Учение об эпидпроцессе л в громашевского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лев Васильевич Громашевский родился в 1887 году в портовом городе Николаеве, неподалеку от Одессы. Отец – морской офицер. Там полгорода были морскими офицерами.

Но Левко, как его обычно называли близкие, выбрал другой путь. Поступил сначала на физмат одесского университета, а затем перевелся на медицинский. И вступил в РСДРП – тогда среди студентов это было модно.

Игра в революцию затянулась. Три ареста, ссылка в Оренбургскую губернию, побег. Что дальше? Дальше матерый – с точки зрения правительства – уголовник под чужим именем вновь поступает в университет. Ему, видите ли, охота завершить образование.

Просто толстовский Филиппок. Какая-то пародия на преступность.

Спустя несколько месяцев Льва Громашевского разоблачают. Новая тюрьма, суд. Сами судьи в растерянности – очень уж странный им попался рецидивист. Наказание достаточно мягкое – ссылка в Архангельскую губернию, в Пинегу, под свинцовое, низкое небо, под полицейский надзор.

Что делает в Пинеге наш бандит? Он просится в Маньчжурию. Зачем? Усмирять эпидемию чумы.

Однако разрешение получено. Лев Васильевич несколько месяцев носится по знаменитым маньчжурским сопкам, выискивает зараженных китайцев и силой затаскивает их в противочумные пункты. Делает им уколы, заставляет принимать таблетки. Выносит из-под них горшки. Дезинфицирует их запущенное жилье. Таскает заразные трупы.

В сравнении с этой свободой, пинежская ссылка – курорт.

Три четверти участников маньчжурской противочумной экспедиции погибли. Громашевский вошел в четверть выживших. Для власти, наверное, это был неприятный сюрприз.

Но ничего не поделаешь. Вчерашний преступник сегодня – герой. Льва Васильевича освобождают от полицейского надзора (а могли бы и наградить) и милостиво позволяют защитить диплом все в том же одесском университете. Что он и проделывает, притом с отличием. Хотя в Китае ему явно было не до зубрежки учебников.

Громашевский отправляется по месту службы – первому, с лекарским дипломом. На сей раз в Астраханскую губернию, чтобы бороться с холерой. Когда ситуация улучшилась, переместился в украинскую Подольскую губернию. Началась Первая мировая война – отправился на фронт.

Там он, как бы дико это ни звучало, увлекся тифом. Постоянно просился в госпиталь для заразных больных. Ему, ясное дело, отказывали – сам не болел, иммунитета не было.

Что делать? Очень просто. После очередной переброски, на Западном фронте, соврал, что болел. Тиф свирепствовал, ему сразу поверили. И вот Лев Васильевич там, где мечталось – в сыпнотифозном госпитале, наблюдает за страшной болезнью.

Революция и медицина


Здание дезинфекционной станции, в которой трудился Л.В. Громашевский. Одесса Фото: obodesse.at.ua

События 1917 года Громашевский встретил пламенным революционером. Он эту деятельность и не прекращал, просто она временно ушла на второй план. Лев Васильевич возглавляет большевистскую фракцию Исполкома Западного фронта. Он – член Учредительного собрания от РСДРП. А после октябрьской революции – нарком образования и охраны здоровья Западной области.

И снова медицина, борьба с заразными болезнями в Одессе. Там под его руководством открывается дезинфекционная станция, ведется просветительская деятельность. Один из самых проблемных в эпидемиологическом отношении городов превращается чуть ли не в образцовый.

Громашевский, среди прочего, придумал необычный способ санитарной пропаганды. Совершенно дикий, но при этом в духе того времени – показательный санитарный суд.

Он состоялся в июле 1920 года на Пересыпе, все в той же Одессе. Подсудимая – некая гражданка Гунова – обвинялась в нарушении противоэпидемического режима, что способствовало распространению в городе холеры.

В те времена Пересыпь была маргинальным одесским районом. На одной из площадей собрались около 4000 человек. Судья расположился за специальным судейским столом. Рядом – присяжные заседатели, защитник, прокурор. Сам Громашевский выступал в роли общественного обвинителя.

Спектакль был сыгран настолько убедительно, что у собравшихся и в мыслях не было предположить, что это никакой не суд, а просветительское мероприятие. Но на простую лекцию никто бы не пришел. А так – интрига. И Лев Васильевич, по сути, провел с одесситами разъяснительную беседу на тему эпидемической безопасности.

Лев Громашевский в очередной раз схитрил и снова победил. Очень уж благородные ставились цели.

В том же 1920 году начинается преподавательская деятельность. В одесском медицинском институте только что создана кафедра эпидемиологии, и Лев Васильевич становится одним из первых преподавателей. Медицинских знаний у него хватает, а практического опыта хватило бы и на десятерых. Не удивительно, что в 1923 году он возглавляет эту кафедру.

А в 1928 году наш герой снова в дороге. Он направляется в Днепропетровск, чтобы и в тамошнем мединституте организовать аналогичную кафедру. Врач, революционер, педагог – он теперь еще и организатор учебного процесса.

Но этого мало. Он открывает в своем новом городе кафедру эпидемиологии в Днепропетровском институте усовершенствования врачей и возглавляет Днепропетровский санитарно-бактериологический институт.

И вершина карьеры – столица. Громашевский возглавляет Центральный институт эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава РСФСР в Москве и заведует кафедрой эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей.

Не цинга


Л.В. Громашевский был ректором Одесского медицинского института

А в 1933 году Лев Громашевский дал промашку. На Урале возникла невиданная эпидемия. Поначалу все было похоже на ангину. Потом в горле появлялись язвы, изо рта и носа текла кровь, и через несколько дней человек умирал. Умирали от этой болезни очень многие – до 80 процентов.

Из ближайших войсковых частей ОГПУ стянулись военные и оцепили очаги заболевания. Карантин установили строжайший. А из Москвы тем временем выехал Громашевский. Изучив ситуацию, он сделал свой вывод: никакой инфекции не существует, это какая-то разновидность цинги. И потребовал снять карантин.

Звучало убедительно – с едой в том регионе действительно были проблемы. Но власти все же усомнились в версии Льва Васильевича. В результате выяснилось, что из-за скверной ситуации с продуктами многие пекли хлеб из прошлогоднего зерна, перезимовавшего в поле. А оно оказалось испорченным – в нем завелся коварный грибок.

Болезнь назвали алиментарно-токсической алейкией (она же септическая ангина). Старые посевы уничтожили, в Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области отправились эшелоны со свежим зерном. Умерших, конечно, не вернули, но проблему устранили.

Лев Васильевич одновременно оказался и прав, и не прав. Прав в своей области – да, это не эпидемия. И не прав за пределами собственной компетенции – нет, все-таки не цинга.

К счастью, на судьбе Льва Громашевского это никак не отразилось. Но случись подобная ошибка на несколько лет позже, могли б расстрелять за вредительство. А не ошибается, как мы прекрасно знаем, только тот, кто ничего не делает.

В 1941 году – снова на фронт. Будучи военврачом 1-го ранга, доктор сначала сражается в должности главного эпидемиолога Закавказского фронта, затем – Кавказского фронта, потом – Крымского фронта и Московского военного округа. Его враги не бегают с автоматом в атаку, не управляют танками, не летают на истребителях. Их вообще не видно, разве что в хороший микроскоп. Но они очень опасны, и Лев Васильевич воюет с ними не на жизнь, а на смерть.

Впрочем, уже осенью 1942 года Громашевский возвращается с войны. Нужно готовить новых военных эпидемиологов, а это удобнее делать в тылу. Лев Васильевич снова заведует кафедрой эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей.

Пришло мирное время. И в 1946 году Лев Громашевский в США. Он – делегат от СССР, участвует в торжественной церемонии основания Всемирной организации здравоохранения. Да-да, той самой ВОЗ.


Институт инфекционных болезней в Киеве носит имя Л.В. Громашевского

А в 1949 году Громашевский создает – абсолютно с нуля – Институт инфекционных болезней в Киеве. Украинская столица – завершающий пункт в его бесконечных скитаниях. Два года он директорствует в новом институте, затем заведует кафедрой эпидемиологии Киевского медицинского института, консультирует в Киевском НИИ эпидемиологии, микробиологии и паразитологии.

Лев Громашевский умер в 1980 году, на десятом десятке. Его главной заслугой считается создание общей теории эпидемиологии. Однако, жизнь, которую он прожил, тоже своего рода шедевр.

Эпидемиологический процесс - совокупность следующих друг за другом случаев инфекционной болезни, непрерывность и закономерность которых поддерживается наличием источника инфекции, факторов передачи и воспри­имчивостью населения.

Эпидемический процесс - процесс взаимодействия возбудителя-паразита и организма человека на популяционном уровне, проявляющийся при опреде­ленных социальных и природных условиях единичными или множественными заболеваниями, а также бессимптомными формами инфекции. (Беляков В.Д., Яфаев Р.Х., 1989 г.)

Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского"):

1)источника возбудителя инфекции,

2)меха­низма передачи возбудителя

3)восприимчивого организма (коллектива).

Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

Механизм передачи возбудителя — это эволюционно сложившийся за­кономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в вос­приимчивый организм человека или животного. ( аспирационный, фекально-оральный, контактный, трансмиссивный, вертикальный, артифициальный( искусственный).

Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процес­сом на внедрение возбудителя. Состояние восприимчивости зави­сит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганиз­ма, так и вирулентность и дозу возбудителя.

Возможность возникновения и распространения заболе­ваемости среди населения зависит от 3-х факторов: биологического, природно­го и социального.

Биологический фактор - это эволюционно сложившийся характер популяционных взаимоотношений биологических видов - паразита и хозяина.

Природный фактор - это климатические и ландшафтные условия, кото­рые способствуют или препятствуют развитию эпидемического процесса.

Социальный фактор - различные формы общения людей, препятст­вующие или способствующие проявлению паразитизма.

14. Учение об эпидемическом процессе. Источник инфекции как необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Характеристика источников инфекции. Резервуар инфекции.

Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчиво­го организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

Источник инфекции — это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

Резервуар инфекции- совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объ­ектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечиваю­щих его существование в природе. Т.е. это та среда обитания, без которой возбудитель не может существовать как биологический вид.

Творческий путь Героя Социалистического Труда, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки УССР профессора Льва Васильевича Громашевского (13 октября 1887 г. — 1 мая 1980 г.), активного участника революционного движения, выдающегося ученого, возглавлявшего противоэпидемическую борьбу, блестящего педагога, талантливого организатора здравоохранения и крупного общественного деятеля, органически связан со становлением советской эпидемиологии. Говоря о последовательном развитии теории и практики советской эпидемиологии, мы тем самым характеризуем деятельность Л. В. Громашевского; освещая этапы его деятельности, мы раскрываем прогрессивный путь эволюции этой науки. Лев Васильевич по праву является одним из основоположников современной эпидемиологии. Ее созданию он посвятил всю свою многолетнюю творческую жизнь.

Важным условием выделения эпидемиологии в самостоятельную научную дисциплину явилось формирование ее теоретических основ, заложенных крупнейшим эпидемиологом современности акад. Д. К. Заболотным и представителями его научной школы, наиболее ярким среди которых был Л. В. Громашевский. Учителя и ученика объединяли идейная близость, совместная разработка коренных проблем науки, преемственность и общий методологический подход. Главное в научной деятельности Л. В. Громашевского — это создание целостного и последовательного учения об эпидемическом процессе, которое с полным правом можно охарактеризовать как качественный скачок в области эпидемиологической мысли нашего времени. Он не только дал определение основным эпидемиологическим законам и понятиям, но и сформулировал теоретические положения эпидемиологии, исходя из принципов марксистско-ленинской философии.

Л. В. Громашевский глубоко изучил эпидемиологические закономерности при брюшном тифе. Активный участник борьбы с эпидемией брюшного тифа в Донбассе (1929 г.), он отметил сезонный характер заболеваемости, несомненную роль мух в распространении инфекции, значение хронических бактерионосителей как источника заразного начала. Позже (1939 г.) он сделал важный вывод, что ведущим фактором эпидемического процесса при брюшном тифе является процесс заражаемости, т. е. передачи заразного начала. Поэтому успешное решение проблемы борьбы с брюшным тифом и резкого снижения заболеваемости возможно, по мнению ученого, в основном при проведении мероприятий, препятствующих действию факторов передачи инфекции.

Вклад Л. В. Громашевского в эпидемиологическую науку огромен, его теоретические концепции в области общей и частной эпидемиологии выдержали испытание временем; в этом их сила, достоверность и неоценимое значение.

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний.

Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаи­модействия трех его элементов:

1) источник инфекции – живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными, а также выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды.


2) ме­ханизм и путь передачи. Механизмом передачи – это способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной(трансмиссивный), контак­тныйивертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи. Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки. Путь передачи — это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях. Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (не­прямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно­капельный и воздушно-пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для кон­тактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального — трансплацентарный путь.

3) восприимчивость коллектива– чем больше иммунных лиц, тем меньше вероятность возникновения заболевания. Главной задачей по предупреждению эпидемий является создание эпидемического благополучия, которое достигается следующими путями:

ü Проведение массовой вакцинации против соответствующих возбудителей.

ü Проведение комплекса мер, направленных на изоляцию источника инфекции: больных не­обходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей — выяв­лять, ставить на учет и санировать; больных животных обычно уничтожают (или лечат, изолируют); карантинные мероприятия.

ü Разрыв механиз­мов и путей передачи, включают в себя комплекс санитарно- гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пун­ктов (например, централизованное водоснабжение и канализа­ция), разукрупнение организованных коллективов, санитарный надзор за объектами пищевой промышленности и общественно­го питания, соблюдение правил асептики, антисептики, дезин­фекции и стерилизации в больничных учреждениях, уничтоже­ние кровососущих эктопаразитов и др.

ü Улучшение социально-бытовых условий, влияющих на резистентность организма человека, а также санитарно-просветительная работа среди населения.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в пока­зателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исто­рического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

ü спорадическая заболеваемость — это обычный уровень за­болеваемости данной болезнью на данной тер­ритории в данный исторический отрезок времени;

ü эпидемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

ü пандемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географических рамках, например, пандемия сыпного тифа в период гражданской войны в России (1918—1922), ко­торая не вышла за границы России.




Лекция №6

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний.

Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаи­модействия трех его элементов:

1) источник инфекции – живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными, а также выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды.


2) ме­ханизм и путь передачи. Механизмом передачи – это способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной(трансмиссивный), контак­тныйивертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи. Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки. Путь передачи — это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях. Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (не­прямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно­капельный и воздушно-пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для кон­тактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального — трансплацентарный путь.

3) восприимчивость коллектива– чем больше иммунных лиц, тем меньше вероятность возникновения заболевания. Главной задачей по предупреждению эпидемий является создание эпидемического благополучия, которое достигается следующими путями:

ü Проведение массовой вакцинации против соответствующих возбудителей.

ü Проведение комплекса мер, направленных на изоляцию источника инфекции: больных не­обходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей — выяв­лять, ставить на учет и санировать; больных животных обычно уничтожают (или лечат, изолируют); карантинные мероприятия.

ü Разрыв механиз­мов и путей передачи, включают в себя комплекс санитарно- гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пун­ктов (например, централизованное водоснабжение и канализа­ция), разукрупнение организованных коллективов, санитарный надзор за объектами пищевой промышленности и общественно­го питания, соблюдение правил асептики, антисептики, дезин­фекции и стерилизации в больничных учреждениях, уничтоже­ние кровососущих эктопаразитов и др.

ü Улучшение социально-бытовых условий, влияющих на резистентность организма человека, а также санитарно-просветительная работа среди населения.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в пока­зателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исто­рического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

ü спорадическая заболеваемость — это обычный уровень за­болеваемости данной болезнью на данной тер­ритории в данный исторический отрезок времени;

ü эпидемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

ü пандемия — это уровень заболеваемости данной болезнью на данной территории в конкретный отре­зок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географических рамках, например, пандемия сыпного тифа в период гражданской войны в России (1918—1922), ко­торая не вышла за границы России.

Читайте также: