Учение о пустоте в буддизме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Буддийские аудиокниги

Слушать лекции о буддизме

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Дхарма: великая пустота

Это третья шуньята – маха-шуньята. Это пустота самого различия между обусловленным и Необусловленным, между миром и тем, что находится за его пределами, сансарой и нирваной. На этом этапе мы постигаем на опыте и осознаем, что различие, на котором до этих пор основывалась вся наша духовная жизнь, в конечном счете, – лишь анализ, произведенный умом, сотворенный умом. Это только концепция, концептуальное, а не реальное различие. Все, обусловленное и Необусловленное, в равной мере является шуньятой. Все это – одно и то же ничто, одна и та же пустота, одна и та же великая шуньята. Эта маха-шуньята объединяет в себе все противоположности, все различия, какими бы они ни были.

Шуньята-шуньята, пустота пустоты, – последний и в некотором роде самый важный уровень пустотности. Он напоминает нам, что сама пустота при ближайшем рассмотрении оказывается лишь необходимой нам концепцией. Пусто не только обусловленное, пусто не только Необусловленное – даже сама абсолютная Пустота, Великое Ничто, сама по себе пуста. Она не является неизменным учением или догмой, за которую мы, в конце концов, можем ухватиться. Ее тоже нужно отвергнуть.

Пустота находится за пределами даже пустоты. Пустоту нельзя описывать даже в терминах пустоты. Это пустотность пустотности, шуньята-шуньята. В конце концов, самый подходящий способ выражения в отношении четвертой шуньяты – отбросить длинные и утонченные объяснения, комментарии и комментарии на комментарии и не говорить вообще ничего. Можно быть настолько красноречивым и проникновенным, насколько вам это нравится, но в конечном итоге шуньята всегда останется тайной, величайшей из всех тайн, если иметь в виду учения Будды. Ее нельзя объяснить или даже описать.

Сама идея написать маленькую аккуратную главу или прочитать гладкую, завершенную лекцию на эту тему на самом деле довольно смехотворна. В лучшем случае можно дать разрозненные намеки, маленькие предположения и просто указать примерное направление, как мы указываем пальцем на луну. И если мы уверены, что не принимаем палец за луну, не принимаем эти намеки и предположения слишком буквально, тогда некоторые из них смогут помочь нам, подтолкнув нас к действительному опыту шуньяты, который сходен с опытом самого высочайшего Просветления.

Таким образом мы развиваем опыт шуньяты до того момента, где слова уже не могут быть нам полезными. Мы начинаем с опыта пустоты мира. Это глубокое осознание того факта, что все мирское, мир, каким мы его знаем, не имеет в себе ничего, совершенно буквально ничего, повторяю, ничего, что в конечном счете представляло бы для нас интерес или было по-настоящему ценно.

неизведанное

Сегодня мы рассмотрим одно из сложнейших понятий буддийской философии — мы узнаем, что такое пустотность в буддизме.

Философия учения

Раньше философскими знаниями и опытом в буддийском течении обладали только представители монашеской Сангхи. На пике развития учения некоторые индийские монастыри выступали прототипами современных философских институтов. Наиболее известные из них это:

  • Нагарджунаконда
  • Наланда
  • Викрамашила

В своих исканиях монахи-мыслители исследовали способы духовного освобождения, изменяя тип сознания. Принято различать четыре философские школы в буддизме (по две в каждом направлении):

Четвёртая благородная истина показывает буддистам, как можно избавиться от страданий. Этот путь лежит через понимание пустотности (шуньяты) всего сущего и устранения таким образом своего незнания.

Как понять пустотность

абстракция

Что же это за загадочная пустота? Под шуньятой в буддизме понимается не то, что что-то является пустым на бытовом уровне. Ведь если всё было бы пустым, и ничего бы не существовало, то кто бы писал эту статью и для кого?

Вышеупомянутые философские школы сломали немало копий, доказывая истинность своего видения понятия пустотности. Проще всего объясняли пустоту представители Вайбхашики. Глубже всех её поняли мадхьямики – их школа считается символом высокой философской мысли.

Но мы пойдём, как рекомендовал Будда, срединным путём и вначале рассмотрим представления саутрантиков.

Саутрантика

Есть одна общая идея, с которой согласны представители всех этих школ. Она заключается в том, что корень зла, источник всех проблем и причина многократных перерождений в сансаре – это незнание. Но само незнание трактуется всеми школами по-разному.

послушники тхеравады

человек перед неизвестностью

Мадхьямика

Обретя просветление, Будда не спешил донести знание о пустоте до своих учеников сразу в конечном виде. Он боялся быть непонятым и только нанести им этим вред. Поэтому он делился знаниями поэтапно.

Школа, где проповедуют наиболее полный вариант учения Будды о пустотности – это, как уже говорилось, Мадхьямика. Она, в свою очередь делится на Сватантрику (умеренную) и Прасангику (радикальную).

Произошло это деление, возможно, оттого, что Нагарджуна, учёный из Индии, основавший эту школу, не уточнил некоторые сложные теоретические моменты. И его ученики истолковали их по-своему.

Тем не менее, лама Цонкапа попытался привести в соответствие с первоисточником все теоретические выкладки этой школы. И это ему удалось.

Изображение святого

Лама Цонкапа

Согласно учению этого наставника, все объекты можно анализировать абсолютно и относительно. Результатом абсолютного анализа будет являться пустота. Но с относительной точки зрения эти объекты существуют.

Самое высокое понятие пустотности, которое проповедуется Мадхьямикой Прасангикой доступно пока избранным. Существует даже легенда о том, как один йогин, достигший высокой степени реализации, медитировал в горах и обратился к Манджушри, бодхисаттве мудрости.

Это мантра Манджушри. Она поможет развить интеллект и постичь эту сложную философию.

изображение святого

Заключение

Опытные наставники говорят о том, что, получив знания о пустотности, не нужно начинать сразу же медитировать на шуньяту. Нужно послушать нескольких учителей, ознакомиться детально с философскими взглядами разных школ, пропустить информацию через себя, поразмышлять о ней.

И только получив полное представление, начинать медитацию, и тогда уже, не останавливаясь, идти к своей цели.

На этом, друзья, мы прощаемся с вами. Будем благодарны, если вы поддержите блог, поделившись ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях.

Пустотность (пустота) – это тот факт, что наши проекции невозможных способов существования, которые мы проецируем на самих себя, на других и на всё, с чем мы сталкиваемся, не соответствуют реальности. Реальности, которая бы им соответствовала, никогда не было и не может быть. Поэтому понимание пустотности и медитация на неё – ключ к устранению проблем, которые мы сами себе создаём, теряя связь с реальностью.

Почему существует неведение? Arrow down

В буддизме говорится, что у неведения нет начала. Мы не осознаём, или не знаем, как существуют вещи, потому что они предстают перед нами не так, как существуют. Это касается обычных, обусловленных явлений. Например, мне кажется, что я центр вселенной, а другим кажется, что они. Когда вы идёте спать и закрываете глаза, кажется, что вся остальная часть вселенной исчезла и существуете только вы, не правда ли? Но мир не существует таким образом. Тем не менее, ошибочно веря, что мир существует так, как нам кажется, мы создаём множество проблем, и себе, и другим.

Это очень простой пример, но это верно в отношении всего, что мы обычно воспринимаем. Наш ум воспринимает вещи странными способами, сбивающими с толку, и мы верим, что это так. Мы не понимаем, как существует реальность. Это верно и для животных: им тоже кажется, что они центр вселенной. Это не просто ошибка интеллекта. Наше повседневное восприятие вещей ошибочно, и у животных тоже.

Пять совокупностей познания Arrow down

Заблуждение о них

Буддийская классификация явлений

Буддийская философия различает существующие и несуществующие явления. Существующие явления можно достоверно познать. Несуществующие нельзя познать достоверно. Куриные губы не существуют. Мы можем представить человеческие губы на курице, но не куриные губы на курице, потому что их не бывает.

Пять совокупностей включают только изменчивые явления, составляющие наше познание от момента к моменту. Некоторые из них связаны с нашим потоком ума, другие не связаны. Три основные категории изменчивых явлений – формы физических явлений, способы осознавания и воздействующие переменные, которые не являются ни тем, ни другим (несоответствующие воздействующие переменные).

Формы физических явлений составляют первую совокупность познания – совокупность форм. Они включают зрительные образы, звуки, запахи, вкусы, физические ощущения. Также существуют нематериальные формы, например объекты, которые мы видим и слышим в сновидениях.

Также существуют явления, воздействующие на нас, но не относящиеся к первым двум категориям, например время. Время идёт и влияет на нас, мы становимся старше. Но оно не относится к первым двум категориям явлений.

Первичное сознание и умственные факторы

Способы осознавания подразделяются на два типа: первичное сознание и умственные факторы. Первичное сознание составляет вторую совокупность, и оно осознаёт лишь сущностную природу объектов – является ли объект звуком, зрительным образом, запахом, мыслью. Например, зрительное сознание воспринимает лишь сущностную природу зрительного образа – то, что это зрительный образ.

Простой, но очень глубокий пример, – восприятие апельсина. Что такое апельсин? Очень интересный вопрос. Это внешний вид апельсина? Это звук, который он издаёт, если его сжать? Это запах или вкус апельсина? Находится ли всё это внутри апельсина? Первичное сознание позволяет нам осознавать, информацию какого типа мы познаём, как бы на каком канале мы находимся – на канале зрения, на канале слуха, на канале запаха. Мы взаимодействуем со зрительными образами, со звуками или с мыслями? С каким аспектом апельсина мы имеем дело?

Вопрос: Я не могу понять различие между физической формой и осознаванием физической формы. Чтобы осознавать, мне нужен объект.

Это очень хороший момент, потому что осознаванию всегда нужен объект. Часто говорят о недвойственности субъекта и объекта, то есть сознания и объекта. Это буквальный смысл, но он может сбить с толку. Простыми словами, они всегда идут в одной упаковке; одного не может быть без другого, точнее, нельзя воспринять одно, не воспринимая другое. Нельзя думать мысль, если нет самой мысли. Субъект и объект отличны друг от друга, это не одно и то же, но они всегда идут вместе.

Чувство некоторого уровня счастья

Умственные факторы работают вместе с этими каналами. Когда мы выбрали канал, нужно выбрать другие настройки – настроить фокус, громкость и так далее. Это подобно умственным факторам – многочисленным типам вторичного осознавания.

В каждый момент времени мы находимся на одном из каналов. Мы взаимодействуем с объектами, например со зрительными образами. Это происходит на основе светочувствительных клеток в наших глазах и на основе тела в целом. Это происходит всё время. Кроме того, в каждый момент времени мы чувствуем что-то на шкале между счастьем и несчастьем. Это может быть нейтральное чувство, любое чувство на шкале. Оно придаёт нашему восприятию определённую окраску. Данный умственный фактор сам по себе составляет третью совокупность – совокупность чувства некоторого уровня счастья.

Различение

Совокупность всего остального

На самом деле, все пять совокупностей активны одновременно. Дело не в том, что сначала появляется мысль, а затем вы её замечаете и начинаете думать.

Пять совокупностей – это пять групп, их можно сравнить с пятью сумками. Каждый момент нашего познания состоит из одного или большего количества предметов из каждой сумки. Это:

  • совокупность форм – наше тело и воспринимаемые объекты – зрительные образы, звуки и так далее;
  • совокупность сознания – видение, слышание, обоняние, чувство вкуса, чувство физических ощущений и мышление;
  • совокупность чувств – чувство некоторого уровня счастья;
  • совокупность различения;
  • совокупность прочих воздействующих переменных, которую иногда называют совокупностью волевых импульсов.

Что такое привычка? Рассмотрим, например, курение сигарет. Привычка – это не само физическое действие. Действие – это курение, но не привычка курить. Также привычка – это не желание и не импульс закурить. Последнее относится к это способам осознавания: вы видите сигарету, и у вас появляется желание.

Но курильщик не осознаёт своё желание закурить, потому что во всех его клетках есть химические вещества, заставляющие его курить.

Что такое приписанное явление? Это явление, например привычка, которое зависит от других явлений. Другие явления играют роль основы, благодаря которой это явление может существовать и может быть достоверно познано. Например, привычка курить зависит от действий курильщика: без них она не может существовать и не может быть достоверно познана. Привычка не существует независимо от этих действий. Или, например, движение – это явление, приписанное на основе того, что физический объект последовательно находится в разных местах. Без того, что движется, не может быть и движения.

Умственное обозначение с помощью категорий и наименование с помощью слов Arrow down

Пустотность как отсутствие Arrow down

Во-первых, существует ли отсутствие? Да, оно существует. Можем ли мы увидеть отсутствие? Да, мы можем видеть, что в этой комнате нет слона. Все мы можем ясно видеть отсутствие слона. Но в случае пустотности мы говорим не о том, что могло бы существовать. Например, в этой комнате мог бы быть слон. Мы говорим об отсутствии того, чего не существует вообще. Мы также можем видеть, что в комнате нет розового слона. Его не существует в принципе. Он никогда не существовал и не будет существовать. Дело не в том, что розовый слон был здесь, затем ушёл в другую комнату, но потом может вернуться! Это не временное отсутствие. Это полное отсутствие, подобное отсутствию розового слона, которого никогда не было в этой комнате.

В случае пустотности мы говорим об отсутствии того, что совершенно невозможно, не существует вообще и никогда не может существовать. Тем не менее, соответствующая умственная концепция или фантазия существует – мы можем вообразить розового слона – и может нас напугать. Мы можем испугаться того, что в комнате розовый слон или монстр. Отсутствует то, к чему относится наша фантазия, – нечто реальное, например настоящий розовый слон или монстр. У нас может быть ошибочное представление о нём, но это представление не относится ни к чему реальному. Настоящих розовых слонов и настоящих монстров не существует.

Но здесь мы не просто говорим об отсутствии чего-то невозможного, например розового слона. Мы говорим об отсутствии невозможного способа существования. Пустотность – это не когда мы утверждаем, что в комнате нет монстра. Мы говорим, что это комната, которую не посещает монстр. Мы говорим о том, каким образом существует комната. Она никогда не существовала как комната, посещаемая монстром. Конечно, если ребёнок верит, что в спальне монстр, он будет очень напуган и не уснёт. Но это заблуждение: страх не относится ни к чему реальному в отношении того, как существует комната. Включив свет, мы сможем показать ребёнку, что комната не существует таким образом.

Под пустотностью мы имеем в виду отсутствие невозможных способов существования. Это многословно, но речь именно об этом.

В буддизме такое не говорится. Вы нигде этого не найдёте.

Резюме Arrow down

Привычная вульгарная аналогия буддийской пустоты с вакуумом показывает при ближайшем рассмотрении, что всё сложнее, чем кажется на первый взгляд. В квантовой теории поля вакуум наполнен квантовыми флуктуациями, которые после своего появления моментально исчезают, почему справедливо называются виртуальными – и как же это близко буддийской теории мгновенности, кшаникаваде, согласно которой бытие видится как совокупность бесчисленных потоков обновленных событий, дхарм, появляющихся и тут же уступающих место следующим! Такого мнения придерживается автор книги.

Читайте также: