Ударение и интонация языкознание кратко

Обновлено: 07.07.2024

- А я ещё икры съем.
- Крыс едите?
- Икры съем!

Разделы страницы о значении и видах интонаций и тонов в словах и предложениях:

  • Ударение и его виды
  • Интонация, ее элементы и назначение
  • Международные обозначения тонов и акцентуаций
  • Системы тонов (тоническая типология)

Ударение и его виды

Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное) .

Акустико-артикуляционные виды ударения

Монотоническое ударение характеризуется изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение обычно для большинства языков; возможности варьирования основной акцентной единицы невелики. Экспираторное ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным. При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном — длительностью.

Очень часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью; показательно в этом отношении восприятие русского ударения носителями языков, где имеются долгие гласные и дифтонги; якуты, например, русское ударение воспринимают как долготу гласного, заменяя ударный гласный долгим гласным или дифтонгом: лампа — лаампа, мох — муох, семя — сиэмэ. Русское ударение в то же время более сильное, чем, например, французское.

Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Политоническое ударение было в древнегреческом; имеется в китайском языке; в нем многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона: 1) ма 1 (с ровным тоном) — мать, 2) ма 2 (с восходящим тоном) — конопля, 3) ма 3 (с нисходяще-восходящим тоном) — лошадь, 4) ма 4 (с нисходящим тоном) — ругать.

Выделяемые ударением объекты

Виды словесного ударения

Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): Ленинград, железобетон, северо-восточный. В русском языке в сложных словах главное ударение падает на вторую, последнюю основу, тогда как в немецком, например, напротив, на первую основу: Federhalter — ручка, aufstehen — встать.

По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; например, на первом слоге ударение сохраняется в чешском, латышском, венгерском языках, на последний слог ударение падает во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском), на предпоследнем слоге ударение стоит в польском [и испанском] языке.

При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом и его парадигм ударение оказывается разноместным и подвижным, почему и называется свободным. Оно способствует (подобно фонеме) различению слов и их форм, ср.: замок, но замок; воды (род. п. ед. ч.), но воды (им.-вин. п. мн. ч.). Свободным ударением обладает русский язык. В нем ударение может падать на первый, второй, третий, предпоследний, последний слоги слова: липа, радоваться, молочный, бережливый, молоко.

Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: рак, рака, раку, крась, крашу, красил и т. п. Наряду с фиксированным ударением в русском языке имеются слова, при словообразовании, склонении или спряжении которых происходит передвижение ударения. Например, существительные мужского рода в современном литературном русском языке при склонении и образовании прилагательных могут сохранять ударение на основе (рак — раку — раком, раковый), могут и менять его: стол — столу — столом, столовый.

Фразовое и логическое ударение

Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Логическое (или смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы. Фразовое ударение связано с интонацией, является ее компонентом.

Такт, энклитики и проклитики

Такт— это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке.

В большинстве языков знаменательные слова, особенно имена существительные, образуют особый такт, так как имеют свое словесное и фразовое ударение. Наречия, местоимения, числительные, предлоги, артикли, союзы и некоторые частицы примыкают спереди к знаменательному слову, которое в этом случае несет не только словесное, но и фразовое ударение. Такие слова, обычно односложные, теряющие ударение и примыкающие к следующему слову, называются проклитиками.

Энклитики — это безударные слова, примыкающие, напротив, к предшествующему слову. Энклитиками бывают местоимения, послелоги, артикли, некоторые частицы. Иногда энклитиками выступают имена существительные. Так, в русском языке есть предложно-падежные формы с ударением на предлоге. Энклитическое примыкание свойственно обращениям и вводным словам.

Интонация, ее элементы и назначение

Как понятие тембра было основным при акустической характеристике звука, так и понятие интонация оказывается существенным при характеристике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи.

Элементами интонации являются: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса.

Ведущие элементы интонации — это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы — интонема (термин предложен В. А. Артемовым) и синтагма (такт). Мелодика речи — движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели — интонемы (интонационной конструкции).

В недалеком прошлом мелодика изображалась при помощи нот (так это делал, например, В. А. Богородицкий). Сейчас используется графическая кривая, которая изображает движение (вогнутость или выпуклость) и начало и конец движения тона. График в форме координат измеряет по вертикали высоту основного тона в герцах, а по горизонтали — время; сплошной линией часто показывается движение основного тона при произнесении только гласных. Мелодика вопросительной фразы Это факты? характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос. Имеют свою интонему повествовательная и восклицательная фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций.

Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку. Количество интонем ограничено. Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.

Синтагма (по Л. В. Щербе) создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции — фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.

Итак, фонетические единицы связаны друг с другом. Такт и ударение связаны друг с другом теснейшим образом. Связаны друг с другом звуки речи и слоги, в составе которых звуки взаимодействуют, создавая варьирование звуков речи, их основные и второстепенные оттенки. Варьирование произнесения звуков речи, их чередование составляет одну из отличительных особенностей звукового строя конкретных языков.

— А я ещё икры съем.
— Крыс едите?
— Икры съем!

Разделы страницы о значении и видах интонаций и тонов в словах и предложениях:

  • Ударение и его виды
  • Интонация, ее элементы и назначение
  • Международные обозначения тонов и акцентуаций
  • Системы тонов (тоническая типология)

Ударение и его виды

Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное) .

Акустико-артикуляционные виды ударения

Монотоническое ударение характеризуется изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение обычно для большинства языков; возможности варьирования основной акцентной единицы невелики. Экспираторное ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным. При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном — длительностью.

Очень часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью; показательно в этом отношении восприятие русского ударения носителями языков, где имеются долгие гласные и дифтонги; якуты, например, русское ударение воспринимают как долготу гласного, заменяя ударный гласный долгим гласным или дифтонгом: лампа — лаампа, мох — муох, семя — сиэмэ. Русское ударение в то же время более сильное, чем, например, французское.

Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Политоническое ударение было в древнегреческом; имеется в китайском языке; в нем многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона: 1) ма 1 (с ровным тоном) — мать, 2) ма 2 (с восходящим тоном) — конопля, 3) ма 3 (с нисходяще-восходящим тоном) — лошадь, 4) ма 4 (с нисходящим тоном) — ругать.

Выделяемые ударением объекты

Виды словесного ударения

Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): Ленинград, железобетон, северо-восточный. В русском языке в сложных словах главное ударение падает на вторую, последнюю основу, тогда как в немецком, например, напротив, на первую основу: Federhalter — ручка, aufstehen — встать.

По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; например, на первом слоге ударение сохраняется в чешском, латышском, венгерском языках, на последний слог ударение падает во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском), на предпоследнем слоге ударение стоит в польском [и испанском] языке.

При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом и его парадигм ударение оказывается разноместным и подвижным, почему и называется свободным. Оно способствует (подобно фонеме) различению слов и их форм, ср.: замок, но замок; воды (род. п. ед. ч.), но воды (им.-вин. п. мн. ч.). Свободным ударением обладает русский язык. В нем ударение может падать на первый, второй, третий, предпоследний, последний слоги слова: липа, радоваться, молочный, бережливый, молоко.

Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: рак, рака, раку, крась, крашу, красил и т. п. Наряду с фиксированным ударением в русском языке имеются слова, при словообразовании, склонении или спряжении которых происходит передвижение ударения. Например, существительные мужского рода в современном литературном русском языке при склонении и образовании прилагательных могут сохранять ударение на основе (рак — раку — раком, раковый), могут и менять его: стол — столу — столом, столовый.

Фразовое и логическое ударение

Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Логическое (или смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы. Фразовое ударение связано с интонацией, является ее компонентом.

Такт, энклитики и проклитики

Такт— это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке.

В большинстве языков знаменательные слова, особенно имена существительные, образуют особый такт, так как имеют свое словесное и фразовое ударение. Наречия, местоимения, числительные, предлоги, артикли, союзы и некоторые частицы примыкают спереди к знаменательному слову, которое в этом случае несет не только словесное, но и фразовое ударение. Такие слова, обычно односложные, теряющие ударение и примыкающие к следующему слову, называются проклитиками.

Энклитики — это безударные слова, примыкающие, напротив, к предшествующему слову. Энклитиками бывают местоимения, послелоги, артикли, некоторые частицы. Иногда энклитиками выступают имена существительные. Так, в русском языке есть предложно-падежные формы с ударением на предлоге. Энклитическое примыкание свойственно обращениям и вводным словам.

Интонация, ее элементы и назначение

Как понятие тембра было основным при акустической характеристике звука, так и понятие интонация оказывается существенным при характеристике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи.

Элементами интонации являются: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса.

Ведущие элементы интонации — это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы — интонема (термин предложен В. А. Артемовым) и синтагма (такт). Мелодика речи — движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели — интонемы (интонационной конструкции).

В недалеком прошлом мелодика изображалась при помощи нот (так это делал, например, В. А. Богородицкий). Сейчас используется графическая кривая, которая изображает движение (вогнутость или выпуклость) и начало и конец движения тона. График в форме координат измеряет по вертикали высоту основного тона в герцах, а по горизонтали — время; сплошной линией часто показывается движение основного тона при произнесении только гласных. Мелодика вопросительной фразы Это факты? характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос. Имеют свою интонему повествовательная и восклицательная фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций.

Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку. Количество интонем ограничено. Интонация не только способствует выражению логико-грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего.

Синтагма (по Л. В. Щербе) создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции — фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.

Итак, фонетические единицы связаны друг с другом. Такт и ударение связаны друг с другом теснейшим образом. Связаны друг с другом звуки речи и слоги, в составе которых звуки взаимодействуют, создавая варьирование звуков речи, их основные и второстепенные оттенки. Варьирование произнесения звуков речи, их чередование составляет одну из отличительных особенностей звукового строя конкретных языков.

Международные обозначения тонов и акцентуаций

Системы тонов (тоническая типология)

  1. Индокитайская
  2. Нилотская
  3. Сербско-шведско-литовская (праиндоевропейская)

Суперсегментные признаки: ударение и интонация. Функции данных признаков в языке

Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют.

Просодические признаки – ударение и интонация.

Суперсегментная фонетика

Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства).
Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы.

УДАРЕНИЕ

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

В этом разделе речь будет идти о словесном ударении.

Функции ударения

Основные функции ударения:

ИНТОНАЦИЯ

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.):
1) мелодика, т.е. движение тона по фразе,
2) различные типы ударения,
3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Функции интонации.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Функции интонации можно разделить на:

1) основные
• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные
единицы);
• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
• выделение той или иной единицы из числа однородных;
2) вторичные
• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).


24.02.2016, 17822 просмотра.

Фонетика как раздел языкознания

ФОНЕТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Цель: дать представление об основных фонетических единицах

Основные понятия: фонетика, звук, фонема, слог, ударение, фонетическое слово, интонация

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Фонетика — наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Изучает звуковую сторону языка.

Фонетика – это наука о звуковой системе языка. Она изучает:

Образование звуков речи (артикуляцию).

Звучание их (акустические свойства)

Фонетические процессы речи (изменение акустических свойств звуков в потоке речи).

Звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы)

Ударение в словах и во фразах.

Отношение звуковой стороны языка и грамматической системы, графики, орфографии, орфоэпии.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношение с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.

Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы, объединенная одним словным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — это минимальная (неделимая) единица звучащей речи. Звук речи характеризуется с трех сторон:

Звучание – колебательные движения воздушной среды, которые образуются при прохождении воздушной струи через органы речевого аппарата.

Цель лекции – раскрыть природу русского словесного ударения, дать понятие об интонации, ее функциях.

1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

2. Функции словесного ударения.

3. Безударные слова.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

5. Интонация. Элементы интонации.

6. Функции интонации.

7. Понятие об интонационных конструкциях.

1. Фонетическая природа русского словесного ударения

Словесное ударение – это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое.

Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным.

Особенностью русского словесного ударения является его подвижность – возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: бeлый – белa – белeе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонить – звонил; тoрт – тoрты – тoрта .

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (дрeвнерусский), многие сложносокращённые слова (стрoйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (oкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (aэрофoтосъeмка).

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается: хлебозавoд, достовeрный.

2. Функции русского ударения

Словесное ударение выполняет в языке разные функции. Благодаря организующей функции слоги и части синтагм объединяются в фонетическое слово; делимитативная функция – это способность служить средством разделения фонетических слов одного от другого; лексикологическая (смыслоразличительная) функция ударения является средством различения смысла слов (aтлас и атлaс); морфологическая функция ударения – быть дополнительным средством разграничения грамматической формы одного слова или разных (вoлос и волoс, пuща и пищa).

Местом ударения могут различаться варианты слов:

– общеупотребительный и профессиональный (дoбыча и добыча);

– литературный и диалектный (хoлодно и холоднo);

– литературный и просторечный (магазuн и магaзин);

– нейтральный и разговорный (приговoр и прuговор).

3. Безударные слова

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, называется, как мы уже говорили, проклитикой.

Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра / и брат; сказал, /чтобы пришли; не знаю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой; энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном).

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса [т’ьл, иэса]); дьяк он [д'jак-он] (ср. дьякон [д'jакън]) и др. Отдельные клитики могут сохранять признаки самостоятельного слова, характеризуясь побочным ударением. Такие клитики называют относительными, например: во фразе Через весь залив тянулся луч прожектора выделяется в первом слове относительная проклитика чeрез – вeсь, которая характеризуется слабым ударением.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение

Если в составе фразы или такта имеется несколько фонетических слов, то одно из них выделяется с большей силой и длительностью. Выделение одного из речевых тактов во фразе называется фразовым ударением (. ), выделение одного из слов в речевом такте – тактовым ударением (˝). Фразовое и тактовое ударение не связаны прямо со смыслом; слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением не являются важными в смысловом отношении.

Их функция заключается в организации (объединении) фонетических слов и речевых тактов в составе фразы. Слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением, находятся обычно в конце, они служат границами фраз и тактов.

Логическое ударение сильнее фразового и может падать на любое слово во фразе и такте. Логическое ударение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, выражает субъективную оценку: У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения.

5. Интонация. Элементы интонации

Наряду с ударением большую роль в построении фраз и речевых тактов играет интонация.

С точки зрения акустики интонация – это изменение частоты основного тона и интенсивности. Кроме того, интонация включает в себя и другие характеристики: темп, логическое ударение, ритм, тембр, паузы.

Мелодика – это понижение или повышение голосового тона. Фразы На улице дождь; На улице дождь? произносятся с разной интонацией и у них разная мелодика. В первой фразе голосовой тон к концу понижается, а во второй – повышается. В зависимости от повышения и понижения голоса выделяются разные интонационные конструкции.

Между фразами обычно бывает перелом голосового тона, сопровождающийся паузой.

Темп характеризуется скоростью произнесения речевых отрезков. Темп различается не только в разных языках, но и в одном языке: одна и та же фраза может быть произнесена с разной скоростью. Медленный темп отличается некоторой торжественностью. Определенный темп речи соблюдается при диктовке, беседе.

Логическое ударение – это выделение во фразе или такте слова, важного по смыслу.

Тембр – это окраска голоса, которая может меняться; тембр может быть мягким, строгим, повелительным, заискивающим и т.д.

6. Функции интонации

Основной фонетической функцией интонации является организующая: интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фразы и такты. Кроме того, интонация объединяет фонетические слова в речевые такты, а такты во фразы.

Различая в потоке речи предложения разных видов, интонация выполняет и коммуникативную функцию. Так, благодаря интонации мы различаем основные коммуникативные значения предложений: повествование, вопрос, побуждение. Ср.: Мы идем в библиотеку. Мы идем в библиотеку? Мы идем в библиотеку.

Интонация может указывать на различные семантические и грамматические отношения между единицами, образующими высказывание. Реплика Хороо-ошенькая история!, произнесенная с особой интонации может получить иную смысловую интерпретацию.

Интонация может передавать отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника, передавать информацию об эмоциональном состоянии говорящего.

7. Понятие об интонационных конструкциях

В русском языке традиционно выделяют шесть или семь (Е.А. Брызгунова) основных интонационных конструкций (ИК). ИК представляет собой упрощенную схему движения голосового тона. Каждая ИК имеет три обязательных элемента – центр (слог, на который падает основное ударение рассматриваемой единицы), предцентровую часть (слоги, предшествующие центру) и постцентровую часть (слоги, находящие за центром). Предцентровая или постцентровая часть может отсутствовать: например, во фразе Кто здесь? отсутствует предцентровая часть, а во фразе Я тут нет постцентровой части.

У всех ИК одинакова предцентровая часть, которая произносится на среднем уровне. Основное движение тона – понижение или повышение –происходит в центре. Постцентровая часть может произноситься выше среднего или ниже среднего тона. Таким образом, основными различительными признаками ИК является соотношение мелодики в центре и постцентровой части. Различают шесть основных ИК.

ИК-1 характеризуется резким понижение тона в центре и произнесение постцентровой части ниже среднего. Такая интонация встречается при завершенности в повествовательных предложениях: Ночью выпал снег. (Центр ИК находится на ударном слоге выделенного слова).

ИК-2 – тон в центре незначительно понижается или остается на прежнем уровне, в слоге за центром тон ниже среднего. Такая интонация характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом: Где пройдет встреча?

ИК-3 – на звуках центра наблюдается резкое повышение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова, а также характеризует неконечные синтагмы: Ты прочитала эту книгу?

ИК-4 – на звуках центра наблюдается нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: А в чем дело?

ИК-5 – имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго – нисходящее, постцентровая часть – ниже среднего. ИК-5 используется для выражения высокой степени признака, действия, состояния: Как давно это было!

ИК-6 – в центре происходит резкое повышение тона, последующие слоги произносятся выше среднего; используется для выражения неожиданного обнаружения высокой степени признака, состояния: Как она танцует!

1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.

2. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 1998.

3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.

4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2000.

5. Черемисова-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют.

Просодические признаки – ударение и интонация.

Содержание

Суперсегментная фонетика

Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства).
Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы.

УДАРЕНИЕ

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

В этом разделе речь будет идти о словесном ударении.

Функции ударения

Основные функции ударения:

ИНТОНАЦИЯ

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.):
1) мелодика, т.е. движение тона по фразе,
2) различные типы ударения,
3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Функции интонации.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Функции интонации можно разделить на:

1) основные
• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные
единицы);
• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
• выделение той или иной единицы из числа однородных;
2) вторичные
• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).


24.02.2016, 19841 просмотр.

Читайте также: