Учреждение государственной почты история 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древняя почта

Ещё в стародавние времена люди пытались передавать информацию на расстояния. После появления речи, а затем и письменности, появилась возможность отправлять специально обученных людей в конкретный пункт с новой информацией.

Самым известным гонцом древнего мира был Фидиппид. Именно он пробежал более 40 километров с Марафона до Афин, чтобы сообщить жителям главного города Греции, что битва с персами проиграна и нужно готовиться к обороне. Именно благодаря этому гонцу-курьеру удалось спасти Афины, а возможно - и выиграть войну.

Древние персы совершили огромный прорыв в развитии почты, создав специальный "путь для конных гонцов". Он был разделен на участки, каждый заканчивался пунктом, где менялись лошади, а иногда и курьеры. По сути, был использован принцип эстафеты для того, чтобы быстрее пройти путь.

С упадком Римской империи перестала существовать и государственная почтовая система. Зато развитие получили частные гонцы патрициев. Часто это были их рабы, доставлявшие послания на небольшие расстояния.

Средние века

В ранний период средних веков произошел упадок почтового ремесла. Великое переселение народов, постоянные войны, отсутствие сильного централизованного государства - все это негативно влияло на развитие почты. В конце первого тысячелетия все же появляются отдельные направления почты, которые со временем становятся отдельными ее разновидностями в отсутствие государственной почты.

  1. Церковная почта. Рим был центром католического мира, а значит - из епископств и отдаленных провинций необходимо было постоянно писать о состоянии дел. Кроме того, шел процесс христианизации новых народов, а там быстрая реакция была важна, нужно было постоянно “держать руку на пульсе”.
  2. Купеческая. С развитием торговли, купцы понимают, что во время переездов можно еще и заработать на доставке корреспонденции.
  3. Цеховая почта. Часто ученики в цехах путешествовали в другие города для обучения ремеслу. Так “в придачу” им еще и давали письма. Позже возникла идея, что отдельный цех должен отвечать за почту. В некоторых городах возникла "Почта мясников". Именно работники этого цеха возили почту в соседние города, за что получали освобождение от уплаты налогов.
  4. Университетская. В XIII веке появляются новые учебные заведения - университеты. Молодежь уезжает далеко от родного дома в поисках образования. Чтобы уменьшить тоску по родным, университеты предлагают за отдельную плату “почту к родным”.
  5. Городская почта. С развитием магдебургского права города получают самоуправления: они заключают союзы (например, Ганза), улучшают торговые связи. Это все создавало необходимость быть “в контакте”. Так и возникает городская почта, обслуживающая союзные между собой города.

Королевская почта

Развитие централизованного государства открыло дорогу для развития государственной (а в то время - королевской) почты. Существует несколько причин, зачем королям это было нужно:

  1. Военная ситуация и поиск союзников вынуждали королей создать сеть своих курьеров, чтобы быстро доставлять информацию. В 1464 году француз Людовик XI создал систему королевских курьеров. Их арест, грабеж или убийство наказывались смертной казнью.
  2. Королевские курьеры кроме доставки писем могли также разведывать положение дел у соседей. Со временем каждое государство пытается еще и проверять корреспонденцию, нарушая тайну переписки. Польский король Ян Собесский в XVII веке создал специальную службу, которая вскрывала все письма и проверяла их на наличие секретной, опасной и важной для короля информации.
  3. Правление династий в различных государствах вынуждало постоянно следить за тем, что происходит в другой стране. Валуа немного правили в Польше, Габсбурги - в Испании или Нидерландах, королям Речи Посполитой, Пруссии и Австрии принадлежали территории в Италии. Единственный способ отдать приказ своему удаленному наместнику - написать письмо. Чем быстрей оно доедет - тем быстрее наместник его исполнит.

Со временем короли понимали, что раз курьер едет в другой город, то может забрать и частные письма. Там они могут попадать в сортировочный пункт, а оттуда отправляться в разные части Европы.

В 1490 семья Тассо создали для Габсбургов королевскую почту - Турн-и-Таксис. В XVI веке возникла почта в Речи Посполитой и на немецких землях. Не каждый мог позволить себе услуги почтальона. Например, в Польше отправка одного письма стоила 6 грош. За эти деньги в то время можно было купить 4 курицы.

Но с развитием сети курьеров, улучшением дорог и увеличением почтовых станций цены снижаются. В XVIII веке в Речи Посполитой одно письмо стоило уже 10 грош, но за эти деньги можно было позволить себе лишь несколько куриных яиц.

Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом.


Дроны почти полностью заменили почтальонов

Часть первая: сигнальные костры


Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.

Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком — и чаще всего в военных целях — разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) — перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.

Как развивалась почта

Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.

В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные — письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.


Почта менялась каждый век

Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Первая почта

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет — неплохая история для частной почты.


История почты в России

Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше — вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.


Со временем почта стала современной

Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством — вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.


Так выглядит почта будущего

Часть вторая: современный мир почты

Самая крупная почта в мире

Почтовая служба США (USPS) считается крупнейшим работодателем во всем мире: благодаря ей, работу имеют 870 тысяч человек.

Как работает современная почта


На почте работают сотни тысяч человек

Изначально перевозчики транспортировали корреспонденцию пешком и на лошадях, постепенно пересаживаясь на дилижансы, поезда, автомобили, грузовики и, в конечном итоге, на самолеты. Развитие почты оказало важное влияние на развитие дорожной системы практически любой страны. Интересные способы доставки почты включали (а иногда включают до сих пор) мулов, управляемые ракеты (да-да), мотоциклы, собак и почтовых голубей.

Не менее интересным, элегантным и олдскульным явлением была пневматическая почта середины 19 века, появившаяся в некоторых крупных городах Европы и Америки. Почтовые станции соединялись подземными трубами, через которые с помощью сжатого или разреженного воздуха отправлялись капсулы с письмами. Впрочем, с развитием новых технологий такие пневмопочты постепенно закрывались. Последняя такая система функционировала в Праге до наводнения 2002 года. И все же, ее пытаются восстановить.

Почтовые голуби уже не доставляют письма, но успешно используются для других заданий. В некоторых провинциальных районах Англии и Франции голубей используют для доставки проб крови в больницы. Торговцы наркотиками отправляют с голубями героин из Афганистана в Пакистан.

Что происходит, когда вы кладете письмо в почтовый ящик?


Вы просто отправляете письмо. Куда оно идет?

Итак, вы правильно заполнили свое письмо, снабженное соответствующей маркой, и бросили его в ящик на почте (или где-нибудь еще). Впрочем, конверт не всегда обязательно бросать в общественный ящик: на одном из островов тихоокеанского государства Вануату в 50 метрах от берега находится подводная почтовая станция. С помощью специального непромокаемого конверта, дайверы могут опустить письмо в подводный ящик или отдать дежурном почтальону-дайверу. Такие подводные ящики также имеются в Японии, Малайзии, на Багамах и других курортах.

На любой почтовой марке должно стоять название выпустившей ее страны латинскими буквами. Если такого названия на марке вы не нашли — поздравляем, это британская марка. Великобритания освобождена от такой обязанности как первая в истории страна, включившая марки в обиход.

Почтовый перевозчик достает письма вместе с вашим из ящиком и отвозит в почтовое отделение. Там вся почта грузится на машину и отправляются на завод по обработке почты или другое соответствующее учреждение.

На заводе машины или люди (у нас люди, в США уже машины) сортируют письма по формам и размерам. Также они переворачивают конверты так, чтобы их адреса были направлены в одном направлении. Машина ставит печатные линии поверх почтовых марок, чтобы их не смогли использовать повторно.

В США, на тыльной стороне каждого письма также отпечатывается уникальный флуоресцентный штрих-код. Оптический сканер считывает адрес, а затем штрих-код, представляющий конкретный адрес, наносится на конверт. Если сканер не может считать адрес, письмо сортируется вручную.

Другие обрабатывающие машины считывают эти штрих-коды и отправляют письма в корзины в зависимости от ZIP-кодов — аналогичных нашим индексам — по которым в дальнейшем письма направляются в следующие регионы. Почтовое деление России следует административному делению страны. Введенная в 1971 году система шестизначных почтовых индексов была унаследована от СССР и осталась практически неизменной. Первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации. Следующие три — номеру почтового отделения в нём.


Почтальонам главное не перепутать письма

На последнем заводе обработки корреспонденции, сортировочные машины считывают штрих-коды и сортируют письма по порядку отправки и загрузки в почтовый транспорт. Далее развозятся по отдельным почтовым отделениям и получают личных почтальонов.

Как устроена почта в мире

Что касается мировых компаний, ежегодно отгружающих огромное количество посылок, некоторые из них уже можно назвать автономной и всемирной почтовой службой. Грузовая компания FedEx Express располагает самым большим парком грузовых самолетов в мире — на сегодняшний день их более 650. На случай возникновения сверхнормативных задач по транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолетов — на всякий случай.

Специальный проект "История почты" подготовлен при поддержке компании "Бандеролька".

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.


Во времена Кира и Дария в Персии(558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

109_1.JPG

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 – 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 – 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

112.JPG

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

110.JPG

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

101.JPG
102.JPG
103.JPG

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

104.JPG

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

111.jpg

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

113.JPG


О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

115.jpg

File:1987 CPA 5860.jpg

114.jpg

История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.


Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Содержание

Почта на Руси






Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке [2] , в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране [2] . Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.



В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.



О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют [2] .

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург. [9] При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711 [10] ), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Читайте также: