Учение шан яна кратко

Обновлено: 08.07.2024

Государственный деятель и реформатор в Древнем Китае, оcновоположник легизма

Шан Ян происходил из очень знатного, но обедневшего рода. В ранние годы ему удалось получить всестороннее образование.

В 361 году Шан Ян оказался на службе у царя Сяо-гуна и в скором времени он стал его первым советником.

В 359-348 годах Шан Ян сумел провести ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Земельная реформа предполагала введение на землю частной собственности без ограничений, а также давала разрешение на свободную продажу и покупку земли.

Шан Ян способствовал развитию крупного землевладения, поскольку видел в нем основу экономического процветания циньского царства. Он давал возможность каждому желающему обрабатывать пустоши на льготных условиях (включая неплодородные земли).

Его реформы также касались и налогообложения. Древний налог с урожая заменили налогом на землю, который взимали с любого землевладельца – он зависел исключительно от размеров земельного владения.

Немаловажное значение отводилось административной реформе. Циньское царство было поделено на десятки округов, которые подразделялись на мелкие единицы. Шан Ян был назначен царем Сяо-гуном на пост главнокомандующего циньской армией. Это дало ему возможность также провести и военную реформу.

Он упразднил устаревшие колесницы, которые составляли основу военной мощи аристократии и заменил их конницей. Он существенно улучшил снаряжение воинов, снабдив армию железным оружием. Новым воинским уставом была предусмотрена строжайшая дисциплина. Учитывая имущественный ценз и боевые заслуги, Шан Ян внедрил 20 рангов знатности. За уничтожение или пленение врага воин повышался в ранге, что предоставляло ему право получить новые земли и рабов.

Во время реформ Шан Яна только военно-служилых людей считали полноправными гражданами; закон запрещал их порабощение. В результате потомственную знать лишили всех привилегий, ее практически отстранили от управления циньским государством.

Аристократы были крайне возмущены реформаторской деятельностью Шан Яна. Через несколько месяцев после того, как умер царь Сяо-гун, Шан Яна казнили.

В I тысячелетии до н. э. Китай представлял собой множество разрозненных княжеств. По мере развития философии, науки и права, в этих маленьких протогосударствах стали появляться полноценные политические концепции и программы реформирования общественной жизни. В VI-IV веках до н. э. на территории Китая использовались 2 модели государственного управления:

  • Чжоу-луская (по названиям княжеств Чжоу и Лу). Тут сложился консервативный строй, опирающийся на старинные идеалы, обычаи и патриархальность в общественных отношениях. Главной опорой государства, в рамках этой модели, должны были стать представители родовитой знати. Именно из общественных идей, возникших в Чжоу и Лу, позже выросла философия Конфуция.
  • Ци-цзинская (по названиям княжеств Цинь и Цзинь). Здесь возникла иная модель, опирающаяся не на идеалистические представления о мировой гармонии и эстетике, а на реально существующие обстоятельства. Идеалом правителя в ци-цзиньской модели был всесильный и мудрый князь, правящий жёстко, но справедливо. В ближайшее окружение правителя должны входить люди, пусть не очень знатные, но талантливые и высокообразованные. Основу государственной жизни, по представлениям сторонников этой модели, должны были составлять законы. Позже на базисе этих идей выросла древнекитайская философская школа легистов.

Со временем вторая модель показала свою жизнеспособность и действенность. Очень многие политические деятели древнего Китая (даже из Лу и Чжоу) стали реализовывать её положения на практике. Одним из таких реформаторов и был философ-легист Шан Ян, проведший в IV в. до н. э. комплексные преобразования в царстве Цинь.

Личность Шан Яна

Шан (Гунсунь) Ян родился около 390-385 года до н. э. в небольшом княжестве Вэй. Его род был очень древним и знатным, но к тому времени сильно обедневшим. Благодаря своим способностям, Гунсунь Ян сумел стать воспитателем детей первого министра княжества — Гуншу Цзо, который очень ценил своего подчинённого. Перед своей смертью Гуншу Цзо настоятельно просил вэйского князя Хуй-вана взять Гунсунь Яна на службу, пока этот талантливый человек не стал работать на другого правителя. Однако князь пренебрёг советом своего министра и забыл о своём талантливом подданном. В 361 году Гунсунь Ян узнал о том, что ван Сяо-гун, правивший в слабо развитом и отсталом царстве Цинь, ищет человека, способного провести в его государстве модернизацию. Гуньсунь Ян немедленно предложил вану свою кандидатуру и вскоре стал первым министром в Цинь. Специально для Цинь Гунсунь Ян разработал программу реформ, которые позже позволили сделать царство самым сильным китайским государством. Впоследствии циньские правители сумели подчинить себе всю территорию Китая.

Основные идеи Шан Яна можно свести к следующему:

  • Государство должно быть мощной, безотказно работающей машиной;
  • Государь и его окружения должны быть беспощадны к любым проступкам и ошибкам;
  • Человек изначально глуп, порочен и никчёмен. Но для государя это даже благо, потому что такими жалкими существами проще управлять;
  • Абсолютно все жители государства должны подчиняться закону, который должен быть чёток, недвусмысленнен и понятен каждому.

За свои заслуги перед государством Гунсунь Ян получил область Шан. По названию этой местности стали называть и самого министра. Сяо-Гун всячески поддерживал Шан Яна и оберегал его от любых нападок. Однако после смерти своего покровителя министру пришлось столкнуться с крайне недовольной нововведениями знатью. На сторону своих подданных стал и новый правитель Цинь, сын Сяо-Гуна — Хуэйвэнь-ван, который в юности пострадал от жёсткой политики Шан Яна. Противостояние министра и знати дошло до военного столкновения. Совместными усилиями крупнейших аристократических родов Шан Ян был изгнан из Цинь. Однако он не собирался сдаваться без боя. Шан Яну удалось вернуться в княжество для того, чтобы поднять там восстание. Но на этот раз он был пойман и казнён.

Предпосылки реформ

Основной целью Шан Яна было укрепление мощи царства, которое на тот момент значительно уступало своим сильным соседям. Для этого ему требовалось решить ряд основополагающих задач:

  • уменьшить вмешательство знати в государственные дела и укрепить положение правителя;
  • укрепить сельское хозяйство;
  • увеличить приток денег в казну;
  • модернизировать армию;
  • навести порядок как в центральном государственном аппарате, так и на местах.

Основные направления реформ

Шан Ян полагал, что процветание государству могут принести только армия и сельское хозяйство, поэтому уделял наибольшее внимание именно этим двум сферам. Граждан, занимающихся наукой или коммерцией, министр считал второстепенными и почти не приносящими пользы. Поскольку, по мнению первого министра, человек ущербен по своей природе, общество должно строго контролироваться, для поддержания порядка государю не стоит гнушаться ни выслушивания доносов, ни создания скрупулёзных правил, регламентирующих все сферы жизни, ни жестоких наказаний за, казалось бы, мелкие проступки. Для того чтобы ввести на всей территории Цинь такую систему контроля, в царстве была проведена перепись населения и упорядочено административное деление.

Все лица, недовольные нововведениями, либо становились рабами, либо отправлялись в ссылку в отдалённые уезды. Солдаты, крестьяне и чиновники внутри своих социальных групп были тесно связаны круговой порукой. Им предписывалось строго соблюдать закон и доносить о любых известных провинностях.

Армия

По инициативе Шан Яна, множество льгот и привилегий получили воины, прославившиеся в битвах. А вот за трусы и дезертиры стали получать суровые наказания за свои проступки. Всё войско было поделено на пятёрки и десятки, связанные круговой порукой. Из-за одного провинившегося могла пострадать вся группа. Для того чтобы различать солдат по степени их доблести, появилась иерархическая система отличий, состоявшая из 18 рангов. Получить один ранг можно было, например, за одного убитого врага или одного пленника.

Преобразования коснулись не только внутреннего устройства армии, но и военной техники и снаряжения. Солдаты получили более удобное и практичное обмундирование и прочное железное оружие вместо бронзового. Также в армии впервые появились конные отряды.

Сельское хозяйство и жизнь крестьянской общины

Одной из главных задач своей политики Шан Ян считал заселение пустынных просторов Цинь и стимулирование сельского хозяйства. Самыми крупными землевладельцами Цинь были представители знатных аристократических фамилий. Они владели наиболее плодородными землями и на их угодьях трудились многие тысячи крестьян. Но при этом в государстве оставалось немало необработанных земель. Для того чтобы получить максимальное количество сельскохозяйственной продукции и увеличить число налогоплательщиков, Шан Ян предложил начать освоение этих земель. На них стали расселять не только местных безземельных крестьян, но и переселенцев из других княжеств. Также ради увеличения доходов казны было предпринято насильственное деление больших кровно-родственных общин на нуклеарные семьи. Был введён особый штраф для семей, где вместе с родителями проживали более двух взрослых сыновей. Дети были вынуждены покидать родительский дом, создавать собственное хозяйство и платить с него налоги. Помимо роста фискальных доходов, распад больших патриархальных семей привёл к ослаблению органов местного самоуправления. Разумеется, в деревнях оставались старосты, каждый из которых отвечал за пять вверенных ему дворов, однако, их действия жёстко контролировались сверху. Впрочем, не все преобразования Шан Яна носили столь жёсткий характер. Например, по его инициативе, крестьяне, имевшие маленькое хозяйство или находившиеся на грани разорения, смогли рассчитывать на некоторые налоговые поблажки.

Одновременно началось наступление на те слои населения, которые не служили в армии и не были заняты в сельском хозяйстве. Они были вынуждены платить очень высокие налоги.

Все перечисленные выше меры позволили быстро наладить экономику страны и снабжать деньгами армию.

Государственный аппарат

Шан Ян считал, что наибольшую пользу государству принесут исполнительные, послушные и трудолюбивые чиновники со средними умственными способностями. По его мнению, слишком умные и талантливые люди, скорее, вредны, чем полезны для страны. Они могут посеять смуту или кардинально изменить давно сформировавшиеся устои.

В рамках реформ Шан Яна началось наступление на свободы крупных землевладельцев и значительно уменьшился круг полномочий органов местного самоуправления. Началось строительство мощного аппарата центральной власти, которому были обязаны беспрекословно подчиняться на местах. Часть своих привилегий потеряла родовитая знать, распоряжавшаяся административными, финансовыми и судебными делами в отдельных частях страны. Её стали вытеснять чиновники, получавшие жалование зерном из государственной казны и подчинявшиеся непосредственно верховному правителю.

Именно при Шан Яне впервые появилась практика продажи высоких должностей. Благодаря ей, аристократы теряли свою финансовую мощь, а государство пополняло казну. Также получить повышение можно было по особой системе рангов, в соответствии с которой, чины жаловались в зависимости от заслуг и талантов конкретного придворного.

Абсолютно все граждане страны должны были подчиняться закону, но правитель, по мнению Шан Яна, не должен был связывать себя какими-либо условностями. Ради блага государства, его глава мог пренебрегать законом и моральными ценностями. Гуманность правителя не могла принести ничего кроме вреда его подчинённым.

Итогом преобразований в сфере центрального управления стало формирование исправно функционирующей бюрократической системы.

Торговля

Несмотря на то, что Шан Ян презрительно относился к торговцам и ростовщикам, он прекрасно понимал, что коммерция является одним из главных источников государственных богатств. Поэтому при нём был проведён ряд мероприятий, облегчивших денежно-торговые отношения и способствовавших росту частной инициативы. Так были приведены к единому стандарту меры веса, длины и объёма, и, кроме того, появились законы, защищавшие частную собственность.

Заслугой Шан Яна было и наведение порядка на продовольственном рынке. До начала реформ между сельскими жителями, производившими зерно, и горожанами, закупавшими его, находилась целая цепочка перекупщиков и спекулянтов. Они закупали сельскохозяйственные продукты по минимальным ценам, а затем продавали его втридорога. Шан Ян решил искоренить эту порочную практику. Он сделал торговлю хлебом государственной монополией. Благодаря ему, в Цинь появилась система госзакупок зерна в деревне. После закупки зерна государство поставляло хлеб на рынки, где его можно было купить по умеренной цене.

Ещё одной важной государственной монополией стала разработка природных богатств.

Итоги

До начала реформ Цинь было отсталым, притесняемым более сильными соседями государством. Но модернизация Шан Яна сделала Цинь лидером в западном Китае. Здесь началось бурное строительство городов и крепостей, прошло несколько успешных завоевательных походов. Изменились и нравы местных жителей, люди становились составными частями единой государственной машины. Благодаря этому, циньские правители могли в любой момент мобилизовать большие группы населения на выполнение текущих задач. Жёсткая военизированная внутренняя политика позволила Цинь получить ресурсы, необходимые для дальнейшего завоевания всего Китая.

Несмотря на то, что ещё при жизни Шан Ян был подвергнут остракизму, а после его смерти был проведён комплекс контрреформ, легистская школа прочно пустила свои корни в Цинь. Идеи Шан Яна вошли в повседневную политическую практику сначала только царства Цинь, а потом и всей китайской империи.

Как-то мне попалась в руки книга, рассказывающая о философах давно минувших дней. Что касается древнекитайских философов, меня удивило то, что почти у всех есть точная дата рождения и смерти. Например

Лао-Цзы -родился в 579г. до н.э.- умер 499г. до н.э.

Конфуций- родился 22.09.(. ) 551г .до н.э. -умер апрель 479г.до н.э.

Хуэй Ши- родился ок.350г. до н.э. -умер 260г. до н.э.

Чжуан-цзы- родился ок. 369 до н.э.- умер в 286г. до н.э.

Шан Ян- родился в 390 г. до н.э.- умер в 338г. до н.э.

Про Конфуция все слышали, а из остальной когорты философов той поры хочу выделить Шан Яна, одного из основоположников легизма.

Гуань Чжун (720-645 гг. до н.э.), Шан Ян, Ли Сы (280-208гг. до н.э.)- три основоположника легизма, концепции государства, в котором верховенствует закон(иногда и вопреки справедливости). Первый заложил основу учения, второй сумел(!) применить её на практике, а третий усиленно поддерживал получившуюся конструкцию на плаву.

Легисты отвергали методы управления государством, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и т.д. Закон превыше всего и управлять эффективно государством можно только с помощью наказаний!

Легисты исходили из следующих положений:

-Человек жаден от природы, эгоистичен и ленив.

-Смысл человеческой жизни в том, чтобы создать сильное государство и служить ему.

-Сильное государство может быть создано только тогда, когда всё решает один человек, которому все беспрекословно подчиняются.

-Слово правителя- закон для всех. Он один выше закона.

-Государством можно хорошо управлять только при помощи страха и боли. потому что см п.1.

И поэтому легисты считали, что

-Человек -ничто, государство- всё.

-Сильный человек- причина слабого государства.

-Закон важнее справедливости, добра и здравого смысла.

Шан Яну удалось заинтересовать своим учением правителя одного из множества царств древнего Китая, а именно царства Цинь- Сяо Гуна(381-338 гг. до н.э.), годы правления 361-338гг. до н.э., и тот доверил ему должность главного министра. Это был первый случай, когда новое философское учение в Древнем Китае было претворено в жизнь и благодаря жёстким, можно даже сказать драконовским, радикальным реформам Шан Яна были достигнуты огромные успехи в управлении страной. Это философия в итоге пожрала жизнь своего основателя (и всего его рода в 3х поколениях), но в дальнейшем помогло Цинь подчинить весь Китай.

Многие считают легизм философией давно минувших дней и тем более китайских минувших. Но давайте посмотрим, на что опирался Шан Ян, строя сильное, "счастливое" государство. Основой государственного управления он считал систему суровых наказаний, чем меньше проступок, тем больше наказание(закон о 3х колосках!), их (проступки) надо пресекать в самом начале, и тогда не будет более серьёзных преступлений. С этой целью было создано целая система тотального доносительства, а наказание за недоносительство было самым суровым, могли наказать (казнить) всю семью или даже всю общину. И все доносили друг на друга! Не знакомая ситуация?

Читая мысли Шан Яна, иногда сомневаешься, что это мысли не твоего современника, а человека жившего более 2000 лет назад. Итак, рассмотрим некоторые презентационные утверждения Шан Яна.

Если знания поощряются и не пресекаются, они увеличатся, но когда они увеличатся, невозможно будет управлять страной, ибо появится коварство. Когда знания пресекаются и не поощряются, люди искренни и просты.

Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне, так же как правитель будет в почёте лишь благодаря земледелию и войне.

Меняем здесь "земледелие" на "рост ВВП" и получаем . .

Если страна бедна и в то же время направляет усилия на войну, то яд появляется в стране противника, в такой стране не будет шести паразитов, и она, несомненно, станет могущественной. Если страна богата и в тоже время ни с кем не воюет, то яд появляется внутри этой страны, рождаются шесть паразитов, и страна, несомненно, ослабеет.

Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведёт своё происхождение от наказания.

По моему есть страны и регионы, которые полностью следуют этому завету Ильича Шан Яна!

Ежели сделать суровыми наказания, установить систему взаимной ответственности за преступления, то люди не решатся испытать на себе силу закона.

Ну это уже что-то знакомое из недавней истории.

Теперь в продолжение первого утверждения и про нашу (и не только нашу) систему обучения.

Может поэтому сейчас ругают советскую систему образования, ну или по крайней мере хотят от неё избавиться?

Теперь самые интересные высказывания Шан Яна, которые особенно "понравились" мне.

Когда народ силён, армия вдвое слабее, когда народ слаб, армия вдвое сильнее. Когда народ слаб- государство сильное, когда государство сильное- народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путём, стремится ослабить народ.

Очень спорные утверждения, но по моему многие правители современного мира бездумно следуют им! А может они правы?

Шан Ян является уроженцем царства Вэй. Он занял высокий пост министра в царстве Цинь, иногда можно услышать, что он стал всесильным министром этого царства. Именно для этого он создал собственную доктрину, с помощью которой он смог навести порядок в прежде полуварварском государстве. В этой книге "Шан цзюнь шу" или "Книга правителя области Шан" автор указывает на необходимость жёсткой власти, которая основывается на системе доносов и страшных наказаний, даже за самые незначительные провинности. Это, по мнению Шан Яна, главная часть администрирования.

Суть воззрений правителя Шан Яна

Со страниц книги можно узнать, что человек по своему обыкновению достаточно порочен и даже глуп, но это является огромным плюсом для руководства, поскольку глупыми людьми в значительной степени управлять легче. Одновременно с тем высказывается мнение, что пороки необходимо искоренять достаточно суровым образом, именно для этого страна нуждается в безраздельном господстве закона или приказа. Последние, в свою очередь, должны носить ясный и общедоступный характер, выполнять их должна администрация. Всеобщая обязанность – соблюдать законы вне зависимо от статуса и должности. Когда закон и порядок как следствие обеспечены, то государство наделяется силой. Но народ в такой ситуации необходимо искусственно ослабить любыми путями, в этом и заключается сила государства.

В основе упорядочения общественной жизни и в целом любой регуляции общества лежит единый для всех закон и основанная на нём система наказаний. Касательно народа стоит отметить, что общее поведение нуждается в унификации и регулировании, что становится возможным, посредством строгих и мелочных регламентаций. Все человеческие силы должны быть сконцентрированы на увеличении силы и мощи государства. Здесь имеется в виду земледельческие работы и военное дело.

Земледелие повышает уровень изобилия, а военное дело лежит в основе государственной мощи.

Властный аппарат нужно содержать в строгом порядке, нет необходимости давать возможность его участникам превышать свои полномочия, и тем более злоупотреблять ими. Государственный аппарат должен состоять из людей среднего ума и способностей. Его участники должны быть дисциплинированными, законопослушными и преданными своему правителю. Государственный аппарат не может представлять интересы частных групп, важное значение в формировании государственного аппарата имеет унификация.

Девизом Шан Яна были следующие слова: "Слабый народ – сильное государство".

Нужно отметить тот факт, что этим девизом руководствовались многие реформаторы-легисты, которые встречались практически во всех царствах в период Чжаньго. Однако их успех не был повсеместным.

"Книга правителя области Шан" представляет собой древнекитайский политический трактат легистской школы, автором которой является Шан Ян. Она была написана в III в. до н.э. В ней подробно рассказывается о системе и методах управления государством и народом. Эта книга является величайшим памятником мировой литературы, поскольку именно в ней впервые в истории подробно описывается модель деспотичного государства. Воззрения на систему правления и идеи её становления, которые изложены в "Шан цзюнь шу" серьёзно повлияли на древнекитайскую систему государственного правления.

Рассуждения о народе в "Книге правителя области Шан"

По мнению автора книги, такие человеческие качества как красноречие и остроумие, способствуют беспорядкам. Церемонии и музыка, согласно Шан Яну, порождают распущенность нравов. Доброта и человеколюбие являются матерью проступков. А при назначении на должности людей, способных к добродетели, нужно ждать порока. Если поощрять беспорядок, то он только разрастается, если допускать распущенность нравов – они распространяются. Если у проступков есть мать, значит нужно ждать их рождения. При существовании хотя бы одного источника проступков их искоренить будет невозможно.

Шан Ян называл проступки паразитами и утверждал, что в стране, где они присутствуют, народ всегда сильнее своей власти, а значит такая страна слабая. Где паразитов нет, власть сильнее своего народа, а значит там правит порядок и закон. Если народ сильнее собственной власти, государство не может быть мощным, армия могущественна только в случае, если власть сильнее своего народа. Если в государстве присутствуют все эти восемь паразитов, руководитель страны не может заставить народ оборонять её и уж тем более идти в наступление. Такое государство обречено на погибель. Если эти восемь паразитов будут искоренены, то правитель всегда сможет принудить народ к обороне своей страны. Такое государство будет процветать и расширяться, Более того, оно сможет достичь владычества Поднебесной.

Управляя людьми как добродетельными, они станут любить своих близких, а если считать их порочными, то они будут любить порядок.

В книге говорится: "Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества".

Государство, которое имеет мощную армию, нападает один раз, то оно извлекает десятикратную выгоду. Если страна, на которую напасть легко, идёт в нападение, то оно стократ теряет. О государстве, которое имеет мощную армию, говорят, что напасть на него трудно, а на то, которое предпочитает пустословить, напасть легко. Если народ принимает с удовольствием пустые речи, он не подходит для войны. Страна, которая страшит народ собственными законами, делает свой народ послушным и в военном деле.

Наказания должны быть суровыми, а ранги знатности почётными, награды не должны быть значительными, а наказания должны холодить сознание. Если ранги знатности почётны, то такой правитель любит народ, если наказания вселяют страх, то такой народ пойдёт даже на смерть ради своего правителя. Поэтому, если процветающее государство использует наказание, то такой народ будет всегда мощным, если оно применяет награды, то растёт статус правителя.

Читайте также: