения[53].

    Однако под влиянием жесткой критики того судебного произвола, который творился под прикрытием и при помощи этого толкования, сначала в Англии, а затем и в США появляется доктрина правильного, беспристрастного или нормального толкования. Появившаяся как компромисс в отношении двух первых доктрин, она в действительности оказалась лишь завуалированным вариантом второй.

    В заключение следует отметить, что источником уголовного права США также являются заключенные ими договоры (раздел 2 ст. III и ст. VI Конституции). Так, например, только при наличии соглашения об экстрадиции, заключенного США с соответствующим государством, возможна выдача лица, совершившего предусмотренное федеральным законодательством международное преступление (пиратство, угон самолета, незаконная торговля наркотиками и др.)[54].

    В весьма ограниченных пределах источником уголовного права США является право индейских племен (ст. 1152 раздела 18 СЗ США).[55]

    Читайте также: