Учет текущей аренды кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аренда основных средств – это передача объекта во временное пользование. Арендодатель передает арендатору основное средство по договору аренды. Срок аренды может быть любой: менее года – краткосрочная аренда, более года – долгосрочная аренда.

Договор аренды может предусматривать переход права собственности на арендуемое основное средство.

Как происходит бухгалтерский учет аренды основных средств у арендодателя и арендатора, какие проводки должны отразить обе стороны. Как учитываются расходы на ремонт и реконструкцию арендованного объекта?

Бухгалтерский учет аренды ОС у арендодателя

Сдача в аренду основных средств может быть обычным видом деятельности организации, а может быть и разовой операцией. При этом счет учета доходов и расходов от арендных операций различный.

Все расходы, связанные с передачей объекта основных средств в аренду, собираются по дебету счетов учета затрат (20, 23, 26, 44). После чего в конце месяца списываются одной суммой в дебет сч. 90 проводкой Д90/2 К20, 23, 26, 44. В качестве расходов может выступать амортизация, которую арендодатель продолжает начислять каждый месяц, или расходы на ремонт, если он выполняется арендодателем.

Все доходы, связанные с передачей объекта в аренду, отражаются по кредиту сч. 90, в частности, это поступающие арендные платежи, проводка Д76 К90/1.

По окончании отчетного период на сч. 90 определяется финансовый результат, прибыль или убыток, которые отражается на сч. 99.

Расходы по объектам, сданным в аренду, отражаются по дебету сч. 91, доходы в виде арендных платежей по кредиту сч. 91.

Арендные платежи должны включать НДС, поэтому арендодатель должен начислить НДС с полученных платежей (проводка Д91/2 (90/2) К68) и уплатить его в бюджет.

Проводки, которые выполняются в бухгалтерском учета арендодателя:

66464

Бухгалтерский учет у арендатора

Арендатор принимает основное средство по договору аренды на забалансовый счет 001, отражает по дебету этого счета стоимость объекта, указанную в договоре аренды.

Амортизацию по арендованным ОС организация не начисляет.

Арендные платежи, которые платит организация списываются в счета учета расходов по обычным видам деятельности проводкой Д20 (44) К76.

Уплата арендных платежей арендодателю отражается проводкой Д76 К51.

При возврате арендуемого имущества, оно снимается с забалансового счета 001 (К001).

Проводки по учету арендованных основных средств у арендатора:

54456546

Выкуп арендатором арендованного основного средства

Если организация решила выкупить арендованное основное средство, то при этом она должна оплатить выкупную стоимость арендодателю (проводка Д76 К51).

Как обычно, при поступлении основного средства на баланс предприятия все расходы, связанные с его поступлением собираются на 08 счете. Так и в этом случае.

Выкупная стоимость, которую организация заплатила арендодателю за основное средств, взятое ранее в аренду, относится к капитальным вложениям в это основное средство и отражается на 08 счете (проводка Д08 К76).

Уплаченные ранее арендные платежи также относятся к вложениям в основное средств и также отражаются на 08 счете. Эти платежи будут считаться начисленной амортизацией по объекту, проводка имеет вид Д08 К02.

После чего объект вводится в эксплуатацию проводкой Д01 К08.

Проводки при выкупе арендованного основного средства:

5456

Ремонт арендованного ОС

Текущий ремонт может быть проведен самим арендатором за свой счет, тогда все расходы на ремонт списываются на счета учета затрат по обычным видам деятельности. В качестве расходов могут выступать потраченные материалы (проводка Д20 (44) К10), зарплата работников организации, занятых в ремонте (проводка Д20 (44) К70), услуги сторонних организаций (проводка Д20 (44) К76).

Проводки по учету расходов на ремонт у арендатора:

56465445

2. Ремонт за счет арендодателя

Если договор аренды предусматривает ремонт основных средств за счет арендодателя, то расходы арендатора могут быть зачтены в счет будущих арендных платежей. При этом все расходы арендатора на ремонт по-прежнему списываются на 20 или 44 счет проводками, указанными выше.

После чего все расходы на ремонт, собранные на 20 (44) счете списываются в дебет сч. 76, на котором ведется учет всех арендных платежей, проводка Д76 К20 (44).

Галичевская Е. Н.

Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом основных средств.
Разберем порядок отражения на счетах бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств, переоценки, ремонта, модернизации и реконструкции.

Аренда основных средств

Основные средства — это, как правило, дорогостоящее имущество. Поэтому нередко организации приобретают в собственность только часть необходимых им средств труда, а остальные берут во временное пользование за плату. И наоборот — основные средства, которые одной организацией не используются, могут быть переданы в аренду другому лицу.

При передаче объекта основных средств в аренду следует оформить следующие документы: договор аренды и акт приема-передачи арендованного имущества.

Бухгалтерский учет аренды у арендатора

Арендатор при получении объекта ОС в аренду учитывает его по инвентарному номеру, который был присвоен арендодателем.

Амортизацию по полученному в аренду основному средству арендатор не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Арендатор при получении объекта ОС в аренду делает проводку:

При списании арендатором делается обратная проводка:

Затраты организации на аренду являются расходами по обычным видам деятельности, если арендованные ОС используются в производственной деятельности.

Если арендатор заключает договор аренды с организацией или ИП, то следует сделать следующие проводки:

Дебет 20, 44. Кредит 76 — отражаются расходы по аренде (на конец каждого месяца, если за аренду платится по итогам каждого месяца)

Дебет 19 Кредит 76 — отражается НДС

Дебет 76 Кредит 50, 51 … - объект ОС оплачен

Проводки по аренде в компании при УСН, если договор заключен с организацией или ИП:

  • Дебет 20, 44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 20 Кредит 76 — отражен НДС (если в учетной политике отражено условие о том, что сумму НДС, предъявленную арендодателем, организация может не отражать на счете 19)
  • Дебет 76 Кредит 50, 51… — оплачена арендная плата
  • Дебет 19 Кредит 76 — НДС
  • Дебет 20, 44… Кредит 19 — списан НДС

Проводки по аренде, если договор заключен с физическим лицом (в том числе с работником):

  • Дебет 20, 44… Кредит 73, 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 73, 76 Кредит 68 — удержан НДФЛ
  • Дебет 73, 76 Кредит 50, 51… - оплачена арендная плата

В случае, когда условиями договора предусмотрена оплата аренды авансом, то на дату перечисления аванса следует составить проводки:

  • Дебет 76 Кредит 50,51 — перечислен аванс
  • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

Каждый месяц следует показывать аренду в составе расходов:

  • Дебет 20,44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 19 Кредит 76 — отражен НДС
  • Дебет 68 Кредит 19 — НДС к вычету
  • Дебет 76 Кредит 68 — восстановлен НДС с предоплаты
  • Дебет 76.1 Кредит 76.2 — зачтен аванс в счет арендной платы

Бухгалтерский учет аренды у арендодателя

Переданное в аренду основное средство остается в собственности арендодателя. Следовательно, его стоимость с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Проводки при передаче в аренду объектов основных средств:

  • Дебет 01.1, 03.1 Кредит 01.2, 03.2 — объект ОС передан в аренду
  • Дебет 02.01 Кредит 02.02 — отражается амортизация по переданному в аренду объекту ОС.

При возврате арендатором объекта ОС делаются обратные проводки.

Не следует забывать, что ежемесячно арендодателю следует продолжать начислять на переданный объект ОС амортизацию (п. п. 49, 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Амортизация признается расходами по обычным видам деятельности (в случае, если для арендодателя аренда является видом деятельности организации).

Поступающие от арендатора платежи по аренде являются прочим доходом и отражаются на счете 91. В случае, если передача имущества в аренду является основным видом деятельности, то поступающие платежи будут являться доходом от обычных видов деятельности и отражаться на счете 90 (п. 5, 7 ПБУ 9/99).

В зависимости от условий договора аренды арендная плата может поступать арендодателю различным образом. Например, ежемесячно — по истечении каждого месяца или, наоборот, в виде авансовых платежей. Соответственно, в бухгалтерском учете отражение поступления арендных платежей может быть различным.

В случае, когда арендатор перечисляет платежи по истечении каждого месяца, в бухгалтерском учете делается запись:

  • Дебет 76 Кредит 90, 91 — отражен доход от аренды
  • Дебет 90, 91 Кредит 68 — начислен НДС
  • Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили денежные средства за аренду

Если арендодатель и арендатор договорились о внесении арендной платы авансом, то есть до начала очередного периода пользования арендованным имуществом (месяца, квартала и т.д.), то проводки будут следующими:

Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили авансовые арендные платежи

  • Дебет 76 Кредит 68 — НДС с аванса
  • Дебет 76 Кредит 90, 91 — арендные платежи отражены в составе доходов организации
  • Дебет 90,91 Кредит 68 — начислен НДС
  • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

Если по условиям договора ремонт и страхование основных средств лежит на арендодателе, то расходы на них следует учитывать в составе прочих расходов.

Лизинг основных средств

Бухгалтерский учет у лизингодателя

Проводки по приобретению предмета лизинга:

  • Дебет 08 Кредит 60 — отражаются затраты, связанные с приобретением имущества, предназначенного для сдачи в лизинг
  • Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
  • Дебет 03 Кредит 08 — имущество, предназначенное для сдачи в лизинг, принято к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности

Если предмет лизинга числится на балансе лизингодателя, передача имущества лизингополучателю отражается лишь записями в аналитическом учете по счету 03 (абз. 3 п. 3 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

Проводка при передаче объекта ОС в лизинг будет следующей: Дебет 03.2 Кредит 03.1 — имущество передано в лизинг.

С месяца, следующего за месяцем передачи предмета лизинга лизингополучателю, начисляется амортизация (п. 17 ПБУ 6/01) и делается проводка Дебет 20 Кредит 02.

Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды.

Доходы по договору лизинга в виде лизинговых платежей для лизингодателя являются доходами по обычным видам деятельности (данные доходы следует признавать ежемесячно).

Проводки при получении платежей по лизингу:

Бухгалтерский учет у лизингополучателя

Проводка при поступлении основного средства будет следующей: Дебет 001 — имущество, поступившее в лизинг, отражено на забалансовом учете.

Проводка: Дебет 08 Кредит 76 — отражается принятие предмета лизинга, полученного от лизингодателя.

Проводка будет следующей: Дебет 01 Кредит 08 — предмет лизинга переведен в состав основных средств.

Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга в составе ОС.

Дебет 20 Кредит 02 — начислена амортизация.

Переоценка

Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств организации является правом организации, а не ее обязанностью. Решение о переоценке должно следует закрепить в учетной политике. Если руководство решило не проводить переоценку, то запишите в учетной политике, что переоценка ОС не проводится.

Если же организация решила проводить переоценку, то в учетной политике следует указать, какие группы ОС будут переоцениваться (выбираются однородные группы объектов). Например, все здания и сооружения.

Чтобы провести переоценку, необходимо: (п. п. 14, 15 ПБУ 6/01):

1. Определить текущую (восстановительную) стоимость ОС (текущая (восстановительная) стоимость- это сумма, которую организация потратила бы сегодня на покупку точно такого же ОС).

2. Отразить результаты переоценки в бухучете.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:

  • данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • оценка бюро технической инвентаризации;
  • экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

При принятии решения о переоценке основных средств следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (Ч.2 п.15 ПБУ 6/01). Переоценка может проводиться не чаще одного раза в год (п. 15 ПБУ 6/01, п. п. 44, 45 Методических указаний по учету ОС).

Пример (п. 44 Методических указаний по учету ОС)

Стоимость объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов, на конец предыдущего отчетного года — 1000 тыс. рублей. Текущая (восстановительная) стоимость объектов этой однородной группы на конец отчетного года 1100 тыс. рублей. Надо ли отразить результаты проведенной переоценки на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности?

Решение

Результаты проведенной переоценки необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной (1100 — 1000): 1000 (более 5%).

Этапы проведения переоценки

  1. Подготовка к переоценке (проверка наличия объектов ОС, подлежащих переоценке).
  2. Оформление приказа о переоценке (решение о проведение переоценки — на 31 декабря).
  3. Оформление расчета переоценки.
  4. Отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете
    и отчетности (на 31 декабря).

Расчет переоценки может быть произведен в бухгалтерской справке. Если объектов много, то лучше оформить ведомость в произвольной форме, где указать наименование объекта основного средства. В инвентарной карточке (форма ОС-6) следует отразить результат переоценки (в разделе 3). Информация из карточек ОС-6 нужна будет при выбытии.

Отражение результатов переоценки в бухучете

В результате проведенной переоценки стоимость объекта ОС может быть, как увеличена, если была произведена дооценка, так и уменьшена, если была проведена уценка.

Если переоценка проводится впервые:

В этом случае бухгалтер в учете сделает следующие записи:

При дооценке:

  • Дебет 01 Кредит 83 — отражается дооценка
  • Дебет 83 Кредит 02 — отражается амортизация по ОС (увеличение)

При уценке:

  • Дебет 91 Кредит 01 — отражается уценка
  • Дебет 02 Кредит 91.1 — отражается амортизация по ОС (уменьшение)

Последующая переоценка — дооценка

  • Сумма новой дооценки относится на счет 83 в случае, когда объект ОС ранее уже дооценивался.
  • Сумма дооценки в пределах сумм уценки объекта, проведенной в предыдущие периоды и отнесенная ранее на счет 91, относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уценивался (Дебет 01 Кредит 91.1 и Дебет 91 Кредит 02).
  • Если сумма дооценки будет превышать сумму предыдущей уценки, которая отнесена на счет 91, то сумму превышения следует отразить на счете 83 (Дебет 01 Кредит 83
    и Дебет 83 Кредит 02)

Последующая переоценка — уценка

  • Сумма новой уценки относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уже уценивался.
  • Сумма уценки в пределах суммы дооценки объекта, проведенной в предыдущие периоды, относится в уменьшение добавочного капитала (счет 83) в случае, когда объект ОС ранее дооценивался (Дебет 83 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 83).
  • Если сумма уценки превысит сумму дооценки, отнесенной на счет 83, то сумма превышения должна быть отражена на счете 91 (Дебет 91 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 91).

Пример

Восстановительная стоимость до переоценки составила 500 000 рублей, амортизация — 125 000 рублей.

На 31 декабря рыночная стоимость оборудования составила 375 000 рублей.

Какие проводки следует сделать в бухгалтерском учете?

Решение

  1. Определяем коэффициент пересчета.
    375 000 / 500 000 = 0,75.
  2. Пересчитываем амортизацию.
    125 000 * 0,75 = 93 750 руб.
    Разница между накопленной амортизацией и пересчитанной:
    125 000 — 93 750 = 31 250 руб.
  3. Определяем сумму уценки оборудования.
    (500 000 -375 000) – (125 000 — 93 750) = 93 750 руб.
  4. Проводки:
    Дебет 02 Кредит 01 — 31 250 руб. – отражается корректировка амортизации
    Дебет 83 Кредит 01 — 93 750 руб. – отражается сумма уценки

Согласно п.15 ПБУ 6/01, при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на нераспределенную прибыль организации (на счет 84).

Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

Устранение неисправностей объекта основных средств, замена деталей можно считать ремонтом основных средств. Под модернизацией, реконструкцией понимается улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например, увеличение срока полезного использования, мощности и т.п.

Расходы на проведение ремонта объекта основного средства следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности в том периоде, когда производился ремонт, а расходы на реконструкцию, модернизацию — в состав капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости объекта.

Согласно п. 27 ПБУ 6/01, затраты на реконструкцию, модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Порядок начисления амортизации после завершения реконструкции, модернизации прописан в п. 60 Методических указаний по учету основных средств.

После завершение ремонта, реконструкции, модернизации составляется Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

Пример пересмотра срока полезного использования объекта ОС в результате дооборудования

Станок производственный Н-135 стоимостью 504 000 руб. и сроком полезного использования 6 лет (72 мес.) дооборудовали после 4 лет (48 мес.) эксплуатации. Стоимость дооборудования составила 67 200 руб. В результате дооборудования был пересмотрен срок полезного использования. Его увеличили на 18 месяцев.

Рассчитаем остаточную стоимость станка и определим месячную сумму амортизационных отчислений.

Решение

504 000 руб. - (504 000 руб. / 72 мес. х 48 мес.) + 67 200 руб. = 235 200 руб.

  1. Определяем месячную сумму амортизационных отчислений

Новая норма: 72 мес. – 48 мес. + 18 мес. = 42 мес.

Месячная сумма амортизационных отчислений: 5 600 руб. (235 200 руб. / 42 мес.).


Договор аренды – правовой акт, в котором указываются:

1) наименование и качественные характеристики передаваемого основного средства;

3) размер и порядок оплаты арендной платы;

4) порядок возврата объекта.

Основными видами аренды являются:

– финансовая аренда (лизинг).

Имущество, передаваемое в текущую аренду, продолжает числиться на балансе арендодателя и отражается у него в бухгалтерском учете обособлено. Арендодатель обязан выполнять за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, начислять по нему амортизацию. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и платить арендную плату в соответствии с договором.

Бухгалтерские записи, осуществляемые арендатором и арендодателем, представлены в табл. 8.17.

Учет операций по аренде основных средств

Принято к учету основное средство, взятое в аренду

Начислена арендная плата

Арендная плата – НДС

Учтен НДС по арендной плате

Перечислена арендная плата

Снято с учета арендованное основное средство

Основное средство переведено в состав арендованных

Начислена арендная плата

Начислен НДС по арендной плате

Начислена амортизация по арендованному основному средству

Получены денежные средства (арендная плата) от арендатора

Основное средство переведено в состав собственных

Лизинг – это разновидность финансовой аренды, в которой участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель, а также присутствует предмет, лизинга; таким образом, аренда осуществляется на основе трехстороннего договора, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Предмет лизинга – любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и объектов природопользования.

Продавец – лицо, которое в соответствии с договором передает лизингодателю предмет лизинга.

Лизингодатель – лицо, приобретающее в ходе лизинговой сделки предмет лизинга у продавца и передающий его лизингополучателю.

Лизингополучатель – лицо, получающее предмет лизинга в ходе лизинговой сделки.

Лизингополучатель начисляет и перечисляет лизинговую плату лизингодателю.

Размер суммарной лизинговой платы должен превышать сумму лизинга и все затраты, связанные с лизинговой сделкой.

Допустим, предметом лизинга выступает самолет (рис. 8.2).

рис_8_2.wmf

Рис. 8.2. Схема лизинга

Отличие лизинга от обычной аренды состоит в том, что приобретается новое основное средство, которое не требуется лизингодателю и передается лизингополучателю.

Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт.

Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора является собственностью лизингодателя.

Отражение операций финансовой аренды (лизинга) в бухгалтерском учете зависит от того, на чьем балансе лизингодателя или лизингополучателя будет учитываться имущество по условиям договора. Амортизацию должна начислять сторона договора, на балансе которой находится предмет лизинга.

Для организации, которая занимается лизингом, это обычная деятельность, затраты по которой относятся на счет затрат основного производства.

Бухгалтерские записи по учету лизинговых операций, если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя представлены в табл. 8.18.

Лизинговые операции, если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя

Принят к учету предмет лизинга

Договорная стоимость – НДС

Предмет переведен в статус предоставленного в лизинг

Отпущены материалы на лизинговую деятельность

Сумма расходов на лизинговую деятельность

Начислена заработная плата по лизинговой деятельности

Начислена амортизация по основному средству, используемому при лизинговой деятельности

Сумма расходов на лизинговую деятельность

Списаны затраты по лизинговой деятельности

Поступила лизинговая плата

Часть суммы лизинга

Принят к учету предмет лизинга

Начислена лизинговая плата

Учтен НДС по лизинговой плате

Перечислена лизинговая плата

Снят с учета предмет лизинга

1. Каковы признаки отнесения объекта учета к основным средствам?

2. Каким основным нормативным документом регулируется учет основных средств?

3. Что является учетной единицей основных средств в организации?

4. Что такое первоначальная стоимость основного средства и каким образом она формируется?

5. Что такое срок полезного использования основных средств и каким образом он определяется для целей бухгалтерского учета?

6. Что такое амортизация основных средств и как она связана с их износом?

7. Какие способы начисления амортизации основных средств установлены нормативно?

8. В чем сущность линейного и ускоренных методов начисления амортизации?

9. К каким объектам основных средств применим способ начисления амортизации пропорционально объему продукции?

10. Как влияет коэффициент ускорения амортизации при ее начислении способом уменьшаемого остатка на величину остаточной стоимости по годам и месяцам эксплуатации объекта?

11. Чем текущий ремонт отличается от капитального?

12. Что такое инвентаризация основных средств и какими силами она проводится в организации?

13. Что является основанием для проведения внеплановой инвентаризации основных средств в организации?

14. Что такое аренда основных средств, какая сторона договора аренды начисляет амортизацию?

15. Что такое лизинг основных средств?

16. Какими бухгалтерскими записями отражаются приобретение основного средства за плату по договору, начисление амортизации основных средств, позиция арендодателя (лизингодателя) основных средств, позиция арендатора (лизингополучателя) основных средств, позиция продавца предмета лизинга, позиция продавца основного средства?

17. Каков порядок предъявления к вычету НДС по приобретенным основные средствам?

18. Какими бухгалтерскими записями отражается возмещение недостачи основного средства при наличии и отсутствии виновного лица?

19. Каким образом учитываются затраты на демонтаж основных средств при списании объектов?

Приобретен промышленный холодильник по договору покупки за 300 000 руб. (в том числе НДС – 18 %). Учтены расходы за доставку собственным транспортом – 3000 руб. Грузчикам выплачено наличными за разгрузку – 600 руб. Холодильник введен в эксплуатацию. Оплачены затраты на рекламу продукции – 60 000 руб. Определить первоначальную стоимость холодильника при принятии его к учету.

Приобретено промышленное оборудование по договору за 240 000 руб. Консультационные услуги по заключению предстоящих договоров организации составили 12 000 руб., в том числе НДС – 18 %. Все расходы оплачены. Объект введен в эксплуатацию со сроком полезного использования десять лет, начислением амортизации способом уменьшаемого остатка и коэффициентом ускорения 1. Определить месячную сумму амортизации за 3-й год эксплуатации.

Приобретено здание по договору за 12 000 000 руб., в том числе НДС – 18 %. В соответствии с условиями договора в здании произведен ремонт. Стоимость ремонта – 600 000 руб., в том числе НДС – 18 %. Здание принято на учет 1 февраля текущего года с линейным способом начисления амортизации и сроком полезного использования 25 лет. Объект продан 30 ноября за 12 300 000 руб. Определить финансовый результат как разность доходов и расходов реализации и эксплуатации здания.

Компьютер стоимостью 30 000 руб. внесен в качестве вклада в уставный капитал. Для обеспечения работы на компьютере установлено программное обеспечение. Стоимость обеспечения и работы по договору – 3000 руб., в том числе НДС – 18 %. Компьютер принят к учету 1 февраля текущего года сроком на три года с начислением амортизации способом уменьшаемого остатка. Объект продан за 28 000 руб. 1 февраля. Определить финансовый результат как разность доходов и расходов реализации и эксплуатации компьютера.

Автомобиль с пробегом 10 000 км приобретен за 240 000 руб. За его регистрацию в ГИБДД уплачено 1500 руб. По данным автозавода, пробег объекта до капитального ремонта составляет 200 000 км.

Автомобиль поставлен на учет 1 марта текущего года. Объект продан 31 ноября текущего года за 220 000 руб., показания спидометра – 100 000 км. Определить финансовый результат как разность доходов и расходов реализации и эксплуатации автомобиля.

В результате проведения инвентаризации выявлена недостача системного блока компьютера. Первоначальная стоимость блока – 12 000 руб. Начисленная сумма амортизации по блоку – 1000 руб. Приказом руководителя недостача по блоку в размере 12 000 руб. отнесена на работника организации и возмещается из его заработной платы за два месяца. Определить разницу недостачи и возмещения за первый месяц.


Учет аренды основных средств, нормативные документы, бухгалтерские проводки — в нашей статье рассмотрены все особенности учета по договорам аренды.

Основные понятия договора аренды

Основополагающий документ, регламентирующий арендные отношения, — это гл. 34 Гражданского кодекса РФ.

  • объект предназначен для использования в деятельности организации, в том числе в арендных сделках для передачи арендатору;
  • объект используется продолжительное время, превышающее 12 месяцев, или период, превышающий обычный операционный цикл длительностью более 12 месяцев;
  • объект должен приносить доходы в будущем;
  • его перепродажа не предполагается.

Имеется и дополнительное условие: критерии должны выполняться все одновременно.

Арендодатель (собственник имущества) сдает его в аренду, арендатор принимает. По общему правилу при операционной аренде собственником предмета сделки остается арендодатель, смены собственника не происходит. Арендатор временно, в период действия договора аренды, пользуется и владеет имуществом, не являясь его собственником.

Право собственности может переходить только в случае, если договором предусмотрено условие выкупа имущества по окончании аренды. Например, если отдельный вид договора аренды, договор лизинга, содержит такое условие, выкуп оформляется уже в рамках других договорных отношений — купли-продажи, поскольку лизинг по существу — это аренда, а условия перехода права собственности регулируются договором купли-продажи.

Судебную практику по договорам аренды см. здесь.

Учет у арендодателя и арендатора существенно различается. Проверьте, правильно ли вы учитываете арендные операции с помощью советов от КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Если вы сдаете в аренду имущество, вам поможет это Готовое решение, а если арендуете — тогда вам в этот материал.

Учет ОС у арендодателя

Кто должен вести учет основных средств — объектов аренды на своем балансе?

Арендодатель. Как любой собственник, он обязан вести учет своего имущества.

Какие балансовые счета применяются для учета основных средств в аренде?

В плане счетов бухгалтерского учета (утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) выделен счет 01 для всех основных средств, в том числе для находящихся в аренде. Наряду с этим, в ФСБУ 6/2020, так же как и ранее действовавшем ПБУ 6/01, указывается, что основные средства, назначение которых — передача в аренду, следует считать доходными вложениями. Для их учета есть счет 03.

Какие счета применяются для учета доходов от аренды?

Если организация получает основные доходы от сделок по аренде имущества, п. 5 ПБУ 9/99 (утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н) предписывает считать арендные платежи выручкой. Следует использовать счет 90.

Организация относит свои доходы к тому или иному виду самостоятельно, вносит сведения об этом в учетную политику.

Как выглядит учет аренды основных средств на уровне бухгалтерских проводок, описано в таблицах. Далее по тексту применяются следующие сокращения:

  • ОС — основные средства;
  • ДВ — доходные вложения.

Если аренда ОС — основная деятельность

Проводки

Содержание

Дт 03 / ДВ в организации

Объект ДВ введен в эксплуатацию. Проводка в сумме первоначальной стоимости

Читайте также: