Учение о человеке декарта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человек, согласно Декарту, - это единственное сущее, в котором встречаются, и каким-то образом сосуществуют две субстанции (мыслящая и протяженная).

Декарт пишет, что до сих пор неверно различали функции души и функции тела.

Тело человека (или животного), пока он живой – теплое, а когда он умирает, оно остывает, перестает двигаться, прекращается дыхание и сердцебиение. Из этого делается обычно вывод, что все эти движения и это тепло связаны с душой. Но это не верно, утверждает Декарт.

Теплота, которая присуща живым телам, ничем принципиально не отличается от тепла, которое исходит от Солнца, или от лампы, или, например, от преющего навоза (это обыкновенное физическое тепло). В нашем теле действуют те же самые силы, что задействованы в иных физических процессах (процессах, идущих в неживой природе). Чтобы объяснить, каким образом и почему кровь движется в сосудах, каким образом живое существо дышит, переваривает пищу и т. д., не нужно указывать на душу.

Тело человека (животного), согласно Декарту, можно объяснить как механизм, ничем принципиально не отличающийся от других природных механизмов. Оно работает само, в нем нет ничего, кроме обыкновенных физических процессов, ничего, кроме материи, движущейся, согласно своим универсальным законам.

Декарт полагает, что животные не мыслят, иначе они бы обнаруживали эту свою способность мыслить посредством речи (животные не мыслят, убежден Декарт, иначе они могли бы говорить). Так же, животные не способны реагировать нестандартно в нестандартной ситуации. Все это указывает, согласно Декарту, на то, что животные – всего лишь, очень сложные машины.

На самом деле, это наиболее проблемное место декартовской философии. Если следовать общей логике его же построений, субстанция на субстанцию влиять скорее не может. Декартовский дуализм чреват неразрешимостью вопроса об отношении души и тела.




Этот механизм может работать и в другую сторону. Воздействие на тот, или иной орган чувств или часть тела человека порождает определенные колебания животных духов, те вызывают колебания железы и душа получает информацию о том, или ином предмете внешнего мира (в железе информация, идущая от двух глаз или от двух рук соединяется, - и мы получаем целостный образ предмета).

Итак, в декартовской антропологии можно увидеть следующие парадоксы:

1. На языке декартовской философии оказывается невозможным говорить о живом (о специфике живого, об отличии его от неживого). Декарт прямым текстом заявляет, что организм – это разновидность механизма.

2. В рамках декартовской философии невозможно удовлетворительно ответить на вопрос, как взаимодействуют душа и тело (как соотносится мыслящее и протяженное).

Но можно сказать, что эта слабость декартовской антропологии – своего рода плата.

[3] Р. Декарт, Первоначала философии, Часть первая, п. 51.

[4] Р. Декарт, Первоначала философии, Часть первая, п. 9.

[7] Законы природы, по Декарту:

Законы Ньютона (историческая формулировка):

1. Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

2. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел равны и направлены в противоположные стороны.

[8]Рене Декарт, Первоначала философии, Часть вторая, п. 25.

[9] У Ньютона ускорение, которое получает тело при взаимодействии, прямо пропорционально воздействующей на него силе и обратно пропорционально массе (а=F/m). /Другая формулировка второго закона/.

[10] Рене Декарт, Страсти души, Часть первая, п. 3.

[11] Смотри Декарт, Рассуждение о методе, Часть пятая.

Тема 11. Варианты преодоления декартовского дуализма.

Итак, согласно Декарту, в мире существует две субстанции: 1) материальная (ее сущностное свойство – протяженность) и 2) духовная (ее сущностное свойство – мышление). И этот дуализм декартовской системы порождает проблему. А как, собственно, они взаимодействуют?

/По сути дела у Декарта мы имеем дело с двумя самодостаточными мирами, миром протяженных тел и (с одной стороны) и мыслящим ego и тем, что оно мыслит (с другой)/.

Бенедикт Спиноза(1632 – 1677).

Пространство и протяженность (которые у Декарта фигурировали в качестве основных свойств двух основных субстанций) Спиноза рассматривает как два атрибута одной единой Субстанции.

Мир оказывается у Спинозы единым, прозрачным для разума монолитом. Он постижим при помощи человеческого разума, потому, что этот разум – момент проявления божественного разума (или разума природы).

В мире, как его понимает Спиноза, принципиально отсутствует случайность. А так же – свобода в смысле действительно имеющейся возможности выбора (в том смысле, что могло быть так, а могло быть иначе[1]).

Субстанция Спинозы порождает все, что она порождает с необходимостью[2]: она не могла породить другой мир, и все, что она могла породить, - она породила.

Если же не принимать в расчет Бога, то совпадение мыслей (души) и движений (тела) является, согласно теории Мальбранша, случайным.

Г. В. Лейбниц (1646-1716) (монадология).

Помимо дуализма, Лейбница не устраивает в декартовской философии, прежде всего то, что мир у него оказывается как бы мертвым (неодушевленным механизмом). Лейбниц допускает существование бесконечного количества субстанций (простых и неуничтожимых сущностей) – монад[3].

Монады не материальны. Если бы речь шла о материальных телах, то можно было бы говорить, что одно тело воздействует на другое тело. Материальные тела (если бы речь шла о них) способны воздействовать на другие (а так же сами испытывать это воздействие). Скажем, катящийся шар может изменить траекторию другого шара. Но монады не взаимодействуют. Это – духовные сущности, то, что с ними происходит, не может быть определено извне, а только ими самими (они свободны).

[1] Разумеется, существо (например, человек) являясь проявлением одной единой разумной Субстанции, свободно в том смысле, что ничто ему не мешает быть тем, что оно есть по природе. Но у него нет альтернативы (вариантов).

[2] У Бога (-Природы) Спинозы тоже нет выбора.

[4] Разумеется, эта теория заслужила в дальнейшем критику многих философов. В частности, весьма зло над ней иронизировал Вольтер.

[5] Бог, как бы, запрограммировал каждую из монад. Образ машины всплывает и у Лейбница, хотя он говорит о живых машинах (если такое возможно).

1) очевидность, с которой мне дан вот этот листок бумаги, этот стол, это окно и эта лампа, - очевидность для глаз; и 2) очевидность, с которой мне дано, что 2+2=4, что через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной, что вещь может существовать, или не существовать, а третьего не дано, - очевидность для ума.

У вышеуказанных философов получается тот, или иной вариант дедуктивной теории (теории, исходящих из неких общих, принятых разумом в качестве очевидных, положений).

/Всегда остается возможность, что положения, легшие в основу той, или иной теории - произвольны (“взяты с потолка”), что они не обладают универсальной очевидностью для всех мыслящих субъектов/.

2. принципы морали,

3. принципы логики и математики.

а) Джон Локк (1632-1704).

Человек, согласно Декарту, - это единственное сущее, в котором встречаются, и каким-то образом сосуществуют две субстанции (мыслящая и протяженная).

Декарт пишет, что до сих пор неверно различали функции души и функции тела.

Тело человека (или животного), пока он живой – теплое, а когда он умирает, оно остывает, перестает двигаться, прекращается дыхание и сердцебиение. Из этого делается обычно вывод, что все эти движения и это тепло связаны с душой. Но это не верно, утверждает Декарт.

Теплота, которая присуща живым телам, ничем принципиально не отличается от тепла, которое исходит от Солнца, или от лампы, или, например, от преющего навоза (это обыкновенное физическое тепло). В нашем теле действуют те же самые силы, что задействованы в иных физических процессах (процессах, идущих в неживой природе). Чтобы объяснить, каким образом и почему кровь движется в сосудах, каким образом живое существо дышит, переваривает пищу и т. д., не нужно указывать на душу.

Тело человека (животного), согласно Декарту, можно объяснить как механизм, ничем принципиально не отличающийся от других природных механизмов. Оно работает само, в нем нет ничего, кроме обыкновенных физических процессов, ничего, кроме материи, движущейся, согласно своим универсальным законам.

Декарт полагает, что животные не мыслят, иначе они бы обнаруживали эту свою способность мыслить посредством речи (животные не мыслят, убежден Декарт, иначе они могли бы говорить). Так же, животные не способны реагировать нестандартно в нестандартной ситуации. Все это указывает, согласно Декарту, на то, что животные – всего лишь, очень сложные машины.

На самом деле, это наиболее проблемное место декартовской философии. Если следовать общей логике его же построений, субстанция на субстанцию влиять скорее не может. Декартовский дуализм чреват неразрешимостью вопроса об отношении души и тела.

Этот механизм может работать и в другую сторону. Воздействие на тот, или иной орган чувств или часть тела человека порождает определенные колебания животных духов, те вызывают колебания железы и душа получает информацию о том, или ином предмете внешнего мира (в железе информация, идущая от двух глаз или от двух рук соединяется, - и мы получаем целостный образ предмета).

Итак, в декартовской антропологии можно увидеть следующие парадоксы:

1. На языке декартовской философии оказывается невозможным говорить о живом (о специфике живого, об отличии его от неживого). Декарт прямым текстом заявляет, что организм – это разновидность механизма.

2. В рамках декартовской философии невозможно удовлетворительно ответить на вопрос, как взаимодействуют душа и тело (как соотносится мыслящее и протяженное).

Но можно сказать, что эта слабость декартовской антропологии – своего рода плата.

[3] Р. Декарт, Первоначала философии, Часть первая, п. 51.

[4] Р. Декарт, Первоначала философии, Часть первая, п. 9.

[7] Законы природы, по Декарту:

Законы Ньютона (историческая формулировка):

1. Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

2. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел равны и направлены в противоположные стороны.

[8]Рене Декарт, Первоначала философии, Часть вторая, п. 25.

[9] У Ньютона ускорение, которое получает тело при взаимодействии, прямо пропорционально воздействующей на него силе и обратно пропорционально массе (а=F/m). /Другая формулировка второго закона/.

[10] Рене Декарт, Страсти души, Часть первая, п. 3.

[11] Смотри Декарт, Рассуждение о методе, Часть пятая.

Тема 11. Варианты преодоления декартовского дуализма.

Итак, согласно Декарту, в мире существует две субстанции: 1) материальная (ее сущностное свойство – протяженность) и 2) духовная (ее сущностное свойство – мышление). И этот дуализм декартовской системы порождает проблему. А как, собственно, они взаимодействуют?

/По сути дела у Декарта мы имеем дело с двумя самодостаточными мирами, миром протяженных тел и (с одной стороны) и мыслящим ego и тем, что оно мыслит (с другой)/.

Бенедикт Спиноза(1632 – 1677).

Пространство и протяженность (которые у Декарта фигурировали в качестве основных свойств двух основных субстанций) Спиноза рассматривает как два атрибута одной единой Субстанции.

Мир оказывается у Спинозы единым, прозрачным для разума монолитом. Он постижим при помощи человеческого разума, потому, что этот разум – момент проявления божественного разума (или разума природы).

В мире, как его понимает Спиноза, принципиально отсутствует случайность. А так же – свобода в смысле действительно имеющейся возможности выбора (в том смысле, что могло быть так, а могло быть иначе[1]).

Субстанция Спинозы порождает все, что она порождает с необходимостью[2]: она не могла породить другой мир, и все, что она могла породить, - она породила.

Если же не принимать в расчет Бога, то совпадение мыслей (души) и движений (тела) является, согласно теории Мальбранша, случайным.

Г. В. Лейбниц (1646-1716) (монадология).

Помимо дуализма, Лейбница не устраивает в декартовской философии, прежде всего то, что мир у него оказывается как бы мертвым (неодушевленным механизмом). Лейбниц допускает существование бесконечного количества субстанций (простых и неуничтожимых сущностей) – монад[3].

Монады не материальны. Если бы речь шла о материальных телах, то можно было бы говорить, что одно тело воздействует на другое тело. Материальные тела (если бы речь шла о них) способны воздействовать на другие (а так же сами испытывать это воздействие). Скажем, катящийся шар может изменить траекторию другого шара. Но монады не взаимодействуют. Это – духовные сущности, то, что с ними происходит, не может быть определено извне, а только ими самими (они свободны).

[1] Разумеется, существо (например, человек) являясь проявлением одной единой разумной Субстанции, свободно в том смысле, что ничто ему не мешает быть тем, что оно есть по природе. Но у него нет альтернативы (вариантов).

[2] У Бога (-Природы) Спинозы тоже нет выбора.

[4] Разумеется, эта теория заслужила в дальнейшем критику многих философов. В частности, весьма зло над ней иронизировал Вольтер.

[5] Бог, как бы, запрограммировал каждую из монад. Образ машины всплывает и у Лейбница, хотя он говорит о живых машинах (если такое возможно).

1) очевидность, с которой мне дан вот этот листок бумаги, этот стол, это окно и эта лампа, - очевидность для глаз; и 2) очевидность, с которой мне дано, что 2+2=4, что через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной, что вещь может существовать, или не существовать, а третьего не дано, - очевидность для ума.

У вышеуказанных философов получается тот, или иной вариант дедуктивной теории (теории, исходящих из неких общих, принятых разумом в качестве очевидных, положений).

/Всегда остается возможность, что положения, легшие в основу той, или иной теории - произвольны (“взяты с потолка”), что они не обладают универсальной очевидностью для всех мыслящих субъектов/.

2. принципы морали,

3. принципы логики и математики.

Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.

Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.

Наиболее известные философские произведения Декарта

Декарт о назначении философии

Проблема метода в философии Декарта

Итак, метод познания должен обеспечивать достижение достоверного и несомненного знания. Знание истины Декарт рассматривал как высшее наслаждение и, как он писал, единственное в этой жизни полное и ничем не омраченное счастье. Поэтому главные проблемы, над которыми размышлял философ, связаны с теми способами, которые позволяют достичь истины, избежать заблуждений. Учение Декарта о методе включает в себя ряд основополагающих, с его точки зрения, идей и правил.

Как же найти прочное основание знания, обладающее незыблемой достоверностью подобно аксиомам евклидовой геометрии?

Те идеи, которые остались в философии как результат средневековой схоластики не могут быть фундаментом настоящего научного знания. Вообще, по мнению философа, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.

Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую. Способность мыслить выступает в трактовке философа как главная характеристика человека. Безусловно, это вывод, выходящий далеко за пределы рационализма Нового времени.

На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

Таким образом, метод Декарта явился основой его теории познания, суть которой сводится к следующему. Познание включает в себя опыт и мышление, при этом определяющую роль играет мышление, поскольку основой достоверности являются врожденные идеи, в конечном счете, носители достоверности знания. Основополагающие врожденные истинные идеи, носящие аксиоматический характер, раскрываются с помощью интеллектуальной интуиции и сомнения, позволяющих определить подлинно достоверное в знании. Гарантом существования таких идей и, в конечном счете, окончательным критерием истины является Бог.

Причины заблуждений в познании, следовательно, – беспорядочный опыт и отклонение от логики в процессе рассуждений. В этом суть рационализма Декарта.

Картина мира по Декарту

На основе своего метода Декарт создает картину мира, согласно которой существует мир, существует Бог, в мире существует человек, способный познавать этот мир, поскольку наделен способностью сомнения и интеллектуальной интуицией и обладает врожденными, благодаря Богу, идеями.

Природа построена Богом из материи, обладающей протяженностью и способностью к вечному движению как перемещению в пространстве. Сотворенный мир существует по своим собственным законам. Эта позиция философа носит название деизма.

Учение Декарта о человеке и обществе

Для Декарта суть человека в мышлении. Поэтому для него особую важность приобретает проблема мировоззренческих принципов человека. Свою жизненную позицию Декарт определяет из принципов своего метода. Он писал о правилах морали, извлеченных из созданного им метода.

Итак, можно сделать ряд выводов относительно сущности и значения философских идей Декарта.

Прежде всего, Декарт обосновывал великое значение достижения истины в науке и философии для развития общества. Он показал, как много значит наука в жизни общества и человека, прекрасно понимая, что исторический прогресс неразрывно связан с развитием науки. Тем самым философ выразил в своих трудах отличительную особенность эпохи Нового времени. В трудах Декарта эта эпоха нашла блестящее выражение.

В рамках своего рационализма Декарт поднял на пьедестал человека, а в человеке – его разум. Разумные человеческие позиции и решения одни только способны привести к успеху, был убежден Декарт.

Декарт показал сущность и значение сомнения и интеллектуальной интуиции в познании, обосновав целый ряд аспектов этих проблем.

В рамках неоднозначной в постановке и решении проблемы врожденных идей, своих собственных взглядов на проблему критерия истины Декарт поставил целый ряд важнейших вопросов.

Безусловно, далеко за границы Нового времени выходят по своей значимости его мысли о науке, морали и человеческой жизни, понимание им назначения человека и проблемы счастья, как и ряд других вопросов, над которыми он размышлял и о которых писал.

Разумеется, Декарт был связан в своих обобщениях с интеллектуальными и историческими в целом особенностями своей эпохи, и эти объективные по отношению к нему условия нашли отражение в его творчестве, в том числе неизбежных упрощениях во взглядах на некоторые философские проблемы. В частности, господствующие механистические представления, ограниченность экспериментальных возможностей того времени не могли не повлиять на позиции Декарта, его абсолютизации в решениях проблем, а потому односторонности, а иногда и просто ошибочные выводы. Но, как правило, это были великие заблуждения, достойные серьезных над ними размышлений.

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г в Южной Турени. С 1604 по август 1612 г. он был воспитанником привилегированной коллегии Ла Флеш, там он под пристальным надзором иезуитов изучал различные науки, в том числе и философию. Период с 1612 до 1628 гг. был для Декарта стартовой точкой начала его путешествий, поиска путей для самореализации. По возвращении на родину, он жил один в Сен-Жермен. Декарт впервые поступил на военную службу в 1617, это лишило его и чинов, и жалованья, но, по его словам, давало ощущение свободы. Во время службы в Нидерландах ему не довелось бывать на войне, что сказывалась на его творчестве – у Декарта оставалось время для научной работы. Его первые работы были посвящены математике.

Война 1619 года разразилась внезапно, прокатившись по всей Европе, и длилось целых тридцать лет. Армии, где служил Декарт, пришлось переместиться в Германию. До 1621 г. он участвовал в военных действиях.

С 1621 по 1628 гг. философ путешествовал по Европе. Он поселился в Париже в 1623 г., и вошёл в круг знаменитых учёных первой половины XVII в – и постепенно завоевал славу непревзойдённого философа, математика. Есть предположение, что именно в это время Декарт разрабатывал и начинал писать свой методологический труд “Правила для руководства ума”. При жизни философа труд не был опубликован, но идеи и отрывки из него были использованы в последующих работах философа.

Остатки жизни Декарт провел в Нидерландах. Такая жизнь увлекла его. Уединенная, размеренная, она помогала сосредоточиться на научных знаниях и написании новых работ. Но его уединение никак нельзя было назвать духовной изоляцией. Мыслитель вел активную переписку с философами разных стран, тем самым узнавая о новейших открытиях и донося миру свои идеи.

Основные произведения Декарта

Как полагают, к 1633 г. Декарт набросал свой трактат “Мир”, который описывает сущность Вселенной, её движения, то есть идеи, созвучный идеям Галилея, подвергшегося жестокому гнёту за свои высказанные мысли. Потрясенный инквизиторским решением, испугавшись, Декарт сначала решил сжечь все свои тексты, чтобы их никто не увидел. Но позднее он решил объединить космологическую тематику с методологической, физику - с метафизикой, математикой, и закрепить всё это более глубокими доказательствами. В итоге наброски были сохранены.

До середины 30-х годов XVII в. Философ тщательно обдумывал, корректировал, добавлял и много раз перепроверял свою концепцию. В 1637 г. в Лейдене были опубликованы “Рассуждения о методе”. Далее были напечатаны “Метеоры”, “Диоптрика”, и “Геометрия”, созданные в качестве приложений, универсальных правил метода к разным научным отраслям. В 1641 г. на латинском языке в Париже появились “Метафизические размышления”. После этого были опубликованы “Начала философии”, самое обширный труд Декарта, в котором раскрываются и уточняются его основные идеи – теория познания, физика, метафизика, космология и космогония. Последние его работы – это “Страсти души” и “Описание человеческого тела”.

В конце 40-х годов идеями Декарта заинтересовалась Христина, королева Швеции. Она пригласила философа в Стокгольм, чтобы услышать именно от него пояснения к его теории. Приехал в Стокгольм в октябре 1649 г. здоровье вдруг резко ухудшилось. В итоге в феврале 1650 г. он умер от лихорадки. Первоначально Декарт был похоронен в Стокгольме. В 1667 г. его останки перевезли во Францию и были захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы.

Учение Декарта о человеке

Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нём две самостоятельные субстанции, начала – мыслящая и протяжённая, то есть душа и тело соответственно. При этом философ обращает внимание на то, что душа не является жизнью как таковой, а лишь мыслью, и её отделение от тела вовсе не означает смерть человека. Смерть, по его мнению, как раз обусловлена физиологическими причинами, связанными с телом.

Протяжённая субстанция. Тело человека

Создав трактат о страстях, в одной из частей которого он описал строение и функционирование человеческого организма, Декарт просто предвосхитил физиологию современности. И при этом он не был врачом, и не имел даже практики лечения людей. Он опирался на уже существовавшие тогда основы анатомии, медицины, даже механики и физики. Особенно его потрясли открытие схемы кровообращения как самоорганизующегося процесса, не требующего вмешательства души, сделанное У. Гарвеем, и достижения механики того времени в создании сложноорганизованных искусственных механизмов.

Декарт указывает, что главное свойство тела как протяженного явления – движение. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение "животных духов" - они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт ). Декарт фактически дает схему простейшего безусловного рефлекса, обосновывает рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей силе.

Философ подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела. При этом внешнее воздействие выступает в роли толчка; физиологический процесс – как причина возникновения психических явлений. По сути, Декарт выдвигает не психофизическую, а психофизиологическую проблему; именно поэтому его многие считают создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом.

Мыслящая субстанция. Душа человека

Страсти Декартом подразделяются на несколько групп:

Чисто физиологические — радость, грусть, печаль, грев и т.д.

Психологические , в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом — это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.

Моральные , связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (например, щедрость).

1) переход к другим видам деятельности;

2) рациональный путь снятия эмоционального напряжения через объяснение причины возникновения отрицательных эмоций (Особая роль отводится двум эмоциям — печали и радости. Печаль обнаруживает то, чего надо избегать; радость указывает на то, что следует поддерживать).

Связь мыслящей и протяжённой субстанций

Но, к сожалению, этот вопрос до сих пор ставится под сомнение, потому что остаётся неясным, каким образом материальная, телесная железа может быть соединена с душой.

Заключение

Рене Декарт – один из самых выдающихся мыслителей, философов и математиков в истории человечества. Его работы во многом определили развитие самых разных наук и философской мысли, повлияли на современников и нашли большое количество последователей. И сейчас его идеи и теории не теряют своей актуальности и продолжают вызывать интерес как у специалистов, так и у людей, далеких от науки, но желающих расширить свой кругозор, структурировать мышление и осознать свое место в мире (философские работы Декарта). Оригинальность и глубина мыслей Декарта не могут не вызывать восхищения, во многом он был впереди своего века, словно чувствуя глубинные изменения в существующей парадигме и предвидя скорые перемены.

Думаю, трактат станет интересным для интересующихся психологией, так как он прекрасно поменяет понять природу человеческих мыслей. А будущим социологам необходимо разбираться в возникновении декартовских страстей и действий у человека.

Список использованной литературы

Р. Декарт Р. Страсти души.1649. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с.— (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572

Анри М. Значение бессознательного для познания человека// Современная наука: познание человека / Ред. И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1988.

Ляткер Я.А. Декарт. М., Мысль, 1975.

Соколов В.В. Философия Рене Декарта. М.: Политиздат, 1989

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова./- М.; Политиздат, 1989

Спиркин А.Г. - Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.; Политиздат, 1988

История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая – М.: Академический проект - 2005

1 Р. Декарт Р. Страсти души.1649. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с.— (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572.

2 Р. Декарт Р. Страсти души.1649. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с.— (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572.

3 Р. Декарт Р. Страсти души.1649. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с.— (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572.

4 Р. Декарт Р. Страсти души.1649. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с.— (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572.

Похожие страницы:

Познание Бога в философии Декарта и Спинозы

. . Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого . для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают .

Философия Рене Декарта (2)

. общее количество движения и покоя. Учение Декарта о человеке заключается в следующем: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный . для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают .

Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции

. .С другой стороны материалистическое в своей основе учение Декарта о природе, враждебной всякой теологии всеобщий механистический . в. в лице Ламеттри отверг учение Декарта о принципиальном различии между природой человека и животных; Кант опроверг декартово .

Рационализм Декарта

. с движением и покоем и сохраняет их. Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного . для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают .

Развитие психики человека и животных

. как Е.И. Рогов; Л.И.Фридман; К.Э.Фабри; А.Н Леонтьев; Р. Декарт и другие не менее выдающиеся психологи . . Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что .


Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и Бенедикт Спиноза.

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии,- совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

  • с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
  • с объективной — разумность, логический порядок вещей.

Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

  • движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
  • явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

  • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
  • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
  • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

  • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
  • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта

Учение Рене Декарта о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Рассуждение о методе Рене Декарта

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Читайте также: