Учение демокрита и пифагора кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 562
  • КНИГИ 671 255
  • СЕРИИ 25 846
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 647

Чеслав Станиславович Кирвель, Александр Александрович Бородич, Виктор Войцихович Карпинский и др

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов учреждений высшего образования по философским специальностям

Под редакцией доктора философских наук профессора Ч.С. Кирвеля

Авторы: А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных, Е.В. Белоусова, И.В. Бусько, В.В. Карпинский, Ч.С. Кирвель, Г.Н. Кобяк, А.И. Копытко, Л.Л. Мельникова, У.Д. Розенфельд, О.А. Романов, С.З. Семерник, Д.Я. Смаль, Л.И. Цыганкова, Г.Н. Щелбанина

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (кандидат философских наук доцент А.В. Кузнецов);

доктор философских наук профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси П.А. Водопьянов

Одной из кардинальных проблем философии является проблема смысла и целей человеческого бытия. Специфика философии – теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения. Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что представляют собой жизнь, смерть, счастье? Все это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению. Эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда – неуничтожимость философии. Могут рушиться империи, сменяться режимы, приходить к власти новые люди, а философия останется.

У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок. Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновение взглядов и непримиримые дискуссии – все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов. Все это – важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовные драмы и коллизии.

Немецкий философ К. Ясперс писал: «Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не доводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Речь идет, собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо изобретать заново средства их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на уже накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Недавно сдавал краткий курс философии и столкнулся с тем страшным фактом, что ничего не знаю ни о мыслителях, ни о их идеях. Кинулся к учебнику, а там все написано серьезно, без базы, даже самой скромной, особо ничего не поймешь. Кинулся рыскать в интернете. Тоже засада, мало кто хочет рассказывать о философах примитивно и просто. На лесенке сложности, почти все лекторы стоят, как минимум, на третьей ступеньке. Ну, что же! Придется мне заняться созданием, самой примитивной шпаргалки по античным философам.

Вся философия (любовь к знанию) появилась из кризиса мифологии. Кризис образовался по причине того, что греки захватывая чужие земли не стремились всем навязать свой взгляд на мир. Греки старались все культуры между собой подружить. Разные боги, обычаи и традиции входили в естественное противоречие между собой и стройная картина мира, потихоньку, стала рушиться.

Самым главным философом Древней Греции является Сократ. От него идет отсчет, прямо как от Рождества Христова.

Фреска Рафаэля "Афинская школа". Поговаривают, что на автор запечатлел и себя в данном произведении в образе Гераклита, он сидит на первом плане, весь мрачный и сгорбленный.

Фреска Рафаэля "Афинская школа". Поговаривают, что на автор запечатлел и себя в данном произведении в образе Гераклита, он сидит на первом плане, весь мрачный и сгорбленный.

Период, что был раньше первого философа называется
"Досократическим" . Всё что было после, называем: "Сократическим периодом" .

Досократики

К ДОСОКРАТИКАМ (да, такой нежный термин действительно существует) относятся следующие мыслители:

Фалес
Гераклит
Парменид
Пифагор
Демокрит

Конечно же, великих умов было гораздо больше. Но почти все они овиты пеленою тайны. Почти никаких произведений данных авторов до наших времен не сохранилось.

Все мыслители относящиеся к ДОСОКРАТИЧЕСКОМУ ПЕРИОДУ пытались найти первопричину всего что происходит на земле.

Фалес считал, что мир состоит из воды.
Гераклит видел первопричину в огне.
Парменид разделил мир на бытие и небытие.
Пифагор считал, что мир состоит из чисел.
Демокрит пришел к выводу, что всё вокруг состоит из частиц.


СОКРАТ

Сократ, как и его предшественники, не оставил после себя никаких трудов. О деятельности первого философа в истории мы знаем исключительно благодаря переказам его учеников. У Сократа не было цели найти первопричину сущего, однако он придумал очень интересный способ добычи информации: задавать вопросы и во всем сомневаться. Именно Сократу принадлежит высказывание:

Сократ считал добрых людей умными, а злых людей он называл тупыми. И это было не просто его мнение, у него было для этого своё логическое обоснование.

Любовь Сократа к разного рода вопросам и разоблачениям не осталась без внимания государства. Жизнь мыслителя закончилась самоубийством, на которое его вынудило пойти правительство.

Сократ считал добрых людей умными, а злых людей он называл тупыми. И это было не просто его мнение, у него было для этого своё логическое обоснование.

ПЛАТОН

Главным учеником Сократа был Платон. Помимо конспектирования всех мыслей своего учителя, данный философ отличился поиском сути. Платон разделил видимое в предмете с его истинным содержанием. По хорошему, идей Платона до сих пор никто постичь не может, ибо все эти поиски сути особо никак не помогают в жизни.

По всем приметам Платон был первым социалистом, он был адептом главенствующей роли государства и противником частной собственности.

По всем приметам Платон был первым социалистом, он был адептом главенствующей роли государства и противником частной собственности.

Платон разделял устремления человека на три типа: разумные, волевые и чувственные. В каждом человеке мыслитель подмечал доминантное положение одного из устремлений: размуное (философы), волевое (воины), чувственное (ремесленники).
Одной из самых прогрессивных идей Платона является разрушение института семьи. Философ предлагал изымать детей из семей и отдавать их на воспитание профессионалам.

АРИСТОТЕЛЬ

Родоначальник всей науки, Аристотель придумал 4 способа познания явления и предмета: материальная (из чего состоит), движущая (кто за этим стоит), целевая (для чего), сущностная (замысел).
Аристотель был учеником Платона, но по расхожему мнению от своего учителя он отступил. Кто-то же, наоборот, считает, что Аристотель развил идеи Платона в своих работах.
Аристотель вновь, как и досократики , задумался о первопричине всего сущего на земле и пришел к выводу, что изначально было ДВИЖЕНИЕ .

Аристотель попытался систематизировать все идеи высказанные до него, однако, это оказалось немного сложнее чем думалось на первый взгляд.

Аристотель попытался систематизировать все идеи высказанные до него, однако, это оказалось немного сложнее чем думалось на первый взгляд.

Самой простой и человечной идеей Аристотеля был поиск золотой середины. Мыслитель считал, что если человек сможет во всем соблюдать меру - тогда он будет счастлив.

Если Вам понравился этот материал, тогда ставьте пальцы вверх и мы продолжим выпускать статьи в этом же духе.

Философия зародилась практически одновременно в трех самых больших регионах древней цивилизации ̶ на Востоке, в Греции и Риме. Приблизительно тогда же произошло зарождение философии в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философия не достигла уровня, присущего более развитым странам. Античная философия ̶ это философские учения в древнегреческих (с конца V до н.э. до VI н.э.) обществах. В её многообразных формах имеют начало почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков и восточных соседей (Египет, Вавилон). Постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зародились наука и философия, возникли понятия и категории философии.

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

В античной философии можно выделить следующие этапы:

1) становление древнегреческой философии (VII-Vвв. до н.э.) – основное внимание уделялось проблемам космоса, природы;

2) классическая греческая философия ( V-IV вв. до н.э.) – учение Сократа, Платона, Аристотеля, основное внимание обращается на человека и его связь с природой;

3) греко-римский, или эллинистический этап (конец IV в. до н. э. – IVв. н.э.).

Кратко рассмотрим эти учения.

Милетская школа.

В VII-Vвв. до н.э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада. В результате греки унаследовали опыт наблюдений над природой, технических знаний, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилона.

Первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. Основу всех многообразных состояний материи вещей и явлений они пытались найти в некой субстанции ̶ первоматерии, отождествляя её с чувственно-воспринимаемыми состояния-

ми материи. Фалес (625-545гг. до н.э.) ̶ с водой, Анаксимен (560-480 гг. ) ̶ с воздухом, видя в нём бесконечность и легкость изменяемости вещей, Гераклит ̶ с огнем и т.д.. Только Анаксимандр субстанцией первоматерии считал нечто, лишенное чувственной определённости, беспредельное ̶ апейрон. Первооснова (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, воздух, вода, огонь), что в последующем и создает богатство окружающего мира.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, к сущности всех вещей и явлений мироздания.




Гераклит считал первоначалом всего мира огонь. Огонь ̶ это энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. Разумность, то есть Логос, правит всем через всё: он всё направляет и всему даёт форму. Природа подчиняется скрытому закону природы ̶ Логосу.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века.

Всякая гармония выразима числовой пропорцией. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью чисел. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Душа человека – часть мировой души, она бессмертна. Ему принадлежит идея переселения душ.

Гегель писал, что учение пифагорейцев ̶ один из промежуточных этапов на пути признания первоначал физическими, к признанию их идеальными, на пути от Милетской школы к Платону.

Ксенофан (565-473 гг. до н.э.) ̶ автор концепции единого Бога. Считается учителем Парменида и тем самым основоположником школы элеатов.

Его основная идея ̶ борьба против антропоморфизма, против мифологии вообще. Утверждал, что люди создают богов по своему образу. Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Этим заявлением он поддерживал позицию пантеизма.

Парменид (540-480 гг. до н.э.) и его последователь Зенон (490-430 гг. до н. э.) явились наиболее известными представителями элейской школы.

Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие не существует, так как его нельзя мыслить и поэтому о нем не надо говорить. Гносеология Парменида основана на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувственный же опыт обманчив, поскольку дает видеть только кажимость.

Тем самым, эмпирическое познание и умозрительное резко отделяются друг от друга. Предметом истинного познания может быть лишь единое, неизменное бытие.

Элеаты считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отображению действительности. Они первыми поняли, что процесс познания – это переход от чувств к разуму, но рассматривали данные пути познания обособленно, противопоставляли их.

Элеаты окрыли специфику рационального мышления. Единое у элеатов, в отличие от древнеиндийского Единого и древнекитайского дао, рационально, и наличие его обосновывается мышлением, что выводило на философское видение проблем.

Античная атомистика

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создает атомистическую концепцию вещества, которая решала противоречие между положением Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия. В природе может быть как бытие, так и небытие.

Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки.

В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения материальных частиц, была положена в основу естественно-научной картины мира.

Философия зародилась практически одновременно в трех самых больших регионах древней цивилизации ̶ на Востоке, в Греции и Риме. Приблизительно тогда же произошло зарождение философии в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философия не достигла уровня, присущего более развитым странам. Античная философия ̶ это философские учения в древнегреческих (с конца V до н.э. до VI н.э.) обществах. В её многообразных формах имеют начало почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков и восточных соседей (Египет, Вавилон). Постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зародились наука и философия, возникли понятия и категории философии.

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

В античной философии можно выделить следующие этапы:

1) становление древнегреческой философии (VII-Vвв. до н.э.) – основное внимание уделялось проблемам космоса, природы;

2) классическая греческая философия ( V-IV вв. до н.э.) – учение Сократа, Платона, Аристотеля, основное внимание обращается на человека и его связь с природой;

3) греко-римский, или эллинистический этап (конец IV в. до н. э. – IVв. н.э.).

Кратко рассмотрим эти учения.

Милетская школа.

В VII-Vвв. до н.э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада. В результате греки унаследовали опыт наблюдений над природой, технических знаний, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилона.

Первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. Основу всех многообразных состояний материи вещей и явлений они пытались найти в некой субстанции ̶ первоматерии, отождествляя её с чувственно-воспринимаемыми состояния-

ми материи. Фалес (625-545гг. до н.э.) ̶ с водой, Анаксимен (560-480 гг. ) ̶ с воздухом, видя в нём бесконечность и легкость изменяемости вещей, Гераклит ̶ с огнем и т.д.. Только Анаксимандр субстанцией первоматерии считал нечто, лишенное чувственной определённости, беспредельное ̶ апейрон. Первооснова (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, воздух, вода, огонь), что в последующем и создает богатство окружающего мира.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Гераклит считал первоначалом всего мира огонь. Огонь ̶ это энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. Разумность, то есть Логос, правит всем через всё: он всё направляет и всему даёт форму. Природа подчиняется скрытому закону природы ̶ Логосу.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века.

Всякая гармония выразима числовой пропорцией. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью чисел. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Душа человека – часть мировой души, она бессмертна. Ему принадлежит идея переселения душ.

Гегель писал, что учение пифагорейцев ̶ один из промежуточных этапов на пути признания первоначал физическими, к признанию их идеальными, на пути от Милетской школы к Платону.

Ксенофан (565-473 гг. до н.э.) ̶ автор концепции единого Бога. Считается учителем Парменида и тем самым основоположником школы элеатов.

Его основная идея ̶ борьба против антропоморфизма, против мифологии вообще. Утверждал, что люди создают богов по своему образу. Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Этим заявлением он поддерживал позицию пантеизма.

Парменид (540-480 гг. до н.э.) и его последователь Зенон (490-430 гг. до н. э.) явились наиболее известными представителями элейской школы.

Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие не существует, так как его нельзя мыслить и поэтому о нем не надо говорить. Гносеология Парменида основана на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувственный же опыт обманчив, поскольку дает видеть только кажимость.

Тем самым, эмпирическое познание и умозрительное резко отделяются друг от друга. Предметом истинного познания может быть лишь единое, неизменное бытие.

Элеаты считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отображению действительности. Они первыми поняли, что процесс познания – это переход от чувств к разуму, но рассматривали данные пути познания обособленно, противопоставляли их.

Элеаты окрыли специфику рационального мышления. Единое у элеатов, в отличие от древнеиндийского Единого и древнекитайского дао, рационально, и наличие его обосновывается мышлением, что выводило на философское видение проблем.

Античная атомистика

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создает атомистическую концепцию вещества, которая решала противоречие между положением Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия. В природе может быть как бытие, так и небытие.

Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки.

В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения материальных частиц, была положена в основу естественно-научной картины мира.


В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы — диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи — одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями — затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела — покоится).

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) — родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей — тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь — слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона — идеальное государство. Основа — труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

Читайте также: