Учения лао цзы и конфуция кратко
Обновлено: 08.07.2024
Как ни странно, современное культурное сознание Китая прежде всего связано с именами Конфуция (так называли учителя Кун-Цю в Европе с XVII века) и ученого, поэта, библиотекаря Лао-цзы. Их современниками были Пифагор греческий, принц Гаутама из Индии, Зороастр из Ирана.
Кун Фуцзы появился на свет от брака престарелого благородного мужа и юной девы в 551 году до н. э. Он родился с отметиной – впадиной на голове, и ему дали имя Цю. Он прожил жизнь Странника и Учителя и лишь незадолго до смерти обрел свой дом. Умер Конфуций в 479 году до н. э.
Странниками были и Гаутама, и Христос, и Магомет, и Пифагор – все великие учителя и просветительские умы, реформаторы мировых идей. Такова их природа, и к этому вопросу мы еще вернемся. Дом Конфуция в Куфу стал местом паломничества спустя примерно двести лет после его смерти, а мысли его были записаны также только после его смерти. И, как положено, не самим учителем. Конфуций был мудр и скромен. Глубоко ныряя в прошлое, к истоку памяти и традиций, он выныривал в далекое будущее. Ансамбли посвященных ему храмов в Куфу отличает роскошь, равная или превосходящая императорскую. Потомки Конфуция стали аристократами и женились на лицах царской семьи, а в аллеях парка Куфу стоят каменные стелы с изречениями учителя Куна. И сегодня, после маоистского запрета, имя Конфуция вернуло традиции в Китай, а паломничество в Куфу носит массово-народный характер, как и его идеи.
Метаморфозы – представление о мире как непрерывности преобразований и превращений. Там нет места смерти или случайности. Уход и вновь возвращение. Гусеница-куколка-бабочка – это звенья единой цепи. Ничуть не похожие, но преобразуются по закону жизни именно так. Гусеница и не помнит, и понятия не имеет, что она была куколкой и будет красавицей бабочкой, украшением природы. Мало кто знает, кем был раньше и тем более – будет.
Лао-цзы, как считают многие, жив и поныне. Лао-цзы – человек Мира.
– Учитель! Это вы? Сколько же лет прошло с тех пор, как вы скрылись в горах?
– Не знаю. Может двести лет, а может и больше. Время давно уже потеряло для меня смысл.
– Сколько же лет вам, учитель?
– Не знаю. Когда живешь дао, время не имеет значения. Оно бессильно перед тобой.
Невозможно его запомнить.
Нет ему дна – ведь это родитель всего
Я не знаю, откуда оно и чье творение.
Наверное, старше самых старых оно.
Очень давно замечена была аналогия поэтики Лао-цзы с Платоном греческим. Сближенность их философских и этических воззрений. А также аналогий с библейской Книгой Бытия.
Есть вещь, рожденная из ничего.
Она родилась прежде Неба и Земли.
У нее нет ни звука, ни формы.
Она движется по кругу, ничего не касаясь.
VI. Мы смотримся в зеркало. Зеркало смотрится в нас…
Мы – зеркально-отраженные, как бы самоотождествляемся.
И если бумага, порох, шелк, тончайший фарфор и алхимия пришли к нам из Китая, то о зеркале с уверенностью не скажешь. Может быть, потребность узнавания, отраженности возникает в любой этноцивилизации на определенной фазе психологического развития. Сколько нюансов, тонкостей, иронии в самоотражении.
Так же, как тема алхимии – зеркало стоит предметом отдельного разговора в другом разделе наших бесед. А пока несколько общих наблюдений.
Другое дело зеркало как миф параллельный, двойниковый.
Один из древних китайских стихов говорит о том, что бабочка видит во сне себя китайским императором. Император видит во сне, что он бабочка. Сон – тоже мир параллельный. Другое пространство, но столь же реальное. Зеркало – это ворота из одного мира в другой, по сию и по ту сторону единой реальности непрерывного бытия.
Древняя китайская живопись не описывает внешние формы мира, но прикасается к возникновению его из тайны бытия, передает трепет внутренней энергии природы и человека, т. е. совершает обратный европейскому путь познания и описания.
Для художников Древнего Китая по определению Цзуцияма есть четыре пути духовного самосовершенствования:
Очищать свое сердце,
дабы освободиться от суетных забот.
Вникать в книги,
дабы постичь принцип вещей.
Бежать легкой славы,
дабы охватить весь мир.
Искать дружбы возвышенных людей.
Актуальны эти рекомендации и по сей день для творческих людей, чем бы они ни занимались – поэзией, математикой, кинематографом или живописью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
V. Конфуций и Лао-цзы
V. Конфуций и Лао-цзы Как ни странно, современное культурное сознание Китая прежде всего связано с именами Конфуция (так называли учителя Кун-Цю в Европе с XVII века) и ученого, поэта, библиотекаря Лао-цзы. Их современниками были Пифагор греческий, принц Гаутама
Конфуций
Конфуций Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель этико-политического учения. • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в
Конфуций и душа китайцев
Конфуций и душа китайцев Вы можете ничего не знать о Пушкине, никогда не раскрывать книг Толстого и при этом вполне состояться в России как человек. Вы можете даже не помнить, о чем спорил Платон с Аристотелем, – это не помешает вам сколотить состояние в Европе. Вы можете
Конфуций
Конфуций (примерно 551–479 гг. до н. э.) основатель конфуцианства . Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, – выше этого нет ничего. . Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром. . Мудрый не знает
Три главных философско-религиозных учения Дальнего Востока – конфуцианство, даосизм и буддизм – мирно сосуществуют, а иногда и соседствуют в одном храме.
Кратко о конфуцианстве
Основоположник учения
Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.
Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.
На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Умер великий учитель в 479 году до н. э., предсказав свою смерть ученикам.
Своеобразие
Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.
Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.
Основные принципы
Основные принципы конфуцианства:
- человеколюбие;
- гуманность;
- благородство мышления.
Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.
- учение описывает образец идеального человека, стать которым должен стремиться каждый член общества. Цель такого человека – полная гармония в отношениях с людьми, в своих поступках он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать обряды, следовать традициям древности;
- обрядность и церемониальность – непременное условие конфуцианства. Приверженность древним обрядам помогала принять незыблемость существующего порядка, утвержденные церемонии облегчали жизнь в сложные периоды. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем более высокое место занимал человек в обществе, тем большее количество церемоний ему приходилось выполнять;
- чтобы приносить пользу обществу, нужно быть образованным. Стремление к познанию – одна из добродетелей учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовал тот факт, что его приверженцы стремились заниматься воспитанием, распространяли знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, разбираться в канонах древности и уметь писать сочинения. Образованность приносила и практические плоды: после успешной сдачи сложнейших экзаменов можно было рассчитывать на хорошую должность.
Цель жизни по Конфуцию
Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.
Кратко о даосизме
Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.
Легенда о Лао-цзы
Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.
Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.
Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.
Цель жизни по Лао-цзы
Главная цель жизни по Лао-цзы – познать свой Дао и жить в согласии с ним.
Принципы
Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:
- в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
- поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
- принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.
Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.
Инь и ян
В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.
Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.
Энергия ци
Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.
Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.
Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.
Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.
Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.
Фэн шуй
С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.
Сравнительный анализ
Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:
- культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
- даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
- конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
- конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
- даосизм принимает человека таким, какой он есть;
- главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.
Видео по теме
Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:
Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.
В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
Оглавление
- 1. Основания возникновения философии
- 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
- 3. Основные разделы философского знания
- 4. Основные философские направления
- 5. Диалектика и метафизика
- 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
- 7. Основные философские учения Древней Индии
- 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
- 9. Философия средневековья
- 10. Философия эпохи Возрождения
- 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
В Древнем Китае наибольшее распространение и влияние получила философия Кун-цзы (лат. Конфуций) (VI–V в. до н. э). Это было этикополитическое учение, основными принципами которого считались следующие:
• взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);
• человеколюбие (почитание родителей, культ предков);
• сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).
Как говорилось ранее, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Ещё в глубокой древности религиозные воззрения приобрели характер философских учений , которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.
В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм , повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. И если в прошлой статье, я рассказывала о конфуцианстве , то эта статья об основных положениях даосизма.
Говорят, что Лао Цзы родился стариком (так можно перевести его имя), и что мать зачала его не от человека, а чудесным образом. Всю жизнь проработав архивариусом, собрав множество знаний (в том числе и древнюю мудрость), он вынужден был покинуть родину. Легенда гласит, что на границе, таможенник, понимая, с кем имеет дело, попросил мудреца оставить хоть что-то на память. И тогда Лао-Цзы записал свои мысли, ставшие главной книгой даосизма. Сам же он исчез в неизвестном направлении, и может быть всё ещё жив, ведь его учение предлагало путь к бессмертию.
Его невозможно познать с помощью органов чувств и человеческого разума, с ним лишь можно слиться воедино. Это и есть высшее благо, по мнению Лао-Цзы.
Очень много даосизм впитал из более древних натурфилософских концепций об устройстве вселенной. В частности, учения о Ян, Инь и У-син , которые влились в него, и стали неотъемлемой частью философии даосизма.
По мнению последователей учения Лао-Цзы, это слияние с вечным Дао давало возможность и личного бессмертия (или, как минимум, долголетия), которого можно было достигнуть, встав на путь аскетизма и следуя определённым правилам:
1) ограничение до минимума в еде;
2) выполнение определённых физических и дыхательных упражнений;
3) совершение не менее тысячи добродетельных поступков;
Даосизм, стал своеобразным противопоставлением конфуцианству. Если последователи Конфуция считали приоритетным социальные стороны жизни личности, её функционирование, как "винтика" в структуре общества и государства, то приверженцы даосизма видели идеал в естественном развитии индивидуума, как элемента природы и вселенной.
Интересно, что эти две религиозно-философские системы, предлагая разные подходы и концепции к вопросу о месте человека в мире, не привели к религиозным войнам, а, в какой-то момент, стали взаимодополняющими, и в одинаковой степени повлияли на формирование классической китайской культуры.
Однако и они не стали единственными в системе верований и учений, получивших распространение в Китае. Наряду с конфуцианством и даосизмом большое влияние на эту цивилизацию оказал чань-буддизм , о котором также коротко я расскажу в следующей статье.
Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:
Если вы интересуетесь историей религий , то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:
Читайте также: